От рождения до года
От рождения до года
Сообщений 41 страница 60 из 60
Поделиться4120.07.13 12:53:57
Гипотрофия – это патология, связанная с недостаточным питанием малыша. При этом в организме ребенка происходят различные патологические процессы, а масса тела становится ниже соответствующей возрастной нормы. Иногда при гипотрофии II–III степени требуется госпитализация в стационар, последовательное лечение, а также «омоложение» диеты, т.е. малыша начинают кормить так, как кормят в том возрасте, которому соответствует его масса (увеличение частоты кормлений с преимущественным использованием женского молока или специализированных легкоусвояемых продуктов).
Поделиться4220.07.13 12:54:49
Если ребенок привык с помощью истерик регулярно добиваться своего, то будет продолжать это делать на протяжении еще многих лет. До тех пор, пока не усвоит, что это неэффективно. Поэтому вся трудность не в поведении малыша, а в отношении к нему родителей (которые не всегда выдерживают прессинг «маленького тирана»). Например, если ребенок начинает истерику, необходимо отказаться общаться с ним до тех пор, пока он не успокоится. Очень твердо необходимо говорить «нет» и не вступать в споры, уговоры и переговоры. Ни в коем случае нельзя бить ребенка, давать «подзатыльники», так как у ребенка в этом случае появиться еще один повод для истерики, а родитель почувствует вину и уступит.
Поделиться4321.07.13 06:38:29
Ребенок и мир
Психологи установили, что до полутора лет у ребёнка формируется мировосприятие и то, каким он будет в этом мире - уверенным и успешным (сценарий Выигрывающего) или пассивным и неуверенным (сценарий Проигрывающего).
Кому интересно, давайте исследуем как у ребёнка в столь раннем возрасте формируется его жизненная позиция и жизненный сценарий - его взаимоотношения с миром.
ВОЗРАСТ: от 0 до 3 месяцев
В этом возрасте восприятие ребёнка направлено – на температуру, кинестетику, запах, зрительные образы. Причём главная реакция на мать – её присутствие или отсутствие. Аналогично ребёнок реагирует на близких людей. Более важными, чем пища и кинестетическое ощущение сухости, является ощущение потока энергии любви матери, а также тепло и запах, исходящие от её тела. Очень важно также: ощущение её прикосновений к голому телу малыша – объятия, поцелуи; ласковые слова – тон голоса. Для формирования нормальной здоровой психики ребёнка важно достаточное количество именно этих сигналов. Ребёнка нужно обнимать, целовать, ласкать не менее 8-10 раз в день! А вспомните, как нас учили мамы – пусть кричит, не подходи. Покричит и перестанет. А ведь мы с вами так лежали и кричали, а мама не всегда подходила.
ВОЗРАСТ: от 3 месяцев до 1,5 года
Остаются по-прежнему важными все ранее перечисленные сигналы. В этот период начинает формироваться мышление. Малыш с помощью мышления учится реагировать.
Причем образ матери для него наиглавнейший. У него в 3-6 месяцев ещё нет своей собственной системы адекватного реагирования – своего эго. В этот период мать и дитя составляют единое бытие. Ребёнок, используя эго матери, учится реагировать как она. Ребёнок напитывается эмоциональной и физической энергией от матери.
То, как мать напитывает ребёнка любовью, имеет колоссальное значение для его дальнейшй жизни - формировании уверенности и внутренней силы.
ФОРМИРОВАНИЕ СВОБОДНОГО УВЕРЕННОГО В СЕБЕ РЕБЁНКА:
Посвящённая мать (счастливая, любящая, воссоединенная со своими инстинктивными знаниями) полностью адаптирована к потребностям ребёнка. Она чувствует, что надо ребенку. Ребёнок, находящийся в таком поддерживающем окружении любовью, использует эго матери. Ребёнок спокоен и уверен, что мама всегда будет доступна ему, она откликается и чувствительна к сигналам ребёнка, отзывчива и поможет, если он столкнётся с неприятностью или пугающей ситуацией. С этой поддержкой ребёнок чувствует себя смело в исследовании мира. Когда у личности есть напитанность такими энергиями, то возникает собственная внутренняя поддержка – идет формирование Взрослой части ребёнка. Он готов идти на риск преодоления страха нового. Взрослея, такой ребёнок может уверенно самостоятельно решать возникшие перед ним проблемы. У него есть Внутренняя сила.
ФОРМИРОВАНИЕ АДАПТИВНОГО НЕУВЕРЕННОГО РЕБЁНКА:
Если мать несчастна, тревожна, то она не может воспитать счастливого ребёнка. У ребёнка нет уверенности в том, что когда он ищет заботу, он её получит. Ребёнок ожидает, что ему резко откажут.
Из-за этой неуверенности ребёнок испытывает беспокойство по поводу исследования мира.
Часто мать использует угрозу покидания, как метод контроля за ребёнком (наказание) и манипулирование им. Для ребёнка нет ничего страшнее спины матери. Повторяемость такого отталкивания дает экстремальные результаты эмоциональной тревожности у детей. Масса эмоциональных нарушений, неврозов.
Развитие ребёнка не может происходить вне связи с человеческой надёжностью. Идет закладка ментального здоровья. Поддержка важнее грудного вскармливания.
Если мать несчастна, часто находится в депрессии, то ребенок предоставляет матери своё эго – он её поддерживает. Для ребёнка это чрезмерная нагрузка. Он платит высокую цену. У него формируется деструктивный сценарий - « Я – для других». Это адаптивный тип.
В другом варианте: чрезмерно заботящиеся, тревожные родители тормозят ребёнка в действиях. Ребёнок постоянно слышит окрики родителей: не бегай, не бери, не стой, не иди и т.п. Такие родители воспитывают пассивность у детей. Ребёнок принимает решение замереть и ждать. И он ждет всю жизнь.
Из отношений с матерью ребёнок учится отношению к себе. Мать, игнорируя потребности ребёнка к росту и развитию, обесценивает ребёнка, его жизнь. В результате и он сам обесценивает себя. У него нарушается формирование Взрослой части эго. Во взрослой жизни он ведёт себя пассивно в стрессовых ситуациях, игнорирует важные сигналы, не делает соответствующих выводов из негативных ситуаций, не защищает себя.
Когда человек не использует свои возможности и не изменяется, не прогрессирует, то он обесценивает себя в силу своего мировосприятия и как результат разрушает свою жизнь. Такой человек лишен своей Внутренней Силы или имеет её в очень недостаточном количестве.
Младенец мал и физически беззащитен. Мир для него населен огромными великанами. Неожиданный звук может свидетельствовать о том, что его жизнь в опасности. Безо всяких слов или логических умозаключений младенец знает, что если Мама или Папа уйдут, он погибнет. Если они чересчур рассердятся на него, то могут его уничтожить. Кроме того, у младенца отсутствует взрослое понимание времени. Если он голоден или замерз, а Мама не приходит, то, возможно, она уже не придет никогда, а это означает смерть. Или это может означать нечто более страшное, чем смерть, – что ты навсегда-навсегда остался один.
Возможно, когда ребенку исполняется два или три года, у него рождается брат или сестра. Он уже подрос, он умеет ходить и знает, что это рождение для него скорее всего не смертельно. Но Мамино внимание, похоже, без остатка занято новорожденным. Может быть, любви на всех не хватит? Не заберет ли всю ее младенец? Теперь появляется угроза лишиться Маминой любви.
На протяжении всех лет формирования сценария ребенок занимает подчиненное положение. Родители в его восприятии обладают абсолютной властью. Для младенца это власть над его жизнью и смертью.
В ответ на это ребенок решает, какие ему избрать стратегии, чтобы остаться в живых и как можно полнее удовлетворить свои нужды.
Малое дитя мыслит не так, как взрослый человек. Эмоции оно также испытывает иначе. Сценарные решения принимаются на основе специфически детского мышления и чувствования.
Эмоциональный опыт младенца включает в себя чувства ярости, крайней зависимости, ужаса и экстаза. Свои ранние решения он принимает в ответ на возникновение этих чувств. Не удивительно, что его решения носят зачастую экстремальный характер. Предположим, ребенку приходится лечь в больницу на операцию. Это связано с неприятными переживаниями даже для взрослого. Но младенец может переживать это событие как ужасное бедствие. Наряду со страхом он испытывает глубочайшую печаль от того, что с ним нет и, возможно, никогда не будет Мамы. И его переполняет гнев, так как она допустила, чтобы это с ним случилось. Он может решить: "Эти люди хотят убить меня. Мама позволила этому случиться, значит она тоже хочет меня убить. Лучше я их всех сам поубиваю прежде, чем они до меня добрались".
По правилам детской логики, нужно идти от частного к общему. Допустим, к примеру, что мать не всегда откликается на требования ребенка. Скажем, иногда подходит к нему, когда он плачет, а иногда нет. Из этого ребенок заключает не просто, что "Мама – человек ненадежный". Он может решить, что "людям доверять нельзя" или, возможно, "женщинам доверять нельзя". Девочка четырех-пяти лет может злиться на Папу за то, что он перестал проявлять по отношению к ней то тепло и заботу, которыми одаривал ее, пока она была младенцем. Скорее всего, она решит не просто, что "я зла на папу", а что "я зла на мужчин".
Ребенок может компенсировать свое чувство беспомощности, воображая, что он всемогущ или способен влиять на происходящее с помощью магии. Скажем, он чувствует, что Мама и Папа не ладят друг с другом. Он может решить, в особенности если он единственный ребенок в семье, что "в этом виноват я". Если родители дерутся между собой, он может решить, что в его задачу входит защищать одного родителя от другого.
