"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Актеры - Советского и российского кино » Олег Даль. Потрясающе талантливый актер театра и кино 60-70-х годов


Олег Даль. Потрясающе талантливый актер театра и кино 60-70-х годов

Сообщений 1 страница 20 из 56

1

Олег Даль. Потрясающе талантливый советский актёр театра и кино

https://i.pinimg.com/564x/96/ab/73/96ab73646961409b2beefff456e07e38.jpg
Олег Даль. (25.05.1941 - 3.03.1981)
Прекрасный, один из главных советских актёров театра и кино 60-70-х годов ХХ века
Автор стихотворений и театральных постановок.

Бывают особенные люди, те, кто оставляют след в душе, те, которых не забываешь. Думая о таких, вспоминаешь и образ полностью, и улыбку, и голос, и отдельные черты. Что бы ни говорили, но только через игру российских актёров можно понять и ощутить себя, переосмыслить многое. Может быть, это оттого, что мы сами живём в России, а может быть, потому, что особенностью российских актёров всегда была трагическая и всепоглощающая черта, выкладываться. Не просто пропускать роль через себя, а жить ею, вкладывать в дело всю свою сущность. Подобная близость и сопереживание актёру, рождаются не только через актёрское мастерство, они даются самой жизнью. Тяжёлой или лёгкой, сложной или простой, трагической или счастливой…

Говорят, Олег Даль был похож на своих героев: играл мечтательных романтиков и тех, в кого они превращались, перемолотые жизнью. Одни были с горящими глазами, полными надежд, во взгляде других сквозила плохо скрываемая безысходность.

    Родился 25 мая 1941 г., Москва
    Умер 3 марта 1981 г. (39 лет), Киев, Украинская ССР
    Рост 185 см
    Родители Павла Петровна Даль, Иван Зиновьевич Даль
/Олег Даль был трижды женат: первый раз - на актрисе Нине Дорошиной, брак был очень недолгим. Второй женой стала актриса Татьяна Лаврова. В третий раз женился на монтажёре студии "Мосфильм" Елизавете Алексеевне Апраксиной, внучке литературоведа Бориса Эйхенбаума, с которой прожил более десяти лет./

Мне часто передавали разговоры или просто говорили в лицо, что я устроила Олегу счастливую жизнь, так как с утра и до вечера говорила ему, что он гений. Я не говорила ему с утра до вечера, что он гений, но я преклонялась перед его талантом, и он это знал, я обожала его как человека, и это он тоже знал.


- Елизавета Даль

25 мая 1941 года родился прекрасный артист Олег Даль. Его нет с нами уже много лет: он умер 3 марта 1981 года, в Киеве, не дожив двух с половиной месяцев до своего сорокалетия, оставшись в людской памяти одним из главных актеров 60-70-х годов. Артистом, чьи герои не постареют не потому, что они навеки запечатлены на пленку, а оттого, что они — такие же, как и мы, родные нам не только десятилетия назад, но и сегодня.

Фильмография

1962 — Мой младший брат — Алик Крамер
    1963 — Человек, который сомневается — Борис Иванович Дуленко
    1963 — Первый троллейбус — Сеня
    1965 — От семи до двенадцати — Шурик («Чёрный котенок»)
    1966 — Строится мост — Юлиан
    1967 — Женя, Женечка и «катюша» — Женя Колышкин
    1967 — Хроника пикирующего бомбардировщика — Евгений Александрович Соболевский[15]
    1968 — Солдат и царица (короткометражный) — солдат
    1968 — Старая, старая сказка — Солдат / Кукольник
    1970 — Король Лир — шут
    1971 — Тень — Учёный и его Тень
    1973 — Земля Санникова — Евгений Крестовский, офицер-авантюрист
    1973 — Плохой хороший человек — Иван Андреевич Лаевский
    1973 — Пожар во флигеле — скульптор
    1975 — Звезда пленительного счастья — начальник караула в Петропавловской крепости (озвучивает С. С. Юрский)
    1975 — Не может быть! — Анатоль Барыгин-Амурский, муж Татьяны
    1975 — Горожане — пассажир, подвыпивший полярник, водитель вездехода
    1975 — Вариант «Омега» — Сергей Николаевич Скорин, старший лейтенант госбезопасности, он же капитан Пауль Кригер
    1976 — Обыкновенная Арктика — Антон Семёнович, новый начальник
    1976 — Как Иванушка-дурачок за чудом ходил — Иванушка-дурачок
    1977 — Золотая мина — Николай Косов, он же Борис Брунов
    1977 — Эти невероятные музыканты, или Новые сновидения Шурика (ТВ) — камео, участник вокально-инструментального ансамбля
    1977 — В четверг и больше никогда — Сергей Андреевич
    1978 — Личное счастье — Александр Никонович Канавин, актёр
    1978 — Расписание на послезавтра — Андрей Андреевич, директор физико-математической школы
    1979 — Отпуск в сентябре — Зилов, штатный инженер в ЦБТИ
    1979 — Клуб самоубийц, или Приключения титулованной особы (Приключения принца Флоризеля) (ТВ) — принц Флоризель
    1980 — Мы смерти смотрели в лицо — Борис Владимирович Корбут, красноармеец, бывший балетмейстер Дворца пионеров
    1980 — Незваный друг — Виктор Свиридов, инженер-проектировщик

+2

2

http://mykniga.com.ua/wp-content/uploads/2016/11/f74a57e59502eae9b2323b374ced071e.jpg
Олег Даль

Олег Даль умер 3-го марта 1981 года в Киеве, в номере гостиницы "Студийная". Ему не было и 40 лет.

