Михаил Барышников, Александр Годунов, Рудольф Нуриев
Все трое, помимо своих достижений в балете, прославились тем, что сумели просочиться за железный занавес, а если точнее, сбежать на Запад во время гастролей.
17 июня 1961 г. произошло событие, которое вызвало шумный международный скандал: во время парижских гастролей Ленинградского театра оперы и балета танцовщик Рудольф Нуреев (позже - Нуриев) обратился к властям с просьбой предоставить ему политическое убежище. Власти пошли навстречу.
Последовали затяжные разбирательства, которые закончились тем, что в СССР Нуреева осудили за измену Родине и приговорили к 7 годам в колонии строгого режима с конфискацией имущества. Советское посольство даже пыталось убедить директора Парижской оперы убрать из программы выступления Нуреева. Но все тщетно.
Нуриева ждал оглушительный успех: слава, деньги, признание. Его называли самым богатым человеком балета. Несколько лет он был директором балетной труппы парижской Гранд-оперы и исполнял практически все ведущие мужские партии классического балета.
Он даже купил себе собственный остров.
Омрачили сладкую жизнь разве что непрекращающиеся звонки с угрозами. Но главным счастьем и "бедой" артиста стала свобода другого характера - свобода выбора сек%:?льных партнеров. Еще до побега артист был замечен в связях, характеризующих его, как человека нетрадиционной ориентации.
Рудольф Нуреев стал первым выходцем из СССР, официально сделавшим "каминг-аут". Оказавшись за рубежом, танцовщик дорвался до возможности крутить романы с главными красавцами балета и шоу-бизнеса. Однако, и женщин он не обходил стороной: более 17 лет он сгорал от любви к Марго Фонтейн - приме лондонского Королевского балета.
Печально, но вседозволенность привела к грустному финалу. На родину артист смог приехать только в 1987 г., в эпоху перестройки. Он успел проститься с умирающей матерью и станцевать на сцене Ленинградского театра. Уже тогда танцовщик сам был болен: последние 10 лет он жил с диагнозом "СПИД". Скончался Нуриев в Париже, на 55 году жизни.
По поводу ностальгии, он был солидарен со своим коллегой - Михаилом Барышниковым и говорил: "Я совершенно счастлив здесь, я не скучаю ни за кем и ни за чем. Жизнь дала мне все, что я хотел, все шансы".
Михаил Барышников - талантливый везунчик и трудяга с несгибаемым стержнем
Пожалуй, самым удачливым из этой троицы оказался Михаил Барышников. В этом году Михаилу Николаевичу исполнилось 72 года. Он по-прежнему женат на бывшей артистке балета Лизе Райнхарт, в браке с которой родилось трое детей. Дети, как полагается, уже выросли и подарили родителям замечательных внуков.
Чета Барышниковых владеет недвижимостью в Париже, Нью-Йорке и Доминикане, поэтому живут то там, то здесь, в зависимости от сезона и настроения.
Есть у артиста еще одна дочь - старшая Александра, которая появилась на свет в результате романа танцовщика с одной из самых ярких красоток Голливуда - актрисой Джессикой Лэнг.
Карьера за рубежом тоже сложилась, как нельзя лучше. Барышников, пожалуй, единственный из этого списка "беглец", который действительно стал там своим. Он сделал головокружительную карьеру танцовщика, актера, и даже бизнесмен из него вышел неплохой.
В интервью Барашников признался, что за все эти годы он ни разу не ностальгировал по России. Ему было просто некогда. В 2017 году знаменитый артист балета попал в список 100 самых влиятельных русских людей нашего времени по версии журнала Forbes.
Титанический труд и большой талант, помноженные на невероятное везение - вот секрет успеха Михаила Барышникова. А вот судьба его однокашника по Рижскому хореографическому училищу сложилась далеко не так удачно. Может быть поэтому Барышников и не любит говорить о нем?
Александр Годунов - большой ребенок
Александр Годунов и Михаил Барышников были больше, чем сокурсниками - они были конкурентами во всем. Оба невероятно талантливые, трудолюбивые и целеустремленные. Одно время танцовщики были даже похожи внешне: у обоих был недобор веса, щуплое телосложение. А вот характеры у них были совершенно разные.
Позже Годунов вытянулся и обошел Барышникова аж на 20 см! Последнему же с трудом удалось дотянуть до балетной нормы роста. Различие в характерах и задало тот вектор, по которому следовала судьба каждого из соперников.
Годунов бежал за рубеж спустя пять лет после Барышникова, то есть в 1979 году. Нужно было догонять конкурента, который к тому времени уже стал солистом Американского театра балета. По иронии судьбы, именно туда же поступил и Годунов.
К сожалению, догнать Барышникова так и не удалось. Говорят, две большие творческие личности не ладили, им было тесно в стенах одного заведения. И при первой же возможности, а точнее, как только Барышников занял пост художественного руководителя театра, он уволил Годунова.
Говорят также, что поводов для "отворота-поворота" Годунов давал немало: якобы, он перестал так щепетильно следить за физической формой, забросил строгую диету - в отличие от Союза, здесь в Америке, каждый артист должен был "делать" себя сам. Годунову же не хватило жесткости характера. Так одна из его пассий - актриса Жаклин Биссет, называла его "большим ребенком и испуганным принцем".
Майя Плисецкая объяснила происходящее проще: по ее словам, Годунова разрывали внутренние противоречия, с одной стороны - он хотел строить карьеру, а с другой - делал все, чтобы ее уничтожить. Он единственный не воспринял всерьез новой должности своего бывшего однокурсника и относился к нему с прежним панибратством, порой, пропуская его требования мимо ушей.
По официальной версии причиной увольнения стало то, что Годунову в АБТ "больше нечего танцевать". Театр в связи с приходом нового худрука кардинально сменил репертуар: перешел на модерн. Вся старая добрая классика - "Лебединое озеро", "Жизель" и "Дон Кихот" больше не ставилась. А именно в этих спектаклях работал Годунов.
После ухода из АБТ танцовщик с личной концертной труппой "Годунов и звезды" всего за месяц гастролей заработал свой первый миллион долларов. Но деньги него не были главным приоритетом. Годунов доказал себе, на что способен вне театра, а за его пределами увидел не менее увлекательную жизнь.
Так в 35 лет, на пике возможностей, он навсегда уходит из балета и начинает заниматься в школе актерского мастерства. Александр снимается в нескольких успешных фильмах, работает с Харрисоном Фордом и Брюсом Уиллисом. Но вот беда - за Годуновым закрепляется амплуа русских шпионов, злодеев, бандитов и танцовщиков.
Другие роли ему не предлагали, а повторяться он не хотел. Своими отказами он вызвал бурю негодования со стороны кинокритиков: ведь некоторые популярные актеры всю жизнь проводят в одном амплуа и гордятся этим.
Так Годунов, сам того не желая, опять вызвал скандал. Только теперь в киношной среде. Так его актерская карьера потихоньку заглохла.
В апреле 1995-го он впервые после побега приехал в Ригу. Говорят, артист был полон планов и надежд, и вовсе не впадал в депрессию, которая, якобы, предшествовала его загадочной кончине.
По сути, его мечта сбылась: он многого добился, денег у него было хоть отбавляй. Тем не менее, Годунова не стало на 46-году жизни. По одной из версий, причиной стал банальный "перепой", по другой - дело было подозрительным, и в нем была замешана бухгалтер и душеприказчица, которой артист полностью доверял. До сих пор эта история окружена ореолом таинственности.