Если ребенок чувствует, что родитель отвергает его, он может взять вину на себя, решив, что "со мной не все в порядке".
Маленькие дети с трудом отличают побуждения к действию от самих действий. Ребенок может чувствовать, что "убил бы этого сосунка, на которого все только и обращают внимание!" Для него это все равно, что сказать: "Я его убил". Далее он может заключить: "Я убийца, следовательно, я плохой и ужасный". Во взрослой жизни такой человек может испытывать смутное чувство вины за "преступление", которого он никогда не совершал.
Поделиться4429.07.13 22:50:18
Эхоэнцефалография — это ультразвуковое исследование головного мозга новорожденных и грудных детей через «акустические окна» в черепе. Наиболее удобным «акустическим окном» является большой родничок, который закрывается в среднем к 9 месяцам. В качестве «акустического окна» можно использовать и другие естественные отверстия — малый родничок, открытые швы, глазницы, а также тонкую височную кость над ушной раковиной, однако качество изображения будет значительно хуже. С помощью этого простого и безопасного метода исследования можно исключить такие серьезные поражения головного мозга, как внутричерепные кровоизлияния, гипоксически-ишемические поражения мозга, инфекционные поражения мозга, врожденные аномалии развития мозга.
Поделиться4731.10.14 13:08:44
Игры с грудничком по месяцам
♥ 1 месяц
Улыбка чеширского кота. Улыбаясь и ласково разговаривая с крохой, медленно перемещайте ваше лицо вправо и влево, чтобы ребенок мог следить за вашими движениями. Чуть позже то же самое повторите с яркими игрушками.
Калейдоскоп звуков. Познакомьте малыша с разнообразными звуками: звоном погремушки, мелодией музыкальной шкатулки. Постепенно приближайте и удаляйте от крохи источник звука.
Кто здесь? Положите малыша на животик и позвените погремушкой, чтобы кроха немного приподнял голову в поисках звука.
Игрушки в этом возрасте малышу не нужны.
♥ 2 месяца
Знакомство на ощупь. Вложите в ручку крохе небольшой предмет или игрушку из пластмассы, затем замените его на мягкую тряпочку, потом на влажную салфетку, далее может следовать мягкая игрушка и так меняйте предметы, пока малышу не надоест.
Монохромный мир. Окружите малыша игрушками и предметами с чернобелыми узорами для тренировки зрения. Кроха будет с интересом рассматривать чернобелые полосы шириной 5 см, черные точки на белом фоне диаметром 2,2 см, шахматную доску и концентрические круги, а также люстры и силуэты на фоне окна. Расположите игрушки и предметы так, чтобы крохе было удобно рассматривать их, и периодически меняйте на новые.
Игрушки крупные, яркие, чернобелые или одноцветные, простой формы — круг, квадрат.
♥ 3 месяца
Абракадабра. В моменты особой „разговорчивости” крохи гулите вместе с ним, учите малыша новым звукам.
Самолет. Положите ребенка животиком себе на руку и полетайте по комнате, громко жужжа.
Танцпол. Включите приятную музыку, прижмите к себе малыша и потанцуйте вместе. Что может быть прекраснее вальса?
Ножки. Положите ребенка на спинку и „поработайте” его ножками под потешку.
Игрушки предпочтительнее из мягкой ткани, периодически их меняйте, чтобы не наскучили. Показывайте крохе и бытовые предметы: зеркальце, ложку, часы.
♥ 4 месяца
Гляделки. Поймайте взгляд малыша и медленно наклоняйте свою голову в сторону — кроха повернет свою. Поверните ребенка на бок, и он повернет голову, чтобы снова видеть ваше лицо.
Прятки. Накройте свою голову платком и спросите: „Где мама?”. Снимите платок и покажитесь малышу: „Вот мама!”. И спрячьтесь снова.
Нука отними! Держите игрушку перед лицом малыша — ребенок обеими ручками загребет ее к себе. Будьте терпеливы и держите игрушку, покачивая ею, пока малыш ее не схватит.
Игрушки подбирайте контрастных цветов, яркие с полосками, например. Лучшие игрушки для малыша этого возраста — его собственные ручки.
♥ 5 месяцев
Тянем-потянем. Позвольте малышу ухватить вас за прядь волос. В этот момент громко скажите „Ай!”. Повторяйте, пока вас обоих это будет веселить.
Катание на валике. Положите под живот малыша мягкий, но упругий валик так, чтобы, отталкиваясь ногами, кроха мог перекатываться на нем вперед и назад. Обязательно страхуйте ребенка во время таких катаний!
Миниатюры. Разыграйте с помощью игрушек небольшие миниатюры. Например, зайчик прыгает по кроватке, затем прячется и появляется снова и т.п.
По кочкам, по кочкам. Посадите малыша к себе на колени и на каждый ударный слог покачивайте ребенка вверхвниз под веселую потешку.
Игрушки подберите разной текстуры и формы — кубики, кольца, треугольники. Проследите, чтобы их было удобно хватать и чтобы кроха мог до них дотянуться.
♥ 6 месяцев
Мир прекрасного. Окружите ребенка разными изображениями. Пусть это будут детские картинки, чернобелые и цветные фотографии, репродукции картин. Время от времени меняйте изображения.
Волшебный мешочек. Сложите разные предметы в мешочек или коробочку и предоставьте малышу вытаскивать содержимое. Рассмотрите вместе каждую вещь, расскажите и покажите крохе, зачем она нужна.
Снова и снова! Повторим: с горки съезжает машинка или скатывается мяч, изза ширмы появляется и прячется игрушка.
Миниспектакли. Разыграйте маленькие спектакли. Вот идет медведь, а навстречу ему едет зайка на машинке. Сел медведь в кузов, и поехали зверята в лес за орехами.
Игрушки малыши любят мять, нажимать на них, и хорошо, если они в ответ будут издавать разные забавные звуки. Установите над ребенком дугу с игрушками или положите кроху на развивающий коврик.
♥ 7 месяцев
Кто в книге? Вместе с малышом откройте книгу с крупными иллюстрациями. Показывая на рисунок, спросите „Кто это?”. Немного подождите и сами ответьте: „Мишка”, укажите на следующий рисунок и т.д.
Ты мне, я тебе. Сядьте напротив малыша и толкните к нему большой мяч. Подождите, пока ребенок сделает то же самое.
Это ты! Поднесите кроху к зеркалу, покажите, где у него глазки, где носик, ротик.
Игрушки, интересующие ребенка этого возраста, и игрушкамито назвать сложно. Малыш будет в восторге от всего, чем можно пошуршать, комкая это в кулачке — бумаги, фольги, целлофана и т.п.
♥ 8 месяцев
Кто сказал мяу? Познакомьте малыша с „языком” животных. Покажите на картинке кошку и спросите: „Как говорит киса?”. Немного подождите и сами ответьте: „Мяумяу”. Расскажите ребенку, как говорит собачка, лягушка, цыпленок, сова и т.д.
Доползти до игрушки. Положите недалеко от ребенка интересную игрушку, и словами побуждайте малыша доползти до нее. Когда дистанция будет взята, похвалите кроху, дайте время немного поиграть с добычей. Затем положите игрушку чуть дальше — так малыш будет преодолевать все большие и большие расстояния.
Игрушки, которые издают громкие звуки или мигают, понравятся малышу такие. Например, пищащий молоточек или металлофон.
♥ 9 месяцев
Одно в другое. Предоставьте малышу предметы разной величины и покажите, как складывать маленькие вещи в большие. Например, сложите маленькие стаканчики в коробку, а вот коробка в стаканчик ну никак не влезает!
Гром гремит! Дайте ребенку в руки пару небольших сковородок или крышек от кастрюль и покажите, как можно в них стучать. Малыш получит огромное удовольствие!
Переливайка. Поставьте перед малышом два стаканчика, налейте в один из них воду и перелейте ее в другой стаканчик, а затем обратно. Посмотрим, справится ли кроха!
Игрушки подойдут крупные, с ярко выраженными деталями. Например, кукла, у которой хорошо видны глазки, носик, ротик, ушки.
♥ 10 месяцев
Вверх дном. Хорошо знакомые ребенку игрушки и вещи положите перед ним лицом вниз или перевернув их вверх ногами. Попросите малыша положить вещи так, как они должны быть.
Художники. Положите перед крохой блокнот и нарисуйте на листе простой рисунок — елочку или солнышко. Ребенок поймет, что карандаш оставляет на бумаге след. Затем вложите карандаш в детскую руку, пусть попробует.
Лоскуточки. Соберите небольшие лоскуты от разных тканей. Сложите их в коробочку или мешочек и предоставьте малышу вытаскивать лоскутки по одному и внимательно изучать.
Попрыгунчик. Держа ребенка под мышки, помогите ему невысоко подпрыгивать на месте, приговаривая „прыгскок, прыгскок”. Затем сделайте перерыв и повторите. Скомандуйте „прыгскок”, когда малыш просто стоит, и кроха сам начнет подпрыгивать.
Игрушки уже есть и любимые. Таким верным другом может стать медвежонок, зайчик, кукла Маша или любая другая игрушка.
♥ 11 месяцев
Снаружи и внутри. Положите игрушку малыша в коробочку или прозрачную пластиковую бутылку и покажите, что предмет можно доставать из емкости, а затем снова прятать. Пусть теперь попробует сам.
Рыбалка. Привяжите несколько разных предметов и игрушек на длинные веревочки и закрепите их на высоком стульчике малыша. Покажите крохе, как нужно тянуть за нити, чтобы вытянуть чтонибудь интересное. Ну, ловись, рыбка, большая и маленькая!
