Исполнители: Селия Крус (Celia Cruz)
Селия Крус была легендарной королевой сальсы. Ее талант, энергия и решимость вылились в более чем 50 дисков. Поклонники Сели принадлежат 4 поколениям, различным расам и культурам. Она работала с различными эклектическими музыкальными группами начиная от звезды пуэрториканской сальсы и джаза Tito Puente до поп-звезды David Byrne.
В области, где в основном доминировали столь похожие друг на друга певцы и музыканты, Селия заработала всеобщее признание, многочисленные награды, получила степень доктора в Йельском университете, восхищение коллег, стала Голливудской звездой, получила премию Грэмми, статую в Голливудском музее восковых фигур, много ролей в кино и театре, ключи ко многим городам и ключ с сердцам фанатов по всему миру.
Селия родилась 21 октября 1924 года в скромном районе Santo Suarez в Гаване и была одной из 14 детей в семье. Однако ее мать знала, что Селия была необычным ребенком, рассказывая, что первую пару обуви Сели купили туристы, для которых она спела. Дома же в обязанности Селии входило петь колыбельные на ночь младшим детям. С тех пор эти туфли стали символом кругосветных поездок певицы и ее выступлений в самых престижных концертных залах.
Будучи подростком, она начала петь в рамках школьной программы и на общественных сборах. Тетя иногда брала Селию с двоюродной сестрой в кабаре и ночные клубы, где впечатлительные маленькие певицы вблизи видели местные таланты. Однако, в то время, как семья поддерживала ее музыкальные способности, отец настаивал на продолжении обучения, чтоб впоследствии Селия смогла стать учителем. Тем не менее, именно один из ее профессоров посоветовал ей попытать счастья в музыке, сказав: "Ты за один день сможешь заработать столько, сколько я зарабатываю за год".
Селия начала принимать участие в шоу талантов на местном радио, выигрывая всякие безделушки и возможность потягаться с популярными исполнителями того времени. Ее звездный час пришел в 1950 году, когда солистка популярного на Кубе коллектива La Sonora Matancera вернулась в свое родное Пуэрто-Рико, а группа взяла никому неизвестную резковатую Селию Крус.
Выступление с кубинским La Sonora Matancera было равносильно выступлению с Duke Ellington Orchestra. Группа была популярна, ее любили во всей стране, поэтому публика, не привыкшая видеть кого-то неизвестного наравне со звездами, сначала приняла Селию холодно. Зрители звонили на радио и жаловались на молодую певицу. Продюсеры также не верили, что женский вокал будет продаваться. Но группа верила в Селию. У нее было вдохновение, эмоции и отличное чувство времени. У нее был ритм!
Настойчивость Селии помогла ей обойти все препятствия и, в конце концов, она становится "гвоздем программы" La Sonora Mantacera ,путешествует с группой в сопровождении компаньонки по Латинской Америке и Мексике. 15 лет с La Sonora Mantacera стали золотым временем для Селии. В это время она и ее группа стали известны как "Cafe con Leche" ("Кофе с молоком").
В 1960 году Селия покидает Кубу, чтобы продолжить карьеру в Соединенных Штатах. К 1961 году она получает гражданство и контракт на работу в Hollywood Palladium. В это время она влюбляется в высокого, темноглазого, энергичного, красивого первого трубача. Он был внимательным, заботливым по отношению к ее чувствам. А для Селии он действительно был Рыцарем в сияющих доспехах! Селия Крус и Педро Найт поженились в 1962 году. В 1965 он решает отказаться от своей собственной карьеры, чтобы помогать жене, в которой он души не чаял.
"Современная сальса уходит корнями в афро-кубинскую музыку", утверждала Селия. "Она пропитана культурным своеобразием и охватывает фольклор каждого города и провинции в тропиках. Это – источник гордости, счастья, жизни. Именно это я несу людям".
В 1966 году Селия объединила усилия с Tito Puente, и вместе они записали 8 альбомов для Tico Records. Однако сила этих двух великих музыкантов, которую они вложили в свою музыку, не дошла до своего пика в их совместной работе.
Потом Селия подписала контракт со студией грамзаписи Vaya (дочерней студией компании Fania Records), и, в конце концов, сошлась с Larry Harlow, великолепным пианистом и руководителем группы, который написал музыку "Gracia Divina" для латинской оперетты Hommy (адаптированной рок-оперы Tommy группы The Who).
