"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Удивительный мир » Лодки, водные каналы, судоходство. 325 лет российскому флоту


Лодки, водные каналы, судоходство. 325 лет российскому флоту

Сообщений 61 страница 80 из 155

1

Лодки, водные каналы, судоходство. 325 лет российскому флоту

В этом разделе мы собираем всего понемногу о лодках, включая мудрые мысли, стихи и прозаические отрывки из литературных произведений, в которых так или иначе упомянуты лодки, водные каналы...

https://i.pinimg.com/474x/fc/f6/2b/fcf62b05aed223a55da5e60923e94675.jpg

Также, мы не обходим своим вниманием хорошие фотографии лодок наряду с живописным их изображением...

* * *

Человек со знаниями без денег — это гребец с лодкой без вёсел; человек с деньгами без знаний — это гребец с вёслами без лодки.

- Ашот Наданян

http://www.womenclub.ru/components/com_jce/editor/tiny_mce/plugins/lines/img/lines_bg.png

Люди начали осваивать водную стихию очень давно.
Это может быть связано с тем, что многие племена кочевали и часто изменяли место жительства.
При этом они могли использовать воду как средство передвижения и перемещения багажа.
Также народам, жившим на берегу рек, озер и морей нужны были лодки для рыбной ловли.

https://i.pinimg.com/564x/06/9d/1d/069d1dc46dc8272d3169f6f0a60618a8.jpg

Ло́дка — небольшое судно. В Военно-морском словаре лодка определяется, как судно длиной до девяти метров, шириной до трёх метров и грузоподъёмностью до пяти тонн. Как правило, лодки — гребные суда, но бывают и парусные лодки, однако небольшие спортивные парусные суда принято называть яхтами. Лодка может быть оборудована мотором (мотор может быть как вспомогательным, так и основным источником энергии). В соответствии с принятой в большинстве стран классификацией, моторными лодками называют суда с подвесным мотором. Небольшие суда со стационарным мотором чаще называют катером...

* * *

https://forumupload.ru/uploads/0012/8d/0b/773/t659616.jpg
♦ 02.08.1933 - Открыт Беломорско-Балтийский канал имени Сталина.

Водный канал (лат. canal — труба, жёлоб) — искусственный водоток, предназначенный для сокращения водных маршрутов или для перенаправления потока воды.

* * *

https://i.pinimg.com/564x/ce/05/e3/ce05e313b56d62c654c520c73fd37480.jpg

Типы и виды лодок

Типы и виды лодок
Байдара — большая традиционная промысловая и транспортная лодка у северных народов Восточной Сибири и западной части Северной Америки, в том числе у береговых чукчей, алеутов, коряков и эскимосов; вместимость до 30 человек.
Байдарка — длинная узкая лёгкая лодка приморских народов тихоокеанского севера: алеутов, чукчей, коряков, эскимосов, предназначенная для охоты на морского зверя; то же, что и каяк.
Баркас — самоходное судно небольших размеров, предназначенное для различных перевозок в гаванях и на рейдах; большая мореходная 14—22-вёсельная или моторизованная шлюпка.
Вака — тип каноэ, в прошлом широко распространённый среди представителей новозеландского народа маори.
Вельбот — быстроходная, относительно узкая, 4/8-вёсельная шлюпка с острыми образованиями носа и кормы.
Верейка — тип небольшой узкой лодки, традиционно использовавшейся в Англии для перевозки пассажиров через реки или в гавани.
Гичка — лёгкая быстроходная парусно-гребная шлюпка с 6-10 распашными вёслами, острым носом и транцевой кормой.
Гондола — традиционная венецианская гребная лодка.
Длиннохвостая лодка — тип лодки, распространённый в Юго-Восточной Азии, особенно в Таиланде и Малайзии.
Долблёнка — гребная, реже со съёмной мачтой плоскодонная лодка, выдолбленная из единого ствола дерева.
Жёстко-корпусная надувная лодка — маломерное судно (моторная лодка или катер), имеющая прочный и жёсткий корпус и расположенный по периметру верхней части надводного борта (у планширя) надувной баллон.
Каноэ — универсальное название для безуключинных маломерных гребных судов (лодок) разных народов.
Карбас — парусно-гребное промысловое и транспортное судно среднего размера, одно из основных у поморов и распространённое у других жителей Севера и Сибири, начиная не позднее чем с XV и до середины XX века.
Каяк — тип гребной одно-, двух- или трёхместной традиционной промысловой лодки народов Арктики, то же, что промысловая байдарка.
Кижанка — тип лодки, широко использовавшейся на крупных озёрах Карелии вплоть до конца XX века.
    Надувная лодка — плавсредство, представляет собой надувную конструкцию для плаванья по поверхности воды.
    Насад — речное плоскодонное, беспалубное судно с высокими набитыми бортами, с небольшой осадкой и крытым грузовым трюмом.
    Обласок — сибирская гребная лодка-долблёнка, используемая коренным (ханты, манси, кеты) и старожильческим русским населением Западной Сибири и Средней Сибири на таёжных реках.
    Оморочка — русскоязычное название лодки, традиционно использующейся малыми коренными народами Дальнего Востока — нанайцами и удэгейцами.
    Осиновка — традиционная небольшая поморская лодка или челн, которая делалась из цельного осинового ствола и была широко распространена по всему Поморью.
    Папирусная лодка — древнеегипетский корабль из папируса, один из самых древних в мире

