"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Османская империя

Сообщений 21 страница 40 из 152

1

Исторические и интересные факты Османская империя
http://s6.uploads.ru/t/pjDgu.jpg

+2

21

Гаремная иерархия: Мужской персонал
 
Несмотря на строжайшую дисциплину в гареме, несмотря на целомудрие его обитательниц и подозрительность евнухов – в организации хозяйства гарема без мужчин невозможно было обойтись.
Без мужского персонала невозможно выполнять работы по  строительству, ремонту строений, мужчины возделывали сады, ухаживали за лошадьми, правили экипажами рубили и заготавливали дрова и др.
Для выполнения этих работ специально отбирали мужчин, которые, внешне не способны вызвать интерес у дам. Более того, принимались всяческие меры, чтобы не допустить мужчин (баттаджи) к возможности смотреть на тех, кого они обслуживали. Это достигалось ношением, например, специальной униформы с огромными воротниками, за которыми практически не видно окружающих. Другие евнухи следили за тем, чтобы во время работы баттаджей женщины уходили из поля их зрения. Но применяемые меры не всегда приносили ожидаемый результат, и некоторые рабыни умудрялись временами заводить амурные связи. Некоторые баттаджи, за оказанные услуги, удосуживались получить от гаремных затворниц протекции, позволяющие им заполучить не плохой чиновничий пост в гареме. Достигнув определенного возраста, баттаджи выходили в отставку, получали пенсию и имели право работать на выгодной должности за пределами гарема.

0

22

Гаремная иерархия: Неудостоенные радости
 
У обитателей самой низшей ступени гарема была лишь одна надежда на счастливую жизнь – возможность с годами выйти на свободу и начать личную жизнь. Их безупречная служба и послушание располагало к себе, некоторым женщинам находили мужей, а некоторых,  наделив приличным вознаграждением отпускали куда глаза глядят. Притом рабыня могла в любой момент превратиться в «гэздэ», т.е. удостоенную взгляда, если повелитель каким-то образом, взглядом или жестом, выделил ее из всех прочих.
После смерти султана наложниц разделяли по полу детей. умирал, все наложницы сортировались по полу детей, которых они успели родить. Матери девочек могли покинуть гарем и выйти замуж, а матери мальчиков оставались в «старом дворце», покинуть который разрешалось после того, как к власти придет новый султан. И в это время начиналось самое ужасное. Братья беспощадно травили друг друга, материли так же подсыпали яд сыновьям других женщин, уничтожая соперников на пути к трону своим сыновьям.
Однажды поссорившись с Хюррем султан изменил ей, проведя ночь с одалиской. Узнав об этом, Хюррем горько плакала. Султана переполняли угрызения совести, и, чтоб искупить свою вину, он приказал несчастную одалиску поместить в кожаный мешок и сбросить в реку Босфору. Приказ был исполнен.

0

23

Гаремная иерархия: Эфенди (кадины)
Главными и первыми из претендующих на место законной жены султана, были кадины. Они так же находились на достаточно привилегированном уровне, потому что были беременны, или уже родившие ребенка, признанного принцем или принцессой.
Известнй  художник Жерар де Нерваль, которому было разрешено посетить в тайне сераль, ( тогда женщин из него убрали), писал, что его удивило поразительное сходство комнат кадин.
Оказывается, все помещения для проживания кадин имели весьма схожий вид для того, чтобы не возникали разного рода конфликты между их жительницами. Все жены султана перед ним абсолютно равные. Как примера художник рассказал следующее, что когда повелитель империи заказывал своим женам во Франции, в Пере, у кондитера, коробки конфет, то они обязательным условием была их абсолютная схожесть.
Иная обертка или форма конфеты, возможно дополнительное количество пастилы или драже могли вызвать ненужные разногласия между прекрасными созданиями; у них, как и у всех людей мусульманского вероисповедания, слишком обострено чувство равенства».
Кадины являлись признанными, но не неофициальными, супругами султана.
До того, как получить возвышение кадины были членами ранга икбал — фаворитками.

0

24

Гаремная иерархия: Жены Султана
 
Султан, как и любой мусульманин мог иметь четырех жен, брак с которыми заключался официально, с заключением брачного контракта, игрались свадьбы, проводились торжественные церемонии. Однако с годами эти правила постоянно изменялись. Со временем,  брачные контракты заключались не с каждой женой, или, даже, совсем не заключались
Сам принцип становления наложницами был грубейшим нарушением мусульманских законов, согласно которым наложницами могли считаться лишь те женщины, которые попали в плен мусульманам в результате джихада, то есть войны за мусульманскую веру. В виду того, что таковых было не достаточно, значительное большинство наложниц попадали в гарем совсем другим путем, об этом мы расскажем чуть позже.
В итоге султаны стали без лишних формальностей женились преимущественно на рабынях. Рабыню-наложницу признавали женой, если она рожали султану ребенка (ли нескольких детей), который становился законным наследником.
Но по-прежнему главными или любимыми (хасеки) могли считаться только четыре жены. Первую супругу именовали — бах-кадина.
Каждая любимая жена имела в свое распоряжении даирэ — личные апартаменты, включая соответствующий штат рабынь, евнухов и пр. Обычно супруги султана имели жилища на верхних этажах, а их обслуживающий персонал на нижних.
Если место одной из четырех жен султана по каким-то причинам было вакантным, его могла занять женщина, сумевшая завладеть внимание господина. Можно предположить, насколько жестокая, хотя и невидимая, на первый взгляд, борьба разгоралась между желающими занять эту заветную нишу.

0

25

Гаремная иерархия: Главная экономка гарема
 
На кого могла опереться Валиде Султан так это на хазнедар-уста — на главную экономку, исполнявшую в большей мере функции казначея и интенданта. На эту должность назначали обычно немолодую и опытную даму, которая имела несколько сотен слуг и  помощников, рабов и евнухов. Хазнедар организовывала ведение хозяйства, следила за порядком докладывала обо всем госпоже.
Главной прерогативой ее было приготовление замеченных султаном наложниц ко свиданию на ложе правителя. Эта деликатная церемония происходила под руководством главной экономки, которая со знанием дела, встречала и провожала к повелителю предмет его страсти.
В случае необходимости представить Валиде Султан за стенами гарема – за дело так же бралась хазнедар. Она пользовалась тем же уважением, что и султанша-мать, на которую экономка имела значительное влияние.
В случае, когда Валиде Султан покидала этот мир, ее полномочия принимала грамотная, во всем осведомленная, хазнедар-уста. Однако известны случаи, когда в такой ситуации она не добросовестно выполняла принятые обязанности. Например, после смерти матери султана Абдул-Меджида, во всем гареме начался беспорядок, и хазнедар ловко им воспользовалась, преследуя свои интересы. Используя свою власть, вместе с приближенными, она присвоила имущество гарема и его казну, не честно увеличив свое состояние на десятки миллионов. Министры, в том числе и министр финансов, видели все происходящее, но не смели перечить, так как власть хазнедар была настолько велика, что им оставалось только склонить перед ней головы.

0

26

Гаремная иерархия: Валиде Султан
Мать находившегося у власти султана была верхней позицией гаремной иерархии. Власть Валиде была безупречной, ее решения не обсуждались и не пререкались. Ее положение подобно императрице.
Именитая «леди», которая смогла сделать одного из своих  сыновей наследником трона внушала не только уважение, но и страх окружающим. Ведь никто лучше, чем она не мог знать все стороны гаремной жизни, все тайны и интриги его существования. На первый взгляд, во главе гарема должна быть одна из жен султана, но это могло повлечь за собой череду интриг за первенство между кланами законных жен. Благоразумнее оставить жен в равносильном положении, а власть предоставить матери султана, у которой нет соперниц. Пусть жены ограничатся соперничеством за внимание правителя и пусть каждая не теряет надежду сделать именно своего сына наследником трона.
Валиде-султан не только правила гаремом, но и была законодательницей мод. Женщины, которые смели одевать более нарядные уборы, украшать себя более изысканными и дорогостоящими украшениями навлекали на себя гнев. Валиде-султан приветствовали «О, венец укрытых паранджой!» или «Наша госпожа». Все события в гареме происходили под ее надзором, даже приезды родных и близких жителей гарема, Мимо нее, из претендентов на зачисление в гарем, не проходил никто, ни чернокожая рабыня ни белокожая красавица-наложница. В ее власти – отказать или принять… Валиде-султан имела в помощниках важного сановника, называемого валиде-киясси, который назначался по указу императора. По должности он выполнял прежде всего административные функции, и функции «ока султана» за происходящим в гареме, но фактически большую часть времени занимался материальными благами «Дома счастья», принимая во внимание все пожелания матери султана.

0

27

Гарем
http://s2.uploads.ru/t/agtLc.jpg

Гарем султана представлял собой собрание красивых женщин, которые имели разный характер и разный интеллект. Замкнутое пространство роскошного гарема могло привести к самому бурному и непредсказуемому развитию событий. Ничего не могло гарантировать  мирного, спокойного и размеренного хода в жизни наложниц. Даже султан не мог контролировать все до мелочей. С течением веков, копился опыт по ведению индивидуальной Иерархии, которая была крайне необходимой хотя бы для частичной поддержки дисциплины и порядка в женском сообществе, где царили страсти и соперничество. Регламент взаимоотношений в гареме был подобен «табелю о рангах», в котором жестко выстраивались ранги один под другим, обусловливая права и обязанности персонала, соответствующие определенной ступеньке служебной лестницы.
Иерархия гарема султана имеет правильную структуру, правильное построение, как и любая иная иерархия, которая имеет разноуровневые ступени и субалтернов, чьи отношения строятся по правилу старшинства, с четко выраженными правами на
производство, на различные награды и прочее. Во главе всей системы иерархии находится благосклонность султана, она, как краеугольный камень на котором стоит иерархическое здание. По другому порядок в гареме существовать не может.
Схема лабиринта гарема Осман-бея состоит в следующем:
Гарем султана:
1. Мать султана — Валиде-Султан.
2. Великая казначейша — Хазнедар-Уста.
3. Первая жена султана — Бах-Кадина. Вторая, третья и четвертая кадины.
4. Первая фаворитка его величества — Бах-Ирбаль, вторая, третья и другие ирбаль.
5. Девицы, замеченные султаном – Гезде.
6. Эфенди – Кадины, матери принцев или принцесс.
7. Султанши (Не замужние принцессы).

