Claude Monet
Полтора века впечатлений
Импрессионизму исполняется 150 лет
Мир начал отмечать 150-летие импрессионизма. Первым выстрелил Музей Орсе, открывший выставку «Париж, 1874. Изобретение импрессионизма», за ним последуют научные конференции, экскурсионные туры, другие выставки. Празднование перенесется через океан, в частности в вашингтонскую Национальную галерею. Старый и Новый Свет отдают дань направлению изобразительного искусства, в любви к которому они едины более чем к какому-нибудь другому. О том, что мы узнали об импрессионизме за эти 150 лет, рассказывает художественный обозреватель “Ъ” Кира Долинина.
150 лет спустя импрессионисты продолжают интриговать не тем, что они видят, а тем, как они видят
Дата возникновения слова «импрессионизм» прекрасно известна: 15 апреля 1874 года на бульваре Капуцинок, 35 открылась выставка некоего Анонимного общества художников, скульпторов, граверов и пр. Через десять дней в рецензии на нее критик-острослов журнала Le Charivari Луи Леруа вбросил слово impressionnistes (буквально — «впечатленцы»). Поводом для такого нейминга стала картина Клода Моне «Впечатление. Восход солнца» (1872): «"Впечатление", ну конечно. Я так и знал. Не зря же я под таким впечатлением! Не могло здесь не быть впечатления! Но какая свобода, какая легкость фактуры! Обойная бумага в стадии наброска и та будет смотреться более проработанной, чем эта живопись!» Эта история прекрасно известна, добавим лишь, что слово impression появилось на этикетке случайно: брат Огюста Ренуара Эдмон делал каталог будущей выставки и совершенно замучился со скучными и довольно однообразными названиями картин Моне («Вход в деревню», «Выход из деревни», «Утро в деревне» и тому подобные); когда Эдмон Ренуар взбунтовался, Моне спокойно сказал ему: «Поставьте "Впечатление"». Слово вылетело, его подхватили все кому не лень. Сами «импрессионисты» сопротивлялись этому названию довольно долго, но уже в 1877 году очередная самостоятельная выставка этого же круга художников красовалась с афишей «Третья выставка импрессионистов». Под этим названием они выступят только в этот раз, но в историю искусства слово «импрессионисты» войдет намертво, увлекая в свою орбиту и тех, кто никогда бы под этим именованием не подписался.
Сложности с пониманием празднующего юбилей термина (названия направления) начинаются сразу. Кто были те «впечатленцы», кого ругал Леруа? 31 художник, около 200 произведений, отобранных самими авторами, без жюри или представительства маршанов. Из трех десятков имен в историю искусства вошли только семь: Моне, Ренуар, Дега, Моризо, Писсарро, Сислей и вызывавший большие сомнения организаторов молодой Сезанн. Именно его имя стало последней каплей, утвердившей Мане в том, что присоединяться к этой компании не следует: когда Дега в очередной раз зазывал друга участвовать в выставке, тот заявил: «Я никогда не буду выставляться вместе с господином Сезанном». Представляя себе эту выставку, мы сосредоточены на этих именах, но у основной массы вывешенных на красно-коричневых стенах бывшей мастерской фотографа Надара работ были другие авторы, и, что чрезвычайно важно, они были достаточно далеки стилистически от Моне и компании: разница в возрасте (почти 40 лет отделяют Адольфа-Феликса Кальса от самого молодого Лео-Поля Робера), в происхождении (богатые буржуазные семьи Дега или Берты Моризо никоим образом не соприкасались с социальной средой анархиста Писсарро или коммунара Огюста Оттена), в политических взглядах (антисемитизм Ренуара и Дега плохо сочетается с еврейством Писсарро), в эстетических представлениях (многие из членов Анонимного общества не один раз выставлялись до этого в официальном Салоне и видели в нем и в его традициях влиятельную силу). Если что и объединяло участников этой выставки, так это финансовый интерес и желание представить себя публике: свободно выставляться и продавать работы при монополии Салона казалось авантюрой («Павильон реализма» Курбе в 1855 году и многочисленные уже к тому времени «Салоны отверженных» отказников Салона были тому лишь печальным подтверждением), с этим и собирались поспорить организаторы выставки 1874 года.
Со славой получилось — выставку посетило около 3,5 тыс. зрителей…
Подробности: https://www.kommersant.ru/doc/6595484