"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Пушкин, Александр Сергеевич

Сообщений 141 страница 160 из 464

1

http://sd.uploads.ru/t/m9DjL.png
А.С. Пушкин

О.А. Кипренский. "Портрет Пушкина". 1827 г.
Холст, масло.

О поразительном сходстве портрета с Пушкиным говорили его современники.
Так, например, Н.А. Муханов сказал: "С Пушкина списал Кипренский портрет необычайно похожий."

http://www.womenclub.ru/components/com_jce/editor/tiny_mce/plugins/lines/img/lines_bg.png

Алекса́ндр Серге́евич Пу́шкин (1799 - 1837) -
великий русский поэт и прозаик, родоначальник новой русской литературы,
создатель современного русского литературного языка.

Александр Сергеевич Пушкин https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/45/Pushkin_Signature.svg/225px-Pushkin_Signature.svg.png

родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова;
умер 29 января 1837 г. в Петербурге в доме на Фонтанке, 12,
прожив всего 37 лет...

+1

141

Мемориальный Музей-квартира А. С. Пушкина

http://pushkin.ellink.ru/2018/pushkin/images/thumbnails/kabs.jpg

Единственная в Петербурге мемориальная квартира А. С. Пушкина посвящена последнему, самому драматичному, периоду жизни поэта. Музей размещен в бывшем особняке князей Волконских — «на Мойке близ Конюшенного мосту». В нижнем этаже этого дома, в квартире из одиннадцати комнат, Пушкин и его семья поселились в сентябре 1836 года. Здесь же, спустя четыре месяца, — 29 января (10 февраля по новому стилю) 1837 года, — поэт скончался, смертельно раненный на поединке с Ж. Дантесом.

Мемориальная квартира реконструирована на основе свидетельств современников и ряда исторических документов. Экскурсия по Музею-квартире А. С. Пушкина — это рассказ о творческих поисках поэта и о событиях последних месяцев его жизни. В музее представлены: письменный стол и кресло в кабинете Пушкина, локон его волос, посмертная маска, украшения жены, портреты детей, диван, на котором умер поэт и многие другие уникальные вещи, принадлежавшие как самому Пушкину, так и членам его семьи, друзьям и знакомым.

В цокольном этаже размещена вводная экспозиция, рассказывающая об истории старинного дома, о жизни Пушкина в Петербурге в 1836 году, о преддуэльной истории и откликах современников на гибель великого поэта.


http://horosheekino.ru/images/line.gif

Александр Сергеевич
родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова;
умер 29 января 1837 г. в Петербурге в доме на Фонтанке, 12,
прожив всего 37 лет...

0

142

Часть оконного занавеса из последней квартиры А.С.Пушкина.
http://s017.radikal.ru/i440/1111/14/697fcf87480d.png

http://s47.radikal.ru/i118/1111/e8/4f0609023eb5.jpg
2-я половина 1830-х гг.
Шелковый брокар, ручная вышивка золотой нитью.

В 1841 г. Н.Н.Пушкина перевезла в Михайловское мебель и вещи из последней петербургской квартиры. Г.А.Пушкин, сын поэта, переехав в 1899 г. с женой в Маркучай, имение под Вильно, привез с собой из Михайловского некоторые вещи, в том числе и занавес. После смерти Г.А.Пушкина его вдова подарила занавес соседке по имению, сестре коллекционера В.Сувчинского. Унаследовав реликвию после смерти сестры, В.Сувчинский, уже за границей, передал ее С.М.Лифарю. В 1968 г. Сергей Лифарь подарил половину занавеса Всероссийскому музею А.С.Пушкина.

http://horosheekino.ru/images/line.gif

Музей-квартира А.С.Пушкина на Мойке

=Spoiler написал(а):

0

143

http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/11pus.jpg
Александр Пушкин
«Восстань, восстань, пророк России»

Восстань, восстань, пророк России,
В позорны ризы облекись,
Иди, и с вервием на выи
К убийце гнусному явись.

Дата написания: 1826 год

http://horosheekino.ru/images/line.gif

Четверостишие это записано в 50-х и 60-х гг. со слов некоторых ближайших современников Пушкина; эти лица утверждали, что отрывок представлял собой первоначальную редакцию окончания стихотворения «Пророк». Однако эти строки по своему характеру настолько отличаются от «Пророка», что более вероятно, что этот отрывок связан с другим стихотворением того же цикла.
Текст четверостишия недостоверен, по-видимому искажен; в позднейшей записи текста, со слов друзей поэта, слышавших стихи, последняя строка читается: К у. г. явись. Если вторую букву читать как у, то стих предположительно восстанавливается: К убийце гнусному явись. Если читать вторую букву как ц, то стих предположительно расшифровывается: К царю губителю явись.

0

144

http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/11pus.jpg

Александр Пушкин
«Вот муза, резвая болтунья»

Вот муза, резвая болтунья,
Которую ты столь любил.
Раскаялась моя шалунья,
Придворный тон ее пленил;
Ее всевышний осенил
Своей небесной благодатью —
Она духовному занятью
Опасной жертвует игрой.
Не удивляйся, милый мой,
Ее израильскому платью, —
Прости ей прежние грехи
И под заветною печатью
Прими опасные стихи.

Дата написания: 1821 год

http://horosheekino.ru/images/line.gif
Данное стихотворение А. С. Пушкина является черновым посвящением «Гавриилиады» кому-то из друзей, вероятно князю Петру Вяземскому.

0

145

http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/11pus.jpg
Александр Пушкин
«Вы за «Онегина» советуете, други»

Вы за «Онегина» советуете, други,
Приняться мне опять в осенние досуги.
Вы говорите мне: он жив и не женат.
Итак, еще роман не кончен — это клад:
Вставляй в просторную, вместительную раму
Картины новые — открой нам диораму:
Привалит публика, платя тебе за вход —
(Что даст еще тебе и славу и доход).

Пожалуй, я бы рад —
                    Так некогда поэт...

Дата написания: 1835 год

http://s017.radikal.ru/i440/1111/14/697fcf87480d.png

Очень коротко об очень важном

2 апреля 1833 г. в Петербурге был издан «Евгений Онегин», роман в стихах Александра Сергеевича Пушкина.

Тираж романа в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» был по тем временам огромный – 5000 экземпляров.

По подсчетам самого поэта, «Евгений Онегин» был написан за 7 лет, 4 месяца и 17 дней.

«Евгений Онегин» - чуть больше ста страниц,
по толщине – чуть больше полсантиметра за 7 лет, 4 месяца и 17 дней...

0

146

http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/11pus.jpg
Александр Пушкин
«Всеволожскому»

Прости, счастливый сын пиров,
Балованный дитя свободы!
Итак, от наших берегов,
От мертвой области рабов,
Капральства, прихотей и моды
Ты скачешь в мирную Москву,
Где наслажденьям знают цену,
Беспечно дремлют наяву
И в жизни любят перемену.
Разнообразной и живой
Москва пленяет пестротой,
Старинной роскошью, пирами,
Невестами, колоколами,
Забавной, легкой суетой,
Невинной прозой и стихами.
Ты там на шумных вечерах
Увидишь важное безделье,
Жеманство в тонких кружевах
И глупость в золотых очках,
И тяжкой знатности веселье,
И скуку с картами в руках.
Всего минутный наблюдатель,
Ты посмеешься под рукой;
Но вскоре, верный обожатель
Забав и лени золотой,
Держася моего совета
И волю всей душой любя,
Оставишь круг большого света
И жить решишься для себя.
Уже в приюте отдаленном
Я вижу мысленно тебя:
Кипит в бокале опененном
Аи холодная струя;
В густом дыму ленивых трубок,
В халатах, новые друзья
Шумят и пьют! — задорный кубок
Обходит их безумный круг,
И мчится в радостях досуг;
А там египетские девы
Летают, вьются пред тобой;
Я слышу звонкие напевы,
Стон неги, вопли, дикий вой;
Их исступленные движенья,
Огонь неистовых очей
И все, мой друг, в душе твоей
Рождает трепет упоенья...
Но вспомни, милый: здесь одна,
Тебя всечасно ожидая,
Вздыхает пленница младая;
Весь день уныла и томна,
В своей задумчивости сладкой
Тихонько плачет под окном
От грозных аргусов украдкой
И смотрит на пустынный дом,
Где мы так часто пировали
С Кипридой, Вакхом и тобой,
Куда с надеждой и тоской
Ее желанья улетали.
О, скоро ль милого найдут
Ее потупленные взоры,
И пред любовью упадут
Замков ревнивые затворы?

