Стихи для детей Стихи для детей
Стихи для детей
Сообщений 201 страница 220 из 585
Поделиться20102.09.14 08:35:31
Эдвард Лир
Лимерик
There was an Old Lady of Chertsey,
Who made a remarkable curtsey;
She twirled round and round,
Till she sunk underground,
Which distressed all the people of Chertsey.
I
Одна старая леди из Джерси
В реверансе вращалась на месте.
Так крутилась, крутилась,
И совсем утопилась.
Огорчила всех жителей Джерси.
II
Балерина одна из Большого
Фуэте закрутила толково.
Так упорно крутилась,
Что сквозь пол провалилась.
Вы не верите? Честное слово!
III
Обожала старушка из Чертси
В реверансе юлою вертетьси,
Меры в том не приемля;
И, к несчастью, сквозь землю
Провалилась вертушка из Чертси.
IV
Экспансивная леди из Ланса
Не сумела прервать реверанса
И, как штопор, крутилась,
Пока в пол не ввинтилась,
Опечалив всех жителей Ланса.
Поделиться20202.09.14 08:41:58
Эдвард Лир
Лимерик
There was an Old Man in a tree,
Who was horribly bored by a Bee;
When they said, 'Does it buzz?'
He replied, 'Yes, it does!'
'It's a regular brute of a Bee!'
I
Спал старик на громадной сосне,
Был укушен пчелою во сне.
И спросили его: "Это больно?"
Он ответил "Конечно, довольно,
Больше я не засну на сосне".
II
Некий мистер спасался от пчел
И на дерево влезть предпочел.
"Пчелы очень грубы -
Это прямо жлобы!", -
Говорил он, цепляясь за ствол.
III
Некий старец на ветке ветлы
Несказанно страдал от пчелы;
На вопрос: «Что, жужжит?»
Отвечал: «Дребезжит!
Спасу нет от брутальной пчелы!»
IV
Старика, что сидел на осине,
Муха мучила невыносимо
И жужжала та муха
Прямо в самое ухо
Старику, что сидел на осине.
Поделиться20302.09.14 08:47:34
Эдвард Лир
Лимерик
There was a Young Lady of Ryde,
Whose shoe-strings were seldom untied.
She purchased some clogs,
And some small spotted dogs,
And frequently walked about Ryde.
Дама с берега Волги-реки,
Завязать не сумела шнурки;
Бросив в Волгу ботинки,
Закупила на рынке
Пять собак, а на ноги - коньки.
Поделиться20402.09.14 11:33:55
There was a Young Person of Smyrna,
Whose Grandmother threatened to burn her;
But she seized on the cat,
And said, 'Granny, burn that!
You incongruous Old Woman of Smyrna!'
Раз турчанка, чтобы выглядеть круче,
Обещала поджечь своих внучек.
Те котенка поймали
И бабуле сказали:
"Тренируйся на кошечках лучше!"
Поделиться20529.09.14 07:28:55
ЗАБАВНЫЕ ЛИМЕРИКИ
Одна девочка, жившая в Питере,
Почитать обещала родителей
И у книжных прилавков
Все настойчивей справки
Наводила девчушка из Питера.
* * *
Раз один оловянный солдатик
Снял часы, чтоб пойти и продать их.
И попался впросак —
Не стоял на часах
С той поры оловянный солдатик.
О вреде лени
Стал работать спустя рукава
Боря, школу окончив едва.
Вся в слезах домработница:
Ведь от стирки, как водится,
Превратились в труху рукава.
* * *
Школьник Коля, живущий в Конькове,
Рассуждал всех умней и толковей:
— Коль на крыше конек,
То пойду на каток,
Взяв с собою часть дома в Конькове.
* * *
— Хочешь каши березовой, мальчик?
Предлагавший был зол и запальчив.
Но в ответ тот поведал:
Я недавно обедал.
И «спасибо» успел сказать мальчик.
* * *
Смуглый юноша из Гватемалы
Вил веревки из папы и мамы.
Рыболовные сети
Плел — нет крепче на свете —
Умный юноша из Гватемалы.
Поделиться20605.12.14 09:50:34
Все волшебные снежинки
В небе радостно кружат.
Это значит - скоро будет
Светлый праздник у ребят!
В новогоднем хороводе
Закружится детвора,
Песни в праздник мы заводим,
Веселимся до утра!
Дед Мороза все встречают,
Чтобы рассказать о том,
Как детишки все мечтают
Чтобы он пришел к ним в дом!
Автор: Курцева Алина
Поделиться20706.12.14 07:58:00
Сиротка
автор Карл Александрович Петерсон
Дата создания: 1843, опубл.: 1843[1]. Источник: Любимые стихи моей прабабушки когда она была маленькая / Составитель Е. О. Путилова. — Москва: НПК «ИМИДЖ LTD», творческая мастерская «Кредо», 1992. — С. 22
Сиротка
Вечер был; сверкали звёзды;
На дворе мороз трещал;
Шёл по улице малютка —
Посинел и весь дрожал.
— Боже! — говорил малютка, —
Я прозяб и есть хочу;
Кто ж согреет и накормит,
Боже добрый, сироту?
Шла дорогой той старушка —
Услыхала сироту;
Приютила и согрела
И поесть дала ему;
Положила спать в постельку.
— Как тепло! — промолвил он.
Запер глазки… улыбнулся…
И заснул… спокойный сон!
Бог и птичку в поле кормит,
И кропит росой цветок,
Бесприютного сиротку
Также не оставит Бог!
1843
Поделиться20806.12.14 08:03:37
Марина Бородицкая
В школу
Темно. Декабрь. Семь утра.
