ЧП с российским вертолетом у Шпицбергена.
Российский вертолет Ми-8 на базе в Баренцбурге, Норвегия
© EPA-EFE/Birger Amundsen
МОСКВА, 26 октября. /ТАСС/. Российский вертолет Ми-8, летевший в четверг из поселка Пирамида в Баренцбург, упал в море недалеко от архипелага Шпицберген. На его борту находились восемь россиян, их судьба пока не известна.
Спасательную операцию координирует северонорвежское подразделение спасательного центра. Работы ведутся ночью, их усложняют непростые погодные условия. В готовности находятся спасатели МЧС России.
Ряд признаков указывает на наличие крупного объекта на дне в зоне поисков российского вертолета Ми-8, разбившегося в четверг у Шпицбергена, заявил корр. ТАСС руководитель работы Норвежского координационного спасательного центра Туре Хонгсет.
"В зоне поисков было обнаружено место, где запах разлившегося горючего сильнее всего, а со дна поднимаются пузыри воздуха. Сонар одного из судов также показывает наличие на дне крупного объекта. Это может говорить, что в этом месте лежит вертолет или его крупный обломок. Тем не менее, подтвердить эту теорию мы сможем, только изучив этот район подробнее с помощью беспилотной субмарины", - заявил собеседник агентства.
Пропал недалеко от Баренцбурга
Вертолет Ми-8 следовал из поселка Пирамида в шахтерский поселок Баренцбург на острове Шпицберген. В 15:35 по местному времени (16:35 мск) в спасательный центр поступило сообщение о том, что вертолет пропал, 10 минут спустя губернатор Шпицбергена подтвердил факт катастрофы. Связь с вертолетом пропала во время снегопада, российские пилоты не подавали сигнал бедствия, и точное место падения вертолета пока не установлено.
По данным Минэнерго РФ, на борту находилось восемь человек - пятеро членов экипажа и трое сотрудников НИИ "Арктический и антарктический научно-исследовательский институт" Росгидромета. В министерстве отметили, что вертолет принадлежит авиакомпании "Конверс Авиа" и находился в лизинге треста "Арктикуголь".
В свою очередь, в авиакомпании "Конверс Авиа" ТАСС сообщили, что судно 2013 года выпуска было технически исправным, обслужено перед вылетом и адаптировано для полетов в северных широтах и арктической зоне. По данным авиакомпании, полет выполнял опытный экипаж, который знал особенности полетов на Шпицберген. Там также добавили, что на вертолете не сработал аварийный радиомаяк.
Шансы на спасение есть
Представитель Норвежского координационного спасательного центра Эрьян Дельбекк отметил, что шансы на спасение россиян, находившихся на борту вертолета, по- прежнему сохраняются. Работы в акватории Гренландского моря осложняется неблагоприятными метеоусловиями, несмотря на это поиски будут идти всю ночь. Сейчас на предполагаемом месте происшествия из норвежского административного центра Лонгйир на Шпицбергене были направлены два спасательных вертолета и судно губернатора Шпицбергена "Поларсиссель". К поискам пропавшего вертолета присоединись несколько катеров норвежских спасателей и судно "Арктикугля".
К поискам вертолета подключились наземные группы спасателей. В готовности к вылету к месту проведения поисково-спасательных работ находятся водолазы-спасатели отряда "Центроспас" и Центра по проведению спасательных операций особого риска "Лидер" МЧС России со специальным оборудованием и снаряжением, включающим подводные робототехнические комплексы и гидролокаторы бокового обзора для проведения глубоководных поисковых работ, а также беспилотные летательные аппараты для обследования акватории Гренландского моря.
По словам начальника Северного экспедиционного отряда аварийно-спасательных работ Росрыболовства Анатолия Леонтьева, трагическая ситуация обострила вопрос о необходимости создания на Шпицбергене российской спасательной базы. "На Шпицбергене вообще нет российских спасателей, норвежцы категорически против, не согласовывают разворачивание этой спасбазы на архипелаге. В настоящее время заход спасательного буксира на архипелаг Шпицберген в российский поселок Баренцбург осуществляется только по дипломатическому разрешению", - подчеркнул он.
Возбуждено дело, открыты горячие линии
Северо-Западное следственное управление на транспорте СКР возбудило уголовное дело по факту крушения вертолета по части 3 стать 263 УК РФ "Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее наступление смерти более двух лиц". Для расследования причин катастрофы сформирована комиссия Межгосударственного авиационного комитета (МАК) с участием представителей Росавиации.
По поручению министра транспорта РФ Максима Соколова Росавиация и Ространснадзор подключились к выяснению причин авиационного происшествия с вертолетом Ми-8АМТ ЗАО "Авиационная компания Конверс Авиа". Кроме того, Госавианадзор проведет внеплановую проверку авиакомпании "Конверс Авиа" на предмет соблюдения законодательства в сфере обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации, с учетом особенностей полетов над морем и в Северном регионе в осенне-зимних условиях.
В связи с авиапроисшествием горячие линии открыли МЧС РФ и власти Шпицбергена.
Архипелаг Шпицберген
Арктический архипелаг Шпицберген расположен в Арктике между 76-й и 80-й параллелями. Он был передан Норвегии после Первой мировой войны, однако более 40 государств имеют равные права на эксплуатацию его ресурсов. Экономическое присутствие на Шпицбергене сейчас активно поддерживают лишь Норвегия и РФ. Норвежский Лонгйир и российский Баренцбург - крупнейшие населенные пункты архипелага, на котором постоянно проживают 2600 человек.
Головной российской организацией на Шпицбергене является государственный трест "Арктикуголь", который ведет горные работы по добыче угля и полезных ископаемых. На архипелаге "Арктикуголь" владеет территорией в 251 кв. км, на которых располагаются действующий рудник "Баренцбург" с механизированной угольной шахтой, тепловая электростанция, порт, вертодром и поселок. Также трест владеет законсервированными рудниками Пирамида с одноименным поселком и Грумант с поселком Колсбей.
Вертолеты и снегоходы обеспечивают большую часть транспортного сообщения между норвежским Лонгйиром, где расположен аэропорт Свальбард, и российским поселком Баренцбург. Последняя катастрофа российского вертолета на Шпицбергене произошла в марте 2008 года, когда Ми-8, заходя на посадку рядом с Баренцбургом в сложных метеоусловиях, столкнулся с ангаром. Тогда три из восемь человек, находившихся на борту, погибли.