"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Советские фильмы » Покровские ворота, лирическая комедия, 2 серии, «Мосфильм», 1982


Покровские ворота, лирическая комедия, 2 серии, «Мосфильм», 1982

Сообщений 1 страница 9 из 9

1

«Покро́вские воро́та» — советский двухсерийный художественный телефильм, снятый Михаилом Козаковым в 1982 году.

Страна: СССР;
Производство: Мосфильм;
Год: 1982;
Премьера: 11 февраля 1983 (ТВ); Cерий: 2

Автор сценария: Леонид Зорин
Режиссёр: Михаил Козаков
Жанр: лирическая комедия
Композитор: Георгий Гаранян

Это фильм-воспоминание, герой которого, наблюдая в начале 1980-х годов за сносом старого московского дома, мысленно возвращается во времена своей молодости. Основное действие картины происходит в 1956-1957 годах.

Сюжет

Аспирант-историк Костик Ромин, приехавший в столицу для учебы в университете, поселяется в квартире своей тетушки Алисы Витальевны. Жизнь обитателей коммунального «скворечника» заполнена курьезными, романтическими и драматическими событиями. Так, артист Мосэстрады Аркадий Варламович Велюров влюбляется в пловчиху общества «Трудовые резервы» Светлану. Переводчица Маргарита Павловна, живя в одной квартире с бывшим и будущим мужьями, стремится создать некий «тройственный союз». Прежний ее супруг Лев Евгеньевич Хоботов, «отставленный, но не вполне отпущенный», мечтает освободиться от опеки Маргариты Павловны, которая весьма жестко вмешивается в его отношения с медсестрой Людочкой. Костик, включаясь в происходящие события, выполняет роль своеобразного медиатора. Он, к примеру, ведет разговоры со склонным к алкогольным срывам Велюровым о том, что нужно победить пагубную страсть; при этом некоторая пафосность речей юного героя погашается озорными провокациями: «Аркадий Варламович, а не хлопнуть ли нам по рюмашке?». Благодаря Костику меняется жизнь Хоботова - организовав трюк с переодеванием в больнице, куда попал Лев Евгеньевич, Ромин помогает тому обрести свободу и воссоединиться с Людочкой. В биографии самого Костика также «грядут перемены» - герой разрывает связи с прежними подругами после знакомства с сотрудницей загса Ритой.

Дальнейшая судьба обитателей коммунальной квартиры неизвестна, и зритель не знает, обрел ли Хоботов счастье с Людочкой, гармонично ли сложилась семейная жизнь Маргариты Павловны и гравера Саввы Игнатьевича, успешно ли развивалась дальнейшая артистическая деятельность Велюрова. В финале картины повзрослевший Костик задается вопросом: «Где вы теперь, друзья моей юности? / Вы, бескорыстные подружки?»...

Актёры и роли

Олег Меньшиков - Костик, Константин Ромин - аспирант; Леонид Броневой - Аркадий Велюров, Аркадий Варламович Велюров - куплетист-эстрадник; Инна Ульянова - Маргарита Хоботова, Маргарита Павловна, бывшая жена Хоботова, - переводчица с испанского и португальского языков; Виктор Борцов - Савва Игнатьевич, Савва Игнатьевич Ефимов - гравер, фронтовик, новый муж Маргариты Павловны; Анатолий Равикович - Лев Хоботов, Лев Евгеньевич Хоботов - редактор поэтических переводов с романских языков; Елена Коренева - Людочка, медицинский работник, возлюбленная Хоботова; Софья Пилявская - Алиса Витальевна, тетя Костика; Татьяна Догилева - Светлана, Светлана Попова - пловчиха, возлюбленная Велюрова; Валентина Воилкова - Рита, возлюбленная Костика; Евгений Моргунов - Соев, поэт, автор куплетов, соавтор Велюрова; Наталья Крачковская - Ольга Яновна, жена Соева; Елизавета Никищихина - Нина Орлович, супруга Глеба Орловича - литератор; Игорь Дмитриев - Глеб Орлович, супруг Нины Орлович - литератор; Вера Бурлакова; Эммануил Геллер; Марина Дюжева; Евгений Кулешов; Э. Кук; Михаил Козаков; Александр Коняшин; Римма Маркова; Леонид Машков; Владимир Пицек; Александр Пятков; Олег Смолин; Леонид Тарновский; Ольга Токарева; Светлана Швайко

+1

2

0

3

0

4

История создания фильма «Покровские ворота»

Драматургической основой для картины стала «элегическая комедия» Леонида Зорина «Покровские ворота», написанная в 1974 году. Впоследствии автор пьесы рассказывал, что в год своего пятидесятилетия он захотел вернуться во времена молодости, воспроизвести знакомую ему с 1948 года атмосферу коммунальной квартиры на Петровском бульваре, 13. По словам драматурга, в процессе работы он ничего не придумывал - «это совершенно автобиографическое произведение». Зорин лишь сдвинул время действия почти на десять лет вперед и изменил место - перенес его ближе к Покровским воротам. Отсылка к другому адресу, вероятно, связана с тем, что в момент публикации пьесы еще были живы люди, оказавшиеся прообразами героев комедии.

