СТИЛЬ XVIII ВЕКА.
Буржуазный стиль одежды: обзор эпохи
Великая французская революция провозгласила лозунги «Свобода! Равенство! Братство!» для всех своих сограждан, однако женщинам Франции больше всего понравился первая часть этого призыва. Воспользовавшись разрешенной свободой, француженки надели настолько откровенные наряды, что даже женщины легкого поведения раньше не позволяли себе подобного стиля одежды.
Правда, второй призыв тоже не оставил слабый пол равнодушным – ведь женщины уже давно боролись за равноправие с мужчинами, но в этом вопросе им повезло гораздо меньше. Никаких особых новых прав, кроме развода, французская революция им не принесла.
Зато свободу в женской одежде мужчины очень одобрили, и «нагая» мода быстро завоевала Францию.
Но давайте чуть подробнее. Французская революция завершила собой уходящее столетие, по словам Радищева, «безумно и мудро» и открыла дверь в новую эпоху. Она не только полностью изменила облик Франции, но серьезно повлияла на другие государства, даже если они всего лишь издали наблюдали за событиями. Сам ее дух разрушил вековые феодальные обычаи и привилегии, расчистив дорогу новой буржуазной культуре.
Эти изменения коснулись костюма и стиля одежды. Начиная со времен готики, именно аристократия, а точнее, королевский двор задавал моду. Буржуазия лишь подражала нарядам дворянства по мере своих сил. В наступившем веке все перевернулось с ног на голову – теперь скорее аристократы подражали буржуазному стилю одежды. Церемонные придворные костюмы и ритуалы остались в прошлом, сохранившись до наших дней лишь как театральное представление или дань традиции.
Надо сказать, что в первые годы революции костюм менялся чуть ли не ежедневно, отражая скорее политические взгляды своего владельца, чем какие-то общие тенденции. Так, самые ярые революционеры – якобинцы - носили длинные штаны, вместо принятых тогда коротких панталон – кюлотов. За что и получили прозвище санкюлоты, «голоштанники». А после казни Шарлотты Корде, убившей Марата, очень модными стали красные ленточки на женской шее, символизировавшие след о гильотины.
Особый фурор производили «невероятные» мужчины и «удивительные» женщины, выглядевшие как ходячая карикатура: весь их облик, буржуазный стиль одежды и манеры носили намеренно эпатирующий характер: грязные нечесаные волосы, пестрая и дурно сидящая одежда, а у женщин часто почти прозрачные платья, для пущего эффекта смоченные водой.
Но революционный Конвент придавал большое значение стилю одежды граждан республики, желая выразить в них идеи классового равенства. Поэтому французскому художнику Жаку Луи Давиду было поручено разработать эскизы костюмов для третьего сословия. Вдохновленный провозглашенными лозунгами, художник увидел их воплощение лишь в Греции и Риме, а потому именно античные наряды были взяты за основу в этом проекте. Конвент одобрил предложенные идеи, а народ – нет, слишком далеки они были от быта и условий жизни того времени.
Впрочем, на женский костюм идеи античности все же оказали довольно сильное влияние.
Буржуазный стиль одежды красавиц времен революции - вседозволенность
С наступлением относительно спокойного времени, когда закончился революционный террор, а в стране установилось некоторое политическое равновесие, стабильность пришла и в моду.
Женщины начали носить шмизы, тонкие белые платья, подобные греческим хитонам. Это платье, перехваченные поясом под самой грудью, имело глубокое декольте и разрезы по бокам до бедра, а иногда и до талии. Если ногу нельзя было рассмотреть по всей длине, то женщина считалась одетой не достаточно модно.
Прически и обувь также были позаимствованы у греков и римлян, всем своим обликом дамы стремились походить на античную статую, потому и платья предпочитали именно белые. Однако пудра уже не использовалась, ведь она изготавливалась из муки, «предназначенной для пропитания народа».
Из моды окончательно исчезли не только кринолины, но даже нижнее белье – платье одевалось в лучшем случае на трико телесного цвета, а чаще всего – прямо на голое тело. Понятно, что такой стиль одежды была выгоден лишь стройным и весьма свободным в нравах дамам и девицам.
Против установившейся «нагой» моды выступали многие. Среди них были и блюстители нравственности, уверявшие, что исчезнувшие обручи были главной защитой женского целомудрия, и врачи, говорившие о несоответствии модного стиля одежды и французского климата. Их никто не слушал.