Мегафон. Сверните из картона трубу, поднесите один конец к ребенку, а в другой поговорите с малышом. Затем предоставьте малышу возможность самому сказать чтонибудь в рупор.
Игрушки понадобятся такие, над которыми малышу будет интересно призадуматься. Отлично подойдут пирамидки, матрешки, стаканчики и т.п.
♥ 12 месяцев
Где звенит? Спрячьте предмет издающий громкий звук (например, будильник) под подушку, в ящик стола или под кровать и попросите кроху найти его. Малыш с интересом примется искать предмет по звуку.
В гостях у сказки. Рассказывайте ребенку маленькие сказки, такие как „Колобок”, „Репка”, „Курочка ряба”. Со временем малыш начнет сам озвучивать героев сказки и их действия.
Перекладываем! Поставьте перед ребенком две мисочки, в одну из которых насыпьте горох или изюм. Покажите малышу, как перекладывать мелкие предметы из одной мисочки в другую. Кроха с увлечением примется за новое дело.
Человек-паук. Натяните между двух стульев или другой мебели мягкую веревочку или резинку. Поднимая и опуская ее, продемонстрируйте малышу, как он может перешагивать, подлезать и проползать под веревкой.
Устройте веселые соревнования.
Все по местам! Перенесите вещи, обычно стоящие в определенном месте, в другой конец комнаты. Покажите, как вы берете предмет и несете на место. А теперь пусть малыш сам наводит порядок.
Игрушки предложите такие, с которыми можно активно играть и передвигаться. Подойдут каталки, мячи, машинки на веревочках, детские коляски и т.п.
Поделиться4826.05.15 08:24:16
Как отдохнуть с младенцем на море
На дворе пора летних отпусков, а молодые родители не могут решить: ехать ли на море с младенцем или лучше, по совету бабушек, первые три года отсидеть с малышом на даче и климат не менять? Ответ однозначный: ехать можно и даже нужно. Правда, есть ряд правил и мер предосторожности, которые необходимо иметь в виду, если хотите оставить приятные воспоминания от поездки.
Выбор страны
Летом есть из чего выбрать. Главный критерий – климат. Стоит учитывать: в июле-августе в «детских» Турции и на Кипре очень жарко, лучше предпочесть умеренные Черногорию, Болгарию, север Греции, Испанию. В Турцию и на Кипр, а также в Египет лучше всего ехать в мае или в конце сентября – в бархатный сезон там теплая вода и комфортная температура воздуха. В любой из южных стран при путешествиях с ребенком очень важную роль играет наличие кондиционера – в душных комнатах дети могут вообще отказаться спать.
Страхи акклиматизации
Многие родители-новички настолько запуганы термином «акклиматизация», что предпочитают оставаться дома и никуда не ездить. Типичное мнение: «С малышом менять климат можно минимум на месяц, а отпуск у мужа всего две недели, поэтому сидим дома». Конечно, если есть возможность провести на море месяц вместо двух недель, то лучше ею воспользоваться. Но и две недели – совсем не катастрофа, особенно если речь идет именно о летнем отпуске, а не о путешествии «из зимы в лето». Акклиматизации у многих малышей (особенно у грудничков) вообще никакой не бывает, порой она выражается в виде насморка (чаще после приезда домой), иногда у ребенка через неделю после пребывания на курорте может подняться температура. Если это именно реакция на смену климата, а не подцепленный вирус, то температура, как правило, уже на следующий день спадает.
Перелет: не забудьте капли в нос!
Еще одна причина, по которой многие родители не возят своих малышей отдыхать, – боязнь авиаперелета. «Перепады давления в самолете, сухой воздух, радиация» – таковы распространенные страшилки.
– Дети первого года жизни, как правило, хорошо переносят авиаперелеты (не рекомендуются лишь младенцам первых 7 дней жизни), – говорит известный детский доктор Евгений Комаровский. – Основная проблема – вентиляция полости уха. При посадке часто возникает ощущение его заложенности – воздух не может заполнить полость среднего уха. Уменьшить риск несложно: надо при взлете, и особенно при посадке, предложить дитю поесть или попить, дать пустышку, в конце концов, – глотательные движения облегчают прохождение воздуха. Реальный риск имеется в том случае, когда у дитя насморк, заложенность носа, склонность к отитам, – в такой ситуации следует использовать сосудосуживающие капли в нос (виброцил, тизин, назол и т.п.).
До моря из Петербурга лететь от двух (Сочи, Крым) до 4 – 5 часов (Турция, Египет). Легче переносятся рейсы без пересадок. Если у вас запланирован длительный полет (например, в Таиланд), то лучше выбрать ночной рейс, так как ребенок все это время проспит. Детям до 2 лет отдельное место не полагается, но в большинстве авиакомпаний выдают люльку.
Главный враг – солнце
Вы едете на море, чтобы дать малышу достаточное количество витамина D, но парадокс в том, что от прямых солнечных лучей детей до трех лет нужно прятать. Панамка (лучше с завязками), кепка, бандана – любой головной убор должен быть на малыше в течение всего дня. Без солнцезащитного крема (фактор защиты 50+) из тени выходить нельзя. А лучше не надеяться только на крем, который может стереться от воды и песка, но и запастись футболками с длинным рукавом и хлопковыми штанишками. Есть специальные «гидрокостюмы» для купания, которые не дадут чувствительной коже малыша сгореть во время водных процедур. Помните, он может получить сильный ожог за 10 минут пребывания на солнце. С 11 до 15 часов дня лучше вообще спрятаться либо в надежной тени, либо уйти в номер.
Больше пить!
Жаркий климат может привести к обезвоживанию ребенка буквально за несколько часов. Поэтому неизменной спутницей в поездке должна стать бутылка с чистой питьевой водой, которую нужно предлагать малышу как можно чаще. Детей, которые находятся исключительно на грудном вскармливании, нужно больше обычного прикладывать к груди, а маме – много пить самой. Проверить, хватает ли младенцу жидкости, довольно просто – если он часто писает, значит, все в порядке.
Вообще с грудничками до полугода путешествовать очень удобно: нет никаких проблем с питанием, потому что привычная еда всегда с собой. Кроме того, дети в этом возрасте еще не умеют самостоятельно передвигаться, а значит, будут спокойно принимать воздушные ванны на подстилке под пальмой или спать в коляске. Если же в рацион ребенка уже введен прикорм, то стоит озаботиться вопросом еще дома – возможно, баночки с пюре придется везти с собой. Не всегда в курортных магазинах есть тот ассортимент продуктов, к которым малыш привык. Например, в Турции и Греции редко встретишь однокомпонентные пюре, там нет привычных нам творога и кефира, из круп можно купить только овсяную. Бывалые родители берут с собой на отдых блендер и мультиварку и готовят пюре и каши самостоятельно.
Если ребенок заболел
Оформить медицинскую страховку на ребенка – это первое, что вы должны сделать после покупки путевки. Лучше еще до отъезда разузнать у страховщика или в Интернете, какие в округе находятся хорошие госпитали (сейчас много где есть русскоязычные переводчики). Не забудьте собрать аптечку.
– Прежде всего запаситесь жаропонижающими средствами, свечами или суспензией, а также градусником, – советует детский доктор Анастасия Владимирова. – В аптечке должны быть энтеросорбенты на случай отравления, антигистаминные на случай аллергии. Даже если ваш малыш не аллергик, укус насекомого, пыльца деревьев, новые продукты могут стать аллергеном. Если ребенок уже ходит, то не обойтись без антисептиков: зеленки, йода, перекиси водорода. Руки как можно чаще обрабатывайте антибактериальными гелями или влажными салфетками, особенно в дороге и в аэропортах. Важно взять с собой спрей от комаров и фумигатор.
На чем передвигаться?
Многие родители, впервые выезжая отдохнуть с ребенком, настолько запуганы возможными трудностями, что не выходят с территории отеля, махнув рукой на экскурсии и другую «культурную программу». На самом деле передвигаться на юге с малышом не так и сложно, главное – решить, на чем. Если позволяют средства, можно взять на несколько дней машину с детским креслом и объездить все окрестности. В Турции и на европейских морских курортах все подстроено под малышей – широкие набережные, пандусы, удобный общественный транспорт, много детских площадок и детские зоны в каждом ресторане. В этих странах легко путешествовать с коляской-тростью. Если ваш малыш уже подрос, чтобы сидеть, хороший способ передвижения – взятый напрокат велосипед с детским креслом, велодорожки есть на многих курортах. В азиатских странах, как правило, практически нет тротуаров, везти коляску придется вдоль проезжей части рядом с мотоциклами и машинами. Здесь важно выбирать жилье в шаговой доступности от пляжа, а малыша носить в рюкзаке. Рюкзак (или слинг) – вообще незаменимая вещь в любом путешествии, с ним можно гулять по пляжу, подниматься в гору и укачивать ребенка в дороге.
Не спускать глаз!
Если малыш уже ходит или хотя бы ползает, то на отдыхе с него нельзя ни на секунду спускать глаз, особенно если вы находитесь рядом с бассейном или у кромки воды на пляже. Для страховки лучше надевать нарукавники на ребенка, если он играет возле воды.
Любовь Румянцева
Поделиться4926.05.15 08:31:24
Личный опыт: первый год жизни новорожденного обойдется в 180-240 тысяч рублей
Когда я была беременной, то удивлялась – как много денег, оказывается, уходит на анализы, врачей, курсы для подготовки к родам, на сами роды… Но оказывается, беременность – это цветочки. А ягодки начинаются, когда ты выходишь из роддома с красиво упакованным и родным кулечком. Посвящаешь ему все свое время, все силы, все мысли… и все семейные финансы.
