Сульмона (Sulmona): родина Овидия.
Сульмона
Сульмона – древний город, расположенный в регионе Абруццо. До того, как древнеримский полководец Марк Антоний завоевал его, Сульмона была одним из трех важных центров италийского народа пелинги (окско-умбрийская ветвь). Справедливости ради, стоит заметить, что численность пелингов была невелика, и они быстро «растворились» в римлянах, утеряв свой язык и аутентичность.
В 43 году до н.э. в Сульмоне произошло знаменательное событие: родился известный поэт Овидий, автор «Метаморфоз», «Науки любви» и любовных элегий. Как глубок и точен один из его афоризмов – «Учиться нужно всегда, даже у врага» (Fas est et ab hoste doceri).
Овидий так писал о родном городе:
«Сульмона – моя отчизна, богатая холодными водами, которая находится на расстоянии восемь раз по десять миль от Рима» и «плодородная земля, где культивируют зерно и виноград».
Во времена правления Фридриха II Сульмона росла, возводились новые здания и постройки, из них самая впечатляющая – средневековый акведук, живописно пересекающий город.
Акведук. Сульмона
Под властью норманнов Сульмона стала важным центром, в котором размещалась органы управления. В XIV веке Сульмона чеканила собственные монеты. Но когда Швабскую династию сменила Анжуйская, город был лишен всех привилегий.
В XVI веке в Сульмоне зародилась школа ювелирного мастерства, также стало развиваться бумажное производство и торговля. В том же веке заложили колокольню Аннунциату, которая впоследствии стала самой высокой постройкой города, и остается такой и в наши дни, поднимаясь на высоту 65,5 метров.
В XVII-XVIII вв. Сульмона находилась в феодальном владении. В 1706 году сильное землетрясение разрушило многие городские постройки, унеся четверть населения Сульмоны.
XIX век стал периодом возрождения, город развивался, благодаря удачному месторасположению. Во время второй мировой войны Сульмона получила серьезные повреждения, но сохранила древний дух и неповторимую атмосферу.
От ж/д станции пройдем по улице viale Stazione Centrale, там, где она переходит в viale Roosevelt в самом начале аллее находится Кафедральный собор, посвященный святого Памфилию (Cattedrale di San Panfilo). Первый собор на этом месте возвели в 1075 году, на руинах древнеримского храма. Позже его неоднократно перестраивали и реставрировали. В XII веке собор был освящен в честь покровителя Сульмоны святого Памфилия. Во время землетрясения 1706 года он сильно пострадал, и был восстановлен в барочном стиле.
Кафедральный собор. Сульмона
Прямоугольная конструкция собора не столь впечатляющая снаружи производит совсем иное впечатление внутренним убранством. Три нефа разделены древнеримскими колонами. Верхняя часть собора более современная, но, спускаясь в крипту, переносишься на несколько столетий назад. Самая древняя часть церкви делится на три пространства, в центре находятся реликвии святого Памфилия. Неизгладимое впечатление производит барельеф XII века «Мадонна делле Форначи» (Богоматерь Пекарей).
Крипта Кафедрального собора. Сульмона
Богоматерь Пекарей. Кафедральный собор. Сульмона
В Кафедральном соборе находится один из важнейших архивов Абруццо, в котором хранятся старинные документы, пергаменты и книги XI века.
Выйдя из собора, пройдем viale Roosevelt, который сменяется corso Ovidio – центральной улицей города, названной в честь древнеримского поэта Овидия, родившегося в Сульмоне.
Выложенная булыжниками мостовая приводит к самому монументальному и впечатляющему религиозному комплексу города Аннунциата (Complesso dell'Annunziata). Кажется, что ему тесно на узкой улице, и он всей громадой нависает, занимая все пространство.
Аннунциата. Сульмона
Церковь, входящая в комплекс, была основана в 1320 году. Но в 1456 году землетрясение полностью ее разрушило. В XVI веке церковь восстановили, кардинально изменив первоначальный облик. К сожалению, печальная участь постигла храм и в 1706 году, после этого он возродился в стиле барокко.
Внутри церкви сохранились фрески XVI века и другие произведения искусства. О колокольне – самой высокой постройке города, мы уже упоминали.
К церкви прилегает палаццо, который тоже неоднократно страдал в землетрясениях. До 1960 году часть палаццо занимала больница, а сейчас - городские службы, школа и городской музей.
Великолепный фасад палаццо, представляющий собой смесь стилей, можно долго рассматривать. Портал Часов, датируемый 1415 годом, выполнен в готическом стиле, сверху на арке примостился святой Михаил Архангел. Колоны украшены скульптурами. Резное окно относится к XV веку, два ангела крутят колесо фортуны. Фигуры святых, животных, геральдические узоры и гербы все смешалось в хаотическом порядке.
Фасад Аннунциаты. Сульмона
Пройдем дальше по corso Ovidio. Там, где улица расширяется квадратной площадью piazza XX Settembre, установлен бронзовый памятник Овидию, который задумчиво взирает с высоты постамента на прохожих. Статуя выполнена знаменитым римским скульптором Этторе Феррари.
Статуя Овидия. Сульмона
С правой стороны – желтое здание, украшенное небольшой и забавной конной фигурой. Это паллацо богатого купца Джованни далле Палле. Родом он был из Венеции, но жил в Сульмоне в 1484 году. Статуя изображает святого Георгия, хотя до начала прошлого века местные жители верили, что это Овидий на коне.
Напротив через corso Ovidio располагается историческое кафе, вход которого оформлен старинной вывеской, говорят самой старой в Сульмоне.
Историческая вывеска. Сульмона
Corso Ovidio пересекает весь город, улица полностью пешеходная, вдоль находятся магазины, бары и рестораны. Легко заменить обилие магазинов с разноцветными драже – confetti.
Магазин драже. Сульмона
Сульмона славится древней традицией производства драже – миндального ореха, покрытого сахарной глазурью. Эти сладости были известны еще в Древнем Риме, обычно их готовили к особенному празднику – дню рождения или свадьбе. Современное производство драже стало развиваться в Сульмоне в XV веке. Город гордится тем, что здесь находится самая древняя фабрика Италии по производству маленьких цветных сладостей. Кстати, цвет драже соответствует разным праздникам. Например, голубые драже предназначены на день рождения или крещения мальчика, а розовые – девочки. Желтыми драже отмечаются 20 юбилей свадьбы, а красными – получение диплома.
Магазин драже. Сульмона
Corso Ovidio приводит к средневековому акведуку, который живописно огораживает площадь Гарибальди.
Акведук. Сульмона
Акведук. Сульмона
На просторной площади разворачивается фермерский рынок, где можно приобрести сыры, свежие овощи или мясные деликатесы.
Вид на площадь Гарибальди. Сульмона
После осмотра площади, вернемся на corso Ovidio, пройдем чуть дальше и свернем направо на улицу via del Tempio. Она приводит к церкви Санта-Мария-делла-Томба (Santa Maria della Tomba), которая является третьей по значимости после Кафедрального собора и комплекса Аннунциата.
Церковь Санта Мария-делла-Томба. Сульмона
Церковь возвели в 1076 году на месте древнеримского храма, посвященного Юпитеру. Церковь несколько раз перестраивали, и она впитала в себя разные архитектурные стили. Прямоугольный фасад украшает окно-розетка, с правой стороны возвышается колокольня. Внутри церкви хранится деревянная статуя Христа XVII века, статуя Мадонны с младенцем и фрески.
Церковь Санта Мария-делла-Томба. Сульмона
Сульмона
Сульмона
Карта Сульмоны