Кричит будильник: "Эй! Пора!"
...Декабрьским утром, в семь часов,
Я дверь закрою на засов,
Чтоб в этот час, почти ночной,
Мой сон побыл еще со мной.
Я сон подушкой придавлю:
Я так, я так его люблю!
Запрусь, закроюсь - не найдут,
Сожмусь, зароюсь - обойдут,
Хоть ты тут разорвись, звоня,
Хоть мир обрушься - нет меня!!!
...Но через час, как через год,
Я выбегаю из ворот:
Мне этот день уже знаком,
Он у меня под каблуком
Морозным голосом поет
И стелет быстрый, длинный лед, -
И я скольжу, и я скачу,
И этот день прожить хочу!
Поделиться20907.12.14 08:06:07
Булочная песенка
Были два приятеля:
Бублик и Батон.
Ждали покупателя
Бублик и Батон.
Бублику понравился
Школьник в колпачке,
А Батону - бабушка
В бежевом платке.
Бублик в ранец бухнулся
И понёсся вскачь,
А Батон тихонечко
В сетке кач да кач...
Бублик познакомился
С горкой ледяной,
С четырьмя мальчишками,
С девочкой одной.
А Батон - с кастрюльками,
С тёплым молоком,
С бородатым дедушкой,
С рыженьким щенком.
----------------------------
Поделиться21317.12.14 08:04:43
Пестрые шары как солнце,
Как волшебные оконца,
На ветвях ее сверкают,
Всех на праздник приглашают.
В шаре синем - свет небес,
В золотистом - мир чудес,
В фиолетовом - мечта,
В ярко-желтом - красота
В алом шаре - паруса,
В голубом - любви глаза,
В серебристом - звезд полет,
А в хрустальном - Новый год!
Поделиться21409.01.15 11:37:36
Стихи Елены Серовой для детей
Елена Серова пишет замечательные стихи для всей семьи и о семье для детей.
Вот небольшая порция ее полных неудержимого чувства юмора стихов.
Детские стихи о семье
Похвалили
Полдня рисовал я красавца-коня,
И все за рисунок хвалили меня.
Сначала мне мама
Сказала словечко:.
- Чудесная, Мишенька,
Вышла овечка!
Но с тем же рисунком
Я к папе пошел,
И папа сказал мне:
- Отличный козел!
Потом похвалила
Малышка-сестренка:
- Ты очень хорошего
Сделал котенка!
И братец мой старший
Меня похвалил,
Зевнул и сказал:
- Неплохой крокодил!
***
Геолог
Вчера мне сказала
Сестра моя Люда,
Что я превосходным
Геологом буду.
Я буду отыскивать
В недрах Земли
Металлы,
Которые там залегли.
Ведь как бы не спрятала
Мама конфеты,
Всегда разыщу я их
В недрах буфета.
***
Смешинка
Сегодня Маринке
Попала смешинка,
Такая щекотная,
Словно пушинка!
Смешинка щекочет,
Щекочет, щекочет,
Маринка хохочет,
Хохочет, хохочет…
Смеётся Маринка
Над маленьким братцем -
Не может братишка
На стульчик забраться!
Смеётся Маринка
Над стареньким дедом -
Нечаянно пролил
Он суп за обедом!
Котёнок котлеты
Стащил у соседки -
Маринка от смеха
Летит с табуретки
В корзину для мусора
Вниз головой…
И смех замирает,
И слышится вой!
Теперь не узнать
Хохотунью Маринку, -
Наверно, она
Потеряла смешинку!
Поделиться21510.01.15 07:52:03
Екатерина Серова стихи для детей
В ЮЖНОМ СЕЛЕ
Дорога меня далеко завела,
А я и довольна, не спорю.
Живу на краю небольшого села
У самого Чёрного моря.
У каждого дома растёт виноград...
Село - не село, а громаднейший сад,
И, как великаны заборы,
Кругом возвышаются горы.
А домики этого сада-села
Извёсткой намазаны все добела;
Стена - как молочная пенка,
Ну так и лизнула бы стенку!
На юге животные все добряки.
От климата, что ли, хорошего?
Собаки одежду не рвут на куски.
Совсем не лягаются лошади.
На что уже гуси во веки веков
Злодейской считаются птицей,
А тут проходить через строй гусаков
Ребёнок - и тот не боится!
Мне скажут: "Ну, гуси пускай хороши,
А ты вот попробуй людей опиши!"
"Ну что ж, попытаюсь, - ответила б я. -
Здесь люди живут, как большая семья:
Их радость - не тайна, беда - не секрет,
Соседу в беде помогает сосед.
Тут гостя всегда с уважением примут,
Хотя бы пришёл и непрошеный...
Привыкли мы южный похваливать климат,
А люди ведь - тоже хорошие!"
Поделиться21619.01.15 08:15:00
КРЕЩЕНСКАЯ НОЧЬ
Темный ельник снегами, как мехом,
Опушили седые морозы,
В блестках инея, точно в алмазах,
Задремали, склонившись березы.
Неподвижно застыли их ветки,
А меж ними на снежное лоно,
Точно сквозь серебро кружевное,
Полный месяц глядит с небосклона.
Высоко он поднялся над лесом,
В ярком свете своем цепенея,
И причудливо стелются тени,
На снегу под ветвями чернея.
Замело чаши леса метелью, -
Только вьются следы и дорожки,
Убегая меж сосен и елок,
Меж березок до ветхой сторожки.
Убаюкала вьюга седая
Дикой песнею лес опустелый,
И заснул он, засыпанный вьюгой,
Весь сквозной, неподвижный и белый.
