"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Удивительный мир » Ретро фотографии и истории, связанные с ними. Фотографы прошлого.


Ретро фотографии и истории, связанные с ними. Фотографы прошлого.

Сообщений 121 страница 140 из 638

1

Старинные фотографии обладают магической силой.

http://parnasse.ru/images/photos/medium/article14224.jpg

Они подобны машине времени: стоит только включить воображение, и они унесут вас на десятилетия и даже столетия назад.
Можно часами рассматривать лица давно ушедших людей, детали их гардероба, убранства помещений, уличные приметы…
И пока это - единственная возможность взглянуть на реалии той жизни, в которой не существовало видеосъёмки, мобильной связи и Интернета.

https://i.pinimg.com/564x/b9/4d/b6/b94db6a8ed75358689377418fa056675.jpg

+3

121

Знаменитые фотографы

https://pbs.twimg.com/profile_images/600295995969245184/L3YEQbJz_400x400.jpg
Ара Гюлер (тур. Ara Güler, арм. Արա Գյուլեր; 16 августа 1928)
— известный турецкий фотожурналист армянского происхождения,
которого также называют «Глаз Стамбула» и «Стамбульский фотограф».

Биография

Ара Гюлер родился 16 августа 1928 году в стамбульском районе Бейоглу в армянской семье. Отец его владел аптекой, а среди друзей отца было множество весьма интересных и творческих людей. Так, с самого детства мальчика окружало весьма богемное по тем временам общество. Ара с детства решил стать актером, и, еще учась в школе, он начал играть в театре; в тот период он посещал курсы драматического искусства под руководством Мухсина Эртугрула, основателя современного Турецкого театра.

Впрочем, несмотря на всю свою любовь к кино, когда пришло время выбирать, Ара отказался от актерства и выбрал в пользу журналистики, поступив в 1950 году на работу в редакцию газеты 'Yeni Istanbul' в качестве фотожурналиста. В то же самое время он изучал экономику в Университете Стамбула. Позднее он перешел работать в другое издание, в газету 'Hürriyet'.

https://41.media.tumblr.com/3025b611e9d57683f112345eb9cd93b0/tumblr_n2e6krcyOF1sx14wno1_500.jpg

İstanbul (1954) - Ara Güler.

https://40.media.tumblr.com/tumblr_m6qftcVttw1qakafjo1_500.jpg
1956

0

122

https://40.media.tumblr.com/2d580a3c1cde566817a5194145b87868/tumblr_n2o3961Iav1qbrvi3o1_500.jpg
Portrait of Pablo Picasso by Ara Güler, 1971

The Red List

0

123

https://40.media.tumblr.com/9fd25c05ab0a4d2a94c97044b664ab7b/tumblr_ne9v44RSTp1qi112wo1_1280.jpg
Cafe, Beyoğlu, İstanbul, 1958

by Ara Güler

0

124

https://40.media.tumblr.com/15be415e0adbf95fe2cd667eef4371fd/tumblr_nkr8elGp0N1rw3fqbo1_500.png
Ara Güler: Edirne, Turkey, 1956

0

125

Знаменитые фотографы

Анри́ Картье́-Брессо́н (фр. Henri Cartier-Bresson) (22 августа 1908 — 3 августа 2004) — французский фотограф, выдающийся мастер реалистичной фотографии XX века, фотохудожник, отец фоторепортажа и фотожурналистики.

https://40.media.tumblr.com/35ff8f60f9f7f1552839c392af6f0000/tumblr_mjthkpkDb21ri2y13o1_500.jpg
Coffee moment - Henri Cartier-Bresson,
n.d. -Credit Ara Güler - 074

Происхождение фамилии и имени

Матерью Анри была Марта Ле Вердьер (девичья фамилия), а отцом — Андре Картье-Брессон.

Двойная фамилия отца, «Картье-Брессон», впервые зарегистрированная в 1901 году, получилась соединением фамилии крестьян Картье, родом из департамента Уаза, и фамилии промышленников Брессон, производителей хлопковой нити.

Взаимоотношения начались, когда городская семья Брессонов поручила уход за своими детьми членам сельской семьи Картье. Позже два сына Картье (одного из них звали Андре) поступили учениками к Брессону — и, в конце концов, женившись на дочерях своего шефа, вошли в долю предприятия. Совместный бизнес двух семей процветал, и имя «Картье—Брессон» стало в начале XX-го века во Франции очень известной маркой хлопчатых ниток.