0

28

Кто такая кира кадын? Кто исполнял должность кира кадын при Хюррем султан?
http://s2.uploads.ru/t/mOJZH.jpg

В связи с тем, что женщины не выходили за пределы гарема, возникла необходимость появления на арене кира кадын, которые по большинству были еврейками. Кира кадын была ответственна за сохранение связей с внешним миром.
При Хюррем Султан должность кира кадын исполняла Эстер Хандали. Стоит также отметить, что Эстэр Хандали способствовала появлению в османском гареме Нурбану Султан. После смерти Хюррем Султан Эстэр Хандали продолжала исполнение своих обязанностей при Нурбану Султан. В отличие от других кира кадын, Эстэр Хандали имела большой авторитет в Османской империи. Также нужно отметить, что Хюррем Султан всегда считалась с мнением Эстер Хандали при установлении связей с окружающим миром. В скором времени мы сможем созерцать кира кадын в сериале "Великолепный Век"
Перевод с турецкого: Mehin Banu

0

29

История гарема в культурах народов мира
http://s2.uploads.ru/t/qvPcA.jpg

Это слово, которое часто используют слишком свободно, произошло от арабского «харим», означающего «то, что запрещено». «Харим» на арабском языке означает любое священное место, каким, например, в исламский период является храм в Мекке.
­
Однако люди, принадлежащие к англоязычным национальностям, в наши дни подразумевают под «гаремами» места обитания женщин в странах, которые могут совсем не иметь арабского населения, либо быть населенными арабами лишь частично. Для выражения схожего понятия мы также используем слова «зенана», «сераль» и «пурдах».
­
Зенана (правильный вариант «занана», от персидского «зан» — женщина) в основном упоминается в связи с Индией. Англичане, колонизировавшие эту страну, обнаружили, что местные жители часто употребляли это слово.
Слово «сераль» (от итальянского seraglio — огороженное место, зверинец) использовалось в качестве синонима «гарема» первыми европейцами, принявшими христианство. Это были итальянцы или греки, поселившиеся в Италии, которые навещали Левант, делая это обычно по торговой надобности.
Итальянцы ошибочно соединили слово «сарай» со своим собственным, похожим по звучанию словом «серрато» (serrato), означавшим «закрытый» или «запертый». Результатом этого словообразования стало слово «сераль»(seraglio),­ которое они употребляли, говоря о гареме.
«Пурдах» происходит от слова «пардах», что на языке хинди означает занавес. Поскольку в Индии женская половина обычно отделяется от остального дома занавесом из плотной ткани или шторами, это слово стало в конце концов употребляться для обозначениявсего того, что находилось за таким пардахом.
С XVI до начала XX века Турция и Европа поддерживали между собой тесные и продолжительные контакты, одним из результатов которых явилось более или менее подробное знакомство европейцев с турецкими социальными институтами, в частности с гаремом. Причем о том, что он представляет из себя в Турции, на Западе знали несравненно больше,чем об аналогичных заведениях во всех других нехристианских странах. Большая часть документов относится к собственному гарему султана, или сералю, как его вскоре стали называть ближайшие европейские соседи турков — итальянцы.
­
В гареме жили три тысячи женщин. В это число входили молодые наложницы, женщины постарше, надзиравшие за ними, и невольницы.
Все наложницы были иностранками, некоторые стали добычей янычаров и других турецких солдат, других приобретали на невольничьем рынке, а третьи приходили сами, по своей собственной инициативе. Их всех учили играть на музыкальных инструментах, петь, танцевать и готовить.
­
Видные сановники и военачальники, желая заслужить расположение монарха, часто дарили ему юных девственниц, которые также становились затворницами гарема. Они либо покупали их специально для этой цели, либо отбирали из числа своей челяди. Всех этих молодых женщин сразу же принуждали принимать мусульманскую веру. Для этого требовалось поднять к небесам палец и повторить традиционную формулу «Нет Бога, кроме Аллаха, и Магомет — пророк его» .
После обращения в ислам девушек в обязательном порядке подвергали проверке, каковая в наше время именуется тестированием. Проверялись их физические данные и умственные способности. Этим обычно занималась старшая по возрасту изнаставниц.
­
Затем девушек размещали в различных комнатах согласно их возрасту и достоинствам, группируя вместе тех, кто находился на одном уровне развития, точно так же, как это делают в современных образовательных учреждениях. Каждая спальня была рассчитанана сто девушек и устроена таким образом, что вдоль стен размещались диваны
Центральное пространствооставал­ось свободным, как в госпитале, чтобы по нему могли ходить наставницы, каковых приходилось по одной на каждые десять наложниц. Ванные, туалеты, мануфактурные склады и кухни находились рядом с дортуарами. Днем наложниц обучали турецкому языку, рукоделию и музыке. Им предоставляли великолепные возможности для отдыха и развлечений как в самом гареме, так и снаружи, в окружавших его садах.
­
Если не во всех деталях, то в принципе это заведение,должно быть, в значительной степени походило на привилегированную закрытую школу для девочек, какие появились в XX в. в Англии.
В таких школах резвые юные ученицы, находившиеся во всех других отношениях под строгим присмотром, прекрасно проводили время и сохраняли о своем пребывании в «альма-матер» самые добрые воспоминания даже в преклонном возрасте. Единственная ощутимая разница, помимо присутствия евнухов, заключалась в причине, которая привела в сераль всех его обитательниц.
Султан никогда не видит и не посещает этих молодых женщин, если не считать того случая, когда их ему представляют на официальной церемонии. Если же они ему вдруг понадобятся для какой-либо цели, пусть даже ему захочется всего лишь послушать их игру на турецкой флейте и пение или же посмотреть их танцы, он уведомляет об этом дежурную наставницу.
­
Она затем выстраивает девушек в шеренгу, и монарх инспектирует их, подобно тому, как офицер осматривает строй солдат на плацу. Однако здесь все сходство заканчивается. Ибо, когда он смотрит особенно пристально на какую-либо девушку, это вовсе не означает,что она «одета неподобающим образом» или ей нужно сделать более аккуратную прическу. Это значит, что позднее она должна будет провести с ним ночь. Иногда в таких случаях султан еще более конкретизирует свой выбор, бросая носовой платок в сторону приглянувшейся девушки.
­http://s3.uploads.ru/t/IZc1v.jpg

Девушку, которой улыбнулось счастье — ибо такое внимание султана может означать множество привилегий впоследствии, - готовили к свиданию с монархом со всем тщанием. Ее купали в ванне, натирали душистыми маслами, выщипывали ненужные волосы, массажировали, наряжали и украшали.
Наконец в портрете наложницы поставлен последний штрих, и несколько пожилых черных невольниц ведут ее в личные спальные покои султана, которые находятся там же в гареме.
Пара этих негритянок остается в спальне всю ночь, и каждые два-три часа им на смену приходят новые стражи женского пола. Их главной обязанностью является присмотр за двумя факелами, которые горят всю ночь.
­
Один из этих факелов находится у двери, а другой - у подножия кровати. Утром султан встает первым и надевает чистую одежду, а не ту, в которой он пришел прошлым вечером. Эту одежду вместе со всеми деньгами, хранящимися в ее карманах и зачастую составляющими немалую сумму, он оставляет в качестве подарка спящей наложнице.
Если позднее выясняется, что эта девушка беременна, ей тут же присваивают титул «султанши года». Если у нее рождается мальчик, этот титул подтверждается пышной официальной церемонией, и счастливой наложнице на время поручается управление всем гаремом.
В ее подчинение поступают даже все наставницы.Султан мог даже в исключительных обстоятельствах жениться на ней, наделив ее, как того требует закон Пророка, приданым.
Но даже если до свадьбы дело не доходит, султанша года получает право на свиту из тридцати евнухов и соответствующего количества невольниц.
­
Помимо наложниц, которых еще называют одалисками, от турецкого слова odal, означающего «палата», и фавориток из их числа, «кадин», которые по рангу делятся на первых, вторых и третьих, а также наставниц и невольниц, в гареме живут тетушки, сестры и дочери султана.
Если султан решает выдать кого-либо из своих родственниц замуж, то по обычаю он обязан дать за ними очень богатое приданое, в которое должны внести свой вклад все остальные обитатели гарема, в том числе евнухи и невольницы, нравится им это или нет.
Если будущий муж этой родственницы не в состоянии обеспечить свою высокую невесту достаточно многочисленной и хорошо вышколенной челядью, как того требует ее положение, или же у него нет роскошного дворца, султан дает ему таковой за счет казны.
Однако на этом финансовому везению жениха наступает конец,так как он не только сам обязан найти средства для выплаты довольно значительного выкупа, но и тратить немалые деньги на удовлетворение всяческих прихотей своей новой жены, которой он уступает в социальном смысле, независимо от должности, занимаемой им до и после этого знаменитого события. Как правило, эта леди прилагает все усилия к тому, чтобы он не забывал, какую честь она ему оказала, став его женой.
­
Многие наложницы, естественно, так никогда и не удостаиваются чести разделить ложе с султаном. Их более удачливые товарки презирают этих несчастных девушек и издеваются над ними, делая это с чисто женской изобретательностью.­ Однако в конце концов эти страдания бывают не напрасными и в определенной степени вознаграждаются.
С течением времени девушка, на которой монарх ни разу не задержал своего взгляда, становится наставницей просто по выслуге лет и получает возможность отыграться на тех, кто ее тиранил.
Достаточно часто менее привлекательные молодые женщины оказываются самыми хитрыми и в итоге поднимаются по служебной лестнице очень высоко. Что касается женщин, родивших султану детей, то обычноон больше не спит с ними, но отсылает в другие имперские гаремы, откуда им нетрудно вырваться, еслиони находят себе достойную пару, и с согласия повелителя выходят замуж.
Однако в то время как фаворитки и «султанши года» могут приходить и уходить, одна женщина постоянно держит в своих руках бразды управления всем заведением.
Это мать монарха, которая носит титул Sultana Valide — валиде-султан. Ее помощницей является старшая наставница. Затем идет длинный список должностей ниже рангом, от важной леди казначейства до такой мелкой рыбешки, как хозяйка шербетов (напитков из фруктовых соков) или, например, главная подавальщица кофе.Каждая женщина, входившая в эту иерархию, например, старшая горничная, хозяйка платьев, смотрительница бань, хранительница драгоценностей, чтица Корана и старшая кладовщица, имела в своем подчинении группу учениц, из которых и назначалась ее преемница.
http://s3.uploads.ru/t/mA80Y.jpg

