"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Родноверие народов Кавказа

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

Родноверие народов Кавказа
http://s7.uploads.ru/t/Ih7pz.jpg
(имеется ввиду совокупность народов, населяющих Северный Кавказ и часть Закавказья: грузины, адыги (кабардинцы, адыгейцы, черкесы), абхазы, абазины, чеченцы и ингуши (самоназвание - вайнахи), народы Дагестана (аварцы, лакцы, даргинцы, лезгины, табасаранцы, цахуры, рутульцы и др.) и др.)

По религиозным представлениям кавказских народов, земная твердь имеет круглую форму, окружена морем или горами, на краю света стоит древо жизни, соединяющее по вертикали небо, землю и подземный мир. Согласно представлениям чеченцев и ингушей, подземный мир по вертикали состоит из семи других миров, соединённый друг с другом норами или потаёнными пещерами, расположенными у края каждого из миров (позднее у ингушей и чеченцев возникло понятие о едином подземном мире).

МИРОЗДАНИЕ

Согласно родноверческим представлениям грузин мир состоит из отдельных миров, расположенных на пересекающихся координатах; вертикально размещаются верхний мир (зескнели), мир земной (скнели) и подземный мир (квескнели); по горизонтали перед центром мироздания (скнели) расположен передний мир (цинаскнели), а сзади - задний (букв. "последний") мир (уканаскнели). Верхний мир населяют божества, птицы и фантастические существа, средний - люди, животные и растения, нижний мир – это мир усопших хтонических существ - дэвов, драконов, а также глубинных вод. Трём вертикальным мирам соответствуют белый, красный и чёрный цвета.

Передний мир - светлый и благодатный, соответствует понятию "здесь", а противопоставляемый ему задний мир - тёмный и таинственный, полный всяких опасностей и неожиданностей, - понятию "там".

Из-за зловещего характера заднего мира во многих обрядах запрещалось оглядываться назад.

Вся эта система вертикально и горизонтально расположенных миров окружена тёмным внешним миром (груз. гарескнели), за которым нет ничего сущего и который осмыслен как застывшая тьма и неменяющаяся вечность.

Вертикально расположенные миры разграничены между собой толщей воздуха и земной твердью, а горизонтальные - семью (девятью) хребтами или морями. Переход из одного мира в другой доступен только божествам или героям-полубогам, а человек может совершить такой переход только с разрешения божества путём "смены облика", т. е. смерти (груз. гардацвалеба, букв. "смена облика", означает "смерть"), когда душа временно покидает тело, "путешествует" вместе с божествами, переходя из одного мира в другой, а после возвращения опять вселяется в своё тело (груз. Гахуа Мегрелаури, ингуш. Боткий Ширтка).

Все миры связывает между собой стоящее на краю земли древо мировое (его варианты - столб, на который опирается небосвод; башня; спущенная с неба цепь;

олень с огромными ветвистыми рогами, по которым можно добраться до верхнего мира), с привязанным к нему животным (по представлениям абхазов, когда животное просыпается и рвётся на свободу, происходят землетрясения).

0

2

Родноверческие представления чеченцев и ингушей связывают появление жизни на земле с огромной белой птицей, спустившейся однажды на землю, которая представляла собой плоскую, безводную твердь, без растений и живых существ. После отлёта птицы из её экскрементов возникли вода и семя, из разлившейся воды образовались моря, озёра, реки; из семени, разнесённого ветром, появились различные растения. По другим вайнахским мифам, горы, животных, людей создал демиург Дяла.

БОГИ ЧЕЧЕНЦЕВ И ИНГУШЕЙ

ДЯЛА

В чечено-ингушской мифологии верховное божество, демиург.

ЕЛТА

("хлебное зерно"), в мифологии ингушей бог злаков, покровитель диких животных; один из сыновей бога Селы.