Квартира на Петровском бульваре, 13 прежде принадлежала представителю московских органов юстиции Ивану Смирнову. После расстрела хозяина в его бывших комнатах проживали специалист по французской литературе Надежда Жаркова и литературовед Борис Песис, ставшие прототипами Маргариты Павловны и Льва Евгеньевича Хоботовых. Образ самого молодого из персонажей «Покровских ворот» - Костика Ромина - во многом совпадал с характером и биографией автора пьесы, утверждавшего, что «никакого зазора» между ним и его героем нет. Зорин, как и Ромин, прибыл в Москву из «южного города»; правда, в отличие от юного «интеллектуала и чаровника», будущий драматург не имел в столице ни любящей тетушки, ни иных родственников - восьмиметровое помещение в перенаселенном коммунальном «пчельнике» ему сдала в аренду квартирная хозяйка.

С Костиком Зорин «прожил несколько десятилетий» - этот персонаж присутствовал и в других произведениях Леонида Генриховича («Прощальный марш», «Избирательная кампания», «Хохловский переулок»). Однако если Ромин эпохи «Покровских ворот» был носителем авторских исповедальных мотивов, то с годами литератор начал внутренне отделяться от своего героя, и в романе «Старая рукопись» повзрослевший Ромин стал двигаться по жизни «своей дорогой».

В 1974 году «Покровские ворота» были поставлены в Театре на Малой Бронной. Режиссер спектакля Михаил Козаков позже признавался, что сама пьеса Зорина не вызвала в театроведческой и литературной среде особого восторга. Напротив - выступая в 1976 году на VI съезде советских писателей, драматург Афанасий Салынский отметил, что «Покровские ворота» входят в число произведений, сюжет которых, ограниченный локальным «анекдотическим случаем», не поднимается до уровня глубоких социальных обобщений и не содержит «определенной авторской мысли». Тем не менее, спектакль стабильно включался в театральную афишу в течение нескольких сезонов.

Когда же по воле режиссера, покинувшего театр, постановка была удалена из репертуара, Зорин предложил Козакову снять на студии «Мосфильм» киноверсию «Покровских ворот». Эта идея не получила поддержки у художественного руководителя Экспериментального объединения комедийных и музыкальных фильмов Георгия Данелии, который в приватной беседе с постановщиком заметил, что для большого экрана пьеса не подходит, и картина в формате кинематографа может обернуться для его кинорежиссерского дебюта провалом.

Козаков и сам сознавал, что сохранить диалоги, составлявшие более половины комедии, в односерийной мосфильмовской ленте ему не удастся. При этом их сокращение означало, что из картины уйдут «живые подробности», «воздух произведения». После консультаций с автором пьесы Козаков решил обратиться к двухсерийной телевизионной версии «Покровских ворот». Переработанный вариант, созданный для телевидения Михаилом Козаковым и Игорем Шевцовым, был в итоге одобрен Зориным, фамилия которого зафиксирована в титрах в качестве автора сценария.

0

5

История создания фильма «Покровские ворота»

https://stuki-druki.com/film/images/kadr-pokrovskie-vorota-02.jpg
Олег Меньшиков в роли Костика

По утверждению Михаила Козакова, он при выборе исполнителей никогда не стремился проводить многолюдный отбор. «Покровские ворота» стали исключением: долгое время ни один претендент на роль Костика Ромина не устраивал ни режиссера, ни других членов съемочной группы, и на пробах были рассмотрены в общей сложности девятнадцать кандидатов. Поиски героя - «шпаликовского мальчика середины пятидесятых» - завершились лишь после того, как на площадку пришел студент Щукинского училища Олег Меньшиков. Кинопробы Меньшиков провел в паре с Татьяной Догилевой.

Козаков и оператор картины Николай Немоляев сразу поняли: «У нас появился актер, без которого бы не было нашей комедии. Дальше уже все было проще...». Почти так же отреагировал на появление Меньшикова и сценарист Леонид Зорин, который ждал исполнителя, способного удовлетворить его «ностальгические претензии»: «Минуты хватило, чтобы понять: именно тот, о ком мечталось! Он был еще студентом и словно излучал праздничный юмор весеннего возраста»

0

6

История создания фильма «Покровские ворота»

https://stuki-druki.com/film/images/kadr-pokrovskie-vorota-03.jpg
Олег Меньшиков и Леонид Броневой

В Театре на Малой Бронной роль куплетиста Аркадия Варламовича Велюрова с 1974 по 1981 год весьма успешно исполнял Григорий Лямпе.

Однако когда началась работа над телеверсией, Козаков предложил создать образ эстрадника другому артисту - Леониду Броневому. Поэт Давид Самойлов откликнулся на выход картины стихотворением: «Ностальгична, романтична / эта лента, милый мой. / Все играют в ней отлично. / Лучше прочих - Броневой». Сознавая собственную правоту при выборе исполнителя, Козаков все-таки переживал из-за того, что вынужденно «предал» своего товарища Лямпе.

