"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Жестокий романс

Сообщений 1 страница 17 из 17

1

Жестокий романс

https://i.imgur.com/Fgh5689m.jpg

Год: 1984   
Производство: СССР   
Режиссер: Эльдар Рязанов   
Сценарий: Александр Островский, Эльдар Рязанов   
Оператор: Вадим Алисов   
Композитор: Андрей Петров 
В ролях: Алиса Фрейндлих, Лариса Гузеева, Никита Михалков, Андрей Мягков, Алексей Петренко, Виктор Проскурин, Георгий Бурков, Татьяна Панкова, Борислав Брондуков, Александр Панкратов-Черный 
Содержание: По мотивам пьесы А. Н. Островского «Бесприданница». Безжалостен и жесток мир, в котором правят деньги, где все продается и покупается, в том числе совесть, красота, любовь. В столкновении с этим миром, будучи не в силах противостоять ему, гибнет героиня фильма…

Осенью 1982 года после окончания съёмок фильма «Вокзал для двоих» Эльдар Рязанов задумался о будущем замысле. «И я решил поискать что-нибудь в классике такое, что было бы созвучно нашей тусклой, сумеречной, неверной эпохе» (Э.Рязанов). Перечитав «Бесприданницу» Александра Николаевича Островского, он решил поставить фильм по этой пьесе.

«Мой контакт с пьесой можно было охарактеризовать — я не боюсь этого сказать — как первозданный. Пьеса мне очень понравилась… Историю о бесприданнице я почувствовал как печальную песню, как грустный романс, как драматическую вещь, напоённую музыкой» (Э.Рязанов).

Над литературным сценарием Рязанов работал очень увлечённо, одновременно перечитывая пьесы Островского, изучая эпоху.

+4

2

+3

3

+3

4

https://i.imgur.com/oCkpBESm.jpg
(Режиссёрский сценарий. Находится в основном Фонде «Киноклуба-музея «Эльдар»)

Добиться разрешения на повторную экранизацию всегда сложно, потому что она является повторной. Но на предложение режиссёра экранизировать «Бесприданницу» в Госкино ответили положительно.
Была сформирована съёмочная группа, оператором был утверждён Вадим Алисов, сын Нины Алисовой, которая сыграла Ларису Огудалову в фильме Якова Протазанова.

Эльдар Александрович позвонил Нине Ульяновне и спросил, не возражает ли она, если он примется за новую версию «Бесприданницы». «У нас состоялся очень сердечный разговор, который кончился тем, что Нина Ульяновна пожелала нам успеха и сказала, что будет с нетерпением ждать нашу картину… (Э.Рязанов)

https://i.imgur.com/aBDWeLtm.jpg
(Режиссёрский сценарий с правками Эльдара Рязанова. Находится в основном Фонде «Киноклуба-музея «Эльдар»)

Эльдар Рязанов на съемочной площадке

+1

5

На съемках в Костроме

https://i.imgur.com/l3VDvYzm.jpg
(Фото со съёмок фильма «Жестокий романс»)

Съёмки происходили в подлинных местах: на настоящем колёсном пароходе, на самом старом вокзале, на дебаркадерах, на улицах старинного города Костромы.

https://i.imgur.com/acD75uhm.jpg

Изумительный художник Александр Тимофеевич Борисов нашёл настоящий особняк с двориком и каретным сараем в одном из переулков Москвы. Там снималась квартира Карандышева. Борисов создал для фильма удивительно достоверные интерьеры купеческих особняков, пароходных кают, ресторанов ХIХ века.

В фильме была лишь одна декорация, точнее, две, которые в результате образовали одну — дом и двор Огудаловых. Двор Огудаловых был выстроен в Костроме на высоком берегу Волги, а интерьер — в павильоне «Мосфильма».

https://i.imgur.com/WAZAQ8Tm.jpg
Фото со съёмок фильма «Жестокий романс»)

Легко и без ограничений двигалась камера оператора Вадима Алисова. У него была уникальная возможность — снимать действие исторической картины на 360 градусов.