Его уход выглядел странно, даже мистически. Дело в том, что Олег предсказал свою смерть за несколько часов до того, как это случилось. Как будто он уже все знал заранее.

В 1969 году режиссер Григорий Козинцев, снимал фильм "Король Лир". На роль шута он пригласил Олега Даля – молодого, потрясающе талантливого актера. Во время съемок он прощал Далю все, даже появление на съемочной площадке в нетрезвом виде. Когда Козинцева спросили, почему Далю можно то, чего нельзя другим, он ответил: "Мне жаль его. Он не жилец".

0

3

Вениамин Каверин.
КОРОТКИЕ ВСТРЕЧИ.

Я знал Олега Даля и много и мало. Мало, потому что мы встречались с ним не больше десяти, может быть, пятнадцати раз. Это недостаточно, чтобы узнать, глубоко понять человека. Но много, потому что я очень отчетливо и глубоко чувствовал в нем человека близкого мне. Близкого по строю мыслей, по нравственной позиции, по взгляду в будущее, по тем чертам, которые я считаю основными, очень важными в жизни.

Он был человек мужественный. Мужество мне кажется одним из самых главных свойств характера, которые в жизни необходимы. Оно может вести человека через пропасти, через трудности, через горы, через напасти, которые могут помешать его деятельности, и так далее.

Однако мужество было не единственной его чертой. Я бы сказал, что главной чертой его личности было обаяние. Обаяние, которое не было преднамеренным. В нем не было никакой нарочитости. Он был естествен — и когда говорил, и когда задумывался над тем, что вы ему говорили, — и этой естественностью привлекал ваше сердце.

Общаясь с ним, вы не ощущали никаких преград между ним и собою. Он был интеллигент в полном смысле этого слова, и его открытость была открытостью человека, который всегда говорит только то, что думает. И в этом он был человеком удивительно цельным. И наши разговоры (а я очень любил с ним разговаривать, мы гуляли с ним по лесу, когда он жил у Виктора Борисовича Шкловского) запомнились мне на всю жизнь.

И дело не только в том, что наши взгляды совпадали. Его жизненная позиция не преследовала никаких иных целей, которые в какой-то мере лежали бы вне искусства. Поле его деятельности было полем его жизни. Это было пространство, в котором он естественно существовал и как человек, и как художник.

В разговорах с ним я чувствовал человека начитанного, любящего и понимающего литературу, очень тонко чувствующего поэзию, что бывает крайне редко. И, что очень важно, никогда не стремившегося настаивать на своих взглядах, а желающего выслушать чужое мнение, узнать, что думают о том же самом другие.

Он был человек, что называется, расположенный. Расположенность очень прочно связана с крайне важным качеством подлинного художника — терпимостью. Эта расположенность крайне важна и для писателя. Потому что она позволяет увидеть ряд явлений, которые другому взгляду не поддаются и кажутся скрытыми. А расположенность открывает для него эти возможности.

Я, например, совершенно свободно завожу разговор с совершенно незнакомым человеком о том, что меня занимает. Эта же черта была и у Даля. Вы видели, если вы в какой-то мере обладаете проницательностью, что он от вас ничего не требует. Он не требует от вас решительно ничего, кроме того, чтобы вы были самим собой. Потому что сам он всегда оставался самим собой.

Как актера я его очень любил и ценил. Опять-таки — бывают актеры, которые играют (это я подчеркиваю курсивом), которые, так сказать, исполняют роль. Даль никогда не исполнял никаких ролей. Он просто существовал в своем собственном, неповторимом образе. Но его личность, как у каждого талантливого человека, менялась в той мере, в какой перемены эти были необходимы для воплощения того или иного художественного образа, который ему был предложен.

Я помню, как великолепен он был в образе советского солдата, нечаянно попавшего к немцам. Это был фильм «Женя, Женечка и „катюша“», очень хороший, но почему-то мало показывающийся на экранах. Он был там необыкновенно естественным, хотя положение, в которое его поставили автор сценария и режиссер, было невероятно сложное. И он с помощью своей простоты и с помощью умения разгадать эти сложности производил обаятельное впечатление.

В нем было что-то детское. Мне кажется, что эта черта свойственна очень крупным личностям. Потому что в детстве человек видит мир непредубежденными глазами. Эта самая непредубежденность, стремление к истине — к истине в интеллектуальном плане и к истине в визуальном плане (потому что это тоже очень важно для актера) — было очень характерным свойством Даля.