22 августа 1908 года у Марты и Андре Картье-Брессонов рождается первенец. В память о дедушке с отцовской стороны, Анри Картье, мальчику (старшему из пяти детей) дают имя Анри.
Художественное образование

Живописью он интересовался с юности. В декабре 1913 года Анри познакомился со своим дядей Луи, художником, который ввел его в мир искусства. К сожалению, дядя умер в 1915 году, но Анри продолжал следовать его советам. Он учился в ателье художника Андре Лота. Своим выдающимся мастерством фотографа Картье-Брессон во многом обязан образованию в качестве художника и графика.
Путешествие и увлечение фотографией

В 1930 году, после начала обучения живописи и графике, он отправился в путешествие в Африку. Вернувшись во Францию в 1932 году, он решил посвятить себя фотографии. Его очень впечатлили несколько снимков, сделанных Эженом Атже и Андре Кертесом, но более всего его подтолкнул к фотоискусству снимок, сделанный Мартином Мункачи (англ.) в 1929-м или 1930 году, на котором изображены трое чернокожих людей, голышом бросающиеся в волны озера Танганьики (Танзания). Он высоко оценил эстетику этой фотографии и восхищенно писал: «О! Это можно сделать при помощи фотоаппарата!!». В том же году в Марселе он приобрел новинку тогдашнего рынка, фотоаппарат фирмы Leica — лёгкую 35-миллиметровую камеру, позволившую наконец ему достичь необходимого мастерства в той фотографии, к которой он имел склонность.
Основание «Магнум фото», выставки и книги

В 1947 году Картье-Брессон со своими коллегами Робертом Капой, Дэвидом Сеймуром (англ.), Джорджем Роджером (англ.), Марией Айснер (англ.), Биллом Вандивартом и Ритой Андиверт основывает содружество фотожурналистов — агентство «Магнум фото» (Magnum Photos).

В 1954 году стал первым зарубежным фотографом, посетившим СССР после смерти Сталина[1].

В 1954 году Лувр организовал свою первую выставку фотографий, и это были работы Картье-Брессона. Его работы выставлялись в самых известных галереях и музеях мира. Издано множество книг, в которых опубликованы его фотографии, в основном сопровождаемые анализом их художественных достоинств.

Особенности метода

Методы работы Анри Картье-Брессона стали легендой в мире фотографии. Например, он прославился своей способностью оставаться «невидимым» для людей, которых снимал. Бликующие металлические части фотоаппарата он заклеивал черной изолентой, чтобы они не блестели. Существует легенда что он всегда делал законченный снимок в момент съемки, никогда не изменял, не кадрировал сделанную фотографию. Она ошибочна и опровергнута несколькими тестовыми отпечатками, значительные части которых заштрихованны для последующей перекадровки. Брессон никогда не печатал и не проявлял пленку самостоятельно. Во многих источниках упоминается, что он принципиально снимал только объективом с "нормальным" фокусным расстоянием (не "телевиком"), что вынуждало его близко подходить к фотографируемому объекту и вступать с ним в непосредственный контакт. Также он известен тем, что старался снимать любую сцену в момент достижения наивысшего эмоционального напряжения, сопряженного с его ощущением изобразительной формы, которое он называл «решающим моментом», широко известное выражение в фотографическом мире, которое для Картье-Бресснона означало
« моментальное распознавание, в долю секунды, значимости происходящего и одновременно точной организации форм, что придают этому событию соответствующую ему экспрессию »

Об отношениях Картье-Брессона со временем Линкольн Кирштейн (англ.), писатель и специалист в области культуры и искусства, говорил, что Картье-Брессон
« постоянно боксировал со временем, время было одновременно противником и товарищем … чтобы быть пораженным и нокаутированным; они танцуют вокруг мгновения, ожидая открытия, чтобы зафиксировать его, остановить, победить »

Но для т. н. решающего момента, не только пойманного, но и эстетично зафиксированного, кроме большой чувствительности и понимания природы человека, которыми Анри Картье-Брессон обладал в высочайшей степени, требуется утонченная работа с художественной формой, с геометрией внутрикадрового пространства, умение создавать изысканные визуальные метафоры и т. д. В 1952-м году словосочетание решающий момент сделалось названием его книги.

Некоторые наиболее известные запечатлённые личности

Он фотографировал как простых людей, так и весьма именитых персон и значительные события XX-го века. Вот только некоторые известные личности, которых он запечатлел: Ирен и Фредерик Жолио-Кюри (1944), Анри Матисс (1944), Альбер Камю (1944), Поль Валери (1946), Уильям Фолкнер (1947), Трумен Капоте (1947), Хоан Миро (1953), Шри Ауробиндо (1950), Жан Ренуар (1960), Андре Бретон (1961), Мэрилин Монро (1961), Ролан Барт (1963), Коко Шанель (1964), Жан-Поль Сартр, Эзра Паунд (1970), Луи Арагон (1971).

Работы в музейных коллекциях мира

Право приобрести и напечатать «Основную коллекцию» работ было предоставлено 385 печатным изданиям, выбранным Анри Картье-Брессоном в 1979 году.

Сейчас работы Анри Картье-Брессона находятся в коллекциях музеев во всем мире:

Bibliothèque Nationale de France, Париж, Франция.
    De Menil Collection, Хьюстон, Техас, США.
    University of Fine Arts, Осака, Япония.
    Victoria and Albert Museum, Лондон, Великобритания.
    Maison Européenne de la Photographie, Париж, Франция.
    Musée Carnavalet, Париж, Франция.
    Museum of Modern Art, Нью-Йорк, США.
    The Art Institute of Chicago, Чикаго, США.
    The Getty Museum, Лос Анджелес, США.
    International Centre of Photography, Нью-Йорк, США.
    The Philadelphia Art Institute, Филадельфия, США.
    The Museum of Fine Arts, Хьюстон, США.
    Kahitsukan Kyoto Museum of Contemporary Art, Киото, Япония.
    Museum of Modern Art, Тель-Авив, Израиль.
    Stockholm Modern Museet, Стокгольм, Швеция.

