"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Лермонтов Михаил Юрьевич

Сообщений 61 страница 80 из 162

1

http://sa.uploads.ru/t/AuhM8.jpg
Лермонтов.  Автопортрет. 1837

" …Нет, я не Байрон, я другой,

еще неведомый избранник.

Как он, гонимый миром странник,

но только с русскою душой..."

http://sd.uploads.ru/t/Y9Fea.jpg

https://tehread.ru/wp-content/uploads/2014/06/razdelitel.jpg

Михаи́л Ю́рьевич Ле́рмонтов
(3 октября [15 октября] 1814, Москва — 15 июля [27 июля] 1841, Пятигорск) — великий русский поэт, прозаик, драматург, художник. Творчество Лермонтова, в котором сочетаются гражданские, философские и личные мотивы, отвечавшее насущным потребностям духовной жизни русского общества, ознаменовало собой новый расцвет русской литературы. Оно оказало большое влияние на виднейших русских писателей и поэтов XIX и XX веков.

  А.А.Ахматова "Ему было подвластно все"

Это было странное, загадочное существо – царскосельский лейб-гусар, живший на Колпинской улице и ездивший в Петербург верхом, потому что бабушке казалась опасной железная дорога, хотя не казались опасными передовые позиции, где, кстати говоря, поручик Лермонтов был представлен к награде за храбрость. Он не увидел царские парки с их растреллиями, камеронами, лжеготикой, зато заметил, как "сквозь туман кремнистый путь блестит". Он оставил без внимания знаменитые петергофские фонтаны, чтобы, глядя на Маркизову Лужу, задумчиво произнести: "Белеет парус одинокий..."

      Он, может быть, много и недослушал, но твердо запомнил, что "пела русалка над синей рекой, полна непонятной тоской..."

      Он подражал в стихах Пушкину и Байрону и вдруг начал писать нечто такое, где он никому не подражал, зато всем уже целый век хочется подражать ему. Но совершенно очевидно, что это невозможно, ибо он владеет тем, что у актера называют "сотой интонацией". Слово слушается его, как змея заклинателя: от почти площадной эпиграммы до молитвы. Слова, сказанные им о влюбленности, не имеют себе равных ни в какой из поэзий мира.

      Это так неожиданно, так просто и так бездонно:

   Есть речи – значенье
   Темно иль ничтожно,
   Но им без волненья
   Внимать невозможно.

      Если бы он написал только это стихотворение, он был бы уже великим поэтом.
      Я уже не говорю о его прозе. Здесь он обогнал самого себя на сто лет и в каждой вещи разрушает миф о том, что проза – достояние лишь зрелого возраста. И даже то, что принято считать недоступным для больших лириков – театр,– ему было подвластно.
      ...До сих пор не только могила, но и место его гибели полны памяти о нем. Кажется, что над Кавказом витает его дух, перекликаясь с духом другого великого поэта:

   Здесь Пушкина изгнанье началось
   И Лермонтова кончилось изгнанье...
1964

Безумец я! Вы правы, правы!
Смешно бессмертье на земли.
Как смел желать я громкой славы,
Когда вы счастливы в пыли?

Нет, не похож я на поэта!
Я обманулся, вижу сам.
Пускай, как он, я чужд для света,
Но чужд зато и небесам!

Как демон мой, я зла избранник,
Как демон, с гордою душой.
Я меж людьми беспечный странник,
Для мира и небес чужой.

Тогда он казался себе, да и многим, чужим этому миру. Но чем больше проходит времени, тем ближе он к нам, независимо оттого, какое нынче тысячелетье на дворе. Как свет звезды, который доходит через века.

+1

61

http://sd.uploads.ru/t/y1AFH.jpg

МОЛОДАЯ ЖЕНЩИНА И СТАРУХА
Рисунок Лермонтова, 1832—1834 гг.
Институт литературы, Санкт-Петербург

0

62

http://sd.uploads.ru/t/Wqmfs.jpg
СРАЖЕНИЕ ПРИ АХАТЛИ
Картина маслом Г. Гагарина, 1841 г.
В левом углу видна группа горцев, повторяющая композицию акварели Лермонтова „Эпизод из сражения при Валерике“
Русский музей, Санкт-Петербург

Лермонтов-художник

С легкой руки Н. Врангеля, впервые сопоставившего творчество Лермонтова-рисовальщика с творчеством Гагарина, стало привычным связывать эти два имени. В скудной литературе о живописном наследстве Лермонтова нет почти ни одной статьи, в которой не говорилось бы о влиянии, якобы испытанном поэтом со стороны Гагарина. А. Савинов, автор публикуемой в настоящем томе статьи, специально посвященной Лермонтову и Гагарину, полностью солидаризируется в этом вопросе со своими предшественниками. Имеющиеся данные о совместных живописных работах этих двух талантливых дилетантов («Эпизод из сражения при Валерике» и «Эпизод из Кавказской войны») рассматриваются как один из веских аргументов в пользу установившегося мнения.
Однако внимательное изучение живописных работ Лермонтова и биографические данные о Лермонтове и Гагарине приводят нас к другому заключению.