Я не знал его настолько, чтобы понять, какую, в сущности говоря, тяжелую жизнь он прожил. У него хватало самообладания и выдержки скрывать от людей, которые непричастны к его бедствиям, скрывать их так, чтобы ничего не было заметно.

В своем внутреннем мире он был совершенно свободен. Он ни с кем не делился тем, что мешало ему жить. Потому что люди любящие и уважающие его непременно огорчились бы и страдали бы вместе с ним. Он не хотел их страданий. Может быть, от самых близких он ничего и не скрывал, но, повторяю, мы не были так близки, чтобы я почувствовал в нем человека удрученного, чем-то расстроенного. Ничего этого не было.

Правда, я бы не сказал, что он был человек веселый. Он скорее был человек задумавшийся, глубоко задумывающийся. Эта черта тоже характерна для большой личности. Прежде чем высказать мысль, он обдумывал ее. Оценивал то внутреннее значение, которое он хотел придать тому или иному слову.

Я был глубоко потрясен, узнав о его безвременной кончине. Я надеялся, что со временем мы станем друзьями.

0

4

Олег Даль.Дальше жить не собираюсь.
Документальный фильм

=Spoiler написал(а):

0

5

«Больше чем любовь. Олег и Лиза» - д.ф. (2004)

=Spoiler написал(а):

0

6

Чтобы помнили. Олег Даль.

=Spoiler написал(а):

0

7

https://i.pinimg.com/564x/32/db/09/32db09493ba58e6cec01b15526fb407a.jpg
Олег Даль

Родился Олег в Москве 25 мая 1941 года, но детство свое провел в Люблино.
В семье Даля не было актерских корней – отец был инженером, а мать – учительницей.

В детстве в своей биографии Олег Даль занимался спортом, литературой, живописью. А когда решил поступать в театральный институт, столкнулся с неодобрением родителей. В детстве Олег картавил, родители считали, что большой карьеры в кино он не сделает.

Но, тем не менее, Олег поступил в театральное училище Щепкина, где занимался у лучших педагогов. Первую роль в кино в своей биографии Олег Даль сыграл в 1962 году. Дебютным фильмом стал «Мой младший брат» режиссера Зархи. 1963 год - "Первый троллейбус", реж. Анненский
1967 год стал переломным в карьере актера. Он снялся в двух лентах, ставших популярными по всей стране, — «Женя, Женечка и «катюша»», «Хроники пикирующего бомбардировщика». С тех пор актеру предлагали множество интересных, разноплановых ролей в фильмах.

Одновременно со съемками в кино Даль играет в театре «Современник». Поначалу в театре Олег получает лишь второстепенные роли. А в 1969 году дебютирует в качестве режиссера. Затем актер сменил театр, став играть в Ленкоме (1971 — 1972), а в 1975 году окончательно оставил «Современник».
Решив продолжить карьеру режиссера, Олег Даль в своей биографии поступает на курсы режиссуры во ВГИКе. Но так и не оканчивает их. Среди последних актерских работ Даля: «Горожане», «Утиная охота», «Не может быть!», «Незваный друг» и другие. Всего за свою биографию Даль сыграл более чем в 40 фильмах.
Даль был разборчивым актером, но в то же время каждую свою роль играл со всей душой. Частые отказы от съемок (из-за непонравившегося режиссера или сценария), привели к тому, что в конце жизни ему трудно было получить достойную роль. Последние месяцы он находился в истощении, моральном и физическом. А вдобавок к этому ситуацию усугубляла тяга к спиртному.
3 марта 1981 года Олег Даль скончался от сердечного приступа.

                                                       http://kaleidoskopsniper.com/wp-content/uploads/2012/08/0_402a2_9ca1370c_S16.gif

еще о нем

Вот гениальный Козинцев сразу увидел, что Даль - не жилец, и ведь действительно, неземной человек, лёгкий, невесомый, словно земли не касается. Такой комок нервов, абсолютно бескожий человек, конечно, что ему так долго на земле, среди каждодневного люда и быта делать, он - надо всем. Представить себе его отцом не могу, не монтируется с ним ничего обыденное, земное, прагматичное, житейское, особстатья-человек... Так его никто и не заменил, его ниша осталась пустой навсегда...

0

8

В начале 70-х у Даля случилось несколько ролей, о которых он затем вспоминал с удовлетворением. Это у той же Н. Кошеверовой в "Тени" (1972), где партнерами О.Даля были А.Вертинская, Л.Гурченко, М.Неёлова, В.Этуш, Г.Вицин, А.Миронов и у Иосифа Хейфица в "Плохом хорошем человеке" (1973).

http://agatad.gorod.tomsk.ru/uploads/19430/1_1.jpg
"Плохой, хороший человек"(1973)

0

9

http://s1.uploads.ru/t/BSJPQ.png
"Страницы журнала Печорина" (фрагмент романа Михаила Лермонтова "Герой нашего времени" - Княжна Мери, реж. А. Эфрос, роль - Печорин).

