Всеволод Илларионович Пудовкин.
Родился 16 (28) февраля 1893 года в Пензе - умер 30 июня 1953 года в Юрмале (Латвийская ССР).
Советский кинорежиссер, актер, сценарист, художник, педагог, общественный деятель, публицист.
Лауреат трех Сталинских премий (1941, 1947, 1951).
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1940).
Народный артист СССР (1948).
Режиссер Всеволод Пудовкин снял один из первых советских игровых фильмов — «Мать».
За картины об исторических личностях — «Минин и Пожарский», «Суворов», «Адмирал Нахимов» и «Жуковский» — он трижды получал Сталинскую премию.
Кроме этого, Пудовкин был одним из главных теоретиков советского кино.
Он первым в СССР заговорил о применении ускоренной съемки, на современном языке кино " слоу-мо".
Он впервые использовал монтаж с обратным кадром , который теперь называют — флешбеками.
В 1914 году ушёл на фронт Первой мировой войны, был ранен, взят в плен в январе 1915 года. В лагере под Килем в Померании работал химиком. В конце 1918 года бежал, вернулся уже в Советскую Россию. Вернувшись в Москву, работал делопроизводителем в военкомате, а через некоторое время нашёл работу химика в лаборатории завода «ФОСГЕН-1». В 1920 году поступил в Государственную школу кинематографии при Всероссийском фотокиноотделе Наркомпроса (ныне - ВГИК). В 1920-1922 годах учился в классе В. Р. Гардина, в 1923-1924 годах - в студии Л. В. Кулешова. Будучи студентом, Пудовкин начал принимать участие в создании фильмов. Вместе с Гардиным поставил пропагандистский фильм «Голод. Голод. Голод» (1921), написал сценарий ленты «Слесарь и канцлер» (1923, по пьесе А.В. Луначарского). Рисовал карикатуры для журнала «Безбожник». С 1921 года начал сниматься в кино как актер, дебютировав в фильме «В дни борьбы».
С 1925 года работал на киностудии «Межрабпом-Русь» (ныне - Киностудия имени М. Горького).
Учитывая большой интерес Пудовкина к естественным наукам, руководство студии поручило ему постановку научно-популярного фильма «Механика головного мозга» (1926), излагающего сущность опытов и учения физиолога И.П. Павлова. Фильм получил высокую оценку Рокфеллеровского института в США, использовался в качестве учебного пособия в университетах Англии.
В 1926 году вместе со сценаристом Н. А. Зархи и оператором А. Д. Головнёй создал фильм «Мать» по одноимённому роману Максима Горького. Фильм стал крупнейшим достижением советского кинематографа. Также снялся в картине как актер. В 1927 году вышел его фильм «Конец Санкт-Петербурга», который также принадлежит к лучшим достижениям немого киноискусства.
В 1928 году Пудовкин как режиссер снял свой очередной шедевр - картину «Потомок Чингисхана» по мотивам одноименного романа И. Новокшонова. Фильм о монгольском национально-освободительном движении начала 20-х годов.
Отличие Пудовкина от других мастеров монтажно-поэтического кинематографа 1920-х годов заключается в индивидуализированном (а не только типажном) показе героев на экране, внимательной работе с актёрами, дотошной проработке деталей в кадре.
Вместе с оператором А.Д. Головнёй Пудовкин добивался изобразительно выверенного кинематографического эффекта. С конца 1930-х годов снимал фильмы на киностудии «Мосфильм».
В 1938 году создал картину «Победа» (совместно с М.И. Доллером) о доблестных покорителях стратосферы. Далее работал в биографическом жанре: «Минин и Пожарский» (1939, с Доллером), «Суворов» (1941, с Доллером) - за оба фильма Сталинская премия 1941 года, «Адмирал Нахимов» (1947, Сталинская премия), «Жуковский» (1950, с Д.И. Васильевым, приз Карловарского кинофестиваля; Сталинская премия за 1951 год). Особенно был удачен фильм «Суворов» с Н.П. Черкасовым в главной роли.
Пудовкин был крупнейшим кинотеоретиком своего времени.
Автор книг «Кинорежиссёр и киноматериал» (1926), «Киносценарий. Теория сценария» (1926), «Актёр в фильме» (1934).
Источник: https://stuki-druki.com/authors/Pudovkin-Wsevolod.php Штуки-дрюки ©