Заметим прежде всего, что большинство живописных работ Лермонтова выполнено им до 1839 г. и лишь самая незначительная из них часть падает на 1840—1841 гг., да и то среди них резко преобладают карандашные наброски.

просматривая альбомы Гагарина с зарисовками

Биографические данные о Гагарине позволяют точно установить даты возможных встреч Гагарина с Лермонтовым. С июля 1834 г. по ноябрь 1839 г. Гагарин жил за границей. В ноябре 1839 г. он возвратился в Россию, в Петербург, но уже 13 мая 1840 г. по собственной просьбе был прикомандирован к комиссии барона Гана на Кавказ, где пробыл до 20-х чисел июня 1841 г.
О каком же серьезном влиянии Гагарина на живопись Лермонтова можно говорить при таком кратковременном их сближении? Тем более, что большая часть рисунков, акварелей и картин маслом исполнена Лермонтовым до его знакомства с Гагариным, а в период их знакомства интерес поэта к занятиям живописью как раз слабеет; об этом красноречиво свидетельствует небольшое число дошедших до нас от этого времени живописных работ поэта: около 20 рисунков и всего одна акварель.
В частности, мы считаем совершенно безосновательным широко распространенное мнение о принадлежности Лермонтову известной акварели «Два флигель-адъютанта». Она по своей живописной технике и композиции не имеет ничего общего ни с одной акварельной работой поэта и, наоборот, чрезвычайно близка работам Гагарина, который, повидимому, и является ее автором14. Ошибочным представляется нам и традиционное освещение вопроса о совместных работах Лермонтова с Гагариным.
Н. Белявский пытался объяснить их творческое содружество тем, что-де Гагарин не умел изображать движение. «При всех достоинствах рисунки Гагарина, — пишет он, — обычно статичны: лошади и люди в движении ему, как правило, не удаются. В то же время Лермонтов, с юных лет работавший над изображениями всадников — горцев и кавалеристов в самых различных ракурсах, обладал уменьем быстро схватывать и передавать движение. И вот все совместные работы Гагарина и Лермонтова обязательно включают как раз момент сильного движения, в то время как пейзаж и портреты, в которых Гагарин чувствовал себя гораздо сильнее, всегда писались порознь».
Однако, просматривая альбомы Гагарина с зарисовками и его акварели и картины, мы приходим к убеждению, что Гагарин абсолютно не нуждался в помощнике для передачи движения в своих зарисовках и картинах.
О чем же свидетельствуют совместные работы Лермонтова и Гагарина? На одной из них — «Эпизод из сражения при Валерике» — имеется собственноручная подпись Гагарина, которая дает возможность точно определить, что̀ именно в ней принадлежит ему самому и что̀ — Лермонтову: «Dessin de Lermontoff, aquarellé par moi pendant ma convalescence à Kisslovodsk».
Вторая из дошедших до нас совместных работ Лермонтова с Гагариным — акварель «Эпизод из Кавказской войны» — имеет столь же неопровержимую гагаринскую подпись, из которой явствует такое же четкое разграничение их работы: «Lermontoff delineavit, Gagarin pinxit». И в этой, как и в предыдущей, Лермонтову принадлежат композиция и рисунок, Гагарину — раскраска.
Остановимся, наконец, на рисунках Гагарина, имеющих весьма любопытную подпись: «d’après Lermontoff». Мы говорим о неоднократно воспроизводившихся в последнее время двух зарисовках, на одной из которых изображены два всадника, стреляющие в горца, а на другой джигитовка.
А. Савинов высказал предположение, согласно которому формула «d’après Lermontoff» обозначает, что Гагарин делал со слов Лермонтова
66
зарисовки тех боевых эпизодов, свидетелем которых он сам не был. На эту мысль натолкнуло его наличие в альбомах Гагарина различных рисунков, под которыми были аналогичные подписи: «d’après Рсе A. Dolgorouki», «d’après Рce Troubetzkoï».
Савинов объясняет такие зарисовки желанием Гагарина дать полную живописную сюиту всей кампании против горцев, для чего он пользовался словесными сообщениями свидетелей тех эпизодов, в которых он лично не участвовал.
В настоящее время обнаружены оригиналы двух рисунков, находящихся в альбомах Гагарина и имеющих ту же надпись: «d’après». Для рисунка, имеющего подпись: «Général Goloféef d’après Lermontoff», нашелся оригинал без всякой подписи, исполненный Лермонтовым в его альбоме 1840—1841 гг., а для другого, изображающего двух солдат у плетня, с подписью: «d’après Pce Dolgorouki», — точно такой же рисунок без подписи в той же лермонтовской тетради.
Таким образом, предположение А. Савинова оказывается лишенным всякой фактической почвы: формулу «d’après Lermontoff» следует понимать в буквальном смысле слова, т. е. как обозначающую простую перерисовку Гагариным рисунков Лермонтова, по каким-либо причинам представлявшим для Гагарина интерес. Возможно, что это было необходимо Гагарину для полноты задуманной им сюиты или альбома военных действий кавказской кампании 1840 г.
Однако было бы слишком примитивным видеть в этих совместных работах лишь одну чистую случайность.
Обнаруженный в альбоме П. А. Урусова, товарища Лермонтова по военной службе на Кавказе, рисунок поэта, изображающий центральную группу одной из акварелей («Эпизод из сражения при Валерике»), позволяет, на наш взгляд, проследить те нити, которые связывали творчество Лермонтова и Гагарина.
Карандашный набросок этот изображает группу двух горцев, уносящих, согласно местному обычаю, тело убитого товарища из сражения, в то время как третий отстреливается от наступающего неприятеля.
Центральное положение этой группы в акварели придает ей особую смысловую значительность. В ней выражено то отношение к захватническим войнам русского царизма, которое так ярко звучит в стихах Лермонтова, посвященных сражению при Валерике:
И с грустью тайной и сердечной
Я думал: жалкий человек,
Чего он хочет... небо ясно,
Под небом места много всем.
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он — зачем.
Центральная группа акварели запечатлевает обычай горцев во что бы то ни стало уносить с поля сражения не только раненых, но и убитых. Висковатов, со слов Филипсона, пишет по этому поводу: «У горцев образовался обычай, отправляясь в военное предприятие, давать друзьям и союзникам клятвенное обещание привозить обратно мертвых, или, если это окажется невозможным, отрубать голову убитого и привозить ее семейству; не сделавший этого принимал на себя обязательство всю жизнь содержать на свой счет вдову и детей павшего товарища»

