"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Актеры - Советского и российского кино » Гриценко, Николай Олимпиевич - величайший русский актёр 20-го века


Гриценко, Николай Олимпиевич - величайший русский актёр 20-го века

Сообщений 1 страница 11 из 11

1

Великие и неповторимые


                 Богом избранный актёр - Никола́й Оли́мпиевич Грице́нко

http://www.mega-stars.ru/img/actors/pictures/gritsenko_n/internet/16347.jpg
Никола́й Оли́мпиевич Грице́нко — гениальный советский актёр театра и кино. 

Лауреат Государственной премии РСФСР имени К.С.Станиславского (за театральную работу)
Лауреат Сталинской премии первой степени (1952).
Лауреат Государственной премии СССР (1951 - за участие в фильме "Кавалер Золотой Звезды")
Народный артист СССР (1964)

Дата и место рождения:
24 июля 1912 г., г. Ясиноватая, Бахмутский уезд, Екатеринославская губерния, Российская империя
Дата и место смерти:
8 декабря 1979 г. (67 лет), Москва, РСФСР, СССР

http://s2.uploads.ru/t/ep9gm.gif

Существуют определенные актерские модели, может быть, талантливые, может быть, гениальные - могут быть какие угодно оценки. Но существуют актеры вне этих определений, они как бы не укладываются в наше обычное представление. Мы всегда можем увидеть у актера, даже самого хорошего, какой-то хвостик либо его собственного я, либо предыдущей роли, которую он как-то протащил в следующую.

Феномен Гриценко заключался в том, что никогда нельзя было увидеть ничего ни от самого Николая Олимпиевича, ни от предыдущей роли. Это даже не перевоплощение, это преображение, то есть это изменение не столько внутренней структуры, само собой, но это изменение всего - пластики, голоса, жеста, походки, взгляда. Это полное изменение и слияние с тем человеческим типом, который он хотел представить.

Сегодня о Николае Гриценко вспоминают довольно редко. А, если вспоминают, то, большей частью, о странностях его. А, между тем, Гриценко—не просто величайший актёр 20-го века, но явление уникальное по масштабу и диапазону таланта, непревзойдённого до сей поры никем. Неразгаданная тайна гениальности. И это первое и главное, что следует сказать, говоря об этом великом актёре.

0

2

Тайна гениальности

   Николай Олимпиевич Гриценко — скоморох и лицедей, то есть актер в самом высоком и единственно правильном понимании этого слова. По мнению его коллег по Театру имени Вахтангова, не было роли, которая не далась бы Гриценко — от высочайшей трагедии (князь Мышкин в «Идиоте», Федор Протасов в «Живом трупе») до искрометной комедии и даже гротеска (Мамаев в комедии «На всякого мудреца довольно простоты», Тарталья в «Принцессе Турандот»).

Его способность перевоплощаться, меняться в соответствии с образом озадачивала даже самых близких. Однажды на спектакль «На золотом дне» пришла его матушка, в середине спектакля она заволновалась: «Где же Коля? Почему его нет?» Она не узнала на сцене родного сына!

Судя по отзывам в прессе, на гастролях в Греции потрясенная публика так и не поверила, что потешного толстяка Тарталью, мечущегося Протасова и праведника Мышкина сыграл один и тот же актер.

Казалось, Гриценко не вживался в роль, как это обычно делают актеры, начиная новую работу, а впускал внутрь себя другого человека. Этот человек начинал жить по собственным законам и разумению, а актер лишь транслировал его волю. И только после этого переселения Гриценко начинал лепить внешние черты своего героя. Владимир Этуш рассказывал, что Николай Олимпиевич поначалу использовал много грима и деталей костюма, но постепенно отказывался от всего, по его мнению, лишнего, оставляя главное. И при этом минимуме становился неузнаваемым!

   На спектакли Гриценко всегда приходил за четверть часа до начала, гримировался на скорую руку и… играл с блеском. Однажды главный режиссер театра Рубен Николаевич Симонов вспылил: велел любимому актеру, как и всем остальным, приходить загодя, гримироваться, настраиваться… Гриценко не посмел ослушаться, пришел за час до звонка, тщательно загримировался и — первый раз в жизни провалил спектакль. Видимо, тот человек — его герой, который еще до появления Гриценко в театре уже начал свою жизнь внутри актера — устал ждать, когда же поднимут занавес…

СПЕКТАКЛИ и роли

Приезжайте в Звонковое (А. Корнейчук) / Степан (Театр им. Вахтангова)
    Макар Дубрава (А. Корнейчук) / Шахтер Гаврила (Театр им. Вахтангова)
    На золотом дне (Д. Мамин-Сибиряк) / Молоков (Театр им. Вахтангова)
    Олеко Дундич / Олеко Дундич (Театр им. Вахтангова)
    Идиот (Ф. Достоевский) / Мышкин (Театр им. Вахтангова)
    Маленькие трагедии (А. Пушкин) / Дон Гуан (Театр им. Вахтангова)
    Живой труп (Л. Толстой) / Федор Протасов (Театр им. Вахтангова)
    Виринея (Л. Сейфуллина) / Магара (Театр им. Вахтангова)
    На всякого мудреца довольно простоты (А. Островский) / Мамаев (Театр им. Вахтангова)
    Принцесса Турандот (К. Гоцци) / Тарталья (Театр им. Вахтангова)
    Человек с ружьем (Н. Погодин) / Солдат Шадрин (Театр им. Вахтангова)
    Женщина за зеленой дверью (Р. Ибрагимбеков) / Дашдамиров (Театр им. Вахтангова)

Увы, высочайшую оценку его театральных работ мы, сегодняшние, можем принять только на веру, но работы в кино, к счастью, доступны нам и сейчас:

http://www.stihi.ru/pics/2011/04/25/2137.jpg
Николай Гриценко в роли Каренина -
подлинный и вечный герой-страдалец,
отец и сын Гамлеты в одном лице
Алексей Александрович Каренин в «Анне Карениной» Александра Зархи,

Вадим Рощин в экранизации романа Алексея Толстого «Хождение по мукам» Григория Рошаля, Николай Антонович Татаринов в «Двух капитанах» Владимира Венгерова, директор клуба в «Большой семье» Иосифа Хейфица, Сперанский в «Адъютанте его превосходительства» Евгения Ташкова, немецкий офицер в «Семнадцати мгновениях весны» Татьяны Лиозновой.

http://proekt-wms.narod.ru/zvezd/gricenko15.jpg
В "Семнадцати мгновениях весны" Гриценко появляется в кадре минут на 5.
А запомнился не меньше Штирлица.

