«Изменчивый месяц февраль, он любит весну и зимы ему жаль».
Вот «мир кипящих … снегов» прекрасно изобразил Аполлинарий Михайлович Васнецов (1856-1933) в своей акварельной работе «Старая Москва. Метель». В этом произведении художник очень гармонично соединил своё увлечение историей Москвы, изобразив вид старого города, и зимний пейзаж. В своих акварелях художник использовал собственную уникальную технику: на угольный или карандашный рисунок он наносил тонкий слой акварельной краски. Благодаря этому мы можем хорошо разглядеть все деревянные постройки и буквально ощутить, как всё это обволакивается снежным ветром.
Аполлинарий Васнецов. Старая Москва. Метель. 1904.
Бумага, карандаш, акварель, уголь. 51,8 x 73,9.
Государственная Третьяковская галерея
А наш любимый бард и замечательный поэт Юрий Иосифович (Юзефович) Визбор (1934-1984) сожалеет об уходе зимы и просит: «не дари мне ни осень, ни лето, подари мне февраль»:
Юрий Визбор
Три сосны
Ах, какая пропажа – пропала зима!
Но не гнаться ж за нею на север?
Умирают снега, воды сходят с ума,
И апрель свои песни посеял.
Ну да что до меня – это мне не дано:
Не дари мне ни осень, ни лето,
Подари мне февраль – три сосны под окном
И закат, задуваемый ветром.
Полоса по лесам золотая легла,
Ветер в двери скребёт, как бродяга,
Я тихонечко сяду у края стола,
Никому ни в надежду, ни в тягость.
Все глядят на тебя – я гляжу на одно:
Как вдали проплывает корветом
Мой весёлый февраль – три сосны под окном
И закат, задуваемый ветром….
1972
На картине Георгия Григорьевича Нисского (1903-1987) «Февраль. Подмосковье» одинокая лыжница словно хочет успеть накататься до захода солнца и до того, как снег растает. Но недаром художника считают основоположником «сурового стиля» и индустриального пейзажа. Мы видим на картине и дорогу с мчащимися машинами, и поезд, который тянет вагоны под стук своих колес. При этом в работе нет ничего лишнего. Именно за простоту и лаконичность ценят работы художника коллекционеры.
Георгий Нисский. Февраль. Подмосковье. 1957
Холст, масло. 120 х 194 Государственная Третьяковская галерея
О коротком февральском дне грустит Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1942) в строках о феврале из цикла «Тринадцать лун». Его февраль – сечень (старинное название месяца), и «сечет он снегом лица нам, сечет он зиму пополам» и «греет час, в обманах дней, чтоб ночью было холодней»:
Константин Бальмонт
Февраль (из цикла «Тринадцать лун»)
Февраль – Сечень, Февраль – печаль,
Короткий день, а дня нам жаль,
Короткий день, и длится ночь.
Тут как менять? Тут как помочь?
Февраль, он крут, Февраль, он лют,
Ему лишь ветры стих поют.
Сечет он снегом лица нам,
Сечет он зиму пополам.
Февраль – предатель. Бойся тот,
Кому Февраль теплом дохнет.
Он греет час, в обманах дней,
Чтоб ночью было холодней.
1907
У Константина Алексеевича Коровина (1861-1939) на картине «Зимой» уже готовы сани, запряженные лошадью, чтобы отвезти хозяина, если не в весну, то по хозяйственным делам. Произведение, решенное в спокойных тонах и достаточно монохромное, могло бы показаться грустным и печальным, если бы не ощущение липкого, подтаявшего снега и приближающейся весны. Даже приоткрытая дверь говорит о том, что на улице нет мороза.
Константин Коровин. Зимой. 1894.
Холст, масло. 52,5 х 37, 2. Государственная Третьяковская
Ну а Иосиф Александрович Бродский (1940-1996) считает, что «в феврале далеко до весны», да ещё и «поле такой белизны, что темнеет в глазах у метели».
Надо сказать, что стихотворение было написано в феврале 1964 года в камере, где поэт находился по обвинению в тунеядстве. Поэтому у его бушующей зимы есть и другой образ:
Иосиф Бродский
В феврале далеко до весны
В феврале далеко до весны,
ибо там, у него на пределе,
бродит поле такой белизны,
что темнеет в глазах у метели.
И дрожат от ударов дома,
и трепещут, как роща нагая,
над которой бушует зима,
белизной седину настигая.
1964
Февраль, ожидающий приход весны, изобразил мастер лирического пейзажа Константин Федорович Юон (1875-1958). Рыхлый снег сверкает от лучей уже теплого солнышка, курочки пытаются что-то раскопать в подтаявшем снегу, лыжники возвращаются с утренней прогулки – всё в картине «Конец зимы. Полдень. Лигачево» наполнено каким-то спокойствием и уютом, а ещё удивительной красотой подмосковной природы.
Константин Юон. Конец зимы. Полдень. Лигачево. 1929.
Холст, масло. 89 х 112. Государственная Третьяковская галерея
Посмотрите, как хороша картина Алексея Кондратьевича Саврасова (1830-1897) «Распутица» с березовой рощицей, за которой прячется село, с силуэтом церкви, проступающим сквозь туманную дымку и с раскисшей дорогой на переднем плане. Как в песне у Юрия Визбора: «умирают снега, воды сходят с ума».
Алексей Саврасов. Распутица. 1894.
Холст, масло. 61 х 80. Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И.Машкова
От работ Саврасова невозможно оторваться, но надо двигаться дальше.
И ещё один «сошедший с ума» февраль мы найдем в стихотворении Роберта Ивановича Рождественского (1932-1994). А нам говорят «глобальное потепление». Вот как ещё в 1956 году февраль «притворялся маем»:
Роберт Рождественский
Странный февраль
Что это с февралем?
Что он, сошел с ума?
С крыши – капель ручьем,
а говорят: зима…
Звоном разбужена рань, –
как о таком судить?
Что ж это ты, февраль,
шутки вздумал шутить?
Пожалуйста, это брось, –
прими посолидней вид, –
лужи-то хоть заморозь,
а то ж это просто стыд –
выше нуля в тени,
в парке сплошная грязь…
Слышишь, февраль,
крутани
снегом в последний раз!
Ну-ка, тряхни стариной!
Разбудоражь нам кровь,
снежною белизной
озимь в полях укрой…
Выглядишь киселем.
Стань
настоящим малым!
Будь собою,
будь февралем,
не притворяйся маем!
1956
Источник: https://dzen.ru/a/Zb4qvcljm2llIj3d