"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Дом, семья и развлечения. » Традиции и обычаи русского народа


Традиции и обычаи русского народа

Сообщений 961 страница 980 из 1000

1

https://schci.ru/sites/default/files/traditsii/russkie_narodnie_traditsii.jpg
Русский народ бережно чтит старинные традиции, которые появились еще во времена Руси. В этих обычаях отразилось язычество и почитание идолов, пришедшее на смену им Христианство, древний устрой жизни. Традиции зарождались в каждом бытовом занятии жителей Руси. Опыт старших поколений передавался молодым последователям, дети учились житейское мудрости у родителей.

В старинных русских традициях ярко проявляются такие черты нашего народа, как любовь к природе, гостеприимство, уважение к старшим, жизнерадостность и широта души. Такие обычаи приживаются среди людей, следовать им легко и приятно. Они - отражение истории страны и народа.

http://sa.uploads.ru/t/K6YaC.jpg

Традиции и обычаи русского народа

Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет
данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему
ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную
опору.

    И с календарем, и с жизнью человека связаны народные обычаи, а также
церковные таинства, обряды и праздники.

    На Руси календарь назывался месяцесловом. Месяцеслов охватывал весь год
крестьянской жизни, «описывая» по дням месяц за месяцем, где каждому дню
соответствовали свои праздники или будни, обычаи и суеверия, традиции и
обряды, природные приметы и явления.

    Народный календарь был календарем земледельческим, что отразилось в
названиях месяцев, народных приметах, обрядах и обычаях. Даже определение
сроков и продолжительности времен года связано с реальными климатическими
условиями. Отсюда несовпадение названий месяцев в разных областях.
Например, листопадом может называться как октябрь, так и ноябрь.

    Народный календарь является своего рода энциклопедией крестьянского
быта с его праздниками и буднями. Он включает в себя знание природы,
сельскохозяйственный опыт, обряды, нормы общественной жизни.

    Народный календарь является слиянием языческого и христианского начал,
народным православием. С утверждением христианства языческие праздники
запрещались, получали новое истолкование или перемещались со своего
времени. Кроме закреплённых за определёнными датами в календаре, появились
передвижные праздники пасхального цикла.

    Обряды, приуроченные к крупным праздникам, включали большое количество
разных произведений народного искусства: песни, приговоры, хороводы, игры,
танцы, драматические сценки, маски, народные костюмы, своеобразный
реквизит.


                 http://sh.uploads.ru/t/pKx6r.jpg

+3

961

https://ug.ru/wp-content/uploads/2023/01/svyatochnye-gulyaniya.jpg
Константин Коровин. Святочные гулянья.

У православных христиан 7 января начались Рождественские святки. Так называются дни между Рождеством и Крещением. Праздничный период, в котором ужились языческие и христианские традиции, длится 12 дней. Наши предки считали, что Рождественские святки могут круто изменить жизнь. Разумеется, если все сделать правильно. Поскольку святки начинаются сразу после сочельника, одним из главных блюд считалась кутья, которую ели после появления первой звезды. Это служило залогом счастливой и безбедной жизни весь следующий год. В это время принято веселиться и колядовать.

Помимо упоминания Коляды и Даждьбога, в колядках обязательно прославляли хозяина дома, иначе рассчитывать на щедрое вознаграждение колядующим не пришлось бы. Колядки выучивали заранее, но часто придумывали на ходу. В них были обязательные словосочетания. К примеру, хозяйку величали «красным солнцем», хозяина – «светлым месяцем», их деток называли «чистыми звездочками».

+2

962

Святки  издавна считались лучшим временем для предсказаний и возможности узнать что-то о своей судьбе и будущем- период от Рождества до Крещения.

https://ic.pics.livejournal.com/irenol_5_5/16825620/241403/241403_900.jpg
Ю. Сегеев Гадание

Лучшим временем для гаданий всегда считается вечер Васильева дня (13 января), канун Крещения (18 января) и любая святочная ночь с четверга на пятницу.

+1

963

https://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/119/494/119494967_29.jpg
Художник Константин Маковский - Святочное гадание (холст, масло)

Перекресток, где ракитка
И стоит и спит...
Тихо ветхая калитка
За плетнем скрыпит. Кто-то крадется сторонкой,
Санки пробегут —
И вопрос раздастся звонкой:
«Как тебя зовут?»

