"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Художники и Писатели » Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)


Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

Сообщений 1 страница 19 из 19

1

http://fs00.infourok.ru/images/doc/204/232532/img1.jpg

                                           http://sa.uploads.ru/t/YLiSm.gif

Представитель послевоенного поколения, он ворвался на художественную сцену в конце 1950-х годов и занял место среди лидеров шестидесятников.
Коржев исключительно высоко оценивал роль искусства в обществе и миссию художника.  Отношение Коржева к художникам, имеющим не только права, но и обязанности — этические и моральные, — определило гражданственный пафос его искусства, который некоторые расценивают как социальную вовлеченность и даже ангажированность.
«В творчестве я более всего дорожу свободой. Свобода — писать то, что я хочу, и так, как чувствую и могу», — говорил мастер об искусстве.

0

2

http://img.gazeta.ru/files3/865/4739865/korzhev-03-pic668-668x444-66496.jpg
Гелий Михайлович Коржев
Художник
Советский и российский живописец, педагог, профессор, представитель «сурового стиля».
Первый секретарь Союза художников РСФСР в 1968-1975 гг. Академик АХ СССР.

http://www.womenclub.ru/components/com_jce/editor/tiny_mce/plugins/lines/img/lines_bg.png

Родился:
    7 июля 1925 г., Москва
Умер:
    27 августа 2012 г. (87 лет), Москва

http://www.womenclub.ru/components/com_jce/editor/tiny_mce/plugins/lines/img/lines_bg.png

Полотно, вышедшее из мастерской Гелия Михайловича Коржева, никогда не было сырым, легковесным, конъюнктурным. Скорее, он казался некоторым, привыкшим к легковесным картинам, несколько тяжеловатым, многодумным.

Так много поведали его картины невеселого о нас самих, об обществе, в котором живем, что порой от них веет этакой беспросветностью.

Его картины стали классикой современного искусства. Коржев поистине чуткий мастер, он чувствует человеческую душу...

0

3

https://icdn.lenta.ru/images/2016/03/18/12/20160318124107720/preview_c6c3d34a7e6203dc31a70f6f01700c02.jpg
Г.М. Коржев. «Рабочая студия (Гомер)». 1957-1960
Изображение: предоставлено Третьяковской галереей

Коржев исключительно высоко оценивал роль искусства в обществе и миссию художника. Одна из частей триптиха «Коммунисты» изображает красноармейца за мирным и созидательным занятием: он работает над бюстом Гомера в мастерской. Отношение Коржева к художникам, имеющим не только права, но и обязанности — этические и моральные, — определило гражданственный пафос его искусства, который некоторые расценивают как социальную вовлеченность и даже ангажированность. Но, занимая высокий пост в Союзе художников и будучи дважды избранным депутатом Верховного Совета РСФСР, он никогда не был членом компартии.

0

4

https://icdn.lenta.ru/images/2016/03/18/12/20160318124111042/preview_2793298f5da45272efe852b912cc55fc.jpg
Г.М. Коржев. «Художник». 1961
Изображение: предоставлено Третьяковской галереей

Полотно «Художник» написано в 1961 году после творческой командировки за границу. Особенность построения пространства, близкая к кино, приглушенные цвета и пластичность фактуры, ставшие узнаваемыми приемами Коржева, характерны и для этой картины. Коржев размышляет о судьбе художника-аутсайдера, о цене творчества, одновременно словно примеряя этот сценарий на себя.

0

5

https://icdn.lenta.ru/images/2016/03/18/12/20160318124115945/preview_5f0ec38aea8a4556fc6e19fe7de8c244.jpg
Г.М. Коржев. «Мать». 1964-1967
Изображение: предоставлено Третьяковской галереей

Одна из центральных линий творчества Коржева — осмысление и трактовка переломных моментов в истории страны. Полотна, созданные мастером, сложились в циклы, которые охватывают трагические события ХХ века.

