"КИНОДИВА" Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Тайны нашего кино

Сообщений 41 страница 43 из 43

1

http://static.diary.ru/userdir/2/5/1/7/2517394/81905109.jpg

Тайны  http://s4.uploads.ru/t/kQITC.gif нашего кино

0

41


"Тени исчезают в полдень."

Опубликовано: 6 февр. 2016 г.

С этого фильма началась история сериалов в СССР. Однако он мог оказаться на полке. От запрета спас чиновник Госкино, который при режиссёрах разорвал требования цензуры, – случай беспрецедентный. Как за успех фильма пришлось расплачиваться исполнителям главных ролей? И почему так трагично сложились их судьбы?

=Spoiler написал(а):

0

42

"Семнадцать мгновений весны."

Как сложилась судьба Екатерины Градовой (радистка Кэт) после саги о Штирлице? Кто мог стать Штирлицем вместо Тихонова? Насколько тяжело давалась роль Вячеславу Васильевичу и с кем из партнёров по знаменитому фильму он успел попрощаться перед своим уходом? Почему режиссёр Татьяна Лиознова пожертвовала личной жизнью ради кино?

=Spoiler написал(а):

0

43

История создания картины «О бедном гусаре замолвите слово «

https://stuki-druki.com/biofoto/Walentin-Gaft-O-bednom-gusare-zamolvite-slovo.jpg
Валентин Гафт

Работа над фильмом стала тяжёлым испытанием для режиссёра и всей съёмочной группы. Сценарий фильма был написан летом и осенью 1978 года. В Комитете по кинематографии СССР сценарий не приняли, и Эльдар Рязанов отнёс его на Центральное телевидение СССР. Осенью 1978 года шли съёмки фильма «Гараж», а режиссёр ждал решения по фильму «О бедном гусаре замолвите слово». После долгих бюрократических проволочек сценарий был принят в производство на ТО «Экран».

Осенью 1979 года картина была запущена в производство на кинематографической базе студии «Мосфильм», а в декабре советские войска вступили в Афганистан. Это обстоятельство самым неожиданным образом сказалось на сюжете будущего фильма. Изначально, по замыслу создателей, Мерзляев был жандармским офицером, но, по настоянию телевизионного руководства, всякое упоминание об этом российском силовом ведомстве было исключено из сценария фильма. В результате Мерзляев стал невнятным чиновником по особым поручениям.

При этом, чтобы в его должности звучала причастность к спецслужбам, его наградили чином действительного тайного советника. Такой генеральский чин в Российской империи могли носить только высшие чиновники уровня министра. Сюжетный ход выглядел неправдоподобным. Чиновник такого ранга не стал бы лично приезжать в провинциальный город и заниматься мелкими интригами.

Были и другие правки: «Заведение мадам Жозефины» превратилось в «Салон мод мадам Жозефины», и гусары заходят в гости к белошвейкам и модисткам. Зрителям приходилось самим догадываться, что за эвфемизмом скрывался публичный дом. В результате этих, на первый взгляд, небольших изменений пришлось полностью переписывать весь сценарий, но смысловые нестыковки всё равно остались.

На роль Плетнёва пробовались Александр Абдулов и Валерий Шальных. Узнав от последнего о пробах, актёр Станислав Садальский, деливший с Шальных одну гримёрку в «Современнике», попросил почитать сценарий будущего фильма. По рекомендации Владимира Мотыля, у которого Садальский уже снимался ранее, Рязанов его утвердил на роль Плетнёва.

Одной из претенденток на роль Настеньки была Татьяна Догилева,  а на роль Афанасия Бубенцова пробовались Леонид Броневой и Александр Калягин.

В марте 1980 года завершились пробы актёров. Съёмки фильма прошли в Ленинграде, Павловске и московской усадьбе Братцево летом 1980 года и закончились уже в августе. Несколько раз по ходу работы над фильмом Рязанов получал распоряжения закрыть фильм, но за него вступались чиновники Госкино СССР. Сценарий претерпел множество изменений и цензурных пропусков.