Афанасий Фет

+2

964

https://img-fotki.yandex.ru/get/16143/27517204.9/0_f2444_4af5e903_XL.jpg
Старый Новый год - самый русский праздник. Его как бы официально нет, но все знают, что он есть.
В этот день по телевизору не выступает с поздравлениями глава государства, но дома ещё не убрана
ёлка и ждёт этого праздника, который можно тихо отметить за красивым столом в домашнем кругу
или с очень близкими друзьями… Ведь само название - «старый новый» - таит в себе его уникальность…

+2

965

Крещенский сочельник

https://www.tvtomsk.ru/uploads/images/2022/01/18/thumbs/38323a78e099af.webp

По народному календарю 18 января — Крещенский сочельник, это вечер приготовления перед большим православным торжеством – Крещением. Торжество также называют "Навечерием", а само слово является символом ожидания торжества Богоявления. В народе используют любимое многими слово "Сочельник". Его установила Православная Церковь, и в этот день традиционно варили пшеничный узвар с незначительным добавлением сочива, меда и изюма.

Что в этот день делать нельзя, а что сделать нужно обязательно. Какие поверья и традиции существуют в этот день, о чем стоит знать каждому верующему человеку и тому, кто следует народным традициям.

Что нельзя делать в Сочельник

Нельзя ругаться, ссориться, задумывать недоброе, завидовать, сплетничать, осуждать, проявлять агрессию. В православный праздник такие действия совершать возбраняется. Особенно стоит обратить внимание на такие запреты в то время, когда вы идете за святой водой, набираете и приносите ее домой.

После захода солнца нельзя проводить уборку — Домовой может обидеться и уйти из дома. Оставшееся без присмотра домового духа жилье рискует прийти в запустение, негодность, не будет защищено от злых духов.

Во время застолья, завтрака, обеда или ужина нельзя допускать, чтобы на столе было четное количество блюд — к неприятностям, плохим новостям.

Нельзя плакать — плачущий в такой радостный праздник притянет к себе 40 бед.

Нельзя вспоминать умерших — во сне будут приходить. Если уж такое случилось, нужно несильно прикусить язык.

Нельзя жадничать, отказывать людям в помощи. Особенно стоит обратить внимание, что нельзя отказывать в просьбе напиться воды. В противном случае человек, отказавший другому человеку в воде, притянет к себе болезни. Исключение составляют деньги и хлеб. По приметам, давать в долг и брать в долг, а также давать хлеб — к бедности.

Нельзя сегодня стирать в реке, бросать в реку что-то ненужное, грязное. Вода в этот день священная, проводить такие кощунственные действия с ней — привлечь к себе беды.

Нельзя обижать других и обижаться самому — весь год будут преследовать ссоры и скандалы.

Нельзя в дом впускать чужую кошку или собаку, так как под ее личиной может скрываться нечисть. По этой же причине не отпускали своих кошек и собак гулять на улицу, так как вернуться с гуляния могут не они, а перевоплотившиеся в них бесы.

Приметы и поверья

В ночь с Сочельника на Крещение, то есть с 18 на 19 января, вода считается целебной, очистительной. В старину воду брали из самых разных источников, даже из рек, водоемов, уличных колонок, водопроводную воду. Все же рекомендуется брать воду в храме или из тех водоемов, где проводился ритуал освящения воды священнослужителями.

Святой водой, собранной на Крещенский сочельник или в Крещение, умывают больного, окропляют жилище, пьют небольшими порциями в течение года.

В старину считалось, что наиболее чистой и священной считается талая вода, потому набирали снег, который растапливали дома. Такой водой умывались для здоровья и красоты, духовного очищения. Больше того, талой водой мылись в бане — крепкое здоровье на целый год. Крещенский снег кидали в колодец, чтобы весь год вода в нем не пересыхала и не портилась.

К крещенскому снегу в старину было особенное отношение. Скотину кормили кормом перемешанным со снегом — чтобы мороз и холода ей не повредили. Кормили кормом со снегом кур — чтобы хорошо неслись весь год. Девушка, умывшаяся талой водой, не будет страдать от веснушек.