Цены отбивают тягу к деторождению
Говорят, что самые доходные сферы бизнеса – это оружие и фармацевтика. Но те, кто специализируется на товарах и услугах для младенцев, вряд ли получают меньшую прибыль. У молодых родителей есть несколько «болевых точек», нажимая на которые, можно продать им все что угодно – от ортопедических матрасиков в детские кроватки до модных ползунков или музыкальных горшков. Безотказные аргументы: «Вам что, на родного ребенка денег жалко?!» или «У вашего ребенка должно быть все самое лучшее».
Родители готовы заплатить любые деньги, лишь бы быть не хуже других.
Стоит зайти в любой питерский детский магазин и посмотреть на ценники: они у многих навсегда отобьют тягу к деторождению. Например, такая необходимая вещь, как детская коляска. Средняя цена – 25 тысяч рублей. Есть, кстати, и за 50 и за 100 тысяч. Не хотите возить дитя в коляске – покупайте слинг, носить ребенка привязанным к себе с помощью длинного тканевого шарфа сейчас считается очень удобным и естественным. Правда, слинг тоже недешев – стоит от 3 до 10 тысяч рублей. Кроватки со «специальной маятниковой системой» могут стоить и 23 тысячи рублей. Детские кофточки и комбинезоны вызывают умиление своими размерами и цветом, но не ценой – футболочка от 300 рублей, ползунки – от 400. Не говоря уж о зимних комбинезонах, флисовых костюмчиках и овчинных конвертах – еще 8 тысяч рублей.
Нежные подгузники
Еще одна неизбежная статья расхода – памперсы. 600 – 800 рублей за пачку, которой
хватает на неделю. Причем обычные американские подгузники уже давно не котируются, уважающие себя родители покупают только японские – они нежнее, мягче, бережнее… и на 30 процентов дороже (пачка – около 1000 рублей). К памперсам предлагают купить специальное мусорное ведро (задерживающее неприятный запах) еще за пару тысяч.
Кстати, уход за детской попой – это отдельная статья расходов. Крем, мусс, молочко, пенка для купания, присыпка – иначе младенец покроется сыпью, а вас заклеймят как плохую мать.
Качель, шезлонг, развивающий коврик, мобиль – родители никогда не знают заранее, что из всех этих развлечений приглянется их малышу и даст уставшей матери хотя бы 5 минут покоя. Но покупать надо все – и это еще 10 – 12 тысяч.
Если ребенок питается грудным молоком – мамы вздыхают спокойно, ведь хотя бы первые шесть месяцев не надо тратиться на питание. Хотя молокоотсосы (от двух тысяч за ручной до 16 тысяч рублей за электрический) и специальную одежду для кормления никто не отменял.
– Я боролась за грудное вскармливание до последнего, потому что тратить 5 тысяч в месяц на смеси мы не могли себе позволить, – говорит моя подруга Валя. Ей повезло, она так и не узнала, что банка гипоаллергенной смеси может стоить и 2500 рублей, а хватает ее лишь на несколько дней. Не говоря уж о бутылочках, подогревателях для них и стерилизаторах – еще 4 – 7 тысяч.
Когда у малыша прорезываются первые зубы, то приходит время для прикорма и новых ежедневных трат. Врачи в один голос советуют покупать овощи и мясо в баночках, а не варить самим, потому что продукты в петербургских магазинах недостаточно экологически чистые. Стограммовая баночка яблочного пюре стоит, как килограмм свежих яблок. Причем первое время чадо съедает одну-две чайные ложки, а все остальное выкидывается – или поглощается родителями. Кстати, вода с надписью «детская» на этикетке стоит в полтора раза дороже обычной питьевой.
Страх за ребенка – двигатель торговли
Но больше всего продавцы манипулируют естественным чувством страха за свое чадо. Еще к беременным на курсы подготовки к родам приходят страховые агенты и убеждают пользоваться услугами ДМС, не доверяя обычным районным поликлиникам.
– Неужели вы хотите сидеть в бесконечных очередях? – стращают они будущих мам. – Отношение в поликлиниках к детям формальное, часто врачи вовремя не замечают патологий развития, а потом становится уже поздно! А вот наши врачи приезжают на дом и обследуют вашего малыша по полной программе…
Неудивительно, что половина группы на курсах заключила договор о страховке на первый год жизни. Приходится, правда, подтянуть пояса – удовольствие стоит 70 – 100 тысяч рублей в год.
Ночной кошмар многих молодых родителей – СВДС, то есть синдром внезапной детской смерти. Когда внешне здоровый младенец умирает во сне от остановки дыхания. Заболевание редкое, его причины до сих пор не изучены. Тем удобнее «сыграть» на этом страхе: видеоняня с «датчиком дыхания» стоит от 12 тысяч рублей.
Педиатры считают, что проблемы с дыханием и кожей у многих маленьких петербуржцев – из-за чрезмерной сухости в квартирах в зимний период. Неудивительно, что родители покупают увлажнитель воздуха (от 2 до 7 тысяч рублей) еще до рождения ребенка.
Создатели специальных спальных коконов и позиционеров для сна убеждают, что только их изобретения спасут малыша от опасности плагиоцефалии – плоской головы от длительного лежания на спине.
Все понимают, что лекарства для детей недешевы. Чемпионом наценки можно назвать аспиратор для соплей с одноразовыми насадками – 250 рублей аспиратор и 150 рублей – 10 насадок. Зато не надо лезть ватным жгутиком в носик, как это делали наши бабушки! Или капли с морской водой. 10 миллилитров стоят примерно 100 рублей. То есть литр простой соленой воды обошелся бы вам в 10 тысяч рублей!
Если к обязательному курсу младенческого массажа все привыкли еще с советских времен (курс – 10 сеансов, сеанс по 600 – 1500 рублей за каждый), то визиты к остеопату – веяние последних лет. Считается, что встреча с ним нужна не только детям с проблемами, но и внешне здоровым – чтобы «скорректировать неизбежные травмы во время родов». Сеанс – от 1000 до 3000 рублей.
Еще одна статья расходов – грудничковое плаванье. Вроде необязательно, но «все ходят». Да и кто ж не хочет, чтобы их малыш закалился, гармонично развивался и научился нырять раньше, чем ходить? Занятия раз в неделю, стоимость от 500 рублей.
На первый день рождения – планшет
Ребенок еще взгляд не фокусирует, а родителям уже предлагают задуматься о его интеллектуальном развитии. Замечено: просто погремушка стоит 200 рублей, а «развивающая погремушка» – 700. С трех месяцев уже можно показывать ребенку карточки системы Глена Домана. Считается, что, демонстрируя малышу несколько раз в день рисунки разных рыб, овощей, машинок и даже репродукции знаменитых картин, ты развиваешь его память и воспитываешь вундеркинда. Душа поет от счастья, когда годовалая дочь уверенно отличает экскаватор от трактора и автобетоносмесителя. Но набор из двадцати карточек – около 200 рублей, а их количество надо постоянно увеличивать… А уж сколько стоят детские книжки с красивыми иллюстрациями! Кстати, в приличных семьях на первый день рождения принято дарить имениннику планшет – чтобы накачать туда развивающих игр и мультфильмов (от 5 тысяч рублей).
И, конечно, не забудьте про развивающие занятия.
– Как, вы еще не ходите на развивашки?! – удивленно спрашивают у мам 7-месячных младенцев. – Но ведь это навыки социального общения, столько полезных умений, музыка, танцы!
И ты, конечно же, идешь на развивающие занятия, где за 600 – 900 рублей в час твой малыш лепит, рисует и танцует – вернее, мамы лепят, рисуют и танцуют, пока малыши расползаются в разные стороны. Зато точно никто не скажет, что ты никудышная мать.
Любовь Румянцева,
"МК" в Питере"
Итого:
Сколько в среднем уходит денег в первый год жизни младенца
Памперсы – 35 тысяч рублей
Приданое (одежда, мебель, игрушки) – 25 тысяч рублей
Еда (прикорм с полугода) – 20 тысяч рублей
Искусственное вскармливание – 60 тысяч рублей
Медицина (врачи, массажи, лекарства, ДМС) – 100 тысяч
Общая сумма: Младенец на грудном вскармливании обойдется семейному бюджету в 180 тысяч рублей в год, ребенок-искусственник – в 240 тысяч.
На чем можно сэкономить
– Не покупать одежду для новорожденных, а взять «поносить» у знакомых – младенцы растут так быстро, что половину из купленных костюмчиков мамы даже не успевают надеть.
– Прежде чем покупать новые вещи, изучите рынок б/у. Кроватки, весы, креслица для кормления, конверты, шезлонги и мобили, как правило, не хуже и сильно дешевле магазинных.
– Четко составьте список подарков для родственников и друзей, чтобы не дарили дорогие ненужные вещи.
– Младенец за день забывает свои игрушки. Оставьте ему три-четыре, остальные спрячьте. Потом поменяйте – он будет им радоваться, как новым.
– Покупайте в Интернете. В магазинах цены на 10 – 30 процентов выше.
– Организуйтесь вместе с другими мамами и закупайте одежду и обувь оптом.
– Не поддавайтесь веянию моды. Если у ребенка нет проблем со здоровьем, то не надо водить его к остеопатам и платным неврологам только потому, что «все так делают».
– С лета запасите кабачки, картофель и тыкву, чтобы самим готовить малышу экологически чистый прикорм.
