Вот что написано о Коляде М. Забылиным в 1880 году в
книге «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия».
«По словам нашего знаменитого историка Карамзина, Коляда был бог
пиршеств и мира и хотя по созвучию можно производить Коляду от Римских
коленд и других, но римские праздники этого названия были празднуемы во
всех месяцах. ……Значение слова Коляды у разных народов различно: У
Виндийцев Коледа почитается за божество празднеств и также называются
некоторые церковные обряды, а koledowatи (колодовати) означает хождение
детей по разным домам с песнями и плясками.
У Чехов, Болгар и Сербов Kolėda, а также wanoenj pиsnиeky значит —
святочная песнь, chodиtи po Kolėde, (ходить по коледу) значит
поздравлять с новым годом и за это получать подарки, от каждого, кто что
может дать.
Коледа у Словаков означает Благословение домов, какое у них бывает около
праздника трех царей, a koledowat - благословлять дома…..
Босняки, Кроаты и другие славянские народы под Коледою разумеют подарок
на Новый год.... . Наконец от слова колядование произошло слово
"колдование".
Коляда не упоминается у Нестора, как божество в числе богов
Владимировых; но Св. Димитрий Туптала (митр. ростов.) в своей Четьи
Минеи упоминает о Коляде, как о шестом боге, боге празднеств. ….
Коляда, в южной и западной Руси, собственно кануне праздника Рождества
Христова, который известен на северо-востоке Poccии под именем Авсеня
или Таусеня, а у Литовцев известна под именем вечера колодок, или
Блоккова, в котором почти везде в славянском мире и в русском готовится
из зернового хлеба — каша и из пшена и плодов кутья, напоминающая
индейский Перун-Цонгол и Угады, во время которых по варению пшена
угадывали жребий в наступающем году….
Профессор Снегирев говорит (См. Русс.. Прост, празд. и суев. обряды.
Вып. 11, 1837 г., стр. 29 ) что под Москвою был обычай называть
сочельник "коледою" и в ночь на Рождество возить в санях девушку, одетую
поверх всей теплой одежды в рубашку, которую и выдавали за Коледу; есть
ли такой обычай и по сейчас — не знаем.
Есть предположение, что как празднование Коледы, так и ея имени перешло
из Новгорода в Костромскую и другие Великороссийския губернии в XV
веках, чему свидетельствует старинная песня, которую в некоторых
местностях поют о святках так: „Шла Коледа из Новогорода"-... и проч…..
Въ Великороссии святки, кроме славления по домам, сопровождаются
наряжанием в маски и костюмы с целью не быть узнаваемыми, а также
загадываниями. Как гадания, так равно и наряжания в разные костюмы
производятся вечером, а гадают часто по ночам.
Маски известны от глубокой древности, еще в оргиях Бахусовыхъ надевали
личины, чтобы избавить себя от чарования. Между греками и латинами в
средние века было мнение, будто, в продолжении 8 дней после Рождества
Христова, дьяволы скитаются по земле и по наступлении разрушения их
царства, изгоняемые в тревоге и тоске рыскают по улицам в мрачном и
огнезрачном виде, терзая, муча и увлекая встречных и поперечных.
Переряженные или святочники, умышленно представляют воплощенных дьяволов
и история Тюрпеня называет их личинами брадатыми, рогастыми и похожими
на демонов. Один древний писатель объясняет силу отвораживания масок
тем, что oнe своим стройным и нелепым видом удаляют очарование от самых
лиц, которыя их носят. Но так, как маски по объяснению Нантскаго собора —
личины демонов и оскверняют людей, посему те, кто рядился на святках,
имели обыкновение очищаться купаньем в реках в день Крещения Господня
(вообще то на праздник Коляды накладывается и более древний праздник,
это когда через врата междумирья Бог Перун проник в Пекло и освободил
из плена нищих пращуров, а с ними на землю попали и жители Пекла. Они
некоторое время бродили по земле и выпрашивали себе у людей
пропитание, пока Перун не отправил их обратно. Обычай наряжаться в
личины, это как раз проигрывание той ситуации).
В Новгороде Святки известны под именем Окрутников, которые со второго
дня праздника Рождества Христова до Богоявления ходили ряженными по
городу в те дома, где выставляемы были зажженныя свечи на окнах и тешили
хозяев шутками, карикатурными представлениями, песнями и плясками.
В Тихвине о святках снаряжалась большая лодка, которая ставится на
несколько саней и возится несколькими лошадьми по городу. Верхом на
лошадях, везущих лодку сидели окрутники. Те же окрутннки и святочники
сидели в лодке, украшенной разноцветными флагами. Все эти поезжане
бывали в костюмах и масках.
В Тихвине ряженные назывались то окрутниками, то кудесниками, то куликами, то щеголями.
Во время поезда они пели, играли на разных инструментах, и выкидывали
разные штуки. Разумеется, ряженых сопровождали толпы народа, а
зажиточные граждане подчивали этих ряженых вином и кушаньем.
В Новгородской и Вологодской губерниях святки до сих пор называются
Кудесами, так как в летописях чародеи, колдуны, арби, кудесниками и
кобниками, которые гадали и вероятно кудесили, как колдуны, кобенились,
как шаманы.
В Торопце Псковской губернии святки слывут "Субботками". Тогда
незамужние дочери обывателей этого городка собираются у бедныхъ вдов,
которыя делают к тому нужныя приготовления: для посетительниц делают
скамьи уступами от полу до потолка в виде амфитеатра, потом среди
комнаты к потолку подвешивается большой фонарь из цветной бумаги,
украшенный лентами и множеством свеч. По сторонам этой же горницы
ставятся скамейки для мужчин.
Девушки как богатые, так и бедные непременно считают долгом быть на этих
вечеринках или субботках и для сего одеваются как можно чисто,
сообразно своему состоянию. Когда девушки собрались все до одной из
числа приглашённых, тогда ворота до сих пор запертые, отворяются и
начинается прибытие холостых молодых людей. Прибытие каждого молодого
гостя девушки величают песнями, которые изстари поются на субботках. За
эту честь каждый гость должен платить деньгами, которыя потом отдаются в
пользу хозяйки дома, небогатой вдовы. Сюда женатые и замужние не
допускаются.
Русская история указывает, что и царь Иван Васильевич Грозный с своими
опричниками маскировался подобно скоморохам и даже казнил К. Репнина за
то, что тот не надел личины (Карамз, И.Г.Р.т.9, 2 издание)
Петр любил, святочные игрища, в которых сам принимал, участие, как было
выше нами замечено. В его время святочный игры бывали не только в
городах и в сельских приютах, но и в царских теремах, где Царевны
святочничали с верховыми сенными девушками и боярынями.
Гадание. В состав святочных обрядов входить гадание, где по каким либо
особенным знакам искусственным или естественным стараются пред узнать
человеческий жребий, свое будущее.
В язычестве гадание составляло одно из главных обрядов богослужения: но
когда язычники стали переходить в христианство то гадание стало
преследоваться под видом ворожбы и если гадание и осталось в народе, как
сила привычки по праву давности, то как народная забава ….. Святочными
гаданиями вообще занимаются вечером, или ночью.»