Как делали чучело Масленицы в древности?
Изображаемые куклы в древности не только походили формой на человеческое тело, но и обязательно имели особенные признаки присущие к тому или иному полу. Масленица изображалась с большой грудью, а Масленик имел явные мужские особенности. Важнейшее обрядовое действие при создании таких персонажей было их одевание — «наряжение». Костюмы у масленичных чучел должны были быть старыми, ветхими, рваными, а иногда на них надевали еще шубы, с вывороченным наружу мехом. При всем этом, как солому для снопа (туловища) Масленицы, так и все предметы для одежды обязательно отбирали в разных крестьянских домах. Могли даже купить в складчину, считая чучело обрядовым символом всех членов деревни. В большинстве случаев, персонажу еще и присваивали личное имя Гаранька, Авдотья, Дуня, и т.д.
На празднике она воссоздавалась огромной человекоподобной (соломенной или деревянной) фигурой. Могла иметь как женский, так и мужской облик. Зачастую ее роль исполнял реальный человек.
Популярна была не только Масленица, но и Масленик. Их могли задействовать как вместе, так и поодиночке. В самом начале сыропустной недели поручали делать их молодым замужним женщинам, имеющим ребенка, под руководством пожилой крестьянки. Основой для туловища Масленицы служил сноп соломы, на который крепили веревками голову и руки. Большую грудь делали из жгутов соломы. Когда тело было готово, его наряжали в праздничную вышитую рубаху, поверх которой надевали красивейший сарафан с аппликациями, бахромой и узорчатый фартук. На голове завязывали, концами назад, непременно красный платок.
В некоторых Сибирских районах не только женщинами изготовлялось масленичное чучело, но и молодыми парнями.
А население центральных губерний Москвы, Калуги, Владимира изготавливали наряду с главным общим обрядовым персонажем «семейные» миниатюрные куклы, уподобленные обще деревенской Масленице. Не более того домашние образы обладали привлекательной внешностью. Брови, глаза, нос разрисовывали им углем, губы — свеклой. Старались наряжать в яркий нарядный костюм, все также подчеркивая признаки пола. Как для домашнего, так и общественного Чучела подбирали соответствующие аксессуары, характеризующие выпекание блинов. Так дома могли Масленицу снабжать сковородками, половниками, мисками, пристраивали на лавку, имитируя выпечку блинов. Такое изображение не имело какого-то серьезного значения. А жители в Калужской губернии изготовляли до 7 различных фигур, соответствующих каждому дню Масленичной недели, которые у окна на лавке занимали почетном место. Девицы, брали их с собой, собираясь на посиделки, игрища, гуляя с ними по деревне, катаясь на санях, распевая страдальческие любовные песни. В основном такой персонаж создавали там, где была девушка на выданье. Довольно часто ряженая кукла после празднования становилась простой игрушкой, и она была, как и кукла-мотанка, своеобразным оберегом.
У крестьян из Пермской губернии главным символом праздника была не соломенная кукла, а деревянная статуя. Они наряжали или деревянный толкач, или скатывали из снега снежную бабу, усаживали на санки катали ее с горки и по улицам деревни.
Но в пятидесятых годах ХIХ в. традиции во многих местах России изменились.
Теперь для обряда на роль Масленицы общественность подбирала какого-либо эксцентричного крестьянина. Его всем селом, хохоча и веселясь, наряжали в разношерстную одежонку. Она обязательно должна была быть женской, ветхой, смешной и рваной. Многочисленными нелепыми аксессуарами и средствами передвижения дополнялся персонаж Масленицы.
Крестьянин, фантастически и нелепо одетый разъезжал по всему селению. Лошадь, была запряжена в сани старые и разваливающиеся. Их застилали выцветшими половиками, рваными рогожами, вешали мочалу, лапти. Он громко пел, паясничал, жеманничал и собирал вокруг себя толпу шумных односельчан. Масленицу провожали за околицу села, на поля или в лес, где он переодевался в обычную одежду. После обряда «Проводы Масленицы» все возвращались по домам.
В Вологодских деревнях по современным традициям на эту роль выбирался молодой парень, который катался на детских салазках, запряженных маленьким жеребенком с соломенной сбруей.
А в деревнях Пензенской губернии в перевернутые бороны запрягали телят и жеребят, усаживали легкого молодого парня, давали в руки ему помело и кочергу и, под дикий хохот односельчан возили его по деревне. Во Владимирских деревнях на роль Масленицы подбирали мужика, усаживали его в огромные сани на колесо, прикрепленное к высокому шесту. Ездил он с бутылем вина и огромным калачом.
Интересные традиции русского народа на Масленницу имели одно общее свойство: они все начинались и заканчивались карнавальным шествием. Популярный обряд сжигания чучела Масленицы символизировал «проводы, похороны» отжившей зимы.