Окунаются в прорубь в том водоеме, где священнослужитель провел освящение воды. Здесь стоит помнить, что окунание в прорубь — это священное действие. Бахвальство перед родственниками и друзьями, показательное выступление для демонстрации своей силы и бесстрашия не дадут результата.

По христианским традициям, окунание в прорубь — вовсе не обязательное действо. Поход в храм в этот день — более правильный поступок.

Несмотря на то, что Церковь осуждает гадания, Крещенский сочельник издавна считается одним из тех самых дней, в которых гадания особенно сильны и правдивы.

+1

966

http://nov-zemlya.ru/media/project_mo_171/b3/36/64/4c/43/78/k6zb0zetrly.jpg

+1

967

До наших дней сохранилась традиция окунаться на Крещение в проруби - тот, кто отваживался на это, верил, что целебная крещенская вода даст ему здоровья на целый год. И сегодня находятся смельчаки, которые даже в сильный мороз прыгают в ледяную воду. Всем желающим присоединиться к ним следует помнить, что окунаться в крещенской проруби нужно, не стремясь «совершить подвиг», а помня о религиозном смысле этого действия - лучше всего перед этим взять благословение у священника. Также нужно знать, что омовение в крещенской воде не очищает от всех грехов «автоматически».

Утром 19 января святят воду - или в церкви, или, где это возможно, возле озера, реки или ручья. Считается, что на Крещение, с полуночи до полуночи, вода приобретает целебные свойства и сохраняет их на протяжении года. Ее дают пить тяжелобольным, ею освящают храмы, дома и животных. Для науки остается загадкой тот факт, что крещенская вода не портится, не имеет запаха и может храниться в течение года и дольше.

В старину, накануне Йордана, во льду вырубали большой крест ("йордан") и устанавливали его вертикально рядом с лункой. Ледяной крест украшали барвинком и ветвями сосны или обливали свекольным квасом, от чего он становился красным.
https://stuki-druki.com/facts1/images/Kreschenie-Gospodne-02.jpg
Вода освящается в источниках, а там, где такой возможности нет - во дворе храма. Освящая воду, священник опускает крест в специальную крещенскую прорубь, называемую «иорданью», освященная вода именуется «великой агиасмой», то есть великой святыней.

0

968

По всей России прошли традиционные крещенские купания, приуроченные к православному празднику Крещения Господня.

Православные празднуют Крещение. Один из обрядов – традиционные купания в проруби. В России впервые после пандемии купели организовали по всей стране. Но погода для погружения в ледяную воду не везде комфортная. О том, как проходят крещенские купания в городах Содружества, рассказали корреспонденты «МИР 24».

Северная Осетия

В монастырях и храмах Северной Осетии состоялся чин освящения воды. Крещенские купели оборудовали на озерах и реках. Несколько сотен человек приехали в самый высокогорный монастырь России – Аланский Свято-Успенский мужской монастырь. Здесь прошла служба на церковнославянском и осетинском языках. Священники освятили купель на реке Фиагдон. Испытание ледяной водой прошли около ста человек. Согревались по традиции у огромного костра, а послушники монастыря угощали всех желающих чаем из горных трав и меда собственного приготовления.

«Когда я залезла в воду, я не чувствовала ни ног, ни рук, ничего. Я три раза окунулась, помолилась, вышла и побежала сюда», – рассказала участница крещенских купаний.

«Мне даже сейчас не холодно. Я зашел, меня как бы это все подпитывает, мне жарко, аж обжигает», – поделился еще один житель Северной Осетии.

В Крещение в ледяные проруби окунулись сотни тысяч россиян. В ночь с 18 на 19 января в стране во многих регионах страны стоял мороз, но он не помещал верующим совершить омовение. В Арктической зоне ночью температура воздуха понизилась до -50 градусов.
Как сообщила пресс-служба МЧС, во время крещенских купаний около прорубей дежурили 10 660 спасателей на 1 799 единицах техники, в том числе на плавсредствах и судах на воздушной подушке.

Они продолжают работать и во второй день праздника.

+1

969

Мужчина в храме должен быть с непокрытой головой!

