Сен-Круа: музей музыкальных шкатулок и поющие птицы
Одна моя знакомая, довольно часто летающая особа, в какой-то момент решила ранжировать сувениры по бесполезности. На первом месте шли магниты, а сразу после них — музыкальные шкатулки. Кто в эпоху открытия звуковой компрессии будет по несколько раз в день заводить металлическую безделушку, чтобы снова и снова услышать «К Элизе» Бетховена? Эта мелодия звучит во всех аэропортах и стала, и по словам подруги, синонимом бесполезного подарка. И вот как бы она удивилась, если бы оказалась в городе Сен-Круа, зашла в здание бывшей фабрики Paillard и увидела шкатульно-музыкальную мекку, где этим, по ее словам, бесполезным вещам поклоняются, как маленьким божкам.
Когда Антуан Фавр-Саломон, часовщик из Женевы, изобрел в 1796 году маленькую коробочку, повторяющую одну и ту же мелодию, он вряд ли предполагал масштаб последствий. Музей CIMA в тихом швейцарском городе хранит одну из лучших коллекций музыкальных шкатулок в мире. Начиная от самых маленьких, заканчивая громоздкими ящиками, играющими 18 мелодий и даже шкафами, которые могут заменить целый оркестр. Экскурсия начинается с предшественника музыкального автомата (jukebox), который стоял на вокзале в Бирмингеме в начале 20-го века, и любой желающий за 1 пенни, мог послушать Вивальди, музыка которого была нанесена на металлический диск.
Способ проигрывания мелодии был схож с классической музыкальной шкатулкой: нанесенные засечки на железной пластине цеплялись за зубья-струны и издавали определенные звуки. Это было запатентованное изобретение Поля Лормана, которое он представил в 1880 году. А всего через 70 лет братья Декап из Антверпена придумали оркестр, в котором настоящим музыкальным инструментам не нужны люди, а лишь перфорированная бумага, наподобие того диска из привокзального автомата. Механизм считывает код, оставленный на бумаге и преобразовывает его в музыку. Подобный уличный орган так же находится в этом музее.
Самый удивительный, пожалуй, зал посвящен автоматическим куклам. Стоит завести одну из них и она тут же оживает, двигается, хлопает глазами. Центральная пара экспозиции: Пьеро и Коломбина, который пишут друг другу письмо. Полуметровая кукла, без какого либо компьютерного чипа пишет на бумаге «Piero», а Пьеро в ответ выводит свое письмо на бумаге и включает газовую лампу. Предположить, что все их движения отлажены всего лишь шестеренками и разными пружинами просто невозможно. Еще труднее поверить, что есть кукла Pushkin, которая пишет стихи на английском. Но ее сделал в начале 2000-х мастер из Сен-Круа Франсуа Жуно.
После посещения музея остается множество вопросов. Мы увидели фокусы и просто не могли не узнать, как они делаются. Князь Владимир Одоевский, большой знаток музыки, написал небольшой рассказ «Город в табакерке», где маленький мальчик заснул и попал внутрь музыкальной шкатулки. Примерно то же самое произошло и с нами. Всего через 10 минут после посещения CIMA мы оказываемся в длинном помещении с десятком всевозможных инструментов — это Ателье механических вещей. И без того низкие потолки сплошь увешаны непонятными лентами и тросами. Оказывается, большинство здешних экспонатов работает от гидравлического двигателя. Как только он начинает работать, все оживает. Сзади что-то пыхтит, впереди нас станок начинает посвистывать. Вот в таком шуме и производили диковинные коробочки.
Собственно, на каждый микроскопический элемент внутри маленькой коробочки приходится гигантский станок, приводимый в движение гидравлическим двигателем. В следующей комнате нас привлекает небольшая клетка в углу. Это почти настоящая птица, но это только издалека. Присмотришься, а она работает только от завода ключа. Такие же были и в музее CIMA, но только теперь становится понятно, насколько объемная инженерия за этой тщедушной вещицей.
Подробности: http://proalps.ru/blog/sainte-croix-musee-cima/