Был 1973 год. В Нью-Йорке молодые латиноамериканцы, жаждали самовыражение, ждали героев, искали свои корни. Они открыли Селию Крус. В своем пламенном костюме, который потом стал ее фирменным знаком, она буквально взорвала сцену Carnegie Hall. Она превратила толпу в единую волну человеческого энтузиазма. Селия Крус была заряжена, она была взвинчена, Селия Крус ожила. Селия Крус, вернулась.
В 1974 году Селия была на волне успеха. Она поразила мир концептуальным альбомом, записанным с Johnny Pacheco. Его любовь к афро-кубинским танцевальным ритмам дала ему вдохновение для аранжировки классических мелодий. Сальса возрождалась, а Селия Крус была на пути к тому, чтобы стать самой яркой ее звездой.
После двух хитов, записанных с Pacheco Селия сходится с Fania All-Stars, ансамблем, куда входят многие знаменитости, лидеры различных групп. С ними она много путешествует по Англии, Франции, Заиру (сейчас это Демократическая Республика Конго). Селия побывала во всей Латинской Америке. Она записала 20 золотых пластинок и получила более 100 наград от различных организаций, газет и журналов в различных странах. В 1987 году она появилась на церемонии вручения Грэмми, выступив со своим коллегой Tito Puente.
Селия заняла свое место и в 80-х, объединяя усилия со многими своими коллегами, записав юбилейный альбом со своей первой группой La Sonora Matancera, снявшись в фильмах, таких, как Salsa (1988), The Mambo Kings (1992). Ее голос можно услышать в саундтреках к таким фильмам, как Something Wild (1986) и Invasion U.S.A (1985). В 1987 году Селия получила свою звезду на знаменитой аллей звезд Голливуда.
Селия была номинирована 13 раз на преммию Граммы, и получила его дважды в 1988 и 2000 годах.
Вручение преммии Граммы, 2000 г.
Несмотря на то, что 20-тилетний роман с американской публикой то угасал, то разгорался вновь, Селия Крус пережила музыкальную засуху и продолжала улыбаться до последней ноты. Ей удалось пленить внимание американской прессы, которая, не имея с чем сравнить или на что сослаться, приравнивала неподражаемую Селию Крус к великим джазовым исполнителям, принимая латинское "soneo" (фрейзинг) за джазовые скаты.
У Селии был несравнимый стиль. С идеальным ритмом и тактом, зажигательные отрывистые биты в комбинации с остроумной мудростью - такого не могут добиться даже самые лучшие современные музыканты. Селия Крус выросла на музыке, которая перевернула мир, а она в это время заняла свое место, предназначенное только для нее. Крик "Azucar!" ("Сахар!") стал ее визитной карточкой, и именно сахаром она осыпала аудиторию каждый раз, когда выходила на сцену. Она была монументальной фигурой в области, где доминировали мужчины.
Селия с мужем Педро Найт
Селия Крус видела, как музыка вырывалась из маленьких отдаленных районов с полок, где фламенко продавался рядом с записями Xavier Cugat, разрослась до отдельных секций под названием "Сальса" в супермаркетах. Несмотря на свой успех, Селия Крус оставалось скромной слугой Божьей, желающей простого счастья в жизни. Она уверяла, что ее сокровенным желанием была не модные машины или особняки или даже свой собственный самолет, больше всего Селия хотела просто вернуться на свою родную Кубу, чтоб побывать на могиле матери.
"Музыка – единственный дар, данный мне Богом. Пока Он его не заберет, я буду делить его с каждым. Это приносит мне радость. Это приносит мне счастье. Это – цель моей жизни. В этом смысле я выполнила желание моего отца стать учителем, ибо через музыку я рассказываю целым поколениям о своей культуре и о счастье, которое можно обрести в жизни. Я очень хочу, чтоб сердца людей пели вместе со мной, а их души парили".
В 2000 году в возрасте 75 лет Селия все еще выступала, пела и танцевала и не собиралась уходить со сцены. Ее диск, выпущенный в 2000 году, был посвящен Tito Puente и включал такие песни, как "Oye Como Va", автором торой был Тито. По идее Тито должен был играть соло, и диск записывали, когда Тито был еще жив, однако его соло записать так и не удалось. В дополнении к зажигательной сальсе в альбом также вошли композиции танго и песни Gloria Gaynor.
В октябре 2001 года Селия выпустила еще один альбом, под руководством Sergio George (Congahead.com: Musicians: Meet the Musicians), Isidro Infante и Johnny Pacheco. Кроме характерного грубоватого голоса Селии в альбоме появились пуэрториканские мотивы.