Турецкие женщины также часто выезжали «в свет», однако, конечно же, не в театры и не на балы. Они любили совершать прогулки, о которых уже упоминалось, потому что тогда у них появлялась возможность пофлиртовать с прохожими. Однако благодаря неизменному присутствию евнухов эти потрясающие взгляды из-под яшмака или вуали никогда не имели продолжения. На частых пикниках царило бурное веселье. Девушки танцевали и играли в салки. Обязанности евнухов сводились в основном к предотвращению попытки какого-либо зеваки, охочего до любовных приключений, завязать знакомство с наложницами, и евнухи справлялись с ними весьма эффективно.
Представление о гаремах, господствовавшее в Европе вплоть до начала XX в., неизменно связывалось с образом сладострастного старого распутника, развлекающегося среди сотен полуобнаженных юных дев. Для Турции такая сцена являлась гораздо большей редкостью, чем для Италии периода Возрождения или для крепостнической России XIX в.
Турки, как правило, имеют гораздо более серьезные взгляды на жизнь, чем,скажем, египтяне или арабы.
Турецкий гарем вовсе не был похож на дворец, где женщины скучают от безделья, ожидая, пока их позовут ублажать хозяина. Это заведение существовало скорее как маленький мирок, само по себе, и им управляла с холодной расчетливостью и дотошной внимательностью пожилая женщина, а вовсе не хозяин дома. Такой управительницей могла быть либо его жена, либо мать. У каждой обитательницы гарема имелся свой, четко очерченный круг обязанностей, которые она исполняла. Во многих отношениях подобные порядки походили на жизнь в женском монастыре.
В самом Константинополе и его окрестностях находилось свыше двадцати султанских резиденций, не считая самого сераля. Женские покои в некоторых дворцах занимали огромную площадь
Девушку, как правило, покупали в очень юном возрасте, чтобы она успела получить достаточно хорошие навыки в искусстве обольщения мужчин, прежде чем начать соревноваться со своими старшими товарками в борьбе за внимание султана.
Были там и другие девушки, не обладавшие привлекательной внешностью, например, негритянки или те, которых с детства считали«гадким утенком».
Разумеется, в роли наложниц у них не было никаких перспектив, и их с самого начала набирали в гарем для работы в качестве поварих, горничных, банной прислуги, прачек
Как правило, султан выбирал своих фавориток из девушек, которых дарят ему мать, видные сановники или же властитель какого-либо государства, естественно, восточного. Однако теоретически шанс обратить на себя внимание султана имелся у всех, даже у вышеупомянутых поварих. Его величество мог навещать свою мать, одну из матерей своих детей или же одну из своих незамужних дочерей.
http://s3.uploads.ru/t/q62rT.jpg

Он мог заметить при этом какую-либо горничную и сделать в ее адрес комплимент. В таком случае хозяйка приказывала этой девушке подойти к монарху и поцеловать край дивана, на котором он
сидел. Затем ее освобождали от работы, поселяли в отдельной комнате и давали титул, который в переводе с турецкого означает «та, на которую посмотрели».
У нее появляется неплохая перспектива стать «икбаль» или временной фавориткой. Если впоследствии результатом внимания, проявленного султаном к «икбаль», становилось рождение у нее ребенка мужского или даже женского пола, она переходила в разряд «кадин» или главной фаворитки, что влекло за собой ряд дополнительных привилегий, в том числе выплату регулярного денежного пособия, свои собственные апартаменты и свиту из невольниц и евнухов.
Когда девушка надоедала монарху, ей выделяли приданое, кое-какую обстановку, назначали небольшую пенсию и находили мужа из числа государственных чиновников. Однако если ей случалось пережить своего повелителя, она никогда больше не выходила замуж и оставалась вдовой до самой смерти, как в Индии.
­
После того как на трон вступал новый султан, гарем покойного монарха переводили в другой дворец, обычно старый и обветшавший. Один из принципов прежней турецкой конституции гласил, что влияние султанской семьи на политику должно быть сведено к минимуму. Именно по этой причине султан теоретически никогда не должен был жениться, так как это было обусловлено законом. Его так называемые жены с точки зрения закона оставались невольницами, какими они были, когда впервые переступили порог гарема, и титул султанши, несмотря на свою пышность, мало что значил.
После ознакомления с этой бытовой иерархической структурой гарема турецкого султана, нетрудно прийти к выводу, что главным занятием каждой женщины во дворце, помимо заботы о своей внешности, прогулок по магазинам и прочих вылазок, таких как пикники и посещения бань, были интриги, которые она вела, добиваясь выгод либо для себя, либо для своей хозяйки. В некоторых дворцах имелись свои собственные театры,балетные труппы и оркестры
Провинившиеся девушки подвергались физическим наказаниям. Обычно их секли розгами, а не били палками по пяткам, так как это традиционное турецкое наказание могло нанести непоправимый вред здоровью наложницы, то есть сделать ее калекой. Экзекуцию совершали евнухи по приказу наставниц. Вне всякого сомнения, в гаремах с менее строгими правилами такая практика приводила к определенным злоупотреблениям сексуального характера
Похоже, что сами евнухи едва ли когда-либо становились объектами подозрений со стороны турецких мужей. Последние были гораздо больше озабочены, и не без причины, проблемой лесбиянства, которое в гаремах было не таким уж редким явлением.
Такие привычки неизбежно должны были зародиться в среде страстных восточных женщин, скученных вместе и проживающих в роскошных условиях. Совершенно очевидно, что половое общение с единственным легально доступным мужчиной в силу своей эпизодичности никак не могло удовлетворять их, и они часто чувствовали себя обделенными и разочарованными.
Эти отношения поневоле приходилось сохранять в глубокой тайне, в противном случае любовниц ждало суровое наказание, которому их подвергал разгневанный муж. Следует однако сделать оговорку, что это наказание, безусловно, оказалось бы еще более суровым, если бы муж застиг жену, совокупляющейся не с любовницей, а с любовником. В любом случае такая практика лесбийской любви служила еще одной причиной ревности и интриг среди обитательниц гарема.
турецкая жена всегда полностью отдавала себе отчет в том, что ей постоянно придется делить своего мужа с другими женами или наложницами. Она не могла рассчитывать даже на самое безобидное и ординарное социальное общение с другими мужчинами, какое в Европе принимается как нечто само собой разумеющееся. Какая бы то ни было интеллектуальная или даже частная жизнь была для гаремной затворницы понятием совершенно немыслимым.и неслыханным.
Поблизости всегда находились не только ее товарки, но и евнухи. Любой европейский психолог с уверенностью скажет, что подобные жесткие правила, которые уже в то время на Западе считались крайне унизительными для человеческого достоинства, должны были неизбежно привести к формированию глубокого комплекса неполноценности, со всеми вытекающими отсюда последствиями для психического состояния личности. Иногда это означало необратимые изменения в сексуальной ориентции.
Все факты указывают на то, что турецкие женщины в дни, когда у них в стране господствовали полигамные отношения, наслаждались жизнью в такой же полной мере, как и их европейские сестры, пусть эти наслаждения и не отличались особым разнообразием. Они предавались бурному веселью как в самом гареме, так и за его пределами.
Огромное количество времени уходило у них на занятия, которым в глубине сердца преданы все женщины, даже самые суровые и аскетичные из них: утренний туалет и уход за внешностью, маникюр, педикюр, прическа, нарумянивание щек, подведение бровей и пр. Сюда же следует отнести сплетни, слухи, интриги, козни и заговоры. Кроме того, они любили пускать пыль в глаза, хвастать своими достоинствами и достижениями, иногда мнимыми, повествовать о своих любовных приключениях, прошлых и настоящих, и помыкать служанками-невольни­цами.
http://s2.uploads.ru/t/zQY3w.jpg
­
Взгляды на турецкие гаремы, широко распространенные в Европе XIX в., в целом отличались далеко не комплиментарным характером. В Англии они основывались на сведениях, полученных от миссионеров и советников, и, разумеется, страдали тенденциозностью, что позволяло рисовать общую картину только черной краской. Набожная аудитория в ужасе ахала и, воспылав сочувствием к бедным созданиям, томящимся в неволе, принималась развязывать кошельки, щедро отсыпая пожертвования.
В подавляющем большинстве случаев белые девушки попадали в гаремы без всякого принуждения, мечтая улучшить свое материальное положение. В поселениях Кавказа, Греции и других регионов, расположенных поблизости от Леванта, из поколения в поколение передавались предания о том, какую легкую и сытую жизнь ведут девушки, которым посчастливилось стать невольницей турка — серьезного, угрюмого мужчины, — которого они почти не видят, но который заботится о том, чтобы они жили в роскоши и имели своих собственных служанок-невольниц.