«Работа над фильмом «О бедном гусаре…» была не только проверкой профессионализма, она была экзаменом на честность, порядочность и благородство. Содержание картины перекликалось с нашей жизнью, с нашей работой. Провокации, интриги, гнусности, о которых рассказывалось в нашем сценарии, мы испытывали на себе, снимая картину. Каждая сцена, которую предстояло снимать завтра, как правило, накануне переделывалась, уточнялась, дописывалась, что тоже усиливало хаос и неразбериху на съёмочной площадке. Пожалуй, «О бедном гусаре…» была моя самая непосильная работа. Удары сыпались со всех сторон, извне и изнутри.»— Эльдар Рязанов

В ноябре 1980 года прошла приёмка картины. Комиссия раскритиковала финал и потребовала не делать его столь трагическим. После сложных дискуссий Рязанову поначалу удалось сохранить трагикомедийный замысел и оставить смерть Бубенцова. Премьерный показ картины на ЦТ СССР состоялся 1 января 1981 года. Последнее цензурное изменение было внесено буквально за два дня до премьеры. Всемогущий председатель Гостелерадио Сергей Лапин, как известно, не любил сцен, связанных с церквями на экране, и распорядился о правке фильма.

В 1981 году зрители увидели финал, в котором не было короткой сцены с похоронами Бубенцова около церкви и некоторых других реплик героев. После этого картина не демонстрировалась на телевизионном экране около пяти лет, и следующий показ состоялся только 4 января 1986 года.

В 1996 году в рамках ретроспективы фильмов Эльдара Рязанова на телеканале «ОРТ» была показана расширенная режиссёрская версия фильма.

Возможно поклонникам фильма будут интересны отрывки из книги Э. Рязанова."Неподведенные итоги":

Из книги Эльдара Рязанова «Неподведенные итоги»