Традиция, по которой мужчинам следует снимать головные уборы при входе в храм, восходит своими корнями к временам становления христианства.

http://images.ntsk.ru/images/ntsk/2023/01_january/image_19012023120511_16741119117383.jpg

Зачем мужчины снимают головные уборы в храме

Традиция, по которой мужчинам следует снимать головные уборы при входе в храм, восходит своими корнями к временам становления христианства.
Её основоположником стал апостол Павел, который, уверовав в Христа, пересмотрел взаимоотношения между мужчиной и Богом. В Ветхом Завете, ярым поборником которого Павел был до крещения, представители сильного пола в знак наличия высшей власти молились только с покрытой головой, выражая тем самым «покорность раба». Однако в новом Завете человек из раба превратился в сына Божьего, созданного по образу и подобию.
Именно поэтому в первом послании к Коринфянам апостол Павел говорил: «Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову… Итак, муж не должен покрывать голову».

Только ли в храме?

Однако всем хорошо известно, что мужчины снимают головные уборы не только при посещении храма, но и при входе в дом. Это обусловлено тем, что раньше в каждом жилище обязательно был так называемый красный угол, где стояли иконы.
Обычно этот угол располагался так, чтобы попавший в избу человек, в первую очередь, обращал внимание на находящиеся там образа. Так как при виде иконы принято было креститься, мужчинам приходилось обнажать голову, поскольку в шапке этого делать было нельзя.
Постепенно этот обычай вошёл в привычку и представители сильного пола стали снимать головные уборы при визите в любое общественное заведение.

Священники. Шапка как оружие

Священники
Несколько иначе обстоит дело со священнослужителями и монахами, обязанными присутствовать на богослужении или вести службу в головных уборах, которые, как и всё их облачение, имеют символическое значение. Поскольку священнослужители считаются воинами Христа, венчающие их главы скуфья или камилавка символизируют шлемы спасения, а митра олицетворяет собой терновый венец Спасителя. Однако даже они в ключевые моменты литургии в знак смирения обнажают голову.
Шапка как оружие
Альтернативная версия, свидетельствует о том, что в стародавние времена практически все мужчины были воинами и для защиты обязательно носили шлемы.
Эти выполненные из металла тяжёлые головные уборы в бою зачастую служили дополнительным вооружением, метнув которое можно было покалечить противника. А поскольку в храм запрещено входить с оружием, то мужчинам, прежде чем проникнуть внутрь, необходимо было обнажить голову.

