Великий Князь Дмитрий Павлович крайний слева
Великий Князь Дмитрий Павлович хорошо известен своим участием в убийстве Г.Е. Распутина в ночь на 17 декабря 1916 года совместно с Князем Феликсом Юсуповым и другими лицами. После обнаружения трупа Распутина Великий князь Дмитрий Павлович и князь Юсупов были арестованы по прямому приказу императрицы Александры Фёдоровны в нарушении действовавшего законодательства, но вскоре они были освобождены после вмешательства Николая II. Великий Князь Павел Александрович потребовал от сына, чтобы он рассказал ему всю правду, и Дмитрий Павлович по призыву отца поклялся, что его руки не запятнаны кровью. Это было правдой; он только перевозил окровавленный труп. Отец и сын в последний раз поговорили по телефону перед отъездом Дмитрия Павловича; больше им не суждено было увидеться. В конце декабря Великий Князь Дмитрий был отправлен на персидский фронт - эта ссылка спасла ему жизнь.
Его отца, в первые месяцы большевистской революции, не трогали, но в конце лета 1918 года арестовали и посадили в Дом предварительного заключения в Петрограде. Больной, с обострившимся туберкулезным процессом в обоих легких, он содержался в каземате Петропавловской крепости, а вместе с ним и прочие царственные узники. Его двоюродные братья - Дмитрий Константинович (1860г.р.), Николай (1859г.р., «Бимбо») и Георгий (1863г.р., «Гоги», женатый на второй дочери Ольги Константиновны, младшей сестре Александры Георгиевны - Марии), в конце лета 1918 года были также арестованы и перевезены в Петроград и, как и Павел Александрович, посажены в каземат. А 28 января 1919 года все они были расстреляны в Петропавловской крепости, и там же похоронены во дворе...
После Февральской революции Временное правительство предложило Дмитрию Павловичу вернуться из ссылки, но он отказался, решив остаться до конца войны там, куда его отослал Император. В 1919 году Дмитрий Павлович перебрался в Лондон, а затем в Париж.
В благодарность за уничтожение Распутина, Временное правительство позволило его доверенным лицам перевести деньги от продажи дворца за границу. В эмиграции Феликс Юсупов пытался возобновить дружбу с Дмитрием, однако не преуспел в этом. Дмитрия возмущался, считая Юсупова нарушителем слова: Феликс повсюду с удовольствием рассказывал об убийстве Распутина, хотя обещал хранить эту тайну вечно.
В 1925 году на приёме в парижском отеле "Ритц" Великий Князь Дмитрий Павлович познакомился с богатой американкой Одри Эмери, младше его на 12 лет. 21 ноября 1926 года в Биаррице они поженились. Невеста перед венчанием приняла православие и стала именоваться Анной Иоанновной.
Свадебное фото Дмитрия Павловича и Одри Эмери
Великий Князь Дмитрий Павлович в эмиграции признал Великого Князя Кирилла Владимировича "Императором в изгнании" и поэтому посчитал свой брак морганатическим. 30 ноября 1926 года супруге и потомству Дмитрия Павловича был пожалован титул Светлейших Князей Ильинских, а 28 июля 1935 года титул Светлейших Князей Романовских – Ильинских.
Большинство историков считает, что дарование этого титула было незаконным и необоснованным. Однако потомки Великого Князя Дмитрия Павловича приняли и используют титул Князей Романовских – Ильинских, а в последнее время вместо Романовских, Романовых – Ильинских или просто Ильинских.