ЕРД

Ерды, в мифологии ингушей бог. Имеет облик мужчины, живёт в скалистых горах, в пещере, из которой исходит сияние. Ему посвящены праздник в начале покоса - т. н. ветряной понедельник, многочисленные храмы и святилища (Тхаба-Ерды, Галь-Ерды, Тамыж-Ерды, Мага-Ерды и др.).

Тамыж-Ерда

по представлениям ингушей, - человек маленького роста, сидящий на коне величиной с козлёнка. Когда он разгневан, его рост увеличивается в пятнадцать раз, а его лошадь становится выше башни. Существует миф, согласно которому Тамыж-Ерды в облике козла явился к пастуху, когда тот пас стадо баранов у подножия Красных гор; козёл заговорил с пастухом и через него предписал жителям его аула поклонение Тамыж-Ерды, определив при этом детали обряда. Затем он назвал себя и превратился в эфир. Молдза-Ерды поклонялись как богу войны; Мелер-Ерды – как покровителю плодородия и напитков, изготавливаемых из хлеба.

ЕЛ

эл, в мифологии ингушей и чеченцев подземный мир мёртвых.

ЕШАП

в нарт-орстхойском эпосе ингушей и чеченцев антропоморфное, бесполое чудовище, охраняющее вход в ел (не пропускает в него живых и не выпускает из него мёртвых). Имеет девять глаз, девять рук и ног, из его пасти торчат клыки; у него огромное тело, обросшее длинными космами, облепленное вшами.

ЖЕР-БАБА

в мифологии ингушей и чеченцев персонаж в облике старухи. В нарт-орстхойском эпосе Ж.-б. – вещая старуха, накормившая досыта нарт-орстхойцев хлебом, испечённым из очень малого количества муки (сохранившейся от времён, когда в мире существовала дунен беркат - благодать), и сообщившая им причину исчезновения дунен беркат. В сказках Ж.-б. обитает вдали от человеческого жилья - в лесу, в горах; она добра, помогает герою (указывает путь к достижению цели, способствует его победе над врагами).

БОГИ ГРУЗИИ

Во главе грузинского пантеона стоит верховный бог - Гмерти, который, хотя и делит некоторые функции с другими божествами, является по существу единственным учредителем и хранителем мирового порядка, повелителем всего существующего. Он пребывает на седьмом небе, и без его воли ничего не происходит ни под солнцем, ни в мире усопших. Остальные божества - хвтисшвили (дети Гмерти) выступают в функции локальных божеств - покровителей и посредников между людьми и верховным божеством. Главой последних считается Квириа, правитель суши, имеющий свой собственный шатёр, т. е. двор. Согласно некоторым мифам, он считается посредником между богом и остальными хвтисшвили, которые только в особых случаях собираются у врат верховного божества.

БОГИ АБХАЗИИ

Во главе абхазского пантеона стоит Анцва, вобравший в себя черты древних грозовых и охотничьих божеств, богини-матери и др.

БОГИ АРМЯН

ЖУК

У ЖАМАНАК ("время"), по армянским верованиям персонификация времени - седоволосый старик, сидит на вершине высокой горы (на небе). Как распорядитель времени держит в руках два клубка - белый и чёрный. Он спускает по одной стороне горы один клубок, при этом его разматывая, второй клубок он сматывает, поднимая его по другой стороне горы. Когда белый клубок (символизирующий день, дневное небо), разматываясь, доходит донизу,- светлеет и восходит солнце. Когда он сматывает белый клубок, а чёрный (символ ночи, ночного неба), разматывая, спускает вниз,- темнеет и заходит солнце.

БОГИ ОСЕТИИ

КАРЧИКАЛОЙ

в осетинском пантеоне покровитель птиц. Согласно легенде, К. и покровитель зверей Афсати обменялись подарками. К. дал Афсати горную индейку, а тот ему - зайца. С тех пор при охоте на горную индейку стали обращаться с просьбой послать удачу к Афсати, а при охоте на зайца - к К.

КАФТЫСАР-ХУАНДОН-АЛДАР

повелитель рыб; относится к нартам то враждебно, то доброжелательно, именуется "чужеземцем".