    Пирога — ставшее традиционным название лодок экзотических народов.
    Подчалок — разновидность парусно-гребных одномачтовых лодок, получившая распространение на Каспийском море для рыбного промысла крючковой снастью или сетями.
    Прорезь — разновидность крупных рыболовецких лодок, которые применялись для промысла на Каспийском море, выполняя функцию плавучего живорыбного садка.
    Сампан — собирательное название для различного вида дощатых плоскодонных лодок, плавающих недалеко от берега и по рекам Восточной и Юго-Восточной Азии.
    Струг — русское плоскодонное парусно-гребное судно (барка), XI—XVIII веков, служившее для перевозки людей и грузов.
    Туз — самая малая из судовых шлюпок; имеет одного гребца, который действует одновременно двумя веслами; служит для переезда на берег, когда судно стоит вблизи последнего; имеет легкую конструкцию и длину менее 3 метров.
    Умиак — вид лодки у эскимосов; то же, что и байдара.
    Урумбай — относительно большая гребная лодка, распространённая на острове Новая Гвинея.
    Чайка — беспалубный плоскодонный чёлн запорожских казаков XVI—XVII века, в виде огромной выдолбленной колоды, по бортам обшитой досками.
    Чалум — историческое название древних парусных судов, которые применялись кхмерами для рыболовства и каботажного плавания.
    Шикара — тип деревянной лодки, используемой на озере Дал и других водоёмах Сринагара, Джамму и Кашмир, Индия.
    Шлюпка — общее название малого беспалубного мореходного судна для транспортирования людей и грузов, а также для спасения личного состава на воде.
    Ял — лёгкая парусная лодка (швертбот) или транцевая гребная, а также гребно-парусная корабельная шлюпка с вальковыми вёслами.

* * *

В 2021 году исполняется 325 лет российскому флоту. Это событие напрямую связано с именем Петра I и указом Боярской думы 1696 г. "Морским судам быть!", инициировавшим создание регулярного военного флота. С тех пор флот играет серьезнейшую роль в развитии российского государства. Благодаря его политическим и военным победам наша страна стала великой морской державой и завоевала статус империи – одной из самых влиятельных на международной арене.

Отредактировано Сандра (01.08.23 18:11:13)

+3

61


Морское судоходство Финикии

Так же как Египет считают местом зарождения речного судоходства – так Финикия славится зарождением морского судоходства. Финикийцы сделали огромный вклад в развитие кораблестроения.

Финикия богата лесом, потому уже в древности местные жители делали высококачественные долбленные лодки на которых выходили в море. Когда в 3 тысячелетии н.э. стала быстро развиваться морская торговля – финикийцы принялись строить корабли. Для того чтобы корабль был достаточно крепким и устойчивым в море, впервые в истории кораблестроения были применены шпангоуты (ребра жесткости) и киль (сначала килем служили два соединенные под углом столба).
http://www.thingshistory.com/wp-content/uploads/trirem2-300x225.jpg

Благодаря изобретениям в строительстве кораблей, финикийцы стали очень успешны в морской торговле. Они совершали дальние плавания, основывали колонии и города, которые очень скоро становились успешными и процветающими. В 2 тысячелетии до н.э финикийские корабли стали мостом между странами Средиземноморья, а в VI веке до н.э финикийцы совершили путешествие вокруг Африки.

Скорость корабля и количество гребцов

http://www.thingshistory.com/wp-content/uploads/trirem1-300x208.jpg
Финикийцы также строили боевые корабли, которые оснащались мощными таранами. Но в бою парус не большой помощник и вся ответственность за скорость корабля ложилась на гребцов.

Сначала при постройке корабля его размер рассчитывался исходя из количества весел нужных для движения. Позже финикийцы придумали двухъярусные корабли – один ряд весел располагался под палубой, а другой – сверху. Изображение именно такого корабля можно увидеть во дворце ассирийского царя Саннахериба.

Появились также триремы – трехъярусные корабли. Как оказалось, они были самым оптимальным вариантом размещения гребцов на судне. Весла располагались в три ряда в шахматном порядке. Самый верхний ряд состоял из самых длинных весел и нуждался в самых сильных гребцах.

В истории парусных кораблей были также корабли с 6-ю и 7-ю рядами весел (например у македонского царя Деметрия Полиоркета). Египетские цари Птолемей Филадельф и Птолемей Филопатр были обладателями суден с 30-ю и 40-а ярусами. На них было около 4 тысяч гребцов, 3 тысячи экипажа и 400 человек прислуги.

http://horosheekino.ru/images/line.gif

Статья подготовлена по материалам книги: К. Рыжов «100 великих изобретений», 2006 г.

0

62

https://i.pinimg.com/564x/46/a2/20/46a2206b6c71e103f755d9be19cb6aa8.jpg

* * *

— Сантьяго, — сказал ему мальчик, когда они вдвоем поднимались по дороге от берега, где стояла на причале лодка, — теперь я опять могу пойти с тобой в море. Мы уже заработали немного денег. Старик научил мальчика рыбачить, и мальчик его любил.

— Нет, — сказал старик, — ты попал на счастливую лодку. Оставайся на ней.

— А помнишь, один раз ты ходил в море целых восемьдесят семь дней и ничего не поймал, а потом мы три недели кряду каждый день привозили по большой рыбе.

— Помню, — сказал старик. — Я знаю, ты ушел от меня не потому, что не верил.

— Меня заставил отец, а я еще мальчик и должен слушаться.

— Знаю, — сказал старик. — Как же иначе.

— Он-то не очень верит.

— Да, — сказал старик. — А вот мы верим. Правда?

— Конечно. Хочешь, я угощу тебя пивом на Террасе? А потом мы отнесем домой снасти.

— Ну что ж, — сказал старик. — Ежели рыбак подносит рыбак.  ...

http://horosheekino.ru/images/line.gif

Эрнест Хемингуэй. Старик и море (отрывок)

0

63

https://i.pinimg.com/564x/f0/b3/2d/f0b32dc6bcbc9bc3159ac9266b2f2434.jpg

0

64

https://i.pinimg.com/564x/07/78/9a/07789aa512e118fb97337a4afd54e459.jpg

Луна на море

Луна уже покинула утёсы,
Прозрачным море золотом полно,
И пьют друзья на лодке остроносой,
Не торопясь, горячее вино.

Смотря, как тучи лёгкие проходят
Сквозь лунный столб, что в море отражён,
Одни из них мечтательно находят,
Что это поезд богдыханских жён;

Другие верят — это к рощам рая
Уходят тени набожных людей;
А третьи с ними спорят, утверждая,
Что это караваны лебедей.

