Тот изменчивый переходный период, к главным действующим лицам которого принадлежит новый монарх, начался со смертью Франко и провозглашением испанским королем Хуана Карлоса. Путь Хуана Карлоса к трону был запутан и извилист, а предыстория такова, что долгое время казалось маловероятным, что принц когда-либо вступит на испанский трон. В тронной речи 22 ноября 1975 года сам монарх говорил о взаимодействии трех факторов: исторической традиции, государственных законов и волеизъявлении народа. При этом он намекал на восходящий к гражданской войне 1936– 1939 годов процесс, в котором можно различить несколько четко разграниченных фаз.
Первая охватывает период с 1939 по 1947 год, когда Испания была в государственно-правовом отношении неясно определенной диктатурой во главе с генералом Франко. Предшествующий монарх, король (с.424) Альфонс XIII, не отказавшийся от своих прав на престол, находился в римской ссылке. После его смерти (1941) все династические права и притязания на трон унаследовал его сын, Дон Хуан Бурбон-Баттембергский. Второй этап начался в 1947 году, когда был принят «закон о престолонаследии», в силу которого Испания вновь объявлялась «королевством». И хотя носитель исторического права на корону, Дон Хуан, продолжал оставаться в изгнании, своего рожденного в 1938 году в Риме сына, Хуана Карлоса, он отправил в Испанию, где тот должен был получить среднее и специальное образование. Наконец, третья фаза началась в 1969 году, когда Хуан Карлос был назначен королевским преемником Франко. Хотя династические права по-прежнему принадлежали Дону Хуану, тот де-факто принял новую ситуацию, не отказавшись, впрочем, от своих исконных прав. Завершилось это монархическое «промежуточное решение» только после вступления Хуана Карлоса на трон и отречения его отца в мае 1977 года.
Восстановление монархии в 1947 году ни в коем случае не следует объяснять монархическими убеждениями Франко; скорее наоборот. Как убедительно показывают новейшие исследования, Франко был кем угодно, только не монархистом. И монархисты часто выступали главной оппозиционной силой против его единоличной диктатуры. Однако когда после окончания второй мировой войны режим Франко-победителя оказался на внешнеполитической арене в крайне бедственном положении, а во внутриполитическом отношении вокруг него все теснее сжималось кольцо партизанской борьбы, Франко не пренебрегал никакими средствами, чтобы укрепить свою позицию и обеспечить по меньшей мере псевдодемократическую законность. (с.425)
Эти стремления в 1947 году нашли выражение в принятии путем референдума «Закона о преемственности в государственном руководстве». Этим законом были заложены основы политической системы «нового государства». Испания была провозглашена монархией: «Испания, как политическая единица, является католическим, социальным и представительским государством, которое в соответствии с традицией объявляется королевством». Руководство государством в качестве исключения передавалось Франко как личная, чрезвычайная магистратура; ему одному предоставлялось право определить своего королевского преемника.
К тому времени отношения между Франко и Доном Хуаном вступили в самую острую фазу. Хотя сын последнего короля сначала твердо стоял на антиреспубликанских позициях, а во время гражданской войны дважды тщетно предлагал Франко свои услуги солдата на стороне мятежников, после войны претендент на престол стал все более явно отмежевываться от диктатора Франко. Как большинство монархов, он приветствовал уничтожение республики, но был против господства Франко. Принц выступал за реставрацию традиционной монархии в собственном лице и поэтому в марте 1945 года из швейцарской ссылки обнародовал «Лозаннское заявление», в котором, в частности, были следующие строчки: «Созданный по образцу тотальных систем держав Оси режим генерала Франко противоречит характеру и традициям такого народа, как наш. Единственно традиционная монархия в состоянии примирить испанцев и восстановить мир и согласие».
Столь же отрицательно, как к диктатуре Франко, отнесся Дон Хуан в 1947 году и к «Закону о преемственности в государственном руководстве», который (с.426) хотя и восстанавливал монархию, но исключал носителя короны из процесса принятия решений. Когда подавляющим большинством в 93 процента на референдуме — который, по существу, был ничем иным, как плебисцитом в пользу Франко — был принят «Закон о преемственности» и на гребне холодной войны режим заметно консолидировался, Дон Хуан начал менять свою позицию и взял курс на достижение взаимопонимания с Франко. Летом 1948 года Франко и Дон Хуан договорились о том, что сын последнего, Хуан Карлос, будет воспитываться в Испании76. В ходе дальнейших переговоров (в 1954 и 1960 годах) обе стороны обговорили дополнительные детали образовательной программы для принца.