“Все финальные эпизоды снимались во время рассветного тумана. Такое решение позволило уйти от ненужных реалий, создать своеобразную непроницаемую среду, некий вакуум, в котором происходили последние трагические события. Этот туман мы придумали вместе с художником Александром Тимофеевичем Борисовым, — писал Эльдар Александрович.
В один из дней на Волгу опустился как раз такой туман, какой нам был нужен. Несмотря на то, что в производственном плане в тот день значилась съёмка других сцен, я всё переиграл, и мы успели снять финал в настоящем тумане. Уверяю вас: так красиво у нас не получилось бы, даже если бы использовали самую современную и совершенную дым-машину».

+1

6

Действие картины разворачивается на берегу Волги в вымышленном провинциальном городе Бряхимове в 1877-1878 годах.

https://i.imgur.com/33FhfoLm.jpg
(Режиссёрский сценарий с правками Эльдара Рязанова. Находится в основном Фонде «Киноклуба-музея «Эльдар»)

Так же, как и река, одним из героев будущей ленты стал пароход «Ласточка». Подлинность фактур, эстетичность форм корабля и то, что судно было не бутафорским, а могло ещё и двигаться по Волге, окончательно уводило сюжет от театральной условности.
Практически перед съёмкой каждого кадра Эльдар Рязанов проверял: а что по этому поводу написал классик?

+1

7

В один из октябрьских дней на Волге образовался густой туман, – именно такой был нужен Рязанову для финальной сцены. Режиссер всегда использовал причуды погоды, он решил перекроить график и снять убийство Ларисы именно в тот день. Пароход вышел на большую воду, Андрей Мягков сел на весла и отправился следом. Рязанов с берега корректировал курс, актер сидел спиной и не заметил, что подплыл слишком близко. Лопасть колеса «Ласточки» ударила по носу лодки. Актер упал в воду и пропал, – спустя несколько мгновений всплыл его парик. Все, кто это видел, замерли. В тумане на воде удалось разглядеть обломки, и ничего больше. Но тут неожиданно появилась голова актера, – каким-то чудом ему удалось выплыть. Сам Мягков потом рассказывал, что, оказавшись в воде, подумал, как глупо будет сейчас погибнуть, ведь начнутся разбирательства, и режиссера, наверняка, накажут. Осознание, что его жизнь и в самом деле могла оборваться, пришло позднее. В тот же вечер он поехал на поезде на спектакль в Москву и почти всю дорогу, а это почти шесть часов, простоял в тамбуре.

https://i.imgur.com/aKDpLLnm.jpg
Андрей Мягков

Ещё в процессе чтения пьесы Э.Рязанов понял, что главные роли должны исполнять Андрей Мягков (Карандышев) и Никита Михалков (Паратов) и заручился предварительным согласием этих двух актёров.
https://i.imgur.com/yXZ0YLam.jpg. https://i.imgur.com/EUeOgR8m.jpg

Как говорил Эльдар Рязанов: «Есть у Мягкова еще одно редкостное качество. Он — поразительный импровизатор. Когда он полностью влез в шкуру персонажа, то может в дубле выдать нечто неожиданное, но абсолютно соответствующее характеру, который играет».
И чтобы сделать фигуру Карандышева стереоскопичной, объёмной, режиссёр предложил эту роль Андрею Мягкову, актёру, в котором одновременно сосуществует как положительное, так и отрицательное обаяние.

https://i.imgur.com/VMM1pudm.jpg
Блистательная Алиса Фрейндлих
была приглашена режиссёром на роль Хариты Игнатьевны Огудаловой.
https://i.imgur.com/HI79FsGm.jpg. https://i.imgur.com/QIG2rYVm.jpg

+2

8

https://i.imgur.com/6cZozFom.jpg
Образ главной героини — Ларисы выписан так, что даёт свободу для самых различных прочтений её характера. Исполнительницей главной роли оказалась студентка последнего курса Ленинградского института театра, музыки и кинематографии Лариса Гузеева. Эта роль стала для неё первой и самой главной ролью в кино.

https://i.imgur.com/VSgRCchm.jpg
(Фото со съёмок фильма «Жестокий романс»)

И поскольку актриса прежде никогда не снималась, не имела никакого кинематографического опыта, все актёры поддерживали её, ободряли, делились своим опытом.
https://i.imgur.com/OZNOfG8m.jpg. https://i.imgur.com/b5Szwc1m.jpg
Фото со съёмок фильма

«И, мне кажется Лариса Гузеева сыграла свою роль, как говорится, «на полную катушку», не жалея нервных клеток, слёз, чувств» (Э.Рязанов).