Все эти роли сыграны с той высочайшей степенью убедительности, которая по силам только Богом избранным актерам.

0

3

Николай Гриценко родился 24 июля 1912 года на станции Ясиноватая в Екатеринославской губернии (Донецкая область).

В школьные годы Гриценко не отличался способностями и прилежанием к учёбе, и доставлял немало хлопот учителям. При этом будущий актёр так виртуозно сочинял всевозможные небылицы, так неподражаемо и уморительно их рассказывал, что смеялись даже педагоги и прощали ученику нерадивость и шалости. Ясиноватские друзья вспоминали, что когда с ними был Гриценко – они часто хохотали до слёз. Николай обладал уникальным талантом перевоплощения, и у него очень рано проявились задатки великого дарования, которому суждено было расцвести спустя годы на столичных подмостках.

Отец Николая - Олимпий Гриценко подходил к воспитанию своих детей очень ответственно, но готовил их больше к практическим ремёслам, чтобы те могли хорошо заработать на хлеб. Вместе с сестрой будущий корифей Вазтанговской сцены обучался игре на скрипке: сперва у скрипача-самоучки Ивана Захаровича, затем в Макеевской музыкальной школе. Но музыка не стала для него призванием и, окончив в 1931-м году Днепропетровский транспортный политехникум, он работал техником-десятником на станции Мушкетово, затем техником-смотрителем зданий на станции Ясиноватая. В 1932-м году Гриценко стал конструктором в техническом отделе металлургического завода "Сталь" в Макеевке. Там Николай поступил на музыкально-драматический рабфак, ещё не зная, что этот шаг определит всю его дальнейшую судьбу. В любительском театре он переиграл все роли, обнаружив недюжинный талант. Мир кулис завладел молодым актёром и, закончив в 1934-м году рабфак, он отправился в Киев, чтобы продолжать учёбу.

Он проучился год в Киевском драматическом техникуме при Музыкально-драматическом институте имени Лысенко, после чего приехал в Москву. В 1935 году он поступил в училище при МХТ-II, спустя год перешел в театральную школу при ЦТКА, и потом - в Театральное училище имени Щукина. Сразу после окончания училища в 1940 году Гриценко приняли в труппу Вахтанговского театра, в котором он прослужил до конца жизни.

0

4

Его служба в театре начиналась с небольших ролей. Но даже их Николай Олимпиевич умел сделать заметными. В небольших комедийных ролях ярко проявлялся его незаурядный импровизационный дар, вместе с художником он искал смешные детали костюма своего персонажа, не боялся рискованного грима. Но его смелая фантазия всегда была оправдана внутренней логикой развития образа, подсмотренного в реальной действительности. Поэтому его персонажи, даже самые нелепые и диковинные, были очень убедительны. Юрий Яковлев вспоминал, что, как только он переступил порог театра, ему тотчас рассказали, "что Николай Гриценко начинал с бессловесных проходов по сцене, например в "Дон Кихоте", и – заслуживал аплодисменты".

Первые крупные роли актёр сыграл в пьесах "Когда поют жаворонки" и "Приезжайте в Звонковое". В первом спектакле он исполнял роль председателя колхоза, героя со всех сторон положительного и идейного. Казалось бы, роль скучная и неинтересная, но Гриценко сумел сыграть её так, что заставил говорить о себе всю театральную общественность Москвы. В феврале 1941 года состоялась премьера одного из лучших спектаклей театра Вахтангова "Перед заходом солнца". 21-го июня на сцене впервые шёл лермонтовский "Маскарад". А на следующий день после премьеры началась война. 23-го июня во время бомбежки в здание театра Вахтангова попала бомба. Среди погибших оказался один из лучших актеров театра — Василий Куза, бывший в ту ночь на дежурстве. Здание театра на Арбате оказалось сильно разрушено, были уничтожены многие декорации. Театр решено было эвакуировать в Омск, но Николай Гриценко не уехал в Омск вместе с остальной труппой, а отправился в Архангельск, где поступил на командирские курсы. Семья Гриценко осталась в Москве, а сам Николай Олимпиевич так и не попал на фронт. Несколько месяцев проучившись на курсах в Архангельске, он получил первое приглашение в кино.

0

5

Свою первую роль Николай Гриценко сыграл в 1942 году в мелодраме Юлия Райзмана "Машенька" - одной из проникновеннейших, нежнейших картин не только в советском, но и в мировом кино. Следующей роли в кино Гриценко пришлось ждать более трёх лет. Окончилась война, в Москву из эвакуации возвратился театр Вахтангова. Режиссёр Игорь Савченко приступил к съёмкам фильма "Старинный водевиль" по мотивам классического русского водевиля П.Фёдорова "Аз и ферт". На главную роль режиссёр пригласил Николая Гриценко.

http://chtoby-pomnili.com/preview.php?width=max&dir=267&id=03.jpg

Следом за романтическим героем 19-го века, Гриценко не менее блестяще исполнил роль Артамашева в фильме "Кавалер Золотой звезды", в котором судьба вновь свела его с режиссёром Юлием Райзманом. Пустоту сюжета компенсировал поистине звёздный ансамбль: оператор Сергей Урусевский, композитор Тихон Хренников, актёры Сергей Бондарчук, Анатолий Чемодуров, Борис Чирков, Иван Переверзев, Тамара Носова… Южный колорит, столь живо представленный в фильме, был родным для Николая Олимпиевича, и образ, созданный им, получился необычайно живым и ярким. Позже эта роль принесла ему Сталинскую премию.