0

126

http://files1.adme.ru/files/news/part_54/546455/8171160-R3L8T8D-650-1b3adfeed078.jpg
Ребенок, освобожденный из концлагеря, Дессау, Германия, 1945

Становление Брессона как фотографа произошло во время Второй мировой войны: фашистский плен, побег, участие в Сопротивлении — чтобы фиксировать на пленку военные будни от фотохудожника требовался не только верный глаз, но и мужество и хладнокровие.

0

127

http://files2.adme.ru/files/news/part_54/546455/8172010-R3L8T8D-650-nitrato-de-plata-23-c2b7-la-huelga-c2b7-cartier-bresson-c2b7-mercado-de-les-halles-1952.jpg
Henri Cartier-Bresson. Рынок Les Halles, 1952

В 1947 году Картье-Брессон стал одним из основателей знаменитого международного объединения фоторепортеров Magnum — ответ на грабительскую в отношении фотографов политику многих западных агентств и журналов. Фотографы агентства разделили земной шар на «сферы влияния», и Картье-Брессону досталась Азия. Репортажи, сделанные им в странах получивших или борющихся за независимость — Индии, Китае, Индонезии, — сделали его фотожурналистом мирового масштаба.

http://files3.adme.ru/files/news/part_54/546455/8174510-R3L8T8D-650-Yy00NjhhL.jpg
Последний день раздачи золота Куомитангом, Шанхай, 1949

0

128

http://files5.adme.ru/files/news/part_54/546455/8174960-R3L8T8D-650-1404570389.jpg
Картье-Брессон. Ахмадабад, 1965

Брессона прославил метод «невидимого фотографирования» — его модели в большинстве своем и не подозревали, что их снимают. Для большей маскировки Картье-Брессон даже заклеивал блестящие металлические части своего фотоаппарата черной изолентой.
Но главная черта и поистине дар фотографа — это «решающий момент», словосочетание, которое с его легкой руки получило в фотографическом мире широкую известность. Брессон всегда старался снимать любой сюжет в момент пика его эмоционального напряжения, и вы обязательно прочувствуете это через его фотографии.

http://files7.adme.ru/files/news/part_54/546455/1143505-R3L8T8D-650-1952-4_-_A_PROPOS_DE_PARIS.jpg
Без названия, 1952

0

129

Анри́ Картье́-Брессо́н

http://files1.adme.ru/files/news/part_54/546455/1135555-R3L8T8D-650-7a05a1bb9583.jpg
В поезде, Румыния, 1975

http://files8.adme.ru/files/news/part_54/546455/1145805-R3L8T8D-650-beatrice-avallone.jpg
Париж, 1954

http://files5.adme.ru/files/news/part_54/546455/1146555-R3L8T8D-650-fotograf-anri-kartje-bresson-022.jpg
Ноги Мартины, жены фотографа, 1967

0

130

http://files7.adme.ru/files/news/part_54/546455/1144405-R3L8T8D-650-par57151-web.jpg
Контрабас на велосипеде

http://files7.adme.ru/files/news/part_54/546455/8179460-R3L8T8D-650-HenriCartier-Bresson1.jpg
Цыгане, Испания, 1933

«Фотография сама по себе меня не интересует. Я просто хочу захватить кусочек реальности. Я не хочу ничего доказывать, ничего подчеркивать. Вещи и люди говорят сами за себя. Я не занимаюсь „кухней“. Работа в лаборатории или в студии у меня вызывает тошноту. Ненавижу манипулировать — ни во время съемки, ни после, в темной комнате. Хороший глаз всегда заметит такие манипуляции... Единственный момент творчества — это одна двадцать пятая доля секунды, когда щелкает затвор, в камере мелькает свет и движение останавливается». Анри́ Картье́-Брессо́н

0

131

http://files4.adme.ru/files/news/part_54/546455/8185710-R3L8T8D-650-128431528.jpg
Без названия

«Случается иногда, что ты, неудовлетворенный, застываешь на месте, ожидая момента, а развязка наступает внезапно, и, вероятно, удачный снимок не получился бы, если бы кто-то, проходя мимо, не попал бы случайно в объектив фотоаппарата».

http://files5.adme.ru/files/news/part_54/546455/8180860-R3L8T8D-650-643.jpg
Без названия

«Не переношу устраивать события и режиссировать. Это ужасно... Нельзя подделывать настоящее. Люблю правду и только правду показываю...»