Спят таинственно стройные чащи,
Спят, одетые снегом глубоким,
И поляны, и луг, и овраги,
Где когда-то шумели потоки.
Тишина, – даже ветка не хрустнет!
А, быть может, за этим оврагом
Пробирается волк по сугробам
Осторожным и вкрадчивым шагом.
Тишина, – а, быть может, он близко...
И стою я, исполнен тревоги,
И гляжу напряженно на чащи,
На следы и кусты вдоль дороги.
В дальних чащах, где ветви как тени
В лунном свете узоры сплетают,
Все мне чудится что-то живое,
Все как будто зверьки пробегают.
Огонек из лесной караулки
Осторожно и робко мерцает,
Точно он притаился под лесом
И чего-то в тиши поджидает.
Бриллиантом лучистым и ярким,
То зеленым, то синим играя,
На востоке, у трона Господня,
Тихо блещет звезда, как живая.
А над лесом все выше и выше
Всходит месяц, – и в дивном покое
Замирает морозная полночь
И хрустальное царство лесное!
Иван Алексеевич Бунин
1886 – 1901
Поделиться21720.01.15 08:28:17
Топ-10 — лучшие стихи для детей, помогающие найти ответы на интересующие их вопросы
Стихи для детей писали очень многие русские поэты, считая, что литература, в первую очередь, должна выполнять образовательную и воспитательную функции. Подобные произведения характеры для творчества Александра Пушкина и Михаила Лермонтова, Даниила Хармса и Бориса Заходера, Самуила Маршака и Сергея Михалкова. Некоторые поэты, в числе которых — Агния Барто, Эмма Мошковская, Корней Чуковский, Эдуард Успенский и Григорий Остер, по праву считаются детскими авторами, так как их творчество, в первую очередь, адресовано подрастающему поколению.
Принято считать, что детская поэзия довольно примитивна по форме и содержанию. Однако этот литературный жанр является одним из самых сложных. Ведь до маленького читателя нужно не только донести смысл произведения, но и придать ему такую эмоциональную окраску, чтобы стихотворение стало не просто рифмованным повествованием, но и помогло найти ребенку ответы на интересующие его вопросы.
10 место. Например, все без исключения родители сталкиваются с проблемой кормления детей, которые отказываются есть полезную кашу, требуя вместо нее сладости. Чтобы убедить малышей в необходимости полноценного и здорового питания, поэт Лев Кузьмин написал стихотворение «Как добраться до небес?». В нем он рассказывает о том, что сделать это довольно непросто, так как нужно обладать силой и ловкостью, чтобы сперва залезть на самое высокое дерево в лесу, а потом встать ногами на тучи и начать свое путешествие по бескрайним небесным просторам. Однако для этого, по мнению автора, сперва нужно сесть за стол и съесть тарелку манной каши, без которой подобной путешествие попросту невозможно.
«Как добраться до небес?» Л.Кузьмин
Что нyжно сделать, бpатцы,
Чтоб до небес добpаться?
За стол сначала нyжно сесть,
Таpелкy манной каши съесть,
Потом в зеленый лес пойти,
Большое деpево найти,
И ввеpх
По кpепким сyчьям
Подняться к белым тyчам.
А там — на тyчy встать ногой,
Шагнyть на pадyгy дpyгой.
И вот yже нас не достать,
И небеса все наши…
Но, повтоpяю, начинать
Hам нyжно с манной каши!
9 место. Взаимоотношения с внешним миром являются одной из ключевых тем детской поэзии. Ребенок, познавая живую природу и свое окружение, нередко совершает непростительные ошибки, причиняя боль живым существам и даже не задумываясь о последствиях своих поступков. Чтобы уберечь малышей от подобного необдуманного поведения, поэт Саша Черный написал стихотворение «Что ты тискаешь утенка», в котором пытается объяснить малышам, что детеныши домашних животных не относятся к разряду игрушек. Маленький утенок в руках дворового мальчишки испытывает панический ужас и пытается вырваться, хотя ребенку кажется, что он не делает ничего плохого. Чтобы понять, что испытывает в этот момент едва оперившийся птенец, поэт предлагает мальчишке представить, что его в качестве игрушки выбрал для себя неповоротливый бегемот. Одно его неуклюжее прикосновение может стоить человеческому детенышу жизни, равно как и попытки поиграть с утенком могут привести к гибели птенца.
«Что ты тискаешь утенка» С.Черный
Что ты тискаешь утенка?
Он малыш, а ты — большой.
Ишь, задравши головенку,
Рвется прочь он всей душой…
Ты представь такую штуку -
Если б толстый бегемот
Захотел с тобой от скуки
Поиграть бы в свой черед?
Взял тебя бы крепко в лапу,
Языком бы стал лизать.
Ух, как стал бы звать ты папу,
И брыкаться, и кричать!..
Ты снеси утенка к утке,
Пусть идет купаться в пруд.
Лапы мальчика не шутки,
Чуть притиснешь — и капут.
8 место. Не секрет, что большинство детей является очень впечатлительными и ранимыми. Обидеть ребенка довольно легко, и для этого порой достаточно одного неправильного слова или же брошенного исподлобья взгляда. Между тем, способность чутко улавливать настроение взрослых и царящую в доме атмосферу нередко заставляет детей страдать. Чтобы научиться преодолевать подобные чувства, которые во взрослой жизни способны доставить массу проблем, поэтесса Эмма Мошковская посвятила всем малышам очень поучительное стихотворение «Обида». В нем она рассказывает о том, обидевшись на весь мир, ребенок перестает замечать то, что раньше доставляло ему огромное удовольствие, становится замкнутым и неразговорчивым. Однако такое поведение является для жизнерадостных малышей неестественным, оно зачастую продиктовано желанием обратить на себя внимание взрослых. Пройдя через это маленькое испытание, каждый ребенок рано или поздно понимает, что обида – не самое лучшее чувство, избавление от которого дарит настоящую радость и ощущение освобождения от тяжкого груза.
