Эпоха Средневековья
Военная униформа
Одетые в униформу (т. е. носящие ливреи) войска были обычным делом для Англии еще до начала Столетней войны. В 1283 г. весь гарнизон замка Долвидделан (Уэльс) был одет полностью в белое, и норфолкские ополченцы (для службы в Гаскони) в 1295 г. получали все "белые котты” (blaunchecotes) по 3 шиллинга за штуку. Почему был изначально выбран именно белый цвет для курток, трудно понять, и ни один историк не вдается в разъяснения. Впрочем, можно выдвинуть две версии. Во-первых, красный крест на белом фоне был "ливреей” Святого Георгия, с этого времени божественного покровителя Британии (и ливрея английских королей 1272-1327 гг. было красно-белой). Однако, хотя известно об употреблении этого креста уже с 1270-1280-х гг. (см. ниже), нет никаких данных о ношении красного креста на белых куртках (появившихся при Эдуарде I) до времен Эдуарда III. Поэтому, возможно, что белый цвет связан с тем, что первоначально данные куртки служили мягким защитным вооружением, стеганками. Но и здесь известно, что, когда при Эдуарде II города выставляли тяжеловооруженную пехоту для войн с Шотландией, им иногда приказывали одеть свои контингенты в стеганки и униформу. Поэтому, до появления новых данных, происхождение главного колера английской униформы (при Тюдорах к нему добавился зеленый цвет) до 1645 г. остается загадкой.
Однообразно одеты были тяжеловооруженные пехотинцы-ополченцы графств (не в акетоны!) в 1322 г., контингент с земель королевы Изабеллы в Холдернессе (200 человек) в 1327 г., военные инженеры в 1333 г. Отряд из 60 саперов (для осады Кале, 1347 г.) получил однообразные холщовые рубахи и шерстяные капюшоны.
Уже в 1334 г. 100 латников из Лондона и их конюхи получили ливрею от города: закуплено было 14 кусков сукна им на платье и "зеленые капюшоны”. Также 100 пехотинцам из города выдали одежду (для чего покупали 8 кусков ткани и оплатили шитье одежды из них). И 600 лучников-лондонцев, сопровождавшие сэра Томаса Утреда в 1335 г., тоже были одеты в "одежду одного вида”. Описание такой одежды дают счета 1338 г. на оплату расходов города Лондона, выставившего королю во Францию 40 латников и 60 лучников. Это рубрики "За покупку 346 ? локтей [15592,5 дюйма] красного и зеленого сукна, на платье [так иногда называли и ливреи]”, "За покупку 70 локтей [3150 дюймов] попоны на их капюшоны”, "За шитье такого платья и капюшонов”. По случаю коронации Генриха VI во Франции олдермены были "в платье алого цвета с капюшонами багрового цвета и вся община города оделась в белое платье и алые капюшоны, с различными эмблемами, вышитыми на рукавах”. "Ливрейные компании” Лондона (XV в.) носили однообразное платье (желто-алое для кожевников, оливково-зеленого и оливково-коричневого цветов для булочников и т.д.), но подобная эмблематически определенная одежда надевалась лишь для каких-либо торжеств, а не в повседневной жизни.
Валлийские солдаты впервые униформу ("однообразно одеты”) получают в 1337 г. Не позже 1346 г. копейщики и лучники из Уэльса, Чешира и Флинта начинают одеваться в зеленый и белый цвета, и позднее эти краски станут национальными цветами Уэльса. Так, 14 сентября 1346 г. мастер Джон де Брюнем, клерк Эдуарда, принца Уэльского, получил приказ закупить зеленое и белое сукно на куртку ("куртпи” - вероятно, укороченная туника) и капюшон ("шаперон”; иногда это слово ошибочно переводят как "шляпа”) для каждого из валлийских лучников из Флинта на службе его господина. Обе одежды должны были быть наполовину зелеными (справа) и наполовину белыми (слева). Четверо французских волынщиков Черного Принца носили одежду из "полосатого” сукна вместе с кольчугами (на двух) и шапель-де-фер (на одном) в 1355 г. Но вся его прочая пехота в шевоше 1355 г. и при Пуатье была одета именно в зелено-белую униформу. Любопытно, что рота лучников из Ллантрисанта (Южный Уэльс) воевала во Франции с принцем Уэльским и была известна как "Черное войско Ллантрисанта”. Означает ли это, что они носили ливрею Черного Принца? При Креси валлийцы носили эмблему в виде лука-порея (или само растение?), символ Уэльса. В поэме, описывающей военную свиту валлийского магната Горонви ап Тюдора (ум.1382) во Франции, есть слова "в день торжества яркий и пестрый наряд их покрыл все вокруг, и все сделалось ослепительно зеленым”. Очевидно, речь идет о зеленой ливрее воинов Горонви.