К образованию принца Франко отнесся чрезвычайно серьезно. Свои (впоследствии реализованные) подробные представления в отношении воспитания Хуана Карлоса диктатор изложил Дону Хуану в письме от 17 июля 1954 года:
«Ничто так не патриотично, педагогично и наглядно, как обучение солдатскому ремеслу в военном центре. Поэтому представляется чрезвычайно уместным его двухгодичное участие в образовательной программе военной академии Сарагосы. Там он превратится в мужчину, получит воспитание в духе исполнения приказов и подчинения, научится ценить дисциплину и военные добродетели, почувствует и испытает узы товарищества и общественного коллективизма и начнет ориентироваться в вопросах чести. После завершения этого двухгодичного образования он — уже в звании лейтенанта — пройдет вводный курс в военно-морском училище и еще один в военно-воздушной академии. Эта фаза в общей сложности продлится год. После того как за три года в военных центрах будет сформирован его характер, настанет момент познакомить его с (с.427) университетом. Тогда он окончит двухгодичный образовательный курс на правовом и экономическом факультете. Не вникая в подробности предмета, он получит общие сведения о тех аспектах политики и экономики, которые ему необходимо знать. Эти два университетских года сведут его — через университетских профессоров — с испанской интеллигенцией. Одновременно они позволят, посредством спецкурса, познакомиться с доктриной национального движения и его организациями, а также с современными экономическими и социальными учениями.
После университета представляется целесообразным, чтобы он приобрел знания по трем крупнейшим отраслям национального производства: сельскому хозяйству, промышленности и горнодобывающему сектору. В течение этих общих программ я считаю существенными интенсивные контакты с каудильо (Франко – Ред.), с целью получения от него прямых указаний. Все это позднее можно дополнить практикой в должности главы правительства, где он познакомится со структурой администрации и будет иметь тесные контакты с каудильо и национальными проблемами. Я считаю важным, чтобы народ привык видеть принца рядом с каудильо; с естественностью и без искусственности должно стать ясно, чем он является для нации».
В соответствии с этой теорией Хуан Карлос ходил вначале в школу в Мадриде и Сан-Себастьяне, затем посещал различные военные академии и, наконец, слушал лекции на факультете философии и права Мадридского университета. Хотя такое образование отвечало программе Франко, однако вопрос преемственности не был решен окончательно. Франко любил публично подчеркивать, что до своей смерти не (с.428) оставит поста во главе государства, куда его поставил «Бог и провидение». Но различные «политические семейства», поддерживавшие его режим, беспрестанно понуждали его определить своего преемника. В 1968 году поползли упорные слухи, будто решение вопроса преемственности ожидается со дня на день. Наконец 22 июля 1969 года Франко объявил в кортесах, что назначает своим королевским наследником принца Хуана Карлоса Бурбон-Баттембергского. Так была успешно завершена операция «Заря», которую заместитель главы правительства, адмирал Луис Карреро Бланко, и министр планирования, ведущий член организации «Божье дело», Лауреано Лопес Родо, несколько лет вели в пользу принца.
Когда в 1969 году по представлению Франко кортесы утвердили его наследника, диктатор заявил в сословной палате: «Считаю необходимым напомнить о том, что королевство, которое мы создали с согласия нации, ничем не обязано прошлому; оно возникает из того решающего акта 18 июля [1936], который представляет собой основополагающий исторический факт, не допускающий ни соглашения, ни условий. Основой будущей монархии является законность ее осуществления, при которой важна не форма, а содержание».
В пользу Хуана Карлоса как наследника престола говорит то, как объяснял далее Франко, что он принадлежит к династии Бурбонов, доказал преданность принципам и институтам режима, тесно связан с испанской армией и за прошедшие двадцать лет основательно подготовился к этой высокой должности. В особе Хуана Карлоса могут найти продолжение принципы «национального движения», что обеспечит преемственность. (с.429)
Затем депутаты кортесов проголосовали (в первом за 30 лет открытом и поименном голосовании) по предложению Франко; из 519 присутствовавших депутатов 491 проголосовали «за», 19 «против» и 9 воздержались. Хуан Карлос получил восстановленный титул «принца Испании»; отныне с ним надлежало обращаться как с «королевским величеством», «со всеми правами и обязанностями, сопутствующими его высокому званию». 23 июля 1969 года состоялось торжественное приведение принца к присяге. Формула клятвы гласила: «Я присягаю в лояльности его превосходительству, главе государства, и в верности основополагающим принципам национального движения, а также другим основным законам государства».
В последовавшем заявлении Хуан Карлос не оставил ни малейших сомнений насчет того, кому он обязан короной: «С полным сознанием принимаемой на себя ответственности я, как наследник королевского титула, только что присягнул его превосходительству главе государства на верность принципам национального движения и основным законам державы. Первым делом хотел бы подчеркнуть, что я принимаю от его превосходительства главы государства и генералиссимуса Франко политическую законность, возникшую 18 июля 1936 года».