БОГИ КАБАРДИНЦЕВ

ЖИГ-ГУаша

в мифологии адыгов богиня, покровительница деревьев. Отличается глубокой мудростью. Снизу Ж.-г. - дерево, верхняя её часть – прекрасная женщина из золота и серебра. Пребывает на морском побережье, где её окружают тхаухуды. Ж.-г. родила от Тлепша (встретившего её во время своих странствий по свету в поисках знаний для нартов) солнечного сына. Мальчик унаследовал мудрость матери: первые его слова заключали в себе совет нартам ориентироваться в походах по Млечному пути.

БОГИ АДЫГЕИ, ДАГЕСТАНА и др.

В адыгской мифологии главой пантеона, демиургом и первотворцем является Тха

- "солнце", ЗЕКУАТХА в адыгском пантеоне бог - покровитель путешественников, всадников. По представлениям причерноморских адыгов (шапсугов), З. всё время куда-нибудь едет. По своим функциям близок к богу войны.

В Дагестане нет общего наименования мифологических персонажей с одинаковыми функциями, почти каждый из народов имеет своих богов. Во главе пантеона стоят Зал (у лакцев), Бечед (у аварцев), Гыниш (у цахуров), Йиниш (у рутульцев) и др.

***

Для мифологических представлений кавказско-иберийских народов характерна персонификация солнца и луны, других небесных светил. В грузинских мифах луна - мужчина, солнце - женщина; они выступают то, как брат и сестра, то, как муж и жена или как сын и мать. Горцы Дагестана наделяли луну и солнце обликами девушки и юноши, причём в одних мифах они считались братом и сестрой, в других - возлюбленными. В абхазский пантеон первоначально входило божество восхода и захода солнца Хайт, связанное с миром живых, с миром усопших, с морем. По древним поверьям, в морское царство Хайта через огромную дыру стекаются с гор все реки. Женское соответствие Хайта - Кодош, культ которой был распространён в прибрежной полосе Абхазии и у некоторых соседних адыгских племён (напр., у шапсугов), выражался в почитании посвящённых ей рощ и отдельных деревьев. Позднее в абхазский пантеон вошли Амра (персонификация солнца) и Амза (персонификация луны).

Боги-покровители

На Кавказе распространены сюжеты о божествах - покровителях и хозяевах природных объектов - рек, озёр, морей, горных вершин и т. п., а также о т. н. охотничьих божествах, без согласия которых охотник не может получить добычу.

Существуют также легенды о хозяевах диких зверей, пасущих и доящих оленей и туров. Они дарят охотнику дичь, убивать которую без их разрешения воспрещается, а ослушник всегда наказывается. К числу охотничьих божеств относятся грузинские Очопинтре, Дали, абхазский Ажвейпш, с которым иногда отождествляется Аерг, адыгский Мезитха, вытеснивший ранее почитавшуюся богиню охоты Мезгуаши, дагестанский - Абдал (Авдал), ингушский Елта (являющийся также богом злаков) и др.

Тотемы

У многих дагестанских народов обнаруживаются тотемические представления. Тотемами выступают предок людей медведь, корова, собака, конь, орёл.

Значительна роль змеи; у аварцев и лакцев змея - добрый дух, покровитель дома, у гидатлинцев - олицетворение воды, дождя и молнии. Тотемические представления прослеживаются и в чечено-ингушской мифологии.

Покровителями людей у чеченцев и ингушей выступают птица, дарующая благодать (фара хазилг), и змея.

В абхазском пантеоне богов повелитель грома и молнии Афы, посылающий с неба огненные стрелы. Адыги верят в великого бога-громовника Шибле, который наряду с богом души Псатха следовал в пантеоне богов сразу же за Тха (Тхашхо). В Дагестане почитаются божества грома и молнии Асс (у лакцев), Арш (у цахуров), божества дождя (Зювил у лакцев, Гудил у табасаранцев, Гуди у рутульцев, Годей у цахуров, Пешапай у лезгин).