+1

970

Избушки смерти: почему на Руси строили дома для покойных
https://cyrillitsa.ru/wp-content/uploads/2020/10/1-61.jpg
Избушки смерти: почему на Руси строили дома для покойных
Отношение к смерти на Руси было очень необычным. Загробный мир в представлении наших предков не являлся концом жизни, а лишь переходом в другое качество. Души умерших не теряли своей личности и не улетали на небо — их всегда можно было призвать на помощь.
Курганы для покойников
Наиболее известным способом погребения в Древней Руси являлось курганное захоронение. Тело воина из старшей дружины, вождя или князя помещали в глубокой могиле с круглыми краями, повернутой по оси «юго-восток – северо-запад». Затем над могилой делали накат из бревен, а поверх него насыпали курган высотой от трех до шести метров.
Незнатных людей чаще всего хоронили в обычных могилах. Они сильно напоминали современные, за исключением одной любопытной детали: тело покойника клали на бок и придавали ему скрюченное положение, напоминающее позу эмбриона. Эта разница неслучайна. Наши предки верили, что усопшего ждет перерождение с дальнейшим воплощением в новом живом существе. Кладбища строили на возвышенностях. Центральные места, как водится, занимали могилы более зажиточных людей, а на окраинах покоились простолюдины и бедняки.
Сожжение в «избушках на курьих ножках»
Другим способом погребения была кремация. Ее широко практиковало славянское племя вятичей. Умерших они сжигали, а затем прах помещали в деревянную урну, которую ставили на вершину столба или миниатюрного домика. Такие домики назывались «голубцами» и «домовинами» и обычно располагались вдоль проселочных дорог. Монах Киево-Печерского монастыря Нестор, составивший «Повесть временных лет», утверждал, что домовины также могли уносить в лес и оставлять на пнях или колодах так, чтобы те не касались земли.
Вот как описывал обряд кремации на Руси историк Василий Ключевский: «Обоготворенный предок чествовался под именем чура в церковно-славянской форме щура; эта форма доселе уцелела в сложном слове пращур. Значение этого деда-родоначальника как охранителя родичей доселе сохранилось в заклинании от нечистой силы или нежданной опасности: чур меня! — т. е. храни меня, дед. Охраняя родичей от всякого лиха, чур оберегал и их родовое достояние… Нарушение межи, надлежащей границы, законной меры мы и теперь выражаем словом «чересчур»… Этим значением чура можно объяснить одну черту погребального обряда у русских славян, как его описывает Начальная летопись. Покойника, совершив над ним тризну, сжигали, кости его собирали в малую посудину и ставили на столбе на распутьях, где скрещиваются пути, т. е. сходятся межи разных владений… Отсюда суеверный страх, овладевавший русским человеком на перекрестках». Издалека домовины напоминали пресловутые «избушки на курьих ножках» из сказок про Бабу Ягу. Само название «курьи» в данном случае имеет несколько версий происхождения. Согласно первой, перед тем как загнать сваи домовины во влажную почву, их окуривали дымом – отсюда и слово «курьи» или «курные». Другая версия выглядит проще: домовину нередко располагали на высоких пнях от срубленных деревьев, а их уходящие в землю толстые корни действительно походили на куриные ноги. Сжечь покойника и оставить урну с его прахом в домовине не всегда казалось достаточным для его близких. Чтобы умерший наверняка достиг «Нижнего мира» и смог переродиться, в жертву приносили животное – собаку или волка. Кроме того, нередки случаи, когда вслед за мужем с жизнью добровольно расставалась его супруга или рабыня. Когда хоронили князя или полководца, их на тот свет могли сопровождать молодые холостые воины из дружины.
Избы смерти
Домовины на Руси возводились не только для кремированных покойников, но и для тех, кого должны были положить в землю. Недаром в современном украинском языке «домовина» означает «гроб». После кончины одного из членов семьи к мастерам-плотникам приходили с просьбой выстроить новый дом. Моровую избу делали на совесть, полагая, что она должна выглядеть как прежнее жилье человека, но только уменьшенных размеров. Славяне считали естественным навещать своих близких и после их ухода из жизни. К умершим предкам они относились с почтением и страхом, никогда не тревожили их без необходимости, боясь накликать беду. И все же в трудных ситуациях помощи просили именно у покойников.
В древнерусской домовине свободно размещались как посмертное ложе усопшего, так и место для поминающих. Кроме того, в избе смерти хранились вещи для повседневной жизни, а также солидные запасы пищи и воды. Помимо духовного значения таким заготовкам находилось практическое применение. После набегов кочевников или в неурожайные годы, когда целые племена страдали от голода, семьи уходили с насиженных мест и направлялись в леса. Там они могли пережить тяжелые времена в домовинах своих умерших родственников и питаться припрятанной едой. Таким образом, моровые избы становились не только последним домом для усопших, но и служили временным приютом для их обездоленных потомков

+2

971

Народные традиции и обычаи на Татьянин день Каждый год 25 января Церковь почитает святую мученицу Татиану Римскую - раннехристианскую мученицу, подвергшуюся пыткам за веру при императоре Александре в 3 веке. В этот день ставят свечи в церкви за успехи в учёбе. Мученице Татиане молятся в трудном учении и просвещении. 25 января также молятся святителю Савве при разных недугах, иконе Божией Матери «Млекопитательница» - о помощи при родах, о кормлении молоком (при недостатке материнского молока) и о здоровье младенцев.

https://stuki-druki.com/facts1/images/sv-Tatiana.jpg

Издревле на Татьянин день было принято печь караваи в виде Солнца. «Татьяна и каравай печет, и половики по реке бьет, и хоровод ведет!», - говорили в старину. Это день Татьяны Крещенской и Бабий кут. Бабий кут – место у русской печи, бабий угол, где стояли все предметы домашней утвари, а хозяйка проводила много времени. В семье это место называли солнышком. Поэтому на Татьянин день «большухи» - старшие в семье хозяйки - пекли большую ковригу, символ солнца. Эти же хозяйки и доставали выпечку из печи, давали хлебу чуть остыть и теплым отламывали по куску хлеба и раздавали всем членам семьи. Такова была традиция на Татьянин день - зазывать весну, приглашая поскорее светило вернуться к людям и прогнать лютые крещенские морозы. Каждый член семьи по традиции обязательно должен был съесть хотя бы кусочек от такого каравая, чтобы Солнце дало ему немного своего тепла.
https://stuki-druki.com/facts1/images/Tatianin-den-03.jpg

♦ На Татьянин день женщины свивали клубки пряжи как можно туже и крупнее - чтобы кочаны капусты уродились тугими и крупными.
♦ На Татьянин день издревле считалось необходимым сходить на реку и выбить из половиков всю грязь, скопившуюся в них за зимние праздники.
♦ Девушки в этот день рано утром шли на реку, где выбивали половики. Затем коврики развешивали по заборам, чтобы парни могли судить по ним о девушке - какая из нее получится жена.