Автор  Juliet Kawai

0

30

Свадьба по-турецки
http://s2.uploads.ru/t/nUryo.jpg

Это очень красивое зрелище. Несмотря на то, что свадебные традиции Турции уходят корнями в далекое прошлое, в большинстве случаев их соблюдают сегодня.
В четверг, в самый подходящий день для настоящей турецкой свадьбы, около дома невесты составляется свадебный поезд. На первой арбе лежит приданое девушки – ковры, паласы, переметные сумы, вытканные самой невестой, матрасы, постельное белье, платья, купленные в городе. На вторую арбу садится сама невеста, закутанная с головы до ног в покрывало – дувак. Лошади украшены лентами и цветами. А иногда невесту везут верхом на лошади, предпочтительно белой масти, или на верблюде. Возят и на такси, на грузовике и даже на тракторе...
Вот местные музыканты ударили в барабаны, забили в бубны. Тонко запели струны саза, пронзительно загудела зурна. Свадебный кортеж трогается. А в это время жених, окруженный друзьями, публично бреется на улице, чтобы доказать всем, что у него растет борода и он уже настоящий мужчина. Над его домом развевается свадебный флаг, на котором не только полумесяц со звездой, но и оттиснутые краской ладони с растопыренными пальцами, а иногда и крест...
На пути свадебного поезда кладут барана со связанными ногами. По традиции невеста должна подойти к нему, и, схватив за ноги, разом отбросить прочь с дороги, доказав тем самым, что она не боится труда и достаточно сильна, чтобы вести собственное хозяйство. Отброшенный баран поступает в се собственность. Если же невесту постигнет неудача, то ее отец оплачивает односельчанам, положившим барана, его стоимость.
http://s2.uploads.ru/t/6qHne.jpg

Свадебные традиции в Турции, как и других странах, требуют особого внимания от невесты в тот момент, когда она впервые входит в дом жениха. Когда невеста в Турции входит в дом жениха, на порог льют из кувшина воду – этот обряд предохраняет от «дурного глаза». А двери мажут медом и маслом, чтобы невеста «как сыр в масле каталась». Отец невесты бросает в толпу мелкие монеты, куски сахара, зерна пшеницы и риса. По обычаю некоторых деревень невеста должна не просто войти в дом, а вползти в него между ног будущей свекрови, стоящей на пороге. Когда-то этот древний ритуал означал прием чужой девушки в род мужа, как бы ее удочерение, символизируя ее «рождение» свекровью. Теперь же он воспринимается как знак того, что невестка признает над собой власть матери мужа.
Начинается свадебный пир, музыка, танцы. В полночь, когда жених и невеста удаляются в свою опочивальню – гердек, свадьба достигает самого разгара. Музыка неистовствует, раздается стрельба из ружей. Потом устраивается факельное шествие.
Утром свекровь вывешивает простыню с брачного ложа для публичного доказательства признаков непорочности невесты. Если таких признаков нет, то на семью девушки ложится пятно позора. «Вашу дочь проела мышь», - говорят соседи ее отцу и матери.
В пятницу происходит обряд снятия с невесты покрывала.
Собираются гости. Невесте дарят платки, полотенца. Вот покрывало снято, и невеста уже считается женой. Все поздравляют молодых, желают им счастья. Окончательно оформляет брак в деревне чаще всего имам, а для официальной регистрации нужно ехать в город.
В народных обрядах турецкой свадьбы можно проследить обычаи разных народов, быт и культура которых повлияли на особенности образа жизни турок. Свадебный пир в доме жениха, например, перешел к современным туркам от одних из многочисленных их предков – огузов, которые вошли в состав не только турецкого, но и азербайджанского, туркменского и гагаузского народов. Название брачной опочивальни «гердек» (круглая палатка) осталось еще со времен прежней кочевой жизни огузских племен.
Обычай окраски волос, рук и ног невесты хной заимствован у иранских народов. Ритуал публичного бритья жениха перешел к туркам, скорее всего, от малоазийских греков.
Факельное шествие – тоже местное заимствование: оно есть у греков и армян. Свадебный танец «ромейка» похож на греческий, а название у него – греко-славянское.
У курдов заимствованы конно-спортивная игра «джирид» и обычай класть барана на пути невесты. Обряд смазывания дверей маслом и медом перекликается с хеттским свадебным обычаем: у хеттов маслом и медом мазали невесте лоб. Но турки, конечно, переняли этот обычай не непосредственно у хеттов, исчезнувших задолго до появления в Малой Азии первых тюркских племен, а у других анатолийских народов, предки которых когда-то заимствовали этот обряд у хеттов. Турки лишь завершили эстафету в этой передаче обычаев и обрядов...

От Дианы

0

31

Традиции турецких свадебных нарядов
http://s2.uploads.ru/t/IRaYf.jpg

Чаще всего турецкие свадебные платья изготавливаются из тканей ярких цветов и оттенков. Разумеется, безусловное лидерство в данной области занимает красный цвет. Иногда в комбинации с ним могут участвовать фиолетовый, синий или розовый оттенок. Если женщина или девушка была из семьи монархов, то ей надлежало облачаться в подвенечный наряд пурпурно красных цветов, которые были изготовлены согласно последней моде своего времени.
Турецким девушкам ранее не допускалось публично демонстрировать свою красоту. Именно поэтому турецкие свадебные платья регулярно дополнялись вуалью, покрывающей волосы и лицо невесты. Практически до года 1870 на территории Турции не использовались пастельные оттенки в процессе пошива свадебных нарядов. Тем не менее, по мере усиления европейского влияния, турчанки все чаще стали отдавать предпочтение белым свадебным платьям, и другим подобным оттенкам. Конечно же, первой невестой из Турции, которая решилась на такой смелый шаг, была невеста из семьи монархов.
Покрой турецкий подвенечных платьев
В зависимости от региона, турецкие свадебные платья отличаются своим покроем. Для каждой провинции в государстве свойственно иметь свой собственный стиль вышивки, как и в украинских традициях, цветовую палитру и покрой, который максимально соответствовал локальным традициям и обычаям. Сегодня же, благодаря тому, что турецкая свадебная промышленность набрала существенных оборотов, практически в каждом салоне свадебных платьев можно обнаружить необходимое разнообразие турецких нарядов. В древние времена свадебные церемонии в Турции могли длиться на протяжении месяца и более. А невеста на каждом этапе торжества должна была облачаться в новое одеяние. По традиции, турецкие свадебные платья состояли из блузки с жакеткой и тонких шаровар. С 19 века в моду вошел новый стиль свадебного одеяния невесты – необычное платье, украшенное множеством юбок, на которых имелось большое число боковых разрезов. Даже сегодня этот стиль свадебных нарядов не выходит из моды в сельской местности, вытесненный современной свадебной модой из турецких городов.

От Дианы

0

32

Свадьба османов.
http://s3.uploads.ru/t/SrVyc.jpg

Брак был делом чисто гражданским. Если стороны приходили к согласию, юноша и девушка обменивались подарками в знак помолвки, составлялся брачный контракт, копию получала каждая сторона. Привлекались денежные средства, такие как вклад семьи жениха в покрытие свадебных расходов, а также приданное невесты. Если препятствий к свадьбе не было,то оформление брачного договора завершалось. При этом присутствовало 2 свидетеля, и о договоре оповещался весь квартал. Определяли дату свадьбы.
Праздничные мероприятия начинались до свадьбы. Их продолжительность зависела от богатства семьи и от семейных обстоятельств. Некоторые семьи начинали праздновать сразу после подписания договора и невеста уходила в дом жениха, но более состоятельные праздновали неделю. В течение этой недели жених посылал невесте много подарков в виде ювелирных изделий и предметов женского туалета, а также фрукты и сладости для семьи девушки.
В понедельник семья невесты посылала свадебный наряд для жениха в дом его отца. После полудня несколько старых служанок семьи и кормилица в том числе, ехали на ослах к домам подруг невесты и вызывали подруг невесты и вызывали их на следующий день в баню и приглашали на свадьбу. Во вторник невеста и ее окружение торжественно ехали в баню. Впереди и сзади процессии шли музыканты, мужчины, несшие тазики, белье, парфюмерные принадлежности и другие слуги. Невеста шла под светлым шелковым балдахином, который несли на шестах, повязанных между собой богато вышитыми платками, четверо мужчин.Во время омовения в бане особое внимание уделяли невесте. Ее умащали редкими маслами и духами, после чего все возвращались за праздничный стол в дом невесты.
Следующий день отводился шумной вечеринке в доме жениха, на которой развлекались мужчины.
В этот вечер руки и ноги невесты мазали оранжевой пастой и обвязывали холстом, чтобы краска сохранилась до утра. В среду приносили подарки жениха - подвенечное платье и аксессуары. Невеста одевала платье, а главная подружка выводила ее на показ. Невеста целовала руку отца, а он обвязывал ее талию шалью и вынимал саблю, вытягивая перед собой, чтобы дочь перепрыгнула через клинок. При этом отец приговаривал: " Роди потомка, владеющего этой саблей так же хорошо, как предки", затем произносил молитву.
В этот день все начинали плакать, так как невеста находилась в доме последний день и ее девичество заканчивалось.В пятницу невеста шла в дом жениха в составе свадебной процессии и занимала там в своих покоях угол, украшенный как будуар шелковыми занавесками.
Весь день приходили гости с подарками и осматривали невесту и ее приданное. Между тем жених с друзьями шел в мечеть. По возвращению он с показной неохотой шел к покоям невесты под возгласы: "Жених идет!". На приглашение главной подруги невесты жених заходил в комнату и встречался с суженой. Девушка снимала чадру и жених и невеста впервые встречались друг с другом лицом к лицу и дарил невесте подарок, драгоценный камень. Затем жених присоединялся к мужчинам в соответствующем помещении дома. Невеста щла к праздничному столу в гареме.Свадьба праздновалась раздельно. Главное блюдо стола - это рис, подкрашенный желтым шафраном.
http://s3.uploads.ru/t/Yvn7D.jpg

С этих пор невеста становилась членом семьи и ее главная обязанность была угодить свекрови рождением внука.
Первая свадьба праздновалась всеми с величайшим одушевлением. Но мусульманину можно было иметь 4 жен, при условии, что он каждой обеспечит равное и отдельное содержание. И многие свадьбы праздновались с меньшим воодушевлением.