Ампир
Женщины, желая выглядеть нимфами, даже зимой носили вместо пальто и плащей лишь шарфы и шали. Проводились конкурсы на самое легкое платье, победу в котором одержала хозяйка наряда, весившего всего двести грамм.
А то, что газеты почти каждый день публиковали объявления о смерти от простуды женщин, не достигших порой и двадцати лет, общество просто игнорировало. Тогда и появилась французская поговорка: «Нельзя быть модницей, не имея экипажа».
Только в начале девятнадцатого века необходимость приспособить модный стиль одежды к западноевропейскому климату была, наконец, осознана. В платьях снова появились рукава, а материалы стали использовать более плотные и практичные.
Тон здесь опять задавали англичане, всегда отличавшиеся здравым смыслом. Они же внесли в ассортимент верхней женской одежды короткую курточку – спенсер, который не нарушал общих пропорций наряда.
Кстати сказать, высокая линия талии сохранялась в женском платье до двадцатых годов, все время правления Наполеона. Этот стиль назывался ампир, от французского слова империя и прославлял военные победы Франции. От классицизма его отличает пышность и помпезность.
Иначе обстояли дела в мужском костюме.
Буржуазный стиль одежды английского денди - эталон мужской моды
Мужчины к идеям Давида отнеслись весьма скептически, взяв из них только плащ. В остальном же после того, как экстравагантные годы революции ушли, мужчины вернулись к костюму, который носили перед революцией: белая рубашка, шейный платок, жилет, фрак и штаны до сапог.
Надо заметить, что именно англичане вели главную партию в мужской моде почти с середины восемнадцатого века, когда в Англии был придуман фрак. Сначала он использовался лишь как одежда для улицы и верховой езды. Причем для того, чтобы полы не мешали, их подворачивали и закалывали. Особенно долго эта тенденция продержалась в военном костюме – чуть ли не до середины девятнадцатого века. Это вполне подтверждает существующую версию, что прямым предшественником фрака был английский офицерский мундир.
А в гражданской одежде первые фраки привычного для нас вида стали носить «невероятные». Кстати, именно поэтому в начале XIX века в России фрак был в опале – он воспринимался как символ революции.
Из Англии же пришли и другие элементы мужского костюма: спенсер - короткая куртка, редингот – приталенное пальто с лацканами и застежкой, каррик - пальто с множеством пелерин. Пожалуй, только сюртук был родом из Франции, став, по всей видимости, прямым потомком жюстокора. Хотя, как ни странно, однозначного мнения о названиях и происхождении всех этих вещей пока нет.
В самом начале века в английских светских кругах появляется денди Джордж Браммел. Он приносит в мужскую моду совсем иную идеологию: если хочешь выглядеть одетым хорошо, постарайся, чтобы это не было заметно.
Именно с его легкой руки сам стиль одежды мужчин становится более строгим, а главным признаком хорошего костюма служит его идеальная посадка. Из украшений в мужском наряде остались лишь булавка для галстука и часы, а яркими деталями могли быть только жилет и галстук.
Кстати сказать, несмотря на кажущуюся простоту нарядов, не имеющих никакой отделки, стоили они довольно дорого – ведь для их пошива требовался очень хороший портной. Кроме того, элегантный мужчина должен был переодеваться несколько раз в день - ведь его рубашка всегда должна была быть белоснежной, менять каждую неделю туфли, каждые три недели – фрак, и каждый месяц – шляпу.
Во всем облике, в стиле одежды присутствовала некая небрежность, которая лишь подчеркивала значимость личности, смотревшей на толпу с высоты собственной безупречности. И эта философия: «модно лишь то, что носишь ты сам» сохранялась в костюмах истинных денди еще очень долго. Начиная с этого периода, про мужской стиль одежды говорили: «мужчина одевается, но не наряжается».
Заканчивая рассказ о Великой французской революции и эпохе империи Наполеона, давайте подведем итоги.
На первый взгляд кажется, что переворот в женской моде произошел внезапно и стремительно. Это не совсем так. Призывы «назад к природе» раздавались задолго до 1789 года, и отражали не только освобождение от социально-экономического гнета, но и возмущение чрезвычайно неудобной модой. Так что зерно «свободы» упало на весьма благодатную почву. Дальнейшее же преобразование женского наряда вполне логично и понятно: не каждая женщина могла надеть тонкое облегающее платье без корсета, поэтому мода стала приспосабливаться к большинству.
Автор: Светлана Хусаинова