Марлен Хуциев: «Я ехал в город, который люблю»
В одном из своих многочисленных интервью знаменитый кинорежиссер сказал, что культура является основой жизнеспособности и прочности любой нации. Не будет культуры – и нация будет обречена. Незабвенные фильмы самого Марлена Хуциева давно уже стали своего рода культурным кодом, без которого невозможно представить российский кинематограф. Его фильмы, говоря простым языком о сложных материях, делятся со зрителем своим пониманием жизни и места человека в этой жизни, неизменно пробуждая самые высокие чувства.
…За окном гостиницы только что закончился июльский дождь. Режиссер, имя которого стало символом романтизма шестидесятых, сидит за столиком кафе на расстоянии вытянутой руки. Негромкий, как и его фильмы. Хрупкий, как и его имя.
- Марлен Мартынович, оправдались ли ваши ожидания от фестиваля «VOICES»?
- Я ехал в город, который я люблю, и мои ожидания оправдались. Как-то мне раньше не приходило в голову, что в Вологде можно проводить фестивали такого высокого уровня. Атмосфера на фестивале замечательная, зритель – вдумчивый, очень заинтересованный.
У меня раньше были встречи с вологодским зрителем, и я с большим удовольствием могу сказать, что и поныне остается этот дух заинтересованности в хорошем кино. Конечно, далеко не все фильмы удалось посмотреть. Но я увидел, что картины, представленные на фестивале, ставят серьезные проблемы перед зрителем. Самое главное, фестиваль нашел свой адрес.
- Вы не однажды бывали в Вологде. Как изменился город за последнее время?
- Город похорошел, в нем появилось много нового. Может быть, он даже стал какой-то импозантный. Может быть, он что-то потерял: свою интимность, что-то из того, что, я помню, было здесь. Но все равно Вологда – милый моему сердцу город.
- Зачем, по вашему мнению, нужны такие кинофестивали и что они дают городам, где проводятся?
- Любое культурное мероприятие всегда нужно. Такие фестивали объединяют людей. Это очень важно. Я не предполагал, что увижу здесь столько энтузиастов, столько людей, увлеченных кинематографом.
- На фестивале вы представили зрителям ретроспективу из двух своих фильмов: «Был месяц май» и «Мне двадцать лет». Оглядываясь назад, как изменились люди и мир по сравнению с тем временем, когда вам было 20 лет?
- Тогда я был молод, и мир был другим для меня. Мы умели дружить, мы умели любить; мы любили нашу жизнь, нашу страну. За прошедшие десятилетия жизнь изменилась, произошла сильная коммерциализация всего, в том числе и искусства. Сегодня меня волнует, что в своем стремлении к материальным благам человек зачастую забывает о другой, не менее важной стороне жизни.
В то время, когда я учился, на улице можно было услышать, как молодые люди читали друг другу стихи. Сейчас я такого не наблюдаю. Но все-таки, в чем-то самом главном человек не изменился, духовные потребности у него остались те же.
- На фестивалях показываются хорошие фильмы, пользующиеся большой популярностью у зрителей. Однако в остальное время на экранах кинотеатров их нет, зато присутствует немало откровенно слабых фильмов. Почему складывается такая ситуация?
- Я уверен, что фестивальные фильмы должны идти в массовом показе. Потому что зрителя нужно приучать к хорошему кино, а не к тому продукту, которым кормит его современное телевидение. Хорошее кино складывается из трех составляющих: талантливый замысел, талант режиссера и, конечно, деньги на производство картины. Уверен, что человек, который дает деньги на фильм, должен любить кинематограф. Заинтересованность в конечном итоге должна быть не в получение прибыли от фильма, а от создания интересного произведения искусства. Если спонсоры заинтересованы в искусстве, тогда успех фильму обеспечен. Но я уверен, что малобюджетные фильмы, если они талантливы, обязательно найдут дорогу к своему зрителю.