Николай Гумилёв

0

65

https://i.pinimg.com/564x/e7/27/05/e72705d3e9667c36d15a404f48273462.jpg

0

66

https://i.pinimg.com/564x/41/49/2e/41492eef69c21d2e14a164275bbf35aa.jpg

Океан под ясною луной...

Океан под ясною луной,
Теплой и высокой, бледнолицей,
Льется гладкой, медленной волной,
Озаряясь жаркою зарницей.
Всходят горы облачных громад:
Гавриил, кадя небесным Силам,
В темном фимиаме царских врат
Блещет огнедышащим кадилом.
Индийский океан.

Иван Бунин

0

67

https://i.pinimg.com/564x/4a/5d/b3/4a5db3b2be2e798b7a7516fd6f676f12.jpg

* * *

Одна за другой рыбацкие лодки отчаливают от берега и уходят в море. Старик любит море, он думает о нем с нежностью, как о женщине. Насадив на крючки приманку, медленно плывёт по течению. ...

- Эрнест Хемингуэй. "Старик и море"

0

68

https://i.pinimg.com/564x/c4/4e/dd/c44edd62ca75e4583a42669e4295b937.jpg

На рыбалку в Норвегию редко собираются, не имея никакого опыта ловли.

Уловы в Норвегии напрямую зависят от географии: чем северней – тем рыбы больше, ее легче ловить и она крупнее,то на юге можно оказаться вообще без улова!

0

69

https://i.pinimg.com/564x/07/91/38/0791380d5585fbea2b50c507e2ed7e01.jpg

Парус

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит...
Увы, - он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури.
Как будто в бурях есть покой.

Михаил Лермонтов

http://horosheekino.ru/images/line.gif
Стихотворение написано 18-летним Михаилом Лермонтовым в Петербурге в 1832 году

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/53/Paintings_by_Mikhail_Lermontov%2C_1828-31.jpg/375px-Paintings_by_Mikhail_Lermontov%2C_1828-31.jpg
Лермонтов. Акварель. 1828—1831

0

70

Парус и корабль

https://i.pinimg.com/564x/db/11/b7/db11b74736c605e710dac10fb09563c3.jpg

История изобретения паруса уходит в глубокую древность.
С изобретением судна, на котором человек отважился передвигаться по водным просторам, роль паруса исполняла натянутая звериная шкура. Первые достоверные сведения о парусных суднах дошли до нас благодаря изображениям кораблей в период правления царицы Хатшепсут в Египте. Существует много доказательств тому, что первое парусное судно появилось в Египте для преодоления водных преград многоводного Нила. Ежегодно могучая река выходила из своих берегов, затапливая всю страну и мешая сообщению между собой городам и селениям. Вот почему появление судов для египтян было жизненной необходимостью. Нельзя назвать имя того, кто первым изобрел парус и корабль, но учеными было установлено, что за 5 тыс. лет до н. э. в Египте появилась барка — одна из ранних разновидностей их кораблей. Из-за нехватки леса первые корабли строились из папируса, имели вид ладьи, нос и корма которой были приподняты кверху, для прочности тросами стягивали корпус.

http://mirnovogo.ru/wp-content/uploads/2013/06/korabl1-228x300.jpg
Египетские папирусные корабли

Лишь в третьем тысячелетии до н. э., когда наладилась торговля с финикийцами и появилась возможность закупать кедр, египтяне начали строить деревянные парусные судна. Строительство корабля из дерева изображено в настенных рисунках некрополя, расположенного вблизи Саккары. Прямой парус позволял кораблю плыть только по ветру, его крепили на двух реях. Такелаж был укреплен на двуногой мачте, которую удерживали прочные толстые тросы, тянувшиеся от носа и кормы, а с бортов ее поддерживали ноги. Если ветер дул сбоку, мачту срочно убирали. Примерно через 400 лет двуногую мачту заменили одноногой, что облегчало хождение под парусами и позволяло судну маневрировать, однако корабль по-прежнему не мог плыть против ветра. Для этого приходилось использовать силу гребцов. Им принадлежит изобретение уключин, весла стали закреплять при помощи веревочных петель.
http://mirnovogo.ru/wp-content/uploads/2013/06/korabl2.jpg
Древнее парусное судно Египта

Это изобретение увеличило силу гребка и скорость движения судна, которая достигала 12 км в час. На корме корабля располагались два рулевых весла для управления кораблем. Позже рулевые весла стали крепить к балке, находящейся на палубе, ее вращение позволяло выбирать нужное направление. Торговые суда египтян совершали продолжительные путешествия вдоль берега, но боялись выходить в открытое море.

В отличие от египтян у финикийцев было достаточно кедрового леса для строительства судов. Еще в древности финикийцы изготавливали из стволов деревьев отличные долбленные лодки-однодревки, на которых не боялись выходить в море. В начале третьего тысячелетия до н. э. финикийцы стали усиленно заниматься корабельным промыслом.
http://mirnovogo.ru/wp-content/uploads/2013/06/korabl3-300x161.jpg
Финикийский корабль

Финикийцами было сделано ряд открытий, сыгравших огромную роль в дальнейшем развитии судостроения. Их корабли были построены по образу животных, на них были установлены ребра жесткости, обитые сверху досками. Так впервые были применены шпангоуты, широко используемые и сегодня. Финикийцы первыми построили килевое судно. Киль придал кораблю устойчивость, дал возможность установить поперечные и продольные связи, к которым крепилась обшивка. Эти новшества дали мощный толчок для быстрого развития судостроения и легли в основу облика последующих кораблей.

