"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Советские фильмы » "У озера", социальная драма. Мосфильм, 1969


"У озера", социальная драма. Мосфильм, 1969

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

"У озера". Социальная драма

https://i.imgur.com/4Okykium.jpg
«У о́зера» — советский двухсерийный чёрно-белый драматический художественный фильм 1969 года, режиссёра Сергея Герасимова. Является вторым фильмом дилогии о людях 60-х годов XX века (первый фильм — «Журналист» (1967)).

Повествует о взаимоотношениях между человеком и природой в эпоху научно-технического прогресса, о проблеме защиты уникального пресноводного озера Байкал от промышленного загрязнения, после введения в эксплуатацию строящегося на его берегу целлюлозно-бумажного комбината.

В широкий советский прокат картина вышла 13 апреля 1970 года.

0

2

0

3

В ролях

https://i.imgur.com/OSSzzErm.jpg
Олег Жаков — Александр Александрович Бармин, учёный-байкаловед
https://i.imgur.com/COytSN2m.jpg
Наталья Белохвостикова — Лена, дочь Александра Бармина
https://i.imgur.com/AZwfbr1m.jpg
Василий Шукшин — Василий Васильевич Черных, руководитель комбината
Надежда Репина — жена Василия Черных
https://i.imgur.com/Xix2tZ7m.jpg
Валентина Теличкина — Валя Королькова, журналист
Михаил Ножкин — Геннадий Яковлев, молодой учёный
Наталья Аринбасарова — Катя Олзоева, подруга Лены
https://i.imgur.com/PA4hBXUm.jpg
Николай Ерёменко (младший) — Алексей, студент-практикант
https://i.imgur.com/GQghESPm.jpg
Вадим Спиридонов — Константин Коновалов, рабочий на стройке
Александр Сныков — Женя
Съёмочная группа

Режиссёр: Сергей Герасимов
Сценарист: Сергей Герасимов
Операторы: Владимир Архангельский, Владимир Рапопорт
Композитор: Илья Катаев
Директор картины: Аркадий Кушлянский
Награды и признание
Править

1971 — Государственная премия СССР: режиссёр Сергей Герасимов, исполнители главных ролей Олег Жаков, Наталья Белохвостикова и Василий Шукшин.

0

4

Москвичи на Байкале

Летом 68-го большая киногруппа во главе с известным режиссером и сценаристом Сергеем Апполинариевичем Герасимовым приехала в Байкальск. Сработавшее практически мгновенно сарафанное радио разнесло потрясающую новость: столичные киномэтры будут снимать здесь фильм! И не простой — о Байкале, целлюлозном комбинате и еще о чем-то очень важном. Позже оказалось: о любви.

По давно заведенной традиции руководство киногруппы отправилось поначалу к директору комбината, в партком. Директор ЦБК Николай Ильич Черепанов пообещал помочь с транспортом, людьми — будущим производственным массовкам нужны были заводчане, и многие охотно вербовались «в артисты», хотя позже оказалось — в кадр попали единицы. С жильем для приезжих было сложно: единственная гостиница в микрорайоне Южном редко пустовала; к тому же летом, в сезон, кроме туристов сюда старалось наведаться областное, а порой и столичное начальство — совместить приятное с полезным, так сказать: и дела сделать, и на Байкале отдохнуть. Но киношным гостям места, конечно, нашлись: основную часть группы разместили в гостинице (теперь она называется «Куршавель» — ни больше, ни меньше), а троих мужчин поселили в артистической Дома культуры. Одним из них был Василий Макарович Шукшин. Женский состав будущей картины был небольшим. Героиню играла студентка ВГИКа Наталья Белохвостикова.

— Юная, тоненькая, светловолосая девушка училась у Сергея Апполинариевича Герасимова, и, как говорили тогда многие, была его любимицей, — вспоминает Валерий Николаевич Шишкин. — Держалась она довольно отстраненно и высокомерно. Это и по фильму чувствуется, у нее там такие высокомерно-властные интонации. С нами, местными жителями, она почти не общалась. Но меня почему-то запомнила, и когда лет пять назад приезжала в Байкальск на какой-то юбилей, связанный с фильмом Герасимова, спросила у работников ДК: «Куда у вас Шишкин делся?» А я тогда работал на заводе.

Валентина Теличкина играла молодую журналистку, которая доставала всех вопросами: «Как вы относитесь к проблеме сохранения Байкала?» или «Как вы относитесь к строительству целлюлозного завода на Байкале?» А еще жаловалась подруге (ее играла Наталья Белохвостикова) на тяжелую долю девушки-журналистки, особенно если она к тому же «и сама ничего себе». В жизни молодая актриса, по воспоминаниям тех же работников Юбилейного, оказалась почти такой же высокомерной, как и ее более молодая коллега. Старший кассир Юбилейного Шехирева рассказывает, что Теличкина часто ходила в ДК на танцы.