- Есть ли у современного российского кинематографа возможность снимать фильмы, которые имели бы высокое художественное значение?
- Такая возможность есть, если люди, отвечающие за производство фильмов, могут противостоять тотальной коммерциализации кинематографа. При советской власти, конечно, были свои перегибы, но кино имело свой социальный заказ. Который, к слову, шел снизу. На киностудиях существовали объединения, где тебя спрашивали, что бы ты хотел делать? Конечно, было несколько центральных тем, которые спускались сверху, но в целом это всегда была инициатива снизу. В советские годы процесс кинопроизводства был отлажен очень четко. Деньги выдавались не просто так, тогда учитывалось все: стоимость декораций, съемочной техники, освещения, массовки. И мне кажется, что сегодня зря про это не вспомнили.
- Какие тенденции сейчас характерны для российского кино? Есль ли возможность вернуться к той высокой планке киноискусства, которую задал в свое время советский кинематограф?
- Возможность снимать высокохудожественные фильмы, конечно, имеется. У нас есть прекрасные режиссеры, сценаристы, есть темы, которые стоит поднимать: социальные, философские. Сама жизнь в ее многообразии диктует эти темы – нравственности, патриотизма… Ведь патриотизм не заключается в утверждении, что Россия – лучшая страна. Вопросы патриотизма отнюдь не лозунговые. О патриотизме можно – и нужно – говорить глубоко, тонко, художественно. Без фанфар и оголтелости. Патриотизм – это любовь к своему отечеству, а о любви не кричат, о ней говорят задушевно, тихо.
- Марлен Мартынович, если бы вам предложили сегодня снять фильм, кто стал бы его героем? Кто для вас сегодня является «героем нашего времени»?
- Для меня сегодня герой нашего времени – гражданин. Активная гражданская позиция – это участие в общественной жизни и осознанная ответственность за то, что происходит в стране. Наверное, это был бы фильм о том, что в настоящее времяпроблемы мировоззренческой ориентации человека, осознание им своего места и роли в обществе, ответственности за свои поступки приобретают все большее значение. Гражданин – это человек, который берет на себя решение не только личных, но и общечеловеческих проблем. Гражданская позиция предполагает высокую ответственность не только за то, что происходит непосредственно в твоем близком кругу, но и в стране в целом.
Сейчас нужны картины, подобные «Весне на Заречной улице». Материал о людях труда сейчас востребован. Помните, какие картины были замечательные: «Большая жизнь», «Комсомольск», «Семеро смелых»… Это все классика, она не меркнет.
- Какие ваши творческие планы?
- В ближайшее время заканчиваю монтаж фильма о Чехове и Толстом. Это будет не сюжетная картина, фильм выстроен на диалогах двух гениев. Два русских классика – это на все времена, и те размышления, которыми они обмениваются между собой, надеюсь, будут востребованы у зрителя. Надеюсь, что картина скажет зрителю что-то очень важное.
- В одном из своих интервью вы сказали, что искусство, в том числе кино, должно давать надежду. Какую надежду дают фестивали, подобные «VOICES»?
- Фестиваль дает надежду, что в современном кинематографе будет появляться больше глубокого содержания, а на экране будут появляться люди, на которых хочется смотреть и на которых хочется равняться. Нет, не смотря ни на что, я думаю, что будет все-таки лучше. Должно быть лучше, понимаете?
Даже самая мрачная история должна вызывать в душе человека надежду. Иначе, зачем всё это? Акт искусства в кинематографе заключается в том, чтобы честно, без пошлости, рассказывать о людях, об их нуждах, проблемах, интересах. О любви, конечно. Зритель ждет от современного кинематографа того же, что и всегда: чтобы ему рассказали интересную историю, которая бы его задела, взволновала; историю о нем, о его проблемах и нуждах. Я не за упрощённое и не за простое, я за такое искусство, которое, будучи даже очень сложным, ставит своей задачей быть ясным и дойти до сердца и ума зрителя.
Фото из архива организаторов VOICES