Боги плодородия

Ритуальные шествия с фаллическими куклами во многом повторяют празднества в честь божеств плодородия. В Дагестане у лезгин почиталось божество земледелия и скотоводства Гупар. У других кавказских народов эти представления более дифференцированы. У абхазов наряду с главным божеством скотоводства Айтаром почиталось божество - покровитель скота, особенно буйволов, Мкамгария (Акамгария, Скамгария). Адыги почитали покровителей волов - Хакусташа, коров - Пшишака; кроме них почитались божества - покровители крупного и мелкого рогатого скота Ахын и Амыш.

ДУХИ

Также сохранились представления о добрых и злых духах, лесных людях, совместившиеся позднее под влиянием христианства и ислама с представлениями о дьяволе, шайтане, Иблисе. В чечено-ингушской мифологии добрыми духами-хранителями выступают тарамы; многочисленны злые духи - алмазы, хун саги, убуры, вочаби, гамсилг. Среди злых духов значительную роль играют олицетворения различных болезней. У дагестанских народов шайтаны - это антропоморфные существа, обросшие волосами, с вывороченными ногами и руками, ростом меньше человека. Живут они в уединённых местах, ведут тот же образ жизни, что и люди: справляют свадьбы, рождают детей (при трудных родах приглашают женщину-повитуху); любят кататься на лошадях. Иногда принимают облик знакомого человека (аварский миф "Пастух и отец").

0

3

АБРЕКИ.

Абреками на Кавказе в разное время называли изгоев общества, бродяг, грабителей, благородных разбойников. Во времена Лермонтова так называли всех лихих горцев. Тех, что совершали дерзкие налеты, а после уходили в горы.

Кто такие абреки
Слово "абрек" восходит к иранскому "бродяга, грабитель" ( перс. *aparak "бродяга"). Из иранского через тюркский уже в древности оно попало в кавказские языки. В некоторых языках Кавказа это слово даже не утратило своей изначальной формы. Например, в аварском языке. Однако стоит сказать, что свою негативную оценку оно утратило. Так, в Чечне и Нагорном Дагестане в XVI-XVII веках апарагами называли простых перселенцев, занимающих в обществе промежуточное звено между членами общины и рабами.

У народов северо-западного Кавказа слово "апараг" стало звучать как "абрег", изменилась и коннотация. Абрегами здесь называли дворян и князей, которые были изгнаны из общества за преступление или менее тяжкий проступок. Надо сказать, что абреги часто все же находили пристанище за пределами общины, они практически никогда не оказывались в положении бездомных бродяг, вынужденных зарабатывать на пропитание налетами и грабежами.

Строго негативную коннотацию слово "абрек" приобрело уже в XIX веке, во время Кавказской войны, когда через черкесский язык попало в русский. Если судить по словарю Толя, изданному в 1863, и второму изданию словаря Даля (1880), слово "абрек" практически утратило свое "благородное" значение. В этих словарях абреки определялись как разбойники, беглецы, прибивающиеся к шайкам и промышляющие грабежами и разбоем.
Наконец, уже в XX веке значение слова "абрек" опять немного меняется. На этот раз - в сторону романтизации. Абреками стали называть "благородных кавказских разбойников"

Откуда
Что же породило такое явление как абречество? По сути дела, система военной демократии Кавказа и право кровной мести.
Вплоть до вхождения Северного Кавказа в состав Российской империи, военные силы общин состояли из народного ополчения, костяк которого составляли отряды, сформированные из неженатой горской молодежи. В эти отряды, впрочем, могли входить и остальные дееспособные мужчины. В зимний период распространенной практикой было проживание этих отрядов в общих домах, где у горцев была возможность практиковаться в военных дисциплинах.

Важно понимать, что это не были профессиональные военные образования. Это были именно ополчения, как общинные, так и ханские. Их численность могла в отдельных случаях доходить до нескольких десятков сотен и даже тысяч человек. Первейшей их функцией была охрана общины от внешних вторжений, а также (нерегулярно) набеги на соседние территории.

