КРЫМ
Фонтаны Феодосии
Фонтан (итал. fontana, от лат. fons, родительный падеж fontis – источник, ключ) в архитектуре, сооружение, служащее основанием или обрамлением для бьющих вверх или стекающих вниз струй воды. Первоначально фонтаны сооружались преимущественно только как источники питьевой воды. Затем сочетание движущейся воды с архитектурой, скульптурой и зелёными насаждениями стало одним из средств создания различных декоративных и художественно-образных решений в архитектуре и садово-парковом искусстве. Декоративно оформленные фонтаны сооружались в античных, средневековых западноевропейских городах, в странах Ближнего и Среднего Востока, в Индии. Возникшие еще в античный период фонтаны с орошаемыми водой статуями, колоннами, чашами и другими скульптурными элементами были излюбленным украшением городских площадей в Европе 16–18 вв. (например, фонтаны Флоренции и Рима), в виллах и дворцово-парковых комплексах (например, в Версале). В России в 18 – начале 19 вв. в Петергофе была создана грандиозная система фонтанов. Современным фонтанам придают декоративный характер, который нередко усиливает электрическая подсветка в вечерние часы (БСЭ)
И скуден, и неукрашен
Мой древний град
В венце Генуэзских башен,
В тени аркад;
Среди иссякших фонтанов,
Хранящих герб
То дождей, то крымских ханов –
Звезду и серп.
«Молитва о городе». М. Волошин. 1918 г.
Феодосия — один из древнейших городов мира, история которого насчитывает свыше 2,5 тысячелетий. В архиве Феодосийского краеведческого музея сохранились летописи 14 века. Это был генуэзский период расцвета Кафы (Феодосии). Генуэзцы, украшая город великолепными храмами, дворцами, частными домами, защищая его от вторжения неприятелей крепкими стенами и башнями, заботились в то же время о снабжении жителей предметом первой жизненной потребности — чистой питьевой водой. Для этого они устраивали в самом городе цистерны, а на окружающих город высотах собирали воду в искусственных водохранилищах, из которых вода подавалась по сети керамических труб в фонтаны, расположенные в разных районах города. Чтобы излишек воды не стекал бесполезно в море, он распределялся по «колодцам» (маленьким цистернам) во дворах домовладельцев.
Для сохранения более 200 фонтанов, а также поддержания чистоты и благоустройства города были учреждены особый попечительный комитет и должность специального пристава.
Согласно уставу 1449 г. ни один житель Кафы не мог и не имел права выливать за дверь воду или нечистоты: это каралось штрафом в размере 25 аспров (75 копеек серебром). Кроме того, пристав должен был взимать с каждого шкипера, плавающего под квадратными парусами, одну барку камней за каждое плавание. Вероятно, этот камень применялся для сооружений по водоснабжению города.
Кроме пристава, попечительный комитет обязывался содержать одного ичекамира, который «отыскивал воду», и одного смотрителя, в обязанности которого входила охрана и устройство водопроводов.
Поиск источников пресной воды на склонах Тепе-Оба и горы Паша-Тепе (г. Лысая) и транспорт этой воды системой водоводов были жизненной необходимостью, так как вследствие продолжительных и частых засух накопление в цистернах только дождевой воды, было недостаточным. В 15 веке в период расцвета города население Кафы составляло около 70 тыс. жителей.
В дальнейшем, в период владения Кафой Турецкой империи (1472—1784 гг.) генуэзская система водообеспечения города постепенно разрушалась. По сведениям турецкого реестра в 15-16 веках в Кафе было 4060 колодцев, 125 родниковых источников, в их числе 20 крупных фонтанов.
В 1784 году, после освобождения Феодосии русскими войсками, по распоряжению графа Потемкина с целью пресечения расхищения был составлен план города, на котором были обозначены 33 фонтана и водоемы.
Примерно через 40 лет, в 1820 году историк Муравьев-Апостолов писал: «... из оставшихся в наследство от турков 33 фонтанов осталось только 3, да и те настолько уже повредились, и в головах своих, откуда в них поступает вода, и в главных и боковых трубах, что в летнее время жители бедствовали от безводья, что отчасти происходило и оттого, что весь лес на окружающих Феодосию горах был истреблен до корня».