— Танцевальные вечера в те годы были для нас настоящим праздником. Играл духовой оркестр, пел Вася Карибов — местная знаменитость. Танцевали мы твист, шейк, фокстрот, другие популярные в те годы танцы, но вначале всегда звучал вальс. Молодежи было много, пьяных — ни одного. Тогда в принципе невозможно было представить появление на вечере пьяного или просто подвыпившего парня. Многие к тому же неплохо танцевали, но у Валентины Теличкиной был свой коронный прием: она как-то особенно красиво встряхивала под музыку своими длинными волосами (на танцы она причесывалась более стильно, чем на съемки). Или просто резко крутила головой — зрелище было незабываемое. Мы, местные девчата, всегда завидовали ее шикарным, струящимся по спине волосам.

0

5

Фото киномастеров в Байкальске нет

Съемки фильма начались летом 68-го. Местные рыбаки и охотники охотно помогали приезжим в выборе наиболее живописных мест для натуры. После небольших разногласий решено было основную, летнюю часть фильма отснять в Мурино — возле небольшой местной речушки, сбегающей в Байкал, у моста неподалеку от живописного ущелья. Есть в фильме несколько кадров, снятых в Култуке, точнее, на самой живописной его части — серпантине. Попала в кадр и слюдянская школа у вокзала, из окон которой открывается вид на Байкал. А еще напротив завода были построены солидные бревенчатые декорации: дом, где жили главные герои картины, отец и дочь Бармины, их библиотека, научная лаборатория. Здесь надо напомнить, что в основе сюжетной линии фильма судьба ученого-биолога, байкаловеда Александра Александровича Бармина (вымышленный, во многом собирательный образ) и его семнадцатилетней дочери Елены, которые живут на берегу Байкала. Эта семья, по замыслу авторов картины, представляет русскую интеллигенцию, связанную с идеями декабризма. Однажды в их жизнь входят новые люди — строители байкальского целлюлозного завода, вокруг которого возникает немало споров и высоких ведомственных дискуссий. Семья Барминых занимает самую решительную позицию за неприкосновенность Байкала.

Директора строящегося целлюлозного завода сыграл Василий Макарович Шукшин. На время съемок актер остановился в небольшой артистической ДК у сцены. Здесь он работал над своей непростой ролью, отдыхал, охотно общался с местными жителями. Валерий Николаевич Шишкин вспоминает, что Шукшин как-то сразу западал в сердце. Был очень жизнерадостным, сам мог затравить анекдот и других охотно слушал, не перебивая. Запомнилось еще, что Шукшин никого и ничего не боялся, хотя в Байкальске тогда было полным-полно зэков. А старший кассир ДК Клавдия Филипповна Шехирева рассказала, что Шукшин остался в памяти простотой своего внешнего облика. «Он выглядел даже как-то по-деревенски на фоне других приезжих москвичей, поэтому я поначалу не обращала на него особого внимания. Потом, когда пошли его фильмы, особенно «Калина красная», его книги, стали понятны масштабы дарования этого замечательного актера, режиссера, писателя».

Одну из центральных сцен любовной линии картины — молчаливое признание в любви Василия Черных и Лены Барминой снимали на берегу речки Харлахта. Как всегда набралось немало любопытных, но Герасимов к посторонним на съемках относился спокойно, людей, которые не мешали, не гнал. По сценарию, Лена Бармина назначает Черных свидание у сломанного дерева. Мы видим, как нервно курит герой Шукшина, ожидая любимую, как она бежит к нему и т. д. А за кадром Василий Макарович шептал Белохвостиковой: «Наташа, посерьезней лицо сделай, посерьезней». К тому времени у него, в отличие от совсем молоденькой Натальи, был уже немалый опыт работы на съемочных площадках, которым он щедро делился с товарищами по работе.

Вообще старшему поколению байкальчан удалось и самим поучаствовать в работе над фильмом — в массовых сценах, разумеется. Клавдия Шехирева вспоминает, как ей приятно было узнавать своих в мелькавших на экране эпизодах: работников ДК в автобусе, который едет по култукскому серпантину, бывшего начальника ДПЦ комбината Василия Филипповича Третьякова, рабочих сушильного цеха в некоторых производственных эпизодах т. д.

А над сценой прощания Лены Барминой с друзьями байкальчане еще долго подшучивали: по сценарию героиня уезжает в Иркутск рано утром, первым автобусом. «Но мы-то видели, что он едет совсем в другую сторону, на промбазу», — улыбается Клавдия Филипповна.

