из истории нашего кино
♦ 29.03.1962 - премьера фильма «Когда деревья были большими» режиссера Льва Кулиджанова.
Главные роли сыграли Инна Гулая и Юрий Никулин.
Интересные факты
Сценарий фильма, присланный по почте на киностудию имени Горького, был написан режиссером и кинодраматургом Николаем Фигуровским и имел название «Благоразумная ведьма». Кинодраматург Наталья Фокина (супруга Льва Кулиджанова) показала сценарий Сергею Герасимову, который в то время возглавлял киностудию, после чего автор сценария был приглашен в Москву, где позже, в процессе доработки сценария, Фигуровский изменил название на «Когда деревья были большими». Вначале на главную роль в фильме был приглашен Василий Меркурьев, который, прочтя сценарий, дал свое согласие. Однако позже режиссеру фильма Льву Кулиджанову пришлось отказать Меркурьеву, поскольку тому было сложно выезжать в командировки, а снимать натуру, как предлагал Меркурьев, рядом с его дачей под Ленинградом было невозможно по финансовым соображениям.
После этого Кулиджанов остановился на Юрии Никулине. Наталья Фокина вспоминала: «Перед пробами мы пошли с Левой в цирк, где Юра выступал вместе с Карандашом. Юра нам очень понравился. Я с Юрой была хорошо знакома, но мы не пошли к нему за кулисы, решили подождать фото и кинопроб. По существу, больше конкурентов у него не было. Решено было его утвердить». Никулин, до этого снимавшийся только в комедийных ролях, сказал Кулиджанову, что не знает, сможет ли справиться с ролью Иорданова.
.
Кадры из фильма
В своей книге «Почти серьезно» он писал: «Я спросил: "Лев Александрович, а почему вы утвердили меня на эту роль? Видели в кино?" - "Вы знаете, - ответил Кулиджанов, - самое любопытное, что ни одной вашей роли я в кино не видел. Только на днях мы посмотрим картину с вашим участием. Я видел вас в цирке. Только в цирке. И Вы мне понравились"».
Инна Гулая.
Роль: Наташа, работает паромщицей на переправе в деревне Селиваново;
Дочь Инны Гулаи Дарья Шпаликова в интервью рассказывала: «В картине "Когда деревья были большими" есть эпизод, на котором я всегда плакала. Тот, где Наташа встречает отца. Мама говорила, что режиссер Кулиджанов требовал: "Ты должна бежать ему навстречу, почти не касаясь земли, - лететь!". Маме это казалось очень неправильным. И она шла по перрону, нелепо косолапя, будто ноги вдруг стали ватными. Очень трудно шла. Кажется, они с Кулиджановым даже ссорились из-за этого, но, в конце концов, режиссер понял, что актриса права - этот эпизод нужно играть именно так. И он стал самым сильным, самым пронзительным в фильме».