0

132

Доводилось фотографу бывать и в СССР. В 1954 году Картье-Брессон стал первым западным фотографом, которому после смерти Сталина было позволено посетить Страну Советов. Фотографии, сделанные во время этого визита, вошли в альбом Картье-Брессона «Москвичи».

http://files8.adme.ru/files/news/part_54/546455/1145105-R3L8T8D-650-gOoucdkYYB4.jpg
Рабочий ЗИЛа в СССР, 1954

0

133

«Фотографирование — это нечто вроде предчувствия жизни, когда фотограф, воспринимая меняющуюся пластическую информацию, в доли секунды захватывает выразительное равновесие, вдруг возникшее в бесконечном движении». Анри́ Картье́-Брессо́н

http://files3.adme.ru/files/news/part_54/546455/1135655-R3L8T8D-650-afe72f73fa2c.jpg
Анри Матисс, рисующий с натуры голубей, Венеция, 1944

Фото:Анри́ Картье́-Брессо́н

0

134

http://files7.adme.ru/files/news/part_54/546455/1132655-R3L8T8D-650-0_7f4b7_cd632959_XXXL.jpg
Армения. Гости в деревне на озере Севан, 1972
Фото:Анри́ Картье́-Брессо́н

0

135

http://files7.adme.ru/files/news/part_54/546455/1136255-R3L8T8D-650-HCB4.jpg
Художник Антонио Салазар, Мексика, 1934

Фото:Анри́ Картье́-Брессо́н

0

136

http://files1.adme.ru/files/news/part_54/546455/1146355-R3L8T8D-650-0_91ba5_b40bd457_XL.jpg
Митинг в Париже, 1954

Фото: Анри́ Картье́-Брессо́н

0

137

Карл Карлович Булла. Отец русского фоторепортажа

http://www.rosphoto.com/images/u/articles/thumb_21307/main_img_39_7.jpg

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/35/380/35380142_Avtoportret.jpg
Карл Карлович Булла – почетный гражданин Санкт Петербурга, фотограф Министерства Императорского двора и Управления Санкт-Петербургского градоначальника, фотограф Его Величества короля Италии…

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/35/380/35380279_bulla2.jpg

Родился Карл Освальд Булла, или, как его называли на новой родине, Карл Карлович, в прусской провинции Леобшютц 26 февраля 1855 года. Мы никогда не узнаем, что заставило подростка сесть на пароход, державший курс в столицу Российской империи, – юношеский максимализм и желание доказать свою самостоятельность или жажда приключений и славы. Известно лишь, что, оказавшись в Санкт-Петербурге, он устроился посыльным в фирму по продаже фотографических принадлежностей "Дюнант".
За старание и профессиональную любознательность молодой человек был вскоре произведен в лаборанты. Он внимательно изучал технологию изготовления фотопластин, а в 20 лет решился открыть собственную фотолабораторию. В то время широким спросом начали пользоваться сухие броможелатиновые пластины, позволявшие снимать как на длительных, так и на коротких выдержках.
Булла наладил фабричное производство таких пластин и продавал их не только в столице, но и за ее пределами.
Затем он открыл свое первое фотоателье. Разумеется, оно не было единственным в столице: интерес к дагерротипии рос с каждым днем, и многие другие отечественные и иностранные фотографы открывали фотоателье. Карлу Булле предстояло доказать свое право на лидерство в условиях жесточайшей конкуренции.

Но он обладал лучшими чертами национального характера: целеустремленностью, необычайным трудолюбием, терпением и настойчивостью в продвижении к намеченной цели, что вкупе с общительностью и незаурядными организаторскими способностями обеспечило коммерческий успех его предприятию. Булла внимательно следил за развитием фотографической промышленности, приобретал все лучшие технические новинки. Его роскошное ателье пользовалось заслуженной популярностью. "Сфотографироваться у Буллы" становилось весьма престижно.

В 1876 году Карл Булла подал прошение принять его в подданство России, и в том же году оно было удовлетворено.
Карл Карлович Булла по праву считается основоположником русского фоторепортажа. Фоторепортерская страница его биографии открылась в 1886 году, когда от городского начальства было получено "добро" на производство "всякого рода фотографических работ вне дома, как-то: на улице, квартирах и в местах ближайших окрестностях Петербурга" при условии, чтобы "при производстве означенной работы не было причинено стеснение публики и экипажей".

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/35/380/35380529_Kamenschiki_na_Konnogvardeyskom_pereulke.jpg
Каменщики на Конногвардейском переулке

За что бы Карл Карлович Булла ни брался, он стремился достичь совершенства и покорял одну вершину фотографического мастерства за другой. В 1896 году он получил звание "фотограф Императорского Двора" и специальный знак "фотограф Санкт-Петербурга", что открыло перед ним новые широчайшие возможности в съемке тех деятелей и событий, к которым другие фотографы не имели доступа. Более того, именно Карл Карлович Булла получает заказ на фотографирование юбилейных торжеств по случаю празднования 200-летия Санкт-Петербурга в 1903 году. А еще через год он удостаивается чести снимать особ царствующего дома и создает потрясающие фотопортреты Николая II и его семьи не только "при параде", но и в повседневной жизни. Вот императрица Александра Федоровна, царевич Алексей и Николай II выходят из вагона по прибытии в военную ставку

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/35/380/35380980_Imperatrica_Aleksandra_Fedorovna_carevich_Aleksey_Nikolay_II_vuyhodyat_iz_vagona_po_pribuytii_v_voennuyu_stavku.jpg

