Незабываемые актёры: Юрий Степанов
Мимика актера настолько разнообразна и выразительна, что ему нет необходимости прятаться за грим; он вылепливает из своего лица то, что необходимо для каждого героя. Единственная роль с характерным гримом была в степановском репертуаре — Горбун из цветаевского «Приключения» (режиссер И.Поповски).
День рождения: 07.06.1967 года
Место рождения: дер. Рысьево, , Иркутская ,СССР
Дата смерти: 03.03.2010 года
Место смерти: Москва, Россия
Возраст: 42 года
Детство и юность
Юрий Степанов родился в деревне Рысьево Черемховского района, в ста пятидесяти километрах от Иркутска. Отец работал агрономом, мама преподавала в школе естественные науки…
Когда Юра был еще маленьким, его отца перевели в местечко под названием Тайтурка, что в Усольском районе, директором большого совхоза. Отец, хоть и был директором, и в мыслях не допускал что-то сделать за общественный счет. Поэтому Юра рос как все ребята – копал картошку, ловил рыбу, охотился, уже позже занимался пчеловодством, животноводством и плотничал, и строил… Отец воспитывал его – не дай Бог. И физически наказывал. В общем, воспитывал не белоручку.
Первая учительница Юрия Степанова Елена Лазарева помнит, что будущий актер не отличался особенным прилежанием в учебе. Его было трудно заставить делать что-то неинтересное. Любимым же уроком Юры было чтение. Его пересказы прочитанного весь класс слушал с открытыми ртами.
В Тайтурке Юре встретился Анатолий Владимирович Абсандульев – тренер по боксу. Он набрал группу мальчишек и обучал охоте, рыбалке. Выживать. Степанов сам из семьи охотников и рыбаков, но его отец пропадал на работе. А в Доме культуры ребята еще занимались в кружке самодеятельности – танцевали, ездили с агитбригадой… Первым учителем в этом деле была директор Дома культуры Ольга Васильевна Фирсова. Юре нравилось там заниматься, но он не помнит, что мечтал стать актером.
По воспоминаниям земляков, первая роль Степанова была в комедийной миниатюре. Он был мастером на все руки. Видели бы все, как он кадриль отплясывал, а пел — не наслушаешься!
А родители хотели, чтобы стал сын охотоведом. Отец был директором большого совхоза и надеялся, что сын пойдет учиться в сельхозинститут.
Но Степанов поспорил с товарищем и, закончив школу в Тайтурке, поехал в 1984 году поступать в Иркутское театральное училище. И поступил. Во время учебы работал плотником, каменщиком, трактористом, нефтедобытчиком. Когда Юрий стал студентом театрального училища, отец сказал: "Хорошо, учись. Деньгами помогу". Но вот Степанов окончил его с красным дипломом, и отец спросил: "Ну все? Успокоился? Теперь займись серьезным делом"… Однако отец не знал, что в Иркутск приезжала приемная комиссия из ГИТИСа. После первого же отборочного тура Юрия приняли на актерское отделение. Ольга Васильевна Фирсова посоветовала, что если Степанов хочет продолжать заниматься актерской профессией, то надо ехать в Москву и учиться у Петра Наумовича Фоменко. Только у него.
Так Юрий Степанов и сделал. Поехал в Москву. Сам он Петра Наумовича совсем не знал, просто о нем очень много рассказывали. В ГИТИСе Степанов учился на актерско-режиссерском факультете, в актерской группе. Конечно, одновременно какие-то навыки режиссерской профессии приобретались. Это происходило просто потому, что студенты учились вместе, жили бок о бок, работали. Что-то откладывалось. А свою профессию Юрий осваивает каждый день. Его так научили. Надо читать, надо думать, надо что-то предлагать режиссеру, а что-то надо и отвергать. Это азы профессии, которые Степанов по-солдатски выполняет, и это помогает.
Теперь актер думает, что не попади он в ГИТИСе к той команде учителей, в которой он оказался, театр его просто бы убил. Конечно же, актер бы выжил физически, но душу его театр бы умертвил. Молодой актер – это такое пористое существо, которое впитывает все. В какую атмосферу попадешь, тем и наполнишься.
В мастерской Фоменко же с первого курса студентам прививалось умение прощать, умение терпеть, по возможности не терять чувства любви друг к другу. Это помогает до сих пор.
