Кэ́трин Хо́утон Хе́пбёрн (англ. Katharine Houghton Hepburn; 12 мая 1907, Хартфорд, Коннектикут, США — 29 июня 2003, Олд-Сейбрук, Коннектикут, США) — американская актриса театра, кино и телевидения.
Кэтрин Хепбёрн была ведущей актрисой в Голливуде на протяжении 60 лет, а также была номинировано на премию «Оскар» двенадцать раз и была удостоена этой премии четырежды — больше, чем любой другой актёр или актриса в истории. Американским институтом кино Кэтрин Хепбёрн была признана величайшей актрисой в истории Голливуда.
1935
Кэтрин Хепбёрн родилась 12 мая 1907 года в Хартфорде, штат Коннектикут, США. Она вторая из шести детей Томаса Норвелла Хепбёрн (1879—1962), уролога работавшего в Хартфордском госпиталеruen и Кэтрин Марты Хоутон Хепбёрнruen (1878—1951), которая была феминисткой возглавлявшей местное отделение суфражисткой организации. Её родители боролись за социальные перемены в США: Томас Хепбёрн помог установить новые правила в Американской Ассоциации сексуального здоровьяruen, которые знакомят общественность с венерическими заболеваниями[5], в то время как мать актрисы выступала за избирательное право женской ассоциации штата Коннектикут, а позже принимала участие в Движении контроля над рождаемостью в СШАruen, вместе с Маргарет Cэнгер[6].
Будучи ребёнком Кэтрин также присутствовала вместе со своей матерью на нескольких суфражистких демонстрациях. Все дети семьи Хепбёрн имели право на свободу слова и призывались думать и дискутировать на любую желаемую тему. Родители актрисы были подвергнуты критике со стороны общества за их прогрессивные взгляды, именно это по мнению актрисы стимулировало её на борьбу с дальнейшими жизненными трудностями. Кэтрин говорила что поняла с юных лет, что «была продуктом двоих очень замечательных родителей», и говорила о том как ей повезло с воспитанием, это и создавало предпосылки для её дальнейших успехов. На протяжении всей жизни она всегда старалась быть ближе к своей семье.
В детстве Хепбёрн была сорванцом, любила называть себя Джимми и коротко стриглась. Томас Хепбёрн жаждал, чтобы его дети использовали свои умы и тела до предела, поэтому он учил их плавать, бегать, нырять, ездить на лошадях, бороться и играть в гольф и теннис.
Кэтрин Хепбёрн
director howard hawks with actors cary grant and katharine hepburn,
on the set of ‘bringing up baby’, 1937
Гольф стал главным увлечением Кэтрин, она брала ежедневные уроки и стала очень умело владеть этим видом спорта, дойдя до полуфинала в чемпионате по гольфу среди молодых женщин Коннектикута. Она любила купаться в реке Лонг-Айленд и принимала ледяные ванны каждое утро, полагая что «чем больше мы закаляемся, тем лучше это для нас». Хепбёрн была поклонницей кино с юного возраста, поэтому она ходила на киносеансы в своём городе каждый субботний вечер. Позже она начала ставить собственные спектакли и выступала для соседей, друзей, братьев и сестёр брав по 50 центов за билет, чтобы собрать деньги для Навахо.
Martin Munkácsi - Katherine, Marion and Margaret Hepburn,
Harper's Bazaar, August 1939
3 апреля 1921 года, находясь в гостях у друзей в Гринвич-Виллидже, Хепбёрн обнаружила своего любимого старшего брата Тома, мёртвым. Он обвязал простыню вокруг балки и повесился. Члены её семьи отрицали, что это было самоубийство и считали, что смерть Тома не должна быть экспериментом для сплетен о том, что в его жизни что-то пошло не так. Это событие очень плохо повлияло на психику юной Кэтрин, сделав её нервной и капризной, также она начала бояться чужих людей. Она не хотела общаться с другими детьми, перестала ходить в школу и начала получать частные уроки. На протяжении многих лет она использовала день рождения Тома (8 ноября), как своё собственное. В 1991 году Кэтрин Хепбёрн выпустила автобиографию, в которой раскрыла свою истинную дату рождения.