В 1434/5 году Генрих VI раздал своим придворным ливреи, которые были преимущественно зеленые летом, но его высшие чиновники носили багровые, кроваво-красные и фиолетовые цвета. "Сержанты при оружии” короля носили багровое и "доброе полосатое солсберийское сукно”. Многие из придворных слуг рангом пониже оделись тогда в смесь серо-голубого и полосатого сукна. "… Также, чтобы он получил мое лучшее платье из королевской ливреи (gowen of юe kynges liuere), что находится дома в моем доме”, - из завещания Стивена Томаса из Ли, умершего во время осады Руана, 1417-1418 гг.
Эдуард III носил сюрко или цветов своей ливреи (хотя его отец и дед применяли ливрейные цвета красный и белый), или гербовое (как на его VI Большой печати, 1340-1372 гг.), но Генрих V надевал в бою сюрко с гербом.
Свиты магнатов носили ливреи своих сюзеренов с XIII в., а придворные эмблемы (значки, "бэджи”) использовались вассалами некоторых лордов с начала XIV столетия. Общественное мнение признавало такое право за магнатами. Лорд был обязан давать ливрею находящимся под его протекцией лицам. Робин Гуд в балладах одевает свою дружину в алые или зеленые ливреи, не имея на то права (одно из его "добрых” преступлений). Сам король в "Жесте о Робине Гуде” покупает 33 ярда (более 30 метров) зеленого сукна у Робина, чтобы одеть своих людей.
Любопытно, что еще в XV веке слова ливрея и эмблема были нередко синонимами – хронист упоминает при Барнете (1471 г.) "ливрею короля Эдуарда, солнце с лучами”. И Адам из Уска называет эмблему, оленя, "ливреей короля Ричарда [II]”.
В источниках ливреи часто описываются как из фона одного цвета и с вышитым изображением (бэджем владельца) другого цвета, или же состоящие из вертикальных полос в стиле триколора (ливрея Перси). Некоторые исследователи полагают, что ливреи могли еще делиться на 4 равные части – две первого цвета, две – второго, и такие образцы носят члены современных военно-исторических ассоциаций. Но наиболее распространенным вариантом расцветки ливреи, несомненно, был "per pale”. Т.е., скажем, при синем и белом цветах – одна половина куртки синяя, вторая – белая. По мнению некоторых авторов, данный тип ливреи не находит подтверждения в современных источниках. Однако, в начале июня 1469 г. Джон Пастон II в письме брату писал о том, что король скоро посетит г. Норфолк в сопровождении Джона Моубрея, герцога Норфолка. "У него [герцога] будет 200 [воинов] в ливрее синей и оранжевой (tawnye), и синей на левой стороне, и оба темных оттенков”.
В поэме времен Ричарда II его магнаты фигурируют под именами их эмблем юe Swan, юe horse и юe Bear – Лебедь (Томас Вудсток, герцог Глостер, ум.1397), Конь (Ричард Фицалан, граф Арундел, казнен в 1397 г.; его сын Томас именуется "Жеребенком”) и Медведь (Томас Бошан, граф Уорвик; его бэдж – черный медведь). Интересно, что и в прозаическом предисловии к Cronica tripertita Джона Гауэра встречаются те же прозвища ("обычно называли”) этих трех магнатов. Генри Болингброк, будущий Генрих IV, именуется Орел, Сокол, или "Добрая борзая” (в том числе "из-за его ливреи из объединенных воротников из борзых”, по словам Адама из Уска). Символика самого Ричарда – белый олень-самец, и верные сердца, люди Ричарда, в поэме "олени”. В другой анонимной поэме тех лет сэр Джон Бюши (или Бюсси), фаворит Ричарда, получает прозвище "куст” (busch).
