Музей «Дом станционного смотрителя»
Музей «Дом станционного смотрителя» был основан 15 октября 1972 года при поддержке Центрального музея связи имени А.С. Попова.
Музей «Дом станционного смотрителя» стал первым в нашей стране музеем литературного героя. Он расположен в здании бывшей почтовой станции Выра, где в ХVIII-ХIХ веках проезжавшие мимо путешественники меняли лошадей. При въезде на станцию воссоздана деревенская придорожная часовня.
Домик станционного смотрителя – один из необычных музеев России
Этот музей находится недалеко от Петербурга, в деревне Выра. Создатели его были вдохновлены знаменитой повестью А. С. Пушкина «Станционный смотритель». Некоторые литературоведы утверждают, что именно здесь, в небольшой деревушке Гатчинского района, разыгрались события, которые впоследствии русский гений положил в основу своей повести.
Не вспомнить всех стихов Пушкина, которые навеяны ему длинными Российскими дорогами. Великому русскому поэту пришлось немало попутешествовать по доброй и недоброй воле. Известно например, что Александру Сергеевичу приходилось останавливаться на станции - "Выра", что бы поменять лошадей. Во времена Пушкина, здесь пролегал Большой Почтовый Тракт, который шёл от города Санкт-Петербург до самых западных российских губерний.
Музей открыли в здании почтовой станции. Выра по счёту была станцией номер три, тут путешественники могли поменять своих уставших лошадей. Бытует предположение, что имя придуманное А.Пушкиным своему главному герою повести - Самсону Вырину, было дано этой почтовой станции, в древнейшем русском селении - Выра, (в Новгородской писцовой книге упомянута в 15 веке). Ведь не случайно именно об этом месте сложены легенды. Одна из них гласит, что именно в этом месте жил и работал Пушкинский герой, отсюда же заезжий гусар увёз красавицу Дуняшу, и здесь же в селе возле церкви на холме, был захоронен Самсон Вырин.
Возле ворот станции всех путников встречает - маленькая деревянная дорожная часовенка, которая была построена и освященна в честь святых Косьмы и Дамиана, и верстовой столб на котором начертано: "от Санкт- Петербурга 69 верст, до Пскова 239 верст".
Выра была типичнейшей почтовой станцией того времени. В 1824г. она имела в своём хозяйстве, для нужд проезжающих - пятьдесят пять лошадей, и в числе их пять быстрых курьерских троек. Её оба корпуса, были сложены из кирпича, оштукатурены и затем покрашены розоватым цветом. Фасадные части домов смотрели на проезжий тракт и были соединены все оградой из кирпича, посредине оградной стены стояли въездные ворота. Сквозь них, на широченный, мощёный булыжниками двор, заезжали на станцию проходящие мимо: кареты, коляски, повозки и брички путешествующих. Во дворе станции находились: конюшенные и амбарные помещения, противопожарная каланча, коновязь, колодец с водой. От бывшей станции дошли до нас лишь остатки строений, и среди них, чудом сохранившийся северный корпус станции, служившей одновременно и жильём для семьи смотрителя. Почему за этим зданием и закрепилось название - "Домик станционного смотрителя". Это здание теперь восстановлено, и состоит оно из сеней, "чистой половины" для проезжих людей, половины для ямщиков и смотрительской.
"Дом станционного смотрителя", стал единственным в России музеем, посвящённым конкретным героям из литературных книг, одновременно раскрывающим страницы родной истории, драгоценным памятником ушедшего дорожного быта России. Посетители вошедшие в музей, попадают на почтовую станцию первой трети ХIХ века. Основная часть комплекса - «чистая половина для приезжающих». При входе в эту часть дома висят правила и предписания для постояльцев.
Присутствие старины ощущается во всём, начиная с маленьких сеней, освещённых тусклым фонарём. Из сеней направо - "чистая половина" для проезжающих, она восстановлена по документам из архива и из повести Пушкина "Станционный смотритель". В «чистой половине» центральное место отведено «красному углу». Там стоит стол хозяина двора - станционного смотрителя, залавки, стулья и диваны для проезжающих, их сундуки и чемоданы, дорожные шкатулки, даже кровать с пёстрой занавеской, форменная шляпа смотрителя, его книга для записей "подорожная", рядом же с ней "подорожная " самого Пушкина. На столе всё необходимое для каждодневной работы распорядителя: чернильница, гусиное перо, книга для записи посетителей, бронзовый подсвечник, весы для взвешивания посланий (в те времена отправить послание с почтовой станции стоило целое состояние и позволить себе отправить весточку, мог только очень состоятельный человек), так как послать послание стоило 9 коп., в то время как хорошо пообедать можно было всего за одну копейку.
Почтовое отделение станции
У голландской печи поближе к теплу - стол для проезжающих, на столе - тульский самовар, чайная посуда и обычная снедь путешественников - яйца, хлеб, соль, молоко, баранки.
Ожидать свежих лошадок путникам приходилось подолгу. На окошках стоят горшочки с бальзамином и цветами, которые выращивала героиня повести Дуня. На стенах лубочные картинки: "Как мыши кота хоронили" и "Спор мороза с красным носом", а так же несущая в повести Пушкина особое смысловое задание, сюита лубков "История блудного сына". Эти потешные картинки широко потовали в то время, а в красном углу старинные иконы и портрет тогда бывшего на троне императора, полагавшийся в такого рода присутственных местах. Рядом находится аккуратно застеленная кровать, на которой спал Самсон Вырин.