0

972

https://stuki-druki.com/Primeti/images/primeti-31-yanvarya.jpg

♦ Солнце выглянуло в полдень - к ранней весне.
♦ День еще сильнее прибавился, солнце на лето курс держит.
♦ Вьюга - к поздней весне.
♦ Безоблачный закат - к долгим и сильным морозам.
♦ Солнце и месяц «в кругу» - к еще большему похолоданию.
♦ Луна «с сережками» - к бурану.
♦ Сильная метель хлопьями - к хорошему приплоду у гусей.
♦ Вороны в стаи собираются - к морозам.

♦ В этот день крестьяне избавляются от нечистой силы: выгоняют ведьм из деревни, мастерят различные обереги. Если во двор повадилась ведьма, следует звать знахаря - знающего человека. Чтобы дело не испортилось, встретить его должен глава семьи с женой. Другим домочадцам выходить на порог не дозволялось - сглазят. Если печную трубу обработать золой, взятой из семи печей, ведьма тут же вылетит из дому.

0

973

https://opisanie-kartin.com/pictures/10/image195.jpg
Владимир Стожаров «У самовара», 1956 г.

Самовар совершенно бессознательно стал частью культурного наследия русских людей. Причём ни один иностранец не сможет понять, почему к столь простому и незатейливому предмету быта, самовару, в нашей стране относятся так бережно, со всей душой. Мерный гул, баранки на столе, чашки с блюдцами и самый вкусный чай из самовара – все это так близко сердцу, придаёт столько тепла и уюта домашнему очагу. Русскому человеку самовар навевает воспоминания о детстве, родных и заботливых руках матери, песнопениях ветра, снежной пурге за окном, дружных гуляньях, семейных застольях. Ни одно городское европейское кафе не сможет повторить все это, потому что это память, живущая в сердцах.

0

974

В старину головной убор был самым значимым и нарядным предметом женского костюма. Он мог многое рассказать о своей владелице — о ее возрасте, семейном и социальном положении и даже о том, есть ли у нее дети. О самых необычных головных уборах русских женщин — в материале портала «Культура.РФ».

На Руси девушки носили довольно простые по форме повязки и венки (венцы), оставляя открытыми темя и косу. В день свадьбы девичью косу расплетали и укладывали вокруг головы, то есть «окручивали». Из этого обряда и родилось выражение «окрутить девку», то есть женить ее на себе. В основе традиции покрывать голову лежало древнее представление о том, что волосы впитывают негативную энергию. Девица, впрочем, могла рисковать, демонстрируя косу потенциальным женихам, но простоволосая жена навлекала позор и несчастье на всю семью. Уложенные «по-бабьи» волосы покрывали стягивающейся на затылке шапочкой — повойником или волосником. Сверху надевали головной убор, имевший, в отличие от девичьего, сложную конструкцию. В среднем такой убор состоял из четырех-десяти съемных деталей.

Продолжение: https://www.culture.ru/materials/194415 … kikh-zhyon

+2

975

Головные уборы русского юга

Граница между великорусскими Севером и Югом пролегала по территории современной Московской области. К северной Руси этнографы относят Владимир и Тверь, а к южной — Тулу и Рязань. Сама Москва испытывала влияние культурных традиций обоих регионов.

Женский крестьянский костюм южных областей принципиально отличался от северного. Сельскохозяйственный юг был более консервативным. Крестьяне здесь в целом жили беднее, чем на Русском Севере, где активно велась торговля с иноземными купцами. Вплоть до начала XX века в южнорусских деревнях носили древнейший тип русского костюма — клетчатую понёву (поясная одежда наподобие юбки) и длинную рубаху, украшенный подол которой выглядывал из-под понёвы. По силуэту южнорусский наряд напоминал бочонок, с ним сочетались сороки и кички — головные уборы, отличавшиеся разнообразием фасонов и сложностью конструкции.

