"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Художники и Писатели » Саврасов,Алексей Кондратьевич - русский художник-пейзажист


Саврасов,Алексей Кондратьевич - русский художник-пейзажист

Сообщений 21 страница 40 из 45

1

http://alexey-savrasov.ru/img/logo.png

http://alexey-savrasov.ru/img/photo/small/artist.jpg
Алексей Саврасов, 1865

Алексей Кондратьевич Саврасов

Русский художник-пейзажист, член-учредитель Товарищества передвижников, автор ставшего архетипическим и культовым пейзажа «Грачи прилетели».

Родился:
    24 мая 1830 г., Москва, Российская империя
Умер:
    8 октября 1897 г. (67 лет), Москва

http://alexey-savrasov.ru/img/vin.png

Алексей Кондратьевич Саврасов - художник большого дарования и трагической судьбы. В историю русской живописи он вошел как создатель русского лирического пейзажа, полного грусти и любви к России.

К великому сожалению, в массовом сознании Алексей Саврасов так и остался "автором одной картины". Хотя, и до, и после написания этого великого произведения художником было создано еще множество прекрасных работ - Проселок, Радуга, Зима, Распутица, Оттепель, Рожь, Закат над болотом, Дворик. Однако личная драма художника, случившаяся с ним в последние десятилетия 19-го века, отодвинула на второй план и имя мастера, и его произведения. Бедность, семейные неурядицы, ранняя смерть нескольких детей и охлаждение со стороны публики, привели художника к глубокому духовному кризису, отчуждению от людей и пагубному увлечению вином. Долгие годы Саврасов жил в абсолютной нищете, и умер одиноким, тяжело больным человеком. После этого имя этого выдающегося мастера русского пейзажа было практически забыто, а, если и упоминалось, то в критических тонах. В частности, знаменитый русский критик и основатель общества "Мир искусства" Александр Бенуа в своей известной "Истории русской живописи" упоминает о Саврасове, как о художнике-неумехе, который каким-то чудом умудрился написать одну порядочную картину "Грачи прилетели".

К счастью, время расставило все на свои места. Истинные мастера не умирают. И прав был Исаак Левитан, любимый ученик Саврасова, который в память о своем учителе написал в 1897 году: "Не стало одного из самых глубоких русских художников... С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле... и эта его несомненная заслуга в области русского художества никогда не будет забыта". Можно сказать, что после Саврасова русский пейзаж стал другим, и теперь каждый пейзажист, любящий свою Родину, должен с благодарностью и искренним уважением вспоминать имя Алексея Кондратьевича Саврасова - первооткрывателя русского лирического пейзажа.

Из воспоминаний художника Константина Алексеевича Коровина, ученика Саврасова:

"Большого роста, с сильной и мощной фигурой, этот величайший артист с умным и добрым лицом производил впечатление отеческой искренности и доброты. Он, как многие русские, любил своих учеников всем сердцем и душой - его мастерская была свободнейшим учреждением всей Школы, он был контрастом строгих классов, фигурного и натурного, преподавателей которых сильно побаивались... Саврасов, этот был отдельно. Часто я его видел в канцелярии, где собирались все преподаватели. Сидит Алексей Кондратьевич, такой большой, похож на доброго доктора - такие бывают. Сидит, сложив как-то робко, неуклюже свои огромные руки, и молчит, а если и скажет что-то - все как-то не про то - про фиалки, которые уже распустились, про то, что вот уже голуби из Москвы в Сокольники летают..."

+1

21

http://alexey-savrasov.ru/img/kartina/inei.jpg
Зимний пейзаж. Иней. 1870-е

0

22

http://alexey-savrasov.ru/img/kartina/rasputica.jpg
http://alexey-savrasov.ru/img/lvin.png   Распутица. 1894  http://alexey-savrasov.ru/img/rvin.png

+1

23

http://alexey-savrasov.ru/img/kartina/ottepel.jpg
Зимний пейзаж. Оттепель. 1890-е

+1

24

http://alexey-savrasov.ru/img/kartina5/savrasov43.jpg
Рожь, 1881

+1

25

http://alexey-savrasov.ru/img/kartina4/savrasov23.jpg
Сельский вид, 1890-е

+1

26

Александр Николаевич Бенуа о Саврасове  из книги "История русской живописи" (1901 г.)