Мастерская Петра Фоменко
Весь тот курс стал основой труппы Московского театра "Мастерская Петра Фоменко". И до определенного момента в карьерном росте Степанова значилось только одно достижение – работа в Театре Петра Фоменко. Но зато, какое достижение! Ведь Степанов в театре со дня его основания. Среди ролей – Вася в «Балаганчике», Гриша в «Варварах», Собачкин во "Владимире III степени" Гоголя, Бенджамин в "Шуме и ярости" Фолкнера, Чичиков в "Чичикове, Мертвые души, том второй" Гоголя, Ислаев в "Месяце в деревне" Тургенева, Горбун в «Приключении» Цветаевой, Алджернон в "Как важно быть серьезным" Уайлда, Лыняев в "Волках и овцах" Островского, Чебутыкин в "Трех сестрах" Чехова. Награжден театральными наградами – премией Московского фестиваля им. Высоцкого (за роль Бенджамина); премией за лучшую мужскую роль на Международном фестивале "Контакт-93" (за роль Лыняева); лауреат премии "Чайка" в номинации "Синхронное плавание" (за актерский ансамбль спектакля "Три сестры"). Сейчас Степанов занят еще в «Двенадцатой ночи» (Сэр Эндрю Эгьючик), в «Мотыльке» (Полковник) и по праву считается одним из «бриллиантов» театра – зритель ходит на Степанова.
Режиссер Сергей Женовач как-то сказал, что не будь среди студентов курса Юрия Степанова (с поразительной глубиной и пугающей достоверностью сыгравшего Бенджи Компсона), он не взялся бы за постановку романа Фолкнера «Шум и ярость». Признание лестное для любого актера, но для Юрия Степанова и несколько неожиданное на тот момент, ибо еще со времени обучения в институте за ним прочно закрепилось амплуа комика.
Тяга к импровизации, розыгрышам, умение существовать чуть-чуть над текстом — в этом отличительная особенность его актерской природы. Редкий дар прирожденного лицедея, плюс полная фигура и открытое, излучающее обаяние лицо поначалу помешали разглядеть за внешностью доброго клоуна то, что стало понятно со временем: Степанов может быть и лиричен, и беспощадно-ироничен, и даже жесток; он умеет смешить, оставаясь серьезным, а иногда от беспомощной улыбки его героя хочется плакать.
Здесь будет кстати отметить, что природа наградила Степанова послушным и «артистичным» телом, которое, несмотря на полноту, удивительно пластично и выразительно. Что позволяет ему быть убедительным в любой роли. Но кого бы он ни играл, он всегда узнаваем. Его солидную фигуру, широкое лицо, основательную походку, увидев однажды невозможно забыть.
Мимика актера настолько разнообразна и выразительна, что ему нет необходимости прятаться за грим; он вылепливает из своего лица то, что необходимо для каждого героя. Единственная роль с характерным гримом была в степановском репертуаре — Горбун из цветаевского «Приключения» (режиссер И.Поповски).
В изящной, воздушной, сплетенной подобно кружевам постановке «Волков и овец» Петра Фоменко Степанов сыграл одну из лучших своих ролей — почетного мирового судью Лыняева — показав, что его комический талант гораздо глубже простого шутовства.
А сыграв роль Ислаева в «Месяце в деревне» на грани между драмой и трагедией, Степанов лишний раз подтвердил то, что стало очевидным после «Шума и ярости», — для него не существует границ амплуа. Как не существует для него и понятия «чистота жанра».
Среди театральной общественности за учениками Петра Наумовича закрепилось определение «фоменки» – творцы, отличные от других. С некоторых пор «фоменки» вышли из эстетического подполья, становясь кумирами не только продвинутых театралов. Их с удовольствием приглашают сниматься.
Кино
«Кино – заразная вещь, – говорит Юрий Степанов. – Не потому, что там платят деньги, хотя это приятное и существенное обстоятельство. Поначалу мне работа на съемочной площадке показалась ужасной. «Это же антитеатральное искусство», – думал я. А потом ощутил одно притягательное мгновение. Тебе нужно что-то сделать всего два раза в жизни, чтобы потом уже никогда к этому не возвращаться. Всего два дубля, чтобы уловить нужное состояние. И начинается такой силы борьба внутри тебя! Когда после прогулки по холодному лесу возвращаешься домой, выпиваешь стакан водки, ешь горячие пельмени со сметаной и чесноком – это как наркотик, в тебя вселяется ни с чем не сравнимое чувство тепла и счастья. Так и тут. Ты сегодня, сейчас поймал кайф, и ради этого стоит жить. И ты летаешь, как птица.»