От Дианы

0

33

Хаммам или турецкая баня - важная часть культуры Турции.
http://s3.uploads.ru/t/NSJ3T.jpg

Традиционно в хаммамах очень красивое внутреннее убранство. В больших банях обычно существуют отдельные комнаты для мужчин и женщин, в маленьких - одним залом пользуются мужчины и женщины по определенным дням недели. Для многих хаммам был и есть не только местом очищения и расслабления, но и традиционным местом встреч и общения.
http://s3.uploads.ru/t/9FxWR.jpg

Пять лучших исторических хаммамов Стамбула, хранящих древнюю атмосферу:

Ayasofya Hürrem Sultan Hamamı;
Хаммам Хюррем Султан, расположенный между Голубой Мечетью и Музеем Святой Софии, находится в историческом здании, построенном в 1556 году архитектором Синаном для Роксоланы – легендарной жены Султана Сулеймана Великолепного.
«Хаммам Роксоланы» построен по прототипу классической османской бани.

Cağaloğlu Hamamı;
Хаммам Чагалоглу, расположенный в районе Султанахмет неподалеку от Святой Софии и Цистерны Базилики. Он был построен в 1741 году по приказу Султана Махмута. За время существования этого хаммама в его стенах успели побывать король Англии Эдвард VIII, Кайзер Вильгельм II, Франц Лист и другие известные персоны.
Богато украшенные залы и барочные элементы в убранстве делают этот хаммам похожим на дворец или музей. Особенно красива главная парная – мраморная, просторная, с колоннами и окошками в куполе.

Çemberlitaş Hamamı;
Хаммаму Чембериташ более 400 лет, и в нем сохранились оригинальные мраморные скамьи и купола, возведенные в 1580 году для жены султана Селима II Нурбану Султан. В строительстве бани был задействован архитектор Синан (на эти годы пришелся заключительный этап его творчества), любивший инновационные идеи и структуры.

Çinili Hamam
Хаммам Чинили, расположенный в Ускюдаре, был построен по указу жены султана Ахмета I Кесем Султан в 1640-х годах одновременно со стоящей рядом «изразцовой» мечетью Çinili Cami. К сожалению, изразцы из самих бань были украдены в XVIII веке, но владельцы здания еще долгое время оформляли фасад и интерьер голубой плиткой. Хоть этот хаммам и уступает в пышности убранства другим историческим баням, он до сих пор хранит неповторимую атмосферу за счет мраморного фонтана с золотыми рыбками, деревянных деталей в интерьере и дровяной отопительной системы. Стены сделаны из небольших фаянсовых панелей, а пол из пластиночной мозаики.

Süleymaniye Hamamı;
Хаммам Сулеймание, построенный в период с 1550 по 1557 год – еще одно творение архитектора Синана. Говорят, что этот хаммам посещал сам султан Сулейман Великолепный, всегда занимая одно и то же место в углу. Эта баня входит в комплекс построек при мечети Сулеймание.

От Дианы

0

34

В Турции нашли Библию, написанную полторы тысячи лет назад
http://s2.uploads.ru/t/hupy7.jpg

В Турции найдена Библия, предположительно, написанная полтора тысячелетия назад. Фолиант представляет собой толстый кожаный переплет с тонкими страницами из кожи, исписанными текстом на арамейском и ассирийском языках.
Есть версии,что найденое издание может быть одним из древнейших утраченных Евангелий, о котором веками спорят ученые. Ранее самым древним библейским вариантом считался Синайский кодекс.
Турецкая полиция изъяла раритет у контрабандистов
По сведениям Hurriyet Daily News, на черном рынке Библию можно было бы продать за 40 млн турецких лир ( $22,8 млн ).
Как передает focus.ua книга помещена в Этнографический музей Анкары. По словам экспертов, ей предстоит пройти длительный процесс реставрации.
Библия представляет собой историческую и лингвистическую ценность, так как она стала предметом острых теологических споров. Ватикан уже призвал Анкару провести всесторонний анализ обнаруженного артефакта.

0

35

Джалаладдин Руми и его последнее пристанище

Здесь пойдет речь о том, что собственно сделало этот город центром религиозного паломничества, а именно об усыпальнице Джалаладдина Руми.
Великий суфийский поэт родился в городе Балхе в 1207 году, но большую часть жизни прожил в Конье, где и умер в 1273 году. Джалал ад-Дин Руми ( или Римлянин) получил свое прозвище из-за проживания в Румском (Римском) султанате, созданном турками сельджуками. Другое его прозвище - Мевляна (Наш Господин) стало также частью его имени. Руми считается создателем ордена "кружащихся" дервишей Мевлеви. Он любил музыку и поэзию, поэтому в этом религиозном братстве много уделяют внимания ритуальным танцам.

Мечты о кружащемся дервише...
http://s2.uploads.ru/t/c1sza.jpg

Бирюзовый купол в виде ракеты был возведен непосредственно над могилой Руми.
http://s3.uploads.ru/t/9yTZY.jpg

"Приди, приди, кто бы ты ни был: огнепоклонник, неверный или язычник. Наш дом - не место для скорби. Всем, кто войдет, окажем достойный прием." Джалаладдин Руми.

Подвижничество Руми началось, когда он встретил персидского бродячего дервиша Шамса-и Табризи в 1244 году. Шамс стал его духовным учителем, но через три года персидский дервиш пропал (скорее всего он был убит). Это событие глубоко повлияло на жизнь Руми, он долго искал и оплакивал своего наставника. В последствии, он объявил о том, что нашел своего Друга и Наставника в себе.

В Конье, рядом с мечетью Шарафаддина, есть усыпальница Шамса Табризи. Но на самом деле она пуста - это кенотаф, так как тело дервиша не было найдено.

Могила Шамса-и Табризи.

http://s2.uploads.ru/t/bGHLS.jpg

Особое внимание последователи мевлеви уделяли медитативному танцу - сема. Это знаменитое кружение дервишей в белых одеждах стало визитной карточкой суфизма.

Вход в мавзолей Мевляны.
http://s3.uploads.ru/t/xvAsJ.jpg

Место для проведения ритуальных танцев - семахане соседствует с мавзолеем Джалаладдина Руми. Но к сожалению, фотографировать внутри мавзолея запрещено. Но можно снимать в теккие - местах жительства дервишей мевлеви. Это ряд келий, выходящих дверьми внутрь центрального двора.

Сейчас здесь располагается музей, посвященный ордену мевлеви.

http://s2.uploads.ru/t/N9rZ8.jpg

Также во дворе комплекса находятся мавзолеи видных шейхов братства.
http://s3.uploads.ru/t/S2YIU.jpg
http://s2.uploads.ru/t/TSr1L.jpg

Бирюзовый конический купол над могилой Мевляны.

http://s3.uploads.ru/t/5xMC9.jpg

В музее Мевляны можно увидеть, как выглядели дервиши братства. Этому способствуют многочисленные восковые фигуры, одетые в традиционные костюмы.
http://s2.uploads.ru/t/HQuP4.jpg

Перед тем, как стать полноправными членами ордена, мюриды (ученики) должны были тысячу и один день работать в бесплатных столовых для бедняков.
Сцена на кухне.
http://s3.uploads.ru/t/UIuR7.jpg

Сцены из жизни братства маулавия ( мевлеви) Все одеты в войлочные колпаки - это отличительный головной убор дервиша.

http://s3.uploads.ru/t/nci7C.jpg
http://s3.uploads.ru/t/CXbPi.jpg


Ритуальный жезл и головной убор, который приписывается Шамсу-и Табризу, 13 век.

http://s3.uploads.ru/t/Qsf1l.jpg

Гигантские четки, 19 век.
http://s2.uploads.ru/t/RWbap.jpg

Рубашка с изображением астрологических символов. Приписывается Султану Веледу - сыну Джалаладдина Руми, 14 век.
http://s2.uploads.ru/t/4keH6.jpg

Музицирующие дервиши.
http://s3.uploads.ru/t/pJ6F1.jpg

Флейта - главный музыкальный инструмент в суфизме. Считается, что ее звучание ближе к человеческому голосу, чем у других инструментов.
http://s2.uploads.ru/t/gk4r9.jpg

Ритуальная флейта - ней, "душа суфия". Флейты в ордене мевлеви передавались от от учителя к ученику. Многим из них сотни лет.
http://s3.uploads.ru/t/4fOB7.jpg


Знамя ордена дервишей мевлеви.

http://s2.uploads.ru/t/ElRYI.jpg

Ритуальные жезлы и оружие - бердыш, принадлежащие дервишам мевлеви.
http://s3.uploads.ru/t/3oG9r.jpg

От Дианы

0

36

КАХРИЕ-ФЕТХИЕ
Церковь Христа Спасителя в Полях
http://s2.uploads.ru/t/KlXiO.jpg

(греч. ἡ Ἐκκλησία του Ἅγιου Σωτῆρος ἐν τῃ Χώρᾳ) из ансамбля монастыря в Хоре — наиболее сохранившая свой первозданный вид византийская церковь в Стамбуле (бывш. Константинополь). С 1948 года открыта для туристов как музей Карие (тур. Kariye Müzesi), входит в число стамбульских памятников Всемирного наследия.
http://s3.uploads.ru/t/i1j5I.jpg

Название происходит от того, что до возведения Феодосием II нынешних городских стен церковь стояла вне стен императорской столицы, к югу от Золотого Рога. Сохранившееся здание построено тщанием Марии Дука, тёщи императора Алексея Комнина, в 1077-81 гг. Уже через полвека часть сводов обрушилась, вероятно, из-за землетрясения, и младший сын Алексея профинансировал восстановительные работы.
http://s3.uploads.ru/t/WPy9E.jpg