0

6

https://icdn.lenta.ru/images/2016/03/18/12/20160318124121797/preview_2ee931a4145488f76462c7b3dda0da80.jpg
Г.М. Коржев. «Егорка-летун». 1976-1980
Изображение: предоставлено Третьяковской галереей

Наметившийся в «Художнике» разговор о свободе творчества и личного выбора продолжается в других картинах, например в полотне «Егорка-летун». У Коржева Егорка распростерт на земле — полет завершился. Но нет никаких признаков гибели мальчика — он выглядит не разбившимся, а спящим. Его метафизический сон — залог возможного осуществления полета или его предчувствие.

0

7

https://icdn.lenta.ru/images/2016/03/18/12/20160318124131229/preview_d1084988f6af3cdd97d0d570b7be837f.jpg
Г.М. Коржев. «Облака 1945 года». 1980-1985
Изображение: предоставлено Третьяковской галереей

Произведения Коржева о войне встраиваются в общее повествование о жизни людей, из судеб которых вырастает история страны. «Облака 1945 года» — одна из таких картин-размышлений. Ее герои — ветеран войны и пожилая женщина в черном, вынесенные живописцем на передний план, — погружены в себя, захвачены воспоминаниями о прошлом. Открывающийся за их фигурами панорамный пейзаж с зеленым лугом и мирным небом переносит нас в сегодняшний день. Особое течение времени — поступательное и возвратное, конкретно-историческое и вечно длящееся — позволяет говорить о глубоком постижении художником истории.

0

8

https://icdn.lenta.ru/images/2016/03/18/12/20160318124127305/preview_7cca474a334f819e3c8de0ab88aa3825.jpg
Г.М. Коржев. Натюрморт с топором и коловоротом. 1979
Изображение: предоставлено Третьяковской галереей

Коржев о своих натюрмортах: «Нужно подумать о психологическом натюрморте. Необходимо найти и новый подход к трактовке...»

0

9

https://icdn.lenta.ru/images/2016/03/18/12/20160318124134832/preview_04b867da1c9f75e2bcbde2293772a2fc.jpg
Г.М. Коржев. Натюрморт с грушами. 1982
Изображение: предоставлено Третьяковской галереей

Коржев о своих натюрмортах: «...Например, сильная светотень и обязательно искусственный свет, хорошо бы огонь живой (свеча, фонарь керосиновый)...»

0

10

https://icdn.lenta.ru/images/2016/03/18/12/20160318124139473/preview_862f04a4151c06d90afa58cf31560733.jpg
Г.М. Коржев. «Стакан молока». 1984
Изображение: предоставлено Третьяковской галереей

«...Предметы человеческие, книга, чайник, корзина, тряпочки и прочее, прочее...»

0

11

https://icdn.lenta.ru/images/2016/03/18/12/20160318124143474/preview_a2bf9cde41dafe9d85cf1c99c8795997.jpg
Г.М. Коржев. «Самовар». 1984
Изображение: предоставлено Третьяковской галереей

«...Но главное — определить состояние человека, чьи вещи будут изображены, его дела, мысли, характер жизни и даже то, что могло случиться за некоторое время до того, как увидел зритель».

0

12

В Третьяковке открывается выставка художника Гелия Коржева

Масштабная монографическая выставка художника Гелия Коржева (1925–2012) откроется в Третьяковской галерее на Крымском Валу 24 марта 2016.
В экспозиции демонстрируются произведения, охватывающие весь творческий путь Коржева — с 1943 по 2011 годы.
Выставка будет работать до 13 июня.

0

13

Поднимающий знамя

Так называется центральная картина в триптихе «Коммунисты» выдающегося русского, советского художника Гелия Михайловича Коржева, который скончался на 88-м году жизни 27 августа в Москве. Это событие вновь привлекло внимание общественности к удивительному мастеру, создавшему в свое время вместе с единомышленниками в рамках социалистического реализма школу «сурового стиля». Никакой лакировки, закрытых глаз на несоответствие слова делу. Только честность, только искренность, правда и еще раз правда. Социальная заостренность взгляда на историю и на окружающий мир была принципиальной позицией Коржева. И исходит она, скорее всего, из шекспировской мысли Гамлета «Из жалости я должен быть суровым».