Александр Николаевич Бенуа (21 апреля (3 мая) 1870 - 9 февраля 1960) - русский художник, историк искусства, художественный критик, основатель и главный идеолог объединения "Мир искусства". Наиболее известен своим трудом "История русской живописи", в котором дал яркие характеристики знаменитым русским художникам XIX века.

http://alexey-savrasov.ru/img/vin.png
"...Кроме Куинджи и Шишкина в 70-х и 80-х годах блистали еще несколько художников, которых можно назвать уже прямыми предшественниками Левитана, соединившего в своем лице все их искания и давшего гениальный синтез их частичному, отрывочному творчеству.

Саврасов выступил гораздо раньше, еще в 50-х годах, однако вся его деятельность до 1871 года, до появления картины «Грачи прилетели», прошла бледной, жалкой и ненужной. Уже это одно – довольно странный пример в истории искусства, но еще более странно, что, дав эту замечательную и многозначительную картину, он снова ушел в тень, опустился и последние двадцать пять лет прожил в полном бездействии, страдая запоем, еле-еле перебиваясь продажей в московских подворотнях своих очень неважных этюдов.

Одинокая картина Саврасова, по справедливости, должна считаться (наряду, пожалуй, со столь же одинокой картиной Лосенки) каким-то феноменальным, необъяснимым случаем, находящимся вне всякой связи с прошлым, и это, как по теме, по чудному поэтичному настроению, так и по исполнению, по простоте, непосредственности исполнения и отчасти даже по красоте красок (теперь картина сильно почернела и поблекла).

Очевидно, в Саврасове, в этом скорее пустоватом, банальном художнике, ничем в прочих своих вещах не отличавшемся от разных Каменевых, Ясновских и Аммосовых – от всего порядочного, но далеко не передового в искусстве, – жила настоящая душа живописца и настоящий могучий художественный темперамент, священный дар внимать таинственным голосам в природе, до него еще никем из русских живописцев не расслышанным. "

http://www.womenclub.ru/components/com_jce/editor/tiny_mce/plugins/lines/img/lines_bg.png

«Грачи прилетели» – чудесная картина, такая же поэтичная, в одно и то же время тоскливая и радостная, истинно весенняя, как вступление к «Снегурочке» Римского!

Еще зима. Мрачный, сизый горизонт, далекая снежная равнина, старинная церковь, жалкие домики, голые деревья, зябнущие в холодной сырости, почти мертвые от долгого тяжелого сна...

И вот чувствуется, как по этой сырой и холодной, мертвой, бесконечной мгле проносится первое легкое и мягкое дуновение теплоты, жизни. И от ласки этого дуновения растаял пруд, встрепенулись, ожили деревья, а снежный саван быстро исчезает. Целая стая веселых птиц примчалась с этим ветром. Они расселись по деревьям и без умолку твердят свою радостную весть о близости весны.

Теперь нас до пресыщения закормили всевозможными веснами. На каждой выставке появляется их несколько десятков. Даже некоторые художники избрали себе весну своей специальностью: из года в год они только и пишут разные «распутицы», «последние снега» и т.п. Но в 1871 году картина Саврасова была прелестной новинкой, целым откровением, настолько неожиданным, странным, что тогда, несмотря на успех, не нашлось ей ни одного подражателя. Может быть, потому и сам Саврасов ничего уже больше не сделал подобного, что картина была выше своего времени и его личного таланта, что и для него создание ее было неожиданностью, плодом какой-то игры вдохновения!"

http://www.womenclub.ru/components/com_jce/editor/tiny_mce/plugins/lines/img/lines_bg.png

"Зато в конце 80-х годов, когда лучшие силы в русском искусстве взялись за пейзаж, когда вся дорога в техническом отношении – и в смысле красок, и в смысле живописи и света – была пройдена, когда все, что требовалось для свободного и непринужденного творчества, было найдено, тогда картина Саврасова послужила путеводной звездой не одному из художников. Глядя на это простое, бесхитростное произведение, они сами набирались смелости и бодрости и отделывались от последних пут прикрашенной буржуазной условности..."

0

27

https://opisanie-kartin.com/pictures/9/image065.jpg

Сельский вид. 1867. Холст, масло. 65х100,7

Картина, созданная Алексеем Кондратьевичем Саврасовым в 1867 году, в настоящее время  хранится в московской государственной Третьяковской галерее искусств. Уникальное по тем временам композиционно-пространственное решение Саврасова н могло не привлечь внимание критиков искусства, которые оценили работу Алексея Саврасова очень высоко. Богатая цветовая гамма, примененная художником, преисполняет картину воздушным пространством, зритель словно чувствует дуновение ветра, шевелящее кроны деревьев.