Актер часто признается, что вообще показываться ненавидит, хотя понимает — это одна из частей профессии. Поэтому решиться на пробы ему нелегко. Поэтому самое первое знакомство с камерой у Степанова было в "Гробовщике" Петра Наумовича Фоменко. Конечно, там проб никаких не было. Потом был маленький эпизод "Орел и Решка" у Данелии. Тоже без проб. Поговорили и все. Тот опыт в "Орле и решке" был очень приятным. «Передо мной стоял Данелия, а я думал: "Боже мой, неужели это он". Играть в паре с Говорухиным – тут совсем можно было с ума сойти от счастья. А я-то кто – в Москву только-только приехал, студент.»
Уже большое кино – это "Время танцора". Вот там пробы были. Но сначала много репетировали, готовились. Вадим Юсупович Абдрашитов не просто сказал: "А давайте". Нет. Все зашли в кабинет, долго разговаривали, пристраивались. И только потом состоялся какой-то показ: один, второй, третий, раз пять. Потом он сказал, что все найдены, пора работать. Когда Степанов снимался у Вадима Абдрашитова во «Времени танцора», в конце съемок актер понимал, какой опыт он приобретает, что кладет в свой багаж, и это, конечно, не сравнить ни с какими деньгами. Такие режиссеры как Абдрашитов и Данелиея показали ему, как в советское время снимали кино. Там была степенность, последовательность, желание, силы и возможность сделать лучше. Вот что сам Степанов вспоминает о своей работе с Абдрашитовым: «Прежде чем взять меня на роль во "Время танцора" Вадим Абдрашитов посмотрел все мои спектакли. Я считаю его своим крестным папой в кино. Он меня научил всему. У Абдрашитова была уже подробная профессиональная работа. Да и роль – одна из главных. Мне даже неважно было, каким будет фильм.»
А потом была небольшая роль телохранителя Гоши в фильме Владимира Грамматикова "Привет от Чарли-трубача". Сценарий этот, между прочим, написан Данелия. Он и провел Степанова в картину.
Вообще проб в жизни Степанова было мало. На "Гражданин начальник" проб не было. Досталь как увидел Юрия Степанова, рассказал что он хочет и все. Сейчас актер с Николаем Николаевичем дружит семьями, и, надеется, будет общаться, даже если он не пригласит в свои новые проекты... Кроме «Гражданина начальника» Досталь снял Степанова еще в «Стилете» и «Штрафбате». Вот что актер рассказывает о своей работе с Досталем: «Когда мы снимали сериал "Гражданин начальник", мы с Николаем Досталем работали ночами, потому что на съемочной площадке не было времени обсудить роль. Вечером мы садились, выводили свои версии, потом сводили к одной общей концепции, а утром, подготовленные, уже приходили на съемочную площадку. Это происходит сегодня редко… Это прекрасный человек, прекрасный учитель, который научил меня за время съемок просто еще одной профессии – профессии режиссера. Не было никаких скидок на то, что это сериал, и здесь можно сделать тяп-ляп.»
Причем и в кино для Степанова нет главных или второстепенных ролей, к каждому своему персонажу он подходит основательно, выкладываясь до конца: «Вот в "Московских окнах". Мне говорят, мол, чего ты там, пришел-ушел... Нет, ребята, мне нужно сделать эту мразь МРАЗЬЮ. Чтобы все поняли, что он есть. Что они есть…»
Одной из самых заметных ролей Степанова в кино считают роль Глымова из военного сериала «Штрафбат». Некогда «вор в законе», а ныне боец Антип Глымов, пошел защищать Родину, когда враг пришел на его землю. «Полгода, что мы снимали картину, меня не покидало ощущение, что мы сажаем дерево, – рассказывает Степанов. – Как-то на съемочную площадку приехал батюшка, нужна была его консультация. И он сказал, что души таких людей, как наши штрафбатчики, не нашли успокоения. Они стали разменной монетой. Оплакивать их было некому. Еще батюшка сказал, что через нас, через эту картину они могут-таки получить успокоение. Меня эти слова укрепили в мысли, что наш фильм - это правильное дело...»
