Васильев день или Старый Новый год по старому стилю
Изменение даты начала Нового года на Руси и несогласие Русской Православной церкви, не пожелавшей перейти на Новый стиль, породили совершенно необычный и уникальный праздник – Старый Новый Год.Случилось это в 1918, когда в Советском государстве был введен григорианский календарь.
Если раньше, по старому стилю (кстати, Русская Православная Церковь придерживается его и по сей день), все шло своим чередом, логично и завершённо, – Рождественский пост предшествовал великому празднику Рождества Христова, после которого через шесть дней встречали Новый год, – то теперь главным и первым стал в общем-то обычный день календаря (весьма условный, заметьте!), а праздник Рождества – как бы второстепенным (не прошли даром 80 лет советского «плена»). Хотя эти праздники просто несопоставимы: день, когда родился Спаситель, и день начала очередного календарного года.
Васильев день
Но и по сей день многие русские празднуют Старый Новый Год – то-есть Новый год по старому, юлианскому календарю. Не странно ли это? В чем тут дело? Уж не в родовой ли памяти, которую никакими официозами, никакими сменами религии и социального строя не искоренить?
Наверное, немалое значение для сохранения этой даты имеют святки, которые 14 – в самом разгаре. Помимо этого, 14 января (1 по старому стилю) – это Васильев день, весьма чтимый нашими предками. Желая напомнить что-нибудь былое, говорили: “а это было об Васильев день”. Или – “он нанялся с Васильего дня до Евдокии” (то есть, с 1 января до 1 марта).
Для девиц Васильев день был весьма важным, считалось, что гадания на Васильев день всегда сбываются, и что бы по гаданию не вышло – то и произойдет.
Языческие корни праздника
На Васильев день совершались и обряды малопонятного народного праздника. Из слов песен и причитаний можно узнать, что его название – авсень (или – овсень, усень, таусень, говсень). Что символизировал этот праздник, сказать трудно. Осталось от него три обряда – варение каши, засевание зерен и обряд хождения по домам.
Наши археологи считали авсень “земледельческим праздником, прообразовательным обрядом обсевания” и отыскивали его сходство с Колядой. Но что, на Руси зимой праздновали земледельческий праздник? Это более, чем странно. Причем, нигде, ни в каких летописях, списках, актах нет об авсене никакого упоминания. И нет ни одного место в России, где бы все три обряда совершали вместе. Везде использовался только один из обрядов. Кое-где в обрядовых песнях словечко “авсень” и вовсе не поминается.
К сожалению информацию о том, что такой праздник существовал мы узнаем только из песен…
Обряд«Варение каши»
Совершается обряд до света. Старшая в доме из женщин ровно в два часа приносит из амбара крупы. Старший из мужчин приносит воду из реки или колодца. Крупа и вода стоят на столе до тех пор, пока не истопится печь, и до них никто не касается, так как это считается дурным признаком.
Когда приходит время затирать кашу, вся семья садится за стол, а старшая женщина, размешивая кашу, причитывает: “Сеяли, растили гречу все лето; уродилась каша греча и крупна и румяна; звали-позывали нашу гречу во Царьград побывать, на княжеский пир пировать; поехала греча во Царьград побывать со князьями, со боярами, с честным овсом, с золотым ячменем; ждали гречу, дожидали у каменных врат; встречали гречу князья и бояре, сажали гречу за дубовый стол пир пировать; приехала наша греча к нам гостевать.”
После этого все вставали из-за стола, а хозяйка с поклоном ставила кашу в печь. Когда каша поспевала, вынимая ее из печи хозяйка приговаривала: “Милости просим к нам во двор со своим добром”. Сразу осматривали – полон ли горшок. Если каша вылезет из него – это предвещает беду всему дому. От треснувшего горшка хорошего ждать тоже не приходилось. После снятия пенки смотрели и на кашу – коли она красная, полная, будет счастье, и урожай, и талантливая дочь. Если же каша мелкая да белая – быть беде. Хорошую кашу съедали на завтрак, плохую же вываливали в реку.