Церковь Хора была вновь перестроена после прихода к власти Палеологов, в 1315-21 гг. Ктитором выступал великий логофет Феодор Метохит. Свои последние годы он провёл в монастыре обычным монахом (сохранился его ктиторский портрет). Заказанные им мозаики и фрески — непревзойдённое художественное достижение Палеологовского возрождения.
http://s3.uploads.ru/t/K07rd.jpg

Во время осады Константинополя турками в 1453 году в монастырь была принесена икона Небесной Заступницы города — икона Богоматери Одигитрии. Через полвека турки заштукатурили все изображения византийского периода, чтобы обратить церковь в мечеть Кахрие-джами. Хора вернулась к жизни как островок Византии посреди современного исламского города в результате реставрационных работ 1948 года.
http://s2.uploads.ru/t/xy7Aj.jpg
http://s3.uploads.ru/t/Ybu9O.jpg
http://s2.uploads.ru/t/leOF0.jpg
http://s2.uploads.ru/t/kqALK.jpg
http://s2.uploads.ru/t/cxrXB.jpg
http://s2.uploads.ru/t/oMnxc.jpg
http://s3.uploads.ru/t/DYPOr.jpg
http://s3.uploads.ru/t/iXj6x.jpg
http://s2.uploads.ru/t/695Ul.jpg
http://s2.uploads.ru/t/RXtwG.jpg
http://s2.uploads.ru/t/7ozQZ.jpg
http://s3.uploads.ru/t/LZk8M.jpg
http://s2.uploads.ru/t/UPNyA.jpg
http://s2.uploads.ru/t/RH2sC.jpg
http://s2.uploads.ru/t/k6Y2d.jpg
http://s3.uploads.ru/t/JdPGv.jpg

От Дианы

0

37

Султаны Османской империи

http://s3.uploads.ru/t/0DVdx.jpg

Тюркские племена Се (Сахи) появились на западе Алатау ещё за 200 лет до Рождества Христова. Позднее они вынуждены были продвинуться ещё дальше на запад из-за притеснения тибетским племенем. За 130 лет до нашей эры западные тюрки под названием канлы встречаются в упоминаниях китайского путешественника Чжан Цан. В те времена канлы держали в подчинении пять небольших ханств: Бухара, Хива, Керман, Самарканд и Ташкент. В иудейской истории они более известны как скифы или саки.
В 1219 году в результате кровопролитных захватнических действий Чингиз-хана канлы были вынуждены отступить на земли Рума. Их предводителем в то время был хан Каби. На чужбине канлы переждали волну непрерывных войн и спустя несколько лет готовы были вернуться на родину под предводительством сына Каби-хана Сулеймана. Но желанию этому не суждено было сбыться: при переходе через полноводную реку Фрат Сулейман со своим народом утонул. Таким образом власть переходит к его сыну – отважному и смелому Торгулу. С частью канлы он остаётся у Арз-Рума и лично защищает земли Конии, которыми в то время управляет царь Аллаидден, от набегов сына Чингиз-хана Чагатая. В благодарность за совершённые подвиги Аллаидден назначает Торгула главнокомандующим своей армии и дарит земли Карашатау, Томанши и Эскуд.
Дар великолепного полководца передался и сыну Торгула – Осману. А вместе с даром - и должность главнокомандующего армии Конии. После смерти отца в 1272 году Осман занимает его место и значительно расширяет территорию царства за счёт захваченных земель. В 1282 году Аллаидден назначает Османа самостоятельным правителем одной из захваченных территорий – Караши Хасар. За всё время правления хана Османа его страна процветала и разрасталась, чтобы в конце концов превратится в одну из величайших империй всех времён и народов. Начало империи было положено в 1300 году, когда местные тюрки провозгласили себя османскими турками, а хан Осман стал первым турецким султаном.
История Османской империи насчитывает 36 султанов, каждый из которых в той или иной мере качественно повлиял на судьбу государства.

1. Ос ан Ер Тогрул-оглы (приставка оглы в переводе означает сын или потомок)
2. Орхан Осман-оглы
3. Мурат Худауандакар Орхан-оглы
4. Елдирим Баязид Мурат Худауандакар-оглы
5. Мехмед Баязид-оглы
6. Мурат Мухаммед-оглы
7. Мехмед Фатих II Мурат-оглы
8. Баязид II Мехмед Фатих-оглы
9. Яуыз Салим Баязид II-оглы
10. Ханун Сулеймен Яуыз Салим-оглы
11. Салим II Сулеймен-оглы
12. Мурат III Салим II-оглы
13. Мехмед III Мурат III-оглы
14. Ахмед Мухаммед III-оглы
15. Мустафа Мухаммед III-оглы
16. Осман II Ахмед-оглы
17. Мурат III Ахмед-оглы
18. Ибрахим Ахмед-оглы
19. Мехмед IV Ахмед-оглы
20. Сулеймен II Ибрахим-оглы
21. Ахмед II Ибрахим-оглы
22. Мустафа II Мухаммед IV-оглы
23. Ахмед III Мухаммед IV-оглы
24. Махмуд Мустафа II-оглы
25. Осман III Мустафа II-оглы
26. Мустафа III Ахмед III-оглы
27. Абдулхамит Ахмед III-оглы
28. Салим III Мустафа III-оглы
29. Мустафа IV Абдулхамит-оглы
30. Махмуд II Абдул-хамит-оглы
31. Абдулмажит Махмуд II-оглы
32. Абдулхамит II Абдулмажит-оглы
33. Абдул-Азиз
34. Абдул-Хамид II
35. Мехмед V
36. Мехмед VI Вахидеддин

0

38

Янычары

http://s3.uploads.ru/t/Z0ot6.jpg
Султан Мурад IV с янычарами

http://s3.uploads.ru/t/CNgO9.jpg
Янычары Османской империи во время осады Родоса.

Яныча́ры (тур. yeniçeri (йеничери) — новый воин) — регулярная пехота Османской империи в 1365—1826 гг. Янычары вместе с сипахами и акынджи (конницей) составляли основу войска в Османской империи. Были частью полков капыкулы (личной гвардии султана, состоявшей из рабов и заключённых). Янычарские войска выполняли также полицейские и карательные функции в государстве.Содержание 

История

В связи с расширением экспансии Османской империи возросла необходимость в реорганизации армии, создании нового регулярного дисциплинированного пешего войска. Янычарская пехота была создана султаном Мурадом I в 1365 из христианских юношей 12-16 лет. В основном в армию зачислялись албанцы, армяне, боснийцы, болгары, греки, грузины, сербы, украинцы, впоследствии воспитуемые в исламских традициях. Детей, набранных в Румелии, отдавали на воспитание в турецкие семьи Анатолии и наоборот.

Набор детей в янычары (девширме — налог кровью) был одной из повинностей христианского населения империи, поскольку позволял властям создать противовес феодальной тюркской армии (сипахам).

В янычары набирали исключительно христианских детей по разнарядке; иудеи были освобождены от девширме. Позднее исповедующие ислам бошняки и албанцы-мусульмане добились от султана права также посылать детей в янычары, так как многие добивались положения в обществе. От девширме также были освобождены жители Стамбула, владеющие турецким языком, физически и умственно неполноценные, а также женатые. Вероятно, последним обстоятельством отчасти объясняются ранние браки того времени.

Янычары считались рабами султана, жили в монастырях-казармах, им первоначально запрещалось жениться (до 1566) и заниматься хозяйством. Имущество умершего или погибшего янычара становилось имуществом полка. Помимо военного искусства, янычары изучали каллиграфию, право, теологию, литературу и языки. Раненые или старые янычары получали пенсию. Многие из них сделали гражданскую карьеру.

В 1683 янычары начинают комплектоваться также из мусульман. С конца XVI — начала XVII веков происходил процесс разложения корпуса янычаров. Они стали обзаводиться семьями, стали заниматься торговлей и ремеслом. Постепенно янычары превратились в консервативную политическую силу и орудие дворцовых переворотов. Так, в результате путча 1622 был убит султан. Похожее восстание произошло в 1807.

В 1826 году корпус янычаров был ликвидирован султаном Махмудом II при помощи сипахов и акынджи. Сигналом к насильственному расформированию послужили 15 артиллерийских залпов 14 июня по столичной казарме, в результате которых многие янычары погибли или были ранены.

Комплектование и обучение

http://s3.uploads.ru/t/6e8SE.jpg
Янычары патрулируют Смирну

После проведения девширме годные для службы мальчики направлялись в Стамбул. Здесь наиболее способных из них отправляли в Эндерун, где готовили для придворной службы. Остальных отправляли в янычарские корпуса. Их обучали военному делу, а также воспитывали в них послушание и покорность. Сначала мальчиков отдавали на воспитание в турецкие семьи, где они обучались турецкому языку, исламу и основам военного дела. Затем юношей направляли в т. н. «тренировочные корпуса», где они в течение не менее 6 лет проходили обучение под надзором евнухов. Их обучали владению многими видами оружия. Система набора со временем изменилась: так, в 1568 году в корпус было разрешено поступать сыновьям некоторых отставных янычар. А в 1594 году корпус открылся для всех добровольцев-мусульман.

Функции
http://s3.uploads.ru/t/FZsTf.jpg
Янычарские офицеры

завоевательные походы;
гарнизонная служба;
охрана султана;
городская полиция.

Структура

Основной боевой единицей корпуса янычар был полк (оджак «ocak») численностью около 1000 солдат. В период расцвета число полков (орта «orta») доходило до 196. Полки различались по происхождению и выполняемым функциям. Верховным главнокомандующим считался султан, но тактическое руководство осуществлял ага. Его помощниками были высшие офицеры корпуса — секбанбаши и кул кяхьяси. Янычары были тесно связаны с дервишским орденом бекташей, монахи которого играли роль капелланов. Орден также оказал значительное влияние на формирование иерархии янычарского корпуса. В целом отмечают сходство между янычарами и европейскими духовно-рыцарскими орденами.