Детство Даля прошло в Люблине, которое тогда было пригородом Москвы. Как и всякий мальчишка послевоенной поры, наш герой мечтал избрать себе в качестве будущей профессии что-нибудь героическое, например, профессию летчика или моряка. Однако во время учебы в школе, играя в баскетбол, Олег сорвал себе сердце, и с мечтой о героической профессии пришлось расстаться. С тех пор его стало увлекать творчество: живопись, поэзия. Прочитав в школе лермонтовского "Героя нашего времени", Даль решил стать актером, чтобы когда-нибудь сыграть Печорина. Тогда он, конечно, и не подозревал, что через каких-то 15 лет эта его мечта сбудется.

http://agatad.gorod.tomsk.ru/uploads/19430/1227443894/image_3499.jpg
"По страницам журнала Печорина"

Окончив среднюю школу в 1959 году, Даль надумал подавать документы в Театральное училище имени Щепкина. Решение сына родители не одобрили. Отец — Иван Зиновьевич настаивал на приобретении «надежной рабочей профессии», а маму — Павлу Петровну — беспокоила его врожденная картавость. Ну куда с такой дикцией — в артисты? Серьезность своих намерений Олег доказал упорством, с которым самостоятельно, без помощи логопедов, исправлял (и исправил!) свой порок речи.

Однако становиться посмешищем в глазах приемной комиссии Даль, конечно же, не хотел, поэтому принял решение: дикцию исправить и в театральное училище все-таки поступать. И это упрямство, а также то, что он все-таки сумел справиться со своей картавостью, заставило родителей смириться с его желанием стать артистом.

На экзамене в училище Даль выбрал для себя два отрывка: монолог Ноздрева из "Мертвых душ" и кусок из "Мцыри" своего любимого поэта М. Лермонтова. И уже во время исполнения первого отрывка он буквально сразил приемную комиссию наповал. Правда, несколько в ином смысле, чем это требовалось. Длинный и тощий абитуриент, с пафосом декламирующий монолог Ноздрева, привел экзаменаторов в состояние, близкое к обмороку. Хохот в аудитории стоял такой, что к ее дверям сбежалось чуть ли не все училище. Самому Далю тогда, видимо, показалось, что дело провалено, но отступать он не умел и поэтому решил идти до конца. Когда хохот улегся, он стал читать отрывок из "Мцыри". И тут экзаменаторы удивленно переглянулись: вместо мальчика, минуту назад вызывавшего дикий смех, перед ними вдруг вырос юноша с горящим взором и прекрасной речью.

0

10

Николай Анненков, мастер курса, на котором Даль учился вместе с Юрием Соломиным, Михаилом Кононовым, Виктором Павловым, на вопросы о своем талантливом ученике отвечал скупо: «Да я и не учил его почти. Он же все время снимался!».
https://www.lj-top.ru/proxyimage/http://ic.pics.livejournal.com/davydov_index/60378694/3082754/3082754_original.jpg
Кинодебют состоялся в фильме Александра Зархи «Мой младший брат», где студент Щепки Олег Даль в компании двух «щукинцев» — Александра Збруева и Андрея Миронова сыграли молодых героев повести Аксенова «Звездный билет».

http://agatad.gorod.tomsk.ru/uploads/19430//firstrolecadr.jpg
"Мой младший брат"

Мой младший брат- Жанр: драма Год выпуска: 1962
Режиссёр: Александр Зархи-
В ролях: Людмила Марченко - Галя Бодрова Олег Ефремов - Виктор Денисов Александр Збруев - Димка Денисов Олег Даль...

Сожет

Позади выпускные экзамены - и четверка школьных друзей решает махнуть в Прибалтику, подальше от надоевшей опеки взрослых. Брат одного из героев пытается внушить им что-то правильное насчет серьезного отношения к жизни - но они не меняют своего "безответственного" решения…

За почти двадцать лет — 23 роли в кино, 20 ролей в театре, 16 на телевидении. Но сколько еще при этом именно не сделанного!.. После его кинодебюта в фильме Александра Зархи «Мой младший брат» (вместе с Далем свою первую роль здесь сыграл Александр Збруев и вторую — Андрей Миронов) на молодого артиста буквально обрушились самые разнообразные предложения. А он — отказывался, с самых первых своих шагов в профессии не желая размениваться на пустое и уж тем более — браться за несколько фильмов одновременно. Таков был характер — требовательный, неугомонный, ершистый.

«Я, в каждой роли, я», — гласит одна из последних его дневниковых записей. «Не работать с режиссерами, пытающимися навязать свою волю, — писал Даль. — Но если он командует мной, то у нас должна быть общая платформа».

http://www.womenclub.ru/components/com_jce/editor/tiny_mce/plugins/lines/img/lines_bg.png

Фильм Светланы Лебедянской посвящен 30-летию со дня выхода культовой повести Василия Аксенова "Звездный билет" и фильму "Мой младший брат", снятому по этой повести режиссером Александром Зархи.