А наш осиротелый круг,
Товарищ, скоро ль оживится?
Когда прискачешь, милый друг?
Душа вослед тебе стремится.
Где б ни был ты, возьми венок
Из рук младого сладострастья
И докажи, что ты знаток
В неведомой науке счастья.

Дата написания: 1819 год

http://horosheekino.ru/images/line.gif

Стихотворение А. С. Пушкина адресовано члену «Зеленой лампы», в доме которого происходили собрания общества - Всеволожскому Никите Всеволодовичу.

0

147

http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/11pus.jpg
Александр Пушкин
«Все так же ль осеняют своды»

Все так же ль осеняют своды
Сей храм парнасских трех цариц?
Все те же ль клики юных жриц?
Все те же ль вьются хороводы?..
Ужель умолк волшебный глас
Семеновой, сей чудной музы?
Ужель, навек оставя нас,
Она расторгла с Фебом узы,
И славы русской луч угас?
Не верю! вновь она восстанет!
Ей вновь готова дань сердец,
Пред нами долго не увянет
Ее торжественный венец,
И для нее любовник славы,
Наперсник важных аонид,
Младой Катенин воскресит
Эсхила гений величавый
И ей порфиру возвратит.

Дата написания: 1821 год

http://horosheekino.ru/images/line.gif
Стихотворение связано с временным уходом со сцепы высокоценимой А. С. Пушкиным трагической актрисы Екатерины Семеновны Семеновой.

0

148

http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/11pus.jpg
Александр Пушкин
«Выздоровление»

            Тебя ль я видел, милый друг?
Или неверное то было сновиденье,
Мечтанье смутное, и пламенный недуг
Обманом волновал мое воображенье?
В минуты мрачные болезни роковой
Ты ль, дева нежная, стояла надо мной
В одежде воина с неловкостью приятной?
Так, видел я тебя; мой тусклый взор узнал
Знакомые красы под сей одеждой ратной:
И слабым шепотом подругу я назвал...
Но вновь в уме моем стеснились мрачны грезы,
Я слабою рукой искал тебя во мгле...
И вдруг я чувствую твое дыханье, слезы
И влажный поцелуй на пламенном челе...
            Бессмертные! с каким волненьем
Желанья, жизни огнь по сердцу пробежал!
            Я закипел, затрепетал...
      И скрылась ты прелестным привиденьем!
Жестокий друг! меня томишь ты упоеньем:
            Приди, меня мертвит любовь!
            В молчанье благосклонной ночи
Явись, волшебница! пускай увижу вновь
Под грозным кивером твои небесны очи,
            И плащ, и пояс боевой,
И бранной обувью украшенные ноги.
Не медли, поспешай, прелестный воин мой,
Приди, я жду тебя. Здоровья дар благой
            Мне снова ниспослали боги,
            А с ним и сладкие тревоги
Любви таинственной и шалости младой.

Дата написания: 1818 год

http://horosheekino.ru/images/line.gif

Пушкина, тяжело болевшего в начале 1818 г., посетила Елизавета Шот-Шедель, «дева веселья», переодевшаяся в форму гусарского офицера.

0

149

http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/11pus.jpg
Александр Пушкин
«Гараль и Гальвина»

Взошла луна над дремлющим заливом,
В глухой туман окрестности легли;
Полночный ветр качает корабли
И в парусе шумит нетерпеливом.
Взойдет заря — далек их будет строй.
Остри свой меч, воитель молодой!

Где ты, Гараль? Печальная Гальвина
Ждет милого в пещерной темноте.
Спеши, Гараль, к унылой красоте!
Заря блеснет — и гордая дружина
Умчится вдаль, грозящая войной.
Где ты, где ты, воитель молодой?

Гальвина с ним. О, сколько слез печали,
И сколько слез восторгов и любви!
Но край небес бледнеет, и вдали
Редеет тень. Уж латы зазвучали;
Близка заря; несется шум глухой...
Что медлишь ты, воитель молодой?

Призывному Гальвина клику внемлет,
Тоски, надежд и робости полна,
Едва дыша, разлуки ждет она;
Но юноша на персях девы дремлет.
Призывы битв умолкли за горой, —
Не слышал их воитель молодой.

Уже суда покинуть брег готовы,
К ним юноши с веселием бегут;
Прощальну длань подругам подают;
Златой зари раскинулись покровы;
Но, утомлен любовью и тоской,
Покоится воитель молодой.

Пылает день. Он открывает очи
Гальвина мнит ласкающей рукой
Сокрыть от глаз досадный свет дневной.
«Прости, пора! сокрылись тени ночи:
Спешу к мечам!» — воскликнул — и стрелой
Летит на брег воитель молодой.

Но тихо все, лишь у пустого брега
Подъемлется шумящая волна;
Лишь дева там, печальна и бледна,
И вдалеке плывут ладьи набега.
О, для чего печальной красотой
Пленялся ты, воитель молодой?

Она в слезах; в немой воитель думе.
«О милый друг! о жизнь души моей!
Что слава нам? что делать средь мечей?
Пускай другой несется в бранном шуме;
Но я твоя, ты вечно, вечно мой!..
Забудь войну, воитель молодой!»

Гараль молчал. Надменное ветрило
Его звало к брегам чужой земли;
Но с бурею так быстро корабли
Летели вдаль, и дева так уныло
Его влекла трепещущей рукой...
Все, все забыл воитель молодой!

И он у ног своей подруги нежной
Сказал: «Пускай гремят набег и брань:
Забыла меч ослабленная длань!»
Их дни слились в отраде безмятежной;
Лишь у брегов, терзаемых волной,
Дрожа, краснел воитель молодой.

Но быстро дни восторгов пролетели.
Бойцы плывут к брегам родной земли;
Сыны побед с добычей притекли,
И скальды им хваленья песнь воспели.
Тогда поник бесславною главой
На пиршествах воитель молодой.

Могучие наперсники судьбины
К ногам невест повергли меч и щит;
Кровавый меч героев не лежит
У ног одной оставленной Гальвины.
Красавица вздохнула, — и другой
Ее пленил воитель молодой.

С тех пор один бродил Гараль унылый;
Умолк его веселый прежде глас,
Лишь иногда в безмолвный ночи час,
Уединен, шептал он имя милой.
Война зажглась, — и встречи роковой
Пошел искать воитель молодой.

Дата написания: 1814 год

http://horosheekino.ru/images/line.gif

Стихотворение написано в духе легендарного кельтского барда III века Оссиана. Принадлежность данного произведения перу А. С. Пушкину установлена не окончательно.

0

150

http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/11pus.jpg
Александр Пушкин
«Генералу Пущину»

В дыму, в крови, сквозь тучи стрел
        Теперь твоя дорога;
Но ты предвидишь свой удел,
        Грядущий наш Квирога!
И скоро, скоро смолкнет брань
        Средь рабского народа,
Ты молоток возьмешь во длань
        И воззовешь: свобода!
Хвалю тебя, о верный брат!
        О каменщик почтенный!
О Кишинев, о темный град!
        Ликуй, им просвещенный!

Дата написания: 1821 год

http://horosheekino.ru/images/line.gif

Стихотворение написано в связи с приготовлениями к походу против Турции, которая боролась тогда с восставшей Грецией; адресовано бригадному генералу Павлу Сергеевичу Пущину. Несвойственный А. С. Пушкину патетический тон стихотворении заставляет видеть в этом послании лукавую шутку над Пущиным; он был человеком ограниченным, и «Пушкин неоднократно подсмеивался» над ним; утверждение, что Пущин сам, а не окружающие провидят в нем вождя революции, — говорит о том же.

0

151

http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/11pus.jpg
Александр Пушкин
«Герой»

                             Что есть истина?

      Друг

Да, слава в прихотях вольна.
Как огненный язык, она
По избранным главам летает,
С одной сегодня исчезает
И на другой уже видна.
За новизной бежать смиренно
Народ бессмысленный привык;
Но нам уж то чело священно,
Над коим вспыхнул сей язык.
На троне, на кровавом поле,
Меж граждан на чреде иной
Из сих избранных кто всех боле
Твоею властвует душой?