Повторное введение монархии в принципе было политическим процессом. Исторические права, хотя и косвенно, а также династические традиции были законно соблюдены. Восстановление монархии не затрагивало сути режима Франко; напротив: корона должна была совершенствовать и развивать конституционную структуру, однако не изменять ее. Политической правовой основой этой преемственности была присяга, принесенная «основным законам» и заявление о верности основополагающим принципам «национального движения». (с.430)
В январе 1969 года, еще до официального назначения преемником Франко, Хуан Карлос дал государственному агентству новостей вызвавшее большой интерес интервью, в котором, в частности, заявил: «Мы не должны забывать, что возрождение монархического принципа в Испании происходит после того, как монархия пережила тяжелый кризис, который мог бы означать для нее окончательный конец. Политическая ситуация, сделавшая возможным возрождение монархического принципа, была достигнута трудами многих монархистов и жертвой сотен тысяч испанских семей. Представляется логичным, чтобы эти чрезвычайно верные поборники династического принципа признали необходимость жертв для достижения их целей. Взглянем на историю: ни одна монархия не была реставрирована прямым путем и без жертв».
Тем самым Хуан Карлос намекнул на свою готовность, в обход прямого порядка престолонаследия, — т. е. через голову своего отца ~ быть возведенным на испанский трон, тогда как до этого момента именовал себя лишь «связным» между отцом и Испанией. Монархисты-традиционалисты услышали и уразумели послание: во благо Испании, вещал Хуан Карлос, его отец Дон Хуан должен отказаться от трона в его пользу. Такова была требуемая «жертва». Употребленный Хуаном Карлосом термин «реинставрация» представлял собой словарное новообразование, которое должно было облегчить компромисс между монархистами-легитимистами, для которых речь могла идти лишь о реставрации монархии, и представлениями Франко, исходящими из принципа возобновления, стало быть, введения новой монархии.
Принятие Хуаном Карлосом франкистского порядка престолонаследия привело к конфликту в королевском доме Бурбонов. Принц оправдывал перед (с.431) ссыльным отцом свою позицию тем аргументом, что только таким принятием наследства можно восстановить монархию в Испании. Только спустя много лет Дон Хуан найдет в себе силы разделить это убеждение. До смерти Франко отношения Дона Хуана с Хуаном Карлосом часто были напряженными; династический вопрос завис в воздухе, даже если внешне все выглядело так, как будто между отцом и сыном в отношении восстановления монархии существовал своего рода «семейный пакт», который при единой направленности главного курса делал возможным двойную политику разделения ролей.
ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ МОНАРХИИ В ПЕРЕХОДНУЮ ФАЗУ
После назначения королем Испании Хуан Карлос все чаще берет на себя исполнение государственных функций. В июле 1971 года он был определен заместителем Франко в случае болезни диктатора, спустя год был урегулирован этот вопрос на случай смерти диктатора. Правда, общественность не очень серьезно воспринимала принца; едва ли кто-нибудь верил в то, что Хуан Карлос смог бы долго удержаться на троне. Но постепенно стали привыкать видеть в нем, по меньшей мере, на переходной период, преемника дряхлеющего диктатора. Летом 1974 года тяжело больной Франко впервые передал принцу Хуану Карлосу свои государственные обязанности (временно). Напрасно реформисты призывали диктатора провозгласить принца королем и своим авторитетом — авторитетом каудильо — обеспечить спокойный переход к пост-франкизму. В сентябре, после выздоровления, к разочарованию реформистов, Франко вернул себе всю полноту власти. (с.432)
30 октября 1975 года правительством Ариаса Наварро Хуан Карлос во второй раз был назначен исполняющим обязанности главы государства. В комментариях прессы сообщалось, что Франко потому до последнего момента не желает отказаться от поста главы государства, что хочет умереть на посту. Хуан Карлос же противился принимать должность главы государства временно и заявил о своей готовности пойти на это лишь после заверений врачей в том, что Франко не выздоровеет. 20 ноября 1975 года, после смерти Франко, автоматически, как и предусматривалось, вступило в силу положение о наследовании. Управление государством взял на себя регентский Совет, и 22 ноября в кортесах состоялась церемония, на которой в присутствии депутатов, членов Совета королевства и многочисленных почетных гостей председателем регентского Совета Алехандро Родригесом де Валькарселом Хуан Карлос был приведен к присяге и провозглашен королем Испании. Формула присяги гласила: «Клянусь Богом и на Евангелии исполнять основные законы королевства и всемерно заботиться о их исполнении, а также соблюдать принцип лояльности по отношению к национальному движению».