5 самых бесполезных детских вещей
– Кружевной конверт на выписку. Стоит от 1000 до 5000 рублей. Используется один раз ради фотографии.
– Термометр в виде соски-пустышки. Стоит 1000 рублей. Во время измерения температуры ребенок не должен открывать рот в течение 10 минут, иначе показатели недостоверны.
– Комод с пеленальным столиком. Стоит до 10 тысяч рублей. Нужен первые полгода. По сути, это обычный комод с приделанной к нему откидной крышкой. Дешевле купить пеленальную доску за 600 рублей и положить ее на детскую кроватку. А вещи младенца хранить в обычном комоде.
– Ложка с датчиком температуры. Стоит 250 рублей. Меняет цвет, если еда слишком горячая. Все равно мамы не доверяют ложке и проверяют температуру еды сами.
– Анатомическая ванночка (700 – 1000 рублей). Нужна первые две недели жизни, потом ребенку становится в ней тесно, и он плавает в обычной ванне.
Фонтанка.ру
Поделиться5020.07.15 22:49:38
Полезные советы родителям детей 6-месяцев
Чтобы ваш малыш хорошо спал
Некоторые детки спят очень чутко. Некоторые вздрагивают, пугают сами себя. Если малыш не может спать в пеленках, попробуйте укладывать его спать на живот, замечено. Что такой сон более спокойный. Укрепляют сон также занятия физкультурой, прогулки на свежем воздухе, плавание в ванной, закаливание.
Первые зубки
В это время ребенок уже имеет несколько резцов. Они могут даже стучать по кружке. Иногда при росте зубов повышается температура. Срок роста каждого зубы очень индивидуален, по этому поводу волноваться не стоит. Первыми появляются нижние средние резцы, затем верхние передние зубки. Во время их роста увеличивается слюноотделение, появляется желание грызть предметы, он сосет нижнюю губу. Часто поднимается температура, может испортиться аппетит. Облегчить страдания ребенка можно, давая ему специальное силиконовое кольцо.
Переход во взрослую ванну
Если до сих пор купание малыша проходило в детской ванночке, - самое время перейти во взрослую. Приучать малыша к общей ванной можно принимая процедуры совместно. Температура воды может быть такой же, как обычно. Некоторые родители пытаются учить малыша плаванию, однако он может только задерживать дыхание и перемещаться на маленькое расстояние, их физиологическое развитие еще не готово к серьезному плаванию. Не стоит придавать этому слишком большого значения, иначе малыш может испугаться воды, и потом этот страх будет еще долго его сопровождать.
Слово «Нельзя»
В воспитании детей нужно быть последовательными. Нельзя запрещать слишком много, но в вопросах безопасности вы должны быть непреклонны. Чтобы запретов осталось меньше - осмотрите квартиру и уберите все предметы, представляющие опасность – лекарства, мелкие пуговицы, химические препараты. Закройте розетки, полки и ящички так, чтобы малыш не мог прищемить пальчики. Теперь помните главное - если «нельзя», то это должно быть всегда!
Поделиться5107.08.15 14:35:14
Режутся зубки, чем помочь ребенку
В период, когда у ребёнка режутся зубки, необходимо дать возможность ребёнку больше жевать.
Самые большие проблемы, вероятнее всего, вызовут первые четыре коренных зуба, хотя это всё индивидуально и каждый ребёнок имеет совершенно разную реакцию на прорезывание зубов.
Что же делать в ситуации, когда у ребёнка режутся зубки?
Во-первых, необходимо дать ребёнку пожевать. Давайте ему специально предназначенные для этого предметы. Они должны быть мягкими, чтобы при падении ребёнка, они не причинили ему никакого вреда. Для жевания подойдут кольца из резины, они могут быть различной формы и размера. Нужно быть осторожными с игрушками из тонкой пластмассы, от которых может отколоться маленький кусочек и ребёнок может подавиться. Следить, также необходимо за тем, чтобы малыш не грыз краску с мебели и других окрашенных предметов, так как в краске могут содержаться различные химические вещества и свинец, хотя в наше время уже используют достаточно безопасные краски для детской мебели и игрушек, но, тем не менее, осторожность, в таких случаях, не помешает.
Некоторые родители предпочитают давать своим детям сушки. Многим деткам по нраву массаж дёсен. И это очень хорошо, ведь можно проявить свою изобретательность.
Нужно позволять ребёнку жевать всё, что он хочет, конечно, помимо опасных и острых предметов. Не нужно бояться бактерий, которые живут на тех или иных игрушках, это необоснованно. Непременно, игрушки, перед тем, как давать их ребёнку, необходимо вымыть, но, это если она упала на пол или его схватила собака, проживающая в доме молодой семьи. Время от времени, необходимо кипятить материю, которую так любит жевать малыш, это никогда не помешает.
На данный момент в продаже имеется большое количество гелей и мазей, которые приносят большое облегчение малышу, но перед тем, как купить такое средство, необходимо проконсультироваться с врачом, так у многих лекарственных средств существуют противопоказания или возрастные ограничения.
Врачи рекомендуют посещать стоматолога, сразу же после появления первого зуба для того, чтобы задать вопрос, касающийся ухода за зубами, а также узнать о проблемах, связанных с зубами. Стоматолог обязательно определит, есть ли какие-либо проблемы в развитии зубов и как их правильно решить.
Поделиться5308.08.15 08:55:34
Ребенок 10 месяцев развитие
- что умеет ребёнок в 10 месяцев,
- питание,
-как развивать ребёнка в 10 месяцев.
Что умеет ребенок в 10 месяцев
Наш малыш наконец освоил ладушки, научила бабушка, как только она заходит в комнату, он тут же начинает хлопать, демонстрируя ей свои успехи.
Машет ручкой, когда прощается или когда здоровается
Некоторые дети уже ходят в этом возрасте, мы ещё нет. Малыш самостоятельно встает, держась, делает шаги вправо, влево. Активно ползает, иногда отрывает коленки от пола.
Возит машину по полу со звуками «ввв»
Сознательно говорит мама, папа, баба и продолжает гулить, стал очень громко подавать голос, особенно, если внезапно кто-то входит в дверь, он как – будто приветствует человека и из уст вылетает короткая гласная между «А» и «О»
Обожает песенку на английском языке Old MacDonald, как только я её включаю, он начинает активно прыгать, хохотать и радоваться. Вот здесь эта песенка «Old MacDonald«, очень полюбился мультик «Котёнок Гав» — это наше спасение, когда можно спокойно поесть и сделать какие-то домашние дела…
Самостоятельно забирается на кровать
Умеет включать и выключать свет, при этом смотрит на лампочки, ему интересен результат, что именно он включил и выключил свет
Любит переключать каналы на пульте телевизора
В машине любит за рулем стоять, вкл/выкл магнитофон, дворники, фары….
Как развивать ребенка 10 месяцев
Вход идут камешки, крупы, для развития мелкой моторики, вот и с мукой познакомились. Не забываю про большой пальчик, про который говорят, что нужно им делать круговые движения для развития речи.
Для развития воображения, мышления, памяти, я использую карточки по методике Домана –Маниченко,вот подробные наши занятия по карточкам «Мир на ладошке» По средствам карточек, мы знакомили малыша с животными, с растительным миром, что придумал человек, с загадками природы. В общем интересная методика.
Пальчиковые краски также актуальны в этом возрасте.
Познакомьте ребёнка с солёным тестом, тоже забавное занятие.
Не забываем и про потешки, скороговорки, сказки, именно сейчас активно идёт развитие речи.
Также показываем карточки по методике Домана, скачала карточки и выводим на экран телевизора, ставим слайд шоу и озвучиваем картинки — фрукты, животные, формы. Малыш смотрит с большим интересом.
Вот статья по методике Глена Домана и карточки, можно скачать там же: Методика Глена Домана
Режим ребенка в 10 месяцев
Как мы спим?
Утренний сон 10.30 (от силу полчасика, реже час), после еды,
Обеденный сон в 14.00 (если я с ним лягу, то 1,5 часа спит, если спит без меня, то полчаса )
(18.00 редко может немного поспать)
Ночь сон в 22.00 (просыпается 1-2 раза)
Грудное молоко, овощи, мясо, бульончик, фрукты, кашки, творог, желток, масло, печенки
7.00 – 8.00 Грудь (молока уже не так много, поэтому кашу даю уже через 2 часа
10.00 каша + 1 ч. ложка топленого масла. + через день перепелиное яйцо желток
13.00 начинаю вводить говяжий бульон, овощи отвариваю в нём и отдельно потом блендером овощи превращаю в кашицу, добавив немного бульона, и отдельно отливаю бульон и подаю,
И бульончик и пюре из овощей. Овощи (морковка, лучок, картошка)
Либо вариант. Овощное рагу (кабачок, морковь, картофель, лук) всё отварить и блендером перемешать. Подавать с мясом. 5 раз в неделю мясо говядины, кролика, конины, ягнёнок, 2 раза в неделю белое мясо – индейка
17.00 Творог я сама делаю, беру свежий кефир и варю на паровой бане, затем добавляю пюре фруктовое, печенки подаю.
Поделиться5415.10.15 10:14:33
Рацион питания ребенка до года
Как правило, в первые месяцы жизни многие мамочки кормят кроху грудным молочком. А вот, начиная с трех-четырех месяцев многие педиатры рекомендуют вводить прикорм. Стоит ли продолжать кормить ребенка исключительно молоком, или же возможно давать дополнительные продукты? Каким должен быть рацион питания ребенка до года?