Таким образом, уже в первой половине 19 века генуэзская система водоснабжения была полностью разрушена. Ее коммуникации не учитывались в дальнейшей застройке города, поэтому после строительства наблюдалось подтопление подвалов зданий. Так, была подтоплена церковь Святого Сергия, здание информационного центра и др.
В настоящее время существуют развалины нескольких фонтанов, построенных в разные периоды истории Феодосии.
Армянский фонтан возле церкви архангелов Гавриила и Михаила (15 в.). Фонтан находился у подножья горы Митридат. Он представлял собой водоем в виде призмы, сложенный из бутового и тесанного камня на известковом растворе со стрельчатой нишей и водометом в восточной стене. Над нишей были расположены три резные розетки, а в нише — мраморная плита с надписью на армянском языке и датой. Этот фонтан был возведен в архитектурных формах, распространенных в Армении для родников с 11 по 19 век.
По склонам Митридата у древнего центра города находились слободки, до сих пор сохранившие свои названия: караимская, цыганская, армянская, немецкая, турецкая, обязательными сооружениями которых были фонтаны.
Караимский фонтан
Караимский фонтан на Фонтанной площади, сооружен в 17 веке, недалеко от дома, в котором в 1817 году родился И.К. Айвазовский. Фонтан, давший название площади, был центром караимской слободы. Хаус фонтана (с тюркского — водохранилище) заполнялся водой из древнего водовода, построенного еще генуэзцами.
На первом водопроводе города был построен Екатерининский фонтан, который также не сохранился.
Когда говорят о водоснабжении Феодосии, обязательно вспоминают имя известного художника Ивана Константиновича Айвазовского. В 80-е годы ХIХ в. с ростом населения в Феодосии стал остро ощущаться недостаток питьевой воды, особенно на окраинах, где ютилось беднейшее трудовое население. В жизнь воплощались различные проекты, но воды по-прежнему было мало. И.К. Айвазовский обратился в городское самоуправление с письмом, в котором, между прочим, были такие слова: "не будучи в силах долее оставаться свидетелем страшного бедствия, которое из года в год испытывает от безводья население родного города, я дарю ему в вечную собственность 50000 ведер в сутки чистой воды из принадлежащего мне Субашского источника".
Положение значительно улучшилось благодаря бесценному дару городу — воды из источников имения Субаш, принадлежавшего семье Айвазовского. Они пополняются живительной влагой благодаря известковой горе Агармыш, которая, как огромная губка, впитывает в свои недра осадки. Множеством родников появляется вода затем на поверхности. Во времена Айвазовского исток был выложен камнями в виде сердца.
Строительство водопровода велось весной - летом 1888 года, на его сооружение городом было потрачено 231 689 рублей, весьма большая по тем временам сумма. 18 сентября 1888 г. вода из Субаша водокачкой по 26-километровому водопроводу стала подаваться в три городских фонтана.
В настоящее время почти в первозданном виде сохранился только фонтан Айвазовского. Мраморный фонтан был построен в центре города на средства и по проекту самого художника. Закладка его состоялась 12 сентября 1887 года после богослужения в Феодосийском Александро-Невском соборе. На мемориальной доске фонтана высечена надпись: "Фонтан И. К. Айвазовского. 18.IX-1888 г.".
Интересно, что городская дума собиралась назвать фонтан именем Александра III, были подготовлены и отправлены по инстанциям соответствующие документы. Не дожидаясь принятия решения городские власти приготовили закладную плиту на которой были выбиты слова "Императора Александра". Однако, учитывая заслуги И. К. Айвазовского, Высочайшим Указом, последовавшем в сентябре 1888 года, было велено дать фонтану имя великого художника. В связи с этим на закладной плите фонтана вместо слов "Императора Александра" выбили "И. К. Айвазовского", денег на новую плиту, по видимому, уже не было, поэтому было принято решение вырезать ее центр с надписью и вставить блок с новым текстом. Если присмотреться к закладной плите, то перед первой буквой в имени И. К. Айвазовского четко видны детали буквы "И" большего размера, от слова "Императора", а после окончания имени детали буквы "А" от слова "Александра".
