Николая Гриценко называли гением уже при жизни. За билетами на его спектакли зрители стояли в очередях часами, а его роли в фильмах преподаватели творческих вузов демонстрируют студентам в качестве наглядного пособия. Николай Олимпиевич действительно был одинаково органичен в роли непорядочного завклубом в «Большой семье», белого офицера Рощина в «Хождении по мукам», дворянина Каренина в «Анне Карениной» и Николая Антоновича Татаринова в «Двух капитанах», из-за любви обрекшего на гибель родного брата.
Мало кто знает, что актером Гриценко мог и не стать - его путь в профессию был не только сложным, но и многоступенчатым. Уроженец украинской станции Ясиноватая (в прошлом - Екатеринославская губерния, а ныне Донецкая область) работал конструктором на металлургическом комбинате, но мечтал о сцене, поэтому сперва окончил музыкально-драматический рабфак в Макеевке, учился в драматическом техникуме при Музыкально-драматическом институте имени Лысенко, в училищах при МХАТе и Центральном театре Красной Армии, а окончил в результате Щукинское театральное училище при Театре имени Евгения Вахтангова, которому посвятил всю жизнь.
О его работе в театре в актерской среде до сих пор рассказывают легенды.
В роли Вадима Рощина с Руфиной Нифонтовой
в фильме «Восемнадцатый год» —
второй части кинотрилогии Григория Рошаля
по роману Алексея Толстого «Хождение по мукам»,
1958 год
Одна из самых красивых актрис советского кино Нина Веселовская удивляется, что о таком уникальном человеке сейчас почти не вспоминают: актеров, игравших с Гриценко в одних фильмах и спектаклях, помнят, а его нет. «Это несправедливо», - считает она.
- Нина Валентиновна, вы хорошо знали Николая Гриценко?
- К сожалению, мы с Николаем Олимпиевичем снимались всего в двух картинах - «Хождение по мукам» и «Два года над пропастью». В первом фильме он был не моим партнером, а Руфины Нифонтовой, игравшей Катю, о чем я очень жалею, поскольку Гриценко был действительно гениальным актером - единственный гений из всех, кого знала.
Гриценко был действительно гениальным актером - единственный гений из всех, кого знала.
Такие слова часто употребляют всуе, поэтому я их не люблю, но Николая Олимпиевича иначе охарактеризовать нельзя. Больше всего меня удивляло то, как потрясающе он перевоплощался. Помню, когда мы снимались вместе, напросилась на спектакль «Шестой этаж» - он играл там французского эстрадного певца. Образ получился настолько выпуклым, что, казалось, он об этом человеке знал абсолютно все - как тот поет, как двигается, во что одевается, с кем дружит, кого любит...
Через какое-то время в Москву приехал на гастроли Ив Монтан, мне посчастливилось попасть на его концерт, и я, глядя на сцену, не могла понять: где я его видела? И потом вдруг поняла, что он один в один Николай Олимпиевич: точно так же, как Гриценко, встал у рояля, скрестил ноги, взмахнул рукой. «Боже мой, - подумала я, - Гриценко ведь никогда не был во Франции, откуда же он знает, как ведет себя настоящий французский шансонье?!
Тогда было другое время - по телевизору Монтана до это точно не показывали, интернета не существовало, так что увидеть француза и перенять его манеры он нигде не мог - их надо было только почувствовать. А ведь это была не самая известная и выдающаяся роль Гриценко, да и спектакль проходной, что уж говорить о тех работах, которые его действительно прославили!
Очень сильное впечатление производила на меня и его невероятная многогранность: Николаю Олимпиевичу были подвластны любые роли - от Рощина и Каренина в кино до Тартальи в «Принцессе Турандот» и князя Мышкина в «Идиоте» в театре.
В роли Алексея Каренина с Василием Лановым (Алексей Вронский)
и Татьяной Самойловой (Анна)
в экранизации Александра Зархи «Анна Каренина»,
1967 год
Нина Веселовская продолжает: «Этот необыкновенный человек отличался простотой и доступностью»
- Говорят, играя очередного героя, Гриценко физически становился другим человеком?
