"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Актеры - Советского и российского кино » Негаснущие Звёзды киноискусства СССР и России.Краткая Книга памяти (2)


Негаснущие Звёзды киноискусства СССР и России.Краткая Книга памяти (2)

Сообщений 121 страница 140 из 149

1

Негаснущие Звёзды киноискусства СССР и России.

Краткая книга памяти

Русские актеры и актрисы, которые ушли из жизни.
Но роли, блистательно сыгранные ими, остались с нами.
Их виртуозная игра - наше национальное достояние.
Наслаждение от их игры - неприходящяя радость

О фильмах прошлых лет, но не забытых нами.
О фильмах, вызывающих наше восхищение и гордость.
О фильмах, которые мы признаем шедеврами.

+3

121

Памяти Валентины Талызиной
**************************

21 июня звезды советского кино не стало, ей было 90 лет

МОСКВА, 21 июн — РИА Новости. Актриса Валентина Талызина умерла на 91-м году жизни, заявил Театр Моссовета в Telegram-канале.
"Театр Моссовета с глубочайшим прискорбием сообщает, что сегодня, 21 июня 2025 года, не стало народной артистки России Валентины Илларионовны Талызиной", — говорится в публикации.

Талызина родилась 22 января 1935 года в Омске. В 1958-м окончила Государственный институт театрального искусства имени А. В. Луначарского (ныне ГИТИС), мастерскую Николая Петрова.
C 1958 года — актриса Государственного академического театра имени Моссовета. Она исполнила на его сцене более 40 ролей.
Талызина также много работала в кино:
фильмы и сериалы с ее участием — "Зигзаг удачи", "Афоня", "Гостья из будущего", "После дождичка в четверг", "Уроки французского", "Большая перемена", "Екатерина";
голос артистки звучит в мультфильме "Трое из Простоквашино";
актриса не только сыграла в "Иронии судьбы, или С легким паром", но и озвучила героиню Барбары Брыльски.
Награждена орденами Почета, Дружбы, "За заслуги перед Отечеством IV степени".

========

24 июня в Москве проходит церемония прощания с Валентиной Талызиной. В Театре имени Моссовета собрались родные, коллеги и поклонники артистки. Актер Александр Яцко со сцены зачитал письмо Дмитрия Медведева, написанное после смерти звезды советского кино. Об этом сообщает Super.ru.

В обращении бывшего президента России, Заместителя председателя Совбеза говорится, что без Валентины Талызиной «невозможно представить отечественную культуру». По словам Дмитрия Медведева, киноработы актрисы «вошли в сокровищницу нашего искусства, полюбились миллионам людей самых разных поколений».

«Она создала неповторимые, удивительно достоверные образы. Одинаково свободно чувствовала себя в драме, комедии, популярных телефильмах, на сцене театра и даже за кадром мультфильмов… Каждая роль служила примером мастерского владения профессией», — говорится в письме.

Александр Яцко также напомнил, что народная артистка РСФСР подарила свой голос не только героям мультфильмов, но и Барбаре Брыльске в картине «Ирония судьбы, или С легким паром!».

Напомним, Валентина Талызина ушла из жизни 21 июня, ей было 90 лет. Состояние знаменитости резко ухудшилось этой весной, тогда ей диагностировали рак поджелудочной железы. Несмотря на это, актриса не жаловалась на здоровье и до последнего выходила на сцену театра.

Ранее звезда фильма «Формула любви» Елена Валюшкина расплакалась на сцене во время прощания с Валентиной Талызиной: «Наша небесная труппа пополнилась еще одной актрисой, которую все будут помнить».

В кино дебютировала в 1963 году ролью Инны в детективе «Человек, который сомневается»[6]. Активно сниматься начала лишь с конца 1960-х годов — одним из первых появлений Талызиной на экране стала роль Нади в приключенческой киноленте «Путь в Сатурн» (1967). На конец 1960-х — начало 1970-х годов пришлись такие роли актрисы, как Алевтина в фильме «Зигзаг удачи» (1968), Елена Николаевна Попова в комедии «Вас вызывает Таймыр» (1970), секретарша Федяева в «Стариках-разбойниках» (1971), учительница химии Нина Петровна в телефильме «Большая перемена» (1972).
В 1970-е — 1980-е годы ежегодно на экраны страны выходило несколько кинокартин с её участием, в основном это были небольшие роли в таких фильмах, как «Невероятные приключения итальянцев в России» (1973), «Афоня» (1975), «О бедном гусаре замолвите слово» (1980).
В телефильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» (1975) вместе с Лией Ахеджаковой сыграла одну из подруг главной героини. В фильме Талызина исполнила не только свою роль, но и озвучивала главную героиню Надю, персонажа Барбары Брыльской, у которой был польский акцент.
В новом веке снималась в телесериалах «Линии судьбы» (2003), «Ленинград» (2007), «Достоевский» (2011), «Екатерина» (2014), «Кухня» (2016) и других. В фильме «Ирония судьбы. Продолжение» (2007) сыграла героиню из первой части.
Известна во многом благодаря закадровой работе — озвучиванию фильмов и мультфильмов. Одна из самых известных её ролей — мама Римма в серии мультфильмов «Простоквашино».
Автор книги «Мои пригорки, ручейки» (2012).
За долгие годы творческой деятельности актриса снялась в более чем ста фильмах и телесериалах[6].
Член Союза кинематографистов Российской Федерации, Российской академии кинематографических искусств[9], Национальной академии кинематографических искусств и наук России

======

— Она вовремя попрощалась со зрителем, сыграв замечательно в спектакле «Волки и овцы». Она не захотела уходить просто так, оставляя о себе память прежних ролей, — выступил коллега актрисы, заслуженный артист РФ Александр Яцко. — Она попрощалась с публикой убедительной ролью, которую блистательно сыграла, несмотря на то, что уже даже ходить не могла. Она сидела в кресле, и это была та же серьезная большая артистка Валя Талызина. Сегодня в правильном месте судьба ставит точку в этой замечательной интересной биографии, потому что этот дом, эта сцена — место ее силы. Место силы этого театра было сформировано и усилиями этой замечательной, очень интересной, разнообразной, противоречивой, веселой, неугомонной женщины.