0

7

История создания фильма «Покровские ворота»

Отправляясь на телевидение со сценарием «Покровских ворот», Козаков был убежден, что его намерение снять картину о Москве получит одобрение у руководителей творческого объединения «Экран», занимавшегося производством телевизионных фильмов. Однако директор ТО «Экран» Борис Хессин в разговоре с режиссером заметил, что лента, в которой чувствуется ностальгия по хрущевской оттепели, неуместна в начале 1980-х годов. В качестве компромисса Хессин предложил Козакову сыграть роль Дзержинского в картине Марка Орлова «Синдикат-2»: «Миша, хотите, чтобы вас запустили с вашей сомнительной комедией, сыграйте Дзержинского!» Затем от телеруководства последовали предложения продолжить работу над образом «железного Феликса» в двух других произведениях - «Государственная граница. Мирное лето 21-го года» и «20 декабря». На попытки Козакова отказаться Хессин реагировал словами: «Фильмы выйдут почти одновременно, не могут же там быть разные Дзержинские».
https://stuki-druki.com/film/images/kadr-pokrovskie-vorota-06.jpg
Олег Меньшиков, Елена Коренева, Анатолий Равикович

«Покровские ворота» снимались по заказу и при финансовой поддержке Гостелерадио СССР на «Мосфильме», в творческом объединении «Телефильм», руководителем которого был Сергей Колосов. Поэтому сдача картины проходила фактически в двух ведомствах. Сначала ее оценивал худсовет «Телефильма», представители которого неоднозначно восприняли работу Козакова. Так, Марк Захаров сообщил во время обсуждения, что лента, представляющая собой «просто китч», его разочаровала. В то же время генеральный директор студии Николай Сизов признался, что комедия ему понравилась. Картина была принята Сизовым с оговоркой, что он не отвечает за реакцию «твоих заказчиков на телевидении».

На Гостелерадио акт о приемке «Покровских ворот» подписала, сделав предварительно несколько небольших замечаний, редактор творческого объединения «Экран» Стелла Жданова. Формально утверждение фильма состоялось, однако его выход в эфир затягивался. Одной из причин, по которой картину негласно запретили к показу, стал отъезд в США Елены Кореневой - исполнительницы роли медсестры Людочки. Раздосадованный Козаков даже сочинил в связи с этой ситуацией стихотворение, содержавшее строки: «Я целый год потел зазря - / Артистка Коренева, фря, / Поставила мне клизму...». Далее выяснилось, что «Покровские ворота» вызвали возражения со стороны председателя Гостелерадио Сергея Лапина, который увидел в ленте искажение «образа советского воина» (речь шла о Савве Игнатьевиче).
https://stuki-druki.com/film/images/kadr-pokrovskie-vorota-04.jpg
Елена Коренева

Согласно воспоминаниям Козакова, свои претензии к создателям «пасквиля» Лапин выразил словами: «Такие фильмы делают люди, сбегающие в Израиль или в Америку! Это же какой-то Зощенко!». Фильм «Покровские ворота» - это, по словам искусствоведа Елены Горфункель, авторское кино, в котором режиссер «озвучил своим голосом пятидесятые годы». Если Леонид Зорин с «почти протокольной точностью» воспроизвел в комедии события, происходившие в коммунальной квартире, то Козаков дополнил киноповествование собственными впечатлениями. В результате была сконструирована лирическая история с элементами театральности, представляющая собой «романтизированную схему» 1950-х годов, которая оказалась одинаково близка и драматургу, и режиссеру.

0

8

Актёры и роли

https://stuki-druki.com/film/images/kadr-pokrovskie-vorota-05.jpg
Виктор Борцов - Савва Игнатьевич, Савва Игнатьевич Ефимов - гравер, фронтовик, новый муж Маргариты Павловны

https://stuki-druki.com/film/images/kadr-pokrovskie-vorota-11.jpg
Инна Ульянова - Маргарита Хоботова, Маргарита Павловна, бывшая жена Хоботова, - переводчица с испанского и португальского языков;

https://stuki-druki.com/film/images/kadr-pokrovskie-vorota-09.jpg
Анатолий Равикович - Лев Хоботов, Лев Евгеньевич Хоботов - редактор поэтических переводов с романских языков;

https://stuki-druki.com/film/images/kadr-pokrovskie-vorota-10.jpg
Елена Коренева - Людочка, медицинский работник, возлюбленная Хоботова

0

9

Актёры и роли

https://stuki-druki.com/film/images/kadr-pokrovskie-vorota-08.jpg
Софья Пилявская - Алиса Витальевна, тетя Костика

https://stuki-druki.com/film/images/kadr-pokrovskie-vorota-07.jpg
Анатолий Равикович - Лев Хоботов, Лев Евгеньевич Хоботов - редактор поэтических переводов с романских языков;
Елена Коренева - Людочка, медицинский работник, возлюбленная Хоботова

0


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Советские фильмы » Покровские ворота, лирическая комедия, 2 серии, «Мосфильм», 1982