Художник изобразил окрестности хорошо ему знакомого села Мазилово недалеко от Москвы, где его семья снимала летом дачу.
В композицию тактично вписана фигура старика пасечника, склонившегося у костра рядом с ульями. Захватывающее чувство радости от весеннего цветения яблоневого сада, разлива реки наполняет этот мажорный по звучанию пейзаж.

Все элементы композиции гармонируют друг с другом: можно наблюдать техническое сходство написания яблонь, крыши ветхого сарая, ограды двора. На лирическом полотне «Сельский вид» изображен ежедневный быт простого человека – мы видим трудолюбивого пасечника, склонившегося погасающему костру близ пчелиных ульев.

Необъятный простор русских земель изображен Саврасовым благодаря выписыванию склонов на фоне основной композиции, зеленые луга, полет птицы, усталое млечное небо – все это расширяет границы представления зрителя. Полотно «Сельский вид» принято считать лирическим, поскольку оно позволяет воспользоваться эмоциональным восприятием при рассмотрении картины.

Зритель ощущает свою причастность ко всему изображаемом, древние мотивы служения земле, преклонения перед природой, уважения ее и бережного хранения всех ее богатство – вот, что мы видим на полотне Алексея Кондратьевича Саврасова во всех красках.
https://opisanie-kartin.com/opisanie-ka … lskij-vid/

0

28

http://art-assorty.ru/uploads/posts/2011-09/1316584067_gibel-korablya-v-more.jpg
Алексей Саврасов. Гибель корабля в море

0

29

Алексей Саврасов. Графика.

=Spoiler написал(а):

http://www.art-catalog.ru/data_picture_2020/picture/31/5469.jpg

   Берег моря. Сумерки. 1854

Карандашные наброски и рисунки, натурные зарисовки, исполненные в графической технике, рождались на протяжении всего творческого пути Саврасова. Мастер никогда не забывал этого вида изобразительного искусства, помятуя о том, что путь к большой картине всегда лежит через рисунок. В отличие от его оппонента Шишкина, который с математической скурпулезностью перерисовывал природу, Саврасов более свободен, душевен, а потому и более глубок в своих рисунках. Каждый из них с не меньшей силой, чем картина, передает мягкую, хорошую душу художника, который любит то, что изображает. "Искусство и ландшафты не нужны, где нет чувства... Если нет души, значит - ничего не будет и в живописи. Холод и машина - одна ненужная теория... Знайте веру, надежду и любовь - остальное приложится..."
"Нужна романтика и нежное чувство, мотив. Романтика бессмертна. Настроение, бережное чувство нужно. Природа ведь жива, вечно дышит, всегда поет, и песнь ее торжественна. Нет выше счастья и наслаждения, чем созерцание природы. Земля ведь рай, и жизнь на ней - тайна, прекрасная тайна. Прославляйте жизнь. Художник - тот же поэт."

0

30

"Водопад"

=Spoiler написал(а):

https://opisanie-kartin.com/uploads19/image106.jpg
"Водопад"
Саврасов как видно тоже не смог устоять перед соблазном изобразить нечто горное. И вот оно – пейзаж, который по своему великолепию не уступает ни одному из его полотен или полотен его коллег. Тут есть всё: и горные перевалы на фоне, и вечные дубы...
https://opisanie-kartin.com/opisanie-ka … a-vodopad/

0

31

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/1022/0002bbb9-d7fd4d97/640/img16.jpg

«Без воздуха пейзаж - не пейзаж!
Сколько в пейзаж березок или елей ни сажай,
что ни придумывай, если воздух
не напишешь - значит, пейзаж дрянь».
-Саврасов Алексей Кондратьевич

0

32

=Spoiler написал(а):

https://vsdn.ru/images/data/mus/images/995/00savrasov_zakat_nadbolotom.jpg

Закат над болотом.
А. К. Саврасов. 1871

Не одними весенними мотивами исчерпываются тематические пристрастия Саврасова. Ему, одному из первых пейзажистов, открылся веселый, праздничный облик русской зимы. Если зимние пейзажи Перова с хмурым небом, ледяным ветром, бесконечными снежными полями — синоним нищеты и человеческих тягот в неуютном равнодушном мире, то в саврасовских «зимах» слышится пушкинское «Мороз и солнце; день чудесный!..» Художник любуется изяществом тонких голых ветвей, покрытых инеем, тем, как в прозрачном воздухе вьется тонкая струйка дыма над деревенской избой; он различает бесконечное разнообразие голубых оттенков неба и снега и не боится столь рискованного для живописца розового тона, передавая отблески морозных закатов на снегу. «Минимализм» — термин современного искусства. Но можно рискнуть и применить его к целому ряду зимних пейза­жей Саврасова, где почти ничего не изображено, а только снег, не­бо и намеком — дорога, деревня, лес. Его зимние масляные пейза­жи отличает акварельная тонкость и прозрачность. И неожиданно в русских картинах нам чудится эхо китайской и японской средне­вековой живописи.