Во главе каждого такого объединения стояли предводители, выбранные на это место советом общины. Они назывались шахами, или ханами. У адыгов до середины XVIII века они назывались князьями-пши. Необходимо сказать, что эта должность не была формальной. Предводители, как правило, сами первыми шли в атаку. За малодушие или прочие грехи пши мог лишиться своего места и даже стать изгоем.

Важна для понимания того, откуда есть пошли абреки, и кровная месть, распространенная среди горских народов. Принято считать, что кровная месть - это что-то бесчеловечное и тотальное, но среди народов Кавказа она регулируется так называемой системой композиций, когда за кровь или бесчестье можно было расплатиться. Также практиковалась и изгнание кровника (иногда и его ближайших родственников) за пределы территории общины. Это была вынужденная мера, поскольку в противном случае провинившийся ставил под удар безопасность своего тухума.
Не все изгнанные кровники шли в абреки, некоторым удавалось даже начть "новую жизнь". Так, некоторые селения Дагестана были основаны тухумами кровников, которые бежали от кровной мести.

Хозяева гор
Абречество как явление стало распространенным ещё в годы Кавказской войны, однако тогда же и произошло изменение первоначального значение слова "абрек". Русские в те годы стали называть абреками любых горцев, которые вели партизанскую войну и отличались особой непреклонностью и жестокостью, тогда как сами кавказцы предпочитали называть себя гаджерет.

Кавказская война не покончила с абречеством. Горцы продолжали создавать отряды и уходить от преследования в горы, откуда достать их было практически невозможно. Следующая волна абречества пришлась на годы русских революций (и 1905 года, и 1917). Этому способствовало, прежде всего, ослабление центральной власти. Пользуясь сумятицей, абреки совершали дерзкие набеги как на селения, так и на нефтяные промыслы, казначейства и торговые караваны. Они оказывали влияние практически на все сферы жизни. Абреки участвовали в сельских восстаниях в Кубанской и Терской области, под давлением абреков в годы революции местные власти были вынуждены снизить налоги, один из известных предводителей абреком Буба Икринский даже запрещал суннитам работать у шиитов.

Зелимхан
Пожалуй, самым известным абреком был Зелимхан Гушмазукаев, родом из чеченского селения Харачой.
Он давно уже стал легендой Кавказа. За ним числится множество дерзких набегов, убийств и грабежей, его хорошо вооруженные отряды действовали, в основном, в Терской губернии.
В апреле 1906 года Зелимхан убил начальника Грозненского округа подполковника Добровольского, ещё через два года - начальника Веденского округа полковника Галаева. Люди Зелимхана останавливали и грабили поезда, совершили налет на Кизляроское казначейство, откуда ушли с 18000 рублями. После своих операций Зелимхану всегда удавалось невредимым уходить в горы, отчего за ним даже закрепилась слава "неуловимого".
Несмотря на то, что против абреков в целом и Зелимхана в частности шла активная пропагандистская работа, а также на то, что за голову легендарного абрека была назначена иогромная по тем временам награда (18000 рублей; тогда как корова стоила 60 рублей), выследить и ликвидировать его не удавалось долго. Только в сентябре 1913 года легендарный предводитель абреков погиб.

Последний абрек
Последним абреком считается Хасуха Магомадов. До 34 лет он был обычным сельским жителем, но после совершения убийства односельчанина в 1939 году ушел в абреки. Хасуха стал принципиальным противником Советской власти. Почти 40 лет он находился на нелегальном положении, принял участие в 194 нападениях, лично убил не меньше 30 человек. В основном - представителей власти.
Магомадова выслеживали долго, ему всегда каким-то чудом удавалось уходить от преследования, горы были его домом. Только весной 1976 года жители села Беной дали информацию о том, что видели Магомадова в ущелье недалеко от села. На место выехала оперативная группа из сотрудников местной милиции и КГБ. В ходе перестрелки, во время которой погиб один из дружинников, Магомадов был убит пулей в лоб.