Статут 1390 г. запретил давать ливрею слуге, "называемому йомен-лучник” либо иному человеку ниже званию эсквайра, "если он не является семейным слугой, живущим в доме”. В 1399 г. повелено никому не "использовать или давать какую-либо ливрею или знак роты”. В 1468 г. подтверждены все статуты и ордонансы, направленные против практики предоставления или получения ливрей и эмблем. Но все эти указы ежедневно нарушало огромное количество людей, что признавалось и в самом законодательстве. Йомены и дружинники и получали, и сами жаловали ливреи, жалованье и даже гербы. Уже Жан ле Бель отмечал, что "беднейший вассал ныне так же хорошо и элегантно вооружен, как и благородный рыцарь”. Ричард II, ограничивавший практику ливрей и эмблем, сам завел гвардию лучников в тех же ливреях и эмблемах. Несомненно, практике распространения ливрей способствовало и состояние войны, когда лорд, отправляя свой отряд в поход, желал, чтобы его можно было опознать издали по одежде.
Ливрейные цвета Оксфордов красный и желтый, Богунов, графов Уэссекс, синий и белый, Перси, графов Нортумберлендов, оранжевый, желтый и красно-коричневый (хотя были и исключения). В завещании эсквайра Джона Винтера (ум.1445) упомянуто "a lyned gowne of russet of my maistre Fastolf liuerey” (Винтер значится как "покойный мой слуга” в духовной Фастольфа) - к сожалению, не указана расцветка (russet – дешевое сукно, как правило, серое или коричневое). С другой стороны, если допустить, что здесь речь идет все-таки о russet как о цвете, тогда ливрея знаменитого Джона Фастольфа была красно-коричневая.
В 1450 г. повелено, чтобы "каждый лорд с его свитой” носил "пояс” (bendys – геральдическая диагональная полоса или лента на одежде; здесь: шарф через плечо) поверх лат так, ибо "каждый лорд должен отличаться от другого”. Однако, непонятно, с чем связан этот приказ, хотя возможно, имеется в виду, что все носят белую куртку с красным крестом, поэтому и понадобились шарфы для различия свит магнатов.
Как средство идентификации и знак верности лорду (чеширские лучники Генри Перси "Хотспера” при Шрусбери в 1403 г. носили на одежде эмблему в виде белого оленя – символ Ричарда II, свергнутого Генрихом IV) бэджи распространяются с середины века и до начала века XVI-го не знают себе равных по популярности. То был век, по словам М. Кина, "когда ливреи и личные эмблемы были в повседневном употреблении”, "century of unbridled livery”. Бэджи иногда носились на "рукаве” или левом плече, но, как правило, нашивались на грудь и спину ливреи. Так, в 1415 г. Генрих V вручал патент на капитанство в Кале Ричарду Уорвику, которого сопровождали его многочисленные вассалы в красных куртках с белым зазубренным посохом спереди и сзади.
В 1439 г. лучники сэра Джеймса Скидмора, нанятые графом Ормондом для экспедиции Ричарда, герцога Йоркского во Францию, получили от герцога каждый пончообразный "хук” (или "хеук”). Однако, несмотря на однообразие в цветах, покрой ливрей, очевидно, варьировался от одного солдата к другому, поскольку несколько документов упоминают, что воин получал обычно только материал от "работодателя” (одежда или сукно выдавались, как правило, дважды в год – на Рождество и Троицын день) и сам отвечал за шитье из него униформы. В завещании сэра Роджера Солвейна из Йорка, 1420 г., значится: "Также я желаю, чтобы Уильяму Тропмеллу, портному из Лондона, и Ханту, вышивальщику, оплатили их счета за изготовление моей ливреи (a liuerey of myn)”.