Характерно, что Гагарин, в своем большом полотне «Сражение при Ахатли», исполненном уже после смерти Лермонтова, повторяет эту же группу, правда, на втором плане; этим подтверждается, какое большое смысловое значение он придавал этой композиции, столь врезавшейся, повидимому, ему в память.

Таким образом, если и можно видеть какое-то взаимодействие между этими двумя дилетантами-художниками, то уместнее говорить не о влиянии Гагарина на Лермонтова, а скорее наоборот.

Исследование Н. Пахомова

0

63

Лермонтов-художник

http://sd.uploads.ru/t/pLGgJ.jpg

Любовь к рисованию проявилась у Лермонтова очень рано. По рассказам С. А. Раевского, пол в детской будущего поэта в Тарханах был покрыт сукном, и величайшим удовольствием ребенка было ползать по нему и чертить мелом. Любопытно, что на самом раннем портрете, очевидно, заказанном бабушкой, Лермонтов изображен в возрасте 4—5 лет с мелком в правой руке. Несколько позднее Лермонтов начинает лепить из воска, выполняя, по свидетельствам современников, сложные композиции на исторические темы.

http://sd.uploads.ru/t/ZfPS8.jpg
детская акварель Лермонтова

А. П. Шан-Гирей вспоминает, что уже в детстве Лермонтов «был счастливо одарен способностями к искусствам, уже тогда писал акварелью довольно порядочно и лепил из крашеного воска целые картины». Художник М. Е. Меликов пишет: «Помню, что когда впервые встретился я с Мишей Лермонтовым, его занимала лепка из красного воска: он вылепил, например, охотника с собакой и сцены сражений». До нас дошло письмо 13-летнего Лермонтова к его тетке М. А. Шан-Гирей, в котором он пишет: «...мы сами делаем театр, который довольно хорошо выходит и будут восковые фигуры играть (сделайте милость, пришлите мои воски)».