В то время актёр вместе с женой занимал комнату в доме на Красной площади. Дом этот был довольно необычен. Древняя постройка, известная как "палаты Бориса Годунова", напоминал монастырь со сводами, нишами и толстыми, более двух метров, стенами. Комнаты по своей конфигурации и размерам были весьма разнообразны. В остальном, это была вполне рядовая советская коммуналка: длинный коридор более пятидесяти метров, на каждую квартиру приходилось по десять семей, так что численность жильцов достигала сорока человек. Во дворе мальчишки целыми днями играли в футбол, и излюбленной их забавой было демонстрировать своё презрение к "интеллигенции". Один из участников подобных шалостей вспоминал: "Считалось особым шиком сшибить мячом зеленую шляпу с проходившего мимо с молодой женой (или сестрой) знаменитого впоследствии актера Николая Гриценко, снимавшего в те годы комнату в одной из квартир на втором этаже. Однажды, после очередного «происшествия», я случайно оказался рядом с ним, хотя сам такими проделками никогда не отличался. Актер остановился и стал высказывать мне все, что он о нас думает. Я сгорал со стыда, но выдать виновника происшествия просто не мог!".

"У него была чудная супруга первая, она вела его по жизни за руку. Она следила за тем, как он одевался, как он репетировал, работал…", - рассказывал Михаил Ульянов о первой жене Николай Олипиевича. Тем не менее, жена оставила Гриценко и уехала в Ригу. Актёр очень переживал это, был растерян и подавлен. Женой Гриценко была начинающая актриса Ирина Бунина, известная зрителям по роли любовницы Кафтанова Лушки в телесериале "Вечный зов". Происходившая из актёрской семьи, Бунина приехала в Москву из Украины. Вениамин Смехов вспоминал свою встречу с Гриценко и Буниной зимой 1964-го года в доме отдыха ВТО: "Обожаемый вахтанговец Николай Гриценко отдыхает в Рузе вместе со своей женой, она же - моя однокурсница Ира Бунина. И, гуляючи дорожками зимнего парка, я зову его посетить наш младенческий театр, сулю ему удовольствие, вопрошаю об их совместных трудах с Юрием Любимовым. На спектакли, хоть и собирался, Гриценко так и не сходил, а на вопрос ответил так: "Я Юру не видел год, как он ушел от нас, а тут застукал его возле машины и кричу: "Юрка! Я такого о тебе наслушался, понять не пойму! Чтобы Юра Любимов, дотошный станиславщик, самый прожженный правдист - и вдруг сделался ярым формалистом! Говорят, Брехта поставил так, что Станиславский во гробе перевернулся! Говорят, песни поют, пантомиму играют - и никакой психологии! И я не пойму - это тот Юрка Любимов или другой?" А он мне: "Тот, тот", - и укатил на Таганку!".

Ирина Бунина называла Гриценко своим учителем: "Каждый раз после спектакля он мне говорил: "Ирочка, тут ты была точна, а вот этот момент надо бы доработать". При этом знаменитый актёр и сам прибегал к советам молодой жены. "Коля не стеснялся обращаться ко мне за помощью, когда у него что-то не получалось, – рассказывает она. – Помню, у него не получалась в одном спектакле сцена с револьвером. Он меня спросил: "Ирочка, ну как же сделать это гениально?". Тогда я ему посоветовала принять горячий душ, чтобы кровь просто кипела в венах, а потом взять льдинку и провести по коже. То ощущение, которое ты испытаешь, говорила я, тебе нужно передать на сцене. Когда у него все получилось, он тихо сказал мне: "Спасибо, малыш". Актриса признаётся: "Те минуты, которые я провела с Колей, были самыми счастливыми. Я очень его любила…".

Следующую картину, в которой снимался Гриценко, так и не вышла на экраны. Фильм "Прощай, Америка" снимали режиссёр Александр Довженко и его жена Юлия Солнцева. Сюжет его был почерпнут из реальной жизни. В 1947-м году в СССР прибыла новая сотрудница посольства США Аннабела Бюкар, по совместительству агент ЦРУ. Советские органы госбезопасности быстро заметили, что американка весьма неравнодушна к русским мужчинам. Тогда заграничную агентессу на приеме в "Метрополе" познакомили с солистом оперетты Лапшиным. Вскоре Аннабела вышла за него замуж, и молодая советская семья счастливо зажила в четырехкомнатной квартире в Доме на набережной. Лучшего сюжета для пропагандистского фильма быть не могло. Режиссёр снимал фильм о любви, о том, что никакое расстояние, никакая идеология не могут помешать людям быть вместе. В картине снимались замечательные актёры, среди которых были Людмила Шагалова и Юрий Любимов. Гриценко играл роль секретаря американского посольства Арманда Хауорда. Главная же роль досталась его сестре, Лилии. Фильм "Прощай, Америка" мог стать трамплином для взлёта кинематографической карьеры Лилии Гриценко, но этого не произошло. Американка отправилась в посольство США и оттуда улетела в Америку, бросив не только мужа, но и сына. Съёмки ленты "Прощай Америка", до окончания которых оставалось меньше месяца, были прекращены по личному приказу Сталина. Это стало концом профессиональной деятельности Александра Довженко. Больше мастер ничего не снимал.

http://chtoby-pomnili.com/preview.php?width=max&dir=267&id=04.jpg

Несмотря на востребованность в кино, Николай Олимпиевич всегда ставил на первое место театр. "Как актер я давно пришел к выводу, что только театр переживания, театр, в котором актер владеет искусством перевоплощения - мой театр", - говорил он позднее. "Для него кроме театра ничего не существовало", - свидетельствовала Людмила Максакова.

