ОБЪЕДИНЕНИЕ ГЕРМАНИИ В 1990 ГОДУ
В истории Германии не один раз были такие исторические периоды, когда она влачила жалкое существование. Нечто подобное было с ней и в 18-ом веке до Бисмарка. Но, именно благодаря последнему, к Пруссии присоединились Эльзас и Лотарингия, королевства Саксония, Бавария и Вюртемберг, и 18 января 1871 года был создан Второй рейх.
Отто фон Бисмарк(1815-1898) — государственный деятель, первый канцлер Германской империи (второго рейха), прозванный "железным канцлером". Вошёл в историю, как политик, сумевший спасти Германию от междуусобных войн и объединить немецкие княжеств в единое национальное государство. После смерти в его честь возводились многочисленные памятники — как символу сильной личной власти. Бисмарку приписывают следующие высказывания, в том числе и о России:
"Не надейтесь, что единожды воспользовавшись слабостью России, вы будете получать дивиденды вечно. Русские всегда приходят за своими деньгами. И когда они придут — не надейтесь на подписанные вами иезуитские соглашения, якобы вас оправдывающие. Они не стоят той бумаги, на которой написаны. Поэтому с русскими стоит или играть честно, или вообще не играть… Даже самый благоприятный исход войны никогда не приведет к разложению основной силы России, которая зиждется на миллионах собственно русских… Эти последние, даже если их расчленить международными трактатами, так же быстро вновь соединяются друг с другом, как частицы разрезанного кусочка ртути. Это нерушимое государство русской нации, сильное своим климатом, своими пространствами и ограниченностью потребностей...";
"Никогда не верьте русским, ибо русские не верят даже самим себе";
"Свобода — это роскошь, которую не каждый может себе позволить";
"Революцию подготавливают гении, осуществляют фанатики, а плодами
ее пользуются проходимцы";
"Все мы — народ, и правительство — тоже";
"Политика есть искусство приспособляться к обстоятельствам и извлекать
пользу из всего, даже из того, что претит";
"Никогда столько не лгут, как во время войны, после охоты и до выборов".
Всемирная история человечества последующих лет многократно подтверждала правоту вышеприведённых утверждений Бисмарка.
После победы над фашистской Германией, судьба страны оказалась в руках Ф.Рузвельта, У.Черчилля и И.Сталина. Последний не хотел разделения Германии на два государства, считая, что именно единая Германия в послевоенное время сможет противостоять интересам США в Западной Европе, тем самым ограничивая "аппетиты" Америки в отношении мирового господства. Даже после разделения Германии на два независимых государства Сталин считал это временным явлением. Черчиллю расчленение Германии с одной стороны было на руку, так как Англия тем самым устраняла своего самого сильного конкурента и противника в европейских международных отношениях. Но, с другой стороны, Черчилль очень не хотел, чтобы вторая часть Германии стала составным звеном международного социалистического лагеря.
В 1982-ом году канцлером ФРГ станет Гельмут Коль, которого менее чем через десяток лет, немцы уже объединённой Германии станут называть "вторым Бисмарком". Для обоих собирание земель и народа стало исторической миссией. С Бисмарка началась Германская империя, с Коля — единая Германия. Объединение ФРГ и ГДР было заветной целью политики Гельмута Коля еще задолго до падения Берлинской стены. Правда, когда он говорил об этом, его признания походили скорее на ритуальные фразы. Так, выступая с правительственным заявлением в 1987 году, Коль подчеркивал необходимость "воссоединить людей, потому что они немыслимы друг без друга" и "постоянно помнить о единстве нации". Как и Бисмарк, который даже служил в России послом, Коль понимал важность восточной политики. Поэтому, несмотря на то, что он уже в 1986 году крайне негативно воспринимал внутреннюю и внешнюю политику Горбачёва, и даже в узком кругу называл того "советским Геббельсом", Коль начал искать пути для взаимопонимания. И политикам удалось найти общий язык. Впоследствии, сам Михаил Горбачев так отзывался о начале отношений с Гельмутом Колем:
— C начала у нас отношения не сложились. Коль публично, в невежливой, мягко говоря, форме объявил нашу перестройку пропагандистским трюком. Из-за этого демарша отношения СССР-ФРГ оказались "замороженными". Поняв, что от этого страдают немецкие интересы, Коль сделал все, чтобы исправить свою ошибку. А когда он прибыл в Москву, то в первом же нашем разговоре показал себя не просто умным политиком, но и откровенным, искренним человеком.