Что касается актеров, то участие Олега Басилашвили, Георгия Буркова, Валентина Гафта, Зиновия Гердта стало ясным еще во время сочинения сценария.Кроме этих артистов, никто и не пробовался.Кандидатура Евгения Леонова на роль Бубенцова возникла в самом начале подготовительного периода.Так что искали в основном молодых исполнителей - Настеньку и Плетнева.
После довольно долгих поисков и обширных кинопроб группа утвердила Ирину Мазуркевич из ленинградского театра имени Ленсовета и Станислава Садальского, работавшего тогда в московском "Современнике".Ирине Мазуркевич достался, пожалуй, наиболее слабый сценарный материал. Роль Настеньки была выписана бледнее, традиционнее других.Молоденькая актриса Бубенцова в сценарии все время мучается, страдает за папеньку и является покорной жертвой сладострастных поползновений Мерзляева.Ирина Мазуркевич, как мне кажется, обогатила роль, внесла краски, свойственные ей самой, сделала Настеньку более лукавой, решительной, хитрой, отчаянной...Несмотря на молодость, она отлично владела профессией:ей свойственны правдивость, чувство формы, она изящно и легко двигается, очень музыкальна.В роли был один пикантный момент, на котором "спотыкались" другие кандидатки.В сцене с Мерзляевым в тюрьме Настя, чтобы спасти отца, готова на все, даже на потерю девической чести.Пытаясь понять истинные намерения Мерзляева, играющего с ней, как кот с мышкой, она то расстегивает пуговки своего платья, то лихорадочно застегивает их опять.Так вот, некоторые претендентки расстегивали пуговки так, что становилось ясно: это занятие для них довольно привычно.Сохранить в такой скользкой сцене чистоту, непосредственность и наивность удалось только Мазуркевич...
...Станислав Садальский, в те годы еще не заматеревший и не раздобревший, обладал совсем иными способностями.Он был очень импульсивен, быстро и легко возбудим.Поэтому он артист, как правило, первого дубля.Он, без сомнения, очень талантлив, но иногда ему недоставало попросту ремесла.Он обожал свою профессию и готов был ради роли, ради достижения результата на любой поступок, в том числе и безрассудный.Садальский - порывистый, эмоциональный, темпераментный артист.Иной раз чересчур темпераментный.Интуиция у него замечательная, как актерская, так и человеческая.Но порой ему не хватало логического размышления над ролью, умения ее выстроить, распределить акценты.Короче, Садальскому нужен был поводырь, а конкретно - режиссер.В искусных руках это - благодарная глина,из которой можно было вылепить все.Наивность, внутренняя чистота, восторженность, простодушие Садальского тех лет, как мне думается,прекрасно совпали с ролью Плетнева.Актер обаятельно и с улыбкой показал, как в беспечном гуляке,храбреце, широкой, доброй натуре рождаются гражданские мысли и чувства, просыпается дремлющее до поры сознание, появляются глубокая серьезность и озабоченность за судьбу народа и Отечества.
...В нашей ленте иносказательно, на материале девятнадцатого века, на реалиях николаевской России говорилось о страшном, больном и зловещем периоде нашей жизни - о провокациях и репрессиях сталинщины, о произволе КГБ.....Встал вопрос о закрытии "Гусара"."Дело в том, - мы не верили своим ушам, в сценарии очернено "третье отделение".Этой тайной канцелярии времен Николая Первого в вашем сценарии придано слишком большое значение, и изображена она чересчур негативно:"Господи! Думал ли Бенкендорф, что через сто с лишним лет его честь будут защищать коммунисты, руководители советского телевидения, активные "строители социалистической России"!Конечно, забота о "третьем отделении" была понятна: руководители "Экрана" до смерти боялись огорчить ведомство, расположенное на площади Дзержинского.Они не понимали, что, ставя знак равенства между "третьим отделением" времен царизма и нынешней госбезопасностью, они выдавали себя с головой.Они, конечно, угадали наши намерения и стремились, обеляя николаевскую жандармерию, вступиться тем самым за КГБ.
...Было приказано выбросить четверостишие М. Ю.Лермонтова.Поясню: в эпизоде "Выбор натуры" Мерзляев с приспешниками и актер Бубенцов искали в окрестностях Губернска место, где надо будет произвести фальшивый расстрел мнимого заговорщика, которого изобразит провинциальный трагик. Цитирую текст сцены:
- Ага:значит, партнеров ставим там:кстати, сколько их? - спросил артист.
- Пять гусар и офицер, - подсказал Артюхов.
- Извините, господин граф, я просто хочу понять мизансцену:Ага:так:они стоят там, я выхожу, гордо оборачиваюсь:кричу:Кстати, если рублик накинете, я могу и стихами: "Прощай, немытая Россия, страна рабов, страна господ, и вы, мундиры голубые, и ты, им преданный народ:"
- Стихами не надо, - жестко пресек декламацию Мерзляев. - Ваши выкрики мы оговорили:"
Б.М.Хессин(руководитель "Экрана"), буквально повторяя Мерзляева, сказал:
- Стихов не надо!Во всяком случае, этих!
- Но это же Лермонтов! - взъерепенился я. - Это классика! Мы эти третьем классе проходили!..Это ведь…
- Не надо! - перебил меня Борис Михайлович. - И сами понимаете почему.
И фильме Евгений Леонов декламировал другие строчки: "Сижу за решеткой в темнице сырой, вскормленный в неволе орел молодой..."
...У меня сохранилось заключение творческого объединения "Экран" по поводу этого просмотра, подписанное редактором И. Власовой и утвержденное Б. Хессиным:…"В стилистической структуре фильма представляется излишней концовка эпизода расстрела Бубенцова (его смерть)" ...Сделать подобное критическое высказывание было равносильно тому (я не сравниваю качество произведений и дарования авторов), как если бы Толстому посоветовали, чтобы Анна не бросалась под поезд, Шекспиру порекомендовали бы оставить в живых, на его выбор, либо Ромео, либо Джульетту, а Островскому запретили бы убивать Ларису...Оставить Бубенцова в живых для нас было попросту исключено.Это делало бы нашу картину уязвимой, она превращалась бы в балаган, в ерничество над святым.Если герой не заплатит жизнью за свое прозрение, фильм, по сути, не состоится...
...Немало утрат случилось по дороге к экрану, и тем не менее, несмотря на мы все-таки сделали картину о том, о чем намеревались.Ее направленность читалась ясно.То, что мы на самом деле рассказывали не о николаевской России, а о наших днях, угадывалось невооруженным глазом.В ленте осталось немало едких реплик, многие сцены вызывали ассоциации с современностью.Фильм был пронизан горечью авторов, ненавистью к тоталитарному режиму, к произволу, к безнаказанности властей.Наша неприязнь к тайным методам, к провокациям, к слежке и стукачеству выпирала из всех пор фильма, можно сказать, из каждой перфорации.Наряженное для "проходимости" в песни, шутки, фарсовые эпизоды содержание ленты было в конечном счете мрачным и представляло собой обвинение против всего того, на чем держалась и держится российская империя.Ибо мы - верные наследники всего плохого, что было у царизма...Мерзляев и Бубенцов находились в тюремной карете, которая везла артиста на расстрел.Вот что сказал Мерзляев:"Господи!Как это получается? Обыкновеннейшие мещане, обыватели, вдруг становятся врагами Отечества".И вот что ответил ему Бубенцов:"А вы от имени Отечества не выступайте. Оно само разберется, кто ему враг, а кто друг. Со временем..." "

https://stuki-druki.com/aforizms/Basilashvili-O-bednom-gusare-zamolvite-slovo.jpg
Ирина Мазуркевич и Олег Басилашвили

0