Именно за неподдельный профессионализм его ценят и снимают такие режиссеры, как Балабанов, Досталь, Мороз, Учитель, Лунгин… Все время возникают интересные проекты, от которых невозможно отказаться.
Семья
Отец Степанова был человек бескомпромиссный... Все хотел сохранить что-то. Было большое хозяйство, которое начали сдавливать, прессовать. Остался как перст, бился-бился и… В конце концов его убили. Отец по сей день для Юрия Степанова авторитет, хотя успел увидеть сына только в фильме «Время танцора».
А мама умерла, когда Юрий снимался в «Гражданине начальнике», ему прямо на площадке сообщили. Режиссер Николай Досталь подошел и сказал: хочешь, остановим съемки? А снимали в расстрелянном кафе! Честно говоря, актер этому не удивился. В общем, сцену досняли, и он поспешил в аэропорт.
Сейчас в родной поселок Юрий, по словам родственников, приезжает регулярно. Там у него остались брат и сестра. Обязательно навещает могилы родителей и не упускает возможности поохотиться. Это для него лучший отдых. Первым же серьезным трофеем будущего актера стал лось, которого Юрий добыл, учась в девятом классе. Рога до сих пор висят в его московской квартире.
Квартира в Москве у Степанова появилась, когда он обзавелся собственной семьей: «Мы с Ириной познакомились в театре, она шила костюмы к нашему спектаклю «Приключения». Мы с ней долгое время жили в гражданском браке. Потом случилось так, что она оказалась в положении. Я был только за… В общем, мы поженились. Я шутил, что женюсь ради прописки, а она отвечала, что мужа, так и быть, пропишет к себе.»
Ирина – замечательная швея. Сама моделирует одежду и шьет. Училась в институте легкой промышленности.
Сын Степанова Константин родился, когда актеру было уже за тридцать: «Когда родился сын, я стал совсем по-другому себя ощущать… Я просто развернулся на 180 градусов и пошел в обратную сторону. Я стал, не знаю… как собака, которая родила, и не дай бог кто тронет ее щенят… Я понял, что я живу не для себя. Моя холостая жизнь не тогда закончилась, когда я встретил свою жену, а когда появился на свет Константин. Это мера ответственности. Я знаю, что я должен ради него и чего не должен делать.»
Послесловие
Об актере Юрии Степанове можно говорить много. Об его бескомпромиссности, профессионализме… Юрий Степанов обладает редкими для актера качествами: имеет твердые убеждения, знает, что такое хорошо и что такое плохо, любит прямые и честные разговоры, ненавидит интриганство, кокетство, капризы и прочие обязательные атрибуты, сопутствующие актерскому успеху. Он – человек слова, он – человек дела. Он – артист театра и кино Юрий Степанов.
«Петр Наумович Фоменко всегда говорит: "Никогда не теряйте то место, куда можно прийти и зализать свои раны". На данный момент для меня такое место – мой театр, куда я прихожу и зализываю свои раны. И мне в этом помогают. К счастью…»
Памяти талантливого актёра и человека, Юрия Константиновича Степанова
Юрий Степанов
Советский и российский актёр театра и кино.
Родился: 7 июня 1967 г., п. Рысево, Черемховский район, Иркутская область, РСФСР, СССР
Трагически погиб: 3 марта 2010 г. (42 года), Москва, Россия
Трагически погиб на 43-м году жизни в 0:45 по московскому времени 3 марта 2010 года на перекрёстке улиц Люблинской и Шкулёва (район Текстильщики) от множественных травм, полученных в дорожно-транспортном происшествии.
Возвращаясь домой после спектакля «Три сестры», актёр нанял попутный автомобиль ВАЗ-21043 и сел на переднее сиденье. Когда машина остановилась на перекрёстке перед светофором, в неё сзади врезался автомобиль «Mazda 6». Водитель «Мазды» значительно превысил скорость и, поздно заметив остановившуюся на перекрёстке машину, совершил с ней столкновение. Вследствие того, что водитель ВАЗ-21043 вывернул колёса до начала манёвра, его автомобиль от удара сзади вынесло на встречную полосу, где он столкнулся с ехавшим на большой скорости автомобилем ВАЗ-2112. Удар пришёлся именно в то пассажирское место, где сидел Юрий Степанов. Актёр погиб на месте, другие участники аварии не пострадали.