«Обида» Э.Мошковская
Я маму мою обидел,
Теперь никогда-никогда
Из дому вместе не выйдем,
Не сходим с ней никуда.
Она в окно не помашет,
Я тоже
не помашу,
Она ничего не расскажет,
Я тоже
не расскажу…
Возьму я мешок за плечи,
Я хлеба кусок найду,
Найду я палку покрепче,
Уйду я, уйду в тайгу!
Я буду ходить по следу,
Я буду искать руду,
Я через бурную реку
Строить мосты пойду!
И буду я главный начальник,
И буду я с бородой,
И буду всегда печальный
И молчаливый такой…
И вот будет вечер зимний,
И вот пройдет много лет,
И вот в самолет реактивный
Мама возьмет билет.
И в день моего рожденья
Тот самолет прилетит.
И выйдет оттуда мама,
И мама меня простит!
7 место. Одной из самых сложных задач для родителей является приучение ребенка к чистоте. Действительно, как можно вернуться домой с прогулки без грязи на одежде, если вокруг столько удивительно глубоких неизведанных луж? В качестве помощника для решения подобной задачи можно воспользоваться стихотворением Владимира Орлова под названием «Как узнать своего поросенка?», которое наверняка заставит малышей задуматься о собственном поведении и не забывать о чистоте даже во время самых азартных дворовых игр.
«Как узнать своего поросенка?» В.Орлов
По лужам носились ребята,
Прошу извинить — поросята.
(А, впрочем, бывают ребята
Такие же, как поросята.)
Но вот появляются мамы -
Солидные, строгие дамы,
Бегом направляясь к ребятам,
Простите к своим поросятам.
- Скажите, пожалуйста, мамы,
У вас не случаются драмы?
Чужого нельзя поросёнка
Принять за родного ребёнка?
Красивы они и пригожи,
Но все абсолютно похожи!
-Простите! — ответили мамы. -
Мой хрюшечка чистенький самый.
6 место. Истины, которые являются прописными для взрослых, далеко не всегда понятны детям. Например, как объяснить малышу, что такое день и ночь, и почему они сменяют друг друга? Решить подобную задачу попыталась поэтесса Надежда Григорьева в своем стихотворении «Сутки», которое поможет юным проказникам не только получить представление о времени, но и научиться его правильно планировать.
«Сутки» Н.Григорьева
Утром солнышко встаёт,
Спать ребятам не даёт!
-Ну-ка, детки, подымайтесь,
Заряжайтесь, умывайтесь,
Аккуратно одевайтесь
И за завтрак принимайтесь.
В полдень солнышко в зените,
У него лучи, как нити,
Землю щедро согревают,
Всех обедать приглашают.
Дальше, дальше день бежит,
Нам пословица гласит:
-Долог день до вечера,
Когда делать нечего.
Ну, а вечером, ребята,
Всё окутает прохлада,
Солнцу отдых тоже нужен
А ребятам — вкусный ужин.
Ночью на небе — луна,
Очень строгая она:
Наблюдает — все ли
Улеглись в постели?
Закрывайте глазки,
Пусть вам снятся сказки.
Закрывайте очи
Всем — спокойной ночи!
От утра и до утра
Сутки знает детвора.
5 место. К слову, при помощи стихов детей легко можно обучить основам математики, так как очень многие русские поэты придумывали увлекательные и познавательные считалки для самых маленьких. В частности, одно из стихотворений-головоломок под названием «Два и три» принадлежит поэту Борису Заходеру, в котором он наглядно показал, какими нешуточными проблемами может обернуться для ребенка нежелание учиться правильно считать.
«Два и три» Б.Заходер
Пошел Сережа в первый класс.
С Сережкой не шути!
Считать
Умеет он у нас
Почти
До десяти!
Не грех такому мудрецу
Задрать курносый нос!
Вот как-то за столом отцу
И задал он вопрос:
— Два пирожка тут, папа, да?
А хочешь — на пари! -
Я доказать могу всегда,
Что их не два, а три!
Считаем вместе:
Вот ОДИН,
А вот и ДВА, смотри!
ОДИН да ДВА, — закончил сын, -
Как раз и будет ТРИ!
— Вот молодец! — сказал отец. -
И в самом деле три!
И потому
Я два возьму,
А третий ты бери!
4 место. Семья и школа являются главными составляющими жизни большинства детей. Поэтому неудивительно, что многие русские поэты посвятили этим важным аспектам формирования личности ребенка свои стихи. Самым волнующим днем в судьбе каждого малыша по праву считается 1 сентября, когда малышу впервые предстоит сесть за школьную парту. Его основная задача – хорошо учиться, о чем в своем стихотворении «В школу» напомнила всем детям поэтесса Зинаида Александрова.
«В школу» З.Александрова
Листья желтые летят,
День стоит веселый.
Провожает детский сад
Ребятишек в школу.
Отцвели цветы у нас,
Улетают птицы.
- Вы идете в первый раз
В первый класс учиться.
Куклы грустные сидят
На пустой террасе.
Наш веселый детский сад
Вспоминайте в классе.