Интересно отметить, что страсть Лермонтова к рисованию единодушно отмечается почти всеми лично знавшими поэта современниками. Так, С. А. Раевский в показании по делу о стихах Лермонтова на смерть Пушкина отмечал, что его друг «имеет особую склонность к музыке, живописи и поэзии, почему свободные у обоих нас от службы часы проводили в сих занятиях». А. Ф. Тиран, сослуживец его по лейб-гусарскому полку, вспоминает: «Лермонтов прекрасно рисовал...».
Гр. Е. П. Ростопчина в своих воспоминаниях говорит: «Главная его <Лермонтова> прелесть заключалась преимущественно в описании местностей; он сам хороший пейзажист, дополнял поэта — живописцем...». Таких высказываний можно привести множество. Часто мемуаристы не только отмечают у Лермонтова наличие живописного таланта, но и вспоминают случаи, когда сами были свидетелями его упражнений в этом искусстве.

Исследование Н. Пахомова

0

64

http://sd.uploads.ru/t/pGs6n.jpg

ВСАДНИК С СОБАКОЙ
Рисунок карандашом Лермонтова из 22-й тетради (рис. 5), 1832—1834 гг.
Институт литературы, Санкт-Петербург

0

65

Несколько слов об официальных занятиях Лермонтова живописью с учителями-профессионалами.

В письме к тетке, М. А. Шан-Гирей, от 1827 г. читаем: «Заставьте, пожалуйста, Екима <Акима Павловича Шан-Гирея> рисовать контуры, мой учитель говорит, что я же буду их рисовать с полгода; то я лучше стал рисовать; однако же мне запрещено рисовать свое...». Через год, к той же Шан-Гирей, Лермонтов пишет: «Скоро я начну рисовать с (buste) бюстов... какое удовольствие. К тому же Александр Степанович мне показывает также, как должно рисовать пейзажи».
Оба эти письма для нас чрезвычайно важны, так как показывают нам, что занятиям живописью Лермонтов придавал большое значение, и вскрывают методику преподавания, запрещавшую рисовать «свое», выдуманное, требовавшую длительного рисования с гипсов.

В одном из писем названо имя учителя Лермонтова — А. С. Солоницкого. К сожалению, сведения о нем ограничиваются скудными указаниями С. Н. Кондакова в известном издании «Список русских художников», выпущенном Академией Художеств в 1914 г. Из них мы узнаем, что «живописец акварельный» Солоницкий был удостоен в 1839 г. Академией Художеств звания неклассного художника за картину, изображающую «Родителей, учащих детей своих благочестию».

Недавно обнаруженная нами в Историческом музее акварель Солоницкого, изображающая его самого в кругу семьи, дает нам достаточное представление о его живописных способностях; при первом взгляде на нее можно заключить, что едва ли он мог привить Лермонтову прочные технические навыки, тем более — повлиять на его художественное развитие.

http://sd.uploads.ru/t/iVzL0.jpg

От времени занятий с Солоницким до нас дошли две вещи Лермонтова: «Ребенок, тянущийся к матери» и «Мадонна», которые являются типичными ученическими перерисовками с эстампов, имевших в то время большое распространение

0

66

Лермонтов-художник

http://sd.uploads.ru/t/M6S8o.jpg
«ПРЕДОК ЛЕРМА».
X., м. Погрудный. ¾ влево. 60×51. [1833]
ИЛ. Поступил в 1886 г. в ЛМ от А. А. Лопухина (сына).
Воспроизведено: Акад., V, 224—225. — Семека, 10. — Печатник, I, XI. — Academia, IV, 472—473. — Альбом, 126. — Лит. Нас., 45—46, 703.

Картина является портретом воображаемого испанского предка Лермонтова — «герцога Лермы». Написана в темных, рембрандтовских тонах.

Об истории создания портрета П. А. Висковатов, со слов Е. Д. Лопухиной, рассказывает следующее: «Существовало предание о том, что фамилия Лермонтовых происходила от испанского владетельного герцога Лермы, который во время борьбы с маврами должен был бежать из Испании в Шотландию. Это предание было известно и Михаилу Юрьевичу... В 1830 или 1831 г. Лермонтов в доме Лопухиных, на углу Поварской и Молчановки, начертил на стене углем голову (поясной портрет), вероятно, воображаемого предка. Он был изображен в средневековом испанском костюме, с испанскою бородкой, широким кружевным воротником и с цепью ордена Золотого Руна вокруг шеи. В глазах и, пожалуй, во всей верхней части лица нетрудно заметить фамильное сходство с самим нашим поэтом. Голова эта, нарисованная al fresco, была затерта при поправке штукатурки, и приятель поэта, Алексей Александрович Лопухин, был этим очень опечален, потому что с рисунком связывалось много воспоминаний о дружеских беседах и мечтаниях. Тогда Лермонтов нарисовал такую же голову на холсте и выслал ее Лопухину из Петербурга».