а вот Николай II в своем "Охотничьем домике":
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/35/380/35380998_Nikolay_II_v_svoem_kabinete_v_Ohotnichem_domike.jpg

Ему также довелось снимать многих великих современников: Л. Толстого в Ясной Поляне, Ф. Шаляпина в Куоккале, И. Репина в Пенатах, М. Горького, К. Чуковского, А. Керенского, Г. Распутина и других.
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/35/381/35381089_I.jpg
И. Репин, В. Стасов, Л. Андреев, М. Горький, И. Тарханов в обществе дам в Пенатах

0

138

Карл Карлович передал навыки мастерства своим сыновьям Виктору и Александру.
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/35/380/35380222_Kar_Bulla_i_ego_suynovya.jpg

В 1910 году за цикл фотографий сиротских домов Карлу Булле было присвоено звание потомственного почётного гражданина Санкт-Петербурга, которое переходило и его сыновьям: Александру и Виктору.

Карл Булла и его сыновья

В 1916 году он, по непроверенным данным, окончательно передает им свое фотографическое дело, а сам уезжает в Эстонию, где мирно заканчивает свои дни в 1929 году, снимая этнографический материал и обучая местных жителей искусству фотографии.
Прапорщик Виктор Булла был направлен фоторепортером на Русско-японскую войну 1904–1905 годов. Удивительно, как ему удавалось вести съемку в боевых условиях и создавать необычайные по качеству и выразительности снимки, ведь тогда не существовало длиннофокусных объективов, вес и размеры самих фотокамер были весьма впечатляющими. Он же был автором фотосерий о Первой мировой войне, Февральской и Октябрьской революциях. Позднее Виктор Карлович стал официальным фотографом Ленсовета, автором многочисленных портретов В.И. Ленина.

Исторический документ: выданная в 1935 году справка гласит, что фотографом Булла В. К. передано Государственному архиву Октябрьской революции и социалистического строительства Ленинградской области 132 683 негатива снимков, отражающих периоды первой мировой войны, подготовки и проведения Октябрьской революции, гражданской войны и мирного строительства... Принятые снимки имеют большую историческую и художественную ценность.

Талантливый фотограф разделил трагическую судьбу многих людей своего времени. В 1938 году, вернувшись из Германии, куда его командировали для приобретения нового фотооборудования, Виктор был арестован по доносу собственного ретушера и обвинен в шпионаже. Долгое время считалось, что он умер от рака желудка в одном из дальневосточных лагерей, однако его внуку, Андрею Леоновичу Каминскому, удалось найти документ, согласно которому Виктор Булла был расстрелян. Его брата Александра отправили в ссылку на строительство Беломорканала, откуда он, с окончательно подорванным здоровьем, через пять лет вернулся в Москву к единственной дочери доживать свой век.

Можно без преувеличения сказать, что Карл Карлович Булла создал портрет своего времени. Фотографическое наследие династии Булла огромно, ведь только в Центральном государственном архиве кинофотофонодокументов хранится до 200 тысяч стеклянных негативов.

http://rosphoto.com/resources/images/postfoto1197/ori/14.jpg
Карл Булла и Лев Толстой, 1901 г
http://rosphoto.com/resources/images/postfoto1197/ori/8.jpg
Демонстрация на Марсовом поле 18 июля 1917 г

Этого «невысокого бойкого человека в котелке… с огромным, размером с большую шарманку, фотоаппаратом, надетым на шею» знали многие. Он не пропускал ни одно общественное мероприятие в Петербурге и был известен своей оперативностью. В своём объявлении он указывал, что «всегда подготовлен к выезду».

http://rosphoto.com/resources/images/postfoto1197/ori/16.jpg
Русско-японская война. Русские солдаты в окопах, 1904-1905 г

0

139

Карл Булла
родоначальник русской фотожурналистики

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/35/380/35380928_SHlisselburgskaya_policeyskaya_chast.jpg
Шлиссельбургская полицейская часть. Градоначальник Клейгельс с офицерами полиции

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/35/380/35380781_Karl_Bulla.jpg
Всероссийский праздник воздухоплавания.Воздушный шар перед полетом. 8 сентября 1910 года

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/35/380/35380511_141.jpg
Извозчики

http://rosphoto.com/resources/images/postfoto1197/ori/11.jpg
Детская клиника, 1913 г

0

140

http://persones.ru/images/person/p_427311.jpg
Карл Булла →
Фотограф

Биография: Карл Карлович Булла

Небольшой фирменный вензель Карла Буллы на коричневатом картоне «реальных картинок» дореволюционной эпохи знаком каждому историку: серьезное штудирование важнейшего периода жизни страны нельзя без привлечения иллюстративного материала, одним из главных творцов которого являлся Карл Карлович: Булла сберег для потомков «настоящих» Николая II и Льва Толстого, изготовил серию потрясающих фотозарисовок «нового смутного времени» (революции 1905-1907 гг.).

Главной особенностью Карла Карловича была его потрясающая контактность. Он нетрудно мог разговорить и располагать к себе незнакомых людей.

