Ровно 170 лет назад родился московский «король репортеров» Владимир Гиляровский
8 декабря 2025
Благодаря Владимиру Гиляровскому мы хорошо знаем, какой была настоящая жизнь в XIX и начале XX века — без всех этих ахов про «Россию, которую мы потеряли» и прочего хруста французской булки. Лихо вкусив горького хлеба скитаний в молодые годы, он стал не просто бытописателем катакомбно-трущобной жизни, но и голосом невидимых и исключенных, эдаким русским Рембо и Диккенсом в одном флаконе, который обходил самодержавную цензуру и критиковал коллег за то, что те скучно что-то «мямлили», не зная настоящего «мужицкого слова». При этом же он умел писать и о красивой жизни, став одним из пионеров ресторанной публицистики. «Король репортеров», как называли Гиляровского, не был москвичом и не имел полноценного образования. Но это не помешало ему издаваться в самых читаемых городских и национальных газетах, а также стать частью московской легенды….
…
В 1882 году благодаря Гиляровскому мир узнал о Кукуевской катастрофе — крушении пассажирского поезда под Тулой, в результате чего погибли 42 человека. Власти хотели замять дело, но журналисту удалось тайком пробраться на место ЧП и на протяжении двух недель телеграфировать в «Московский листок» подробности трагедии, случившейся из-за размыва дорожного полотна. «Я пропах весь трупным запахом и более полугода потом страдал галлюцинацией обоняния и окончательно не мог есть мясо», — вспоминал Гиляровский.
Также он в деталях рассказывал о последствиях давки на Ходынском поле во время коронации Николая II, когда сам чуть не погиб. В своих очерках он писал и о том, как заводовладельцы гробили рабочих, не беспокоясь о технике безопасности, как захламленность подземных коллекторов вызывает наводнения в центре города, о жизни в ночлежках, толкучках и притонах. Злачные места Москвы Хитровка, Сухаревка, Китайгородская стена, Неглинка и другие теперь входят в маршруты Гиляровского.
В книге «Трущобные люди», которую выпустили только в СССР, а в конце XIX века запретили (сожгли тираж и рассыпали набор, потому что цензоры сочли, что там «сплошной мрак, ни одного проблеска, никакого оправдания, только обвинение существующего порядка»), например, говорилось о том, как жила Хитровка: «Не всякий поверит, что в центре столицы, рядом с блестящей роскошью миллионных домов, есть такие трущобы, от одного воздуха и обстановки которых люди, посещавшие их, падали в обморок. Одну из подобных трущоб Москвы я часто посещал в продолжение последних шести лет. Это — трактир на Хитровом рынке, известный под названием “Каторга”. Трущобный люд, населяющий Хитров рынок, метко окрестил трактиры на рынке. Один из них назван “Пересыльный”, как намек на пересыльную тюрьму, другой “Сибирь”, третий “Каторга”, “Пересыльный” почище, и публика в нем поприличнее, “Сибирь” грязнее и посещается нищими и мелкими воришками, а “Каторга” нечто еще более ужасное».
Читайте полностью: https://dzen.ru/a/aTbLqZmXjixmmSM3
Отредактировано Taurus (04.01.26 14:39:29)