Микеланджело Антониони собрал высшие награды всех трех наиболее престижных кинофестивалей мира - Каннского, Венецианского и Берлинского. После него это достижение смог повторить только американец Роберт Олтмен...
Микеланджело Антониони (Michelangelo Antonioni).
Родился 29 сентября 1912 года в Ферраре - умер 30 июля 2007 года в Риме.
Итальянский кинорежиссер, сценарист, классик европейского авторского кино.
Лауреат премии «Оскар» за выдающиеся заслуги в кинематографе.
Мировую славу и признание он получил в начале 1960-х годов после своей знаменитой «трилогии отчуждения». Этим термином объединяют фильмы «Приключение», «Ночь», «Затмение», в которых играла муза Антониони тех лет Моника Витти. Все картины трилогии связаны стилистически и тематически: в черно-белых пейзажах и полупустынных интерьерах разыгрываются судьбы красивых людей (Марчелло Мастроянни, Ален Делон, Леа Массари, Жанна Моро), не способных ни сформировать долговечные отношения друг с другом, ни разобраться, в чем же состоит их предназначение в этой жизни.
Антониони озвучил едва ли не главное ощущение нашего времени - что тот мир, который мы были в состоянии понять, мир бескрайних горизонтов и возможностей, уже не существует. Он опровергает условности классического повествовательного кино. Зритель его фильмов, уходя из кинотеатра, не может быть уверен в том, что понимает значение показанных событий: что именно происходило на экране и почему.
С точки зрения школы Жака Лакана, миросозерцание Антониони строится на отторжении гуманистической идеи о человеке как о чем-то неизменном, разумном либо нравственном. Для Антониони неизменно только бессознательное, точнее совершенная непроницаемость и непознаваемость глубинных слоев сознания. Оттого сюжет зрелых фильмов Антониони строится вокруг вакуума, пустоты, отсутствия чего-то значимого - будь то эмоциональная привязанность либо ключ к разгадке преступления. Его фильм «Красная пустыня» 1964 года, получивший главный приз Венецианского кинофестиваля, содержательно примыкает к «трилогии отчуждения». Это первый цветной фильм Антониони. К работе с цветом Антониони подошел очень ответственно, трактуя пейзажи и интерьеры как усложненные архитектурно-красочные фактуры, напоминающие полотна Фернана Леже. Чтобы добиться желаемого эффекта, он даже искусственно подкрашивал траву, деревья и реки.
Международный успех последних четырех фильмов побудил Антониони принять предложение поработать для англоязычной молодежной аудитории. Свой следующий фильм - «Фотоувеличение» - он снимал в Великобритании с англоязычными актерами. Несмотря на отвлеченность философской проблематики, картина была воспринята публикой как заявка на детектив, имела успех в прокате и удостоилась главного приза на Каннском кинофестивале - «Золотой пальмовой ветви».
Для Антониони актеры были всего лишь пешками в партии, или, как он однажды выразился, «движущимися пространствами». Герои его фильмов, как правило, принадлежат к верхушке среднего класса. Режиссер объяснял предпочтение этой социальной среды тем, что, помести он героев в «пролетарские» условия, стесненные материальные обстоятельства воспринимались бы зрителем как причина их эмоционально-психологических проблем. Отступив в этом от принципов неореализма, Антониони строго следовал им в плане отказа от закадровой музыки как дешевого средства манипулирования чувствами зрителя. Одним из главных достоинств фильмов Антониони считаются приглушенность, вторичность диалогов, высокую культуру паузы. Сочетания образов и звуков у него говорят куда больше, чем слова.
Важнейшую часть содержания у Антониони несет в себе кинематографическая форма. Содержание рассказа предопределяет своеобразие используемых им нарративных конструкций и приемов. Монтажная техника и движения камеры доносят до зрителя основную мысль режиссера лучше, чем само повествование. Его восприятие пространства пластично, сродни мироощущению архитектора или скульптора. Психология его персонажей часто преломляется в архитектурных особенностях тех зданий и городов, которые они населяют. Режиссер видел пугающее родство между современным урбанизированным пейзажем и сознанием современных людей.
Подробности : https://stuki-druki.com/authors/antonio … angelo.php Штуки-дрюки ©