Вспоминайте огород,
Речку в дальнем поле…
Мы ведь тоже через год
Будем с вами в школе.
Дачный поезд отошел,
Мимо окон мчится…
- Обещали хорошо,
Лучше всех учиться!
3 место. Правда, со временем тяга к знаниям у детей заметно ослабевает, и это вполне естественно. Ведь жизнь так многогранна и разнообразна, а ее соблазны подчас бывают гораздо сильнее желания постигать азы наук в душном школьном классе. Тем не менее, без знаний в наши дни стать по-настоящему успешным человеком невозможно, о чем в своем поучительном стихотворении «Кот и лодыри» рассказал поэт Самуил Маршак.
«Кот и лодыри» С.Маршак
Собирались лодыри
На урок,
А попали лодыри
На каток.
Толстый ранец с книжками
На спине,
А коньки под мышками
На ремне.
Видят, видят лодыри:
Из ворот
Хмурый и ободранный
Кот идёт.
Спрашивают лодыри
У него:
- Ты чего нахмурился,
Отчего?
Замяукал жалобно
Серый кот:
- Мне, коту усатому,
Скоро год.
И красив я, лодыри,
И умён,
А письму и грамоте
Не учён.
Школа не построена
Для котят.
Научить нас грамоте
Не хотят.
А теперь без грамоты
Пропадёшь,
Далеко без грамоты
Не уйдёшь.
Ни попить без грамоты,
Ни поесть,
На воротах номера
Не прочесть!
Отвечают лодыри:
- Милый кот,
Нам пойдёт двенадцатый
Скоро год.
Учат нас и грамоте
И письму,
А не могут выучить
Ничему.
Нам учиться, лодырям,
Что-то лень.
На коньках катаемся
Целый день.
Мы не пишем грифелем
На доске,
А коньками пишем мы
На катке!
Отвечает лодырям
Серый кот:
- Мне, коту усатому,
Скоро год.
Много знал я лодырей
Вроде вас,
А с такими встретился
В первый раз!
2 место. Безусловно, школа дает основы знаний, которые в будущем пригодятся каждому ребенку. Однако гораздо важнее то, какие именно навыки, традиции и принципы он вынесет из собственной семьи, когда придет время вступить во взрослую жизнь. Главная задача родителей заключается в том, чтобы научить своего малыша чуткости и вниманию к тем, кто его окружает. И в этом отношении весьма показательным является стихотворение Михаила Садовского «У кого мы учимся доброте?». В нем автор рассказывает о том, что самыми первыми и самыми главными учителями детей являются их родители, и именно от них зависит, каким именно вырастет их ребенок.
«У кого мы учимся доброте?» М.Садовский
У кого мы учимся
Доброте?
У черники дымчатой
На кусте,
У скворца, летящего
С червяком,
У лугов, причёсанных
Ветерком,
У колосьев, зреющих
На полях,
У дождя, приплывшего
В облаках,
У шута, дарящего
Людям смех
И у солнца ласкового
Для всех,
У больших кивающих
Нам слонов
И у песни папиной,
Что без слов -
У всего открытого
Нам вокруг,
Но сперва — у маминых
Добрых рук.
1 место. Не менее важным воспитательным фактором является наличие в семье нескольких детей, что помогает старшим ребятам стать более ответственными, а также развивает в них чувство долга, стремление всегда придти на помощь близким. Достаточно прочесть стихотворение Елены Благининой «Научу обуваться и братца», чтобы понять: дети – это весьма пластичные существа, которые очень часто копируют поведение взрослых и могут стать настоящими помощниками, если тягу к этому культивировать с первых лет их жизни.
«Научу обуваться и братца» Е.Благинина
Я умею обуваться,
Если только захочу.
Я и маленького братца
Обуваться научу.
Вот они — сапожки.
Этот — с левой ножки,
Этот — с правой ножки.
Если дождичек пойдёт,
Наденем галошки.
Эта — с правой ножки,
Эта — с левой ножки.
Вот как хорошо!
Источник: http://pishi-stihi.ru/
Поделиться21820.01.15 09:11:45
Когда начинать учить с ребенком стихи?
Чем раньше, тем лучше! Младенец лежит в колыбели, мама напевает колыбельную - это тоже стихи. Стихотворные рифмы, их мелодичность откладываются в подсознании, и, когда ребенок немного подрастет, он с легкостью будет заучивать первые стихи.
Как и какие стихи лучше учить?
Стихи нужно подбирать индивидуально под каждого ребенка, то есть выбирать темы, интересные ребенку.
Всегда нужно читать выразительно, пытаться передать интонацией настрой и характер героя и играть какую-то яркую картинку для ассоциаций в воображении ребенка. Можно стимулировать этот процесс, создавая аудио - или видеозаписи. Легко увлечь детей заучиванием стихов, просматривая с ними записи, устраивая импровизированные концерты.
Не рекомендуется заучивать стихи хором. Хоровое повторение текста мешает выразительности, приводит к монотонности. Дети быстро устают от шума. Пассивные дети во время хорового чтения остаются пассивными.
Следует заучивать стихи целиком, а не по строкам и столбцам. Именно это обеспечивает осмысленность восприятия и правильную тренировку памяти.
Не следует требовать полного запоминания стихотворения на одном занятии. Для этого необходимо от 8 до 10 повторов в течение определенного времени.
В детской литературе есть прекрасные образцы стихов для работы с детьми, начиная с раннего возраста. Вы сами можете подобрать стихи для заучивания ребенком, например, на звуки свистящие, шипящие.
СОВЯТА
Взгляни на серых совят:
Они тихонько сидят,
Когда не спят - они едят,
Когда едят - они не спят.