- В том-то и дело! Я сама актриса, знаю, как надо работать над ролью, но то, что делал Николай Олимпиевич, не имело ничего общего с обычной актерской техникой. Он не просто хорошо играл, а жил жизнью своего персонажа, я, например, так не могу, да и те актеры, которых я знала и знаю, тоже. И это при том, что Гриценко нельзя было назвать человеком блестящих знаний и энциклопедического образования, - как я понимаю, в юности он его не получил, а потом у него не хватало на это времени.
После проб на «Хождение по мукам» мы с ним вместе ехали на троллейбусе, разговорились, и он сказал: «Не знаю, соглашаться мне на эти съемки или нет, - еще не решил». - «Как же так, Николай Олимпиевич, - удивилась я, - это же настоящий подарок актеру - экранизация такой замечательной книги!». - «Книги?» - протянул он так удивленно, что я поняла: роман Алексея Толстого он не читал - только сценарий. К тому же Гриценко нельзя было назвать красноречивым человеком и блестящим собеседником, в обычной жизни он плохо выражал свои мысли - путался и запинался, но все это косноязычие волшебным образом исчезало, едва он входил в образ.
К сожалению, мы с ним общались не так уж много - слишком неравным было положение: я - студентка театрального вуза, он - народный артист Советского Союза и лауреат Сталинской премии, хотя даже того небольшого времени, которое мы провели вместе, достаточно, чтобы утверждать: этот необыкновенный человек отличался простотой и доступностью.
Как-то мы с ним ехали вместе в поезде - возвращались со съемок из Киева, с нами был еще Евгений Семенович Матвеев. Николай Олимпиевич рассказывал о спектакле, который репетировал в театре по «Конармии» Исаака Бабеля, и вдруг начал читать монолог своего героя. Я не могла поверить своим глазам: передо мной в купе сидел совсем другой человек, который рассказывал что-то настолько смешное, что мы хохотали до слез. Одно дело, когда актер играет на сцене, и совсем другое, когда он перевоплощается у тебя на глазах, - такое просто невозможно забыть. Николай Олимпиевич ничего не изображал - просто был этим Степаном Вытягайченко, которого впоследствии блестяще сыграл на сцене.
- Белым офицером Рощиным он тоже был?
- До кончиков пальцев, хотя откуда в нем эти безукоризненные манеры и умение держать спину - Гриценко ведь не голубых кровей, родом из небольшого украинского городка, из простой семьи... А как потрясающе он в этой картине играл любовь! Какая у них была замечательная сцена с Руфой, когда он стоит у двери, облокотившись о косяк, долго смотрит на нее, а потом говорит: «До свидания, дорогая!».
Сейчас в фильмах столько откровенных сцен, а любви нет, у Николая Олимпиевича был только взгляд и два слова, а какая бездна чувств! Когда вышла первая часть фильма, «Сестры», все говорили, что мужских ролей в фильме как бы и нет, только женские, поэтому ее надо назвать «Две сестры». Но потом я посмотрела «Восемнадцатый год» и сказала: «Гриценко так хорош, что всех нас уложил на обе лопатки». Некоторые эпизоды с его участием - например, тот, в котором он собирается стреляться, до сих пор стоят у меня перед глазами, хотя картину я последний раз смотрела, наверное, лет 100 назад.
Еще во время съемок меня поразила способность Гриценко жертвовать собой. В одной из сцен он придумал интересный ход: его герой падает лицом в покрытую тонкой коркой льда лужу (за ночь как раз подморозило) и до крови царапает себе лицо. И ведь упал, но, к сожалению, кадр в фильм не вошел - один из ассистентов не понял, что так и было задумано, и бросился к нему: «Николай Олимпиевич, вы не ударились?!». Второй дубль был невозможен - лицо-то уже порезано, а современных кинотехнологий, позволяющих при помощи компьютера дорисовать или, наоборот, убрать что-то с экрана, тогда не существовало.
- Уже не раз замечали, что актеры, сыгравшие главные роли в фильме «Хождение по мукам», трагически уходят из жизни...
- Так название всему виной: Руфа Нифонтова умерла в горячей ванне - в СМИ писали, что она сварилась в кипятке, Николай Гриценко закончил жизнь в сумасшедшем доме... Я после этой картины тоже всю жизнь по мукам хожу...
Нина Веселовская:
«Этот необыкновенный человек
отличался простотой и доступностью»