Валентины Талызиной не стало 21 июня. Ей было 90 лет. Несмотря на возраст и проблемы со здоровьем, оставлять любимую сцену и зрителя она не хотела. Играла в двух спектаклях, сама вызвалась выступить на праздничном концерте 9 Мая.

Дальше: https://dzen.ru/a/aFq6Z7Ig2A5XqmbT

============

24 июня на Ваганьковском кладбище похоронили Валентину Талызину — одну из самых бескомпромиссных русских актрис.

Бескомпромиссных, впрочем, в нерабочее время.

Ведь если Нонна Мордюкова разговаривала только через оператора и дралась с Никитой Михалковым на съемочной площадке (и за пределами) «Родни» в Днепропетровске, если Людмила Гурченко строила Евгения Гинзбурга и сорвала съемки «Рецепта ее молодости», а фронтовика Петра Тодоровского и вовсе довела до тряски на съемках «Любимой женщины механика Гаврилова» («Дам ей по голове и сяду!»), если Наталья Гундарева издевалась над «актерским сынком» Константином Райкиным на съемках «Труффальдино из Бергамо», то Валентина Илларионовна, несмотря на скрытый норов амазонки, такими закидонами не славилась.

Талызина — при всей опережающей репутации сибирской правду-матку-рубки — умела играть в пас. Изящно, тонко, самоотреченно. Так, чтобы звездой сцены и фильма в целом всегда казался партнер: будь то Леонид Куравлев («Афоня»), Михаил Кононов («Большая перемена») или Евгений Евстигнеев («Зигзаг удачи»). Не выпячиваться, не рисоваться и не наигрывать. А просто работать на командный результат, как дал установку режиссер.

Мало кто из артистов владеет уникальным, в том числе и для каждого простого смертного, даром — смирения гордыни. Для этого (согбенные старцы всю жизнь молятся в затворе, скитах, пустынях, и пещерах, на морских островах и в каменных расселинах) корифеи театральных вузов с порога выжигают в каждом начинающем артисте намеки на звездунизм. Делают прививку легкой неполноценности. Это не совсем унижение, — но очень близко к тому. Скажем так: христианское самобичевание в максимальной концентрации. И все же очень и очень не многим — пример Никиты Кологривого и других, слишком именитых артистов, и даже худруков академических театров, не будем показывать пальцем в сторону Камергерского — в итоге удается этим искусством все же овладеть. Слишком приятен и заразителен на вкус успех. Слишком специфична среда (тут см. «Театральный роман»).

Вот Талызина умела.

Чтобы это почувствовать и в целом понять, каков был потенциал актрисы, достаточно посмотреть лишь одну сцену. Всего лишь одну. Гениальную. Любимую и важнейшую. Возможно, одну из лучших сцен советского русского кино. Не Тарковский, не Эйзенштейн, не Авербах, не Балабанов и даже не Сарик Андреасян. Это совсем небольшой эпизод из «Зигзага удачи» Эльдара Рязанова (ему тогда было 40, но уже все понимал). Первая встреча директора автобазы Калачева и ищущей любви который год Алевтины, приемщицы фотоателье.

Это антисвидание. Встреча двух противоположностей. И одновременно слияние двух одиноких душ. Парадоксально созависимых. Чистая феерия. Наслаждение каждым взглядом, вздохом, интонацией, фразой.

Как надо принимать и фибрами ощущать тяжесть бремени неэталонной внешности.

Как надо чувствовать безысходность отчаяния обустроить судьбу («А у меня нет больше сил женихов выискивать», — сетует мать Алевтины).

Как надо предвосхищать стыд быть непринятым/неприятным — это чудовищно унизительное чувство доставлять неудобство внешностью.

Как надо понимать невыносимую карму бытия фриком, чтобы сыграть такое.

Так сыграть.

Шарм и обаяние «некрасивости» (Талызина) против цинично рыночного подхода к так называемому браку (Евстигнеев) — пожалуй, органичнее и точнее под такую экзотическую задачу подобрать актеров было невозможно. И гений Рязанова в том числе в этом. Эксклюзивность альтернативно прекрасной внешности он поместил в один кадр, но в двух разных людях. Которые наверняка догадывались, почему такую задачу поставили именно им, а не Василию Лановому и Нине Масловой, например.

Подробности: https://dzen.ru/a/aFrHRLIg2A5XrlLg

0

122

9 августа 2025 год

Умер Иван Краско

Народный артист умер 9 августа на 95-м году жизни

Ива́н Ива́нович Краско́ (при рождении Бахва́лов; 23 сентября 1930, Вартемяги, Куйвозовский финский национальный район, Ленинградская область, СССР — 9 августа 2025, Санкт-Петербург, Россия) — советский и российский актёр театра, кино и озвучивания, писатель. Народный артист Российской Федерации (1992).

Иван Иванович родился 23 сентября 1930 в деревне Вартемяки Ленинградской области. В 1953-м окончил Первое Балтийское высшее военно-морское училище по специальности «офицер-артиллерист». Несколько лет служил командиром корабля Дунайской флотилии. Дослужился до звания капитан-лейтенанта. В 1957-м поступил в Ленинградский театральный институт имени Островского на курс Елизаветы Тиме. По окончании вуза в 1961-м сразу же был принят в труппу знаменитого Ленинградского академического Большого драматического театра имени Максима Горького. В середине 60-х сезон играл в Ленинградском областном театре драмы и комедии на Литейном. С 1966-го — актер Драматического театра имени В.Ф. Комиссаржевской.

В кино дебютировал в начале 1960-х, сыграв эпизодическую роль летчика в двухсерийной военной драме «Балтийское небо». В те же годы снимался в приключенческой драме «Барьер неизвестности» и психологическом детективе «Авария», который стал для него полноценным дебютом. Всего на счету мастера более 200 ролей в кино и на телевидении. Создал запоминающиеся образы в таких фильмах и сериалах, как «Сержант милиции», «Россия молодая», «Юркины рассветы», «Эскадрон гусар летучих», «Макар-следопыт», «Ты есть...», «Улицы разбитых фонарей», «Брежнев», «Мастер и Маргарита», «Тарас Бульба», «Мы из будущего — 2», «Белая гвардия», «Зоннентау», «Кремень» и многие другие. Лауреат Ордена Почета и премии «Золотая маска».

