Арт-рынок: от коллекционирования к инвестициям. Проблема, тесно связанная с финансовыми рынками
3 января 2025 г., 6:55 | di Марика Лев |
Хотим ли мы поговорить об арт-рынке в самом современном понимании? То есть, когда все изменилось и из простого обмена между спросом и предложением в чисто коллекционном контексте оно превратилось в ключевой финансовый ресурс, где искусство берет на себя роль альтернативного класса активов инвестициям.
Арт-рынок: от коллекционирования к инвестициям. Проблема, тесно связанная с финансовыми рынками
Пришло время пролить свет на управление активами, которое привлекает многих коллекционеров и инвесторов, которые все чаще ищут советы и рекомендации по управлению и увеличению своего богатства с помощью различных альтернатив. В предыдущем отчете Deloitte Art & Finance уже указывалось, что 64% консультантов по вопросам благосостояния предлагают услуги, связанные с произведениями искусства и другими предметами коллекционирования. Это деликатный процесс, который, однако, требует постоянного и необходимого обучения со стороны консультантов, чтобы наилучшим образом расширить свое портфолио, включив в него искусство.
Немного истории, чтобы лучше понять, не повредит
В 1974 году Британский железнодорожный пенсионный фонд решил инвестировать в искусство, выделив на это предприятие около 40 миллионов фунтов (более 48 миллионов евро), или около 3% своих активов на тот момент. British Rail сотрудничала с Sotheby's, который предлагал «бесплатные» консультации при условии, что любые продажи из портфеля British Rail будут проходить через Sotheby's. Важность эксперимента British Rail, успех которого остается под вопросом, заключалась в том, что это была первая крупномасштабная систематическая попытка рассматривать искусство как инвестиционный инструмент. Кто не помнит 80-е и начало 90-х, когда внезапно произошел бум на арт-рынке, используя моду, основанную на страсти к картинам импрессионистов и постимпрессионистов. Но настоящий и большой рост цен произошел между 1987 и 1990 годами, после краха фондового рынка в 1987 году. Подсолнухи в 1987 году японской страховой компании Yasuda за 39,9 миллиона долларов. Сразу после этого мы фиксируем продажу Ирис австралийскому предпринимателю Алану Бонду за 53,9 миллиона долларов и наконец – но это еще начало – продажа картины Портрет доктора Гаше снова за 82,5 миллиона долларов для японского бизнес-магната Роеи Сайто.
Рынок искусства на денежных рынках
В действительности, в японский период цены были искусственно завышены за счет притока денег от учреждений, отдельных спекулянтов и, как выяснилось позже, тщательно продуманной японской операции по отмыванию денег. Это был также золотой момент для аукционных домов, которые начали проявлять себя во все более организованных формах, в то время как многие дилеры и галереи изо всех сил пытались конкурировать с розничными ценами. Таким образом, хотя аукционные залы процветали, многие дилеры, работающие в более традиционных секторах вторичного рынка, больше не могли идти в ногу с растущими ценами или конкурировать с набегами аукционных домов на розничный рынок. С этого момента, а точнее с 90-х, все изменилось и именно современное искусство входит и выигрывает финансовый интерес и рыночную тенденцию на возможную переоценку, даже если оно всегда будет оставаться «волатильным» сегментом, подлежащим постоянному мониторингу под контролем. .
Ярмарки и аукционные дома
Подробности: https://www.firstonline.info/ru/арт-рынок-от-коллекционирования-к-инвестициям-–-вопрос,-тесно-связанный-с-финансовыми-рынками/