0

6

В начале 1950-х годов Гриценко стал ведущим актёром театра Вахтангова и был занят в большом числе идущих на его сцене спектаклей, среди которых "Олеко Дундич", "Человек с ружьём", где он играл роль солдата Шадрина, фронтовика, вернувшегося с Первой Мировой войны, простого русского мужика с крестьянской смекалкой, являющегося на приём к Ленину, "Седая девушка". В 1953-м году театр решил ставить сатирическую пьесу Михалкова "Раки". "Когда Сергей Владимирович читал нам свою пьесу, мы хохотали до упаду, - вспоминал Юрий Яковлев. - Все изголодались по современной сатире, тем более что пьеса затрагивала ещё недавно запретную тему – идиотские нравы номенклатурных чиновников. Сюжет эхом перекликался с гоголевским "Ревизором", но михалковский Ленский не был зеркальным отражением Хлестакова. Это был мошенник со стажем, умевший просчитывать на несколько ходов вперёд. Такая роль – подарок хорошему актёру. Она и досталась Гриценко при одобрении всей труппы".

В те годы Николай Олимпиевич создал в театре и кино целую галерею проходимцев. В фильме "Судьба Марины" актёр сыграл карьериста, который, оставив родной колхоз и семью, уезжает в город и пытается там продвинуться по служебной лестнице, соблазнив юную дочь крупного начальника. Картина снималась на Украине, идеологически выверенный сюжет, по традиции, украшали известные актёры: Екатерина Литвиненко, Татьяна Конюхова, Александр Сердюк, Борис Андреев, Нонна Копержинская, Римма Мануковская, Михаил Заднепровский, Роза Макагонова… Свою первую роль в этом фильме сыграл Леонид Быков. Ещё более отталкивающего персонажа - заведующего клубом, по-хлестаковски рассказывающего о своих знакомствах с великими писателями и бросающего соблазнённую им молодую девушку, узнав о её беременности - сыграл Гриценко в фильме Иосифа Хейфица "Большая семья".
http://chtoby-pomnili.com/preview.php?width=max&dir=267&id=05.jpg

Именно Гриценко изначально видел режиссёр Виктор Иванов в роли Свирида Петровича Голохвастова, приступая к съёмкам комедии "За двумя зайцами". Но вначале заменена была исполнительница, утверждённая на главную роль. Изначально предполагалось, что играть её будет Майя Булгакова. Режиссер Виктор Иванов искал кого-то, кто мог подыграть уже утвержденным на главные роли. Случилось так, что на студии Довженко он встретил актрису Маргариту Криницыну и пригласил её на пробы. Криницына даже не стала гримироваться. Когда она произнесла фразу: "Ви, маминька, одягнить чепчика, а ви, папинька, – галстука!" – все ахнули: вылитая Пронька! В результате роль Прони Прокоповны досталась ей, а роль Голохвастова сыграл Олег Борисов.

В 1954-м году на экраны вышла экранизация рассказа Чехова "Шведская спичка", снятая К.Юдиным по сценарию Н.Эрдмана. В этом фильме Гриценко играл рядом с великими мхатовцами М.Яншиным, А.Грибовым, А.Тарасовой, а также А.Поповым, Т.Носовой, М.Названовым… В этой ленте сошлись все театральные школы, через которые прошёл Николай Олимпиевич в первые московские годы.
http://www.kino-teatr.ru/movie/kadr/7979/167138.jpg
"Шведская спичка" Псеков управляющий Кляузова.

Фильм "Шведская спичка" можно по праву считать шедевром отечественного кинематографа.

0

7

Будучи занят в большом количестве спектаклей, Гриценко не позволял себе пропускать ни одной репетиции. На спектакли он всегда приходил за четверть часа до начала, гримировался на скорую руку и, мгновенно преобразившись, блестяще исполнял свои роли. Однажды Рубен Симонов вспылил и велел актеру, как и всем остальным, приходить загодя, гримироваться, настраиваться… Гриценко не посмел ослушаться, пришел за час до звонка, тщательно загримировался и… сыграл хуже, чем обычно. Словно его герой, который еще до появления Гриценко в театре уже начал свою жизнь внутри него, устал ждать, когда же поднимут занавес… После этого случая Симонов отказался от своего требования.

Кроме актёрской работы, Николай Олимпиевич занялся режиссурой. Вместе с Д.Андреевой и В.Шлезингером в 1956-м году он поставил внеплановый спектакль по пьесе А.Жери "Шестой этаж". Главную роль, студента Жонваля играл сам Гриценко. Коллеги недоумевали, когда и как при такой нагрузке Николай Олимпиевич успевает сниматься в кино. В театре ходила шутка, что Гриценко снимается в антрактах.

"Идиот", инсценировку которого создал Юрий Олеша, в театре Вахтангова был поставлен А.И. Ремизовой в 1958-м году. На главную роль был утверждён Гриценко.

- Как он интересно нас всех замучил! - говорила Елизавета Георгиевна. - Все ползком крадутся поначалу, присматриваются, прислушиваются. А Николай Олимпиевич на вторую репетицию приходит: "Вот я такого типа заметил...". И вдруг сморщился, съежился - пошел по комнате. Ремизова обрадовалась: "Отлично, это Мышкин! Давайте его сюда". А он: "Нет, а еще вот какого я видел. Кажется, тоже хороший..." И опять удивляет всех совсем новым, но совершенно точным, как будто мы его сами только что видели на Арбате. "Стоп! - кричит Ремизова. - Это готовый князь. Давайте его сюда". А Гриценко назавтра еще трех типов - и все разные, и все, понимаете, годятся! Но за этими зарисовками - бездна труда, отбора, верного глаза... ну, и таланта, конечно же...".

В актёрской среде ходит определение: плохой актёр имеет три штампа, хороший – двадцать три. У Гриценко их было бесчисленное множество, выходя в одной и той же роли на протяжении многих лет, он каждый раз играл её по-разному. "Задумав какую-то форму, образ, характер, мог влезать в него стопроцентно, - свидетельствовал Василий Лановой. - Он переставлял себя так, как никто в нашем театре не мог. Он был лицедей №1".