Василий Аксенов выступает перед зрителями в Доме кино. Актриса Людмила Марченко рассказывает о своей работе над ролью в фильме "Мой младший брат", об Олеге Дале, Александре Збруеве, Андрее Миронове. Актёр Александр Збруев беседует со Светланой Лебедянской в малом зале театра Ленинского комсомола в Москве.
В фильме звучит песня М. Звездинского "Свечи".
В картине использованы фрагменты фильма "Мой младший брат" с участием актеров А. Збруева, О. Даля, А. Миронова, Л. Марченко.

=Spoiler написал(а):

0

11

https://2.bp.blogspot.com/-mV8Rl9zWkvs/V0UwEjQaMUI/AAAAAAAAFt8/OhCvJwknPJ8PURNGR0c6h6RKQXCLBcE2ACLcB/s1600/1.jpg
Олег Даль

Как ни мечтал Даль о роли Хлестакова (даже записал как-то: «Хлестаков — сыграть и умереть!»), но от предложения Леонида Гайдая исполнить заветную роль в его экранизации в итоге отказался. В дневнике мотивировал: «Соображения принципиального характера. Не по пути!!!». Несмотря на хорошо прошедшие пробы, не соблазнился главной ролью и в «Иронии судьбы», отверг работу с Динарой Асановой над фильмом «Беда». Подобное своеволие в те времена не проходило даром: направлявшие процесс начальники не любили свободолюбивых и независимых. Так, несогласие Даля войти в состав «Экипажа» стало причиной появления негласного приказа: три года не снимать актера на «Мосфильме».

Непримиримость в вопросах, касающихся создаваемых им образов, выразилась и в том, что знаменитые строки «Есть только миг между прошлым и будущим» из кинофильма «Земли Санникова» известны нам в исполнении не Даля, а Олега Анофриева. Так-то Даль пел с молодости, хотя не любил делать это публично и на просьбу спеть даже в дружеском кругу чаще отвечал: «Я не пою». Но многие его герои, тем не менее, поют «своим» голосом: и солдатик из «Старой, старой сказки», и Иванушка-дурачок, и Барыгин-Амурский из фильма «Не может быть», и шут из «Короля Лира». Но вот с песней искателя сказочной земли Крестовского не сложилось. Спеть-то он спел, но неудовлетворенные полученным результатом режиссер и композитор заставляли актера перепевать еще и еще. Тому, наконец, надоело, он и бросил — для себя считая, что все звучит именно так, как надо…

Похожие конфликты не раз повторялись и в театре. Когда в 1971 году Олег Ефремов позвал Даля во МХАТ на роль Пушкина в спектакле «Медная бабушка» по пьесе Л.Зорина, актер приступил к репетициям с вдохновенным азартом и страстью. А потом вдруг понял, что не может позволить себе сыграть великого поэта в посредственном, как выходило, спектакле — и на репетициях больше не появлялся. (Когда, кстати, много позже он снялся в телефильме «На стихи Пушкина…», критики отмечали, настолько наполненный поэзией актер временами похож на поэта). Отказ же спустя несколько лет от роли Пети Трофимова в «Вишневом саде» привел к вынужденному уходу артиста из родного ему «Современника»…

«Никогда не лезть в авантюры», — писал актер, имея в виду в первую очередь театральные работы. Но сам порою мог на сцене «выкинуть» такие фокусы, которые отнюдь не каждому артисту сходили с рук. Среди старых театралов до сих пор в ходу байка про то, как однажды на спектакле «Валентин и Валентина» Даль вдруг уселся на край сцены и… обратился к сидевшему в первом ряду зрителю с просьбой прикурить. Впрочем, характер Даля проявлялся не только в подобных рискованных импровизациях. Он как-то не привык прощать хамства и ленивого невнимания со стороны зрителей. Случилось, что во время творческой встречи в московском Доме ученых из зала пришла записка, которую актер тут же, согласно своей привычке, прочитал вслух: «Не кажется ли вам, что вы здесь все врете?!». Вечер на этом был закончен — оскорбленный Олег Даль просто развернулся и ушел со сцены.

Вообще, он всегда мог уйти — хотя бы просто уйти в себя, даже в немногочисленной компании друзей, посреди всеобщего веселья и разговора.

Судя по записям в дневнике, у него была чрезвычайно сложная внутренняя жизнь. Он подолгу размышлял над существованием актера как на сцене, так и в кадре, пытался привести свои ощущения в некую систему (в последние годы жизни Олег Даль преподавал актерское мастерство во ВГИКе). В этом его герои были похожи на него самого, их часто характеризовало и объединяло присущее им самосозерцание, самоуглубление. Режиссер Анатолий Эфрос так и говорил о Дале: «Отдельный человек».