Трудно переоценить вклад К. К. Буллы и его сыновей в историю Петербурга в целом. На снимках сохранены приметы времени, отражены все стороны общественной жизни России на одном из важнейших этапов его истории. Фотографии дают нам поразительную вероятность познать, увидать, сделаться участниками на практике всех событий, происходивших в столице. Невозможно перечислить все темы работы патриарха русской фотожурналистики. Наряду со снимками светской хроники, запечатлевшими конгрессы, парады, балы, банкеты, приезды иностранных гостей, интерьеры имений, дворцов и особняков знатных особ, сохранились фото повседневной жизни приютов, детских благотворительных учреждений. Фотограф снимал последнего русского царя Николая II и его семью, занятие Государственного Совета, Государственной Думы, местных городских органов власти. Социально-экономическая существование представлена репортажными снимками производственных процессов, фасадов и оборудования предприятий, заводов, фабрик, ателье и мастерских; фотографиями, запечатлевшими быт и роздых рабочих и служащих.

Пожалуй, в первый раз эпитет «известный» внятно прозвучал в адрес фотографа Карла Карловича Буллы в 1895 году в «Русском фотографическом журнале». В приложении № 2 была опубликована фотография «Лес» с пояснением: «Негатив изготовлен нашим известным фотографом и фабрикантом К. К. Булла». И далее: «В последнее время броможелатинные пластинки лаборатории К. К. Булла были превосходны и мы чрезвычайно сожалеем, что К. К. Булла закрыл свою лабораторию как раз тогда, когда фабрика пластинок было уже доведено им до известной степени совершенства…»

В год этой публикации ему исполнилось сорок лет, и он принадлежал к поколению родившихся после этого изобретения светописи. Так что фотография для него была делом обычным — его становление в ней пришлось на время, когда диво получения изображений, «нарисованных самим солнцем», уже перестало удивлять и прочно вошло в быт и рассудок многих людей. В 1895-м за его плечами был уже тридцатилетний навык работы, как тогда говорили, «по фотографии». Мы сильно немного знаем об этом периоде жизни Карла Карловича Буллы, но, вне сомнения, приступать выстраивать фотографическую карьеру ему пришлось в плотной конкурентной среде, созданной поколением первопроходцев, родившихся раньше фотографии.

Между тем, как это ни покажется странным, ныне наши знания об этом известнейшем в былом Петербурге человеке не отличаются полнотой. Мы не знаем достоверно, когда он уехал из Петербурга — в 1916, 1917? Или — позже? Разные источники сообщают oб этом крайне противоречивые сведения. Мы не знаем, отчего, находящийся на пике до того блестяще выстроенной карьеры, он уехал. Говорят, не все было ладно в семье. Мы не знаем, отчего уехал как раз в Эстонию. Говорят, любил там проводить отпуск. Мы многого о нем не знаем.

Карл Освальд (Карл Карлович) Булла родился в Пруссии в периферии Леобшютц 26 февраля 1855 года в семье купца. Его папа — Карл Освальд Булла, матушка — Анна, урожденная Шефлер. В возрасте 10 лет (по другим данным — в 12 лет) его привезли в Петербург и определили на службу в фирму по изготовлению и продаже фотопринадлежностей «Дюпапт».

Вначале — посыльный, после этого лаборант и ученик, Карл Булла постигал основы фототехники с азов. Будучи пытливым молодым человеком, он изучил по иностранной литературе способы полива и очувствления эмульсии для изготовления фотопластинок. Пройдя длительный и тяжелый дорога освоения ремесла, Карл Булла открыл свою небольшую фотолабораторию. Эта фотолаборатория завоевала широкую известность. Можно с уверенностью изречь, что это было фабрика «моментальных пластинок», пригодных для самых разнообразных фотографических работ, как моментальных, так и с выдержкой. Сухие фотографические пластинки фотолаборатории К. К. Буллы пользовались широким спросом. В одной из реклам разрешается было прочесть: «Фотографическая лаборатория К. Булла. С-Петербург, Невский проспект, 110. Специальность: фабричное фабрика фотографических сухих пластинок». Сухие броможелатиновые пластинки продавались не только в столице. Через оптовую фирму «Лиман и Рикс» они высылались в другие города России.

В феврале 1876 года Карл Карлович подал прошение министру внутренних дел о разрешении принять присягу на подданство России и потом этого вкупе с женой «приписаться в С.-Петербургское мещанство». Так как Карл Булла, по сведениям, был «поведения и образа жизни хорошего», не был уличен в каких-либо противоправных действиях, служил в коммерческой конторе, прошение его было удовлетворено. В июле 1876 года Карл Булла принял присягу на подданство России.

Незадолго до этого события, в 1875 году он открыл родное первое фотоателье на Садовой улице, в доме № 61. С этого времени началась его служба в качестве профессионального фотографа. Еще в пору работы в фирме «Дюнант» Карл Булла стал постигать тайны фотомастерства.