Иначе об этом рассказывает сын А. А. Лопухина, Александр Алексеевич, в своем письме к начальнику Николаевского кавалерийского училища и организатору Лермонтовского музея А. А. Бильдерлингу от 3 ноября 1881 г.:

«Позвольте мне, бывшему воспитаннику Школы гвардейских подпрапорщиков и гвардейских юнкеров <позднее преобразованной в Николаевское кавалерийское училище>, коего рожденье воспето Лермонтовым («Ребенка милого рожденье...»), принести свой вклад в устроенный Вашим Превосходительством Лермонтовский музей. Прилагаемое изображение рисовано рукою поэта при следующих обстоятельствах: покойный отец мой был очень дружен с Лермонтовым и сей последний, приезжая в Москву, часто останавливался в доме отца на Молчановке, где гостил подолгу. Отец рассказывал мне, что Лермонтов вообще, а в молодости в особенности, постоянно искал новой деятельности и, как говорил, не мог остановиться на той, которая должна бы его поглотить всецело и потому, часто меняя занятия, он, попадая на новое, всегда с полным увлечением предавался ему. И вот в один из ранних периодов, когда он занимался исключительно математикой, он однажды до поздней ночи работал над разрешением какой-то задачи, которое ему не удавалось и утомленный заснул над ней. Тогда ему приснился человек, изображенный на прилагаемом полотне, который помог ему разрешить задачу. Лермонтов проснулся, изложил разрешение на доске и под свежим впечатлением мелом и углем нарисовал портрет приснившегося ему человека на штукатурной стене его комнаты; на другой день отец мой пришел будить Лермонтова, увидел нарисованное и Лермонтов рассказал ему в чем дело. Лицо изображенное было настолько характерно, что отец хотел сохранить его и призвал мастера, который должен был сделать раму кругом нарисованного, а самое изображение покрыть стеклом, но мастер оказался настолько неумелым, что при первом приступе штукатурка с рисунком развалилась. Отец был в отчаянии, но Лермонтов успокоил его, говоря: „ничего, мне эта рожа так в голову врезалась, что я тебе намалюю ее на полотне“, что и исполнил. Отец говорил, что сходство вышло поразительное. Этот портрет приснившегося человека с тех пор постоянно висел в кабинете отца, от которого и перешел мне по наследству. К сожалению, я не могу определить, в котором году было написано это изображение...».

Письма Лермонтова к М. А. Лопухиной и письмо А. А. Лопухина-отца к Лермонтову, подтверждая правдоподобность этих рассказов, вносят некоторые поправки и позволяют довольно точно датировать эту картину.

В письме к М. А. Лопухиной из Петербурга от 2 сентября 1832 г. Лермонтов писал: «M-lle Annette говорила мне, что еще не стерли со стены знаменитую голову... Жалкое самолюбие! Это меня обрадовало, да еще как! Что за глупая страсть: оставлять везде следы своего пребывания». Письмо это свидетельствует о том, что нарисованная Лермонтовым голова его воображаемого предка сохранялась на стене дома продолжительное время. Тем самым опровергается версия Лопухина-сына, что она погибла при попытке застеклить ее и вставить в раму сейчас же после ее исполнения Лермонтовым. Вернее всего, что она погибла при ремонте дома.

Несколько недель спустя Лермонтов писал М. А. Лопухиной: «Скажите, пожалуйста, Алексису <Лопухину>, что я пришлю ему подарок, какого он не ожидает. Ему давно хотелось чего-нибудь в таком роде: он и получит, только вдесятеро лучше». Эти строки можно истолковать в том смысле, что, получив известие о гибели нарисованной им на стене дома головы своего предка, Лермонтов спешит утешить своего друга обещанием восстановить эту утрату. Как бы то ни было, но в дошедшем до нас отрывке из письма А. А. Лопухина к Лермонтову от 25 февраля 1833 г. читаем: «Очень и очень тебе благодарен за твою голову: она меня восхищает и между тем иногда грусть наводит, когда я в ипохондрии...».

Довольно слабая по живописной технике, эта первая работа Лермонтова в красках интересна тем, что она свидетельствует насколько кратковременным и внешним было влияние Рембрандта, которое поэт сумел полностью преодолеть в своих дальнейших работах.