=Spoiler написал(а):

https://cdn.culture.ru/c/706054.jpg
Кика

Слово «кика» происходит от старославянского «кыка» — «волосы». Это один из древнейших головных уборов, который восходит к образам женских языческих божеств. В представлении славян рога были символом плодородия, потому носить их могла лишь «мужатая баба». В большинстве регионов право носить рогатую кику женщина получала после рождения первого ребенка. Надевали кику и в будни, и в праздники. Чтобы удерживать массивный убор (рога могли достигать 20–30 сантиметров в высоту), женщине приходилось высоко поднимать голову. Так и появилось слово «кичиться» — ходить, задрав нос.

С языческой атрибутикой активно боролось духовенство: женщинам запрещалось посещать церковь в рогатых киках. К началу XIX века этот убор практически исчез из обихода, однако в Рязанской губернии его носили вплоть до ХХ века. Сохранилась даже частушка:

Рязанские рога
Не кину никогда.
Буду есть одну мякину,
А рогов своих не кину!

Ряза́нь — город в России, административный центр Рязанской области и Рязанского муниципального района. С XIII по XVI век был столицей Великого княжества Рязанского.

+2

976

7 февраля

♦ Чем больше добрых дел сделаешь в этот день - тем лучше.
Но творить добро следует тайно, не напоказ, без излишнего бахвальства.
Хвалиться перед народом за добрые деяния - большой грех.

+2

977

Праздник Масленица

https://i.imgur.com/CJF12Gfm.jpg

Праздник Масленица пришел к нам от древних славян. Он восходит к тем временам, когда в почете у простых людей были языческие боги. С течением веков языческие праздники перестали восприниматься как религиозные и стали для народа поводом «широко гульнуть», показать свою удаль, т. е. развлечением.

https://i.imgur.com/V7oTBV9m.jpg
Праздник Масленицы связан с культом «нарождающегося» солнца (весеннее солнцестояние),
отсюда и традиционные блины.

Откуда пошла традиция сжигания чучела Зимы на Масленицу?
Древние славяне уделяли этому ритуалу особое значение — издревле в него был заложен глубокий смысл, который заключался в том, что рождение жизни происходит через борьбу, смерть и воскресение.

Источник: https://www.dvnovosti.ru/khab/2013/03/12/6813/

+2

978

https://i.imgur.com/ektzH53m.jpg

Если святая Агафья (18 февраля) считается покровительницей и спасительницей коров, то святой Вукол оберегал новорожденных телят.

Вуколы – телятники.

На святого Вуколу телятся жуколы (коровы).

На Вуколу – начало весеннего отела коров.

Придёт Вукола, отелятся все жуколы.
https://i.imgur.com/EyAvillm.jpg
У крестьян главной заботой в этот период
было сохранить здоровье корове и теленку.
Отелившуюся бурёнку в хлеву окуривали чабрецом (богородской травой, тимьяном),
чтобы было хорошее молоко, а молодняк рос здоровым.

Во многих селениях проводили обряд «моления молока». После отела коровы и по истечению двенадцати удоев, когда молозиво пройдёт и молоко становится годным к употреблению, на нём перед обедом варили некрутую кашу. Старшая женщина в семье брала горшок каши, обкладывала его сеном и ставила в чашу с овсом. Потом трижды над головой поднимала эту чашу и каждый раз произносила: «На сто бычков! На тысячу телушек!». Пока хозяйка проводила обряд, другие члены семьи молились Богу. Затем с каши снимали пленки и садились за стол обедать. Овес и сено отдавали корове и телку, а пленку с каши – теленку.

В селах знахари раздавали хозяйкам куски подсоленного хлеба, над которыми читали заговоры на легкий отел. Родившегося теленка протирали полотенцем от хвоста к шее и говорили:

«Хозяин мой, домовой дедушка,

Возьми телёночка этого в соседушки,

Его не обижай и другим в обиду не давай».

Новорожденного теленка заносили в дом, чтобы он не простудился. По примете, нельзя гладить теленка по спине, иначе он может заболеть.