5 декабря 2002 года, будучи в Нью-Йорке, 78-летняя Селия попала в больницу. Она перенесла операцию, чтобы облегчить последствия травмы головного мозга, которая повредили ее нервную систему. Через неделю ее выписали из больницы. Доктор сказал, что Селии необходимы как минимум 2-3 месяца отдыха.
Селия Крус, самая популярная сальса-певица, умерла от рака 16 июля 2003 года в 5.00 утра дома, в Нью-Джерси, на руках у своего мужа, трубача Педро Найта, в окружении друзей и родственников.
похороны
Похороны "королевы сальсы" Селии Крус состоялись 22 июля 2003 года в Нью-Йорке. Селия была похоронена на кладбище Вудлон (Woodlawn) в Бронксе, где покоятся звезды джаза Дьюк Эллингтон и Майлз Дэвис.
Под проливным дождем две белых лошади везли повозку, на которой был гроб с телом Селии Крус. На ней было платье, вышитое бисером и светлый парик, ее пальца были украшены бриллиантовыми кольцами. В траурной процессии ехали черные лимузины с цветами и статуя Богоматери милосердия - святой покровительницы Кубы. На улицы Манхэттена вышли поклонники Селии - в основном латиноамериканцы, с флагами своих стран в руках - проводить ее в последний путь.
Заупокойная месса (на испанском языке) была проведена в соборе св. Патрика. На мессе присутствовало около 2000 человек, в том числе такие знаменитости, как Антонио Бандерас (Antonio Banderas) и Мелани Гриффит (Melanie Griffith), Джон Секада (John Secada) и Рубен Бладес (Ruben Blades), мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг (Michael Bloomberg).
Овацией было встречено исполнение "Аве Мария" Патти ЛаБель (Patti LaBelle). Виктор Мануэль (Victor Manuel) завершил церемонию песней "Life is a Carnival," ("La Vida Es Un Carnaval"), добавив в конце: "Я пою для тебя, Селия".
Две белых лошади везли повозку,
на которой был гроб с телом Селии Крус
Ruben Blades: Она потрясающе держалась на сцене и обладала потрясающей харизмой. У нее был потрясающий голос, сильный голос, один из самых сильных голосов, мужских и женских, которые я когда-либо слышал, и у нее также было потрясающее чувство ритма. Все это - наследие поколения, которое мы, возможно, больше не увидим. Она стала символом высокого качества и силы, и стала символом афро-кубинской музыки. Вы не могли бы быть фэном Селии и не быть фэном афро-кубинской музыки, потому что она и была афро-кубинской музыкой. Селия Крус могла взять любую песню и сделать ее незабываемой. Она выходила за пределы материала. У Селии даже на самые простые песни оказывали влияние ее личность и энергия. Она была гордой женщиной в бизнесе, в котором доминируют мужчины, где она выделялась, потому что была выдающейся. Настоящая смерть начинается, когда ты забываешь. Никто не собирается забывать Селию.
Другие знаменитости о Селии Крус. Реакция на известие о смерти выдающейся певицы
Willie Colon: Она была объединяющим фактором для латиноамериканского сообщества. Она была как королева, и нет никого, кто заменит ее. Король и королева ушли.
Isaac Delgado: Куба всегда была в ее сердце. Она гордилась тем, что она кубинка. Она была прямолинейной, великолепно держалась на сцене и умела общаться с людьми. Она была гением, и я многому у нее научился.
Marc Anthony: Мы являемся свидетелями конца эры. Ее просто нельзя заменить, и это честь знать, что она была частью моей жизни.
Ricky Martin: Я глубоко опечален потерей Селии. Ее музыка не только волновала мою душу, она повлияла на поколения певцов и поэтов-песенников. Ее живость и позитивную энергию никогда нельзя будет повторить. Нам всегда будет ее не хватать.
Gloria Estefan: Я не хочу говорить, что мы потеряли Селию, потому что ее музыка, ее дух и ее "azucar" всегда будут с нами.
Chucho Valdez: Кубинская музыка скорбит, потому что потеряла величайшую певицу в своей истории.
Fernando Osorio (композитор): Она заслужила право на отдых.
Rafael Solano (композитор): Артисты ее уровня приходят в мир только раз в 200 лет. Мы все должны выразить нашу скорбь в связи с ее уходом.
George Bush: Селия Крус была международной артисткой, чей голос и талант развлекали публику всего мира. Ее успех в годы после отъезда с ее любимой Кубы был наградой за ее стойкость, сострадание и любовь к жизни.