Из воспоминаний режиссёра Сергея Евлахишвили: "Рассказывали, что Рубен Симонов с некоторым страхом ждал появления Гриценко на репетиции потому, что если другие актеры имели один, реже два варианта роли, то у Гриценко их могло быть десять и более. Как-то я шел вместе с ним по Арбату от театра Вахтангова до Смоленской площади, не знаю, замечал ли это Николай Олимпиевич, во всяком случае разговора мы не прерывали, но в его облике, как в зеркале, отражались идущие навстречу прохожие: кособоконький человек с портфелем, самодовольный чинуша... Создавалось впечатление, что он механически копировал и запоминал заинтересовавшие его типы. Может быть, именно так находил он краски для будущих ролей? Ведь от спектакля к спектаклю даже одного и того же персонажа всякий раз играл по-новому. В самом крошечном эпизоде умудрялся найти удивительно точный образ. Помню, в спектакле театра Вахтангова "День деньской" Николай Олимпиевич должен был изобразить приезжего из глубинки, идущего на аудиенцию к директору крупного завода. Он входит в приемную, на лацкане пиджака ордена, медали. Но как идет? Какой-то неуверенной, странной походкой. Не обратить внимания невозможно. Что такое? Но вот человек при орденах садится ждать и... снимает туфли. Как на ладони многим знакомый образ приехавшего из провинции, одевшего на прием к начальству все лучшее, в том числе и новую обувь, которая невыносимо жмет". Актриса Ирина Бунина, жена Гриценко, вспоминала: "Помню, мы ехали в трамвае. Он мне говорит: "Посмотри вон на ту девушку, которая читает газету в такой холод. Какое у нее выражение лица, когда она читает и одновременно сморкается в перчатку. Запомни это выражение. Ты его сыграешь". "Пожалуй, самым интересным представителем традиции вахтанговской школы могу назвать Николая Олимпиевича Гриценко, - пишет Юрий Яковлев. - Что он вытворял на сцене, как у него работала фантазия! Рассказывали, как на репетиции его спрашивал Рубен Николаевич Симонов: "Николай Олимпиевич, расскажите, что вы думаете о роли?". "Я еще не готов, — отвечал Гриценко, — мне надо подсмотреть персонажа". Где он подглядывал своего персонажа — неизвестно: на улице, в магазине, у знакомых, в театре. Он искал походку, выражение лица, жесты. Лепил образ с натуры. Ничего не выдумывал из головы".

0

8


Николая Гриценко называли гением уже при жизни.
За билетами на его спектакли зрители стояли в очередях часами, а его роли в фильмах преподаватели творческих вузов демонстрируют студентам в качестве наглядного пособия. Николай Олимпиевич действительно был одинаково органичен в роли непорядочного завклубом в «Большой семье», белого офицера Рощина в «Хождении по мукам», дворянина Каренина в «Анне Карениной» и Николая Антоновича Татаринова в «Двух капитанах», из-за любви обрекшего на гибель родного брата.

Мало кто знает, что актером Гриценко мог и не стать - его путь в профессию был не только сложным, но и многоступенчатым. Уроженец украинской станции Ясиноватая (в прошлом - Екатеринославская губерния, а ныне Донецкая область) работал конструктором на металлургическом комбинате, но мечтал о сцене, поэтому сперва окончил музыкально-драматический рабфак в Макеевке, учился в драматическом техникуме при Музыкально-драматическом институте имени Лысенко, в училищах при МХАТе и Центральном театре Красной Армии, а окончил в результате Щукинское театральное училище при Театре имени Евгения Вахтангова, которому посвятил всю жизнь.

О его работе в театре в актерской среде до сих пор рассказывают легенды.

http://www.bulvar.com.ua/images/doc/da88643-ru.hr.rian-00064330.jpg
В роли Вадима Рощина с Руфиной Нифонтовой
в фильме «Восемнадцатый год» —
второй части кинотрилогии Григория Рошаля
по роману Алексея Толстого «Хождение по мукам»,
1958 год

Одна из самых красивых актрис со­вет­ского кино Нина Веселовская удивляется, что о таком уникальном человеке сейчас почти не вспоминают: актеров, игравших с Гриценко в одних фильмах и спектаклях, помнят, а его нет. «Это несправедливо», - считает она.

- Нина Валентиновна, вы хорошо знали Николая Гриценко?

- К сожалению, мы с Николаем Олимпиевичем снимались всего в двух картинах - «Хождение по мукам» и «Два года над пропастью». В первом фильме он был не моим партнером, а Руфины Нифонтовой, игравшей Катю, о чем я очень жалею, поскольку Гриценко был действительно гениальным актером - единственный гений из всех, кого знала.

Гриценко был действительно гениальным актером - единственный гений из всех, кого знала.

Такие слова часто употребляют всуе, поэтому я их не люблю, но Николая Олимпиевича иначе охарактеризовать нельзя. Больше всего меня удивляло то, как потрясающе он перевоплощался. Помню, когда мы снимались вместе, напросилась на спектакль «Шестой этаж» - он играл там французского эстрадного певца. Образ получился настолько выпуклым, что, казалось, он об этом человеке знал абсолютно все - как тот поет, как двигается, во что одевается, с кем дружит, кого любит...

Через какое-то время в Москву приехал на гастроли Ив Монтан, мне посчастливилось попасть на его концерт, и я, глядя на сцену, не могла понять: где я его видела? И потом вдруг поняла, что он один в один Николай Олимпиевич: точно так же, как Гриценко, встал у рояля, скрестил ноги, взмахнул рукой. «Боже мой, - подумала я, - Гриценко ведь никогда не был во Франции, откуда же он знает, как ведет себя настоящий французский шансонье?!

Тогда было другое время - по телевизору Монтана до это точно не показывали, интернета не существовало, так что увидеть француза и перенять его манеры он нигде не мог - их надо было только почувствовать. А ведь это была не самая известная и выдающаяся роль Гриценко, да и спектакль проходной, что уж говорить о тех работах, которые его действительно прославили!