В день, когда телится корова, из дома никому ничего давать нельзя – ни денег, ни хлеба, ни огня, ни воды, чтобы вместе с ними не отдать прибыль, посылаемую Господом в дом. Стоит отметить, что это правила соблюдали и в том случае, когда рожала женщина, жеребилась корова, ягнилась овца, поросилась свинья, а ещё в дни сеяния хлеба. «Сейчас не время», ‒ отвечали хозяева человеку, пришедшему взять что-либо взаймы. Никто не обижался на такое высказывание, потому что сам поступал так же при подобных обстоятельствах.

Знахари в этот день кормили окотившуюся кошку и читали заговор для выздоровления ребенка, топили банную печь и делали приворот на её дым. Одинокие люди молились Богу, чтобы встретить вторую половинку. Женщины «выметали» из дома надоевших друзей супруга, склонявших его к пьянству и разгулу. Делали это после ухода за порог нежданных гостей, подметая во всем жилище пол, произносили:

«Пусть в дом мой плохие люди не ходят,

И свои угощения не приносят,

Раба Божьего (имя) на выпивку спиртных напитков не манят,

И с истинного пути его не сбивают.

Он бы их, как слепец белый свет, не видал,

И, как глухой, слова их не слыхал,

В руки рюмку спиртного не брал,

Про своих друзей позабыл и на путь истинный стал.

Стала бы я, раба Божия (имя) ему дорога,

Слушал бы он мои слова.

Как при буйном ветре к земле ива клонится,

Так бы и муж ко мне клонился. Аминь».

+1

979

https://kazlenta.kz/uploads/posts/2023-02/1200/1676785145_maslenica-v-2021-godu.jpg
Понедельник 20 февраля 2023 года начинается традиционно с утренних церковных служб. Почитают Луку Елладского, с именем которого связан народный праздник этого дня. Старинные традиции и обычаи с приметами сохранились доселе.

Народные приметы 20 февраля

Куры рано на насест садятся – к холодам: чем выше – тем сильнее будет мороз.
Облака синего цвета – к теплой погоде.
Старые овцы мало едят – к теплу.
Ездовые собаки катаются по снегу с вечера – к ночному бурану.
Крот остается в норе, закрыв вход – к продолжительным морозам.
Начало на Луку таять с северной стороны – к теплому лету.
В полдень подул ветер – яровые хорошо уродятся.
Красный закат – к порывистым, холодным ветрам и сырому лету.
Тот, кто родился в этот день, с возрастом научится понимать язык растений.
В день святого Луки хозяйки пекли пироги с луком и угощали ими нищих. Несколько таких пирогов клали за порог – чтобы угостить умерших родственников.
Чем большую милостыню подашь в этот день, тем больше тебе вернется потом.
День считался поминальным. Полагалось молиться за усопших родственников в церкви и дома, посещать кладбища, ухаживать за могилами.
Те, кто занимается травами, должны помнить, что именно на Луку получаются самые ценные лекарства из кореньев растений. Особое внимание следует уделить настоям, отварам и прочим снадобьям из лапчатки. В старину эту траву называли «могущницей», потому что люди верили, что в ней заключается крестная сила (цветки похожи на крестики).
Плохой приметой считалось играть свадьбу на Луку. Вообще, шумные празднества в этот день считались дурным знаком.
Не дозволено 20 февраля женщинам совершать покупки и носить платье зеленого цвета – к неприятности.
20 февраля – день, наиболее благоприятный для лечения сердечных болезней.

+1

980

https://i.imgur.com/Zymfh5nm.jpg
Головной убор в женском русском национальном костюме это не аксессуар, который может быть, а может и не быть. Это очень важная и обязательная часть повседневной и праздничной одежды. Для наших предков головной убор (как, впрочем, и весь народный костюм) был «говорящим». С первого взгляда можно было определить издалека ли прибыла гостья например, на ярмарку. Ведь в каждой губернии и волости была своя «мода» на то, какой головной убор носить, как он должен выглядеть и чем его украшать. И о социальном положении хозяйки многое можно было узнать. Главное – мужняя ли она жена или свободная девица-барышня. И примерный достаток угадывался – по богатству отделки головного убора и материала из которого он был сделан.

Источник: https://media.elitsy.ru/multimedia/zhen … nye-ubory/

+1


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Дом, семья и развлечения. » Традиции и обычаи русского народа