Первое упоминание о красном прямом кресте Святого Георгия (со времен Эдуарда I – покровитель Англии) на белом фоне как национальном военном знаке отличия встречается в "Военных артикулах” Эдуарда III (середина XIV в.). Хотя пехота Эдуарда I носила нарукавные "ленты” с красным крестом Св. Георгия еще в валлийских войнах и белые куртки в шотландских кампаниях. Известно, что при Креси французские рыцари устроили избиение стоявших у них на дороге своих же генуэзских арбалетчиков. Самой распространенной эмблемой генуэзцев был красный крест, иногда на белом фоне. Поэтому не исключено, что эта бойня усугубилась не высокомерием дворян, а тем, что в пылу битвы французы просто перепутали своих арбалетчиков с англичанами из-за сходной эмблемы.
Согласно хронике Джеффри ле Бейкера, в ходе кампании Черного Принца 1355 г. весной "было обнародовано воззвание ко всей армии, что каждый должен нести герб Святого Георгия”. Позднее, по случаю экспедиции в Шотландию (1385 г.), ордонанс Ричарда II установил, что "всякий и каждый, какого бы он ни был положения, состояния или нации, при условии, что он будет на нашей стороне, будет нести большой знак из герба Св. Георгия впереди и другой (знак) позади”. Ко времени Азенкура Генрих V приказал, чтобы "всякий человек, любого состояния и положения, будущий на нашей стороне, нес ленту Святого Георгия достаточной ширины” на одежде (спереди и сзади). Согласно действовавшим законам, смертная казнь ждала любого вражеского воина, пойманного носящим Георгиевский крест. Генрих V ужесточил правила. По его указу, убийство одним англичанином другого англичанина во время войны не считалось преступлением, если последний не имел креста на одежде или доспехе. В 1416 г. Генрих приказал всем нормандцам носить крест Св. Георгия, в знак подчинения. "Хроника Бертрана Дюгеклена” сообщает, что, убив английского рыцаря, Бертран захватил его доспехи, но снял с них "алый крест”, заменив его белым французским. Солсбери, спеша на выручку Кларенсу при Боже, заставил своих людей надеть белые кресты и убедил местных крестьян, что он француз (или, по другой версии, шотландец, что кажется более правдоподобным), пишет Жювеналь дез Юрсен.
К концу Столетней войны большая часть английской пехоты носила поверх доспехов короткие белые куртки с красным крестом (во всю ширину и длину одежды) на груди и спине. Хотя французские манускрипты иногда изображают на англичанах и разноцветные камзолы (багровые, зеленые и т.д.), но тоже с красными (иногда с желтой каймой) крестами (хотя и поменьше). Однако на миниатюре одного из первых изданий хроник Фруассара показан такой же большой крест, как и в английских рукописях, но куртка, что интересно, явно цвета небеленого холста, а не белая. На одном изображении белая куртка (с крестом) длиной до пояса надета поверх более длинной бригандины. Миниатюра, изображающая герцога Орлеанского в плену, представляет и его стражников – белые куртки с узкой желтой каймой по всем краям одежды и с красными крестами на груди и спине. Другое изображение – лучник в белой куртке с разрезами пол по бокам (иногда и с шейным треугольным вырезом), с желтой каймой по отвернутым коротким рукавам и полам, с небольшим красным крестом.
Вероятно, обычно белая куртка одевалась и простыми воинами, и латниками поверх обычной одежды или ливреи магната, по крайней мере, на такую мысль наводят изображения того времени – безрукавные ливреи и рукава другого цвета.
Парадное одеяние Рыцарей Подвязки (орден основан в 1348 г. и включал 25 членов) включало красную шапку и кафтан типа рясы с капюшоном и с меховой отделкой и подбоем. Цвет кафтана на современных миниатюрах белый, но в счетах Гардероба он указан как синий. И первое описание одежды кавалеров ордена сообщает о хламиде (мантии), верхней тунике (сюрко), тунике и капюшоне из синего сукна, "усыпанного подвязками”. Кафтан расшивали примерно 50 эмблемами ордена: темно-синяя подвязка в кружок, с золотой пряжкой и шпеньком. На подвязке вышит шелком и золотом девиз – "Hony soit qui mal y pense” ("Позор тому, кто плохо об этом подумает”). Настоящую подвязку носили на левой икре, и поверх лат тоже.