Цитата дня
Красота и женственность не имеют возраста, и эти качества нельзя создать. Женские чары нельзя производить промышленным способом, как бы кому этого не хотелось. Истинную красоту порождает женственность. Женская привлекательность только тогда и сильна, когда она естественна и стихийна.'
Мерилин Монро
Неспроста сегодня выбрана такая цитата дня....Сначало намерение было повести простой разговор о фильме «Весна», и он, конечно будет. Однако вдруг высветлилось, что мало, кто обращал внимание на то, что именно в этом фильме показано пробуждение в женщине женственности, когда на улице весна, когда «журчат ручьи, кричат грачи, и тает снег, и сердце тает»...
Там были заложены, кроме прочих, две очень интересные линии. С одной стороны — линия чистой женственности, такой неотразимой, женского обаяния, с другой стороны — линия, которая впоследствии реализовалась вплоть до феминистских движений. Умная женщина в очках, примитивно говоря, "синий чулок". Но поскольку играет одна та же самая обаятельная, неотразимая артистка, то синий чулок на самом деле, это - неотразимая интеллектуалка, которая пробуждается этой весной от ощущения новых чувств. Поэтому в этом смысле фильм ''Весна'' — это, конечно, нечто ключевое, решающее, стоящее на перекрестке, очень важное произведение нашего кинематографа и веха нашей внутренней душевной истории.
«Весна» — советский кинофильм в жанре музыкальной комедии с элементами научной фантастики, снятый в 1947 году режиссёром Григорием Александровым. Съёмки велись в Москве и в Чехословакии на киностудии «Баррандов». Быть может, мелодраматическая комедия «Весна» - самый важный фильм Григория Александрова (1903-1983), своего рода исповедь режиссера, в которой он блестяще создал тот элитно-буржуазный мир, в котором он всегда хотел жить, к которому он всегда стремился, весьма преуспел в этом стремлении, но, разумеется, так и не достиг идеала…
Фильм «Весна» был поставлен режиссером Григорием Александровым в 1947 г. В основу фильма легла пьеса «Звезда экрана» А. Раскина и М. Слободского. В двух ролях - Никитиной и Шатровой - снималась – в соответствии с ремаркой авторов пьесы – одна актриса. Это была тогдашняя звезда, жена режиссера, красавица Любовь Орлова. Фильм имел огромный успех, его смотрела вся страна, некоторые реплики персонажей повторялись как поговорки, утратившие источник. Тоже оказывали влияние на нашу жизнь. А на VIII международном фестивале в Венеции (1947 г.) Александр Раскин и Морис Слободской, вместе с Григорием Александровым были удостоены приза за лучший сценарий . Григорий Александров, кроме того, номинировался и на приз за режиссуру.
И вот примерно через пятьдесят лет этот фильм показали на кинофестивале в Лейдене – это очень престижное мероприятие, на котором представляют премьеры и ретроспективы не рядового кино, а только такого, которое называется искусством – «артхаус», как теперь принято говорить. «Весна» стала просто потрясением для тех, кто не был знаком с этим фильмом, то есть в основном для зарубежного зрителя и критиков. Вот тут впервые стали не просто хвалить комедию, а всерьез писать о значении фильма «Весна».
Актерская игра Любови Орловой не оказывалась уже в центре внимания. Но поражало слияние реальности и сказочности, научной фантастики и самоиронии, эффектности и изящества, массовости и интеллигентности. Отмечались талант и голливудская школа Григория Александрова, выдающаяся операторская работа Юрия Екельчика, высокое техническое оснащение киностудии «Барранды», где снимался фильм, и, конечно, мастерство драматургической структуры, дающей возможность это слияние показать. Театр, где работает героиня-актриса, где льются звуки музыки и развеваются юбки балерин: то открыто, то закрыто – то есть, то нет. Научный институт, в котором работает героиня-исследователь и стоят огромные конструкции, прекрасные своей полной непонятностью. Бесконечные съемочные павильоны, где актриса должна играть ученую и где ученая выдает себя за актрису, играя самую себя. Улицы, по которым гуляют герои, то ли уже выйдя из павильона, то ли еще оставаясь в нем, то ли это улицы Москвы, то ли просто некая сказка, «сон в летнюю ночь», дурман, в котором мужчина не понимает, в которую из женщин он влюблен.
Все это смешивается в особый мир, в иллюзию, в которой побеждают искусство и любовь. Фильм - это вполне классический сюжет «комедии ошибок», проистекающей из внешнего сходства двух людей. Но никто из героинь, не символизирует какой-либо класс: ни рабочий класс, ни крестьянство. Просто две женщины, красивые и умные, с человеческими качествами и чертами характера, которые однажды весной вдруг познали самих себя, пробудили в себе женственность...
В ролях
Любовь Орлова — Ирина Петровна Никитина, учёный в институте Солнца / Вера Георгиевна Шатрова, артистка театра оперетты
Николай Черкасов — Аркадий Михайлович Громов, кинорежиссёр
Михаил Сидоркин — Виктор Семёнович Рощин, журналист
Фаина Раневская — Маргарита Львовна, экономка Ирины Петровны
Ростислав Плятт — Василий Григорьевич Бубенцов, научный консультант, завхоз института
...