Из "чистой половины" вход в небольшую комнату - смотрительскую. Это та самая комната за перегородкой, где по Пушкину жила героиня повести, в музее она естественно названа "комнатой Дуни". Это помещение в основном занято литературной экспозицией, однако Дуне в ней отведён особый уголок. В комнате «за перегородкой» - всё самое ценное для девушки, здесь стоит столик для рукоделия, лежит приданое в старинном комоде, рядом со скромным зеркальцем лежат пяльцы, небольшая шкатулка, вязание, образцы изящного рукоделия. Над комодом голубоглазая, русокосая красавица - портрет Дуни, написанный в наивной лубочной манере, художницей Надеждой Берлович. "Ах, Дуня, Дуня, что за девка то была..." - говорится о ней в повести, все кто не проедет - похвалит, никто не смел плохих слов о ней сказать, на ней весь дом держался. Убрать, приготовить - всё успевала. В экспозиции представлены фотокопии рукописей поэта, одна из первых публикаций повести. Иллюстрации выполненные художником Добужинским, а так же можно увидеть вид почтовой станции Выра, какой её можно вообразить в Пушкинское время. Представлены здесь и материалы путешествий Пушкина по России: карта путешествий и стихи посвящённые дорогам.
Из «чистой половины» можно пройти в ямщицкую. Как бы живой иллюстрацией к этому разделу экспозиции, может служить ямщицкая половина дома "Станционного смотрителя", куда затем переходит посетитель. В ямщицкой полностью воссоздано её нехитрое убранство, на стенах развешаны старинные хомуты, дуги, сбруи со знаменитыми валдайскими колокольчиками и бубенцами. Здесь можно увидеть шапочку ямщика, армяк, полушубок, лапти, глиняную и деревянную посуду, берестяной кисет для табака, который был у всех ямщиков, вёдра и кадки из дерева, умывальник из меди, фонари из дерева, которые были нужны, что бы выходить к лошадям. Основное место в интерьере "ямщицкой" занимает старинная русская печка, полати, лавки, простой с соскоблённой столешницей стол, старинные иконы в "красном углу", на которых изображены: Фрол, Лавр и Власий, покровители лошадей, святые которым молились ямщики. Эта половина рассказывает не только о быте ямщиков, но и о дорожном быте прошлого, о путешествиях Пушкина по России.
Дороги изъезженные поэтом исчисляются более 34 000 км. В "Станционном смотрителе" А.С.Пушкин рассказывает от имени своего героя: "Около двадцати лет, ездил я по России во всех направлениях, практически на всех почтовых трактах я останавливался, некоторых из поколений ямщиков я очень хорошо знаю, почти всех знаю я в лицо, почти со всеми имел дела".
Карта путешествий Пушкина
Дом "Станционного смотрителя", расскажет много нового о героях Пушкина, навеет лёгкую грусть по ушедшим лихим тройкам почтарей, поможет трепетнее ощутить строки великого поэта: "Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика, то разгулье удалое, то сердечная тоска...".
Создателям музея удалось передать дух пушкинской повести. В домике станционного смотрителя всё напоминает о бессмертном произведении.
Интерес туристов к этому сокровенному уголку не угасает. Чаще всего в Выру приезжают те, для кого Пушкин – святое имя. А на память о том, что вы были в Домике станционного смотрителя, в "чистой половине для приезжающих", можно на специальных бланках с символом станции (два почтовых рожочка и стрелы, которые направленны в две стороны), гусиным пером написать послание из прошлого, поставить печать из сургуча, и за символическую плату отправить самому себе.
Адрес музея. Нужная информация:
Лен. обл., Гатчинский р-он, деревня Выра, Большой пр-кт, дом 32А
Добраться до Выры можно:
А) Электричкой - отправление с "Балтийского вокзала", ехать до железнодорожной станции "Сиверкая". На станции нужно сесть в любой автобус - №500, №502, №121, и доехать до Выры.
Б)Из города Гатчины можно доехать на автобусе под №531, который отправляется с Варшавского вокзала.
В)На машине - ехать по трассе М20 (Е95), остановка "деревня Выра", 72-ой км. на Киевском шоссе.
Цена на вход в музей:
Корректные данные можете взять на официальном действующем сайте «Музеи Ленинградской области» http://lenoblmus.ru/museum/dom_stantsio … otritelya/
Позвонить и узнать ответы на интересующие вас вопросы, можно по телефону: 8 (81371) 62-338 или по адресу @: musey_vyra@mail.ru.
Адрес: ЛО, Гатчинский р-н, дер. Выра
Телефон: +7 (813) 716-2338
Как добраться из Санкт-Петербурга:
на автомобиле: по трассе М20 до деревни Выра;
на поезде: от станции Балтийский вокзал (ст. метро Балтийский вокзал) до станции Сиверская, далее автобусом №500, 502, 121 до остановки «деревня Выра»;
на автобусе: от станции метро Московская на автобусе № 100, от станции метро Проспект Ветеранов - № 631 до Гатчины, далее автобусом № 531 от вокзала Гатчина - Варшавская.
Выходные: понедельник, вторник
Часы работы: 11:00 - 17:00