Финикийцы первыми задумались об увеличении скорости судна. Придя к выводу, что скорость судна напрямую зависит от количества гребцов, они начали строить суда с несколькими рядами весел. Сначала весла располагались в два яруса друг над другом. Нижний ряд гребцов располагался под палубой, а верхний ряд находился на ней. Позже они стали строить триремы — трехъярусные корабли, где три ряда весел располагались друг над другом в шахматном порядке.

https://i.imgur.com/UwfFwBfm.jpg
Финикийский корабль в музее

В зависимости от ряда весла были разной длины. Самыми длинными были весла на верхней палубе, здесь находились и самые сильные гребцы. По примеру финикийцев многие народы, живущие у моря стали строить корабли, некоторые из них имели по 6-7 рядов весел. Египетский царь Птоломей имел корабль с сорока рядами весел и 4 тысячами гребцов, кроме того, на нем было 3 тысячи экипажа и 400 человек прислуги. Конечно, подобные корабли были слишком громоздкими и неповоротливыми, поэтому основным типом корабля во времена античности оставались легкие, быстроходные и маневренные триремы.

Читать больше: http://mirnovogo.ru/parus-i-korabl

0

71

https://i.pinimg.com/564x/c6/c6/5f/c6c65f6602b7f0a7423ff7c68eedba08.jpg

0

72

Суда Древней Руси

http://s7.uploads.ru/t/iz4Hk.jpg
Первым славянским «кораблем», по сути, была большая плетеная корзина, обшитая корой или кожей. На смену ему быстро пришел челн-однодеревка, выдолбленный из целого дерева. Иногда челн создавался иным способом.

Древние корабелы делали в живом древесном стволе трещину на всю длину челна, постепенно,год за годом, вбивая в него клинья и распорки, чтобы добиться нужной формы будущего корпуса. Только после этого дерево срубали и лишнюю древесину стесывали, выжигали и выдалбливали. Затем дерево обрабатывали водой и огнем, чтобы придать ему гибкость, после чего вставляли внутрь примитивный шпангоут - опруги. На кропотливую работу над корпусом челна порой уходило до пяти лет.

Впервые челн-однодеревку на берегу Ладожского озера нашла в 1878-1882 гг. экспедиция А. А. Иностраицева. Возраст, приписываемый историками этому небольшому судну длиной всего 3,5 м и шириной 0,86 м, огромен - около 4,5 тысячи лет. Славяне долго не хотели расставаться с легкими однодеревками. Видоизмененные челны с обшивкой и больших размеров - насады - плавали в русских водах вплоть до конца XV в. Позже их вытеснили наборные корабли.
Преемницей челна стала созданная в X в. для торговых плаваний и боевых походов «набойная лодья». По сравнению со своими собратьями она имела более высокие борта, к которым крепились стойки. На них прибивали несколько досок внакрой. Такое нехитрое усовершенствование значительно увеличивало внутренние размеры «лодьи», и главное - ее грузоподъемность. Теперь легкое и небольшое судно могло взять на борт ни много ни мало 15 т груза. После достройки судно снабжали веслами, якорем и мачтой с простым прямым парусом. Кстати, эти суда делали небольшими из- за того, что через пороги Днепра судно приходилось тащить волоком. Но несмотря на это они все равно были великолепно приспособлены к морским плаваниям, и русские мореходы смело бороздили на них воды Черного моря.

В IX в. русские торговцы стали частыми гостями на константинопольском рынке. Весной 860 г. в Константинополе произошел инцидент, во время которого были схвачены несколько русских купцов. В ответ русские, собрав мощную флотилию из 250 кораблей, немедленно осадили Константинополь, с лихвой рассчитавшись с его вероломными гражданами. Этот и другие морские походы восточных славян на Византию, несомненно, сделали свое дело: торговля русских купцов с Востоком и Западом долгое время оставалась беспошлинной.

Русская ладья
https://i.imgur.com/uTTqHG2m.jpg

В XII в. в набиравшей силу Киевской Руси все чаще стали строить крупные ладьи, имевшие сплошную дощатую палубу, укрывавшую сверху гребцов. Нос и корма у этих судов были одинаково заострены, и на них размещалось по рулевому веслу - потеси. Они позволяли, не разворачивая ладьи, быстро менять курс. В русских летописях такие суда также называли скедией, наседой и кораблем. Конечно, 20 м в длину, 3 м в ширину и 40 человек команды не так уж много для корабля, и все-таки это был настоящий корабль. Постепенно на первый план среди центров судостроения выдвинулся «Господин Великий Новгород». И неудивительно. Ведь через него проходил знаменитый путь «из варяг в греки», то есть из Балтики по рекам в Черное, тогда носившее название Русское море. Когда в середине XI в. государство Ярослава Мудрого распалось на множество враждующих княжеств, значение речных и морских транзитных путей сильно пошатнулось. Именно тогда новгородское судостроение начало развиваться независимо от Киева.

История сохранила немало свидетельств мощи славянского военного флота. Хотя славяне и не отличались агрессивностью, они преподали хороший урок шведскому королю Эрику, который в середине XII в. осадил город Ладогу. Новгородцы разбили шведов, пленив 43 из 55 вражеских судов. В ответ был предпринят поход на город Сигтуну, закончившийся блестящей победой русских.

Новгородцы долгое время держали в руках ключевые выходы к Белому морю. Они плавали в экстремальных условиях, постоянно защищаясь от соперников. Постепенно сформировались новые типы судов, которые было удобно перетаскивать волоком из одной реки в другую. Это были плоскодонный легкий шитик и ладья «ушкуй». Ушкуи, вмещавшие до 30 воинов, были удобными судами для набегов на соседние славянские княжества, чем в XIII в. и промышляли новгородцы. Рыболовный промысел, бывший в особой чести у славян, привел новгородских переселенцев к берегам северных морей. Постепенно поморы становились такими же хозяевами Балтики, как и норманны. С XII в. поморы доходили до Гру- манта (Шпицберген), а колонии славян появились даже на берегах Англии.

Долбленая лодка - осиновка
https://i.imgur.com/JZw5focm.jpg

Суровые северные моря диктовали корабелам свои условия, и поморы начали строить новые, непохожие на другие суда: осиновки, ранынины, кочмары и шняки. Шняки имели в длину от 6 до 12 м и снаряжались одной или двумя мачтами с прямым или шпринтовым парусом. Лодки-осиновки перевозили добытый улов на берег. Но наибольшей популярностью пользовались парусно-гребные карбасы. Эти суда могли иметь палубу, а могли обходиться и без нее, но обязательным атрибутом этого корабля были полозья, крепившиеся на днище. С их помощью карбас легко передвигался по льду.