+1

4

Народы, говорящие на кавказских языках

http://sg.uploads.ru/t/LjBA9.jpg
Народы Северного Кавказа в традиционных одеждах XIX века.
Хромолитография

Кавказские языки — условное название языков Кавказа, не входящих ни в одну из известных языковых семей, распространённых за пределами Кавказа (например индоевропейскую, алтайскую). Кавказские языки принято разделять на две группы: северокавказскую и картвельскую.

    Народы Северо-кавказской языковой семьи:

        Дагестанские народы:
            Дагестанцы:
                Аварцы
                Агулы
                Андийцы
                Арчинцы
                Ахвахцы
                Багулалы
                Бежтинцы
                Ботлихцы
                Будухи
                Гинухцы
                Годоберинцы
                Гунзибцы
                Даргинцы
                Дидойцы
                Кайтагцы
                Каратинцы
                Крызы
                Кубачинцы
                Лакцы
                Лезгины
                Рутульцы
                Табасараны
                Тиндинцы
                Удины
                Хваршины
                Хиналугцы
                Чамалинцы
                Цахуры
        Нахские народы:
            Вайнахи:
                Бацбийцы
                Чеченцы (в том числе кистинцы)
                Ингуши
        Абхазо-адыгские народы:
            Абхазы (в том числе Абазины)
            Адыги (в том числе Кабардинцы, Черкесы, Адыгейцы и Шапсуги)
            Убыхи
    Картвельские народы:
        Грузины
            Сваны
            Мегрелы
            Лазы
        Грузинские евреи

Крупнейшими народами, говорящими на кавказских языках и проживающими в настоящее время на Кавказе, являются грузины (4 млн) , чеченцы (1431 тысяч из них 1206 тысяч в Чеченской Республике) , аварцы (ок. 1 млн.) , лезгины (473,722 в России и от 180,300 до 364,000[6] в Азербайджане) , даргинцы (589 386 в России из них 560,8 тыс. на Северном Кавказе[4]) и кабардинцы (516,826 в России[3] из них 490,453 в Кабардино-Балкарии) в то время как за пределами Кавказа наиболее крупной является черкесская диаспора (ок 3-4 млн) проживающая более чем в 40 странах мира. Из всех перечисленных народов только грузины имеют своё бесспорно независимое государство. Независимый статус Абхазии является спорным (республику признали только РФ, Никарагуа, Венесуэла и Науру). Из других народов имеют свои республики в составе России: адыгейцы (Адыгея), черкесы (Карачаево-Черкесия), кабардинцы (Кабардино-Балкария), ингуши (Ингушетия), чеченцы (Чечня) в то время как остальные народы Северного Кавказа в основном живут в Дагестане.

Грузинские евреи — этнолингвистическая группа евреев, проживающих в Грузии (в том числе в Южной Осетии). В основном грузинские евреи говорят на грузинском языке, в качестве письменного также используют грузинский алфавит. Среди торговцев сформировался жаргон киврули, являвшийся смесью грузинского и иврита

0

5

Тюркоязычные народы

Народы, населяющие Кавказ, говорящие на языках, принадлежащих к тюркской ветви Алтайской языковой семьи:

    Азербайджанцы
    Балкарцы
    Карачаевцы
    Кумыки
    Ногайцы
    Трухмены
    Турки-месхетинцы

Самым крупным тюркоязычным народом Кавказа являются азербайджанцы (ок 8.7 млн.) которые живут в основном в Азербайджане, Дагестане и Грузии (регион Квемо-Картли). До 1991 года азербайджанцы проживали также в Армении. За пределами Кавказа проживают по разным оценкам от 20 млн до 30 млн[9] азербайджанцев, значительная община азербайджанцев есть в Иране где они составляют 22 % от населения страны. Из других тюркоязычных народов проживающих на Кавказе свои автономные республики в составе РФ имеют карачаевцы 0,23 млн.чел. (Карачаево-Черкесия) и балкарцы-0,11 млн.чел. (Кабардино-Балкария). Кумыки 0,52 млн проживают в основном в Дагестане, ногайцы ок. 0,1 млн.чел. в Дагестане, Карачаево-Черкесии, Ставропольском крае. Повсеместно живут татары общая численность на Кавказе ок. 150 тыс.чел.