Весьма показателен эпизод, произошедший на съемках телевизионной картины Эфроса «По страницам журнала Печорина». Заметив, что во время съемок сцены дуэли Даль-Печорин стреляет левой рукой, режиссер удивленно спросил у актера: «Что вы делаете?!». На что Даль ответил, что ведь у Лермонтова не сказано, в какой именно руке держит герой оружие: он убил, но не хотел убивать…

Менее чем за пять месяцев до кончины, в октябре 1980 года, Даль поделился со своим дневником: «Стал часто думать о смерти». Точно так, как и лучшие его герои, чувствующие себя лишними в отведенное им время, актер постоянно ощущал свою бесполезность, ненужность этому миру. Среди написанных им зимой 1981-го стихов есть такие строчки:

    И ломать меня ломали,
    и терзать меня терзали,
    Гнули, гнули до земли,
    А я выпрямился…

    Я не клялся, не божился —
    Я легко на свете жил,
    Хоть в четыре стенки бился —
    Волком на луну не выл…

    Можно плюнуть с горки в реку,
    Понатужиться, напрячься
    И подпрыгнуть на вершок.
    Можно душу человеку
    Измолоть на порошок…

    Ах, ломать меня ломать…
    Ах, терзать меня терзать!..

Григорий Козинцев, без проб давший Далю знаковую для актера роль шута в своем «Короле Лире», как-то сказал о нем, не достигшем еще даже тридцатилетнего возраста: «Он не жилец». Кто-кто, а уж он-то знал, чего это стоит — играть так, как играл Олег Даль.

0

12

В 1962 году на Даля обратили внимание сразу два известных режиссера советского кино: Сергей Бондарчук и Леонид Агранович. Первый пригласил его попробоваться на роль младшего Ростова в "Войну и мир" (пробы Даль так и не прошел), второй доверил ему главную роль в картине "Человек, который сомневается".

"Человек, который сомневается" - был переозвучен. Высшим чинам МВД не понравились слова далевского героя о том, что подследственных на допросах бьют.

http://s8.uploads.ru/t/cQo3S.jpg

Этот фильм являл собой психологический детектив и повествовал о том, как после убийства десятиклассницы следственные органы арестовали невиновного - приятеля погибшей Бориса Дуленко, которого суд приговорил к расстрелу. Именно его и играл Даль.

https://www.prime-movies.ru/wp-content/uploads/2015/01/6835923ja1.jpg
Олег Даль
1963 - Человек, который сомневается - Борис Дуленко.

0

13

http://www.mk.ru/upload/iblock_mk/photoreport/new/70/fc/b7/495_37335.jpg
Олег Даль

В дипломном спектакле Даля увидела артистка «Современника» Алла Покровская и пригласила Олега на знаменитые «вступительные туры» в ефремовский театр. Людмила Гурченко, тоже бывшая в числе соискателей, вспоминала, как, услышав за дверями гром аплодисментов, заглянула туда и увидела Олега, завершающего страстный монолог на высоком подоконнике, затем летящего по немыслимой дуге в середину зала и секунду спустя скромно остановившегося с оторванной оконной ручкой среди всеобщего восторга.

Следующие пять лет в «Современнике» Даль, несмотря на отсутствие главных ролей, называл лучшими годами жизни, проведенными в непередаваемой ауре театрального творчества.Однако переход от восторженного восприятия жизни к скептическому был довольно резким. Студийный дух театрального эксперимента, питавший артистический талант Даля, постепенно уступал место «суровым будням».

0

14

http://agatad.gorod.tomsk.ru/uploads/19430/1227184017/13424718_FB0803631.jpg
"Первый троллейбус".

Следующей картиной после "Человек, который сомневается" для молодого Олега Даля стал фильм режиссера Исидора Анненского "Первый троллейбус".

Снимали его в 1963 году на Одесской киностудии. Сюжет его был бесхитростный: заводская молодежь каждое утро ездит на работу на троллейбусе, водитель которого молодая и симпатичная девушка по имени Светлана, роль которой исполняет И.Губанова. В картине, помимо уже сложившихся актеров, снималась целая группа молодых: О. Даль, М. Кононов, Е. Стеблов, Н. Дорошина, С. Крамаров.

0

15

В 1967 году Олег снялся в картине Владимира Мотыля "Женя, Женечка и "Катюша".

Режиссер Владимир Мотыль, главная роль в фильме которого «Женя, Женечка и «Катюша»» принесла Далю первую подлинную славу, вспоминал впоследствии, как яростно артист спорил, не соглашаясь сразу натягивать на себя предложенный им рисунок роли. «Олег держался с большим достоинством… Долго противился надевать костюм с чужого плеча... Понадобилось время, пока режиссерское виденье слилось с его собственным, пока характер персонажа стал его второй натурой».

http://sf.uploads.ru/t/SMIiT.jpg

В течение последующих двух лет Даль снялся еще в двух картинах, однако значительными работами их назвать трудно. В начале 1966 года, Олега нашел режиссер с "Ленфильма" Владимир Мотыль. В. Мотыль тогда собирался ставить фильм по сценарию Б. Окуджавы "Женя, Женечка и Катюша".