Подробнее на сайте Морская библиотека http://sea-library.ru/morskie-stati/604 … -rusi.html

0

73

Суда Древней Руси

Кочмара
http://sg.uploads.ru/t/2tzp7.jpg
В дальних морских скитаниях поморы использовали коч - однопалубное плоскодонное судно максимум 25-метровой длины. При водоизмещении в 60 т коч имел осадку около полутора метров. Обшивку первых кочей к набору корпуса привязывали ремнями или пеньковыми веревками и только много позже стали использовать железные гвозди и болты. Пазы и стыки обшивки тщательно конопатили просмоленной паклей, заливали варом и закрывали рейками на скобах. Подводная часть корпуса судна была округлой, а нос и корма приподняты.
Благодаря такой обтекаемой форме коч, зажатый льдами, как бы выдавливался на поверхность, оставаясь при этом невредимым. На корме этого судна делали казенку - небольшую каюту для капитана и приказчика. Экипаж, состоявший из 10-15 человек, размещался в трюме. Парусное вооружение было очень простым: оно включало мачту и прямой парус, на первых кочах сшитый из кожи, а впоследствии - холщовый. Весла, парус и по- путный ветер позволяли кочу достигать скорости 6-7 узлов.

Коч поморский
https://i.imgur.com/u0vyEQWm.jpg

Поморские кочи, много веков остававшиеся в строю, заложили фундамент для дальнейшего развития российского мореходства. Именно эти суда в XVIII в. стали прообразом военно-морского флота, созданного при Петре Первом. Значительную роль они сыграли и в географических открытиях XVI-XVII вв. Достаточно вспомнить поход С. И. Дежнева, впервые спустившегося на коче по Индигирке до Северного Ледовитого океана и морем достигшего реки Алазеи.

Самым быстрым судном, плававшим на большие расстояния в северных водах, считают морскую (в летописях «заморскую») ладью с тремя мачтами. Хорошее парусное вооружение при попутном ветре давало морской ладье возможность проходить до 300 км в сутки, при этом она могла унести на себе до 300 т груза. В длину ладья достигала 18-25 м, а в ширину 5-8 м.
«Заморские» ладьи были первыми полностью наборными плоскодонными судами с транцовой кормой и навесным рулем. Корпус судна разделялся переборками на три отсека. В переднем обитала команда, в среднем размещался грузовой трюм, а кормовой отсек отводился в распоряжение рулевого.

Ладья поморская
https://i.imgur.com/MP0KiZgm.jpg

Одна из наиболее древних и наиболее известных династий новгородских кораблестроителей - семья Амосовых. В XIV в. Трифон Амосов, внук одного из первых русских мореходов, охотившихся на зверя в Белом и Карском морях, переезжает из Новгорода в Холмогоры, где приступает к строительству корабельной верфи, ставшей матерью первым большим русским кораблям, ходившим в северных льдах. Корпусам наиболее крупных из них придавалась форма, напоминавшая обводы современных ледоколов. Нос и корма холмогорских судов были сделаны с высоким подъемом, а борта - со значительным развалом. Судно управлялось при помощи навесного руля.
Традициям славной семьи Амосовых следовали и их потомки, построившие в XIX в. такие знаменитые корабли, как фрегат «Паллада», 110-пушечный корабль «Ростислав», бриг «Меркурий» и многие другие суда российского флота.

Подробнее на сайте Морская библиотека http://sea-library.ru/morskie-stati/604 … -rusi.html

0

74

https://i.pinimg.com/564x/27/8d/68/278d6887b43b4d4b020731a47e94e6ed.jpg

0

75

https://i.pinimg.com/564x/fb/a7/2c/fba72c1ddc307ff7e9c0897b1de1ba66.jpg
Изобретение лодки и весла произошло почти одновременно.

Эти изобретения значительно упростили передвижение по воде. Для изготовления с помощью каменных инструментов долбленой лодки требовалось очень много затрат и усилий, поэтому со временем лодки стали изготавливать из коры. ...

Изобретение лодки и весла открыло новую эпоху в истории освоения человеком водных стихий, он получил первое транспортное средство для передвижения по воде...
https://i.pinimg.com/564x/73/34/71/73347124c8503a4fa8d677e2860ec8c8.jpg
Невозможно назвать имя человека, первым, кто изобрел весло и лодку. Существовало много причин, заставивших древних людей искать средства и способы для освоения водных стихий. Первое достоверное упоминание о лодке своими корнями уходит в глубокую древность, около 12 тысяч лет назад у человека появилось первое средство передвижения по водным просторам. Люди издавна селились около водоемов, рек, озер и морей. Здесь они ловили рыбу, которая являлась для них основным источником пропитания. Со временем люди стали задумываться о плавательных средствах, благодаря которым они смогли бы отплыть подальше от берега, где рыбы было значительно больше. Кроме того, люди часто меняли места поселений, кочуя с одного места на другое, в результате чего необходимо было переносить на себе весь домашний скарб. И здесь люди стали задумываться, как облегчить этот непосильный труд, используя подручные средства и силу воды в своих интересах.

0

76


Ладья (судно)

Ладья (в северных говорах ло́дья), дубас — славянское и русское (поморское) парусно-вёсельное морское и речное судно, предназначенное для гражданских и военных целей.

Судно было приспособлено для дальних плаваний. От слова ло́дья произошло современное слово «лодка» (маленькая ло́дья). Также это название применяется к другим подобным по конструкции судам (древних египтян, викингов и др.).
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/a6/Nicholas_Roerich%2C_Guests_from_Overseas_%28corrected_colour%29.jpg/450px-Nicholas_Roerich%2C_Guests_from_Overseas_%28corrected_colour%29.jpg
Ладьи на картине Н. К. Рериха «Варяжские гости».