Картины Гелия Михайловича, широко представленные по случаю его кончины на нескольких российских и иностранных сайтах, меня потрясли. Не то чтобы я никогда раньше не была знакома с его творчеством. Но «хрестоматийные» работы Коржева - «Проводы», «Дон Кихот и Санчо», «Старые раны», «Тревожность» и другие, - ошпарив еще в юности своей непривычной,  пугающе обнаженной правдивостью, с годами забылись, а в более поздние времена толстые журналы, которые так любили провинциалы (и я в том числе), практически не помещали на своих страницах репродукции его последующих картин.

Старые раны

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/5/87/466/87466982_1967_Provoduy.jpg
http://i075.radikal.ru/1209/6f/4bc61c1a32d5.jpg
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/5/87/468/87468031_large_DONKIHOT_I_SANCHO19801985.jpg

0

14

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/5/87/465/87465790_AVTOPORTRET_1948.jpg
Г.М. Коржев.

А написал он огромное множество полотен, и вопреки шаблонному утверждению, что все они принадлежат социалистическому реализму как ведущему направлению советского изобразительного искусства, мне  представляется: Гелий Михайлович попробовал себя и в других жанрах - аллегорическом, модернистском, библейско-нравственном. Главное, что объединяет его творчество на всех этапах жизни - это верность однажды выбранному стилю: подчеркнутой, кричащей правдивости.

Гелий Коржев и после смерти, по-видимому, неудобен для некоторых либеральных изданий, придерживающихся заданного буржуазными властями формата. Как же! До конца своих дней он оставался коммунистом, хотя с возрастом его мировоззрение, по естественным причинам, претерпевало корректировки. Однако он не отрекся ни от одной  из своих сугубо «коммунистических»  картин, написанных в молодые годы. Как и другие, каждая из них наполнена его душой и кровью, его глубокой мыслью. И может быть, несмотря на «утопическую», как сейчас сказали бы, тематику, его полотна остаются по-прежнему «конкурентноспособными», то есть востребованными.

Да, имя его невозможно замалчивать, настолько грандиозно это напряженное, насквозь сотканное из страстей творчество, не оставляющее ни одного зрителя равнодушным. Даже компьютерные «бандерлоги», шарящие по сайтам в поисках потехи, случайно напоровшись на выставку его картин, получили, судя по их отзывам, апоплексию от увиденного.

Собраниями картин Гелия Коржева по праву гордятся лучшие картинные галереи мира, в числе которых Третьяковка, Русский музей, Музей русского искусства в США. Его творчество, можно без преувеличения сказать, заслужило планетарное признание. Но случилось это уже на седьмом десятке лет Мастера. Долгое время, по одному ему известным причинам, Гелий Михайлович соблюдал обет непубличности. Неизменно отклонялись многократные предложения музейных работников из разных стран организовать демонстрацию его полотнищ. С пустыми руками уезжали от него после многочасовой учтивой беседы раздосадованные именитые коллекционеры: художник не расставался со своими детищами. И лишь ощущение приближающегося конца побудило Коржева подумать о передаче своего наследия в добрые руки.  С грандиозным успехом прошли его выставки «Москва - Берлин» и «Москва - Варшава». А в 2007 году в Соединенных Штатах Америки в Музее Русского искусства состоялся превосходно оформленный ретроспективный показ его творчества.

0

15

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/5/87/465/87465790_AVTOPORTRET_1948.jpg
Г.М. Коржев .Автопортрет

Ему были чужды такие действия, как популяризация или афиширование. Коржев никому не навязывал своей жизненной позиции, очень четкой и определенной, хотя мог бы - с учетом тех ведущих постов, которые он занимал в художественной иерархии. В частности, с 1968 по 1975 год он был председателем правления Союза художников РСФСР. Даже на тех картинах, где он изображает себя, он словно говорит: «Не я здесь главный. Смотрите шире, проникайте глубже в суть вещей. Я лишь проводник ваш».  Говорит опосредованно, создаваемыми художественными образами.