0

67

0

68

Лермонтов-художник

http://sd.uploads.ru/t/qQa2s.jpg
СКАЧУЩИЙ ГУСАР В КИВЕРЕ
Рисунок пером Лермонтова, 1832 г., в тетради „Лекции из Закона божия“, л. 68.
Публичная библиотека, Санкт-Петербург

0

69

Лермонтов-художник

http://sd.uploads.ru/t/l8Xj9.jpg

МОЛОДОЙ МУЖЧИНА В ШИНЕЛИ У ОКНА
Рисунок карандашом Лермонтова, 1832—1834 гг., из 22-й тетради (рис. 188)
Институт литературы, Санкт-Петербург

0

70

Лермонтов-художник

http://sd.uploads.ru/t/apSQE.jpg

ЛИСТ НАБРОСКОВ МУЖСКИХ ГОЛОВ. ДВА ПОРТРЕТА В. А. ЛОПУХИНОЙ (101 и 103) ПОЗДНЕЕ
ПЕРЕДЕЛАНЫ ЛЕРМОНТОВЫМ В МУЖСКИЕ
Рисунки карандашом Лермонтова, 1832—1834 гг., из 22-й тетради (рис. 101—105)
Институт литературы, Санкт-Петербург

0

71

Лермонтов-художник

http://sd.uploads.ru/t/jvfAk.jpg

ДВА ВСАДНИКА
Рисунок карандашом Лермонтова, 1841 г. (Альбом А. Д. Блудовой, л. 91 об.)
Институт литературы, Санкт-Петербург

Рисунок изображает двух всадников — военного, держащего за талию женщину в вуали, едущих по дороге около обрыва. Справа на бугре забор и чахлое деревцо, внизу домик.

Рисунок неоднократно использовался как иллюстрация к «Княжне Мери», хотя содержание его исключает такую возможность.
В романе Печорин поддерживает княжну Мери за талию при переезде через Подкумок, когда у княжны закружилась голова от быстрого течения, а на данном рисунке никакой реки нет.

В бумагах Хохрякова имеется следующая запись: «Группа в альбоме: офицер обнял деву — Столыпин и Мартынова (Лермон<тов> говорил Ш<ан-Гире>ю) поссорились из-за письма распечатанного» и на полях: «...спросить еще об этом»89.
Однако поверить этой записи затруднительно, так как она противоречит датам пребывания Мартыновых на Кавказе. Как известно, семейство Мартыновых жило на Минеральных водах в 1837 г.; в 1840 г. Лермонтов, как это видно из дневников А. И. Тургенева, часто бывал в Москве и в подмосковной у Мартыновых. Однако пейзаж на рисунке явно изображает Кавказ, и поэтому усматривать в рисунке портретное изображение нет оснований.

0

72

Лермонтов-художник

http://sd.uploads.ru/t/LwnhX.jpg
НАБРОСОК ЛОШАДЕЙ, СКАЧУЩЕГО ВСАДНИКА, МУЖСКОЙ ГОЛОВЫ
Рисунки пером Лермонтова, 1840 г.
Литературный музей, Москва

0

73

Лермонтов-художник

http://sd.uploads.ru/t/N7AVh.jpg
ДЖИГИТОВКА
Рисунок Лермонтова, скопированный Г. Гагариным, 1840 г.
На рисунке имеется помета Гагарина:„d’après Lermontoff“
Русский музей, Санкт-Петербург

0

74

http://sd.uploads.ru/t/70X3V.jpg

ВИД ГОРСКОГО СЕЛЕНИЯ
Рисунок карандашом Лермонтова, 1840 г. (Альбом Лермонтова, л. 18)
Публичная библиотека, Санкт-Петербург

0

75

Лермонтов-художник

Талант Лермонтова - художника многогранен. Он был великолепным пейзажистом. Увлекался созданием портретов, изображая с большой точностью людей из своего окружения. Проявил себя как незаурядный карикатурист. У него было много рисунков акварелью, пером, карандашом - изображающих всадников и просто скачущих коней. Значительная часть его работ посвящена военной теме - это сцены поединков, сражений, изображения вооружённых черкесов, офицеров, юнкеров.

Его рисунки необычайно выразительны и динамичны, живописные полотна великолепны по колориту. Порой они предваряли появление того или иного литературного произведения. Так Поэт дарованным ему талантом художника стремился запечатлеть то или иное событие, чтобы потом воплотить его в прозе и стихах.