      Поэт

Все он, все он — пришлец сей бранный,
Пред кем смирилися цари,
Сей ратник, вольностью венчанный,
Исчезнувший, как тень зари.

      Друг

Когда ж твой ум он поражает
Своею чудною звездой?
Тогда ль, как с Альпов он взирает
На дно Италии святой;
Тогда ли, как хватает знамя
Иль жезл диктаторский; тогда ль,
Как водит и кругом и вдаль
Войны стремительное пламя,
И пролетает ряд побед
Над ним одна другой вослед;
Тогда ль, как рать героя плещет
Перед громадой пирамид,
Иль, как Москва пустынно блещет,
Его приемля, — и молчит?

      Поэт

Нет, не у счастия на лоне
Его я вижу, не в бою,
Не зятем кесаря на троне;
Не там, где на скалу свою
Сев, мучим казнию покоя,
Осмеян прозвищем героя,
Он угасает недвижим,
Плащом закрывшись боевым.
Не та картина предо мною!
Одров я вижу длинный строй,
Лежит на каждом труп живой,
Клейменный мощною чумою,
Царицею болезней... он,
Не бранной смертью окружен,
Нахмурясь ходит меж одрами
И хладно руку жмет чуме
И в погибающем уме
Рождает бодрость... Небесами
Клянусь: кто жизнию своей
Играл пред сумрачным недугом,
Чтоб ободрить угасший взор,
Клянусь, тот будет небу другом,
Каков бы ни был приговор
Земли слепой...

      Друг

                               Мечты поэта —
Историк строгий гонит вас!
Увы! его раздался глас, —
И где ж очарованье света!

      Поэт

Да будет проклят правды свет,
Когда посредственности хладной,
Завистливой, к соблазну жадной,
Он угождает праздно! — Нет!
Тьмы низких истин мне дороже
Нас возвышающий обман...
Оставь герою сердце! Что же
Он будет без него? Тиран...

      Друг

Утешься........

Дата написания: 1830 год

0

152

http://pushkin.niv.ru/images/pushkin/pushkin_29_h100.jpg
Саша Пушкин, лицеист. Художник Ю.В.Иванов.

"Лицейская республика"
Куда бы нас не бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
А.С. Пушкин «19 октября»

http://horosheekino.ru/images/line.gif

«Сень наук» Лицей – учебное заведение для подготовки дворянских детей к государственной службе. Он располагался во флигеле Екатерининского дворца – летней резиденции русских царей в Царском Селе под Петербургом.19 октября 1811 года состоялось открытие Лицея. Царское Село. Вид на Лицей. Вы помните: когда возник Лицей, И царь для нас открыл чертог царицын, И мы пришли… («19 октября»)

http://horosheekino.ru/images/line.gif

Пушкин - лицеист Подросток Пушкин… Мечтательный, задумчивый, кудрявый, с толстыми «африканскими» губами, уже не ребенок, но еще не юноша – таков Пушкин – лицеист.

http://horosheekino.ru/images/line.gif

http://ppt4web.ru/images/797/22352/310/img3.jpg

http://horosheekino.ru/images/line.gif

«Дортуар» Спальни лицеистов № 14, спальня А.С.Пушкина На 4 этаже Лицея находились «дортуары» - маленькие и очень скромные комнаты-спальни. Они отделялись друг от друга перегородками, не доходившими до потолка и делившими окно пополам. На каждого лицеиста полагался умывальный столик, комод, конторка и кровать. В верху двери – окошечко с железной сеткой. Над дверью – доска с номером комнаты и фамилией воспитанника.

http://horosheekino.ru/images/line.gif

http://ppt4web.ru/images/797/22352/310/img5.jpg

http://horosheekino.ru/images/line.gif
«Мы все учились понемногу…» Обучение в Лицее длилось 6 лет. Изучались следующие дисциплины:- нравственные (закон Божий, этика, логика, правоведение, политическая экономия);- словесные (российская, латинская,французская, немецкая словесность и языки);- исторические (российская и всеобщаяистория, физическая география);- физические и математические (математика, начало физики и космографии, математическая география, статистика);- изящного искусства и гимнастическиеупражнения (чистописание, рисование,танцы, фехтование, верховая езда, плавание).

http://horosheekino.ru/images/line.gif

«Наставникам, хранившим юность нашу» В.Ф.Малиновский – первый директор Лицея. Он стремился воспитать кагорту «новых людей», которые впоследствии стали бы преобразователя-ми России. В.Ф.МалиновскийС марта 1816 года Е.А.Энгельгардт – второй директор Лицея. Лицеистов учили «сочинять правильно на немец-ком и французском, а преимущественно на рос-сийском языке». И учили мыслить, творить… Е.А.Энгельгардт

http://horosheekino.ru/images/line.gif

«Святое братство» И.И.Пущин В.К. Кюхельбекер А.А.ДельвигПрости! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,При мирных ли брегах родимого ручья,Святому братству верен я. («Разлука» 1817г.)

http://horosheekino.ru/images/line.gif

Эхо Отечественной войны «Жизнь наша лицейская сливается с политической эпохою народной жизни русской: приготовлялась гроза 1812 года. Эти события сильно отразились на нашем детстве. Началось с того, что мы провожали все гвардейские полки, потому что они проходили мимо самого Лицея…» И.И.Пущин «Записки о Пушкине»

http://horosheekino.ru/images/line.gif

http://ppt4web.ru/images/797/22352/310/img10.jpg

http://horosheekino.ru/images/line.gif
«Публичное испытание» 8 января 1815 года на переводном экзамене Пушкин впервые был посвящен в поэты. «Скоро явится свету второй Державин: это Пушкин, который еще в Лицее перещеголял всех писателей». (Г.Р.Державин) И.Репин «Пушкин на экзамене» «Воспоминания в Царском Селе»

http://ppt4web.ru/images/797/22352/310/img11.jpg

http://horosheekino.ru/images/line.gif

Желанные гости В.А.Жуковский К.Н.Батюшков Н.М.КарамзинК.Н.Батюшков, В.А.Жуковский, Н.М.Карамзин были желанными гостями в Лицее, знали многих воспитанников, в том числе и А.С. Пушкина. Лицеисты, в свою очередь, с нетерпением ждали встречи с ними, читали, обсуждали, печатали в своих рукописных журналах стихи этих поэтов. Поэты уже в Лицее увидели в А.С. Пушкине развивающийся талант.
http://horosheekino.ru/images/line.gif

Первый выпуск Выпускники Лицея (9 июня 1817 года) Бакунин А.П.Вольховский В.Д.Горчаков А.М.Данзас К.К.Дельвиг А.А.Илличевский А.Д.Корсаков Н.А.Кюхельбекер В.К.Малиновский И.В.Матюшкин Ф.Ф.Пушкин А.С.Пущин И.И.Юдин П.М.Яковлев М.Л. и др.

http://horosheekino.ru/images/line.gif

В садах Лицея Смуглый отрок бродил по аллеямУ озерных глухих берегов,И столетие мы лелеемЕле слышный шелест шагов, Иглы сосен густо и колко Устилают низкие пни… Здесь лежала его треуголка И растрепанный том Парни.

http://horosheekino.ru/images/line.gif

Памятник Пушкину-лицеисту Открытие памятника Пушкину-лицеисту состоялось 15 октября 1900 годаМладых бесед оставя блеск и шум,Я знал и труд и вдохновенье,И сладостно мне было жарких дум Уединенное волненье. А.С.Пушкин

0

153

http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/11pus.jpg
Александр Пушкин
«К Н. Г. Ломоносову»

И ты, любезный друг, оставил
Надежну пристань тишины,
Челнок свой весело направил
По влаге бурной глубины;
Судьба на руль уже склонилась,
Спокойно светят небеса,
Ладья крылатая пустилась —
Расправит счастье паруса.
Дай бог, чтоб грозной непогоды
Вблизи ты ужас не видал,
Чтоб бурный вихорь не вздувал
Пред челноком шумящи воды!
Дай бог, под вечер к берегам
Тебе пристать благополучно
И отдохнуть спокойно там
С любовью, дружбой неразлучно!
Нет! ты не можешь их забыть!
Но что! Не скоро, может быть,
Увижусь я, мой друг, с тобою
Укромной хаты в тишине;
За чашей пунша круговою
Подчас воспомнишь обо мне;
Когда ж пойду на новоселье
(Заснуть ведь общий всем удел),
Скажи: «Дай бог ему веселье!
Он в жизни хоть любить умел».