С. Маршак
Поделиться21920.01.15 09:19:22
А.С.Пушкин
СКАЗКА
О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ
И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ
Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
Ждет-пождет с утра до ночи,
Смотрит в поле, инда очи
Разболелись глядючи
С белой зори до ночи;
Не видать милого друга!
Только видит: вьется вьюга,
Снег валится на поля,
Вся белешенька земля.
Девять месяцев проходит,
С поля глаз она не сводит.
Вот в сочельник в самый, в ночь
Бог дает царице дочь.
Рано утром гость желанный,
День и ночь так долго жданный,
Издалеча наконец
Воротился царь-отец.
На него она взглянула,
Тяжелешенько вздохнула,
Восхищенья не снесла,
И к обедне умерла.
Долго царь был неутешен,
Но как быть? и он был грешен;
Год прошел как сон пустой,
Царь женился на другой.
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
С ним одним она была
Добродушна, весела,
С ним приветливо шутила
И, красуясь, говорила:
«Свет мой, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
И ей зеркальце в ответ:
«Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее».
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.
Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась — и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
И жених сыскался ей,
Королевич Елисей.
Сват приехал, царь дал слово,
А приданое готово:
Семь торговых городов
Да сто сорок теремов.
На девичник собираясь,
Вот царица, наряжаясь
Перед зеркальцем своим,
Перемолвилася с ним:
«Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?»
Что же зеркальце в ответ?
«Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее».
Как царица отпрыгнет,
Да как ручку замахнет,
Да по зеркальцу как хлопнет,
Каблучком-то как притопнет!..
«Ах ты, мерзкое стекло!
Это врешь ты мне на зло.
Как тягаться ей со мною?
Я в ней дурь-то успокою.
Вишь какая подросла!
И не диво, что бела:
Мать брюхатая сидела
Да на снег лишь и глядела!
Но скажи: как можно ей
Быть во всем меня милей?
Признавайся: всех я краше.
Обойди всё царство наше,
Хоть весь мир; мне ровной нет.
Так ли?» Зеркальце в ответ:
«А царевна всё ж милее,
Всё ж румяней и белее».
Делать нечего. Она,
Черной зависти полна,
Бросив зеркальце под лавку,
Позвала к себе Чернавку
И наказывает ей,
Сенной девушке своей,
Весть царевну в глушь лесную
И, связав ее, живую
Под сосной оставить там
На съедение волкам.
Черт ли сладит с бабой гневной?
Спорить нечего. С царевной
Вот Чернавка в лес пошла
И в такую даль свела,
Что царевна догадалась,
И до смерти испугалась,
И взмолилась: «Жизнь моя!
В чем, скажи, виновна я?
Не губи меня, девица!
А как буду я царица,
Я пожалую тебя».
Та, в душе ее любя,
Не убила, не связала,
Отпустила и сказала:
«Не кручинься, бог с тобой».
А сама пришла домой.
«Что? — сказала ей царица, —
Где красавица девица?»
— Там, в лесу, стоит одна, —
Отвечает ей она. —
Крепко связаны ей локти;
Попадется зверю в когти,
Меньше будет ей терпеть,
Легче будет умереть.
И молва трезвонить стала:
Дочка царская пропала!
Тужит бедный царь по ней.
Королевич Елисей,
Помолясь усердно богу,
Отправляется в дорогу
За красавицей душой,
За невестой молодой.
Но невеста молодая,
До зари в лесу блуждая,
Между тем всё шла да шла
И на терем набрела.
Ей на встречу пес, залая,
Прибежал и смолк, играя;
В ворота вошла она,
На подворье тишина.
Пес бежит за ней, ласкаясь,
А царевна, подбираясь,
Поднялася на крыльцо
И взялася за кольцо;
Дверь тихонько отворилась,
И царевна очутилась
В светлой горнице; кругом
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой.
Видит девица, что тут
Люди добрые живут;
Знать, не будет ей обидно!
Никого меж тем не видно.
Дом царевна обошла,
Всё порядком убрала,
Засветила богу свечку,
Затопила жарко печку,
На полати взобралась
И тихонько улеглась.
Час обеда приближался,
Топот по двору раздался:
Входят семь богатырей,
Семь румяных усачей.
Старший молвил: «Что за диво!
Всё так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал
Да хозяев поджидал.
Кто же? Выдь и покажися,
С нами честно подружися.
Коль ты старый человек,
Дядей будешь нам навек.
Коли парень ты румяный,
Братец будешь нам названый.
Коль старушка, будь нам мать,
Так и станем величать.
Коли красная девица,
Будь нам милая сестрица».
И царевна к ним сошла,
Честь хозяям отдала,
В пояс низко поклонилась;
Закрасневшись, извинилась,
Что-де в гости к ним зашла,
Хоть звана и не была.
Вмиг по речи те спознали,
Что царевну принимали;
Усадили в уголок,
Подносили пирожок;
Рюмку полну наливали,
На подносе подавали.
От зеленого вина
Отрекалася она;
Пирожок лишь разломила,
Да кусочек прикусила,
И с дороги отдыхать
Отпросилась на кровать.
Отвели они девицу
Вверх во светлую светлицу
И оставили одну,
Отходящую ко сну.
День за днем идет, мелькая,
А царевна молодая
Всё в лесу, не скучно ей
У семи богатырей.
Перед утренней зарею
Братья дружною толпою
Выезжают погулять,
Серых уток пострелять,
Руку правую потешить,
Сорочина в поле спешить,
Иль башку с широких плеч
У татарина отсечь,
Или вытравить из леса
Пятигорского черкеса.