Историки сходятся во мнении, что сам термин «лодья» является исконно славянским. Древними вендами (венедами) ещё в VIII веке использовался термин lodja. Аналогичны ему термины: в Германии (Люнебург) — lida (ляда), в Чехии — lodie, в Польше — łódź, в Эстонии — lodja. В морском словаре К. И. Самойлова указывается, что лодья — всякое речное судно, особенно больших размеров, в противоположность мелким судам, которые назывались межеумками.

В Русской Правде в списке 1282 года перечислены лодья, морская лодья, набойная лодья, чёлн и струг. В Древней Руси большую плоскодонную ладью с парусом и вёслами называли «ушкуй». Развалистую печорскую ладью называли «брусянка».
Промышленное строительство лодей на территории России прекращено в начале XVIII века.

Наиболее ранние свидетельства использования в Древней Руси клинкерных дощатых судов ладейного типа прослеживаются с IX века по находкам в Старой Ладоге досок судовой обшивки, железных заклёпок и Т-образной стойки судового навеса (подобные стойки использовались на судах викингов, в частности, на судне из Гокстада). С X века находки ладейных заклёпок широко известны на многих раннегородских и торгово-ремесленных центрах Древней Руси (Новгород, Гнездово, Киев и др.)

0

77

Ладья широко использовалась в Древней Руси.

На ладьях лишённые наследства дети князей и их товарищи (варяги) совершали военные походы или просто грабительские набеги на Византию. При преодолении естественных или искусственных препятствий, недоступных для судоходства, ладьи тащились волоком. Древнерусское государство уже в IX веке обладало большим флотом, состоящим минимум из 200 ладей, что доказывается успешным морским походом на Константинополь в 860, а также походом князей Аскольда и Дира 862 года. Однако флот имел двойное назначение:

    в мирное время большинство ладей (Плавная рать) использовалось в качестве торгового флота и лишь некоторые — для перевозки войск или береговой охраны;
    в военное время все доступные ладьи отмобилизовались князьями для военных нужд.

Это было возможно благодаря отсутствию на ранних русских кораблях специфических военных приспособлений. Основной тактикой тогдашнего русского флота был абордаж. Один византийский дромон, как правило, захватывался (абордировался) двумя — тремя лодьями. Также использовался приём прохода вдоль борта вражеского корабля с целью поломки его вёсел и лишения хода. В качестве средств борьбы с вражескими кораблями также использовались ручные тараны. В схватках одиночных кораблей ладьи, имевшие меньшие габариты, сворачивали паруса и до сумерек старались держаться со стороны солнца на срезе горизонта. С наступлением сумерек ладьи устремлялись к противнику и заставали врасплох.

В результате феодальной раздробленности, а затем ордынского нашествия, в результате которого Древняя Русь становится вассалом Монгольской империи, даже нерегулярные морские силы у древнерусских княжеств отсутствуют. Единственным возможным исключением была Новгородская земля, имеющая выход к Балтийскому и Белому морям. Для противодействия экспансии шведов, новгородцы строили корабли, участвовавшие в операциях (например, при освобождении новгородско-псковскими войском крепости Орешек в 1349 году). У викингов ладьи были с симметричным носом и кормой длиной до 40 метров и большим числом гребцов-воинов. Использовали ладьи и в Булгарии.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/bf/Coat_of_Arms_of_Kirishi_%28Leningrad_oblast%29.svg/300px-Coat_of_Arms_of_Kirishi_%28Leningrad_oblast%29.svg.png
Герб г. Кириши (Ленинградская область).

Развитие морской торговли в России, в XIII — XIV веках, привело к модернизации и значительному увеличению размеров судов в: длину до 25 метров, в ширину до 8 метров. Соответственно увеличилась и грузоподъёмность до 200 тонн. Такие суда имели до трёх мачт, с прямым парусным вооружением на первых двух и гафельным на последней мачте, общая площадь парусов была до 500 квадратных метров.

«плывя по ветру, все лодьи опережали нас. Впрочем, согласно своему обещанию Гавриил и его друг часто приспускали свои паруса и поджидали нас»

    — С. Барроу, английский мореплаватель, 1556 год.

Также северные (поморские) мореходные трёхмачтовые лодьи могли взять до 20 тонн груза (в начале XVI века — до 300 тонн), и имели скорость до 13 километров в час. На торговых лодьях поморы ходили торговать в Англию, на Грумант, в Мангазею и в государства Скандинавии.

0

78

Суда Древней Руси

Конструкция ладьи

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/c1/Coat_of_Arms_of_Strugokrasnensky_rayon_%28Pskov_oblast%29.png
Герб Стругокрасненского района,
Псковская область.
Изображение стругов — лодей.

    Первоначально ладьи строились из выдолбленных крупных стволов дуба или липы с наращиванием их досками для увеличения высоты борта. Такие ладьи назывались «насадами» или «набойными».
    В дальнейшем стали строить «дощатые ладьи», то есть корпус судна полностью делался из досок.
    Длина ладей составляла около 25 метров, ширина около 8 метров. Грузоподъёмность — до 20 тонн. Ладья имела вёсла и парус.

    Ладьи русских поморов имели длину около 7,5 метров, ширину 3,0 метров и осадку до 3 метров. Парусное вооружение таких ладей составляли две-три мачты. На них поднимались прямые паруса.

На вооружении некоторых лодий находились тараны, метательные машины, позднее с одною или двумя пушками, другие брали десант до 60 человек из числа рати.

В морском словаре К. И. Самойлова указывается, что лодья — грузовое парусное палубное судно, имела грузоподъемность 15 — 30 тонн, осадку кормы 1,2 — 2,7 метров (4 — 9 футов).

Вот как представляет себе строительство ладей, в середине XI века, современный писатель:

    И бечевой заработок, доступный, легкий: пара лошадей тащит вверх тяжелогруженую лодью, и всего-то нужен для такого дела один паренек лет двенадцати. ... Они же торгуют новыми лодьями. Старинные лодейщики умеют дерево выбрать, бревно выдержать, обводы распарить и выгнуть, собрать лодью, засмолить, и будет она служить тебе до твоей старости. Строят они и другие лодьи, грубо сколоченные из толстых досок и бревен, пригодные плыть только вниз, на одно плаванье. Такие совсем дешевы, и служат они тем купцам, которые спускаются в степные места, где, распродав товар, продадут и лодью для поделок, на топливо. Князю с дружинниками покупать-продавать было нечего, менять свои лодьи они не собирались.