Картины, рисунки, акварели Лермонтова - это своеобразная летопись жизни поэта. Значительное место в ней занимает Кавказ.

http://sd.uploads.ru/t/hJfqx.jpg
Воспоминание о Кавказе. Картон, масло. Март — апрель 1838.

0

76

Лермонтов-художник

Многие картины и рисунки Лермонтова могли бы служить иллюстрациями к его стихам и поэмам. Но рисовались они раньше, чем поэт создавал эти произведения. По существу для него это были памятные записки. Лермонтов стремился сохранить в памяти пейзажи, бытовые сцены, которые не только взволновали его, но и рождали новые поэтические образы. на большинстве грузинских картин и рисунков Лермонтова видны караульные башни или старинные крепости.
Поэт почувствовал особенность грузинского пейзажа, от которого неотъемлемы эти безмолвные свидетели былых сражений против иноземных захватчиков. Полк, в котором служил Лермонтов, стоял в замечательном древнем городе. Так родилась ещё одна картина Лермонтова.

http://sd.uploads.ru/t/ltpeJ.jpg
Вид Тифлиса. 1837


«Вид Тифлиса»
- отличный образец романтической живописи. Лермонтов изобразил то, что произвело на него впечатление - образ восточного города, яркого и очень экзотичного. Его поразила открывшаяся панорама Тифлиса. Справа, на отвесной золотисто - жёлтой скале высится Метехский замок. На противоположном берегу Куры - кудрявые Орточальские сады. В центре картины - коричнево - серая остроконечная скала, с которой уступами сбегает старая стена Нарикала. И, наконец, на заднем плане - господствующая над городом гора Мтацмминда.
В письме к Святославу Раевскому Лермонтов писал: «Хороших ребят здесь много, особенно в Тифлисе есть люди очень порядочные…» Поэт встречался с передовыми людьми Закавказья, ссыльными декабристами. Стал изучать азербайджанский язык.
«Начал учиться по-татарски, - писал Лермонтов С.Раевскому, - язык, который здесь, и вообще в Азии, необходим, как французский в Европе…» Знакомится с местными легендами, преданиями, своеобразным бытом жителей. И эти наблюдения отражаются в его творчестве.
С наступлением темноты замирала жизнь города. Зато оживали плоские кровли тифлисских домов. Под звук бубна и живые напевы мелькали в полусвете силуэты пляшущих девушек. На рисунке - характерна для вечернего города сцена: девушки, танцующие лезгинку на плоской кровле тифлисского дома.
В ладони мерно ударяя,
Они поют - и бубен свой
Берёт невеста молодая
И вот она, одной рукой
Кружа его над головой,
То вдруг помчится легче птицы,
То остановится, глядит -
И влажный взор её блестит
Из - под завистливой ресницы..
Ещё в юношеские годы поэт писал:
Кавказ! Далёкая страна!
Жилище вольности простой!
И ты несчастьями полна
И окровавлена войной!

0

77

Лермонтов-художник

В последние месяцы своей жизни, в Пятигорске, Лермонтов продолжал рисовать карандашом, пером и акварелью, делал зарисовки в альбомы знакомых - это дружеские шаржи, карикатуры, жанровые сцены. Но почти все рисунки этого времени пропали. Сохранился великолепный акварельный портрет А.А. Столыпина - Монго.

Под именем Монго в гусарской среде, а затем и в петербургских гостиных был известен друг и родственник Лермонтова Алексей Аркадьевич Столыпин.

По воспоминаниям современников, Столыпин «…был совершенный красавец… Он был одинаково хорош и в лихом гусарском ментике, и под барашковым кивером нижегородского драгуна, и, наконец, одеянии современного льва, которого был вполне, но в самом лучшем значении этого слова…»

http://sd.uploads.ru/t/Fj69C.jpg
А. А. Столыпин (Монгó) в костюме курда. Акварель. 1841 год.

0

78

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841)-художник

http://sd.uploads.ru/t/O3sgP.jpg
Автопортрет. 1837

Большое значение для лермонтовской иконографии имеет романтический автопортрет 1837 года, где художник изобразил себя на фоне кавказских гор в облике поэта и воина.

Все знают, что Михаил Юрьевич Лермонтов - гениальный поэт, нашедший признание еще при жизни и оказавший влияние на русскую литературу. Многие стихи Лермонтов на слуху у каждого образованного человека, и мало кто при имени Лермонтова вспоминает его картины, а между тем, по семейному преданию, по свидетельству его родственника А.П.Шан-Гирея, начал рисовать едва ли не раньше, чем писать стихи.

