75 лет назад
28 ноября – 1 декабря 1943 года в столице Ирана Тегеране состоялась Конференция лидеров трех великих союзных держав – СССР, США и Великобритании, ведущих кровопролитную войну против мирового фашизма. Тегеранская конференция (кодовое название — «Эврика») — первая за годы войны встреча глав правительств СССР, США и Великобритании.
75 лет конференции в Тегеране: как это было
28 ноября 1943 года - Началась Тегеранская конференция глав правительств трех союзных держав
СССР (И.В. Сталин), США (Ф. Рузвельт) и Великобритании (У. Черчилль).
Почему Тегеран?
Если сказать коротко, то к концу 1943 г. Иран стал наиболее оптимальным вариантом для всех трех лидеров.
На протяжении практически всего периода правления Реза шаха (1925 – 1941 гг.) одной из главных задач иранских властей на международной арене было противостояние Великобритании. В 20-е годы Иран поддерживал нормальные отношения с СССР. В 30-е годы, поскольку иранские власти опасались, что СССР, как и Англия, намеревается подчинить себе Иран, шах резко активизировал контакты с Германией, как с третьей силой, которая сама становилась главным врагом и Великобритании, и СССР. Накануне Второй мировой войны шах особенно тесно сблизился с нацистами.
Такая ситуация совершенно не устраивала ни Британию, ни СССР особенно после 22 июня 1941 г. Напомним, уже 25 июня 1941 года Берлин нотой потребовал от иранского правительства вступления в войну на стороне Германии.
Советско-британские дискуссии по совместной военной операции в Иране начались в десятых числах июля. Общая разработка операции и обсуждение деталей проходило в Лондоне.
25 августа началась операция «Сочувствие». Советские войска с севера, британские – с юга вошли на территорию Ирана. Вскоре - 28 августа Реза-шах отменил свой приказ иранской армии оказать сопротивление вводу в Иран войск союзников и отрекся от престола в пользу своего сына Мохаммада Резы Пехлеви.
В итоге переговоров союзников с новым шахом и новым иранским правительством 29 января 1942 года был заключен англо-советско-иранский договор (Тройственный договор), гарантировавший Ирану защиту «против всякой агрессии со стороны Германии или любой другой державы», территориальную целостность, политическую независимость и вывод войск союзников «не позднее шести месяцев после прекращения всех военных действий между союзными государствами и Германией».
9 сентября 1943 года Иран официально объявил войну Германии.
Как отмечают историки, договор 1942 г. превратил Иран из страны, готовящейся стать плацдармом для войны против СССР, в его союзника в полноправного участника борьбы с фашизмом.
Таким образом, к началу Тегеранской конференции Иран превратился в полноценного союзника стран антигитлеровской коалиции и считал, что может выступать на равных с другими его участниками и пользоваться их доверием.
Это дало основание рассматривать Иран надежной площадкой для переговоров глав государств антигитлеровской коалиции. Поэтому, когда был поднят вопрос об их конференции, Сталин в переписке с Рузвельтом и Черчиллем предложил встретиться именно в Тегеране. Он устраивал Сталина не только относительной близостью к СССР, присутствием советских войск, но и наличием проволочной телеграфной и телефонной связи с Москвой. Кроме того, в Тегеране работали три посольства: советское, британское и американское, что тоже необходимо для саммита. Немаловажным фактором выбора иранской столицы было и то, что страна находилась под контролем советских, британских и частично американских боевых частей, а спецслужбы трех стран в достаточной степени «вычистили» Иран от вражеской агентуры и имели большие возможности не допустить террористических актов против тройки союзников.
Черчилль и Рузвельт предлагали места встречи, более отдаленные от СССР (Лондон. Аляска, Кипр, Хартум, Басра, Каир, Стамбул). Сталин настаивал на Тегеране. По данным исследователей, прежде, чем согласовать место встречи и повестку стороны обменялись 32 посланиями. В письме Рузвельту 5 ноября Сталин предупредил, что иначе откажется от участия в конференции и направит вместо себя Молотова. Лидерам западного мира пришлось согласиться с доводами лидера СССР.