А хозяюшкой она
В терему меж тем одна
Приберет и приготовит.
Им она не прекословит,
Не перечут ей они.
Так идут за днями дни.
Братья милую девицу
Полюбили. К ней в светлицу
Раз, лишь только рассвело,
Всех их семеро вошло.
Старший молвил ей: «Девица,
Знаешь: всем ты нам сестрица,
Всех нас семеро, тебя
Все мы любим, за себя
Взять тебя мы все бы ради,
Да нельзя, так бога ради
Помири нас как-нибудь:
Одному женою будь,
Прочим ласковой сестрою.
Что ж качаешь головою?
Аль отказываешь нам?
Аль товар не по купцам?»
«Ой вы, молодцы честные,
Братцы вы мои родные, —
Им царевна говорит, —
Коли лгу, пусть бог велит
Не сойти живой мне с места.
Как мне быть? ведь я невеста.
Для меня вы все равны,
Все удалы, все умны,
Всех я вас люблю сердечно;
Но другому я навечно
Отдана. Мне всех милей
Королевич Елисей».
Братья молча постояли
Да в затылке почесали.
«Спрос не грех. Прости ты нас, —
Старший молвил поклонясь, —
Коли так, не заикнуся
Уж о том». — «Я не сержуся, —
Тихо молвила она, —
И отказ мой не вина».
Женихи ей поклонились,
Потихоньку удалились,
И согласно все опять
Стали жить да поживать.
Между тем царица злая,
Про царевну вспоминая,
Не могла простить ее,
А на зеркальце свое
Долго дулась и сердилась;
Наконец об нем хватилась
И пошла за ним, и, сев
Перед ним, забыла гнев,
Красоваться снова стала
И с улыбкою сказала:
«Здравствуй, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
И ей зеркальце в ответ:
«Ты прекрасна, спору нет;
Но живет без всякой славы,
Средь зеленыя дубравы,
У семи богатырей
Та, что всё ж тебя милей».
И царица налетела
На Чернавку: «Как ты смела
Обмануть меня? и в чем!..»
Та призналася во всем:
Так и так. Царица злая,
Ей рогаткой угрожая,
Положила иль не жить,
Иль царевну погубить.
Раз царевна молодая,
Милых братьев поджидая,
Пряла, сидя под окном.
Вдруг сердито под крыльцом
Пес залаял, и девица
Видит: нищая черница
Ходит по двору, клюкой
Отгоняя пса. «Постой,
Бабушка, постой немножко, —
Ей кричит она в окошко, —
Пригрожу сама я псу
И кой-что тебе снесу».
Отвечает ей черница:
«Ох ты, дитятко девица!
Пес проклятый одолел,
Чуть до смерти не заел.
Посмотри, как он хлопочет!
Выдь ко мне». — Царевна хочет
Выдти к ней и хлеб взяла,
Но с крылечка лишь сошла,
Пес ей под ноги — и лает,
И к старухе не пускает;
Лишь пойдет старуха к ней,
Он, лесного зверя злей,
На старуху. «Что за чудо?
Видно, выспался он худо, —
Ей царевна говорит: —
На ж, лови!» — и хлеб летит.
Старушонка хлеб поймала:
«Благодарствую, — сказала. —
Бог тебя благослови;
Вот за то тебе, лови!»
И к царевне наливное,
Молодое, золотое,
Прямо яблочко летит...
Пес как прыгнет, завизжит...
Но царевна в обе руки
Хвать — поймала. «Ради скуки
Кушай яблочко, мой свет.
Благодарствуй за обед».
Старушоночка сказала,
Поклонилась и пропала...
И с царевной на крыльцо
Пес бежит и ей в лицо
Жалко смотрит, грозно воет,
Словно сердце песье ноет,
Словно хочет ей сказать:
Брось! — Она его ласкать,
Треплет нежною рукою;
«Что, Соколко, что с тобою?
Ляг!» — и в комнату вошла,
Дверь тихонько заперла,
Под окно за пряжу села
Ждать хозяев, а глядела
Всё на яблоко. Оно
Соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно-золотисто,
Будто медом налилось!
Видны семечки насквозь...
Подождать она хотела
До обеда; не стерпела,
В руки яблочко взяла,
К алым губкам поднесла,
Потихоньку прокусила
И кусочек проглотила...
Вдруг она, моя душа,
Пошатнулась не дыша,
Белы руки опустила,
Плод румяный уронила,
Закатилися глаза,
И она под образа
Головой на лавку пала
И тиха, недвижна стала...
Братья в ту пору домой
Возвращалися толпой
С молодецкого разбоя.
Им на встречу, грозно воя,
Пес бежит и ко двору
Путь им кажет. «Не к добру! —
Братья молвили: — печали
Не минуем». Прискакали,
Входят, ахнули. Вбежав,
Пес на яблоко стремглав
С лаем кинулся, озлился,
Проглотил его, свалился
И издох. Напоено
Было ядом, знать, оно.
Перед мертвою царевной
Братья в горести душевной
Все поникли головой,
И с молитвою святой
С лавки подняли, одели,
Хоронить ее хотели
И раздумали. Она,
Как под крылышком у сна,
Так тиха, свежа лежала,
Что лишь только не дышала.
Ждали три дня, но она
Не восстала ото сна.