Три дня в неделю назывались в ДК «привозными», когда старший киномеханик Шишкин или кто-то из его подчиненных ездили за фильмами в Иркутск. Аппаратная в большом зале на несколько часов была свободна, и там начинался просмотр отснятого материала. «Мы им много помогали с монтажом отснятых кусков, просмотром, — говорит Шишкин. — Когда прокручивали пленку в аппаратной, Герасимов сидел в зале, Шукшин устраивался на балконе. Микрофонов еще не было, а им то и дело надо было что-то обсудить, поспорить, и тогда Василий Макарович быстро спускался в зал к режиссеру. На просмотрах частенько присутствовал Борис Яковлевич Мордухов, директор ДК. Было и так: отсмотрят снятые куски, а обсуждать уходят в малый зал. Хотя разбирали сделанное нередко прямо в большом зале — что оставить, что уничтожить. Дублей много было. И еще я очень жалею, что никто из нас не догадался сделать хотя бы несколько снимков там, на обсуждениях, или на съемках картины. Василий Шукшин, Сергей Герасимов, Михаил Ножкин, Николай Еременко, Вадим Спиридонов — какие яркие, уникальные личности работали тогда рядом с нами, на наших глазах рождалось большое, настоящее кино о нашей жизни, нашем заводе. Фильм-предупреждение, фильм-размышление о судьбе великого Байкала. И ни одного снимка. Очень, очень жаль».

0

6

Прямиком в Байкал, как и было сказано

«У озера» — во многом знаковая картина. По замыслу правительства СССР, огромные водно-энергетические ресурсы Сибири нужно было заставить служить людям. Традиционно советский волюнтаризм воплощался в проекты поворота северных рек, промышленного освоения мировой жемчужины — Байкала и тому подобных. Тогда, в начале 60-х, в период недолгой хрущевской оттепели, сменившей эпоху сталинизма, ученые, передовая общественность страны впервые заговорили о страшных последствиях так называемой научно-технической революции. Новое слово «экология» звучало как набат, предвещавший неминуемые беды природе огромной страны. Собственно, проект большой картины о строящемся у берегов Байкала целлюлозном комбинате в большой мере аккумулировал эти тревожные настроения. Авторы, и прежде всего сценарист и режиссер Сергей Апполинариевич Герасимов, вложили в уста ее главных героев свою боль и тревогу за судьбу великого озера. Надо сказать, что они оказалась небезосновательными. И если хотите, пророческими.

«Думаю, что именно здесь, на Байкале, может быть удастся остановить инерцию истребления природы, — говорит герой Шукшина, директор завода Василий Васильевич Черных. Это ведь Байкал... Вся страна встала на его защиту». И еще одна цитата из фильма, она принадлежит ученому по имени Сергей Львович (тоже, по видимому, собирательный образ), который на вопрос журналистки Вали Корольковой отвечает так: «Я отношусь к строительству комбината на Байкале отрицательно. По одной простой причине: это строительство грозит превратить его в грязное озеро... Целлюлозный комбинат будет брать оттуда чистую воду и спускать грязную. Они говорят, что будут ее очищать, но знаете ли, если ее очистить до конца, то можно эту же воду и использовать. Но нет, они все-таки будут загрязнять Байкал. И потом нескоро, много сотен лет понадобится, чтобы его очистить». Сбылось, что называется, тютелька в тютельку.

О том, сколько и чего было сброшено в Байкал в процессе выпуска кордной целлюлозы, читаем в государственном докладе Главного управления природных ресурсов по Иркутской области. «Как и в предыдущие годы (до 2001—2002 гг. — Авт.) наблюдалось нарушение качества воды в контрольном створе. Максимальные концентрации превышали норму по взвешенным веществам в 1,4 раза, сульфатам — в 1,3 раза, хлоридам — в 1,8, фенолам — в 3 раза». В таблице, что наглядно подтверждает сказанное, отмечено также значительное превышение сбросов по нефтепродуктам, лигнину, сульфатному мылу, скипидару, алюминию... «На прилегающей к озеру акватории зарегистрирована максимальная концентрация нефтепродуктов (до 2,2 ПДК), серы несульфатной (10,9 ПДК), ртути (до 2,2 ПДК)». Сточные воды, идущие прямиком в Байкал, — это миллионы и миллионы кубометров хлороформа, формальдегида, метанола, нитратов, сульфатов, фенолов, фурфурола и бог знает чего еще. Не озонируют воздух, не улучшают состояние прибрежной байкальской природы, тех же лесов и ежегодные тысячи тонн пылегазовых выбросов БЦБК. Оседающих, между прочим, на территории, которая находится в непосредственной близости к нынешней ОЭЗ — особой экономической туристстско-рекреационной зоне на Байкале. «Инерцию истребления природы» остановить не удалось. Напротив, приоритет интересов ВПК придал этому процессу огромные промышленные масштабы. Нынешняя экокатастрофа байкальской природы — это, похоже, последний акт разворачивающейся на наших глазах трагедии.

0


Вы здесь » "КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём! » Советские фильмы » "У озера", социальная драма. Мосфильм, 1969