Влади́мир Алексе́евич Гиляро́вский (26 ноября [8 декабря] 1855, Вологодский уезд, Вологодская губерния, Российская империя — 1 октября 1935, Москва, СССР) — русский и советский писатель, поэт, фельетонист, беллетрист, драматург, литературовед, журналист, краевед Москвы.
Его называли: московский «король репортеров» Владимир Гиляровский
О чём книга "Москва и москвичи"?
«Москва и москвичи» — книга Владимира Гиляровского, описывающая традиции, быт и нравы Москвы второй половины XIX — начала XX столетия. Сборник очерков, названный энциклопедией русской жизни рубежа веков, впервые был издан в авторской редакции в 1926 году.
Из Гиляровского:
Не могу удержаться от цитаты из В.А.Гиляровского. Он описывает, как посещал Нижегородскую ярмарку, а в связи с этим упоминает известных купцов, в том числе Николая Александовича Бугрова - богатейшего нижегородского торговца, благотворителя, старовера. Н.А.Бугоров был на ты с самим Сергеем Юльевичем Витте.
"Как-то Бугров, вскоре после обеда Витте, сидел за почётным столом и посасывал по капельке "Аи". Он другого шампанского не признавал, а "Аи" называл "Ау" и вывел отсюда глагол: "аукнуть".
И добавлю ещё один интересный каламбур, описанный В.А.Гиляровским в той же главе "Москвы газетной", "Нижегородское обалдение". За столом репортёру пришлось сидеть между Саввой Морозовым и Саввой Мамонтовым.
"- Гиляй, ты краснее весёлой козы, а глаза у тебя осовели!
- Видишь, - ответил я ему (Амфитеатрову), показывая правой рукой на Мамонтова, а левой - на Морозова, - как не осаветь!
- Вижу, справа Савва, слева Савва, тут осавеешь!"
***
Константин Паустовский
Длинная цитата
Писатель Константин Паустовский, знавший Гиляровского, вспоминал:
«Он был знатоком московского “дна”, знаменитой Хитровки — приюта нищих, босяков, отщепенцев — множества талантливых и простых людей, не нашедших себе ни места, ни занятия в тогдашней жизни. Хитровцы (или хитрованцы) любили его, как своего защитника, как человека, который один понимал всю глубину хитрованского героя, несчастий и опущенности. Сколько нужно было бесстрашия, доброжелательства к людям и простосердечия, чтобы заслужить любовь и доверие сирых и озлобленных людей. Один только Гиляровский мог безнаказанно приходить в любое время дня и ночи в самые опасные хитровские трущобы. Его никто не посмел бы тронуть пальцем. Лучшей охранной грамотой было его великодушие. Оно смиряло даже самые жестокие сердца. Никто из писателей не знал так всесторонне Москву, как Гиляровский. Было удивительно, как может память одного человека сохранять столько историй о людях, улицах, рынках, церквах, площадях, театрах, садах, почти о каждом трактире старой Москвы».
Отредактировано Taurus (04.01.26 15:06:14)