Подготовка конференции
Подготовка к конференции велась в строжайшей тайне. В Москве о встрече Большой тройки знали только несколько самых высокопоставленных соратников Сталина. Самый узкий круг политиков был информирован в Вашингтоне и Лондоне.
Только 22 ноября 1943 г. – за шесть дней до встречи в верхах временный поверенный в делах СССР в Иране М.А. Максимов уведомил о ней иранского премьера А. Сохейли.
Страны-участницы конференции стали активно готовиться к предстоящему саммиту. Особенно спецслужбы СССР. В Тегеране был особый режим безопасности. В октябре в Тегеран был перемещен полк погранвойск НКВД, который занялся патрулированием и охраной объектов, связанных с конференцией. На территории советского посольства, которая представляла собой неприступную крепость, несли службу 200 красноармейцев-автоматчиков. Судя по документам, Сталина в Тегеране охраняли в общей сложности более 500 человек. К примеру, семикилометровую трассу от аэродрома до посольства, по которой должен следовать кортеж Сталина, охранял полк НКВД, сотрудники охраны в штатском. В окрестных переулках были размещены резервные войсковые группы автоматчиков на крытых грузовиках.
На протяжении всей конференции Тегеран был полностью отрезан от воздушного сообщения, телеграфа, дорожных и железнодорожных коммуникаций; было полностью прекращено вещание тегеранского радио и закрыта иранская граница. Фактически вся страна была отрезана от всего мира.
Сталин выехал из Москвы на конференцию 22 ноября 1943 года. Его литерный поезд № 501 проследовал через Сталинград в Баку. Сталин ехал в бронированном рессорном шестиосном вагоне, весом более 80 тонн, специально изготовленном для этой поездки. Весь путь в 2500 км был десятки, сотни раз проверен метр за метром службами НКВД. Вдоль железнодорожного пути и особенно на полустанках и станциях несли охранную службу тысячи сотрудников НКВД.
26 ноября спецпоезд прибыл на небольшую станцию Килязи, что в 85 км от Баку. Далее – на аэродром, где делегацию во главе со Сталиным ожидали два самолета «Дуглас» С-47. Они в течение весны – лета 1943 г. переоборудовались и готовились для этой особой миссии.
Через три часа полета самолеты благополучно приземлились в Тегеране. Здесь надо отметить, что Сталин до Тегерана воздерживался от полетов. Кроме того, примечательно, что «вождь всех народов» впервые после 1913 года покидал пределы страны.
28 ноября делегации трех великих держав уже были в иранской столице.
Исходя из сложной внутриполитической ситуации в Иране, Сталин предложил Рузвельту поселиться на территории советского посольства во избежание необходимости ежедневно передвигаться по улицам Тегерана, подвергая себя возможной угрозе нападения со стороны вражеской агентуры. Тем более,. что советское и британское посольства находились рядом, а американское - на значительном расстоянии (более полутора километров). Это создавало проблемы по обеспечению безопасности американского президента во время переездов.
Президент США согласился. При этом Сталин, стращая Рузвельта угрозами терроризма, явно сгущал краски. Ему были хорошо известны донесения советских спецслужб, согласно которым немецкая агентура в Иране к этому времени была подавлена, ее руководители арестованы, а сам Тегеран практически заперт для передвижения, с запретом кому-либо покидать город или входить в него. Правда, как свидетельствуют историки, сам президент Рузвельт был не прочь иметь возможности двусторонних встреч с Дядей Джо без Черчилля.