Учебными подразделениями корпуса, а также янычарским гарнизоном Стамбула командовал истанбул агасы. Главным священнослужителем был оджак имам. Главным казначеем был бейтюльмалджи. За подготовку янычар отвечал талимханеджибаши. Старшими офицерами, отвечавшими за набор мальчиков в корпус на определённой территории империи и их подготовку, были румели агасы (он отвечал за проведение девширме в Европе), анадолу агасы (Азия), гелиболу агасы (Галлиполи). Позже появилась должность кулоглу башчавушу, отвечавшего за обучение и подготовку принятых в корпус янычарских сыновей.

Оджак состоял из 3 частей:
Джемаат (обычные воины) — 101 орта (в первую орта солдатом был записан султан)
Бёлюк (личная гвардия султана) — 61 орта
Секбан — 34 орта

В рамках полка-орта существовали следующие чины: сакабаши («начальник водного снабжения»), баш каракуллукчу (букв. — «старший помощник повара»; младший офицер), ашчи уста («старший повар»), имам, байрактар (знаменосец), векильхарч (квартирмейстер), одабаши («начальник казармы») и, наконец, чорбаджи (букв. — «суповар»; соотв. полковнику). Простые солдаты также имели свои собственные чины в зависимости от проявленных качеств и срока службы. Самый высокий чин отурака освобождал от участия в кампаниях и давал право заниматься торговлей.

Тактика

Во время сражения ведущая роль в наступлении отводилась коннице. В её задачу входил прорыв вражеской линии. При этих обстоятельствах янычары, выстрелив из ружей, строились клином и шли в атаку, используя мечи и иное оружие. На первых порах существования корпуса противник, особенно если он не располагал многочисленной дисциплинированной пехотой, как правило, не выдерживал подобной атаки. Янычары не стреляли залпами, отдавая предпочтение прицельной стрельбе. Среди янычар были особые ударные подразделения, называвшиеся серденгетчи (букв. — «рискующие головой») численностью ок. 100 добровольцев. Во время осады Вены осаждённые отмечали, что эти отряды были разбиты на более мелкие подразделения численностью по 5 янычар. В состав такого отряда входили меченосец, воин с гранатами, лучник и 2 воина с ружьями. Во время боя янычары часто использовали табор (заграждение из больших повозок). Во время осады Вены великолепно проявили себя янычарские инженеры.

Униформа и вооружение
http://s3.uploads.ru/t/Yq75V.jpg
Янычарский офицер. Рисунок Джентиле Беллини (конец XV в.)

Отличительной особенностью янычар были усы и бритая борода, что было нехарактерно для традиционного мусульманского населения. От остальных военнослужащих их отличал белый войлочный колпак (бёрк, или юскюф) с висящим сзади куском материи, напоминающим по форме рукав султанского халата или парадную шапку запорожского казака. Одежда янычар была скроена из шерсти. Униформа старших офицеров была оторочена мехом. Статус владельца подчёркивали ремни и кушаки.

Изначально янычары были искусными лучниками, а затем вооружились огнестрельным оружием. Сначала некоторые янычары носили полные доспехи, однако со временем отказались от них. Доспехи продолжали носить лишь воины из серденгетчи. На первых порах самым распространённым оружием янычар были луки и короткие копья. Позже, с переходом на огнестрельное оружие, лук не утратил популярности и остался престижным церемониальным оружием. Популярностью среди янычар пользовались и арбалеты. Янычары также были вооружены мечами (которые в начале существования корпуса были редкостью), саблями, кинжалами, ятаганами. Популярностью пользовались различные булавы, боевые топоры и разные виды древкового оружия (глефы, бердыши, алебарды, гвизармы), а также пистолеты (с XVII в.). Роль знамени выполнял котел для приготовления пищи (казан-и шериф).

Христианские янычары

В армии Речи Посполитой по турецкому образцу из добровольцев были сформированы свои собственные янычарские части.[1] Король Август II создал свою личную янычарскую гвардию. Вооружение и форма христианских янычар полностью копировала турецкие образцы, отличаясь цветом., в том числе войсковые барабаны были турецкого образца.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

0

39

ОТКУДА ВЗЯЛИСЬ ТУРКИ

http://s2.uploads.ru/t/N0M12.jpg

Краткая история народа

С одной стороны, неправильно утверждать, будто одни народы лучше других, а с другой, все они борются за существование и показывают в этой борьбе очень разные результаты. Кто-то просто сохраняет индивидуальность и выживает, а кто-то подминает мир под себя и строит империи. Понятно, что любая империя рано или поздно рушится и на пьедестал поднимается новый лидер, но память о его предшественнике остаётся навсегда. Турки когда-то были одними из самых успешных завоевателей. И пусть их империя развалилась, пусть в последние годы существования она приносила своим хозяевам много стыда и боли, затея того стоила. Как слава великого чемпиона стоит болячек и травм.

Приходили добровольцы

Предки нынешних турок были кочевниками, выходцами с Алтая. Их самоназвание «тюрк» означало «сильный», «крепкий». На Алтае они размножились и в VI веке двинулись на поиски лучшей доли. Заселили Сибирь, Поволжье, Среднюю Азию, Кавказ и к XI веку дошли до границ Византийской империи, которую и начали постепенно поедать. К этому времени куски от ослабевшей Византии откусили многие народы, в том числе и славяне, но только тюркам удалось проглотить её всю.

Заглатывание происходило по-удавьи медленно и заняло несколько веков. За это время завоеватели смешались с местным населением и из монголоидов превратились в почти европейцев. При этом самостоятельно тюрки всё равно бы греческую империю не переварили, не так много их было. Но поскольку они исповедовали ислам и воевали с христианской страной, под их знамёна стали стекаться добровольцы со всего мусульманского мира. Чтобы побороться за правое дело и заодно пограбить неверных. Они смешивались, превращались в один народ, но называли себя уже не турками, а османами – в честь успешного завоевателя султана Османа.

В 1453 году османы захватили столицу Византии Константинополь. На месте умершей православной империи выросла молодая и сильная исламская.

Кнут и пряник

Новые территории османы покоряли не только силой. Иногда они приходили по приглашению враждующих друг с другом восточно-европейских князей, оказывали им военную помощь. Таким образом, местные балканские феодалы сами рыли себе могилу, усиливая Османскую империю, которая впоследствии поглотит их всех.

С простолюдинами было ещё проще. Их положение в поздней Византии было незавидным. Большая часть плодородных земель на Балканском полуострове принадлежала монастырям и землевладельцам, жившим в городах на доходы с поместий. Турецкие оккупанты конфисковали землю у крупных хозяев и отдали её крестьянам. Естественно, последние отнеслись к новой власти очень хорошо.

Вообще экономика в новой империи оздоровилась и окрепла уже потому, что разрозненные территории после долгого перерыва объединились в единое пространство. Жить стало безопасней. Во-первых, прекратились многочисленные войны мелких князьков, а во-вторых, новая метла чисто метёт. Султанская власть установила эффективную судебную систему, резко снизившую преступность. Вору, пойманному с поличным, отрубали руку. Тому, кто лишь проявил склонность к краже, вонзали в руку нож и водили по улицам. Насильникам отрезали орган, с помощью которого они совершили преступление. За скотоложество и приставание к мальчикам били палками по пяткам. Прелюбодеев просто штрафовали.

Но, конечно, христианское население унизили. Молиться православным никто не запрещал, церкви не взрывали, но и новые не разрешали строить. Христиан обложили более высокими налогами, чем мусульман. Кроме того, с них брался «налог кровью». Христианские общины обязаны были отдавать каждого пятого неполовозрелого мальчика султану в рабы. Правда, это рабство было довольно почётным. Из мальчишек ковались кадры для госслужбы. Большая часть славянских рабов становилась янычарами.

Султанский спецназ

«Ени чери» по-турецки означает «новое войско». Эти подразделения появились в XIV веке при султане Мураде I. Султан постоянно воевал не только с внешними врагами, но и с ближайшими родственниками. В борьбе за престол ему сначала пришлось убить своих братьев, а потом и сына. При этом опираться на знать, из которой тогда в основном и состояла турецкая армия, было рискованно.

Султан решил, что для полной безопасности ему требуются абсолютно преданные люди. Таких нужно было выращивать «с нуля». Так что сперва корпус формировался из юношей, взятых в плен или купленных на рынке. А потом стал набираться среди христианских подданных. Прибыв в столицу, мальчишки принимали ислам и подвергались обрезанию. Наиболее сообразительные оставались в султанском дворце, прочих отдавали на воспитание в турецкие семьи для изучения языка и окончательной исламизации. Потом и те, и другие несколько лет обучались военной науке. На выходе получались супермены, владеющие всеми видами оружия и готовые не задумываясь убивать и умирать по приказу султана. Головной убор «спецназовцев», выполненный в виде рукава султанского халата, как бы пояснял, что они всегда находятся под рукой своего господина. Между прочим, его потом переняли запорожские казаки, с шапок которых тоже свисали разноцветные шлыки.

Янычары стали прообразом регулярной пехоты в то время, когда европейские армии в основном состояли из дворянской конницы. Несколько веков султанские гвардейцы были непобедимы. Самые способные из этих молодцов становились крупными чиновниками и богачами. Хотя поначалу это был почти монашеский орден, им даже не разрешалось жениться и обзаводиться имуществом. Но со временем запреты ослабли. Так что именно благодаря янычарам, набранным из славян, а потом женившимся на турецких девушках, сегодня нередко встречаются русоволосые и голубоглазые турки.