В 1924 году Хепбёрн получила место в колледже Брин-Моурruen. Она посещала это заведение в первую очередь, чтобы удовлетворить свою мать, которая в нём училась, обучение там давалось ей нелегко. Это был первый раз, когда она была в учебном заведении после трагической смерти её брата, ей было неловко и неуютно с однокурсниками. Актриса долго боролась с учебными требованиями колледжа и один раз была дисквалифицирована за курение в своей комнате. Вскоре Хепбёрн обратилась к актёрскому мастерству и неоднократно пыталась получить роль в театре колледжа, но у неё не получалось из-за плохих оценок. Позже когда её успеваемость улучшилась, она начала регулярно выступать. Во время последнего года обучения в колледже, она исполнила главную роль в постановке «Женщина на лунеruen» и получила положительные оценки за своё выступление, после она решила продолжить театральную карьеру. В июне 1928 года Кэтрин Хепбёрн получила степень бакалавра в области истории и философии.
Начало карьеры в театре: 1928—1932
Кэтрин Хепбёрн бросила университет, решив стать актрисой. На следующий день после окончания первого учебного года, она отправилась в Балтимор, чтобы встретиться с Эдвином Х. Нопфомruen, который руководил успешной театральной компанией в Балтиморе. Под впечатлением от её рвения, Нопф дал актрисе небольшую роль в пьесе, «Царица» в 1928 году. Она получила хорошие отзывы за своё небольшое появление на сцене, критики из газеты «Pinted Word» описали её выступление, как одно из самых значительных в её начинающейся карьере. На следующей недели Хепбёрн получила ещё одну небольшую роль в пьесе «Колыбель похитителей», но этот спектакль был менее хорошо принят. Актриса была подвергнута критике за слишком взвинчаный голос, поэтому она решила оставить театральную компанию в Балтиморе, чтобы обучаться у репетитора в Нью-Йорке правильно использовать голосовые связки.
Первые успехи в Голливуде: 1932—1934
Голливудский агент Леланд Хейвордruen заметил появление Хепбёрн в пьесе «Воин–муж» и предложил ей попробоваться на роль Сидни Ферфилд, в предстоящем фильме компании RKOruen, «Билль о разводеruen» (1932). Режиссёр Джордж Кьюкор был впечатлён увидев её: «Это была странная девушка, она отличалась от всех других актрис которых я когда-либо встречал». Особенно ему понравилась манера, в которой она поднимала бокал: «Я сразу заметил её талантливые движения». Кэтрин предложили роль, но она потребовала оплату — 1500 долларов в неделю, это был большой гонорар для неизвестной актрисы. Кьюкор тут же отправился в студию, чтобы принять её требования и они подписали контракт с трёхнедельной гарантией. Менеджер RKO, Дэвид О. Селзник рассказал, что компания взяла на себя огромный риск при выборе такой необычной актрисы.
Хепбёрн прибыла в Калифорнию в июле 1932 года в возрасте 25 лет, где она снялась в фильме «Билль о разводе» вместе с Джоном Бэрримором.
1936
Хепбёрн была также ответственна за развитие своего следующего проекта, романтической комедии «Женщина года» (1942).
Идея для фильма была предложена ей Майклом Канином в 1941 году, который написал сценарий, прочитав его Хепбёрн стала заинтересованной в производстве. Выпущенный в 1942 году, фильм имел большой успех. Критики высоко оценили красоту восприятия между звёздами на экране, критики из журнала «Хайм», отметили выступление Хепбёрн: «Потрясающе зрелая и совершенная игра», в газете «The World-Telegram» высоко оценили два «ярких выступления». В итоге актриса получила четвертую номинацию на «Оскар», также в ходе съёмок, Хепбёрн подписала постоянный контракт с «Metro-Goldwyn-Mayer».
Поскольку после выхода фильма «Женщина года» (1942), у Хепбёрн завязались романтические отношения со Спенсером Трейси и она в основном посвящала всё свободное время ухаживая за ним во время его болезни и в последующие несколько лет.
Woman of the Year (1942) Spencer Tracy, Katherine Hepburn..
В связи с этим её карьера замедлилась и она работала меньше, в оставшейся части десятилетия, чем в 1930-х годах. Зрителям хорошо запомнилось её появление в 1943 году, в эпизодической роли в военном фильме, Солдатский клуб «За кулисами»ruen, в котором она играла саму себя.
Трейси и Хепбёрн появились на экране вместе уже третий год подряд, в фильме «Ребро Адама» (1949).
Сценарий для этой комедии был написан специально их друзьями Майклом Канином и Рут Гордон. В основе сюжета история супругов-юристов, которые противостоят друг другу в суде, Хепбёрн описала эти роли: «Они идеально подходят для Трейси и меня»[139]. Хотя её политические взгляды продолжали организовывать пикеты в театрах по всей стране, «Ребро Адама» стал хитом, получил положительные отзывы и стал самым прибыльным проектом для Трейси и Хепбёрн. Критик из «New York Times», Босли Кроутер очень хвалил их игру и говорил что: «Этот дуэт — идеальная совместимость».
