Олег Николаевич Ефремов.
Родился 1 октября 1927 года в Москве - умер 24 мая 2000 года в Москве.
Советский и российский театральный режиссёр, актёр, педагог.
Народный артист СССР (1976).
Кинодебют Олега Ефремова состоялся в 1955 году в фильме Михаила Калатозова «Первый эшелон», посвященном освоению целины. Сыграв в первом фильме комсорга Алексея Узорова, Ефремов и в дальнейшем не раз представал перед зрителями в образах правильных секретарей парткомов и райкомов, глубоко положительных чекистов, включая самого Дзержинского (в «Рассказах о Ленине» Сергея Юткевича), и сотрудников уголовного розыска.
Но зрителям больше запоминались его лирические роли: водитель такси Саша («Три тополя на Плющихе» Татьяны Лиозновой), немой деревенский художник Федор («Гори, гори, моя звезда» Александра Митты), сыгранный с тонким юмором Айболит в фильме Ролана Быкова «Айболит-66». Александра Пахмутова поначалу отказывалась писать музыку к кинофильму «Три тополя на Плющихе», но, посмотрев отснятый материал, сказала: «Если я и напишу музыку, то только из-за крупного плана Ефремова», - и сцена, в которой героиня Татьяны Дорониной поет «Нежность», а Саша слушает - просто слушает, стала одной из лучших в фильме: «Потому что где-то в глубине души у этого шофера, - писала Т. Чеботаревская, - таилось то, что так поразило, так привлекло и растревожило женщину. ...Фильм позволил нам прикоснуться к простым и очень сильным человеческим чувствам».
Олег Ефремов и Татьяна Доронина в фильме "Три тополя на Плющихе"
Поведение Ефремова перед кинокамерой, как и на сцене, было на редкость естественно и органично. Когда он играл современников, трудно было отличить исполнителя от персонажа, и многим казалось, что это простое совпадение человеческой индивидуальности актера с индивидуальностью героя, - совпадение, делающее излишним перевоплощение и вживание в образ. Тем не менее, сохраняя ту же естественность и органичность, Ефремов сыграл Долохова в картине «Война и мир» С. Бондарчука, и в его Долохове, пишет Т. Чеботаревская, легко узнавался персонаж романа Л. Толстого. Чудаковатый Айболит в фильме-сказке Р. Быкова, не похожий ни на Долохова, ни на шофера Сашу, был сыгран с той же простотой и естественностью, - и в этом кажущемся отсутствии перевоплощения Ефремов следовал той же художественной программе, которая вдохновляла его «Современник». Режиссер Эльдар Рязанов в своей лирической комедии «Берегись автомобиля» пробовал Ефремова на роль Деточкина, но здесь, по свидетельству режиссера, создателю «Современника» не удалось скрыть свою человеческую индивидуальность - сильный характер прирожденного лидера: получился «волк в овечьей шкуре.»
В итоге Рязанов нашел в Ефремове идеального Максима Подберезовикова: «С одной стороны, его актерской индивидуальности присущи черты, которые положено иметь следователю, то есть стальной взгляд, решительная походка, уверенность жеста, волевое лицо. С другой стороны, в актере присутствовала самоирония, позволявшая ему играть как бы не всерьез, подчеркивая легкую снисходительность по отношению к своему персонажу», - говорил режиссер.
Олег Ефремов в фильме "Берегись автомобиля"
«Мама вышла замуж» — советский полнометражный (цветной, одна сцена чёрно-белая) художественный фильм, поставленный на «Ленфильме» в 1969 году режиссёром Виталием Мельниковым.
Главные роли исполняют Люсьена Овчинникова, Николай Бурляев и Олег Ефремов.
Премьера фильма в СССР состоялась 25 мая 1970 года.
На главную женскую роль первоначально пробовались множество звёзд того времени, включая Нонну Мордюкову и Инну Макарову. Овчинникова, которая впоследствии и сыграла Зину, вообще не входила в планы Мельникова, так как обладала репутацией комедийной актрисы. Тем не менее, актриса поразила постановщика своим равнодушием к славе:
«Но когда увидел её пробы, она меня просто очаровала своей открытостью, естественностью и какой-то почти детской преданностью своему делу. Но когда по окончании проб я сказал, что она утверждена, вдруг выпалила: «Нет, я сниматься не буду!». — «Почему?» — удивился я. «Ну как же, — сказала Люсьена, — моим партнером должен быть сам Олег Ефремов! А кто я такая, чтобы сниматься с ним в паре?»
- Виталий Мельников
Олег Ефремов, подмечает Мельников, будучи непростым в общении человеком, сразу же нашёл общий язык с Овчинниковой и во многом ей помогал. Ефремов признался потом, что эта роль -лучшая из всех, которые он сыграл в кино.