У лидеров двух стран нашлось много общего. Оба оказались "детьми войны". У Горбачёва воевал и был тяжело ранен отец. У Коля воевали отец и старший брат, который не вернулся с фронта. Оба не понаслышке знали об ужасах бойни, развязанной гитлеровским режимом. Коль и Горбачёв предварительно разработали основные пункты и этапы объединения ГДР и ФРГ. Однако в ФРГ дело близилось к очередным выборам и чтобы заручиться большей поддержкой избирателей, Коль, несмотря на договорённость с Горбачёвым предупреждать друг друга о важных решениях, самостоятельно объявил свои десять пунктов объединения Германии. Эти пункты стали неожиданностью не только для Горбачёв, но даже для министра иностранных дел ФРГ Ганса-Дитриха Геншера. Несмотря на это, Горбачёв и в дальнейшем очень хорошо отзывался о Гельмуте Коле:
— Очень крупный политик. Капитальный человек. Если решать дела, то с Колем надо было… Он держал слово. Была у него одна страсть: он всегда следовал в фарватере США. Ну, что тут поделаешь, это ж реальность...
После открытия границ ГДР для торговли и путешествий восточногерманские товары были вытеснены западной продукцией. Население требовало введения общей денежной единицы, и хотя западногерманский центральный банк, Бундесбанк, призывал к осторожности, правительства Восточной и Западной Германии договорились признать с 1 июля 1990 немецкую марку в качестве общей денежной единицы. Введение западногерманской марки в Восточной Германии имело большое значение для отношений между двумя Германиями. В декабре 1989 канцлер Коль предложил десятиступенчатую программу объединения, рассчитанную на пять лет, но жители Восточной Германии отказывались ждать. Их стремление к политическим свободам и западному уровню экономики можно было утолить только немедленным объединением. Неудивительно, что восточногерманский режим, столь долго правивший ими, подвергался всяческим поношениям. Стало ясно, что если Восточная Германия в кратчайшие сроки не будет интегрирована в ФРГ, то она буквально лишится своего населения. Если бы западная система не пришла на восток, то все жители Восточной Германии переселились бы на Запад.
В феврале 1990 года, после двухчасовой беседы с Горбачёвым, Г.Коль гордо заявил:
— Генеральный секретарь Горбачев и я едины в том, что только немецкий народ вправе решать, хочет ли он жить в едином государстве.
31 августа 1990 года в Берлине министр внутренних дел ФРГ Вольфганг Шойбле и Гюнтер Краузе, — парламентский статс-секретарь при премьер-министре ГДР, подписали Договор об установлении германского единства между Федеративной Республикой Германией и Германской Демократической Республикой, предусматривавший воссоединение на основе механизма присоединения ГДР к ФРГ по статье 23 Конституции ФРГ.
12 сентября 1990 года в Москве министры иностранных дел Великобритании, СССР, США, Франции, ФРГ и ГДР подписали Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии, в котором Великобритания, СССР, США и Франция — с одной стороны, и представители обоих германских государств — с другой стороны, подтвердили создание объединенной Германии, включающей в себя территории ФРГ, ГДР и Западного Берлина. В соответствии с московским Договором Федеративная Республика Германия, — уже как объединенная Германия, получила полный суверенитет в своей внутренней и внешней политике.
М. Горбачев и Г.Коль пришли к соглашению, что численность новых германских вооруженных сил не будет превышать 346 тыс. человек, и объединенная страна сможет продолжить свое членство в НАТО. Расходы на возвращение на родину советских солдат, расквартированных в бывшей ГДР, брала на себя ФРГ. Согласие на объединение Германии явилось уступкой со стороны СССР, причем на удивительно скромных условиях. Многие исследователи считают, что если бы в тот момент Горбачёв потребовал от Германии выхода из НАТО, то правительство Коля, ради объединения Германии, согласилось бы и на этот шаг.
3 октября 1990 года произошло официальное объединение ФРГ и ГДР. С 00 часов ГДР прекратила свое существование как государство, а Западный Берлин — как самостоятельная политическая единица с особым международным статусом. Именно этот день празднуется как День единства Германии. В состав ФРГ вошли пять вновь воссозданных земель бывшей ГДР: Бранденбург, Мекленбург-Передняя Померания, Саксония, Саксония-Анхадьт, Тюрингия и территория Берлина. В соответствии с московским Договором от 12 сентября 1990 года Федеративная Республика Германия — объединенная Германия получила полный суверенитет в своей внутренней и внешней политике.
Гельмут Коль, обращаясь к слушателям радиостанции Deutsche Welle, заявил:
— Дорогие земляки!.. Спустя более чем 40 горьких лет жизни порознь, наша страна снова едина. Это одно из самых счастливых мгновений в моей жизни.
Воссоединение Германии помогло Колю остаться в должности канцлера ФРГ на протяжении еще двух сроков, пока осенью 1998 года он не уступил этот пост представителю социал-демократов Герхарду Шрёдеру.