Гелий Коржев уверенно владел той самой «тяжелой артиллерией» сурового стиля, которая била без боязни и по ключевым целям. Посмотрите его поздние работы - «Триумфаторы», «Дон Кихот и мельница», «Лишенные рая», «Адам Алексеевич и Ева Петровна», «Свалка», «Встань, Иван!». Так много они говорят о нас самих, об обществе, в котором живем, об абсурдности того, что сталось с потомками Поднимающего знамя, о тотальном обнищании духа. Эти картины - развернутая в сюжетах метафора народной беды... Как хватило у художника сил уже на склоне дней своих писать такую беспросветность? И как же надо было страдать за Русь, за судьбы всех, кого она взяла под свое крыло, чтобы в отчаянных мазках кисти выплескивать на холсты эти страдания!

http://artaktivist.org/news/files/2012/08/maxi_kor33.jpg
http://s013.radikal.ru/i325/1209/8f/e1df7addd8ed.jpg

0

16

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/5/87/465/87465790_AVTOPORTRET_1948.jpg
Г.М. Коржев .Автопортрет

Скромный интеллигент, он не был эдаким былинным богатырем, стоявшим на страже рубежей человечества. Вернее всего, он ощущал себя тем Садовником, которого так ожидали люди во времена застоя и перестройки. Помните? Вот придет садовник и твердой рукой обрежет ненужное, подлечит сломанное, расчистит засоренное... Таков его старый солдат с картины «Тревожность». Положив руку на плечо юной девушки, олицетворяющей весну и расцвет новой жизни, он чутко бережет ее покой, окидывая настороженным взглядом округу.

Над любой из его картин можно долго задерживаться, размышляя. Поэтому нет смысла пересказывать то, что понравилось или вызвало бурю эмоций. Хочу остановиться лишь на нескольких, наиболее ярко отражающих генеральную линию, прочерченную Гелием Коржевым через все творчество. А значит, и через всю его личную жизнь, потому что он не раз повторял, что «пишет так, как хочет, и так, как живет».

Написанная в конце 50-х годов минувшего века картина «Поднимающий знамя» занимает не только центральное место в триптихе «Коммунисты», но и во всем его творчестве, став своеобразной визитной карточкой живописца. Минимум атрибутики: булыжная мостовая, пересечение трамвайных рельсов. Место разогнанной демонстрации. Тела погибших рабочих и единственный уцелевший их товарищ, которому бежать бы, спрятаться, спасая собственную жизнь, ведь уже ясно - схватка проиграна. Но нет! Слишком много ненависти накопилось к угнетателям, неимоверно велико желание покончить с несправедливостью! Он не дрогнет - и сильные руки подхватывают оброненное знамя борьбы, противостояние продолжается. И такую энергетику излучает картина Гелия Михайловича, что безоговорочно веришь: подобных борцов не сломить, не истребить.

http://s55.radikal.ru/i150/1209/14/f79b76b303ec.jpg

0

17

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/5/87/465/87465790_AVTOPORTRET_1948.jpg
Г.М. Коржев .Автопортрет

Прошло полвека, герои картин художника заметно изменились. Все меньше восхищения, все больше горечи они вызывают. Все яростнее становится язык его красок.