Очень сильное впечатление производила на меня и его невероятная многогранность: Николаю Олимпиевичу были под­властны любые роли - от Рощина и Каренина в кино до Тартальи в «Принцессе Турандот» и князя Мышкина в «Идиоте» в театре.
http://www.bulvar.com.ua/images/doc/6edd21f-f------------------------1004.jpg
В роли Алексея Каренина с Василием Лановым (Алексей Вронский)
и Татьяной Самойловой (Анна)
в экранизации Александра Зархи «Анна Каренина»,
1967 год

Нина Веселовская продолжает: «Этот необыкновенный человек отличался простотой и доступностью»

- Говорят, играя очередного героя, Гриценко физически становился другим человеком?

- В том-то и дело! Я сама актриса, знаю, как надо работать над ролью, но то, что делал Николай Олимпиевич, не имело ничего общего с обычной актерской техникой. Он не просто хорошо играл, а жил жизнью своего персонажа, я, например, так не могу, да и те актеры, которых я знала и знаю, тоже. И это при том, что Гриценко нельзя было назвать человеком блестящих знаний и энциклопедического образования, - как я понимаю, в юности он его не получил, а потом у него не хватало на это времени.

После проб на «Хождение по мукам» мы с ним вместе ехали на троллейбусе, разговорились, и он сказал: «Не знаю, соглашаться мне на эти съемки или нет, - еще не решил». - «Как же так, Николай Олимпиевич, - удивилась я, - это же настоящий подарок актеру - экранизация такой замечательной книги!». - «Книги?» - протянул он так удивленно, что я поняла: роман Алексея Толстого он не читал - только сценарий. К тому же Гриценко нельзя было назвать красноречивым человеком и блестящим собеседником, в обычной жизни он плохо выражал свои мысли - путался и запинался, но все это косноязычие волшебным образом исчезало, едва он входил в образ.

К сожалению, мы с ним общались не так уж много - слишком неравным было положение: я - студентка театрального вуза, он - народный артист Советского Союза и лауреат Сталинской премии, хотя даже того небольшого времени, которое мы провели вместе, достаточно, чтобы утверждать: этот необыкновенный человек отличался простотой и доступностью.

Как-то мы с ним ехали вместе в поезде - возвращались со съемок из Киева, с нами был еще Евгений Семенович Матвеев. Николай Олимпиевич рассказывал о спектакле, который репетировал в театре по «Конармии» Исаака Бабеля, и вдруг начал читать монолог своего героя. Я не могла поверить своим глазам: передо мной в купе сидел совсем другой человек, который рассказывал что-то настолько смешное, что мы хохотали до слез. Одно дело, когда актер играет на сцене, и совсем другое, когда он перевоплощается у тебя на глазах, - такое просто невозможно забыть. Николай Олимпиевич ничего не изображал - просто был этим Степаном Вытягайченко, которого впоследствии блестяще сыграл на сцене.

- Белым офицером Рощиным он тоже был?

- До кончиков пальцев, хотя откуда в нем эти безукоризненные манеры и умение держать спину - Гриценко ведь не голубых кровей,  родом из небольшого украинского городка, из простой семьи... А как потрясающе он в этой картине играл любовь! Какая у них была замечательная сцена с Руфой, когда он стоит у двери, облокотившись о косяк, долго смотрит на нее, а потом говорит: «До свидания, дорогая!».

Сейчас в фильмах столько откровенных сцен, а любви нет, у Николая Олимпиевича был только взгляд и два слова, а какая бездна чувств! Когда вышла первая часть фильма, «Сестры», все говорили, что мужских ролей в фильме как бы и нет, только женские, поэтому ее надо назвать «Две сестры». Но потом я посмотрела «Восемнадцатый год» и сказала: «Гриценко так хорош, что всех нас уложил на обе лопатки». Некоторые эпизоды с его участием - например, тот, в котором он собирается стреляться, до сих пор стоят у меня перед глазами, хотя картину я последний раз смотрела, наверное, лет 100 назад.

Еще во время съемок меня поразила способность Гриценко жертвовать собой. В одной из сцен он придумал интересный ход: его герой падает лицом в покрытую тонкой коркой льда лужу (за ночь как раз подморозило) и до крови царапает себе лицо. И ведь упал, но, к сожалению, кадр в фильм не вошел - один из ассистентов не понял, что так и было задумано, и бросился к нему: «Николай Олимпиевич, вы не ударились?!». Второй дубль был невозможен - лицо-то уже порезано, а современных кинотехнологий, позволяющих при помощи компьютера дорисовать или, наоборот, убрать что-то с экрана, тогда не существовало.

- Уже не раз замечали, что актеры, сыгравшие главные роли в фильме «Хождение по мукам», трагически уходят из жизни...

- Так название всему виной: Руфа Нифонтова умерла в горячей ванне - в СМИ писали, что она сварилась в кипятке, Николай Гриценко закончил жизнь в сумасшедшем доме... Я после этой картины тоже всю жизнь по мукам хожу...

http://www.bulvar.com.ua/images/doc/5235d2e-01------------.jpg
Нина Веселовская:
«Этот необыкновенный человек
отличался простотой и доступностью»

0

9

Актер и режиссер Борис Токарев играл с Николаем Олимпиевичем в любимом фильме нашего детства - шестисерийные «Два капитана» Евгения Карелова в то время часто показывали во время каникул.

http://www.bulvar.com.ua/images/doc/5d3772d-f---------------------1.jpg
В роли Николая Татаринова с Борисом Токаревым
(Саня Григорьев) в знаменитой экранизации
Евгения Карелова «Два капитана», 1976 год


- Борис Васильевич, какие воспоминания сохранились у вас о Николае Гриценко?