Режиссер вспоминал: «Первая же встреча с Олегом обнаружила, что передо мной личность незаурядная, что сущность личности артиста совпадает с тем, что необходимо задуманному образу. Это был тот редкостный случай, когда артист явился будто из воображения, уже сложившего персонаж в пластический набросок».

http://s4.uploads.ru/t/usCN5.jpg
"Женя, Женечка и Катюша"

http://sg.uploads.ru/t/wgcDJ.jpg
"Женя, Женечка и Катюша"

В начале 1967 года фильм был закончен, и начались долгие мытарства с его выходом на экран. Премьерный показ фильма в Доме кино был запрещен, и Б. Окуджаве с трудом удалось пристроить картину в Дом литераторов. Было отпечатано всего две  афиши. 21 августа 1967 года премьера состоялась и вызвала бурю восторга у зрителей, но широкой известности актёрам не принесла, поскольку фильм по решению чиновников пошёл "вторым экраном".

Одна из лучших картин об Отечественной войне - фильм В. Мотыля по сценарию Б. Окуджавы "Женя, Женечка и "катюша" - прорывалась к зрителю с боями через несколько линий обороны. В том числе не принимали кандидатуру Даля на роль главного героя. Актера обвиняли в отсутствии стихийного обаяния, в недостаточной яркости и даже... в неспособности сыграть "интеллектуального мальчика". Товарищ по фамилии Шнейдерман сетовал: "...в его облике не хватает русского национального начала".

http://s5.uploads.ru/t/JG3SP.jpg
"Женя, Женечка и Катюша"

http://www.womenclub.ru/components/com_jce/editor/tiny_mce/plugins/lines/img/lines_bg.png

По словам участников тех съемок, центром всего коллектива были два актера: О. Даль и М. Кокшенов. Их непрерывные хохмы доводили всю группу до колик. В. Мотыль вспоминает: "Едут в съемочной машине по центру Калининграда Даль и Кокшенов. Они пока работали, все время друг друга разыгрывали, а в этот день им какая-то особенная вожжа под хвост попала. Даль внезапно спрыгивает на мостовую и бежит через улицу в сторону какого-то забора, размахивая бутафорским автоматом и время от времени из него постреливая. Кокшенов тоже прыгает и с таким же автоматом бежит за ним, вопя: "Стой, сволочь, стой!" Прохожие в ужасе наблюдают за этой сценой, пока не появляется настоящий военный патруль. Возглавляющий его офицер потеет от напряжения мысли: вроде на Дале с Кокшеновым советская военная форма, но какая-то не такая. "Кто такие?" - спрашивает он артистов. "Морская кавалерия, товарищ майор", - докладывает Кокшенов. "Железнодорожный флот, товарищ майор", - рапортует Даль. А этот дядька был на самом деле капитаном 3-го ранга, и "майором" они его доконали. Никаких артистов он не знал и под конвоем отправил наших ребят на гауптвахту. С великим трудом мы их вырвали из лап армейского правосудия".

0

16

http://www.litfund.ru/images/lots/8/cache/08-238-F1289855_m_600x600.jpg

Между тем в момент выхода фильма на экран Даль уже снимался в очередной картине, которая упрочила его популярность среди зрителей. Речь идет о фильме режиссера Н. Бирмана "Хроника пикирующего бомбардировщика" (1967), в котором Олег создал образ обаятельного, умного и острого на язык стрелка-радиста Жени Соболевского.

http://s019.radikal.ru/i601/1605/7c/d3292c332ce9.jpg
http://s020.radikal.ru/i715/1605/02/b39400679724.jpg

http://sa.uploads.ru/t/laj4T.jpg
http://sh.uploads.ru/t/MjeKH.jpg
http://s5.uploads.ru/t/RCfsz.jpg

0

17

Конец 60-х годов, стал удачным временем для Олега Даля.

После нескольких лет творческих и личных неурядиц все у него стало складываться более-менее удачно. В театре "Современник", куда он вернулся после долгого перерыва, он получил первую значительную роль - Васьки Пепла в "На дне" М. Горького.

В 1968-1969 годах он попал сразу к двум корифеям советского кино: Надежде Кошеверовой и Григорию Козинцеву.

http://sd.uploads.ru/t/Qw9hx.jpg

Н. Кошеверова вспоминает:

«…Я была удивлена. Передо мной был актер яркой индивидуальности. Он с интересом думал, фантазировал, иногда совершенно с неожиданной стороны раскрывал заложенное в сценарии. Своеобразная, ни на кого не похожая манера двигаться, говорить, смотреть. Необычайно живой, подвижный».

http://agatad.gorod.tomsk.ru/uploads/19430/1227184017/23827981_961.jpg
"Старая, старая сказка"
http://www.womenclub.ru/components/com_jce/editor/tiny_mce/plugins/lines/img/lines_bg.png
Олег тесно сотрудничал с режиссёром-сказочницей Надеждой Кошеверовой (снявшей в тяжёлые послевоенные годы ту самую "Золушку" с Яниной Жеймо) - снялся в трёх её фильмах: "Старая, старая сказка" (Кукольник/Солдат, 1968), "Тень" (Учёный и его Тень, 1971), "Как Иванушка-дурачок за чудом ходил" (Иванушка, 1976).