Дата написания: 1814 год

http://horosheekino.ru/images/line.gif

Стихотворение обращено к старшему брату лицейского товарища А. С. Пушкина - Николаю Григорьевичу Ломоносову. Обстоятельства, вызвавшие стихи, — неизвестны.

0

154

http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/11pus.jpg

Александр Пушкин
«К Пущину»

Любезный именинник,
О Пущин дорогой!
Прибрел к тебе пустынник
С открытою душой;
С пришельцем обнимися —
Но доброго певца
Встречать не суетися
С парадного крыльца.
Он гость без этикета,
Не требует привета
Лукавой суеты;
Прими ж его лобзанья
И чистые желанья
Сердечной простоты!
Устрой гостям пирушку;
На столик вощаной
Поставь пивную кружку
И кубок пуншевой.
Старинный собутыльник!
Забудемся на час,
Пускай ума светильник
Погаснет ныне в нас;
Пускай старик крылатый
Летит на почтовых:
Нам дорог миг утраты
В забавах лишь одних!

Ты счастлив, друг сердечный!
В спокойствии златом
Течет твой век беспечный,
Проходит день за днем;
И ты в беседе граций,
Не зная черных бед,
Живешь, как жил Гораций,
Хотя и не поэт.
Под кровом небогатым
Ты вовсе не знаком
С зловещим Гипократом,
С нахмуренным попом;
Не видишь у порогу
Толпящихся забот;
Нашли к тебе дорогу
Веселость и Эрот;
Ты любишь звон стаканов
И трубки дым густой,
И демон метроманов
Не властвует тобой.
Ты счастлив в этой доле.
Скажи, чего же боле
Мне другу пожелать?
Придется замолчать...

Дай бог, чтоб я, с друзьями
Встречая сотый май,
Покрытый сединами,
Сказал тебе стихами:
Вот кубок; наливай!
Веселье! будь до гроба
Сопутник верный наш.
И пусть умрем мы оба
При стуке полных чаш!

Дата написания: 1815 год

http://horosheekino.ru/images/line.gif

Стихотворение написано ко дню семнадцатилетия ближайшего друга А. С. Пушкина по Императорскому Царскосельскому лицею — И. И. Пущина.

0

155

http://s017.radikal.ru/i440/1111/14/697fcf87480d.png

Очень коротко об очень важном

2 апреля 1833 г. в Петербурге был издан «Евгений Онегин», роман в стихах Александра Сергеевича Пушкина.

Тираж романа в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» был по тем временам огромный – 5000 экземпляров.

По подсчетам самого поэта, «Евгений Онегин» был написан за 7 лет, 4 месяца и 17 дней.

«Евгений Онегин» - чуть больше ста страниц,
по толщине – чуть больше полсантиметра за 7 лет, 4 месяца и 17 дней...

0

156

http://pushkin.niv.ru/images/pushkin/pushkin_27_h100.jpg
А.С. Пушкин
Автопортрет
(исполненный в период ссылки в Михайловское 1824 г.).


Непомнящий В. С. Пушкин А. С.

ПУШКИН Александр Сергеевич [26.5(6.6).1799, Москва, — 29.1(10.2).1837, Петербург], русский писатель, основатель новой русской литературы. Род. в семье небогатого дворянина, потомка старинного боярского рода. Правнук (по материнской линии) абиссинца А. П. Ганнибала, воен. деятеля петровской эпохи. Первые поэтич. опыты П. (не сохранились) относятся к раннему детству. В 1811 П. поступил в Царскосельский лицей; в преподавании и воспитании здесь были черты просветит. свободомыслия, связанные с распространением революц. идей, патриотич. подъёмом эпохи Отечеств. войны 1812, либеральными тенденциями первых лет царствования Александра I. Лицейские годы — период интенсивного творч. развития П. С большой непосредственностью и своеобразием используя каноны рационалистич. поэтики 18 — нач. 19 вв., требующие строгого соответствия между темой, стилем и жанром (ода, элегия, послание и пр.), он создаёт ряд стихотворений высокого совершенства (в т. ч. «Воспоминания в Царском Селе», 1814; «Городок», «Лицинию», «Роза», все — 1815). Его талант не столько ученически следует традициям и образцам (школа карамзинизма, франц. «лёгкая поэзия», К. Н. Батюшков, В. А. Жуковский, Вольтер), сколько стихийно испытывает их предельные возможности, нащупывая собств. стиль (приметы к-рого особенно ощутимы в таких стихах, как «Сон», «Желание», «Друзьям», все — 1816, и др.).

текст

На П. обращают внимание Г. Р. Державин, Н. М. Карамзин, Батюшков, Жуковский. Лицеист П. участвует в лит. об-ве карамзинистов «Арзамас», ведущем борьбу с идейными и эстетич. взглядами консерваторов, объединившихся в «Беседе любителей русского слова», сближается с представителями свободомыслящего дворянства, в т. ч. с П. Я. Чаадаевым.

В 1817 П. оканчивает лицей, получает чин коллежского секретаря и назначение в Коллегию иностр. дел. В стихах 1817—1820-х гг. находит отражение бурная петерб. жизнь молодого поэта, участие в лит. кружке «Зелёная лампа», связанном с «Союзом благоденствия», накаляющаяся политич. атмосфера. Пафос революц. вольнолюбия и обличения переплетается в них с мотивами вакхического упоения жизнью, публицистичность — с лиризмом, традиционность — с новыми, романтич. веяниями. Не отказываясь от художеств. завоеваний поэзии 18 — нач. 19 вв., П. стремится преодолеть диктат её нормативов, отойти от жанрово-стилевой регламентации, достигнуть свободы поэтич. выражения («Кривцову», «Жуковскому», «К Чаадаеву», все — 1818, «Дорида», «Возрождение», 1819, «Мне бой знаком...», 1820, и др.). В таком же направлении он работает над поэмой «Руслан и Людмила» (опубл. 1820), где волшебному сюжету сопутствуют лирич. размышления автора; картины героич. «старины» пронизаны то юмором, то романтич. патетикой; условность жанра поэмы-сказки сочетается с жизненностью характеров, стилистич. богатством и языковой свободой. Поэма вызвала яростные споры и по существу знаменовала начало перелома в рус. поэзии. Политич. лирика П. 1817—20 («Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня» и др.) и его эпиграммы расходятся во множестве копий. Не будучи чл. тайного об-ва декабристов, П. становится выразителем устремлений целого поколения дворянских революционеров. В мае 1820 его, под видом служебного перемещения, ссылают на юг России.

Побывав на Кавказе и в Крыму, П. живёт в Кишинёве и Одессе, встречается с декабристами В. Ф. Раевским, П. И. Пестелем, М. Ф. Орловым и др. Революц. и нац.-освободит. движения в Европе, крест. и солдатские волнения в России усиливают в П. жажду революц. действий, отражённую в «Кинжале» и др. стихах 1821. Духом атеистич. вольномыслия проникнута поэма «Гавриилиада» (1821). Южная ссылка — период расцвета романтизма П., сильнее всего проявившегося в созданных здесь поэмах, к-рые прочно утвердили за ним славу первого рус. поэта благодаря яркости и новизне характеров и красок, виртуозному мастерству, созвучности умонастроениям передовых обществ. и лит. кругов. В творчестве П. «южные поэмы» сыграли большую роль: «Кавказский пленник» (1820—21) во многом подготовил «Евгения Онегина»; важное место займут в дальнейшем тема мятежной «воли» и нравств. закона, заявленная в «Братьях-разбойниках» (1821—22), сопоставление и противопоставление гармонии и стихии, кротости и страсти, «ангельского» и «демонического», начатое в «Бахчисарайском фонтане» (1823) контрастом Марии и Заремы. В этих поэмах впервые у П. четко намечается филос. подход к проблемам свободы, любви, личности.