После смерти Франко прежде всего вступило в силу «разделение власти» между различными государственными постами, которое наметил еще Франко. В середине 1973 года диктатор назначил тогдашнего «вице-президента» Луиса Карреро Бланко главой правительства, тем самым впервые разделив посты главы государства и главы правительства. Назначение адмирала премьер-министром было частью «процесса демократизации», предусматривавшего уравновешивание власти после Франко: между королем Хуаном Карлосом как главой государства, премьер-министром и правительством, Советом королевства как высшим совещательным (с.433) органом и сословным парламентом. Франко рассматривал Карреро Бланко как своего «мажордома», который должен был обеспечить преемственность режима и правительства в переходной период после его смерти. Но убийство в декабре 1973 года премьер-министра свело на нет эти приготовления; назначение премьер-министром Карлоса Ариаса Наварро было лишь вынужденным решением.
С начала семидесятых годов правоведы начали дискутировать о компетенции будущего короля. В 1972 году Мигель Эрерро-и-Родригес де Миньон опубликовал исследование, главный аргумент которого состоял в том, что «основной закон» Франко никак не является неизменным. Будущий монарх, будучи сувереном государства, мог бы воспользоваться своей властью таким образом, что остальные государственные органы власти должны были бы передать ему свои компетенции. Но при этом королю доставалась бы также та «остаточная компетенция», которой не располагали никакие другие государственные органы. Правительство зависело бы от доверия монарха и стало бы исполнительным органом королевской политики. Такая интерпретация наделяла монарха многочисленными правами и полномочиями, относительно свободно и без институциональных препятствий осуществляемыми. Разумеется, этому толкованию воспротивились как убежденные франкисты, так и поборники демократизации.
В те годы появилось множество других исследований, посвященных будущему системы и роли главы государства. Луис Гарсия Сан Мигель отстаивал эволюционный путь, процесс эволюции и законного реформизма, посредством которого система могла бы себя преодолеть. Хорхе де Эстебан равным образом исходил из «среднего пути» между иммобилизмом (консерватизмом) и ломкой (радикализмом): суверенитет государства будет олицетворен в особе монарха и (с.434) представлен кортесами. Монархия с арбитражными функциями могла бы начать демократизацию, в конце которой король получил бы лишь маргинальную функцию. Рафаэль Ариас-Сальгадо пришел к выводу, что двигателем политического обновления будет не король и кортесы, а «двойная исполнительная власть» монарха и правительства.
Независимо от того, куда различные авторы переносили центр тяжести, у всех «реформистских» интерпретаций было одно общее: будущий глава государства в пост-франкистский переходной период будет играть выдающуюся, по сути, определяющую дальнейшее развитие роль. В противоположность этим «реформистским» авторам, наделяющим монарха способностью вызвать политический переход от авторитаризма к демократии, политические иммобилисты подчеркивали принципиальную силу и неизменность основных законов Франко.
Хотя в ноябре 1975 года Хуан Карлос взял на себя не всю власть, которой пользовался Франко, все же он был намного могущественнее любого другого монарха Европы. Монархия приняла форму «ограниченной» (в противоположность абсолютной), и ее основное отличие от франкистской системы состояло лишь в том, что все постановления короны требовали визирования государственными органами (правительством, кортесами, Советом королевства). Хуан Феррандо Бадия указывал на то, что основной закон Франко передавал новому главе государства символичную исполнительную, законодательную и судебную власть80. Символичную власть имел монарх в той степени, в какой олицетворял собой национальный суверенитет и являлся высшим представителем нации. Кроме того, он должен был следить за преемственностью государственности и «национального движения». В определенной мере король наделялся и учредительной властью, поскольку без его (с.435) согласия невозможно было изменять Конституцию. Он же посредством референдума мог непосредственно обращаться к народу, чтобы инициировать реформу основного закона.
Король также имел широкую исполнительную власть. Он руководил политическим аппаратом, нес ответственность за функционирование важнейшего государственного учреждения, заботился о поддержании общественного порядка, назначал и снимал главу правительства и председателя кортесов. Монарх мог руководить Советом министров, возглавлять Совет королевства, ратифицировать международно-правовые договоры и обладал правом вводить чрезвычайное положение.
В законодательной сфере король санкционировал законы и осуществлял надзор над их вступлением в силу; он пользовался приостанавливающим правом вето и мог продлевать период легислатуры. С согласия кортесов и правительства король к тому же мог издавать законодательные постановления. И, наконец, он являлся главнокомандующим всех вооруженных сил — не только символически, как в парламентской монархии, но реально. В государственно-правовом отношении монарх, таким образом, занимал центральное положение, которое в известной степени наделяло его функциями, позволявшими оказывать решительное влияние на внутригосударственный порядок. Многое при этом зависело от того, какие намерения преследовал король и на чем акцентировал свое внимание.