+2

9

https://i.imgur.com/EP19W9Em.jpg. https://i.imgur.com/XuBOrIom.jpg
Очень важны были для Эльдара Рязанова фигуры Кнурова и Вожеватова (Алексей Петренко и Виктор Проскурин).

+2

10

https://i.imgur.com/z4EvKY8m.jpg
Фото со съёмок фильма «Жестокий романс»)

При прочтении пьесы персонаж Робинзона не вызвал у Эльдара Рязанова никаких положительных эмоций. Роль Робинзона в исполнении Георгия Буркова свелась к маленькому эпизоду. Это была последняя совместная работа Э.Рязанова и Г.Буркова. Э.Рязанов: «Несмотря на малый объём роли, персонаж Буркова вносит свою необходимую краску в панораму тогдашней жизни России. Актёр даёт цельное и сочное, как мне кажется, представление о быте, нравах, повадках, манерах провинциального актёрского племени, об их униженности и зависимости от богатых мира сего».

+2

11

https://i.imgur.com/a8ZhzS0m.jpg
(Пластинка с музыкой и песнями из фильма «Жестокий романс».Находится в основном Фонде «Киноклуба-музея «Эльдар»)

Музыкальная трактовка фильма сложилась не сразу. Э.Рязанов, обожающий старинные романсы, буквально начинил ими сценарий.
Ни у одной из талантливых поэтесс девятнадцатого столетия не нашлось того, что он хотел: все казались чересчур архаичными. «И тогда я прибёг к помощи моих любимых поэтов — Марины Цветаевой и Беллы Ахмадулиной. У них я нашел то, что мне было нужно. В них множество оттенков, тонкостей, которых не было в поэзии того времени…» ( Э.Рязанов).
Но одно стихотворение он написал сам. Это романс «Я, словно бабочка к огню…».

Наряду с песней Паратова на стихи Р. Киплинга и цыганской пляской, сочинёнными Андреем Петровым, в картине звучат и подлинные народные цыганские мелодии.
https://i.imgur.com/zs2vVV9m.jpg
(Фото со съёмок фильма «Жестокий романс». Находится в основном Фонде «Киноклуба-музея «Эльдар»)

«Замечательную Валентину Пономарёву, чьим голосом в фильме поёт героиня Гузеевой, мне нашла музыкальный редактор “Мосфильма” Раиса Александровна Лукина. Для Пономарёвой это был не совсем обычный опыт. Прежде она пела в трио “Ромэн”. А тут ей приходилось петь серьёзные тексты» (Э.Рязанов).

В октябре 1984 года на экраны вышел «Жестокий романс».

Некоторые зрители говорили, что «Жестокий романс» смотрится как современная картина. Актуальность фильма состояла скорее всего в том, что герои очень понятны во все времена.

+2

12

:flag: материал с 4-11: https://kinoklub-eldar.ru/zhestokij-romans/

0

13

https://i.imgur.com/0D4oHFWm.jpg. https://i.imgur.com/nKUCOWTm.jpg

Лариса Гузеева (озвучивание — Анна Каменкова, вокал — Валентина Пономарёва) — Лариса Дмитриевна Огудалова, младшая дочь Хариты Игнатьевны

https://i.imgur.com/CV5XVcqm.jpg. https://i.imgur.com/IXxp67em.jpg

«Матовая кожа, нежные черты, тонкая талия! Вся одухотворенная», «Такая нежная, такая хрупкая», «А какой у нее был голосок», «Сколько в ней трепета и нежности... Любимый образ», «Помним такую Ларочку», «В ней душа была», «Трогательная, светлая, чистая!», «Такая стройная, как кипарис», «Тонкая талия, хочется держать в кольце рук», «Ласковая, мучительно красивая», «Ее лучший образ», «Дворянка!» — написали фолловеры.