Обряд «Засевание зерен»
В Тульской области совершали обряд без песен, только с приговорками. Дети, рассыпая зерна ярового хлеба, говорят: “Уроди, Боже, всякого жита по закрому, что по закрому да по великому, а и стало бы жита на весь мир крещеный”. Старшая женщина в доме собирает зерна с пола и хранит до посева.
На Украине обряд засевания совершался с приговорками и песнями. Там дети поселян перед обеднею ходили по домам сеять из рукава или из мешка разные семена, и в это время пели особенную засевальную песню: “Ходит Илья на Василья, носит пугужитяную. Де замахне – жито росте, житу пшеницювсякупашницю. У поле ядро, а в доме добро”. Другие при засевании говорят: “На счастье, на здоровье, на новое лето, роди, Боже, жито, пшеницю и всякую пашницю” или: “уж дай ему Богъ, зароди ему Бог, чтобы рожь родилась, сама в гумно свалилась, из колоса осьмина, из полузерна пирог – с топорище долины, с рукавицу ширины!”
Посыпальщику дают что-либо в подарок, а разбросанные им зёрна тщательно собирают, хранят до весны и при посеве яровых смешивают с прочими семенами. Когда посыпальные зерна будут собраны, – по роду и количеству их заключают о том, какие именно хлеба дадут на будущее лето больший или меньший урожай. Иногда кормят этими зернами кур, и по их клеву гадают о будущем плодородии нив.
Обряд «Хождение по домам»
В Костромской губернии для Васильева вечера варили свиные ноги. Там поселяне ходили в этот вечер под окна собирать пироги и свиные ноги, приговаривая: “Свинку да боровка выдай для Васильева вечерка”. В Рязанской губернии ходили толпами под окна просить пирогов. Впереди идет девица, называемая маханоскою, она несет кошель для пирожного сбора, предводительствует и распределяет добычу. Подходя к окнам толпа причитает: “Кишку да ножки в верхнее окошко”.
В Тульской губернии есть предание, что наВасильев вечер ведьмы крадут месяц, чтобы он не освещал их ночных прогулок с нечистыми духами.
Что интересно – обряды эти никуда не исчезли, засеванием и сейчас частенько занимаются даже горожане, особенно, молодежь.
В ночь с 6 на 7 января рождественский сочельник подводил черту под прожитый год, завершал рождественский пост и открывал двухнедельные новогодние празднества – святки.
Святки праздновались всеми, но в основе своей это был праздник молодежи: ее игры, песни, обходы домов, посиделки, гадания создавали неповторимую атмосферу святочного веселья.
По всей территории России был распространен обычай новогоднего обхода домов молодежью или детьми. “В Рязанской губернии ходят толпами под окна просить пирогов. Впереди всех идет девица, называемая мехоноскою; она-то несет кошель для пирожного сбора; она-то предводит толпу и распоряжается дележом сбора”.
Подобные обходы в течение святок проводились трижды: в рождественский сочельник, под Новый год и накануне крещения. Каждая семья ожидала колядовщиков, приготавливала для них угощение и с неподдельным удовольствием выслушивала колядки.
Общее праздничное настроение и желание, чтобы в наступающем году жилось хорошо, делали людей щедрыми, терпимыми, гостеприимными. После шумного, веселого обхода домов молодежь собиралась в посиделочной избе и устраивала общую пирушку – съедали все, чем их одарили односельчане.
Рождественские посиделки
До сих пор у нас представление о святках связывается с посиделками. Посиделки, вечерки, беседы устраивались еще с Николина дня или Покрова, но приобретали праздничный характер с Рождества.
В Забайкалье, к примеру, на рождественские посиделки девушки и парни приходили из разных деревень, разодетые в лучшие платья, иногда приносили их с собой в узелках и несколько раз переодевались. У русских в Забайкалье на святках проводилось восемь праздничных игрищ, и к каждому из них меняли сарафан и атлас (платок). Девушки, не имевшие большого числа сарафанов и шуб, занимали их у более богатых людей, а потом за это отрабатывали хозяевам, дававшим одежду на время святочных игрищ.
Молодежь, “разодетая в новые рубахи, чтоб избежать неурожая, собравшись в избе, пляшет под дуду, слушает сказки, перекидывается загадками, а главное – рядится, или “покручивается”, и гадает о своей судьбе”.
Источник: prazdnuem.ru, Карнавал