0

6

Монгольские народы

    Калмыки (Калмыкия)

Народы, говорящие на индоевропейских языках

Народами Кавказа, говорящими на языках, принадлежащих к индоевропейской семье языков, являются:

    Армянская группа:
        Армяне
    Иранская группа:
        Осетины
        Талыши
        Курды
            Езиды
        Таты
    Славянская группа:
        Русские
            Молокане
            Птишане
    Греческая группа:
        Понтийские греки
    Германская группа
        Немцы

Численность армян в Армении 3.2 млн, за пределами же страны проживают ок 8 млн армян (см. Армянская диаспора). В других частях региона армяне составляют абсолютное большинство населения в Нагорном Карабахе, также проживают в Грузии (Регионы Самцхе-Джавахетия , Аджария а также в столице, Тбилиси), Северном Кавказе (Россия) и Абхазии (де-факто независимое государство, де-юре часть Грузии) где составляют по разным оценкам от 20 до 30 % населения. До начала Карабахского конфликта значительная армянская община существовала также в Азербайджане.

Осетины в основном живут в Северной-Осетии (автономия в составе РФ) и Южной Осетии (де-факто независимое государство, де-юре часть Грузии).

Езиды проживают на западе Армении, в основном в Арагацотнской области.

Греки проживают в основном в Краснодарском, Ставропольском крае, севере Армении и в Грузии, Абхазии, Северной Осетии.

Русские в основном живут в российском Северном Кавказе, большая концентрация русского населения присутствует в Ставропольском и Краснодарском краях, а также в Адыгее, Карачаево-Черкесии и Северной Осетии.

Казаки (кубанские и терские) живут в основном на своих исторических землях, а именно кубанские в Краснодарском крае и западных станицах Ставропольского края. Терские же в основном проживают вдоль рек Терек, Сунжа, Асса, Кура, Малка, Кума, Подкумок на Северном Кавказе. Особая этнографическая группа русских — молокане проживают в основном в своих селениях в Армении (Фиолетово, Чамбарак, Лермонтово), Грузии (Давитиани, Ульяновка, Сатапле), Азербайджане (Ивановка, Новосаратовка, Чухур юрд, Ново-Ивановка) а также в Ставропольском крае России.

Талыши проживают в основном на юге Азербайджана, в регионе Талыш. Их численность в Азербайджане составляет по разным данным от 112,000 (перепись 2009)[5] до 800—900 тысяч человек. За пределами Кавказа значительная талышская община существует в Иране.

Горские евреи в основном живут в России и Азербайджане. В России по данным переписи 2010 года проживают 762 горских еврея, в целом же численность евреев в России составляет почти 157 тысяч человек. Согласно же оценкам общины горских евреев в России, их численность намного выше, так по этим оценкам только в Москве проживают не менее 30 000, а в городе Пятигорск (Ставропольский край) от 8 до 11 тысяч горских евреев. Не исключено что многие горские евреи указали свою национальность во время переписи как просто евреи.
В Азербайджане, согласно оценке данной депутатом Милли Меджлиса (парламент Азербайджана) Евдой Абрамовым, проживают 20 тысяч горских евреев, притом что по официальным данным переписи 2009 года в Азербайджане численность евреев (горских, ашкеназов и других) составляет всего 9,1 тыс. человек.

Народы, говорящие на семитских языках

    Ассирийцы — в основном живут в Армении (от 3 409 до 7000), Грузии (3.3 тыс.) и южных регионах России (11,084).

0