Экипаж
Принимала на борт от 40 до 60 человек.

0

79

https://www.aoosk.ru/upload/resize_cache/iblock/d34/260_174_1/USC_Titanik.jpg
© Фото предоставлено Прибалтийским судостроительным заводом "Янтарь"
Режиссер осматривает техническое оборудование

Голливуд под водой: глубоководные аппараты "Мир" помогли снять "Титаник"

Легендарный фильм Джеймса Кэмерона "Титаник" мог бы и не попасть на экраны кинотеатров в 1997 году, если бы не российские глубоководные аппараты "Мир-1" и "Мир-2", созданные ученым Анатолием Сагалевичем.

Корреспондент проекта "Морская держава" поговорил с исследователем морских глубин о подводных съемках голливудского блокбастера, техническом оснащении аппаратов и дружбе со знаменитым режиссером.
Важно сделать что-то невероятное
По словам Анатолия Сагалевича, первый раз судно "Титаник" он снял в 1991 году в сотрудничестве с фирмой IMAX. Это был документальный фильм режиссера Стивена Лоу под названием "Титаника", который длился полтора часа.

В предисловии к книге Анатолия Сагалевича об исследовании погружений "Глубина", написанном Джеймсом Кэмероном, говорится, что на протяжении двух лет перед тем, как снять "Титаник", они много раз обсуждали, как бы могли использовать аппараты "Мир" для съемки документальных кадров на месте кораблекрушения.
Однажды, когда режиссер размышлял, стоит ли вообще снимать "Титаник" или лучше взяться за другой проект, он получил от ученого по факсу письмо. В нем была такая фраза: "Иногда в жизни нужно сделать что-то невероятное". Тогда Сагалевич просто говорил о своей мотивации, размышляя о технических решениях и предстоящих трудностях, но для Кэмерона эти слова стали судьбоносными.

"Он считал, что это было важно для мира, особенно для молодых людей: увидеть, как на самом деле осуществляются глубоководные океанские исследования, и что наш фильм может зажечь в других такую же страсть, которая горела в нем самом. Но мне показалось, что его слова были о моем решении. Я остановил взгляд на этих словах, как будто они светились изнутри. Да! – почти закричал я. – Да, важно сделать что-то невероятное!" – пишет Кэмерон в предисловии к книге.

Как все начиналось
Как бы фантастически это ни звучало, но познакомил советского ученого Анатолия Сагалевича с Джеймсом Кэмероном другой режиссер – Эл Гиддингс. Он был сопродюсером Кэмерона в ленте "Бездна" и тоже участвовал в экспедиции для документального фильма IMAX в 1991 году.

"Джим посмотрел этот фильм и попросил, чтобы Эл Гиддингс нас познакомил, и вот в 1992 году в июне месяце они приехали в Москву. Мы с ними слетали в Калининград, посмотрели "Келдыш" и "Миры". Было много интересного, много разговоров. Я им некоторые идеи по фильму подкинул. Потом и у меня был визит, осенью 1992 года Джим пригласил меня в Лос-Анджелес", – рассказал ученый.

После этого Кэмерон начал снимать другой проект – "Правдивая ложь", и дело застопорилось. Тогда Сагалевич снова прилетел в Лос-Анджелес, где они опять обсуждали технический процесс, но и в этот раз дальше разговоров дело не пошло.

"Были сложности, он, конечно, боялся, потому что это огромные деньги, около полумиллиарда только на съемки фильма, поэтому решение было принято только осенью 1994 года. Два года ушло на его раздумья. На наше общение, конечно, тоже, ведь мы обменивались в то время факсами, тогда еще мейлов не было", – добавил Сагалевич.
Здесь же он рассказывает историю о том судьбоносном письме от первого лица: "Я ему однажды послал категорический факс, о котором он до сих пор вспоминает. Написал, что пока мы еще в силе, а аппараты у нас в хорошем состоянии, нужно решать to be or not to be ("быть или не быть"). И написал такую фразу: "Вообще говоря, человек должен хотя бы один раз в жизни принять решение и сделать что-то экстраординарное". До сих пор Джим это вспоминает, он понял, что это в его адрес. И через неделю он мне позвонил домой, я как раз приехал с работы и вечером вдруг звонок, слышу – там длинные заграничные гудки. Беру – там Джим. И Джим мне говорит, любимое слово его было, когда мы погружались: "Поехали". И он мне говорит на русском: "Толя, поехали!". Я говорю: "Куда поехали?". "Поехали", – мы, значит, приняли решение о съемках фильма. Это было осенью 1994 года, а в начале 1995-го я уже вылетел в Лос-Анджелес".
Джеймс Кэмерон и Анатолий Сагалевич на фоне судна Академик Мстислав Келдыш

И вот уже в августе команда встретилась в Галифаксе и начала работать. Съемки проходили с 10 по 29 сентября. За эти 20 дней Сагалевич и Кэмерон сделали 24 погружения – оба аппарата "Мир" использовали поочередно.

"Только преисполнившись глубокого уважения друг к другу, люди могут работать в настолько агрессивной среде на протяжении томительно долгих часов и достигать целей, недоступных ранее. Если для меня это было грандиозное приключение, то для Анатолия и его команды – обычная работа: "Сделать невозможное перед обедом". Я слушал рассказы и видел кадры тех рискованных операций, которые проводила команда Сагалевича во время тех экспедиций, где меня не было рядом с ним", – приводятся слова Джеймса Кэмерона в книге "Глубина".

Съемки "Титаника"
Аппараты "Мир-1" и "Мир-2" базируются на борту научно-исследовательского судна "Академик Мстислав Келдыш", который стоит в порту Калининград

На сегодняшний день главная задача этой техники – научные исследования в различных частях Мирового океана и глубоководные съемки. Недавно у них появилось новое назначение – подводный туризм.