В эти годы в духовной жизни П. назревает кризис (обостряемый как усилением реакции в Европе и России, так и драматич. обстоятельствами личной жизни и ощущением «узничества»), отражённый в стихах, исполненных мрачного скепсиса («Свободы сеятель пустынный», «Демон», 1823, и др.), раздумий о тайнах человеческой судьбы и путей истории («Песнь о вещем Олеге», 1822, «Зачем ты послан был...», 1824, и др.). Обретая взгляд на мир как на ист. целостность со своими объективными законами, П. поэтически осознаёт и ограниченность рационализма с его традиц. пониманием мира в качестве послушного объекта человеческой деятельности, и односторонность романтизма с его противопоставлением своевольной личности миру и его законам. Проясняются (при единстве идеалов политической свободы и социальной справедливости) разногласия П. с лит. и филос. взглядами декабристов. В этот переломный период начинается (май 1823) работа над романом в стихах «Евгений Онегин», где исторически и социально конкретно воплотятся противоположные типы сознания — скептический (Онегин) и мечтательно-романтический (Ленский), а идеал гармонич. мироощущения предстанет в Татьяне. Личность и общество, границы между свободой личности и её произволом — центр. темы поэмы «Цыганы» (1824), где раскрывается безысходность своевольно-индивидуалистич. жизненной позиции, её тиранич. сущность. Будучи вершинным и последним явлением романтич. творчества П., эта поэма остро поставила вопрос о счастье как трагич. филос. проблему и открыла путь к дальнейшему исследованию главной темы П. — человек и мир.

В июле 1824 поэта, как неблагонадёжного и вследствие конфликтов с начальством, исключают из службы и высылают в родовое псковское имение с. Михайловское под надзор местных властей. Здесь, на исходе кризисного периода, возникает ряд шедевров, в т. ч. полный бодрости и веры цикл «Подражания Корану», где властно звучит тема пророческой миссии поэта. П. создаёт центральные (3—6) главы «Евгения Онегина», сатирич. поэму «Граф Нулин», изучает историю России, летописи, записывает нар. песни и сказки. В стих. «Сожжённое письмо», «Желание славы», «К***» («Я помню чудное мгновенье»), «Роняет лес багряный свой убор» и др. прочно утверждаются новые принципы лирики: лирич. переживание — не готовый и статичный объект описания, а живая духовная энергия, творящая сила, к-рая рождается в контакте поэта с реальностью и раскрывает себя в движении лирич. темы, созидая новые формы и обновляя традиционные.

Решающим моментом творческой эволюции П. явилась трагедия «Борис Годунов» (1825), в которой заложены основы реализма, народности и историзма зрелого П. В политической и исторической концепции трагедии П., не прибегая к поверхностным аллюзиям, по существу спорит как с карамзинской монархич. концепцией рус. ист. процесса, так и с романтич. и рационалистич. чертами идеологии декабристов. Тема трагедии — история и человек; в центре внимания — не столько отдельные персонажи, сколько сам ист. процесс, жизнь с её объективными законами: не «свершения» действующих лиц, а их судьбы — «судьба человеческая, судьба народная». Действия героев влияют на их собств. участь, но логики жизни изменить не могут. Политическая по теме, эта трагедия в то же время есть трагедия историческая, филос. и нравственная. Мысли о драме, к к-рым П. пришёл во время работы над трагедией (в набросках предисловия к «Борису Годунову» и заметках «О народной драме...», 1830), имеют громадное эстетич. и филос. значение. Сам П. расценивал свою трагедию как поворот к объективному, беспристрастному изучению законов бытия и человеческой жизни. Манифестом такого понимания поэтич. творчества явилось стих. «Пророк» (1826).

В начале сент. 1826, вскоре после восстания, казни и ссылки декабристов, за П. «по высочайшему повелению» прибывает фельдъегерь и сопровождает его в Москву. 8 сент. между П. и новым царём происходит беседа, в к-рой Николай I объявляет П. «прощение» и обещает, что сам будет его единств. цензором. Поверив в реальность политич. и социальных реформ, в возможность сотрудничать с властью в интересах прогресса, П. в «Стансах» («В надежде славы и добра», 1826) советует Николаю следовать примеру царя-преобразователя Петра I, призывает проявить милосердие к ссыльным. Одновременно в записке «О народном воспитании» (1826) он высказывает ряд смелых идей и критических мыслей; в нач. 1827 тайно отправляет в Сибирь послание декабристу И. И. Пущину («Мой первый друг...») и стих. «Во глубине сибирских руд»; в стих. «Арион» иносказательно говорит о своей причастности к освободит. движению. Обостряется интерес П. к теме истории России как гос-ва, к деятельности Петра I, к проблеме места и роли отдельного человека в истории страны. В романе о своём предке «Арап Петра Великого» (1827; не закончен), первом крупном опыте П. в прозе, ист. прошлое предстаёт в повседневном быте, в конкретных личностях и судьбах; в поэме «Полтава» (1828) личности и судьбы людей петровской эпохи во многом вбираются и поглощаются ист. процессом. Интересуясь внеш. политикой Рус. гос-ва, П. едет в 1829 на Кавказ, где шла война с Турцией; дневник поездки (переработанный позже в «Путешествие в Арзрум») сыграл важную роль в дальнейшем формировании принципов П.-прозаика, утверждавшего «точность и краткость» как «первые достоинства прозы». Пристальное внимание П. привлекают история и совр. положение Европы, в частности последствия Великой франц. революции, наступление бурж. «железного века» — темы, косвенно затронутые ещё в «Разговоре книгопродавца с поэтом» (1824), «Цыганах» и получившие яркое выражение в монументальном стих. «К вельможе» (1830). 1830—31 — период активной деятельности П.-журналиста и критика (гл. обр. в «Литературной газете» А. А. Дельвига, закрытой в 1831), углубления интереса к теоретич. и совр. лит. проблемам.

Слава П. в это время достигает своего зенита. Однако постепенно раскрывается сложность его политич. и обществ. положения в эпоху последекабрьской реакции: он получает от властей выговор за чтение в кругу друзей неопубл. «Бориса Годунова», испытывает трудности, связанные с «высочайшей цензурой», и стеснения в свободе передвижения; в 1827 начинается следств. дело о стих. «Андрей Шенье», в к-ром усматривается отклик на расправу с декабристами, хотя оно было написано до восстания; в 1828 возбуждается дело о принадлежности П. поэмы «Гавриилиада», ходившей в анонимных списках; за П. устанавливается секретный надзор. С др. стороны, апелляции к царю в «Стансах» (1826) воспринимаются либеральными кругами как лесть и отступничество; П. отвечает на обвинения в стих. «Друзьям» («Нет, я не льстец...»), где снова призывает царя быть просвещенным и терпимым правителем.

С наступлением духовной зрелости приходят утомление «бурной жизнью», тяга к размеренному трудовому быту, семейному очагу, прочной любви. В 1829—30 П. дважды сватается к Н. Н. Гончаровой и добивается согласия. Осенью 1830 П. приезжает по имуществ. делам в нижегородское имение Болдино, где задерживается из-за угрозы эпидемии холеры. Эта «болдинская осень» отмечена беспримерным размахом творческого вдохновения: за 3 месяца (с 3 сент. до 30 нояб.) П. создал ок. 50 произв. разных жанров и огромного значения. Здесь в основном завершён «Евгений Онегин» — роман о совр. русской действительности в её главных социальных, духовных и нравств. аспектах. В своеобразном жанре романа в стихах сюжет неразрывно сплетён с авторскими размышлениями («отступлениями»), а каждая строфа (особого строения «онегинская строфа»), будучи частью единого целого, в то же время является завершенной художеств. единицей. Повествование об эпохе и о человеческих судьбах одновременно предстаёт в романе как лирич. история авторского духа и как филос. исследование жизни общества и человеческой души.

Цикл «Повестей Белкина» («Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка»), сочетающих внутр. полемичность (подчас — скрытую пародийность) по отношению к лит. шаблонам с глубоким символико-филос. содержанием, явился по существу первым произв. классич. рус. прозы. Он вместил, при небольшом объёме, панораму жизни всех социальных слоёв России, впервые представив совр. бытовую жизнь «рядовых» людей достоянием нац. истории, имеющим общезначимый смысл. Сюда же примыкает «История села Горюхина» — хроника обнищания крепостной деревни, полная горько-иронического обобщающего смысла. В т. н. «маленьких трагедиях» («Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы») на материале разных стран и ист. эпох в предельно лаконичной форме исследуются филос. и нравств. проблемы всечеловеческого масштаба (свобода, страсть и мораль; личность, общество и история; жизнь, смерть и бессмертие), раскрывается самоубийственная природа человеческого самоутверждения и произвола, извращающих понятия любви, творчества, свободы, принимающих относит. ценности за абсолютные, и даны глубочайшие образцы философско-психологич. драмы.