Владимир Котовский

Ещё немного и уснёт.
Нет, не уснёт,
А лишь задремлет…
И если курочка вспорхнёт,
То небо ей,
Как няня, внемлет.

Вздохнёт стоячая вода
И пузырёк
От страха лопнет…
Блестит поверхность, как слюда,
И островок –
Торфяник мокнет.

Дрожит от жажды
Белый мох,
И ничего не понимает:
Он всё бы выпил, если б смог,
Ведь эту дань
Сто лет взимает.

И прячет клюква
Зрелый плод,
И не один, гораздо больше,
И красных ягод хоровод
Напоминает
Танцы Польши.

Упало солнце
В горизонт,
Не навсегда – ещё вернётся!..
Скопленье туч, как старый зонт,
У кромки сна
Дыряво жмётся.

Коснулся ветер
Мхов и трав,
Пошевелил их беззаботно…
Он гость случайный и не прав:
Здесь правит всем
Оно – болото!

30.03.08

0

33

https://www.botanichka.ru/wp-content/uploads/2010/02/aleksey-savrasov-winter.jpg
А. К. Саврасов, Зима (1870г.)

Белая равнина, засыпанная снегом, предстает перед нами на этой картине. Санный путь ведет через нее к дальнему, темнеющему узкой полоской лесу. Не видно жилищ, только снег и деревья. Слева от пути стоит березовый лес, оголенный и сонный. Лишь редкие молодые березки подобрались к самой дороге и указывают своими тонкими ветками вверх, в небеса. Снег еще неглубокий – след от саней мелок, да и прошлогодняя сухая трава еще видна над снегом. Небо хмурится - то ли будущим снегопадом грозит, то ли вечереет уже. Тучи темные, низкие, давящие. Кажется, что нет сильного мороза – Саврасов сумел передать прозрачность воздуха, а темные стволы говорят о влажности – значит, снежок еще рыхлый.

0

34

http://alexey-savrasov.ru/img/logo.png

Своим ученикам - Коровину, Левитану, Светославскому, художник советовал: «Ступайте пи­сать — ведь весна, уж лужи, воробьи чирикают — хорошо. Ступай­те писать, пишите этюды, изучайте, главное чувствуйте... фиал­ки... уже распустились, голуби из Москвы в Сокольники летают».

Уже сама фигура Саврасова производила на современников не­малое впечатление большим ростом и крепким, богатырским телосложением, добрыми и умными карими глазами. Одновременно этот чело­век был особенной кротости, избегавший споров и сердитых разгово­ров, с застенчивой, робкой и прерывистой речью. Стороннему взгляду Саврасов казался наивным чудаком-великаном, челове­ком не от мира сего.

0

35

http://alexey-savrasov.ru/img/kartina/savrasov-grachi-prileteli.jpg
Грачи прилетели. 1879

Саврасов выступил гораздо раньше, еще в 50-х годах, однако вся его деятельность до 1871 года, до появления картины «Грачи прилетели», прошла бледной, жалкой и ненужной. Уже это одно – довольно странный пример в истории искусства, но еще более странно, что, дав эту замечательную и многозначительную картину, он снова ушел в тень, опустился и последние двадцать пять лет прожил в полном бездействии, страдая запоем, еле-еле перебиваясь продажей в московских подворотнях своих очень неважных этюдов.

- Александр Николаевич Бенуа о Саврасове  из книги "История русской живописи" (1901 г.)

0

36

http://www.tphv-history.ru/images/kartiny-Savrasov/027m.jpg
Алексей Саврасов — Весна на большой реке, 1880-е

0

37

=Spoiler написал(а):

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0e6b/001718da-3af97f43/img1.jpg

После грозы. 1870-е. Холст, масло.

0

38

http://alexey-savrasov.ru/img/logo.png

Закат жизни художника

В конце 1870-х годов Саврасов заболел алкоголизмом, в его творчестве появились мрачные мотивы. В 1882 году он был уволен из Московского училища живописи.