В истории культуры известно не мало поэтов и писателей, которые одновременно ярко проявили себя в сфере изобразительного искусства. Лермонтов рисовал всю свою недолгую жизнь, и его художественное наследие содержит произведения различных жанров: пейзажи и путевые зарисовки, батальные сцены, портретные миниатюры. Мастерство его поражает современного человека.

Традиции дворянского воспитания предполагали наряду с уроками фехтования, музыки,
иностранных языков с юных лет занятия живописью и рисунком. Расцвет альбомной
культуры связан с повсеместным умением рисовать, и лучшие альбомные рисунки того
времени отличаются уверенным владением линией, способностью мгновенным очерком
создать образ, точностью в деталях, композиционным чутьем.

Однако из множества грамотно рисующих профессионалами становились единицы: для сословия, к которому принадлежал Лермонтов, более характерен тип художника-дилетанта, не связанного академической выучкой и необходимостью продавать работы. Фиксируя на бумаге свои впечатления и душевные состояния, художник-дилетант постоянно вел своего рода лирический дневник, поскольку романтическое мироощущение требовало обязательного преобразования повседневных чувств из плана обыденного в чрезвычайный.

В ранних опытах Лермонтова привлекают внимание работы, образующие "испанский
цикл". Обращение к Испании, традиционное для тогдашнего искусства, связано с
драматической историей испанской революции - но в лермонтовском увлечении
присутствуют и личные мотивы: в семье бытовало предание о происхождении рода от
испанского герцога Лермы.

Стремление к свободе - главному романтическому идеалу - молодой поэт выражает на испанском материале. В 1830 году была создана трагедия "Испанцы". Акварели и рисунки "Испанец с кинжалом", "Испанец", "Испанец с фонарем и католический монах", "Испанец в белом кружевном воротнике", портретная миниатюра Эмилии - героини "Испанцев"представляют собой зрительные парафразы трагедии.

Самое значительное в этом цикле - "Портрет герцога Лермы" (1832-1833), первое известное живописное произведение Лермонтова.

http://sd.uploads.ru/t/vAyjx.jpg
Герцог Лерма. Холст, масло. 1832—33.

Картина была написана для А. А. Лопухина. Название дано не Лермонтовым и восходит к семейному преданию о происхождении рода Лермонтова от испанского герцога Лермы (1552—1623). Картина является повторением случайно поврежденного рисунка, выполненного Лермонтовым в 1830—31 углем на оштукатуренной стене в доме Лопухиных.На стене и на полотне запечатлен образ человека, к-рого, по словам А. А. Лопухина, Лермонтов увиделво сне.

Ранние работы Лермонтова- пейзажные акварели "Белая береза" и "Парус" (последняя
предваряет знаменитое стихотворение), "Древняя рать"

За ними следуют рисунки из так называемой "юнкерской тетради", созданные во время пребывания поэта в юнкерской школе (1832-1834). Большинство портретных зарисовок и жанровых сценок сделано с натуры; романтическая интонация не подавляет, но, напротив, усиливает остроиндивидуальную выразительность рисунка.

Та же экспрессия - в духе Орловского - присутствует в кавказских видах и изображениях всадников-черкесов, в иллюстрациях к повести A.Maрлинского "Амалат-бек".

Характерно, что в это время - по окончании юнкерской школы - Лермонтов берет уроки живописи у художника П.Е.Заболотского.

Поворотным пунктом биографии Лермонтова стал 1837 год - гибель Пушкина. За
знаменитым стихотворением "Смерть поэта" последовала ссылка на Кавказ - прежде
романтическое восприятие Кавказа было проверено и дополнено фактами собственной
судьбы.

На Кавказе наиболее полно раскрылся творческий потенциал Лермонтова - и
поэта, и художника. Наиболее интересны пейзажи, выполненные маслом, -

"Вид Пятигорска",
"Кавказский вид с саклей" ("Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты"),
"Вид горы Крестовой",
"Вид Тифлиса",
"Окрестности селения Карагач" ("Кавказский вид с верблюдами")
и другие (все 1837- 1838).

0

79


Лермонтов-художник

(Кавказский цикл)

« Я снял на скорую руку виды всех
примечательных мест, которые посещал, и везу с собой порядочную коллекцию…
»
М.Ю. Лермонтов - С.А. Раевскому. 1837 г.

http://sd.uploads.ru/t/F3q1e.jpg

0

80

http://sd.uploads.ru/t/xXZQ2.jpg

Отец Лермонтова, армейский капитан.

0