- Помню и люблю его преж­де всего как уникального актера, в арсенале которого было бессчетное количество. профессиональных красок. У него в дело шло все - и голос, и произношение, и пластика, и физиологическое, и психологическое состояние. Известна история о том, как Николай Олимпиевич мучился из-за того, что не мог придумать походку для своего героя в фильме Александра Зархи «Анна Каренина». В результате обратился к другому нашему замечательному актеру Евгению Веснику, у которого было оригинальное хобби - он собирал походки известных людей. И Весник подарил ему манеру, которую когда-то подсмотрел у композитора Прокофьева, - Сергей Сергеевич двигался, как иноходец: выбрасывал вперед правую руку и ногу, а потом левую. Гриценко вспоминал: после того как он начал так ходить, многое понял о своем герое.

А вы не обращали внимания на то, как выразительно Каренин произносит слово «что» - не через «ша», а через «че»? Вся эта нелепость - и походки, и произношения, и еще многих других штрихов - работает на драматичность образа. Знаете, не так давно я пересматривал картину и понял, что главная трагедия «Анны Карениной» - трагедия Каренина, а не Анны или Вронского. Николай Олимпиевич потрясающе сыграл страдания человека, который не позволяет себе совершать предосудительные поступки, потому что очень зависим от мнения света.

- Работая над образом Николая Антоновича в «Двух капитанах», Гриценко пользовался этими своими умениями?

- Николай Олимпиевич настолько погружался в образ, что у него менялся цвет глаз - они то темнели, то светлели. Так, например, было в минуту сильного душевного волнения, как в сцене нашего с ним разговора после смерти Марии Васильевны, когда он, срываясь на фальцет, кричит: «Эта змея вползла в наш дом!». И когда Саня просит показать ему письма капитана Татаринова, бросает ему их в лицо.

http://www.bulvar.com.ua/images/doc/b496bf5-02--------2.jpg
Борис Токарев:
«Николай Олимпиевич настолько
погружался в образ,
что у него менялся цвет глаз»

До сих пор поражаюсь, насколько выверено и точно он это делал: дрожащими руками открывал ящик письменного стола,
брал пачку писем, при этом пальцы у него были узловатыми, как птичья лапа, и швырял их. Все можно было сделать гораздо проще, не мучаясь над каждым жестом и взглядом (многие актеры не обращают внимания на такие «мелочи»), но Николай Олимпиевич не умел так работать - он филигранно оттачивал каждую сцену, поэтому они у него получались незабываемыми.

Так же тщательно Гриценко обсуждал с художником по костюмам каждую деталь своего туалета, будь то парадный костюм или домашняя бархатная куртка, которую, кстати, предложил именно он. Современные актеры часто снимаются в разных фильмах в одном и том же джемпере, они не знают, что такое исторический костюм, как носить военный мундир, воротничок-стойку и накрахмаленные манжеты. Такие же актеры, как Гриценко, уделяли огромное внимание даже пуговицам на пиджаке, поскольку знали: на образ работает любой штрих и неважных вещей в этом деле нет. Кстати, Николай Олимпиевич и в жизни очень хорошо одевался - у него был безукоризненный вкус, позволявший ему подбирать и сочетать вещи, он умел их носить.

- Фильм «Два капитана» - последняя большая работа Николая Гриценко в кино?

- Мало кто знает, что в это время он уже был тяжело болен и вскоре после того, как фильм показали по телевидению, попал в психиатрическую лечебницу. Он страдал рассеянным склерозом, из-за чего не мог запомнить даже двух предложений роли. Чтобы он мог играть, ему писали текст на больших листах ватмана и развешивали по комнате - на мебели и стенах, на которые он смотрел перед каждой фразой.

При этом камера следила за ним неотрывно, и казалось, зрители сразу же должны были заметить, что актер пользуется подсказками, но Николай Олимпиевич талантливо оправдывал движение глаз - оно говорило не о том, что ему нужно подсмотреть слова, а о тонких душевных переживаниях его героя. Кстати, так он сыграл еще одну свою роль - немецкого генерала, с которым беседует в поезде Штирлиц: листы с текстом ему вешали на стену купе. Но если вы об этом обстоятельстве не знали, ни за что бы не догадались - этот органичный актер любой свой недостаток превращал в достоинство.

http://www.bulvar.com.ua/images/doc/75a3050-f-------,----------1951-----------------------.jpg
С сестрой —
актрисой и оперной певицей Лилией Гриценко
— в последнем незаконченном фильме
Александра Довженко «Прощай, Америка!»,
1951 год

0

10

http://chtoby-pomnili.com/preview.php?width=max&dir=267&id=07-2.jpg

Почти каждый театр имеет спектакль, являющийся его визитной карточкой.

Визитной карточкой театра Вахтангова, безусловно, являлась "Принцесса Турандот". Умирающий Вахтангов поставил его в годы разрухи и даже не успел увидеть премьеры. К нему на квартиру в антракте приезжал Станиславский, чтобы рассказать о грандиозном успехе постановки, которую сам считал чересчур легковесной. Спектакль давал возможность продемонстрировать лучшие силы театра, представить всю труппу. В первой постановке в главных ролях были заняты тогда начинающие актёры: Юрий Завадский, властитель женских сердец той поры, Цецилия Мансурова, которой Вахтангов неожиданно рискнул вопреки рациональному подходу доверить роль Турандот, желая узнать, как она, молодая актриса, справится с ней, Борис Захава, Рубен Симонов, Борис Щукин, Александра Ремизова… Первая постановка "Турандот" имела грандиозный успех. Москва напевала песенки и мелодии из спектакля, сочиняла частушки. Именем своенравной принцессы называли духи, пудру и конфеты. Театровед Мокульский констатировал: "Сейчас уже ясно: "Турандот" - это большая дата, большой вклад в историю русского, а следовательно, и мирового театра ХХ века". В 1963 году после долгих сомнений и колебаний Рубен Симонов решил возобновить спектакль. На смену Юрию Завадскому пришёл принц не менее прекрасный – Василий Лановой. Эстафету Цецилии Мансуровой приняла Юлия Борисова. Особое внимание уделялось маскам: Труффальдино – Эрнст Зорин, Бригелла – Михаил Ульянов, Панталоне – Юрий Яковлев, Тарталья – Николай Гриценко