Профессиональный рост: 1950—1952
В 1950-х годах Хепбёрн начала испытывать ряд профессиональных проблем, когда большинство актрис её поколения начали терять популярность, Уильям Берг описал это десятилетие как «сердце её огромного наследия». В январе 1950 года, Хепбёрн решила сыграть Розалинду в пьесе Уильяма Шекспира, «Как вам это нравитсяruen». Она надеялась доказать, что может исполнять классические роли, сказав:
«Лучше попробовать что-то сложное и потерпеть неудачу, чем действовать безопасно всё время».
Спектакль был открыт в театре «Корт», в Нью-Йорке на широкой публике, билеты были практически распроданы за несколько представлений, а затем вместе с труппой она отправилась на гастроли. Комментарии о Хепбёрн были разнообразными, но она была отмечена как единственная ведущая актриса в Голливуде, которая могла воплотить любой образ на сцене.
Роли в пьесах Уильяма Шекспира: 1953—1962
Успех в последующие годы: 1963—1970
Кино, телевидение и театр: 1971—1983
katharine hepburn with her niece katharine houghton 1967
Дальнейшие работы на телевидении и завершение карьеры: 1984—1994
В 1984 году Хепбёрн снялась в фильме «Грейс Куиглиruen», рассказывающем историю пожилой женщины, которая нанимает киллера (его сыграл Ник Нолти), чтобы убить себя. Хепбёрн нашла интересной работу в этом мрачном фильме, но отзывы были негативные, а кассовые сборы небольшие[224]. В 1985 году она представила телевизионный документальный фильм о жизни и карьере Спенсера Трейси[225]. Большинство её работ в то время были в основном в телевизионных фильмах, которые не получили похвалу от критиков, но по прежнему пользуются популярностью у зрителей[226]. С каждым фильмом, Хепбёрн хотела объявить об окончании своей карьеры в кино, но какое то время спустя она продолжала играть новые роли[227]. Актриса получила номинацию на премию «Эмми» в 1986 году, за роль в фильме «Миссис Делафилд хочет замужruen», а через два года снялась в комедии «Здесь спала Лора Лэнсингruen», в которой она снялась со своей внучатой племянницей Шайлер Грантruen[228].
В 1991 году Хепбёрн выпустила свою автобиографию, «Me: Stories of my Life», которая возглавляла списки бестселлеров больше года. После она вернулась на телеэкраны в 1992 году в фильме «Мужчина этажом выше», за роль в котором актриса получила номинацию на премию «Золотой глобус». В 1994 году она работала вместе с Энтони Куинном в фильме, «Это не может быть любовьюruen», который в значительной степени был основан на собственной жизни Хепбёрн, с многочисленными ссылками на её личность и карьеру. Позже этот фильм был описан как «вымышленный вариант её жизни», а критики отметили что Хепбёрн по сути, играла саму себя.
Предпоследним фильмом с участием Хепбёрн, стала мелодрама «Любовная история» (1994). В 86 лет, она играла главную роль вместе с Аннетт Бенинг и Уорреном Битти. Это был единственный фильм в карьере Хепбёрн, в котором она не играла ведущую роль. Роджер Эберт отметил, что это был первый раз, когда она выглядела хрупкой, но её «величественный дух» был все ещё в ней и её сцены «украшали фильм». В 1994 году Кэтрин Хепбёрн снялась в своём последнем фильме «Одно Рождествоruen» (1994), за роль в котором она была номинирована на «Премию Гильдии киноактёров США», в категории «Лучшая женская роль в телефильме или мини-сериале». На момент съёмок фильма актрисе было 87 лет.
Кэтрин Хепбёрн скончалась в возрасте 96 лет 29 июня 2003 года в своём доме в небольшом прибрежном городе Олд-Сейбрук в штате Коннектикут. Актриса была похоронена на семейном участке кладбища Седар-Хилл в Хартфорде. Смерть Хепбёрн вызвала широкий общественный резонанс. В течение нескольких месяцев после её кончины в прессе и на телевидении освещались её жизнь и карьера, ей посвящались многие телепередачи, а заголовки ряда газет и журналов выходили со статьями об актрисе на первой полосе. Президент США Джордж Буш выступил с заявлением, в котором было сказано, что «Хепбёрн войдёт в историю как одно из художественных сокровищ нации». В честь её большого вклада в театральную жизнь страны вечером 1 июля 2003 года были погашены огни Бродвея. В 2004 году в соответствии с пожеланием актрисы её вещи были выставлены на аукционе Сотбис в Нью-Йорке, который собрал в итоге 5,8 млн долларов.