Его фотографии были естественными и непринужденными, а в силу того что нравились клиентам. И, бесспорно, молодого фотографа отличало необычайное трудолюбие. На Садовой улице в течение 10 лет Карл Булла занимался павильонной съемкой. Спустя как собак нерезаных лет, уже будучи известным фоторепортером, Карл Карлович не оставил это дело. Наоборот, он открыл новое фотоателье на Екатерининском канале в доме № 66, на Невском проспекте в доме № 110, позже — на Невском проспекте в доме № 48 (в здании «Пассажа»). В 1908 году Карл Карлович купил помещение по Невскому проспекту в доме № 54. На Невском проспекте, 110 Карл Булла владел маленьким съемочным павильоном, состоявшим из 2-х небольших комнат. Последнее фотоателье известного петербургского фотографа было оборудовано по последнему слову техники, с купеческой роскошью. Оно было самым респектабельным и сильно популярным посреди петербуржцев и гостей столицы. Сфотографироваться у «знаменитого Буллы» хотели многие, фотоателье было переполнено заказами. Сюда спешили чиновники и гимназисты, военные и студенты, гусары и фрейлины, ученые и композиторы, художники и артисты. Да и как не заглянуть, если в рекламном объявлении сообщалось: «В павильоне производятся: портреты и группы с натуры. Увеличение портретов с визитных или кабинетных карт, в какой угодно форме. Переснятие копий с визитных или кабинетных карточек, картин, гравюр, рисунков. Съемка всяких технических предметов для клише, кои нетрудно могут быть доставлены в павильон».

Испрошенное в министерстве внутренних дел и полученное в 1886 году «дозволение на право производства всякого рода фотографических работ за пределами дома, как-то: на улицах, квартирах и в местах ближайших окрестностей Петербурга» не могло обладать серьезных коммерческих последствий, потому как в это время заинтересованность к петербургской архитектуре и ее репрезентации в изобразительных искусствах упал, а полиграфия ещё не научилась изготавливать клише с фотографических запечатлений. А Карл Карлович был не из тех, кто стал бы снимать что-либо «для себя» «из любви к искусству». Время употребить этим документом придет позже, вслед за тем того, как в 1894 году тем же министерством будут разрешены «бланки открытых писем частного изготовления», да ещё в стандарте Всемирного почтового союза. Это дало вероятность фотографам и существенно повысить тиражи изображений и рекламировать близкое занятие на международном уровне. Булла моментально открыл типографию и начал давать в ней открытки.

С этого времени он официально занялся фоторепортажем и в качестве фоторепортера снимал все значимые события, происходившие в столице, а ещё повседневную существование горожан, их быт, развлечения, традиции и обряды. Внимание фотографа привлекало все. В рекламе К. Булла сообщал, что снимал «…всякие архитектурные предметы, как внутренние, так и наружные фасады, дома, фабрики, мастерские с рабочими, машины, железные дороги, памятники, магазины, виды. Различные сцены и типы, фото с древних и старинных предметов, открытие и освящение зданий, юбилейные торжества. Моментальные фотографии спорта всякого рода, с лошадей, собак и других животных». Многие фото продавались прямо в фотографии К. К. Булла. Многочисленные репортажные фотографии с подписью «фото Булла» или «фото К. К. Булла» публиковались на страницах самых известных русских и зарубежных газет и журналов.

К концу 19 века усовершенствовалась полиграфическая техника, и стало возможным воспроизведение в печати репродукций с фотографий вместе с тем с текстом. Неимоверные тиражи иллюстрированных изданий привели к подлинному перевороту в фотографии и создали абсолютно новые возможности для использования фотографических изображений в общественной практике. С 1897 года фотографии Буллы начали являться в одном из самых популярных российских журналов «Нива», «собственным автором» которого он стал на долгие годы. Вот тут-то Карл Карлович и обретает подлинную известность. Тем больше что спектр фотографических работ, которые выполняли мастера его фирмы, к этому времени был весьма широк.

Но плоды с нивы известности ему предстояло справить позже, уже вслед за тем юбилейного для Петербурга 1903 года. В 1904-м Карл Карлович Булла сфотографировал «первое лик человеческий государства» — императора Николая II.

6 сентября 1904 г. К. К. Булле было выдано специальное подтверждение за № 15705 от Главного Морского Штаба, разрешающее вырабатывать съемку «во время маневров, смотров, учений, спусков и закладок судов и вообще всех событий, касающихся морской жизни». Свидетельство Главного Штаба Военного министерства позволяло К. Булле «делать фотографические съемки на маневрах и учениях войск гвардии и Петербургского военного округа».«С 16 августа 1904 года ему было выдано дозволение снимать «виды столицы, а ещё торжества в Высочайшем присутствии», то есть снимать особ царствующего дома.