+3

14

https://i.imgur.com/KwfSgI0m.jpg

Съёмки

Сам Рязанов говорил:

Прототипом города Бряхимова, где происходят события в «Бесприданнице», на мой взгляд, мог быть Ярославль или Нижний Новгород. Не захудалый уездный городишко, как в «Ревизоре» у Гоголя, с курами и свиньями на улице, а крупный промышленный центр.
В начальных титрах показана Волжская набережная в Ярославле. Натурные съёмки проходили в основном в Костроме.

Оператором фильма стал Вадим Алисов (ранее он уже работал с Рязановым над фильмом «Вокзал для двоих») — сын Нины Алисовой (1918—1996), которая сыграла Ларису Огудалову в фильме 1936 года «Бесприданница», снятом Яковом Протазановым. По словам Вадима Алисова, Эльдар Рязанов даже звонил его матери и просил своеобразного благословения на съёмки новой экранизации почти через 50 лет после фильма Протазанова.

В фильме представлены пароходы «Самара» (в фильме — «Ласточка», постройка 1914, Красное Сормово, тип «Великая княжна») и «Достоевский» («Святая Ольга», постройка 1956, Óbuda Hajógyár, проект 737А).

В качестве дома Карандышева фигурировал дом архитектора Кузнецова в Москве (Мансуровский переулок, дом 11).

Никита Михалков был основным кандидатом на роль Паратова изначально, но он сам собирался снимать фильм «Очи чёрные», из-за чего в качестве альтернативы Рязанов рассматривал Сергея Шакурова. Однако съёмки фильма «Очи чёрные» были отложены, и Михалков смог сняться в роли Паратова. После этого фильма он сделал паузу в работе киноактёра, следующий фильм с его участием вышел только в 1990 году.

+1

15

https://i.imgur.com/laZhsVWm.jpg
В титрах название фильма дано на фоне куполов церкви
Воскресения на Дебре

+1

16

https://i.imgur.com/M5zbkOHm.jpg

Премьера «Жестокого романса» состоялась 23 ноября 1984 года.

Рязанов был готов к критике, – понимал, что слишком далеко ушел от канонов. Но даже он не ожидал, что на него ополчатся буквально все киноведы. Разгромные рецензии вышли в «Труде», «Комсомольской правде», «Литературной газете», «Советской культуре» и других изданиях.

Режиссера обвиняли в пошлости, глумлении над русской культурой, упрекали в неправильной расстановке акцентов, неверном выборе актеров, – и да, неопытной Гузеевой досталось больше всего.

Была лишь одна положительная статья, – от Нины Алисовой, которая сыграла главную героиню в той, первой экранизации Островского. Но она вообще обожала драматурга и даже дочь назвала Ларисой.

+1

17

Ещё в процессе чтения пьесы Э.Рязанов понял, что главные роли должны исполнять Андрей Мягков (Карандышев) и Никита Михалков (Паратов) и заручился предварительным согласием этих двух актёров.

https://i.imgur.com/uyYEM0Bm.jpg
Никита Михалков сыграл самого яркого персонажа «Жестокого романса» —
Сергея Сергеевича Паратова, сердцееда и мота.
https://i.imgur.com/MCWB3FZm.jpg
Сам Островский писал про Паратова: «Блестящий барин, из судохозяев». Ему лет за 30, он дворянин.
Никите Михалкову же на момент окончания съемок исполнилось 38 лет.

Никита Михалков, как уже было сказано, был основным кандидатом на роль Паратова изначально, но он сам собирался снимать фильм «Очи чёрные», из-за чего в качестве альтернативы Рязанов рассматривал Сергея Шакурова. Однако съёмки фильма «Очи чёрные» были отложены, и Михалков смог сняться в роли Паратова. После этого фильма он сделал паузу в работе киноактёра, следующий фильм с его участием вышел только в 1990 году.

+1