"Анатолий и я провели сотни часов вместе внутри "Миров", любуясь тем, что имели счастье наблюдать лишь немногие люди на Земле. Они научили меня скрупулезности научного отбора проб и мониторинга, а я делился с ними своими технологиями подводного освещения и подводной съемки. Вместе мы стали не только командой, способной выполнить множество революционных задач, но и друзьями, а затем и семьей", – рассказывал Джеймс Кэмерон в книге "Глубина".

Для того чтобы снимать под водой, на аппараты "Мир" установили камеры Panavision, изготовленные специально для проекта. Сами устройства переделали в цилиндрические конструкции, которые вставляли в прочный корпус с иллюминатором.

"Пленки в кассете хватало на 20 минут, то есть на одно погружение. Камера, естественно, была за бортом аппарата вне кабины, и там она стояла в специальном поворотном гидравлическом устройстве", – рассказал Сагалевич.

Также на аппарате "Мир-2" был установлен маленький телеуправляемый модуль, который входил внутрь судна "Титаник" на кабеле, а для того, чтобы глубоководные съемки имели хоть какой-то смысл, специалисты размещали на аппарате до восьми специальных ртутно-галогенно-йодистых светильников мощностью 1200 ватт каждый.

"Это был Голливуд на "Келдыше", Голливуд под водой. Судно "Академик Келдыш" попало в кадр на отдельных съемочных фрагментах: например, там поставили имитацию вертолетной площадки, на которую садился вертолет, который привез старую Розу", – поделился ученый.

Как устроен этот "Мир"?

Когда у Анатолия Сагалевича спрашивают, почему Джеймс Кэмерон выбрал "Мир", он цитирует слова самого режиссера: "Потому что это лучший аппарат в мире".

"Это в общем так и есть, потому что даже американцы, есть у них такой Центр развития технологий Соединенных Штатов, признали "Миры" в 1994 году лучшими в серии глубоководных аппаратов, когда-либо создававшихся в мире", – добавил ученый.
В своей книге он пишет, что безопасность пребывания человека на большой глубине прежде всего обеспечивает прочный корпус. Остальные элементы и системы аппарата предназначены для доставки этого корпуса на заданную глубину, передвижения под водой и возвращения обратно на поверхность.

"Во время той экспедиции мы работали на обоих "Мирах" вокруг "Титаника", безопасно координируя свои действия с большим дистанционно управляемым аппаратом "Медуза", который сверху освещал место крушения металлогалогенными лампами мощностью 10 000 ватт. Мы погрузились на место гибели "Титаника" и задействовали два дистанционно управляемых мини-аппарата, управлявшихся из "Миров". Эти маленькие роботы заходили внутрь "Титаника", чтобы изучить его каюты и общественные помещения, передавая по оптико-волоконному кабелю завораживающие кадры с изощренной деревянной резьбой и прочими остатками былого великолепия "Титаника", – писал Кэмерон в предисловии к книге "Глубина".

Конструкция также включает в себя две полусферы, изготовленные способом литья и прошедшие термическую и механическую обработку. Сама сфера имеет три иллюминатора: центральный – внутренним диаметром 200 миллиметров и два боковых – диаметром 120 миллиметров.
Иллюминаторы обеспечивают хороший обзор при работе под водой. В качестве источника энергии используются никель-кадмиевые аккумуляторы, а общий энергетический запас аппарата "Мир" составляет 100 киловатт в час.

"Во время той экспедиции мы работали на обоих "Мирах" вокруг "Титаника", безопасно координируя свои действия с большим дистанционно управляемым аппаратом "Медуза", который сверху освещал место крушения металлогалогенными лампами мощностью 10 000 ватт. Мы погрузились на место гибели "Титаника" и задействовали два дистанционно управляемых мини-аппарата, управлявшихся из "Миров". Эти маленькие роботы заходили внутрь "Титаника", чтобы изучить его каюты и общественные помещения, передавая по оптико-волоконному кабелю завораживающие кадры с изощренной деревянной резьбой и прочими остатками былого великолепия "Титаника", – писал Кэмерон в предисловии к книге "Глубина".

Это не конец

Официальная премьера фильма прошла в Лос-Анджелесе в 1997 году. На нее пригласили и самого ученого как человека, принимавшего в съемках непосредственное участие. После этого Джеймс Кэмерон прилетел в Калининград, где встретился с командой, которая помогла ему воплотить в жизнь такой грандиозный проект.
"Дружба продолжается. Мы с Кэмероном сняли пять фильмов, так что "Титаник" – это только один из них. Следующий фильм был "Призраки бездны", потом был фильм "Бисмарк" на глубине 1700 метров. Он снял две части по 45 минут для канала Discovery. После этого мы с ним еще снимали фильм "Пришельцы глубин", – поделился Сагалевич.

Калининград – это базовый порт судна "Академик Келдыш", где живет и работает экипаж, а также часть подводников аппаратов "Мир", поэтому первое время в местных кинотеатрах "Титаник" показывали круглые сутки.

"Я знал, что "Титаник" будет необычным проектом: и главным испытанием, и главным приключением в моей жизни. И я позвонил главе моей производственной компании и сказал ей, что принял решение: мы делаем "Титаник". И мы сделали этот фильм. И это было захватывающее приключение", – рассказал Джеймс Кэмерон в предисловии к книге "Глубина".

0

80

https://i.pinimg.com/564x/0c/25/6a/0c256a373d7cca590b56272111c1c1d3.jpg

* * *

Черное море

Непокорная голубая волна
Все бежит, все бежит, не кончается.
Море Черное, словно чаша вина,
На ладони моей все качается.

Я все думаю об одном, об одном,
Словно берег надежды покинувши.
Море Черное, словно чашу с вином,
Пью во имя твое, запрокинувши.

Неизменное среди многих морей,
Как расстаться с тобой, не отчаяться?
Море Черное на ладони моей,
Как баркас уходящий, качается.

Булат Окуджава

+1


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Удивительный мир » Лодки, водные каналы, судоходство. 325 лет российскому флоту