Фотограф: Эдвард Кёртис (1868-1952)
Индейцы Северной Америки.
Кёртис нередко получал восторженные отзывы за мастерство своих фотографий, но в то же время и подвергался критике со стороны профессиональных этнологов за манипуляцию со своими изображениями или их объектами. Критика состояла в том, что фотографии Кёртиса искажали представление об американских индейцах в духе популярных стереотипов того времени. Хотя конец XIX — начало XX века были наиболее трагическим периодом в истории индейцев, когда проигранные войны против белых, болезни и ряд других причин поставили многие племена на грань исчезновения, в то же время многие индейцы успешно адаптировались к белой культуре. Кёртис же стремился исключить какие-либо следы белой культуры на своих фотографиях индейцев.
Так, на многих фотографиях Кёртис заретушировал такие «неиндейские» предметы, как зонтики, подтяжки, повозки и другие следы западной материальной культуры. К примеру, на фотографии «В доме Пьегана», опубликованной в альбоме The North American Indian, Кёртис заретушировал часы на полу между индейским вождём и его сыном.
Также известно, что Кёртис платил индейцам за позирование перед фотоаппаратом, причём позирующие иногда должны были надевать исторически неверные костюмы, танцевать или принимать участие в инсценированных церемониях. Например, на фотографии Кёртиса «Индейцы оглала едут на войну» изображены 10 индейцев племени оглала в головных уборах из перьев, едущих на конях вниз по холму. На деле лишь вожди племенных групп индейцев сиу (в том числе оглала) надевали головные уборы с перьями, и то лишь по особым случаям. Фотография была снята в 1907 году, когда индейцы были переселены в резервации и межплеменные войны давно закончились. Кёртис платил индейцам за позирование в качестве воинов в то время, когда у них было слишком мало прав, свобод и личного достоинства.
Несмотря на указанные выше недостатки, многие историки США ценят вклад Кёртиса в сохранение остатков исчезающей индейской культуры.