В мае 1963 года Пол Маккартни после концерта в Лондоне знакомится с семнадцатилетней актрисой Джейн Эшер.
Между ними завязывается роман, длившийся более пяти лет. Джейн оказала огромное влияние на формирование культурных вкусов Маккартни и на его творчество. Именно Эшер пробудила у музыканта интерес к классике и спровоцировала переход «Битлз» от поп-рока к арт-року. Песни «We Can Work It Out» и «Here, There and Everywhere» Пол посвятил Джейн.
Битломания
Песней, после которой о «The Beatles» заговорили как о звездах, стала «She Loves You». Эта композиция в течение двух месяцев возглавляла английский чарт. В ноябре 1963 года группа выступает с концертом, который транслируется по телевидению. В общей сложности программу посмотрели более 26 миллионов телезрителей. Концерт имел огромный резонанс, названный журналистами газеты «Дейли Миррор» «битломанией». Второй альбом группы вышел очень вовремя, на волне зарождавшейся битломании. Пластинка «With The Beatles» стала британским хитом. Группа дает концерты в Париже, а в январе 1964 года прилетает в охваченные битломанией Штаты.
Выступив с концертом в «Ed Sullivan Show», транслировавшимся по телевидению, «битлы» покорили Америку – передачу посмотрели более 73 миллионов телезрителей. Летом 1965 года группа награждается Орденом Британской Империи. В том же году выходит альбом «Help!», центральной композицией которого становится песня «Yesterday», записанная Маккартни без участия остальных членов группы. Через два месяца сингл «Yesterday» добрался до вершины американского хит-парада. В декабре 1965 года выходит пластинка «Rubber Soul», ознаменовавшая новый этап в творчестве команды.
Авангардизм
В 1965 году, во время проблем фирмы «Northern Songs», издателей «Битлз», на фондовом рынке, все участники группы вложили средства в недвижимость в Суррее, а в столице остался только Маккартни. Отказавшись от сельской жизни, Пол быстро стал завсегдатаем джаз-клубов, арт-галерей и других культурных объектов Лондона. Питер Эшер, брат Джейн, познакомил музыканта с видными представителями лондонской богемы Джоном Данбаром и Барри Майлзом. Эти люди и начали формировать новые музыкальные пристрастия Пола Маккартни. Благодаря Барри Майлзу Пол заинтересовался экспериментальным джазом и симфонической музыкой, Данбар просвещал Пола в областях современной поэзии и литературы, в частности, знакомил музыканта с особенностями психоделической культуры.
Вскоре Джейн свела Пола с режиссером-экспериментатором Микеланджело Антониони и лидером лондонского андеграунда Робертом Фрезером. В доме Фрезера Пол встречается с Энди Уорхолом, Питером Блейком, Ричардом Хэмилтоном, Алленом Гинзбергом. Последний оказал сильное влияние на поэтической творчество Пола, в результате чего песни «Битлз» кардинально поменяли смысловое наполнение.
В театральной и литературной тусовке тех лет Пол обладал большим авторитетом, писал музыку для пьес.
Пол снимает квартиру на Монтегю-сквер, оборудует ее под студию и в сотрудничестве со звукооператором Иэном Соммервиллом начинает экспериментировать с музыкой. Иэн знакомит Пола со своим бывшим бойфрендом Уильямом Берроузом, который становится частым гостем на квартире-студии Маккартни. Идеи американского битника заинтересовывают Пола, и он превращает квартиру в некую художественную лабораторию, где совместно с Берроузом создает звуковые эффекты, положенные впоследствии в основу звучания пластинок «The Beatles второй половины шестидесятых. Большинство экспериментов со звуком, ассоциировавшихся с Ленноном, на самом деле было создано Полом Маккартни в сотрудничестве с Берроузом и Соммервиллом.