http://i075.radikal.ru/1605/5c/a8a73a242452.jpg
http://s019.radikal.ru/i600/1605/e6/83a4e7610f47.jpg
http://s008.radikal.ru/i306/1605/4c/224a2478cff3.jpg

0

18

Стоит отметить, что именно Н. Кошеверова "сосватала" Даля своему коллеге по режиссерскому цеху Г. Козинцеву в его фильм "Король Лир".
http://kinodorogi.ru/wp-content/uploads/2012/12/02_Korol_Lir_DVDRip.1-03-50.501.jpg
"Король Лир"

Случилось это в 1969 году. Козинцев тогда был на распутье, так как запланированная им на роль Шута Алиса Фрейндлих была на восьмом месяце беременности и сняться в картине не могла. Тут и подвернулась Кошеверова со своим предложением попробовать на эту роль О. Даля. Была сделана маленькая проба, которая Козинцеву очень понравилась. Так актер попал на роль, которая позднее будет признана одной из лучших в его послужном списке.

http://agatad.gorod.tomsk.ru/uploads/19430/1227184017/image_3501.jpg
"Король Лир"

http://s5.uploads.ru/t/Wknx5.jpg
шут (Олег Даль)
http://s9.uploads.ru/t/exn4i.jpg
http://s7.uploads.ru/t/jT7bN.jpg
"Король Лир", шут (Олег Даль)

http://s8.uploads.ru/t/Ad37w.jpg
Король Лир (Юри Ярвет) и шут (Олег Даль).
http://www.kino-teatr.ru/acter/album/1191/323775.jpg

Фильм "Король Лир" вышел на широкий экран в 1971 году.
За рубежом его успех был весом: на фестивалях в Чикаго, Тегеране и Милане он завоевал несколько призов.

0

19

Между тем в год выхода фильма на экран Даль покинул труппу театра "Современник". Театр тогда готовился к постановке "Вишневого сада" по А. Чехову, и Олегу досталась в нем роль Пети Трофимова. Однако, видимо, у него были иные мысли о своем месте в этой постановке, и он заявил, что эту роль играть не будет. Но другую роль ему никто давать не собирался. Тогда он и принял решение уйти из театра.
http://agatad.gorod.tomsk.ru/uploads/19430/1227443894/dal_03.jpg
В том году мог состояться его дебют на сцене МХАТа, куда его пригласил О. Ефремов, чтобы сыграть роль Пушкина в спектакле "Медная бабушка" по пьесе Л. Зорина. Даль очень активно репетировал эту роль, многие, видевшие эти репетиции, считали, что в ней актера ждет несомненная удача, однако в какой-то момент он дрогнул. Постановка ему вдруг разонравилась, и он вышел из нее, Ефремову пришлось играть эту роль самому.

Вскоре Даль уехал в Ленинград, где жила его супруга, и поступил в труппу Ленинградского драматического театра имени Ленинского комсомола. В течение двух сезонов играл Двойникова в спектакле "Выбор" по пьесе А. Арбузова. Играл с полным отсутствием какого-либо интереса к роли. Сам он затем назвал эту пьесу "нелепейшей стряпней".

0

20

...Не мог ехать в общем вагоне

В какой-то степени ситуацию объясняет Козаков в своих воспоминаниях о Дале: "Я до сих пор живу памятью о гармонии в театре - это было только в раннем "Современнике" и больше никогда... Там все совпало - молодость, время, состояние театра. Олегу же все время не везло. Он как бы попадал "на спуск"... И в "Современник", и в другие театры он приходил в тот момент, когда театр уже по существу умирал". Даль готов был фанатично служить Театру, но на банальное "служить в театре" был не согласен.

На дворе "оттепель" сменилась "застоем". Знаменитый устав "Современника" и студийное братство становились историей. Даль, пытавшийся играть и существовать "по уставу", оказался в одиночестве.

Клеймо "одиночки", ярлык "странного", позиция "чужого". Это не прихоть судьбы, не игра случая. Есть в жизни Даля жесткая предопределенность. Обладая от природы тонким и сверхчувствительным аппаратом восприятия, Даль не мог сосуществовать с окружающей действительностью на одном эстетическом уровне. В его высказываниях о "достижениях соцреализма в театре и кино", о засилии невежд и сволочей сквозит подлинное физиологическое отвращение.

http://img11.wild-mistress.ru/8503744/8503744-0303.jpg
Олег Даль

Это нелегкое фрондерство, которым баловались тогда многие представители творческой интеллигенции. В случае с Далем имело место патологическое несовпадение человека и окружающей среды, людей, системы (имеется в виду система моральных, этических, творческих стереотипов и стандартов).

0


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Актеры - Советского и российского кино » Олег Даль. Потрясающе талантливый актер театра и кино 60-70-х годов