Василий Лановой
рассказывал о Николай Гриценко: "Он обладал редким даром скоро находить общий рисунок роли. А найдя его, смело, как в омут, бросался в уже найденную форму существования героя, умел великолепно жить в определённом рисунке роли и делал просто чудеса в мгновенном перевоплощении в создаваемый образ, да так, что порою его трудно было узнать, и это при минимальном гриме. Гриценко обладал поразительной смелостью – работал, как правило, на максимальной высоте и шёл по самому острию опоры, когда казалось, ступи чуть-чуть не так – и сорвёшься. Но он смело шёл по этому острию, не допуская срыва. Шёл всегда на грани "перебора", но счастливо избегал его, работая, таким образом, по самому максимуму, выкладываясь в полную силу. Вот этой возможностью перелить себя в найденную сценическую форму Николай Олимпиевич обладал в совершенстве. Если Ульянов чаще к себе подтягивал персонаж, к своим ярко выраженным данным, то Гриценко свою индивидуальность подчинял определённому рисунку, вливаясь в найденную им форму. Но и в этой форме, внешнем рисунке роли он почти не повторялся. Казалось, из какой-то бездонной копилки доставал он всё новые и новые лики, с непостижимой щедростью отказывался от уже найденного".

Тарталья в интерпретации Гриценко – вечный школьник, наивный, ребячливый и поразительно смешной. "Детскость – незаменимая черта актёра, помогающая ему верить в предлагаемые условия игры, - отмечал Юрий Яковлев. - Для масок в "Турандот" это просто обязательное условие. Более всего это относилось к Тарталье – Гриценко. Он был непосредственен до наива, что тут было весьма кстати". Диалоги масок, отчасти прописанные Аркадием Райкиным, чья дочь, Екатерина, также была занята в спектакле, были, во многом, построены на импровизации исполнителей этих ролей. Разумеется, далеко не все вольности, которые позволяли себе актёры во время репетиций, доходили до сцены.

Гриценко отличали необыкновенная сценическая смелость и изобретательность художественных приемов. Рубен Симонов, актеры-коллеги приходили смотреть, "как работает" Николай Гриценко, восхищаясь его "неожиданностью" на каждом спектакле. Его называли "театром в театре". Он был актером широкого диапазона, обладал редким даром внешнего и внутреннего перевоплощения, яркой и щедрой фантазией.

Василий Лановой:
"Я не помню в своей жизни человека, который мог бы так далеко отходить от своей сути по линии создания характеров. У него была в этом смысле гениальная способность. Он интуитивно во время чтения видел этот образ, и уже из него никакой кувалдой выбить было невозможно. Он влезал туда, расширяясь, расправляя плечи, становясь шире, и плавал там, как рыба в воде".

0

11

Сложнейшая роль в театре совпала с ключевой ролью, сыгранной Гриценко в кино. Ровно за год до постановки "Идиота" режиссёр Григорий Рошаль приступил к съёмкам экранизации романа Алексея Толстого "Хождение по мукам". Работа над лентой продолжалась три года. Николай Олимпиевич играл в картине главную роль – белого офицера Рощина.

http://korifei-vahtangova.narod.ru/index.files/36468.jpg
Как и во всякой своей работе, Гриценко в этой роли выкладывался полностью, не экономя ни сил, ни нервной энергии. В театре он играл блаженного князя Мышкина и ещё несколько совершенно противоположных ролей, а на съёмочной площадке создавал образ аристократа, офицера до мозга костей, человека чести, глубоко переживающего крушение своей страны, как собственной жизни, которому не квартиры в Петербурге, не карьеры жалко, а большого человека, которого он потерял в себе вместе с родиной, позор которой для него всего невыносимее. Георгий Данелия вспоминал: "Снимали сцену "ранение Рощина". Накануне ночью подморозило, и лужи покрылись коркой льда. Николай Гриценко, который играл белого офицера Рощина, предложил эффектный кадр: Рощина ранят, он падает и лицом разбивает ледяную корку. "Снимайте наверняка, — предупредил Гриценко. — Падать буду только один раз". Настроились, тщательно все проверили. "Все готовы?" — спросил Рошаль. "Готовы". — "Камера! Начали!" И Гриценко самоотверженно рухнул лицом в лужу. Разбил он щекой лед или не разбил, никто не увидел, потому что тут же с криком "ой, упал!" в кадр вбежал Ким и стал поднимать Гриценко: "Коля, больно?". Хорошо, что Гриценко в этой сцене был без сабли, а то разрубил бы Кима на кусочки".

В те же годы на экраны вышли ещё два фильма с участием Николая Олимпиевича, а в театре были поставлены три спектакля, где актёр играл совершенно разноплановые роли: "Город на заре", "Стряпуха" и "Маленькие трагедии". "Город на заре" был третьим молодёжным спектаклем Евгения Симонова.

Николай Гриценко не любил читать, но обожал кинохронику и собрал огромную библиотеку. "Коля до безумия любил кинохронику, – свидетельствовала Галина Кмит. – Помню, пошли мы с ним на киносеанс, а когда вышли, у него уже были билеты на следующий. Видимо, так он компенсировал свою нелюбовь к чтению". Библиотека же Николая Олимпиевича насчитывала энное количество томов: полные собрания сочинений отечественных и зарубежных классиков были аккуратно расставлены на полках и рассортированы по цвету. Коллеги посмеивались. Вячеслав Шалевич вспоминал, как однажды Гриценко спрашивал его: "Слава, ты всё знаешь: чего ещё не хватает?" - "Купите Майн-Рида, он фиолетовый". Николай Олимпиевич купил Майн-Рида.

0


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Актеры - Советского и российского кино » Гриценко, Николай Олимпиевич - величайший русский актёр 20-го века