Некоторые методы воспитания вовсе не так безобидны, какими могут показаться на первый взгляд. Приемы воздействия на ребенка, которыми мы регулярно пользуемся, могут нарушить нашу связь с ребенком, негативно повлиять на его психику и самооценку.
Все мы люди, и иногда срываемся. Чаще всего мы применяем вредные методы воспитания из-за усталости и бессилия, не задумываясь о последствиях. Какими действиями можно испортить психику ребенка, рассказывает психолог, психоаналитик, арт-терапевт Анита Вайаканти.
Как нельзя воздействовать на ребенка?
Почти каждая мама хотя бы раз накричала на ребенка, или лишила мультиков. Вместо того, чтобы выстраивать границы и предъявлять адекватные требования к ребенку, мы пытаемся его запугать и лишить любимых вещей. Добиваться послушания этими методами неправильно.
Кричать
Крик - самый неэффективный и разрушительный способ воздействия на ребенка. Малыш пугается и не может воспринимать информацию, не понимает, что от него хотят. Постоянные крики тормозят развитие ребенка и могут даже привести к истощению. Конечно, иногда не хватает сил говорить спокойно, но ведь это проблема родителей, а не ребенка.
Игнорировать
Если родители игнорируют ребенка, для него это равнозначно потере любви. Поэтому игра в «молчанку» или фраза «я с тобой не разговариваю» - не что иное как мощный инструмент в разрушении психики ребенка. Малыш так и не поймет, в чем он был не прав, будет чувствовать отвержение и копить обиды.
Унижать
Например, малыш решил помыть свою тарелку и разбил ее. Вы заходите на кухню с криками «что же ты наделал, у тебя руки не из того места». Выходит, вы ругаете малыша за то, что он хотел проявить заботу, да еще и разрушаете его самооценку. Так зачем же ему помогать и стараться, если его за это ругают? Запомните: дети никогда ничего не делают назло. У них совершенно другая мотивация: любопытство, желание исследовать, изучать. Осуждать нужно не личность, а поведение.
Лишать чего-то
Забирать у ребенка игрушки или лишать его потребностей - это очень неконструктивный метод. Особенно, когда речь идет о базовых потребностях: в качестве наказания оставить ребенка без еды. Это равносильно тому, что родители подвергают ребенка страданиям и опасностям.
Наказывать физически
Взрослый нужен ребенку для того, чтобы защищать. Наша задача - давать детям заботу, любовь и чувство безопасности. Когда мы шлепаем малыша, его мир просто рушится. Никогда не стоит доводить себя до прямой агрессии в сторону ребенка.
Как выстроить четкие границы?
Мы много сил тратим на крики, попытки добиться чего-то от ребенка, а не лучше ли потратить эти силы на выстраивание границ? Ведь именно они помогают воспитывать ребенка без применения жестких и вредных мер.
Адекватные запреты
Примерно до 4-5 лет дети не понимают запретов. Их мозг еще недостаточно развит, чтобы помнить все родительские установки, поэтому иногда они их игнорируют и нарушают. Даже к 6 годам ребенок еще может не соблюдать договоренности в силу того, что ему трудно отказаться от того, что хочется, в пользу того, что надо. Поэтому от вас требуется четкость и адекватность.
Выстраивая запреты, убедитесь в том, что:
ребенок понимает, что вы от него хотите
запрет может надолго отложиться у него в голове
малыш способен осознать и понять смысл запрета
новый запрет не противоречит другим правилам
При создании запретов важно не переусердствовать с количеством. Чем больше запретов, тем больше у ребенка желания протестовать и бунтовать. Акцентируйте не на слове «нельзя», а на слове «можно»: не ограничивайте, а направляйте.
Причинно-следственные связи
Очень часто дети просто не понимают, за что их ругают. Для взрослых многое кажется очевидным, и они начинают ругать малыша, например, за то, что зашел в грязных ботинках в комнату. Если детям не объяснять заранее, что такое хорошо, а что такое плохо, откуда они это узнают?
Ребенок должен понимать, в чем именно его ошибка, и заранее знать о последствиях своих действий. Если есть какое-то правило, о котором ребенок не знал, то какой смысл его ругать? Наказание всегда должно быть соразмерно поступку ребенка. Объясняйте ребенку «а что будет, если», то есть предупреждайте последствиях. И только если ребенок заранее знал, что нарушает запрет, понимал смысл своих действий и знал про последствия, можно от него что-то требовать.
Последовательность
Когда вы говорите «заберу планшет» и в итоге не забираете, у ребенка возникает каша в голове, и разрушаются представления о том, что можно, а что - нельзя. И в следующий раз он не послушается, потому что родители дали понять, что этот запрет можно нарушить.
Систематичность и последовательность облегчает жизнь ребенку и всей семье. Правила и запреты должны действовать всегда и в любых ситуациях, независимо от настроения родителей, погоды и любых других факторов. Только так ребенок сможет научиться понимать, что от него хотят.
Всегда помните о том, что мы, взрослые, сильные, умные и сдержанные. И наша центральная нервная система и мозг уже сформировались, в отличие от ребенка. Хочется сорваться - просто остановитесь, подышите и отдохните.