Вот что последовало после: предприятие «К.К. Булла» получила позволение снимать «виды столицы, а кроме того торжества в Высочайшем присутствии»; специальное подтверждение от Главного Морского Штаба, разрешающее вырабатывать съемку «во время маневров, смотров, учений, спусков и закладок судов и вообще всех событии, касающихся морской жизни»; подтверждение Главного Штаба Военного министерства позволяло фирме «вырабатывать фотографические съемки на маневрах и учениях войск гвардии и Петербургского военного округа». К. К. Булла стал фотографом Российского пожарного общества, Императорской Публичной библиотеки; был награжден золотой медалью на Аннинской ленте, золотой медалью «За трудолюбие», орденом 1 степени Попечительства императрицы Марии Федоровны о глухонемых. С 1908-го — в купечестве, почетный гражданин (позднее — собственный дворянин), новое роскошное ателье на Невском, 54. Далее: фотограф Императорского Российского общества Красного креста, Управления С.-Петербургского градоначальника, многих учебных заведений; ещё два ордена — французским и шведский, «Похвальный лист» от Министерства торговли и промышленности на 1-й Международной воздухоплавательной экспозиции. В 1910-м фотоателье стаде) поставщиком Двора короля Сербского, с 1912 — «Двора Ея Императорского Высочества Великой Княгини Марии Павловны»… В том же году обладатель сызнова получил «Похвальный лист» от Министерства торговли и промышленности на 2-й фотовыставке журнала «Фотографические новости» … Вэтого не перечесть! Годовой барыш фирмы «К.К. Булла» добился 250.000 рублей.

Рекламное объявление 1912 года лаконично: «Старейший фотограф-иллюстратор К. К. Булла занимается фотографированием для иллюстрированных журналов на злобу дня. Снимает все, в чем только встретится надобность, повсюду и повсеместно, не стесняясь ни местностью, ни помещением, как днем, так и во всякое вечернее время, при искусственном свете»«.

Он был официальным иллюстратором журналов „Нива“, „Огонек“, „Петербургская жизнь“, „Столица и усадьбы“, специальным представителем иллюстрированных изданий А. Шерла в Берлине. В российские журналы в начале 20 века К. К. Булла помещал объявления и рекламировал себя „как старейшего фотографа-иллюстратора, занимающегося фотографированием для иллюстрированных журналов на злобу дня“, снимающего „все, в чем только встретится потребность“: „завсегда подготовлен к выезду и отправляется по приглашению, куда бы то ни потребовалось. Снимает все, не стесняясь помещением, повсеместно и куда ни кинь, как днем, так и во всякое вечернее время — при своем искусственном свете“.

Известно, что Карл Карлович Булла занимался благотворительной деятельностью в Ведомстве учреждений императрицы Марии Федоровны. В августе 1904 года он стал попечителем Мариинской школы глухонемых и неоднократно снимал повседневную существование школы. В этом же году он предложил Всероссийскому Обществу Красного Креста „безвозмездно вырабатывать фотографические фотографии санитарных поездов, различных обозов, грузов, транспортов, фургонов, санитарных отрядов“.» Булла обязывался доставлять фотографии Красному Кресту для составления альбомов, что и выполнял на протяжении всех последующих лет.

В 1910 году он стал поставщиком Двора короля Сербии, через два года — поставщиком Двора великой княгини Марии Павловны.

По непроверенным сведениям, Карл Карлович Булла затем 1916 года передал близкое фотографическое занятие сыновьям, а сам уехал из Петрограда на остров Эзель (нынешний Сааремаа), где продолжил снимать этнографический материал, повседневную существование островитян, обучать фотографическому делу местных мальчишек. Здесь же на острове он умер в 1929 году. В доме, где жил К. К. Булла, расположилась поселковая учебное заведение с библиотекой.

Карл Карлович Булла не легко был непревзойденным мастером фоторепортажа, он стал родоначальником фотографической династии. Оба его сына — Александр и Виктор стали профессиональными фотографами, оставив потомкам удивительное по своим масштабам и уникальности документальное наследие. Снимками богатейшей коллекции не разрешено не восхищаться и не поражаться. Поражают их численность и высокое мастерство фотографов, а ещё невероятная работоспособность, умение оперативно реализовать самые трудные съемки и, сообща с тем, незаурядная предприимчивость и предусмотрительность.

Профессиональными фотографами стали сыновья К. К. Буллы Александр и Виктор. Виктор Карлович стал заведующим фотографией, находившейся по адресу: Невский проспект, жилье 54. Здесь сохранились и негативы отца. На основании постановления ВЦИК и Совета Народных Комиссаров РСФСР от 28 января 1929 года и Постановления Президиума Ленинградского Совета от 29 апреля 1929 года из семьи Булла начали поступать негативы в Ленинградское областное архивное бюро. Передача материалов длилась до 1938 года. В архив поступило больше 130 тысяч негативов, из которых без малого половинка создана К. К. Буллой или при его участии.

После отъезда Карла Карловича из России, в Петрограде (и не только!) осталось колоссальное фотографическое наследие. Государственный Эрмитаж, Российская национальная библиотека, Государственный музей истории Санкт-Петербурга и другие хранилища исторических и культурных сокровищ гордятся наличием в своих фондах драгоценных отпечатков работы знаменитой студии, а в Государственном архиве кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга содержится до 200 тысяч стеклянных негативов с запечатлениями всего, «в чем только встретится потребность», пользующихся неизменным спросом у многочисленных исследователей российской культуры конца 19 и начала 20 вв.

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/35/380/35380334_Monument_Bulla.jpg
Памятник Карлу Булла в Санкт-Петербурге на Малой Садовой

0


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Удивительный мир » Ретро фотографии и истории, связанные с ними. Фотографы прошлого.