Великолепный век

В XVI веке Османская империя достигла своих максимальных пределов. Под властью султанов оказались половина Европы, Закавказье, Крым и весь Ближний Восток – Палестина, Сирия, Египет. Турецкая армия была самой большой, самой дисциплинированной и хорошо обученной в мире. На её вооружении находилась самая мощная артиллерия. Одним из сильнейших в мире был османский флот. Османам платил дань даже австрийский император.

Один из самых удачливых турецких полководцев Сулейман Великолепный в свободное от войн время писал стихи, был художником и архитектором, построившим много дворцов, мостов и мечетей. Ещё этот султан весьма успешно боролся с коррупцией. Говорят, что в его дворец ежедневно со всей страны свозилось до 40 голов нерадивых чиновников. Головы надевались на торчащие из дворцовой стены копья и висели годами, устрашая злодеев своим видом.

Несмотря на воинственность и кровожадность турок, иногда они могли быть весьма сентиментальными. Так, османская столица Стамбул стала раем для котов, по городским улицам и садам вальяжно разгуливали толстые непуганые зверюги. При мечетях обязательно существовали кошачьи кормушки. Традиция шла от самого пророка Магомета, который сказал, что он скорее отсечёт рукав своего халата, чем побеспокоит кошку, спящую на нём.

Богатеющая империя постепенно привыкала к комфорту. Даже самый бедный житель Стамбула не стал бы пить шербет безо льда. Последний доставлялся с гор в теплоизолирующих войлочных ёмкостях.

Брачные законы османов были, наверное, самыми прогрессивными в мире. Христианину в то время практически невозможно было развестись, а турку – легко. Для расторжения брака супругам нужно было друг друга «проклясть» в присутствии судьи. Мужчина мог свободно развестись в одностороннем порядке. Женщина тоже, но за небольшой выкуп. Пророк разрешил мужчине иметь четыре жены и даже бить их за непослушание, но в то же время закон детально регламентировал обязанности по отношению к ним. Запрещалось ласкать одну жену в присутствии другой. Проведя с женщиной ночь, нужно было оставаться у неё и днём. В случае невыполнения супружеского долга оголодавшая женщина имела право обратиться в суд. Про материальное обеспечение своих «четвертинок» и говорить нечего.

Так что брак считался делом дорогим и проблемным, и многие османские мужчины предпочитали вместо жён заводить наложниц. Тем более что их количество Пророк не регламентировал.

Детки в клетке

Понятно, что половая жизнь богатых и всемогущих султанов была интереснее, чем у подданных. Но её итоги и регламентировались жёстче. Закон XIV века строго предписывал: «После того как Аллах дарует одному из сыновей султанат, следует ради сохранения порядка умертвить его братьев». Всё потому, что, в отличие от европейцев, у турок власть не наследовалась автоматически старшими сыновьями. Учитывая, что жён и, соответственно, детей у султанов было много, это превращалось в серьёзную государственную проблему. Тем более что каждая женщина пыталась обеспечить власть именно своему ребёнку, плела заговоры, подкупала придворных и янычаров. Так что лишних приходилось истреблять.

Поскольку благородную кровь проливать было нельзя, незадачливых принцев душили шёлковой удавкой. Потом, правда, нравы смягчились и претендентов на престол стали изолировать в специальном отделе султанского дворца, так называемой Клетке. Это была скамейка запасных, на которой принц мог просидеть до конца жизни, а мог вознестись к вершинам власти. Иногда это вознесение было так неожиданно, что испуганные принцы принимали освободителей за палачей и чуть ли не мочились в шаровары. Характеры при такой системе выковывались самые странные.

Так, султан Селим II протомился в Клетке 39 лет, с утра до вечера переписывал Коран, изучил каллиграфию и стал крайне набожным… алкоголиком. Государственными делами и женщинами этот правитель практически не интересовался, хотя по настоянию визирей и произвёл шестерых сыновей.

Старший из этих сыновей, Мурад III, придя к власти, сразу удушил младших братьев. В первые годы правления он хранил верность единственной жене. Это встревожило его мать, понявшую, что невестка приобретает слишком большое влияние. И тогда мама стала покупать для сына на рынке самых красивых рабынь. Мураду подарок понравился. Настолько, что каждую ночь он стал проводить с несколькими новыми девушками. Медики даже переживали, что «это очень опасно, потому что у султана слабое здоровье и он может рухнуть замертво неожиданно для окружения». Тем не менее, Мурад не сдался и за последние 12 лет своей жизни наштамповал 24 сына и 32 дочери. При этом бывшая любимая жена продолжала спокойно управлять империей.

Уловка султанши-матери не сработала.

Секс по-пластунски

Гарем большей частью состоял из иностранных рабынь или турецких гражданок, но туда добровольно попадали и свободные европейские девушки – итальянки, француженки. Каждая мечтала вытянуть счастливый билет и стать сначала любимой женой – «кадиной», а потом и матерью нового султана. А если и не выиграть, то хотя бы получить свою законную порцию адреналина от интриг и грызни с конкурентками. Как в реалити-шоу.

При этом игра была рискованной. Уличённых в заговоре наложниц заворачивали в мешки с камнями и, уложив в маленькую лодочку, на прицепе вывозили на середину реки. Там опытный евнух переворачивал лодочку с грузом. А бывало, что девчонки страдали и ни за что. Султан Ибрагим I как-то с перепою проснулся в плохом настроении и велел утопить весь гарем. Просто чтобы завести новый.

Приглашённая в спальню повелителя женщина должна была соблюдать обязательные ритуалы. Дойдя до постели, приподнять одеяло и поднести его край ко лбу и щекам. Затем взобраться на ложе со стороны ног и робко ползти, пока не окажется напротив своего господина.
С другой стороны, мужчина, женившийся на султанской дочке, не мог войти в спальню без её разрешения, а войдя, целовал одеяло и полз к повелительнице.

Доктор сказал – в морг, значит, в морг!

Империя гнила с головы. Воспитанные в Клетках слабые султаны отдавали страну в управление своим матерям, жёнам, а то и евнухам, которые приобретали огромное влияние благодаря контролю над гаремами. Эта публика сеяла анархию и плодила коррупцию. В самых лучших случаях империей управляли умные Великие визири – премьер-министры. Правда, такие случаи происходили не слишком часто. По большому счёту, грамотные правители лишь тормозили развал османской сверхдержавы, а предотвратить его не могли.

Главной причиной упадка стало отсутствие новых завоеваний. В XVI веке османы забуксовали, приостановили натиск на Европу, а в XVII начали проигрывать сражения.

Военные империи всегда подпитываются за счёт ограбления новых территорий. Это как финансовая пирамида, которая выплачивает дивиденды старым акционерам за счёт новых и рушится, когда приток вкладчиков иссякает. Кроме того, после побед наступает период процветания и успокоения, такая «эпоха застоя», в которую правители и их подданные пользуются плодами предыдущих героических эпох, расслабляются, развращаются, привыкают к высокому уровню жизни, но драться за этот уровень хотят всё меньше.

Этот процесс хорошо виден на примере янычар. Некогда грозные и аскетичные сверхчеловеки сначала обзавелись семьями, потом добились права передавать свои должности детям. Как следствие, прекратился приток мальчишек со стороны. А делать боевых роботов из собственных детишек не захочет никто.

Из элитной боевой силы янычары стали превращаться в наследственную паразитическую элиту, которая свергала и приводила на трон султанов, занималась бизнесом, грабила мирное население, а воевать не хотела. Да уже и не могла. В начале 1826 года султан Махмуд II ликвидировал «новое войско», при этом стамбульские янычары не подчинились приказу о роспуске, подняли бунт и были поголовно истреблены полками, созданными по европейскому образцу.

Последних, правда, оказалось достаточно для расправы над янычарами, а вот для защиты империи от внешних врагов и для подавления бунтов на окраинах не хватило. И если в середине XVIII века Османскую империю называли «больным человеком Европы», то начиная с XIX-го окружающие хищники смотрели на неё уже как на мясо. Империя продержалась более ста лет лишь потому, что каждый из этих хищников не хотел подпускать к добыче конкурентов.

В XIX веке Англия и Франция не подпустили Российскую империю. А в 1920-м, когда англичане, французы и греки уже практически разделили Турцию, побеждённую в Первой мировой войне, та вдруг собралась с силами и разгромила оккупантов. Не без помощи Советской России.

Сейчас это уже не дряхлая империя, а молодая республика с крепкой экономикой и сильной армией. Иногда она показывает зубы соседям. И кто знает, может, в ближайшие десятилетия турки снова захотят побороться за чемпионский титул. Ведь мечта о новой Великой Османской империи никуда не делась.

Павел БУРИН

Общероссийская газета Моя семья

0

40

Почему полумесяц считается символом ислама?

http://s2.uploads.ru/t/qOXP2.jpg

Потому что он был символом династии Османов

Символ полумесяца намного старше ислама. К примеру, в Древней Греции он ассоциировался с чистотой и венчал голову богини Артемиды. Что касается первых мусульман, то они предпочитали обходиться без символов — ведь ни в Коране, ни в Суннах ничего о них не сказано. По легенде, в 1299 году Осман, властитель крошечного княжества на территории Малой Азии, увидел во сне полумесяц, который простирался от одного конца земли до другого. Приняв это за доброе предзнаменование, бей сделал полумесяц символом своей династии. Сон не обманул Османа — его потомки создали огромную державу и стали не только величайшими владыками в мусульманском мире, но и духовными его вождями — халифами. Неудивительно, что символ династии, полумесяц, стал ассоциироваться с исламом. Эта связь закрепилась в XIX веке, когда в дополнение к Красному Кресту был создан Красный Полумесяц. Но даже в наше время, когда полумесяц украшает флаги многих мусульманских государств, не все, кто исповедует эту религию, согласны считать его своим символом, например иранцы-шииты, давние враги Турции. Для них полумесяц, как всякое изображение, — чистое язычество.

Журнал Вокруг Света

0