Подробнее на Кино-Театр.РУ https://www.kino-teatr.ru/teatr/news/y2025/8-9/38598/

===

9 августа 2025
На 95-м году жизни не стало заслуженного артиста РСФСР, народного артиста РФ, отца Андрея Краско, популярного советского и российского актера театра и кино Ивана Краско. Об этом сообщается на сайте драмтеатра имени Комиссаржевской.

«Дорогие зрители, коллеги, друзья. С прискорбием сообщаем, что сегодня, на 95-м году жизни, после тяжелой и продолжительной болезни скончался всенародно любимый артист театра им. В. Ф. Комиссаржевской, народный артист России Иван Иванович Краско. О дате и месте прощания мы сообщим отдельно. Скорбим. Помним. Любим», — говорится в собщении.

По информации ТАСС, Краско неделю назад госпитализировали в Санкт-Петербурге в тяжелом состоянии.

Подробнее на Кино-Театр.РУ https://www.kino-teatr.ru/teatr/news/y2025/8-9/38598/

+1

123

Памяти Андрея Ростоцкого
==================

Андре́й Станисла́вович Росто́цкий (25 января 1957, Москва, СССР — 5 мая 2002, Сочи, Краснодарский край, Россия) — советский и российский киноактёр, кинорежиссёр, сценарист, каскадёр, постановщик трюков, телеведущий; заслуженный артист РСФСР (1991),:лауреат премии Ленинского комсомола (1982). Сын кинорежиссёра Станислава Ростоцкого и актрисы Нины Меньшиковой.

Гибель

Могила Андрея Ростоцкого на Ваганьковском кладбище
Погиб 5 мая 2002 года, в возрасте 45 лет, сорвавшись с 30-метровой высоты со скалы у водопада Девичьи Слёзы — Ростоцкий выбирал места съёмок в гористой части окрестностей Сочи для телесериала «Моя граница».
Похоронен 8 мая 2002 года в Москве на Ваганьковском кладбище.
В 2003 году для реализации незавершённых проектов Андрея Ростоцкого друзьями был создан «Фонд Ростоцких».

***
Андрей Ростоцкий родился 25 января 1957 года в Москве в семье кинорежиссёра Станислава Иосифовича Ростоцкого и актрисы Нины Евгеньевны Меньшиковой. Окончил английскую спецшколу № 64 (сейчас № 1284). В школе получил кличку «Бешеный», так как, несмотря на маленький рост, мог вступить в схватку с любым обидчиком.

В 1974 году, продолжая учёбу в десятом классе, поступил вольнослушателем ВГИКа в актёрскую мастерскую С. Ф. Бондарчука. Окончив школу, продолжил стационарное обучение на актёрском отделении ВГИКа, тогда же впервые снялся в кино в фильме «Это мы не проходили». Не прерывая обучения в институте, активно снимался, пропускал занятия, за что был представлен к отчислению. Спас Ростоцкого приз, полученный им на ВГИКовском фестивале за сыгранную роль Мити Красикова.

В фильме Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину» исполнил свой первый трюк (его герой погибает под танком), до сих пор этот трюк никто не повторил.

Служил в Советской армии (1978—1980). Военную службу проходил в Отдельном кавалерийском полку на коне по кличке «Рекорд», с которым выиграл полковые соревнования, посвящённые Дню Победы. С этим конём Андрей снимался в фильме «Конец императора тайги». Во время службы в армии Ростоцкий снялся в фильме «Эскадрон гусар летучих» в роли Дениса Давыдова. В этом фильме актёр снимался бесплатно, так как был приписан к съёмкам рядовым кавалерийского полка.

«Андрей Ростоцкий — русский Жерар Филип.»
Кристиан-Жак, французский кинорежиссёр

В 1983 году выходит фильм «Непобедимый», в котором Ростоцкий играет роль красноармейца Андрея Хромова, ведомого идеей создания нового вида борьбы — «самообороны без оружия». Режиссёром фильма выступил Юрий Борецкий. Популярность фильма в прокате (фильм посмотрело 29 млн зрителей) способствовала росту популярности самбо в СССР.

Неоднократно играл роль Николая II, на которую его приглашали из-за большого внешнего сходства.

В 1994 году организовал кинокомпанию «Дар» (Друзья Андрея Ростоцкого) для съёмок фильма о Древней Руси — «Тмутаракань». Начал преподавать сценический бой и фехтование в Московском коммерческом институте современного искусства. С 1995 года участвовал в создании историко-публицистических передач о русской и российской армиях. В 1995—1996 годах был главным режиссёром передач «Аты-баты…», с 1997 года — инструктор школы выживания Vitalis, а также заместитель генерального директора Фонда русских экспедиций и путешествий.

В 1998 году вместе с основателем компании Vitalis Виталием Сундаковым провёл экспедицию «В поисках следов киммерийской цивилизации» по крымским пещерам (о чём кинокомпанией НТВ был снят фильм «Страна Конана-варвара») и пересёк на автомобиле США «из угла в угол» (Нью-Йорк — Техас — Сан-Франциско). С 1998 года — ведущий военно-исторического журнала «Вижу цель» (телеканал «Культура»). В том же году победил на скачках на приз имени Венедикта Ерофеева на Центральном московском ипподроме (дистанция 400 метров)

В 2000 году начал преподавание актёрского мастерства в Московском коммерческом институте современного искусства. С февраля 2001 года был ведущим программы «Служу России» (телеканал ОРТ). С 2001 года стал главным режиссёром конного театра «Каскадёр».
Специалист по сценическому фехтованию историческим оружием. Кандидат в мастера спорта по конному троеборью. Член жюри Московского международного фестиваля каскадёров «Прометей-2000», председатель Оргкомитета фестиваля «Золотой клык», член Союза кинематографистов России. Заядлый охотник и рыбак. Выступал на соревнованиях по рыбной ловле за команду «Спартак». Владел ремеслом столяра-краснодеревщика: домашняя мебель, курительные трубки и мундштуки

0

124

«Он умер не от болезней, а от тоски»: трагедия звезды «Золушки» Эраста Гарина

3 дня назад

Эраст Гарин умел смешить так, что зал сотрясался от смеха. Его персонажи были нелепыми, трогательными и всегда живыми. Он мог быть гротескным и человечным одновременно. Зрители знали его по ролям в «Золушке», «Джентльменах удачи», по голосу Ослика Иа. Ещё в молодости у Гарина появилась узнаваемая актёрская манера, «гаринский стиль»: особенная походка, резкие пластические переходы, подчеркнутая мимика, гротескные интонации. Но судьба не щадила этого любимца публики. Он потерял своего учителя Мейерхольда, зрение, сцену и самого себя. В 1977 году Гарин умер почти в забвении. Последние месяцы он провёл в молчании, отвернувшись к стене.