«Сказкой о попе и о работнике его Балде» начат цикл сказок (1830—34), где П. впервые использовал опыт фольклора в интересах нового, реалистич. метода, воплотил в ярко национальной форме, в «наивно» укрупнённом виде ряд проблем всеобщего значения. Три цикла большой формы: «Повести Белкина», «маленькие трагедии» и сказки — связаны между собой: они исследуют жизнь на разных «уровнях» и в разных проявлениях, но в пределах единой проблематики: человеческие судьбы и закономерности жизни. Полемическая по отношению к утилитарным концепциям иск-ва, поэма «Домик в Коломне» заключает в нарочито непритязат. обличье бытового казуса, в виртуозной стихотворной форме и прихотливо-свободной композиции глубокие размышления о человеке и об иск-ве. В Болдине создан ряд критич. и публицистич. статей и заметок; ок. 30 стихотворений, в т. ч. «Бесы», «Элегия», «Румяный критик мой...», «Заклинание», «Для берегов отчизны дальной», «Стихи, сочинённые ночью...» и др. Лирич. творчество П. к этому времени полностью сформировалось как «поэзия действительности» (определение И. В. Киреевского, принятое самим П.), где в процессе лирич. переживания, выражающего себя неповторимо-конкретно, происходит филос. познание текучей, многосторонней и противоречивой реальности в свете высших человеческих идеалов. Пафос «болдинского» творчества — общечеловеческий и одновременно глубоко национальный, актуальный в атмосфере бездуховности «железного века» и в то же время пророческий. «Болдинская осень» 1830 знаменует эпоху полного расцвета творчества П., как явления всемирного масштаба.

30 нояб. 1830 П. покидает Болдино. 18 февр. 1831 в Москве он венчается с Гончаровой. 15 мая переезжает в Петербург, затем, намереваясь издавать журнал и заниматься историей, вновь поступает на гос. службу, добивается доступа к ист. архивным документам. Напряжённо следя за совр. событиями в Зап. Европе и России (Июльская революция 1830 во Франции, Польское восстание 1830—31, бунты в воен. поселениях Новгорода и Старой Руссы в 1831), он ищет путей воздействия словом писателя, журналиста и историка на правительство и общество (в т. ч. на родовое дворянство, в к-ром он видит оппозиц. силу) в прогрессивном духе. Однако ни получить разрешение издавать журнал, ни найти верных общественно-лит. единомышленников ему не удаётся. По мере творческого возмужания П. нарастает его одиночество, отчуждение публики и критики, вызываемое непониманием его обществ. и лит. позиции, глубины его произведений. Кроме того, с усилением реакции и полицейского произвола, с постепенным осознанием того, что родовая аристократия перестала быть активной политической силой, уступив место бюрократич. «новому дворянству», назревает спад политич. иллюзий П. Изучая историю, в частности архивные документы петровской эпохи и времён Ем. Пугачёва, он начинает пересматривать прежнее отношение к деятельности Петра I как образцу гос. мудрости, снова обращается к вопросу об ист. роли социального протеста, в частности интересуется деятельностью и судьбой А. Н. Радищева, писателя, отважившегося на оппозицию без к.-л. обществ. опоры. В 1832 начинается работа над романом «Дубровский»; однако замысел романа, в центре к-рого — мятежный дворянин-одиночка, скоро перестаёт удовлетворять П. Оставив в нач. 1833 работу над «Дубровским», он обращается к эпохе нар. восстания под руководством Пугачёва, вплотную приступив к ист. роману «Капитанская дочка», где продолжает начатое в «Борисе Годунове» исследование «судьбы человеческой, судьбы народной». Объективная точка зрения реализуется здесь в честном и беспристрастном рассказчике-свидетеле, к-рый симпатизирует Пугачёву, воплощающему силу и талант народа, но остаётся верным своему дворянскому долгу. Параллельно П. работает над историческим трудом о пугачёвщине, собирает документы, изучает архивные материалы, в авг. и сент. 1833 посещает Оренбург, Казань и др. «пугачёвские» места, беседует с очевидцами. Не будучи сторонником «бунта», П. стремится создать строго достоверную картину событий и показать справедливость нар. возмущения.

1 окт. 1833, на обратном пути с Урала, П. снова приезжает в Болдино. Полтора месяца второй «болдинской осени» — период нового творческого подъёма. П. заканчивает здесь «Историю Пугачёва», пишет поэму «Анджело», ряд «Песен западных славян», «Сказку о рыбаке и рыбке», «Сказку о мёртвой царевне...» и такие вершинные произв., как поэма «Медный всадник», повесть «Пиковая дама», стих. «Осень». Общий пафос «болдинского» творчества 1833 — исследование трагедийных антиномий жизни в свете объективных закономерностей бытия. Под этим углом зрения рассматриваются философско-этич. темы и совр. проблемы, в частности закон и милосердие, личность и гос-во, извращённость бурж. сознания, бурж. социальных отношений и др. В «Медном всаднике» на громадную высоту обобщения поднимается тема гос-ва и личности, истории и отдельной судьбы, взаимоотношений человека и мира; в символич. плане извечно-трагедийных коллизий, возникающих в этих взаимоотношениях, глубокий филос. смысл приобретает тема безумия («Медный всадник», «Пиковая дама», стих. «Не дай мне бог сойти с ума» и др.). Однако трагедийность П. трактует не как мрачную безысходность, а как присущее самой жизни динамич. свойство: в стих. «Осень» через трагедийность центр. темы «умирания» раскрывается связь творящего человеческого духа с неумирающими силами природы и мироздания.

1833—34 годы начинают последний, исключительно тяжёлый период жизни П. Авторитет первого рус. поэта сохраняется за ним, но в основном как эхо славы П.-романтика 20-х гг.; глубочайшие же открытия зрелого П. расцениваются публикой, критикой и даже нек-рыми друзьями как признаки «упадка». Лишь немногие, в т. ч. Н. В. Гоголь, понимают их значение. Несмотря на обещание Николая I быть единств. цензором П., цензура постепенно становится многослойной. Рождение детей, светские обязанности требуют больших расходов; займы из гос. казны ставят П. в унизительную зависимость от властей. На просьбы об отставке и о разрешении уехать на время в деревню для поправки имуществ. дел царь отвечает угрозой опалы и запрещения доступа в архивы. В конце 1833 П. присваивают чин камер-юнкера, оскорбительный для его возраста и обществ. положения и закрепляющий за поэтом статус мелкого придворного. Вскоре П. обнаруживает, что перлюстрируются его письма. Его репутация вольнодумца и презрение к «новому дворянству» вызывают враждебное отношение к нему высшего света и бюрократич. знати, а независимость воззрений, неприятие П. дешёвого фрондёрства навлекают на него нападки либералов. С нач. 30-х гг. его травит реакц. пресса во главе с Ф. В. Булгариным.

В этот трагич. период в центре внимания П. по-прежнему ист. судьбы и совр. проблемы страны, народа и общества, пути нац. культуры, филос. осмысление жизни и истории. Он готовит материалы для «Истории Петра», размышляет над историей Великой французской революции, историей рус. лит-ры, изучает шедевр др.-рус. лит-ры «Слово о полку Игореве», стремится влиять на самосознание общества, неоднократно в различных формах напоминает об участи сосланных декабристов. В 1836 он начинает издавать журн. «Современник», продолживший на новом этапе традиции прогрессивной рус. журналистики, собирает вокруг него лучшие лит. силы, публикует ряд собств. критич. и публицистич. произв., отстаивая в условиях реакции передовую обществ. и нравств. роль лит-ры, борясь с отжившими и реакционными эстетич. воззрениями и охранит. прессой. Художеств. творчество П. в последние годы идёт в известной мере на убыль, уступая место критич., публицистич., теоретич., историч. работе; поэзия вытесняется прозой: П. пишет философскую повесть «Египетские ночи» (1835), где тема истории смыкается с вопросом о сущности поэтического творчества; возникает ряд замыслов и планов прозаич. произв., а также набросков, многие из к-рых (напр., «Мы проводили вечер на даче», «Цезарь путешествовал...») замечательны своей внутр. завершённостью, глубиной, лаконизмом, предвосхищением будущего рус. прозы. П. заканчивает «Капитанскую дочку» (1836), где постановка вопросов рус. нар., ист. и гос. жизни сочетается с исследованием нравств. проблемы человеческого поведения в сложных ист. обстоятельствах, филос. проблемы судьбы. Связь судьбы с жизненным поведением — тема филос. гротеска «Сказка о золотом петушке», последней сказки П., единств. поэтич. плода третьей «болдинской осени» (1834).