Вот одна из последних работ - картина «Триумфаторы», смысл которой, возможно, не сразу раскрывается современному зрителю. Она не только подчеркнуто аллегорична, но и выдвигает на первый план фантастическую фигуру - то ли не первой свежести птицу с недоразвитым торсом человека, то ли вырождающегося гомо сапиенса с головой стервятника и жирной гузкой индюка. Тем же, кто знаком с циклом работ Гелия Михайловича «Мутанты» и кто следит за новейшей историей, содержание полотна понятно. Особенно, если обратить внимание на год начала работы над картиной - 1993-й, присно памятный расстрелом защитников Дома Советов Российской Федерации, последнего оплота народной демократии. Напившаяся их крови тварь попирает Красное знамя и победоносно водружает свой черный флаг. За ее плечами «помощники»: по правую руку - военная сила в образе вояки в униформе с невыразительным лицом, который теперь тоже с готовностью сжимает черный стяг, по левую - идеологическая подстилка, или, если выражаться официальным языком, служба. Кстати, не верьте, что средства массовой информации не преследуют сейчас идеологических целей. Под видом свободы слова они развращают, оболванивают и усмиряют те самые «народные массы», которые привыкли не размышляя заглатывать «хавку», а тем, кто  еще способен к отпору, умело расшатывают психическое здоровье. Не случайно художник изобразил верного приспешника стервятника тоже с птичьей головой. Только куриные мозги могут так беззастенчиво продаваться за дурно пахнущее «бабло» и при этом делать вид, что не замечают своего окровавленного клюва.

http://s54.radikal.ru/i144/1209/76/d1ef421e0d6e.jpg

0

18

Ну а что же общество? С одной стороны это две скорчившиеся в предсмертном страхе фигурки современных «мыслителей» и «поводырей» с хилыми мускулами и раскормленными брюхами. С другой - бездумная, «пофигистски» настроенная молодежь, по внешнему виду далеко не «золотая», но еще и не рабочая. Живя на все еще не проеденные социальные блага, созданные руками прародителей, она пока не ощущает всей убогости своего существования, а потому равнодушно шагает прочь от места казни.

Обделил художник лицом и побежденного. По трогательным, чистеньким кедам на ногах поверженного, едва различимого на заднем плане, мы понимаем, кто противостоял этим триумфаторам: то ли не оперившийся еще мальчишка-мечтатель с более ранней картины Гелия Михайловича "Егорка-летун", то ли тот молодой парень, что лежит под крутым колесом - с картины «Наезд». Оглушенные лицемерием и ложью, сбитые с толку навязанным им несправедливым порядком вещей маленькие новые дон-кихоты...

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/5/87/467/87467868_large_Egorka_letun_Ikar_19761980.jpg
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/5/87/468/87468747_large_NAEZD19801990.jpg

0

19

Гелий Михайлович неустанно  поднимает тему памяти, тему преемственности  поколений, ответственности ныне живущих перед прародителями. На протяжении всего своего продолжительного и плодотворного творчества он постоянно обращается к периоду войны, когда с предельным обострением обнажаются главные качества человека, поставленного перед страшным выбором: остаться на передовой и погибнуть или смалодушничать, убежать и жить потом с клеймом Иуды.

На заре третьего тысячелетия, когда по всей планете на разные голоса трещали о каком-то «миллениуме», якобы предвещающем новую эру измученному проблемами человечеству, Гелий Коржев пишет картину-реквием «Живой заслон». Сюжет, как всегда, лаконичен: оккупанты выставили перед наступающими войсками заслон из оставшихся еще в живых жителей деревни ­- дети да старики, бабы с младенцами на руках да их покалеченные войной мужья. Обреченные, они стоят между двух огней и уже как бы с небес глядят в глаза всем, кто пришел посмотреть на картину. Никто не бьется в истерике, с достоинством принимая выпавшую им долю - стать заслоном родной земле. Они молчат, но на иконописных их лицах застыл вопрос: как живете на окропленной нашей кровью земле вы, проросшие сквозь наш прах? Неужели напрасны были все жертвы?

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/5/87/466/87466978_large_Zalozhniki_ZHivoy_zaslon.jpg
Живой заслон

В этой картине, пожалуй, наиболее ярко проявилась характерная особенность живописи Коржева, избранного им однажды и навсегда «сурового стиля». Его не привлекают сиюминутные радости и печали, симпатичные мордашки и слащавые пейзажи. Его герои - натруженные, исстрадавшиеся люди. Он исследует глубинные составляющие жизни, ее вековечные истины. Все проходит - молодость, красота, любовь, карьера... все так быстротечно!

0


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Художники и Писатели » Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)