За пользование феодосийско-субашским водопроводом взималась плата, но воду из фонтана пили бесплатно. По центру фонтана, над краном находилась серебряная кружка с надписью: "Выпейте за здоровье Ивана Константиновича и его семьи". Спустя некоторое время возле фонтана возник павильон восточного стиля (здание не сохранилось): слева находилась чебуречная, справа готовили шашлыки, кафе так и называлось "Фонтанчик". В теплое время года столики устанавливали за легкой оградой прямо под открытым небом. На рубеже ХІХ и ХХ веков этот уголок города пользовался у горожан большой популярностью.
фонтан Айвазовского
фонтаны
В городе о добром гении народ сложил песню:
"Айвазовский поставил фонтан
Из мрамора чистого,
Айвазовский воду провел в фонтан
Из своего источника быстрого.
Посмотрите, как вода бежит,
Послушайте, как струя журчит,
Выпейте воды, пожалуйста,
Вспомните Ивана Константиновича...".
На улице Итальянской (в настоящее время ул. Горького) в честь жены художника был построен фонтан «Доброму гению», ставший украшением Феодосии. Решение фонтана было оригинально. На постаменте была установлена бронзовая женская фигура с раковиной в руках, из которой вода стекала в каменную чашу и, переполняя ее через края, спадала в бассейн, который возвышался над землей. Со стороны фигуры находилась увенчанная лаврами палитра с надписью «Доброму гению». По рассказам старожилов, в бронзовой фигуре узнавалась Анна Никитична Саркисова, жена И. К. Айвазов-ского.
К сожалению, система стока воды этого фонтана была организована неправильно. Поэтому он сам и ближайшие к нему территории были затоплены, после чего фонтан был закрыт и в дальнейшем не восстанавливался.
В 1930-е годы 20 в. бронзовая фигура была перенесена и установлена в центре круглого бетонного бассейна в городском саду, а каменные конструкции прежнего фонтана разобраны. Фонтан-памятник в значительной степени потерял свою первичную ценность.
Бронзовый фонтан был разрушен во время фашистской оккупации и восстановлен лишь в наши дни феодосийским скульптором Валерием Замеховским за счет средств города.
Третий фонтан был поставлен на базарной площади и посвящен памяти грпдоначальника А. И. Казначеева, который в свое время оценил талант юного Айвазовского и определил его в гимназию в г. Симферополе.
Художник возвел оригинальный фонтан по своему проекту и на личные средства. В фондах картинной галереи И.К. Айвазовского сохранился эскиз с изображением фонтана и письменным указанием художника для строителей. В одном из писем И.К. Айвазовский писал: «Фонтан в восточном стиле так хорош, что ни в Константинополе, ни где (либо) я не знаю такого удачного, в особенности — в пропорциях».
Кубической формы и сравнительно небольших размеров, фонтан был сложен из крупных камней. Традиционное для феодосийских старых фонтанов арочное углубление на главном фасаде неожиданно завершалось профилированным карнизом классического стиля. В арочной нише находилась посвятительная доска, а ниже нее из труб струилась вода. В довоенные годы фонтан еще исправно действовал, радуя горожан прохладной водой. Со временем фонтан сильно обветшал, стал разрушаться и в конце 40-х годов 20 в. непродуманно был разобран.
История фонтанов города поучительна и для современников. Сейчас город не испытывает острой нехватки воды. Но проблема питьевой воды возникла с другой стороны — ее качества. Старая рационально организованная генуэзская система могла бы служить людям источником чистой воды для питьевых целей, и тогда бы не стояла бы снова проблема здоровой для жизни питьевой воды.
В планах города имеются проекты восстановления питьевых фонтанов, которые на протяжении многих веков являлись специфическими архитектурно-гидротехническими сооружениями Феодосии.
Публикация подготовленна по материалам А. Ковальчук и З.Тимченко