Стихи последних лет — медитативная лирика нового рода: её интонация повествовательна, филос. раздумья лишены поэтич. «украшений». Нарастают мотивы глубокой грусти, одиночества непонятого людьми человека, жажда «покоя и воли», мысли о смерти («Пора, мой друг, пора!...», 1834, «Полководец», «Странник», 1835, «Из Пиндемонти», «Когда за городом...», 1836). Однако и в этот период нет места пессимизму и эгоистич. унынию; в стих. «...Вновь я посетил» (1835), в филос. цикле лирики 1836 (перекликающемся нек-рыми внутр. темами с «Подражаниями Корану» и завершающемся пророческим стих. «Я памятник себе воздвиг...» — поэтич. кредо и завещанием П.) господствует тон мужественной трезвости, требовательности к себе, величавого раздумья, поднимающегося над невзгодами жизни и устремленного к высшему смыслу бытия.

В ноябре 1836 П. и нек-рые его знакомые получают по почте анонимный пасквиль, оскорбительный для чести жены П. и его самого. В результате обдуманной и коварной светской интриги между П. и поклонником его жены, франц. эмигрантом Ж. Дантесом, 27 янв. (8 февр.) 1837 в предместье Петербурга, на Чёрной речке, происходит дуэль. П. получает ранение в живот и, стоически перенося в течение двух суток тяжелейшие мучения, умирает. Его квартиру на набережной р. Мойки посещают толпы людей самых разных сословий. В поэтич. откликах М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. В. Кольцова и др. находит выражение восприятие народом смерти П. как нац. трагедии. Боясь «шума», правительство строго контролирует печать, объявленное место отпевания умышленно меняется, затем тело тайно, ночью, увозят и спешно хоронят в Святогорском монастыре (ныне пос. Пушкинские Горы Псковской обл.).

Значение творчества и масштабы гения П. ставят его в ряд величайших, исключит. явлений мировой культуры. За четверть века писательской жизни П., освоив достижения рус. и мировой культуры, опыт своих отечеств. лит. предшественников и нар. творчества, стремительно прошёл неск. лит. эпох — от условных художеств. систем 18 в. к развитому реализму, воссоздающему жизнь в её неисчерпаемой многосторонности. Язык П., сочетающий книжные нормы с живыми разговорными, остаётся до сих пор основой рус. лит. языка. Художеств. открытия П. определили и предвосхитили многое в дальнейшем развитии не только рус. лит-ры (творчество Гоголя, Лермонтова, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского и др.), но и почти всех областей рус. иск-ва и духовной культуры 19—20 вв.

Величайший лирик, П. создал обращенную к реальному многообразию жизни «поэзию действительности», где лирич. субъект в процессе своего индивидуального переживания созерцает и познаёт общую жизнь мира и в мире — себя. В лирике, «Евгении Онегине» и поэмах П. содержание, сюжет и внутр. жизнь героев, исторически и социально конкретные, всегда включены в большое ист. время, в них находит выражение общий ход человеческого существования. Будучи вершиной рус. поэзии, «Евгений Онегин» одновременно заложил основы и дал своего рода программу развития русского классического романа. П. создал прозу как самостоятельный, со своими специфическими задачами, художеств. законами и языком, вид рус. лит-ры, призванный в эмпирич. «быте» распознавать и вскрывать черты ист. «бытия». Он положил начало почти всем совр. жанрам прозы — от путевых записок и очерка до ист. романа и филос. повести, указал в своих произв., планах и набросках направления дальнейшего движения прозы. Драматургия П., сценич. история к-рой бедна удачами, тем не менее своим филос. пафосом и психологич. глубиной оказала на рус. лит-ру влияние, выходящее за пределы театра, а воззрения П. на драму и театр сыграли важную роль в становлении рус. школы сценич. реализма. Значение П. в истории передовой рус. журналистики, публицистики и лит. критики огромно, в частности им впервые поставлен вопрос о лит. критике как науке, об анализе лит. произв. в его целостности. Велика заслуга П. в формировании подлинно науч. историографии, опирающейся на объективный анализ фактов и их осмысление в свете общих закономерностей ист. процесса. Мысли и суждения, содержащиеся в художеств. произв. и др. работах П., имеют непреходящее филос., эстетич. и нравств. значение.

В основе открытий П. — его реалистич. метод: изучение объективных законов бытия в их действии, в конкретных ист., нац. и индивидуальных проявлениях — изучение, к-рое П. определял как «глубокое, добросовестное исследование истины», анализ «вечных противуречий существенности», составляющих движущую силу жизненного процесса. Этот метод, в к-ром конкретные явления рассматриваются с точки зрения общих законов мировой жизни, сообщает слову П. неисчерпаемую многогранность, обеспечиваемую многосторонними контекстными связями, а его произв. — «вечную современность» и глубочайшую многозначность, воплощённую в художеств. форме неповторимо гармонич. совершенства, сжатости и красоты. Этот метод также позволяет П. поэтически воссоздавать черты любой эпохи и культуры, демонстрируя беспрецедентную в истории «всемирную отзывчивость» (Ф. М. Достоевский). Метод П. служит также основой его концепции личности как полноправного действующего лица большой человеческой истории, свободного в своих проявлениях и ответственного за них. Здесь корни гуманизма П., его гражданственности и нравств. высоты, к-рые вместе с пафосом истины, реализмом, народностью, историзмом утверждены им в качестве гл. традиции рус. лит-ры как «совести общества» и одной из великих мировых литератур.

Произв. П. переведены почти на все языки мира. Пушкиноведение — одна из фундаментальных отраслей рус. лит. науки. В Ин-те рус. лит-ры (Пушкинский дом) АН СССР хранятся рукописи поэта, выходит серийное изд. «Пушкин. Исследования и материалы» (т. 1—6, 1956—69), проводятся всесоюзные Пушкинские конференции. При Отделении лит-ры и языка АН СССР существует постоянная Пушкинская комиссия, издающая свой «Временник» («Пушкин. Временник Пушкинской комиссии», т. 1—6, 1936—41; «Временник Пушкинской комиссии», в. 1—9, 1963—73).

Музеи П. Всесоюзный музей А. С. Пушкина: в г. Пушкин (б. Царское Село) — лит.-монографич. экспозиция (флигель Екатерининского дворца), мемориальный Музей-лицей, мемориальный Музей-дача в доме Китаевой; в Ленинграде — мемориальный Музей-квартира А. С. Пушкина на Мойке. Гос. музей А. С. Пушкина в Москве. Гос. Музей-заповедник А. С. Пушкина (Псковская обл.). Пушкинский заповедник в с. Большое Болдино (Горьковская обл.). Дом-музей А. С. Пушкина в Кишинёве. Пушкинский отдел Одесского гос. историко-краеведч. музея. Лит.-мемориальный музей А. С. Пушкина и П. И. Чайковского в Каменке (Черкасская обл.). Музеи А. С. Пушкина (с. Берново и Торжок Калининской обл.) и др.

Пушкинские места. Москва — родина поэта, город, где прошло его детство (1799—1811); сюда вернулся он после ссылки в 1826; часто приезжал и в последующие годы (последний раз — в мае 1836). В Царском Селе (г. Пушкин) учился в лицее (1811—17), после женитьбы провёл лето 1831 на даче Китаевой. В Петербурге жил по окончании лицея до ссылки (1817—20), в 1827—30 бывал наездами; в 1831 окончательно переехал в Петербург, где провёл последние годы жизни. Места южной ссылки П. — Кишинев (1820—23) и Одесса (1823—24). В с. Михайловское (Псковской губ.) приезжал летом 1817 и 1819, находился здесь в ссылке (1824—26), впоследствии неоднократно сюда возвращался; в Святых Горах (ныне пос. Пушкинские Горы) поэт похоронен (см. также Пушкинский заповедник). В нижегородском имении Болдино П. провёл 3 осени (1830, 1833, 1834). С именем поэта связаны также Полотняный Завод (Калужской губ.) и Ярополец (Московской губ.) — усадьбы Гончаровых (родителей Н. Н. Пушкиной). Памятными стали и места путешествий Пушкина по Крыму и Кавказу, Псковскому краю, Московско-Петербургскому тракту, по Уралу и Поволжью.