По этому вопросу мнения специалистов в этой области кардинально разнятся. Одни считают, что прикорм вполне допустимо вводить с трех-четырех месяцев, остальные же утверждают, что до шести месяцев возможно питание исключительно молоком.
Однозначно ответить на этот вопрос сложно. Правильнее всего, положиться на свою материнскую интуицию. Ведь никто лучше вас не знает, что будет нужнее и полезнее для малыша. Вот лишь некоторые советы, которые окончательно помогут вам понять, когда начинать прикорм.
Никто не спорит, чторацион питания ребенка до года должен быть полноценным. Одним из основных веществ, в которых нуждается кроха – это нутриенты. И если мама достаточно хорошо и правильно питается, то все необходимые вещества для роста и развития малыша, он получит с ее молоком. В таком случае в прикорме нет необходимости и его можно назначать с полугода.
Если же ребенок аллергик, то, как правило, новые продукты добавляются с особой осторожностью и немного позже, чем обычно, для того, чтобы кишечник и иммунная система могли привыкнуть, и правильно отреагировать на новые продукты.
А вот деткам, которые находятся не на грудном (искусственном) или частично искусственным (смешанном) вскармливании, следует вводить прикорм раньше на 2-3 недели, т.к. детские молочные смеси не могут в полной мере дать ребенку все необходимые вещества, которые содержит материнское молоко. Здоровое питание для ребенка должно приносить малышу пользу. Поэтому не стоит торопить события, это чревато негативными последствиями. ранний прикорм может стать причиной появления: диатеза, желудочно-кишечных расстройств, повышенного газообразования и прочих неприятностей.
Вот основные виды и сроки прикорма для малышей.
Для начала, обычно в 3-4 месяца ребенку дают сок. Это может быть яблочный сок или же персиковый, абрикосовый. Первый раз стоит дать около 2-3 капель не больше, при этом его нужно разбавить на половину кипяченой водой. Сок дается всегда в определенное время, примерно, через 5-10 минут после кормления. Соки категорически нельзя смешивать. Каждый следующий сок вводится спустя 2 недели после предыдущего. Рассчитать количество сока для ребенка можно, умножив количество месяцев со дня рождения на 10.
Рацион питания ребенка до года должен включать также фруктовое пюре. Его количество рассчитывается, умножив количество месяцев на 10 и из этого произведения вычесть 10. Начинать давать пюре следует не с экзотических фруктов (которые дают уже после года), а из яблок или бананов. Фруктовое пюре, как и соки, не входят в суточный основной объем пищи малыша.
Сваренный вкрутую желток является крайне полезным для крохи. В нем содержится витамин D, который является отличным средством профилактики рахита. Начинать вводить желток в питание малыша следует около 5-5,5 месяцев, с 1/8 части через день. После шести месяцев можно увеличить до ½ части в день. Желательно не давать желток и мясо в один день, но можно его давать вместе с творогом в один день. Конечно, лучше всего давать детям домашние яйца. Детям аллергикам можно предложить перепелиные яйца. Это настоящий кладезь витаминов и минералов, к тому же они не способны вызвать аллергическую реакцию.
Первый прикорм включает в себя овощное пюре, которое должно состоять из 1-2 овощей, заправленное или растительным, или сливочным маслом. С 2-3 чайных ложек постепенно довести до того, что примерно через 3 недели можно будет заменить одно кормление. Прикорм начинать примерно с пяти-шести месяцев.
Второй прикорм вводят примерно через месяц после первого. Он представляет собой безглютеиновую кашу. Питание детей до года, непременно, должно включать полезные каши. Можно выбрать: кукурузную, гречневую, рисовую. Варить такую кашу следует на воде и в конце варки, при необходимости, добавить смесь или грудное молоко. Как и все прикормы каши следует вводить постепенно, перед основным кормлением. Альтернативой может стать 5 гр. творога, разбавленного грудным молоком или смесью. В год ребенок уже может получать до 50 гр. творога.
Также, примерно с восьми месяцев, ребенку вводят кефир, который сочетают с творогом, и постепенно увеличивая объем, заменяют им одно кормление.
Третий прикорм вводят приблизительно с семи-восьми месяцев. Это может быть нежное мясо курицы или телятины, индюшатины. Не рекомендуют мясо давать вместе с творогом в один день, лучше сочетать мясо с овощным пюре. После десяти месяцев, около года дается рыба нежирных сортов.
Что делать, если ребенок плохо ест? Ни в коем случае не проявляйте негативных эмоций. Некоторые дети, которых в детстве насильно заставляют есть, сохраняют неприязнь к еде на протяжении всей жизни. Постарайтесь почаще гулять на свежем воздухе, отмените перекусы (не давайте корочку хлеба, печенюшку), ребенку с 8-9 месяцев можно предложить яблочное пюре, которое улучшает аппетит.
К рациону питания ребенка до года следует подходить с осторожностью. Прикорм нужно вводить вовремя. Руки и вся посуда, непременно, должны быть идеально чистыми.
Поделиться5515.10.15 10:26:18
Запоры у грудничков
Запор – это нарушение функции кишечника, при котором время между актами дефекации увеличено по сравнению с нормой. Следует заметить, что однозначного мнения насчет того, какие интервалы между актами дефекации соответствуют норме, в медицине нет. Для грудничков считается, что частота стула должна быть равна числу кормлений в сутки. Однако такая проблема, как запоры у грудничков является весьма распространенной.
Если малыш страдает запорами, то следует обратиться к врачу, сдать необходимые анализы чтобы выяснить их причину. Ведь запоры могут быть наследственными, если у кого-то в семье существует та же проблема. Также, запоры при грудном вскармливании могут случаться по причине неправильно организованного рациона кормящей мамы. Поэтому должное внимание следует уделить правильному, здоровому питанию. Лучше всего обратиться за помощью к лечащему врачу. Можно подробно расписать на листке бумаги свое меню, чтобы врач-педиатр смог определить, насколько ваш рацион является сбалансированным и при необходимости скорректировать меню кормящей мамы. Если сама мамочка сталкивается с подобными проблемами, то запор у ребенка – вполне предсказуемое явление.
В любом случае бороться с проблемой нужно посредством диеты. Кормящей маме нужно включить в свой рацион, как можно больше продуктов, способствующих улучшению перистальтики кишечника. К ним относятся клетчатка, отруби, кисломолочные продукты. Как только наладится работа кишечника у мамы, то, скорее всего, запоры прекратятся у малыша. Можно кушать немного чернослива, кураги, отварные овощи, исключить рис, орехи.
Квкие бы препараты вы бы не принимали сами и не давали малышу, при запорах у грудничков, лечение будет заключаться в диетотерапии.
Причинами запоров могут быть: дисбактериоз, ферментная недостаточность, повышенное газообразование, непереносимость молока. Точную причину может установить врач на основе результатов анализов.
Многие мамочки делают своим детям клизмы, чтобы освободить кроху от каловых масса. Следует отметить, что увлекаться ими не стоит, т.к. вода вымывает микрофлору желудка. Делать клизму нужно кипяченой водой комнатной температуры. Для клизмы используется спринцовка. Процедуру делают так: ребенка кладут на левый бок, ножки прижимают к животику. В спринцовку набирают воду, и смазывают ее кончик вазелином. Вводить спринцовку в прямую кишку ребенка нужно на 3-4 см. После опорожнения ее выводят не разжимая. Затем ягодицы ребенка нужно сжать на несколько минут, чтобы вода не вышла наружу. После этого должен произойти акт дефекации.
Оптимальный вариант – использовать маленькую резиновую спринцовку (с тонким наконечником, резиновым, а не пластмассовым). На клизмочке нужно вырезать свободное окошечко, чтобы отходили газы. Наконечник смазывают маслом, и вставляют клизму в анальное отверстие. Как правило, такая процедура помогает освободиться от каловых масс. И они оказываются в нутрии клизмочки. В таком случае микрофлоре желудка ничего не угрожает.
Причинами запоров могут быть и колики у новорожденных.
При комплексном лечении запоров может помочь и фитотерапия. Врач назначает настои или отвары из трав, обладающих слабительным эффектом. Если ребенок на искусственном вскармливании – то нужно поменять смесь для кормления, и выбрать такую, которая обогащена клетчаткой. Страдающего запорами малыша, необходимо чаще поить, и готовить для него специальный компотик с черносливом, курагой и изюмом. Хорошим послабляющим эффектом обладают и соки – яблочный, сливовый, а также фруктовые пюре.
Назначаются в качестве лечебных препаратов и пробиотики, содержащие бифидобактерии и молочнокислые бактерии. Они помогают восстановить микрофлору кишечника, и устранить дисбактериоз, являющийся причиной запора. Можно использовать также бактериальные закваски, для приготовления дома кисломолочных продуктов. Домашние кисломолочные продукты на основе бактериальных заквасок содержат большое количество живых полезных бактерий. Употребление в пищу таких продуктов также способствует восстановлению микрофлоры, нормализации пищеварения и укреплению иммунитета.
Кроме пробиотиков в лечении запоров у грудничков используют прокинетики – медикаментозные препараты, обладающие послабляющим действием и нормализующие функции кишечника. Детям большинство прокинетиков запрещено, разрешены только препараты лактулозы.
Использовать при запорах можно и механические способы лечения – клизма, массаж, газоотводная трубка, свечи с глицерином. Чтобы избавиться от проблемы, чаще делайте легкий массаж животика по часовой стрелке, а также держите кроху в положении лежа на животе.
Такие методы борьбы с детскими запорами, как правило, приводят к нормализации регулярности стула у малышей. Если запор у грудничка, что делать? Если все перечисленные советы не помогают или не дает длительного эффекта, в этом случае стоит провести более тщательное обследование и получить консультацию гастроэнтеролога.