Последние годы жизни художник провёл в нужде. «В последние годы, когда А. К. Саврасов уже окончательно спился, он иногда появлялся в мастерской в рубище», — вспоминает В. Гиляровский в книге «Москва и москвичи». Творчество Саврасова стало неровным: в 1887 году была написана картина «Пейзаж. Село Волынское» с фабрикой, чадящей дымом на стоящую рядом церковь, в 1893 — картина «Весна. Огороды»

http://horosheekino.ru/images/line.gif

   С конца 70-х годов Саврасов уходит в свои переживания, скоро он уже не может обойтись без алкоголя. Трагедия художника не могла не отразиться на его творчестве и жизни. После смерти его друга Василия Перова, не раз избавлявшего Саврасова от гнева начальства (художник был преподавателем художественного училища), художник лишается места, казенной квартиры.

   Следующие 15 лет жизни Саврасова сравнимы с кошмаром. Скандалы, нищета, редкие творческие удачи.

   Умер художник в 1897 году в больнице для бедных и похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

После кончины Саврасова Левитан писал:

«Саврасов… старался отыскать и в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу. С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле…»

0

39

https://opisanie-kartin.com/uploads22/image037.jpg
Весна. Огороды

Картина выдающегося мастера пейзажной живописи, А. К. Саврасова, написана в 1893 году и относится к несомненным шедеврам русского изобразительного искусства XIX века. Отличительной чертой манеры письма живописца являлось стремление к предельной реалистичности изображаемого.

Его полотна поражают искренностью, трепетной любовью к окружающему миру. Саврасов не стремится “раскрасить” полотно, чтобы понравиться зрителю, усладить яркими красками или занимательным сюжетом – ему дорога и близка родина без прикрас.
https://opisanie-kartin.com/opisanie-ka … a-ogorody/

0

40

http://alexey-savrasov.ru/img/logo.png

В 1880-е годы к Саврасову приходит пора жизненных невзгод, против которых он так и не смог устоять. Давняя слабость к вину переходит в алкоголизм, притупляет порывы творчества, лишает твердости руку. Ухудшается зрение. Теперь зри­тели почти не видят на выставках его новых работ, слабеют и кон­такты с профессиональной художественной средой. Саврасов все чаще повторяет и варьирует свои прежние нашумевшие картины, упрощая и огрубляя их. Почти перестает работать с натуры. Среди коллекционеров и музейных работников даже бытует специаль­ный термин — «пьяный Саврасов», относящийся к 1880 - 1890-м годам. Но даже при снижении художественного уровня по сравне­нию с произведениями двух предыдущих десятилетий обаяние этих холстов еще столь велико, что существуют поклонники и со­биратели именно «пьяного Саврасова».

Ибо создания больного художника лишены болезненности, надлома. Занимаясь творче­ством, Саврасов никогда не ведал угнетенности духа. Его творче­ство поздней поры приближается к так называемому «наивному» и народному искусству. Его чистая любовь к природе находит вы­ражение в формах, на первый взгляд более примитивных, но обла­дающих своей художественной мерой, а главное — сохраняющих «улыбку» художника перед лицом «Божьего мира».

В 1882 году Саврасова увольняют из Училища живописи, ваяния и зодчества, его покидают жена и дети. В это время он ведет непри­каянный образ жизни, порою находя пристанище лишь в ночлеж­ном доме. («Пойми, я полюбил, полюбил горе, полюбил униже­ние», — говорил он в дешевом трактире своему ученику Константину Коровину, удрученному душевной мукой и опустившимся видом любимого учителя.) Образ больного, безнадежно спивше­гося Саврасова, в опорках и шерстяных серых чулках, в черной блузе, грязный воротник которой был повязан ярко-красным бан­том («...все же я артист»), в рваной шляпе с большими полями и пледом на спине, отражен в воспоминаниях Коровина.

В последние годы своей жизни художник находится в регулярной зависимости от профессиональных торговцев картинами, которые, выставляя шкалик-другой водки, хитроумно опутывая его долга­ми, до отказа эксплуатировали его талант. Отсюда и множество двойников «Грачей», выбрасывавшихся на российский художе­ственный рынок. Правда, под конец своих дней Алексею Кондратьевичу все же удастся высвободиться из бедственного и гибельного круга — находит силы преодолеть свой недуг, его утешением становится новая семья. Но упущенное время и расшатанное здоровье уже не дает возможности подняться. Жизненный путь Саврасова окончился во Второй градской боль­нице в Москве 26 сентября 1897 года.

0


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Художники и Писатели » Саврасов,Алексей Кондратьевич - русский художник-пейзажист