0

157

http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/11pus.jpg
Александр Пушкин
«Дельвигу»

Мы рождены, мой брат названый,
Под одинаковой звездой.
Киприда, Феб и Вакх румяный
Играли нашею судьбой.

Явилися мы рано оба
На ипподром, а не на торг,
Вблизи державинского гроба,
И шумный встретил нас восторг.

Избаловало нас начало.
И в гордой лености своей
Заботились мы оба мало
Судьбой гуляющих детей.

Но ты, сын Феба беззаботный,
Своих возвышенных затей
Не предавал рукой расчетной
Оценке хитрых торгашей.

В одних журналах нас ругали,
Упреки те же слышим мы:
Мы любим славу да в бокале
Топить разгульные умы.

Твой слог могучий и крылатый
Какой-то дразнит пародист,
И стих, надеждами богатый,
Жует беззубый журналист.

Дата написания: 1830 год

http://horosheekino.ru/images/line.gif
Данное стихотворение являет собой недоработанное послание к барону Дельвигу, которое писалось осенью 1830 года в Болдине, когда Пушкин в своих черновых статьях разбирал критику и нелитературные обвинения против себя и против Дельвига, которого постоянно, вместе с Пушкиным, задевали его враги.

0

158

http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/11pus.jpg

Александр Пушкин
«К Ней»

В печальной праздности я лиру забывал,
Воображение в мечтах не разгоралось,
С дарами юности мой гений отлетал,
И сердце медленно хладело, закрывалось.
Вас вновь я призывал, о дни моей весны,
Вы, пролетевшие под сенью тишины,
Дни дружества, любви, надежд и грусти нежной,
Когда, поэзии поклонник безмятежный,
На лире счастливой я тихо воспевал
Волнение любви, уныние разлуки —
    И гул дубрав горам передавал
    Мои задумчивые звуки...
Напрасно! Я влачил постыдной лени груз,
В дремоту хладную невольно погружался,
Бежал от радостей, бежал от милых муз
И — слезы на глазах — со славою прощался!
    Но вдруг, как молнии стрела,
    Зажглась в увядшем сердце младость,
    Душа проснулась, ожила,
Узнала вновь любви надежду, скорбь и радость.
Все снова расцвело! Я жизнью трепетал;
    Природы вновь восторженный свидетель,
Живее чувствовал, свободнее дышал,
    Сильней пленяла добродетель...
    Хвала любви, хвала богам!
Вновь лиры сладостной раздался голос юный,
И с звонким трепетом воскреснувшие струны
      Несу к твоим ногам!..

Дата написания: 1817 год

http://horosheekino.ru/images/line.gif

Предположительно, стихотворение адресовано старшей сестре товарища А. С. Пушкина по лицею, предмету юношеской любви поэта - Екатерине Бакуниной.

0

159

http://upyourpic.org/images/201312/w5ti2lgno7.jpg
С.Тончи (1756-1844)
Портрет Гавриилa Романовичa Державина (1766-1826)
1801г, холст, масло,
Областной художественный музей, Иркутск
открытка "Изобразительное искусство", Москва-1977г

http://horosheekino.ru/images/line.gif

http://upyourpic.org/images/201312/my1gblgcua.jpg

В.Боровиковский (1757 - 1825)
Портрет поэта Г.Р.Державина (1766-1826)
1795, картон, масло, 28.7х23.5см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Улыбка Державина была одобрительной. С первых строк Пушкина он встрепенулся и даже привстал. Пушкин стоял в двух шагах от Державина, но видел его как в тумане. Упругие строфы улетали конницей в глубь залы. Голова Пушкина была слегка откинута.

Бессмертны вы вовек, о Росски Исполины,
В боях воспитанны средь бранных непогод;
О вас, сподвижники, друзья Екатерины,
Пройдет молва из рода в род.

О громкий век военных споров,
Свидетель славы Россиян!
Ты видел, как Орлов, Румянцев и Суворов,
Потомки грозные Славян,
Перуном Зевсовым победу похищали.
Их смелым подвигам страшась дивился мир;
Державин и Петров Героям песнь бряцали
Струнами громозвучных лир.

Голос звенел. Дойдя до упоминания державинского имени, он зазвенел на самых высоких нотах. Дальше Пушкин себя уже не помнил. Ошеломленный зал замер. Замер и Державин. От восторга он помолодел лет на пятнадцать. А Пушкин куда-то исчез. Его искали, но не нашли.

0

160

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/57/Derzhavin_by_Borovikovsky_%281811%2C_Pushkin_museum%29.jpg/420px-Derzhavin_by_Borovikovsky_%281811%2C_Pushkin_museum%29.jpg
Портрет кисти В. Боровиковского

Гавриил Романович Державин (1743 - 1816) - русский поэт эпохи Просвещения,
государственный деятель Российской империи,
сенатор, действительный тайный советник.

Творчество

Творчество Г. Р. Державина представляет собой вершину русского классицизма М. В. Ломоносова и А. П. Сумарокова.[6]

Предназначение поэта, в понимании Г. Р. Державина — прославление великих поступков и порицание дурных. В оде «Фелица» он прославляет просвещённую монархию, которую олицетворяет правление Екатерины II. Умная, справедливая императрица противопоставляется алчным и корыстным придворным вельможам:

        Едина ты лишь не обидишь,
        Не оскорбляешь никого,
        Дурачества сквозь пальцы видишь,
        Лишь зла не терпишь одного…

Главным объектом поэтики Державина является человек как неповторимая индивидуальность во всём богатстве личных вкусов и пристрастий. Многие его оды имеют философский характер, в них обсуждается место и предназначение человека на земле, проблемы жизни и смерти:

    Я связь миров повсюду сущих,

        Я крайня степень вещества;
        Я средоточие живущих,
        Черта начальна божества;
        Я телом в прахе истлеваю,
        Умом громам повелеваю,
        Я царь — я раб — я червь — я Бог!
        Но, будучи я столь чудесен,
        Отколе происшёл? — безвестен:
        А сам собой я быть не мог.

                Ода «Бог», (1784)

Державин создаёт ряд образцов лирических стихотворений, в которых философская напряженность его од сочетается с эмоциональным отношением к описываемым событиям. В стихотворении «Снигирь» (1800) Державин оплакивает кончину Александра Суворова:

        Что ты заводишь песню военну
        Флейте подобно, милый снигирь?
        С кем мы пойдём войной на Гиену?
        Кто теперь вождь наш? Кто богатырь?
        Сильный где, храбрый, быстрый Суворов?
        Северны громы в гробе лежат.

Перед своей смертью Державин начинает писать оду РУИНА ЧТИ, от которой до нас дошло только начало:

        Река времён в своём стремленьи
        Уносит все дела людей
        И топит в пропасти забвенья
        Народы, царства и царей.
        А если что и остаётся
        Чрез звуки лиры и трубы,
        То вечности жерлом пожрётся
        И общей не уйдёт судьбы!

http://s017.radikal.ru/i440/1111/14/697fcf87480d.png

Встреча Пушкина с Державиным. "Это было в 1815 году, на публичном экзамене в Лицее. Как узнали мы, что Державин будет к нам, все мы взволновались... Державин был очень стар. Он был в мундире и в плисовых сапогах. Экзамен наш очень его утомил; лицо его было бессмысленно, глаза мутны, губы отвислы. Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен по русской словесности. Тут он оживился: глаза заблестали, он преобразился весь. Разумеется, читаны были его стихи, разбирались его стихи, поминутно хвалили его стихи. Он слушал с живостию необыкновенной. Наконец вызвали меня. Я прочел мои "Воспоминания в Царском Селе", стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояния души моей: когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отрочески зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом... Не помню, как я кончил свое чтение; не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять... Меня искали, но не нашли..."

0