Поделиться5615.10.15 12:46:24
Как отучить ребенка от соски?
Наверное каждая мама новорожденного задает себе вопрос- а нужна ли соска-пустышка ее ребенку? С давних времен пустышки были одним из главных аксессуаров для малышей. Даже у древних народов, как свидетельствует история, были свои подобия сосок – камешки, пустышки, сделанные из кожи животных.
В наше время индустрия товаров для детей производит соски-пустышки различных по форме. Производители предлагают различные виды сосок: силиконовые и латексные, круглые, ортодонтические – с чуть скошенным кончиком, анатомические – слегка приплюснутые. Как видите – выбор весьма широк. Но, тем не менее, стоматологи и педиатры выступают не в пользу сосок-пустышек, считая, что их применение отрицательно сказывается на здоровье детей, тем более перед родителями встает потом вопрос: “как отучить ребенка от соски”.
Стоматологи утверждают, что длительное сосание соски приводит к формированию неправильного прикуса, мешает природному развитию челюстей ребенка. Кроме того, когда у малыша уже прорезались зубки, этот аксессуар и вовсе может превратиться в опасную игрушку – ребенок может отгрызть и проглотить кусочек силикона или латекса. Некоторые педиатры считают, что нарушение речи у детей – следствие злоупотребления соской.
Кроме того, по мнению педиатров, одной из причин молочницы также является соска-пустышка. Уследить за ее стерильностью довольно сложно, поэтому она несет риск появление инфекции во рту.
Однако нельзя не сказать о том, что она успокаивает ребенка, помогает ему легче перенести боль и отсутствие мамочки. Даже у новорожденных очень сильный сосательный рефлекс. Находясь в животике у мамы, кроха часто сосет свой палец.
Соска является палочкой-выручалочкой для мамы, у которой всегда много дел.
Как отучить ребенка от соски.
Вообще следует отметить, что чтобы соска-пустышка не приносила вреда, нужно изначально сводить время ее применения к минимуму. Тогда и проблема: как отучить ребенка от соски решится сама собой.
По мнению специалистов, к полутора-двум годам сосательный рефлекс у ребенка исчезает полностью. И если ваш ребенок продолжает сосать соску, скорее всего это уже вошло у него в привычку. Отучать от соски нужно обязательно постепенно.
Если малыш выплюнул соску, не спешите предлагать ее снова. Отвлеките малыша игрой, или совершите длительную прогулку. Постепенно сокращайте время ее использования. При необходимости используйте ее, например, только на ночь или перед обеденным сном.
Малышу старше года предложите подарить соску коту или собачке. Можно обменять ее у какого-то вашего знакомого на интересную игрушку.
Один из вариантов, как отучить ребенка от пустышки – сделать в ней большую дырку, тогда сосать ее будет неудобно.
Нужно учитыввать, что в период отвыкания ребенок становится особенно ранимым, легко меняется его настроение, он может плакать, капризничать. Поэтому старайтесь, уделять малышу как можно больше внимания. Отвлекайте его внимание, сходите в зоопарк или в детское кафе. Будьте ласковы и нежны с ним. Запаситесь терпением, и ваши усилия будут оправданы!
Если вы задаетесь вопросом: “как вырастить здорового ребенка”, вы должны соблюдать определенные правила использования соски -пустышки. Она должна быть всегда стерильной, храните этот детский аксессуар в специальном контейнере. Кипятите каждый день, меняйте ее на новую не реже, чем один раз в три месяца. На лицу лучше всего брать две соски, ведь ребенок может нечайно уронить ее на землю.
Поделиться5715.10.15 12:49:04
Нормы сна детей до года
Абсолютно твердых норм сна детей до года не существует, так как каждый младенец глубоко индивидуален и требует собственных, уникальных, критериев и подходов. Существуют некие ориентиры, которых следует придерживаться с учетом особенностей развития каждого малыша. Врачи определяют следующие примерные нормы сна для каждого возрастного периода:
Нормы сна для детей. 1-3 месяца
Большинство младенцев в возрасте от одного до трех месяцев не спят дольше, чем 3-4 часа в один сон. Их сон прерывается потребностью быть переодетым в сухое. Малыш может проснуться, чтобы покушать. Чаще всего, если малыш устанет, он заснет без дополнительных усилий со стороны родителей. Если он не засыпает и плачет, значит, есть какая-то причина, и это необходимо выяснить. Существуют определенные правила, к которым младенца необходимо приучать, чтобы он не перепутывал день с ночью, и отдыхал столько, сколько это ему необходимо.
Зададимся вопросом, как долго малыш может бодрствовать подряд в первые три месяца жизни? Педиатры утверждают, что не более двух часов. В случае, если ребенок бодрствует дольше этого времени, он может переутомиться, и это послужит поводом не к быстрому засыпанию, а, напротив, к раздражению. Если малыш капризничает, трет глазки, и не засыпает по истечении двух с половиной часов, значит, он переутомился, и потребуются ваши усилия для того, чтобы он, наконец, заснул. В этом случае лучшее средство – прогулка. В коляске, которая будет двигаться, тепло укрытый, с ограничением движений, младенец довольно быстро уснет и хорошо выспится.
Если переутомление произошло перед ночным сном, а малыш еще не искупан, выкупайте его, оденьте во все чистое и покормите. Многие малыши в процессе кормления хорошо успокаиваются и засыпают. По возможности старайтесь добиться того, чтобы ребенок засыпал с укладыванием в кроватку без укачивания, кормления и прочих излишеств. Если режим четко соблюдается, то малыши хорошо привыкают засыпать сами в кроватке, при условии, конечно, что их ничего не беспокоит.
Кормить ли ребенка ночью?
Специалисты не рекомендуют ночные кормления, но есть детки с малым весом, которым такие кормления до полугода просто необходимы. Ничего страшного, если вы пойдете на это.
Если ваш ребеночек крупный, с достаточным весом, создайте ему условия, чтобы в течение дня он выполнил все нагрузки, успел надвигаться, нагуляться, с точно установленным режимом, и ему не понадобится ночное кормление. Согласно нормам сна детей до года, к трем-четырем месяцам ребенок может быть приучен к десяти одиннадцатичасовому сну ночью и четырем двухчасовым снам в течение дня. Одним малышам подходит режим, когда они спят свой ночной сон после восьмичасового кормления (например, до шести утра), и немного пободрствовав утром, перекусив, спокойно засыпают снова. Но есть такие, кто будет считать своим ночным сон, начиная с двенадцати часов. В любом случае, общие нормы сна они постараются выполнить.
Как уложить малыша спать?
Изобретите свой ритуал отхождения ко сну. Купание, кормление, тихие, спокойные игры, колыбельная – и так на протяжении многих дней. Это даст свои результаты.
Если малыш разоспался утром, и спит уже больше одиннадцати часов, ласково разбудите его.
Итак, до шести месяцев вашей первой задачей будет избегать выработки неприятных ассоциаций, связанных у малыша со сном:
приучения к укачиванию (а в какой-то момент вы все равно поймете, что вам укачивать некогда, и ребеночек будет кричать),
переутомления, при которых ребенку трудно засыпать (лучше начать укладывать и оставлять в кроватке чуть заранее, малыш кажется бодрым и энергичным, но это как раз и есть признаки переутомления).
Маме приходится быть настоящим исследователем и внимательно наблюдать за поведением младенца, чтобы научить его хорошему, правильному сну и избежать собственных ненужных волнений. Если ребеночек правильно воспитан до полугода, в дальнейшем он привыкнет ложиться спать и вставать по режиму.
Но проблемы, все-таки, могут начаться, когда у малыша режутся зубы или когда он начнет вставать. Если вы видите, что десна покраснели, а малыш не успокаивается очень долго, можете нанести специальный боле снимающий гель на десенки или легко смазать десна раствором ромашки. Зубы надо пережить, а потом постараться восстановить режим. В случае, если малыш научился вставать и делает это ночью, ему просто надо помочь улечься, для него встать гораздо легче, чем лечь, и он не может сделать это сам.
После полугода режим перестраивается сначала на три, а через месяц или два – на два двухчасовых сна. Наблюдайте за поведением ребенка, и вы поймете, каким образом вам надо будет изменить распорядок сна. Ритуал ночного укладывания остается, вам нужно будет только поменять время дневного сна. Как правило, это легко выполняется, если малыш хорошо погулял, делает зарядку и ест. Сладких сноведений вашему малышу!
Поделиться5815.10.15 12:52:21
Массаж детям
Здоровому ребенку с 1,5 до 2 месяцев разрешается проводить гимнастику и массаж каждый день 1 раз: после еды – через 40 минут, до – за 20-30 минут. Если возраст малыша до года, данную процедуру следует проводить крайне осторожно. Родителям необходимо в совершенстве овладеть приемами исполнения такой процедуры, как массаж детям. Крема и присыпки при этом не используются.
Если у ребенка проблемы с кожей из-за диатеза, то массаж нужно делать аккуратно, избегая раздраженных участков тела. При каких-либо инфекционных заболеваниях, бедренных, паховых, пупочных грыжах, обостренном рахите, пороках сердца и воспалительных заболеваниях любые растирания, разминания и постукивания запрещены.
Массаж детям в возрасте 1 год: техника выполнения
В таком возрасте процедура состоит из следующих действий:
1) поглаживание;
2) растирание;
3) разминание;
4) вибрация.