Сотворив обряд печальный,
Вот они во гроб хрустальный
Труп царевны молодой
Положили — и толпой
Понесли в пустую гору,
И в полуночную пору
Гроб ее к шести столбам
На цепях чугунных там
Осторожно привинтили
И решеткой оградили;
И, пред мертвою сестрой
Сотворив поклон земной,
Старший молвил: «Спи во гробе;
Вдруг погасла, жертвой злобе,
На земле твоя краса;
Дух твой примут небеса.
Нами ты была любима
И для милого хранима —
Не досталась никому,
Только гробу одному».
В тот же день царица злая,
Доброй вести ожидая,
Втайне зеркальце взяла
И вопрос свой задала:
«Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?»
И услышала в ответ:
«Ты, царица, спору нет,
Ты на свете всех милее,
Всех румяней и белее».
За невестою своей
Королевич Елисей
Между тем по свету скачет.
Нет как нет! Он горько плачет,
И кого ни спросит он,
Всем вопрос его мудрен;
Кто в глаза ему смеется,
Кто скорее отвернется;
К красну солнцу наконец
Обратился молодец.
«Свет наш солнышко! Ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с теплою весной,
Всех нас видишь под собой.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видало ль где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей». — «Свет ты мой, —
Красно солнце отвечало, —
Я царевны не видало.
Знать ее в живых уж нет.
Разве месяц, мой сосед,
Где-нибудь ее да встретил
Или след ее заметил».
Темной ночки Елисей
Дождался в тоске своей.
Только месяц показался,
Он за ним с мольбой погнался.
«Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя,
Звезды смотрят на тебя.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей». — «Братец мой,
Отвечает месяц ясный, —
Не видал я девы красной.
На сторо́же я стою
Только в очередь мою.
Без меня царевна, видно,
Пробежала». — «Как обидно!» —
Королевич отвечал.
Ясный месяц продолжал:
«Погоди; об ней, быть может,
Ветер знает. Он поможет.
Ты к нему теперь ступай,
Не печалься же, прощай».
Елисей, не унывая,
К ветру кинулся, взывая:
«Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме бога одного.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ее». — «Постой, —
Отвечает ветер буйный, —
Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора;
В той норе, во тьме печальной,
Гроб качается хрустальный
На цепях между столбов.
Не видать ничьих следов
Вкруг того пустого места;
В том гробу твоя невеста».
Ветер дале побежал.
Королевич зарыдал
И пошел к пустому месту,
На прекрасную невесту
Посмотреть еще хоть раз.
Вот идет; и поднялась
Перед ним гора крутая;
Вкруг нее страна пустая;
Под горою темный вход.
Он туда скорей идет.
Перед ним, во мгле печальной,
Гроб качается хрустальный,
И в хрустальном гробе том
Спит царевна вечным сном.
И о гроб невесты милой
Он ударился всей силой.
Гроб разбился. Дева вдруг
Ожила. Глядит вокруг
Изумленными глазами,
И, качаясь над цепями,
Привздохнув, произнесла:
«Как же долго я спала!»
И встает она из гроба...
Ах!.. и зарыдали оба.
В руки он ее берет
И на свет из тьмы несет,
И, беседуя приятно,
В путь пускаются обратно,
И трубит уже молва:
Дочка царская жива!
Дома в ту пору без дела
Злая мачеха сидела
Перед зеркальцем своим
И беседовала с ним.
Говоря: «Я ль всех милее,
Всех румяней и белее?»
И услышала в ответ:
«Ты прекрасна, слова нет,
Но царевна всё ж милее,
Всё румяней и белее».
Злая мачеха, вскочив,
Об пол зеркальце разбив,
В двери прямо побежала
И царевну повстречала.
Тут ее тоска взяла,
И царица умерла.
Лишь ее похоронили,
Свадьбу тотчас учинили,
И с невестою своей
Обвенчался Елисей;
И никто с начала мира
Не видал такого пира;
Я там был, мед, пиво пил,
Да усы лишь обмочил.
1833
Поделиться22021.01.15 06:51:26
СТИХИ ДЕТЯМ
Воспитание без назидания: добрые, умные, полезные стихи детям
Воспитание чувств
Кто что оставляет
Оставляет
Ветка плод,
Оставляет
Пчёлка мёд.
Нивы —
Золото зерна,
Золотой янтарь —
Сосна,
Овцы —
Тонкое руно,
Лозы —
Пряное питьё,
Оставляет человек
Имя доброе своё.
(О. Дриз)
Бревно
Лежало на пути бревно.
Мешало путникам оно.
Один сказал:
— Нехорошо! —
Сказал
И знай себе пошёл.
Второй взглянул,
Потом вздохнул
И то бревно
Перешагнул.
А третий путник промолчал.
Он с виду был
И хил и мал.
Он молча
Скинул полушубок
И в сторону
Бревно убрал.
(С. Баруздин)
Сила воли
Я откровенно признаюсь,
Что в темноте я спать боюсь.
Мне так и хочется вскочить
И поскорее свет включить,
Когда вокруг меня темно
И занавешено окно.
Я чувства этого боюсь,
Но силой воли с ним борюсь —
Я говорю себе: "Лежи!
Глаза закрытыми держи!"
И я лежу, лежу, лежу,
Глаза закрытыми держу
И засыпаю наконец.
Ну, разве я не молодец!
А можно было бы начать
С того, чтоб свет не исключать
И, чтобы не было темно,
Не занавешено окно.
И до утра при свете спать…
Но так же можно трусом стать!
(С. Михалков)
На перемене
Нужно быть очень сильным,
То есть иметь силу воли,
Чтоб у соседа кусочек
Пончика не попросить.
Нужно быть очень сильным,
То есть иметь силу воли,
Чтобы не дать соседу
Пончика откусить.
(О. Бундур ■)