Вне всякого сомнения, факт нахождения Рузвельта на территории советского посольства давал Сталину возможность ежедневно воздействовать на него, вырабатывая единое мнение в противовес известным предложениям Черчилля открыть второй фронт не в Северной Франции, чего добивался Сталин, а на Балканах. В последующем все встречи и заседания участников конференции проходили на территории советского посольства за исключением торжественного обеда 30 ноября 1943г., устроенного в посольстве Великобритании, по случаю 69-летия Уинстона Черчилля.
За время пребывания в Тегеране Сталин только однажды выезжал за пределы зоны безопасности. 30 ноября Сталин, единственный из «Большой тройки», нанес визит шаху Мохаммаду Резе Пехлеви в мраморный дворец Саадабад. «Это моя самая важная встреча», — признался шах своему доверенному лицу Х. Фардусту.
Тегеранская конференция
Примечательно, что повестка дня конференции заранее не разрабатывалась. Каждая из делегаций сохраняла за собой право затрагивать любые интересующие ее вопросы. Участники излагали свои точки зрения не только на совместных пленарных заседаниях, но и во время двусторонних встреч, а также бесед на протокольных мероприятиях.
Широкий круг вопросов, рассматривавшихся на конференции, можно разбить на две категории: относящиеся к ведению войны и к послевоенному устройству мира. Конечно, наиболее актуальными на тот период были именно военные вопросы, в первую очередь проблема открытия «второго фронта» в Европе.
Каждая из сторон изложила свою точку зрения на масштабы, место и время высадки англо-американских войск. Рузвельт стоял за выполнение принятого главами правительств США и Великобритании в августе 1943 на Квебекской конференции плана «Оверлорд», предполагавшего десантную операцию через Ла-Манш в северной Франции. Черчилль, не возражая прямо против этого, предложил расширить операции в Италии и на Балканах. Это позволило бы англо-американским войскам занять Центральную Европу и выйти к Чёрному морю. Сталин, понимая замысел Черчилля – отрезать Красной армии дальнейший путь в Европу – уверенно проводил мысль, что лучший результат даст удар по врагу в Северной или Северо-Западной Франции с одновременной высадкой десанта на юге Франции, т.е. фактически поддерживал план «Оверлорд».
Рузвельт и Черчилль, согласившись с этой точкой зрения, не отказались от своих военно-стратегических планов на Балканах и в Юго-Восточной Европе. Они предложили расширить помощь югославским партизанам и вовлечь Турцию в войну против Германии. Сталин признал целесообразность этих предложений, но заметил, что они не должны отсрочить операцию «Оверлорд» и что Турция «не вступит в войну, какое бы давление мы на неё ни оказывали». В ходе дискуссии об открытии второго фронта важное значение имело заявление Сталина о том, что СССР, по просьбе своих союзников, готов после капитуляции Германии вступить в войну с Японией.
Кроме военных вопросов, на конференции обсуждались вопросы, касавшиеся послевоенного устройства мира. США и Великобритания поставили вопрос о расчленении Германии после войны на пять независимых автономных государств. Советская делегация не поддержала эти планы. Обсуждение германского вопроса было решено передать в Европейскую консультативную комиссию. При этом была одобрена идея «четырех Д»: 1. Денацификация. (Ключевой принцип, который подразумевал полную ликвидацию всех нацистских организаций); 2. Демилитаризация (разоружение немецкой армии); 3. Демократизация (возвращение многопартийных выборов и всех свобод населению); 4. Декартелизация (роспуск всех крупных экономических предприятий (картелей), которые контролировали экономику страны и не давали возможности для развития средних и малых предприятий).
На конференции между советским и британским представителем возник конфликт вокруг «польского вопроса».Польское правительство, которое на тот момент находилось в изгнании и базировалось на территории Великобритании под защитой Черчилля, выдвинуло обвинение против Сталина. Его суть заключалось в том, что советские войска во время совместной оккупации Польши вместе с частями Вермахта расстреляли тысячи польских офицеров Катынском лесу. Сталин всячески отрицал эти обвинения и говорил, что его просто хотят шантажировать, чтобы СССР пошел на территориальные уступки перед Польшей. Позже, уже в нынешние времена, выяснилось – Сталин лгал: трагедия Катыни была инициирована советским руководством.