Кожа грудного ребенка требует особого подхода. Начинать манипуляции следует с поглаживания – так называемая подготовка кожи. Потом приступаем к растиранию, разминанию, умеренной вибрации (потряхиванию).
Поглаживания способствует хорошему притоку крови к тканям и органам и оказывает успокаивающие действия нервной системы, расслабляет мышцы, устраняет болевые ощущения..
Выполняют движения ладонью либо тыльной поверхностью кисти к лимфатическим узлам плавно, медленно массируя. Поглаживание ног начинают от стопы по направлению к паху, рук – от кисти к подмышечным впадинам. Учтите, что при любых раздражениях, к которым относится и потница у детей, такие процедуры не проводятся
Поглаживание рук
Ребенка укладывают на спину, со стороны его ног размещается массажист (в роли которого может выступать отец или мать). Правой рукой приподымают левую руку малыша и производят поглаживание руки. Продвигаться следует от кисти к плечу, обхватывающим приемом. Аналогично поступить с другой рукой.
Поглаживание ног
Нужно уложить ребенка на спину. Возьмите его левую ногу в ладонь правой руки и поглаживайте обе части голени и бедра, выполняя движение от стопы к бедру. Воздействие на коленную чашечку не осуществляется. Также поступают с другой ножкой.
Поглаживание живота
Вначале малыша нужно уложить на спину. Действия начинают с кругового поглаживания слева направо, ладонью и ее обратной стороной, избегая нажатия на область печени. Затем массирующими движения поглаживают косые мышцы живота, направленных в сторону пупка и позвоночника. Потом переходят к поглаживанию груди. Их делают ладонью и ее тыльной стороной круговыми движениями в противоположном направлении вокруг сосков.
Поглаживание спины
Ребенка устраивают на животике и поглаживают вдоль позвоночника (сам позвоночный столб не массируют). Тыльной стороной кисти осуществляют движения от ягодниц к голове, а внутренней стороной – обратно. Уже с трех месяцев можно делать массаж детям обеими руками.
2) При растирании улучшается приток крови, успокаивается нервная система, что благотворно влияет на сон ребёнка. Такое воздействие положительно отражается на тканях, мышцах и сухожильях.
Выполняют массаж прямолинейными и спиралевидными движениями подушечками пальцев. После можно применить пиление. Кольцевое растирание применяют для голени и руки.
Ноги растирают указательным и большим пальцами, от стопы к животу, обхватывая голень ребенка, кольцевыми движениями продвигаюсь к колену. Затем «прорабатывают» наружную поверхность бедра. Большим пальцем растирают стопу (круговыми движениями).
Также как и голень, растирают руки с направлением от запястья к плечу.
3) Разминание действует положительно на нервную систему, лимфо- и кровообращение, суставы, сухожилья и мышцы, на систему дыхательных путей.
Также используют прием валяния (или щипцеобразное разминание), которое выполняют мягко и энергично, тремя пальцами смещая кожу. Этот способ применяют при разминании ягодиц.
Разминать можно спиралевидно и кругообразно, одной и двумя руками. Ноги массируют валянием (или щипцеобразным) методом.
Щипцеобразное разминание – нужно ногу разместить на ладони и придерживать в нижней области голени.
Выполнять круговым движением к направлению бедра и обратно тремя пальцами на наружной части голени, со смещением мышц в сторону большого пальца.
4) Вибрация благоприятно действует на нервную систему малыша, обезболивает, способствует улучшению обмена веществ. Осуществлять вибрацию нужно ритмично, быстро и мягко:
• потряхивание. Его используют при массаже груди. На область ребер нужно положить ладони (обхватив ее), пальцы рук находятся рядом друг с другом. Также встряхивание используется при массаже ног и рук ребенка;
• поколачивание. Упражнение выполняют как двумя руками, так и одной. Направляют движения поперечно, продольно, по спирали и зигзагообразно. Поколачивание делают, немного расставив пальцы, тыльной стороной. Этот процесс абсолютно безболезненный для малыша. Можно использовать пальцы, сомкнутые в кулак, тыльной стороной.
Поделиться5915.07.16 04:37:43
Детский хирург профессор Андрей Писклаков, удостоенный главной медицинской премии страны - "Призвание":
Реклама, в которой говорится о том, что ребенок ночью должен быть сухим, недостоверная реклама.
Малыш должен просыпаться от дискомфорта: именно так начинается выработка в голове "сторожевых" механизмов.
А с памперсами этого не происходит. Дети не учатся контролировать себя.
В результате потом мы вынуждены "прививать" эти рефлексы искусственно.
Например, с помощью специального будильника.
Электроды реагируют на первый ночной позыв, прибор начинает верещать и будить ребенка и его маму.
У детей постарше лечение проходит в виде компьютерной игры на аппарате биологической обратной связи.
К сожалению, до сих пор встречаются и крайне запущенные случаи, когда пациенты поступают к нам уже в подростковом возрасте.
Вот недавно мама привела 14-летнего мальчика. Все это время она ждала, что ребенок "перерастет", и заболевание исчезнет само собой.
Между тем если к трехлетнему возрасту малыш так и не научился дружить с горшком по ночам - это уже повод обратиться за консультацией к специалисту.
Поделиться6007.06.18 06:35:54
Наверняка, вы слышали о том, что закаливание укрепляет иммунитет ребенка. Как хотелось бы нам, родителям, не знать что такое детский кашель, насморк и температура. К сожалению, совсем избежать детских болезней невозможно. Но укрепить здоровье и свести количество заболеваний к минимуму вполне реально. Закаливание позволяет повысить устойчивость организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды, таких как холод, жара, ветер и т.д.
Как закаливать ребенка правильно? Этот вопрос интересует многих родителей.
Если вы решили закалять своего малыша, знайте, что эту оздоровительную процедуру можно начинать в любом возрасте, в любое время года. Нужный эффект будет достигнут только при систематическом подходе.
Лучше всего использовать для закаливания ребенка все факторы внешней среды в комплексе (воздух, воду, солнце). Но нужно подобрать их удачное сочетание так, чтобы результат был максимально положительным. И, наконец, во время закаливающих процедур малыш должен испытывать только положительные эмоции, тогда это пойдет ему на пользу. Особенно полезно закаливание детям, которые часто болеют, естественно с учетом их индивидуальных особенностей.
Отвечая на вопрос, как закаливать ребенка правильно, следует отметить, что лучше всего начинать процедуры сразу же после рождения. В первый месяц жизни основной закаливающей процедурой являются воздушные ванны. Оставляйте ребенка голенького в комнате при температуре 23-24°С. на 1-2 минуты. Это можно делать во время переодевания. Прогулки на свежем воздухе в этом возрасте также являются закаливающей процедурой. В теплое время года с малышом можно гулять на улице прямо с рождения, сначала прогулка должна длиться 20-40 минут, затем увеличьте время пребывания на свежем воздухе до 6-7 часов. Особенно положительно влияет на укрепление иммунитета сон ребенка на свежем воздухе. Только оберегайте малыша от воздействия прямых солнечных лучей и сквозняков.
В зимнее время, если погода безветренная, нужно начинать прогулки с того момента, когда крохе исполниться 7 дней. Первое время пребывания на свежем воздухе зимой будет 5-10 минут при температуре до -10°С, и постепенно увеличьте это время до 1,5-2 часов в день.
Важной процедурой закаливания в первый месяц являются так же и купания. Их нужно проводить ежедневно при температуре воды 36-37°С, затем ополаскивать малыша водой на 1-2 градуса холоднее. В помещении, где вы купаете ребенка не должно быть сквозняков.
Как вырастить здорового ребенка? Кроха с момента рождения обладает уникальной способностью приспосабливаться к условиям окружающей среды. Именно поэтому риск простудиться при правильном подходе сводится к нулю.
После первого месяца жизни, ребенок становиться более устойчив к воздействию факторов внешней среды. Закаливающие процедуры в возрасте от 1 месяца до 1 года также представляют собой комплекс из воздушных ванн и купания. Время пребывания крохи голеньким на воздухе увеличьте постепенно от 10-15 минут до 20-30 минут к годовалому возрасту. Температуру в комнате должна быть 22°С (с одного месяца) до 20°С (к году). Купание можно проводить через день, не следует в этом возрасте использовать для водных процедур открытые водоемы Температура воды должна составлять как и в первые недели жизни ребенка- 36-37°С, но увеличите время купания от 15 до 25 минут.
До года ребенку следует избегать прямых солнечных лучей, поэтому солнечные ванны в этом возрасте противопоказаны. Важную роль играет одежда, она должна быть из натуральных тканей, зимой защищать от холода, а летом от перегревания.
Как закаливать ребенка после года? Когда малышу исполнится один годик, можно проводить более радикальные процедуры закаливания. Обтирание водой 26-28°С станет прекрасной оздоравливающей процедурой. К полутора годам вместо обтирания используйте душ, а также купание в открытых водоемах при температуре воды от 21°С и воздуха от 25°С. Купание в открытом водоеме стоит начинать с 2-3 минут. Купаясь в море, озере или реке, ребенок подвергается воздействию сразу нескольких факторов – вода, воздух, солнце, следовательно, закаливание будет протекать очень эффективно.
Солнечные ванны можно проводить с детьми старше 1 года, начиная с 5-10 минут в день, при температуре воздуха от 20 до 30 °С, но только в часы наименьшей солнечной активности-до 11 часов первой половины дня и с 16 часов второй. На голову ребенка обязательно наденьте панаму.
Что касается контрастных закаливающих процедур – холодный душ, сауна, то их стоит отложить до старшего возраста – маленький ребенок еще не в состоянии четко определить свое самочувствие.