…..

Звезда комедии

В кино Эраст Гарин пришёл не сразу: первые крупные роли появились лишь в 1940-х. Но его заметили сразу: после «Золушки» 1947 года, где он сыграл добродушного, слегка чудаковатого Короля, стало ясно – этот актёр умеет быть смешным и в то же время странно трогательным. Потом были и другие яркие эпизоды: дед главной героини в «Девушке без адреса», старик-профессор в «Джентльменах удачи». Все эти герои обладали подчеркнутой мимикой, странными движениями и интонациями, словно пришли из какого-то иного, выдуманного мира. Но за внешней нелепостью всегда чувствовалась внутренняя трещина – отсвет одиночества, уязвимости, тишины.

В 1960–70-х Гарин много работал в озвучке. Его голосом говорил гусь Мартин в «Заколдованном мальчике», а ослик Иа в «Винни-Пухе» стал по-настоящему культовым. Фёдор Хитрук, режиссёр мультфильма, вспоминал: «Я не знал никого, кто подошёл бы на роль Иа лучше. Он был словно создан для неё – грустный, жалобный, отрешённый...».

Читайте полностью: https://dzen.ru/a/aMghUJwq6T973Wep

————— Эра́ст Па́влович Га́рин (настоящая фамилия — Гера́симов; 28 октября [10 ноября] 1902, Рязань — 4 сентября 1980, Москва) — советский актёр, режиссёр театра и кино, сценарист. Народный артист СССР (1977), лауреат Сталинской премии II степени (1941).

0

125

Вера Васильева родилась сто лет назад, 30 сентября 1925

Актриса не дожила три года до своего 100-летия
Имя Веры Кузьминичны Васильевой навсегда вписано в историю отечественного театра и кино. Народная артистка СССР оставалась на сцене до последних лет жизни, сохраняя ясность взгляда, гордую осанку и знаменитую улыбку с ямочками на щеках. 30 сентября исполняется 100 лет с рождения актрисы.

URA.RU вспоминает историю Веры Васильевой.: https://dzen.ru/a/aNq-QcvbBEXPMOyL

—————-

Вера Васильева о гнусном замысле Ивана Пырьева: «Ему сбрендило в голову: «Хочу котлету!». А этой котлетой оказалась я»

30 сентября 1925 года родилась народная артистка СССР Вера Васильева.
Творческая карьера этой замечательной актрисы длилась 75 лет! Она впервые появилась на киноэкране в 1945-м, а последнюю роль в телесериале исполнила в 2020 году. И столько же лет она выходила на сцену Театра сатиры.

Читайте: https://dzen.ru/a/aNWTWM9LTXEzuPFP

0

126

К 95-летию со дня рождения Фрунзика Мкртчяна: 5 фильмов в программе телеканала "Мосфильм. Золотая коллекция"

3 июля

4 июля исполняется 95 лет со дня рождения народного артиста СССР Фрунзика Мкртчяна. "Все свои роли люблю", – признавался Фрунзик Мушегович в статье-автобиографии "Лучшая роль – впереди", опубликованной в 1987 году в журнале "Советский экран". Стоит ли говорить, как любили актера и его героев зрители? Любят и сейчас, согласны, друзья?

Телеканал "Мосфильм. Золотая коллекция" отметит знаменательную дату показом четырех художественных фильмов с участием артиста, снятых на киностудии "Мосфильм", а также документальной ленты, рассказывающей о жизни и творчестве Фрунзика Мкртчяна.

Читайте: https://dzen.ru/a/aFwwsJcLsGFMXmhq

0

127

С годами все больше люблю Евстигнеева.
Самая Светлая Память Евгению Александровичу в день его рождения.

*********

Профессор Преображенский

https://i.imgur.com/Nlwil90m.png
«Собачье сердце», 1988. Фото: кадр из фильма

Евгений Евстигнеев сыграл главную роль в фильме Владимира Бортко «Собачье сердце», который на советские экраны вышел 1988 году. Картине было суждено стать культовой, но в те годы она была воспринята советскими критиками крайне негативно. Сама повесть с самого начала была истолкована как прямая насмешка над большевистским учением, идеей социального равенства и самими устоями новой советской власти.

Ирония состоит в том, что даже Евгений Евстигнеев, который сыграл профессора Преображенского, изначально упорно отказывался от этой роли.

«Вкусно посидели, и меня уговорили»
- Евгений Евстигнеев

Когда Бортко объявил о пробах на роль Преображенского, у его кабинета выстроилась очередь из самых именитых артистов СССР. Говорят, Леонид Броневой был так одержим мечтой сыграть гениального профессора, что готов был работать вообще без гонорара. Но режиссер уперся — нет, не то. Ему нужен был не просто артист, а человек породы, с внутреннем стержнем, который не сыграешь. И он уже видел этого человека — Евстигнеева. Правда возникла проблема - великий актёр наотрез отказывался от роли. Он не был знаком с повестью Булгакова и впервые услышал о ней от своей молодой жены, Ирины Цывиной.

Как отмечал актер Борис Плотников (роль доктора Борменталя), огромное впечатление на него произвел Евгений Евстигнеев, игравший профессора Преображенского.

"Есть великие люди, которые даже после небольшого общения с ними оставляют в душе воспоминания на всю жизнь. Евгений Евстигнеев – из таких. Мне посчастливилось тесно общаться с ним полгода – весной и летом 1988 года. Его магическое воздействие на окружающих не поддается описанию. Он великий. Это факт, и все", - говорил Плотников.

**********
Евге́ний Алекса́ндрович Евстигне́ев (9 октября 1926, Нижний Новгород, СССР — 4 марта 1992, Лондон, Великобритания) — советский и российский актёр театра и кино, театральный педагог. Народный артист СССР (1983). Лауреат Государственной премии СССР (1974) и Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1990). Один из актёров-организаторов Московского театра «Современник».

**********
Гениальный актер. Мастер перевоплощения. Какие совсем разные профессор Преображенский и Петр Ручников, Никита Демидов и Степан Степанович из фильма " И жизнь, и слезы, и любовь".
Гений перевоплощения! Светлая, добрая память….

0

128

«Когда Меркурьев шел по Невскому проспекту, троллейбусы останавливались».
Тюкалов о дружбе с легендарным актером

А в длинной очереди его пропускали вперед.

В июле 2016 года года двукратный олимпийский чемпион по академической гребле Юрий Тюкалов дал большое интервью обозревателям «СЭ» Юрию Голышаку и Александру Кружкову в рамках нашей рубрики «Разговор по пятницам». Юрий Сергеевич ушел из жизни 19 февраля 2018 года в возрасте 87 лет.

В отрывке ниже — рассказ Тюкалова о дружбе с Василием Меркурьевым и любимой работе.

– Артист Меркурьев сидел у вас в мастерской?

– Не сидел – лежал! В последние годы Василь Васильич серьезно болел. Диабет, инфаркт. Не добавляли здоровья сложные отношения с Игорем Горбачевым, главным режиссером театра Пушкина. Снимал его с ролей. В итоге у Меркурьева остался единственный спектакль – "Чти отца своего". Когда в очередной раз попал в больницу, ему сообщили, что играть будет другой актер. Василь Васильич позвонил мне. Сказал, что с врачами договорился – вечером выйдет на сцену.

Днем заехал за ним, отвез домой. Жена Иринушка, дочка Мейерхольда, сварила щи. Жили они очень скромно. Простенькая мебель, алюминиевые миски. В одну из них Меркурьев налил суп, быстро поел. Произнес со значением: "Нужно повторить роль" и удалился в комнату. Через несколько минут зашли – спит. Лицо, как ставнями, прикрыто текстом. Но спектакль отыграл блистательно. Рядом со мной сидели два могучих сибирских мужика. Шепотом переговаривались, вспоминали "Небесный тихоход". Василь Васильевич для них ассоциировался с этим фильмом.

– Говорят, когда он шел по Невскому, троллейбусы останавливались.

– Это правда. Меркурьев был фантастически популярен. Высокий, фактурный, добродушный. Напротив "Ленфильма" – гастроном. Мы забегали туда по дороге на рыбалку. Василь Васильевич становился в конец очереди и басом: "Юрочка, сколько колбаски возьмем?" Народ оглядывался, почтительно расступался: "Смотрите, Меркурьев! Проходите-проходите". Он: "Мадам, зачем же? Мадам, я постою…" А сам уже пролез сквозь толпу к прилавку.

Читаем полностью : https://dzen.ru/a/aOiwaud7JxYPgie3

+++++++++++++
Васи́лий Васи́льевич Мерку́рьев (24 марта (6 апреля) 1904, Остров, Российская империя — 12 мая 1978, Ленинград, СССР) — советский актёр театра и кино, театральный режиссёр, педагог; народный артист СССР (1960). Лауреат трёх Сталинских премий II степени (1947, 1949, 1952) и Государственной премии РСФСР им. К. С. Станиславского (1979, посмертно), кавалер ордена Ленина (1974).

+++ Кино

Ещё будучи студентом, исполнил роль участника делегации рабочих к императору в картине Вячеслава Висковского «9 января» (1924) о событиях Кровавого воскресенья, хотя в своих мемуарах Василий Васильевич ошибочно указывал, что картина снималась в 1927 году, когда он уже играл в театре.
Но наибольшую известность он получил после войны благодаря комедийным ролям старшего лейтенанта Тучи в «Небесном тихоходе», академика Нестратова в «Верных друзьях», Мальволио в «Двенадцатой ночи», Лесничего в «Золушке» и других. Военная драма «Летят журавли» (1957), в которой Меркурьев исполнил одну из главных ролей, завоевала «Золотую пальмовую ветвь» на 11-м Каннском кинофестивале[

0

129

Актер Борис Новиков: он не играл, он жил на экране — и навсегда остался в нашей памяти

9 октября

Имя Бориса Кузьмича Новикова навсегда вписано в историю советского кино и театра. Он был тем актёром, который мог появиться в кадре всего на минуту — и зритель запоминал именно его. Его называли «королём эпизода», но за этим званием скрывалась целая вселенная: глубокая личность, неподдельная народность, искренность, скромность и… трагедия, о которой знали единицы.

Позерство и высокомерие были ему чужды. Он не играл — он жил. Не стремился к славе, не гнался за богатством.

Он не стремился к славе, не строил карьеру, не шёл по головам. Его путь был иным — тихим, человечным, но оттого куда более значимым. В каждом кадре, где появлялся Борис Новиков, было что-то родное, будто в нём отражалась душа всей страны — с её страданиями, надеждами, усталостью и верой в добро.

Почему его называли «королём эпизода»

Новиков был мастером перевоплощения, которому не нужно было много экранного времени, чтобы стать любимцем зрителя. Его умение прожить момент делало даже маленькие роли шедеврами.

«Семь стариков и одна девушка» (1968): сантехник Степан Петрович Бубнов — обаяние простоты, достоверность до мурашек. Его монологи звучали, как слова соседа из соседнего подъезда.

«Адъютант его превосходительства» (1969): ювелир Исаак Либерзон — Борис Новиков сумел создать запоминающийся образ, в котором сочетаются: профессиональная сдержанность ювелира, человеческая теплота и умение сохранять достоинство в сложных ситуациях
«Тени исчезают в полдень» (1972): Купи-Продай — персонаж, придуманный им почти с нуля. Реплики, жесты, даже походка — всё авторское. Этот герой стал одним из самых ярких народных типов в истории советского телевидения.
«Белые росы» (1983): дед Тимофей — вредный, но добрый, живой и смешной. Новиков играл таких персонажей с особым теплом, словно отдавая дань своим корням.
Он мог превратить эпизод в событие, а простую фразу — в афоризм. Именно поэтому его называли королём эпизода.

Сегодня, вспоминая его, хочется сказать: такие люди не уходят. Они продолжают жить — в своих ролях, в добрых словах зрителей, в старых советских фильмах, где его появление всё так же вызывает улыбку и тепло на сердце.

Он не гнался за роскошью — и оставил после себя куда большее богатство: вечно живую память о себе и своих ролях. И, пожалуй, в этом и есть подлинное счастье актёра — жить в сердцах людей, даже когда занавес давно опущен.

Полностью: https://dzen.ru/a/aOayk-5scS15ntxe

0

130

Его лицо знали все — не по афишам, не по глянцу, а по тем самым фильмам, где герои говорили без прикрас, жили без фильтров и плакали так, что верилось. С открытой улыбкой и какой-то домашней, неигранной добротой. Он будто вышел из соседнего подъезда, просто зашёл на съёмочную площадку и остался там навсегда.

Юрий Кузьменков.

Один из тех, кто не рвался в звёзды, но стал частью зрительской памяти — надёжной, как старый друг, которого не видел десятилетиями, но помнишь интонацию его голоса.

Когда смотришь старые советские фильмы и вдруг мелькает его лицо — внутри что-то сжимается. Не от ностальгии, нет. От узнавания. Он был из тех, кто жил просто, не прятался за образами и не требовал аплодисментов. С экрана шёл свет — чистый, без фальши.

Юрий Кузьменков — не «великий» и не «легендарный».

И в этом его сила. Он был настоящим. Таких актёров сейчас ищут, как редкость — тех, кто не играет, а живёт на экране. Честный человек с лицом, в котором была вся страна — со своими ошибками, упрямством, теплом и уставшими глазами.

Он прожил жизнь не ради славы, а ради дела. Ради сцены, ради семьи, ради того тихого зрителя в зале, который, глядя на него, вдруг понимал: всё не зря.

Читайте о нем: https://dzen.ru/a/aPXahQCu_ThoDkDb

0

131

«Он играл злодеев, но был честнее всех героев. История Андрея Файта»

Он не был создан для ролей положительных героев — слишком тонкие черты, слишком настороженный взгляд. В нём было что-то от старинного портрета, где художник передал не улыбку, а внутреннюю тревогу. Андрей Файт выглядел чужим на фоне уверенных, широкоплечих советских лиц, где честность мерили по прямоте осанки. Его облик ломал шаблон — немецкая кровь, аристократическая выправка, чуть насмешливое спокойствие. Он будто бы родился не для того, чтобы строить социализм, а чтобы напоминать людям: зло тоже может быть умным, красивым и воспитанным.

Файта снимали часто — но почти всегда в одном амплуа. Он был идеальным антагонистом. Его появление на экране означало, что сейчас произойдёт что-то тревожное. С ним зритель замирал. Этот мужчина мог войти в кадр и сказать одну фразу — и воздух становился плотнее. Он умел держать паузу, будто измерял время сердечными ударами. Режиссёры ценили эту сдержанную энергию — она делала сцену живой, без всяких эффектов.

Но за холодной пластикой лица скрывалась другая натура. В юности он писал стихи — с пылом, с юношеским надрывом, с той наивной верой, что слово способно менять жизнь. Его первая книга называлась «Каскады страсти» — звучит громко, даже дерзко, особенно для будущего «злодея» советского экрана. Он водился с поэтами-имажинистами, бывал в тех московских квартирах, где по ночам читали Есенина. Он знал цену словам, и, может быть, именно поэтому потом произносил их в кадре с особой точностью — без излишнего пафоса, но так, что верилось каждому звуку.

Семья видела его врачом. Медицинская карьера — спокойная, уважаемая, предсказуемая — казалась естественной дорогой для интеллигентного юноши. Но у каждого есть свой момент, когда всё решается. У Файта это был спектакль с вызывающим названием «Ковчег великолепных дегенератов». Друзья затеяли любительскую постановку — больше ради смеха, чем всерьёз. Он согласился участвовать, не подозревая, что этот вечер изменит всю жизнь.…

….

Сегодня его имя редко вспоминают. Он словно растворился между плёнками, где добрые и злые так часто менялись местами. Но если пересмотреть старые фильмы, если присмотреться к лицу — к этим глазам, в которых живёт усталость и достоинство, — понимаешь:

Андрей Файт

никогда не был злодеем. Он просто слишком хорошо знал правду о человеке.

Читайте прекрасную статью об этом актёре «Он играл злодеев, но был честнее всех героев.
История Андрея Файта»: https://dzen.ru/a/aPKbc2IA8HlynYSY

0

132

Михаил Яншин

10 ноября 2022

«Незабвенный, добрый, открытый, созданный для улыбки и юмора, уютный и магнитообразный, в чем-то незащищенный, талантливый, обаятельный, сентиментальный, очень темпераментный и чуть-чуть ленивенький, любитель вкусно поесть и пригубить, спеть романс, азартно поиграть на бегах и «поболеть» за футболистов «Спартака», не способный тратить время на интриги и кляузы, любимец публики»

Полностью:: https://dzen.ru/a/Y2y0NJSpah22-BuC

0

133

Главная актриса неглавных ролей – 10 фильмов с королевой эпизода Риной Зелёной

14 октября

Феноменальная советская актриса, которая за пять минут экранного времени становится причиной, по которой фильм хочется пересмотреть. Неподражаемая мимика, голос, интонация, талант и харизма.

Почти два года назад я читала очень тёплую, душевную книгу воспоминаний Рины Зелёной «Разрозненные страницы» и сейчас, к её 124-му дню рождения, хочется уделить чуть больше времени биографии и творчеству этой великой советской актрисы, которую по праву можно считать королевой эпизода. Изначально непримечательная роль каждый раз приносила очередное признание и любовь зрителей, которые цитировали (и цитируют) героинь Зелёной до сих пор.

Екатерина Васильевна Зелёная родилась 25 октября 1901 года, став ровесницей века и прожив девяносто лет. В юности из-за службы отца из Ташкента перебралась в Москву, где в 1919 году окончила театральное училище. Работала в нескольких театрах, кабаре. Публика очень скоро разглядела в юной Рине талант и приходила в заведения специально ко времени её выступления.

«Это современная актриса, актриса сего дня, актриса речи, рассказчица, мимистка, танцовщица, плясунья, певица — всё сие проделывающая с иронически лукавой улыбкой, блеском глаз и мгновенной реакцией на окружающее».

Из представления номера Рины Васильевны от конферансье петроградского театра «Балаганчик» С. Тимошенко

Но феноменальный успех пришел, когда в 1929 году Екатерина, которая к этому моменту уже стала Риной (однажды полное имя не поместилось на афише, да так и закрепилось навсегда, как творческий псевдоним), случайно (нужно было заполнить непредвиденную паузу в концерте), прочла со сцены «Мойдодыр». Тем самым детским голосом, который все мы знаем и любим, в том числе по озвученным мультфильмам («Кто сказал «мяу?», «Мама для мамонтёнка», «Кентервильское привидение», «Капризная принцесса», «Вовка в Тридевятом царстве», «Синяя птица», «Тайна третьей планеты», «Волшебник Изумрудного города», «Алиса в стране чудес», «Приключения Незнайки и его друзей», «Лошарик» и многие другие – кстати, очень печально, но в большей части мультфильмов Рина Зелёная даже не указана в титрах!)

Полностью : https://dzen.ru/a/aNbGkbNw3y1tA5gb

+1

134

«Юрий Белов: как человек, который сделал СССР добрее, умер в одиночестве под “Карнавальную ночь”»

Иногда кажется, что в каждом времени есть свой человек-свет. Тот, кто появляется на экране — и будто открывает форточку в задушенной комнате. Юрий Белов был именно таким. В нём не было актёрской наигранности, режиссёрских штампов, выверенных жестов. Его улыбка не имела ничего общего с профессией. Она рождалась не из техники, а из внутреннего тепла. Её невозможно было подделать, как невозможно притвориться добрым.

Он был живой проекцией той самой светлой эпохи, о которой сегодня вспоминают со щемящей тоской — времени, когда в людях искали простоту, искренность, настоящесть. В каждом его взгляде, в каждом движении читалась какая-то редкая чистота, лишённая пафоса. Он не играл — он просто жил в кадре.

Стоило Юрию Белову появиться на экране — и в зале становилось чуть тише. Это было то странное чувство, когда зритель перестаёт смотреть на актёра и начинает видеть самого себя — таким, каким хотелось бы быть. Тёплым, честным, немного растерянным, но всегда добрым.

Гриша Кольцов из «Карнавальной ночи», весёлый Толик из «Неподдающихся» — каждый его герой словно выходил к людям из зеркала. И даже если сюжет требовал комедии, в нём всегда оставалось место для настоящей человечности.

Читайте полностью: https://dzen.ru/a/aO9Db5somAC0XftM

0

135

Юозас Киселюс

Юозас Киселюс (лит. Juozas Kisielius) – советский и литовский актёр кино и театра. Родился в литовском городе Йонишкис 22 июня 1949 года. С самого раннего возраста Юозас Киселюс принимал участие в самодеятельности, однако не задумывался всерьёз о карьере актёра. Он хотел поступить в лесотехническую академию после окончания школы, но судьба решила иначе. Киселюс поступил в Вильнюсскую консерваторию, изучал там актёрское мастерство. Вскоре он уже не представлял своей жизни без театра, в студенческие годы стал выступать на сцене. В 1972 году обучение завершилось, и актёр был принят в труппу Вильнюсского академического театра драмы, на сцене которого сыграл в постановках «Школа Злословия», «Король Лир», «Старший сын», «Первый день свободы».

=======================================

Был слишком честен и идеален: трагедия Юозаса Киселюса

МОСКВА, 18 авг – РИА Новости. В мире советского кинематографа и театра есть имена, звучащие словно отголоски ушедшей эпохи. Одно из таких - Юозас Киселюс. Поклонники часто вспоминают его с особым трепетом , словно боятся потревожить память о человеке, который "был слишком честен".

Юозас Киселюс собирался поступать в Лесотехническую академию, но случай привёл его в Вильнюсскую консерваторию. Он не был "звездой" в привычном смысле - не блистал на светских раутах, не давал скандальных интервью. Он просто играл. Играл так, что зрители верили каждому слову, каждому взгляду.

Артур Банга: роль, которая "съела" актера
"Долгая дорога в дюнах" - сериал, который в 1980-е собрал у экранов всю страну. Его герой, Артур Банга, стал символом мужской чести, стойкости, благородства. Но сам Киселюс поначалу сомневался: "Слишком идеальный. Не верю".

И всё же он сыграл. Причём сыграл живого человека с болью, сомнениями, большой внутренней силой. После выхода фильма зрители завалили его письмами:

"Вы настоящий!". А Киселюс… стеснялся. Потому что знал: сам он далеко - не герой. Он лишь проводник.
Когда Союз развалился, вместе с ним рухнула и система, в которой такие актёры, как Киселюс еще были нужны. Киностудии закрывались, театры пустовали, режиссёры искали не талант, а "формат". Ему предлагали снова и снова играть Бангу, но он отказывался.

Он жаждал новых ролей, сложных, неоднозначных, тех, что заставляют копать глубже. Но режиссёрам нужен был не живой человек, им нужен был образ, знакомый публике. А новых ролей ему не давали. Продюсеры хотели, возможно, выехать на узнаваемом герое. А Киселюс хотел чего-то другого. Впрочем, он не жаловался. И роли не выпрашивал.

В какой-то момент, ситуация, казалось, сдвинулась с места. Стали находиться для него роли и интересные проекты. Фильмография расширялась. Конечно, повторить успех "Долгой дороги в дюнах" новые фильмы не могли.
Роковые удары судьбы
Но в любом случае, когда у актёра есть роли – это уже хорошо. Но грянул новый удар: в тот момент, когда Юозас был полон решимости творить, сниматься, у него обнаружили довольно редкий порок сердца. Это случилось незадолго до развала СССР.

А уже после случился застой в кино: индустрия заглохла, актёры остались без работы. Он очень тяжело переживал безденежье. Ходил на немногочисленные пробы, но безрезультатно.

Седьмое мая 1991 года. Киселюс возвращался с очередной пробы - унизительной, как и все в последнее время. Молодой режиссер, едва окончивший институт, смотрел на него с опаской. Сценарий - серая масса штампов. Гонорар - смехотворный. Но он все же согласился. Знакомые с ним уверяли, финансовое положение актёра бедственное. Киселюс был женат дважды, у него было трое детей.

В этот же день ему стало плохо, из дома его увезли по скорой. Актера положили в реанимацию и сделали все необходимое обследование. Родные не сразу поняли в чем подвох. Врачи же заявили, что ничего критичного нет, и перевели пациента в общую палату.

Позже его дочь будет вспоминать, как в той палате отец ужасно мерз, как у него поднялась температура. За аспирином пришлось бежать в аптеку – в больнице не было элементарных лекарств.

Последний кадр
Десятое мая 1991 года. Больничный коридор. Киселюс сидит в инвалидной коляске - измождённый, бледный. Подходит врач-женщина, показывает рентгеновские снимки. Киселюс не мог сидеть в присутствии дамы, поэтому он поднялся. И тут же упал замертво. Разрыв аорты. Врачи были бессильны.

Друзья потом вспоминали, что Киселюс просто не смог вписаться в девяностые, не смог "продать лицо". Возможно, если бы он поступил иначе – мог быть бы одним из самых востребованных актёров того времени. Но Киселюс был слишком честным. И отчасти - даже слишком идеальным – как и его герой.

Источник: https://ria.ru/20250819/akter-2036070607.html

0

136

К 95-летию со дня рождения Олега Борисова: 5 знаковых фильмов в программе телеканала "Мосфильм. Золотая коллекция"

7 ноября 2024

8 ноября исполняется 95 лет со дня рождения народного артиста СССР Олега Борисова. В честь знаменательной даты телеканал "Мосфильм. Золотая коллекция" включил в программу ближайших дней 5 знаковых кинолент из фильмографии великолепного актера. Друзья, в предвкушении просмотра предлагаем с помощью цитат вспомнить киногероев, которых Олег Иванович сыграл в этих картинах.

Подробности: https://dzen.ru/a/ZytxNSZ4NyCZwIE_

0

137

Хромой соблазнитель: Почему Зиновий Гердт сводил женщин с ума и не имел ни одного врага

Он не был красавцем. Хромота, тонкие пальцы, усталый взгляд человека, который прожил несколько жизней за одну. Но в его голосе было то самое — необъяснимое, магнитное. С ним хотелось спорить, смеяться, рядом с ним женщины забывали о правилах, мужчины — о тщеславии.

В Москве ходила фраза, будто бы в ней уже была доля зависти: «Есть только один актёр, которому не завидуют, — Зиновий Гердт».

Имя, кстати, тоже выдуманное. Родился он вовсе не как Зиновий, а как Залман Афроимович Храпинович — в Себеже, провинциальном городке, где даже у ветра была привычка останавливаться у лавки тканей, где работал его отец. Мальчик рос в шумной еврейской семье, учился в хедере, читал стихи Пушкина наизусть, будто проверял, как звучит русская речь в его устах. Умел слушать тишину и ловить смысл в паузах — то, что потом станет фирменной интонацией Гердта.

Читайте полностью: https://dzen.ru/a/aQHraMokWGCYWkEq

0

138

великая Георгиевская

Она родилась без имени. Просто — девочка, найденная на пороге Орловской школы-коммуны. В ноябрьскую стужу 1914 года её принесли туда какие-то люди, и с того дня вся жизнь Анастасии Георгиевской, будущей звезды МХАТа, началась с пустоты — без родителей, без дома, без прошлого. Доктор глянул на крошку и на глаз определил: три года. Так в метрике появилась цифра, выдуманная с потолка, и дата — 7 ноября, день, когда её просто привезли.

Её детство — это не фотографии и не запах пирогов, а гулкий звук шагов в коридоре приюта, с которого начинались все утренние построения. В детдоме дети учились выживать, а не мечтать. Настю учили токарному делу, как будто кто-то заранее решил, что будущей актрисы в ней нет и быть не может. Девушка молчала, училась, крутила станок и думала о чем-то своём, о чём-то, чего в её мире не существовало.

Когда в местном заводском клубе набрали труппу художественной самодеятельности, Настя записалась — из любопытства. И оказалось, что именно там, среди плохо освещённой сцены и декораций из старых простыней, случилось первое чудо. Она открыла рот, произнесла первую реплику — и люди в зале перестали дышать.

Не потому, что она играла «талантливо». А потому что она проживала каждую фразу так, словно на кону стояла жизнь.

Читайте полностью «МХАТовка без семьи и славы: почему великая Георгиевская умерла в тишине»: https://dzen.ru/a/aQNIr-P0rXQbSj1k

0

139

Умер актер Владимир Симонов: вспоминаем его высказывания

Вчера

8 ноября не стало Владимира Александровича Симонова — артиста театра и кино, одного из ведущих актеров Театра Вахтангова.

Широкая публика знала его по впечатляющей фильмографии, стартовавшей в начале 1980-х с картины «Одиноким предоставляется общежитие», его ролям в телесериалах «Дети Арбата», «Граница: Таежный роман» и «Дело о «Мертвых душах» в нулевые, а также по «Свадьбе» Лунгина, «Перевалу Дятлова», «Стране Оз» и многим другим проектам.

В театре Симонов, трижды лауреат премии «Чайка», сыграл бесчисленное множество ролей — от Отелло до Тригорина, от Санчо Пансы до Берлиоза и Серебрякова. Он работал с Римасом Туминасом (спектакли «Троил и Крессида», «Евгений Онегин»), Александром Морфовым («Дон Кихот»), Петером Штайном («Борис Годунов»), а еще Петром Фоменко, Олегом Ефремовым и многими другими. С начала 1990-х он также играл в спектаклях театра Et Cetera, Театра Наций и антрепризах.

Читайте: https://dzen.ru/a/aRCPeUX4ei20LkH8

0

140

Станислав Говорухин: «Если бы я о нем писал статью, к примеру, то я бы ее так и назвал "Светлая личность".

Мы его звали Ромашкой, и за глаза, и в глаза. Он и был, как ромашка – нежным и чистым человеком, с открытыми "лепестками" всей своей души. И вместе с тем, он был очень сильным человеком, физически сильным…

Артист, конечно, он был роскошный, старого закала. Будучи всегда молодым в душе, он из категории "мхатовских стариков". Он создал незабываемые роли. Например, для меня, Николай Александрович Романов, последний наш император, представляется только в образе Ромашина из фильма Элема Климова «Агония».

Читайте : https://dzen.ru/a/aMJ50pO6Pi3xRySk

+1


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Актеры - Советского и российского кино » Негаснущие Звёзды киноискусства СССР и России.Краткая Книга памяти (2)