Но всё же участникам удалось договориться об установлении границ Польши по «линии Керзона» 1920 г. на востоке и по реке Одер (Одра) — на западе. Территориальные аппетиты Варшавы решили удовлетворить за счёт Германии, которая ещё в средние века оккупировала значительные польские земли. Сталин отклонил притязания Рузвельта и Черчилля по признанию Москвой польского эмигрантского правительства в Лондоне. Москва не пошла на это и заявило, что СССР отделяет Польшу от эмигрантского правительства в Англии.
Таким образом, территория Западной Украины и Западной Белоруссии признавались отошедшими к СССР.
На Тегеранской конференции было в целом согласовано решение о передаче СССР Кенигсберга (ныне Калининград) и Восточной Пруссии (Калининградская область). Прибалтийские государства также должны были войти в состав СССР, однако лишь после голосования граждан этих стран.
Военно-стратегическая роль Ирана в войне отражена в подписанной по итогам конференции Декларации об Иране.В документе отмечалось, что главы СССР, США и Великобритании «признают помощь, которую оказал Иран в деле ведения войны против общего врага, в особенности облегчая транспортировку грузов из-за границы в Советский Союз… и сознают вызванные войной «специфические экономические трудности». Союзники обязались и впредь оказывать Ирану экономическую помощь, в том числе после войны, и подтвердили свое желание «сохранить полную независимость, суверенитет и территориальную неприкосновенность Ирана».
Декларацию с большим восторгом встретили иранское население и правящая элита. Тегеранские улицы Дей, Каани и Рафаэль-авеню были переименованы в улицы Рузвельта, Сталина и Черчилля.
На конференции были затронуты вопросы обеспечения безопасности в мире после войны. Американский президент Рузвельт предложил создать международную организацию (этот вопрос уже ранее обсуждался с Москвой) на принципах Объединённых Наций. Сталин и Черчилль в целом поддержали эту идею. Было положено начало работе по созданию ООН.
Последнее заседание Тегеранской конференции состоялось 1 декабря. Покидая Иран, все три руководителя союзных держав с бортов своих самолетов направили благодарственные телеграммы в адрес руководства Ирана, причем президент Рузвельт и премьер-министр Черчилль изъявили благодарность его величеству шаху Ирана, а Сталин премьер-министру Сохейли.
Участники Тегеранской конференции еще встретятся в 1945 г. на конференции в Ялте (04.02 – 11.02) и в Потсдаме (17.07. – 02.08). На Потсдамской конференции США будет представлять уже новый президент – Гарри Трумен, Франклин Делано Рузвельт скончался 12 апреля, не дожив 26 дней до Победы.
На Ялтинской и Потсдамской конференциях получили развитие идеи устройства послевоенного мира, выдвинутые в Тегеране.
Значение Тегеранской конференции
Значение Тегеранской конференции трудно переоценить, как для хода и итогов Второй мировой войны, так и для послевоенного времени.
На Тегеранской конференции руководители трех союзных держав продемонстрировали возможность и желание успешно, несмотря на наличие значительных, подчас глубоких расхождений, прийти к соглашениям по коренным вопросам войны и мира.
Значение Тегеранской конференции, состоявшейся 75 лет назад, экстраполируется и на сегодняшний день, когда рушится мировой порядок, разработанный в результате трех саммитов во время Второй мировой войны, когда углубляется раскол между странами, народами, конфессиями, когда угрозы миру и всему человечеству возрастают. В этих условиях Тегеранская конференция ещё раз убеждает, что во имя достижения мира, всеобщей безопасности, гуманных, общечеловеческих целей возможно преодолеть барьеры отчуждения в отношениях между державами, придерживающихся несовпадающих идеологических и духовных ценностей.
10:42 26.11.2018 Владимир Сажин, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук